Причины и последствия нелегальной миграции
Что такое нелегальная миграция: ее причины и последствия
Истоки нелегальной миграции
Как нетрудно догадаться, нелегальная иммиграция — это преступление, связанное с пересечением государственных границ или нарушением режима пребывания в той или иной стране. Вообще человек, желающий перебраться жить за границу, должен обратиться в иммиграционную службу, получить разрешение на проживание или сразу ВНЖ.
Несколько лет «санкционированного» проживания — и путешественник может оформлять ПМЖ (постоянное место жительства), а затем получать гражданство.
На данный момент больше всего кочевников направляется в европейские страны и США из Сирии, Ирана, Ирака, Сомали и государств Чёрной Африки. Некоторые из них добираются и до России — и, увы, каждый второй работает здесь неофициально. Если вы хотите тщательнее разобраться, что такое миграция вообще и в современном мире в частности, читайте другие статьи на нашем сайте.
Но далеко не все мигранты готовы тратить время и деньги на получение документов — им гораздо удобнее пойти на риск и оставаться в тени. Бывает и такое, что человек перебирается за рубеж вполне легально, а затем перестаёт продлевать ВНЖ. Обобщая случаи незаконной миграции, можно выделить три типа таких преступлений:
- по степени продуманности — организованные и стихийные; первый тип актуален в первую очередь для трудовых мигрантов, второй — для беженцев;
- по количеству человек, перебирающихся за рубеж, — индивидуальные и групповые;
- по способу пересечения границы — через неохраняемую территорию, через официальный пограничный пункт по поддельным документам или через официальный пограничный пункт по подлинным документам (в последнем случае мигрант становится нелегальным в тот момент, когда его виза или разрешение на проживание заканчивается).
Почему появляются нелегальные мигранты
Вполне естественно, что люди стараются узнать, как нелегально иммигрировать и задержаться в другой стране, не от лучшей жизни. Часто нарушители перебираются за границу вместе с семьями, и примерным гражданам развитых государств это кажется глупым. И действительно, кочевники серьёзно рискуют, ведь сотрудники иммиграционной службы могут применить к ним следующие меры:
- наложение штрафа: так, в Японии за пребывание в стране без соответствующих разрешений с человека могут потребовать 300 000 йен — на 2016 г. это приблизительно 2 580 €;
- лишение свободы: в Израиле, например, мигранты сидят в тюрьмах до установления личности, а прохождение официальных процедур занимает примерно месяц;
- депортация из страны.
Более серьёзные меры применяют к людям, способствующим нелегальной миграции и нанимающим сотрудников, не оформивших соответствующих бумаг. Такую деятельность могут оценить тюремным сроком до четырёх лет. И всё же причины, по которым люди нелегально переезжают за рубеж сами или содействуют в этом другим, довольно веские:
- экономическая выгода – в большинстве развитых стран существует значительный спрос на «дешёвый» неквалифицированный труд, и для приезжих из восточных и африканских государств работа с большими рисками всё равно более выгодна, чем труд на родине;
- безопасность — нелегальные мигранты бегут от стихийных бедствий, войн, от притеснений по религиозным убеждениям, и проблемы, связанные с нарушением законов, кажутся им несущественными, ведь главное — спастись;
- личные причины — укрыться за границей нередко стремятся люди, которые на родине нарушили закон или столкнулись с недоброжелателями.
Также появлению нелегальных приезжих в развитых государствах способствуют лазейки в законах и недостаточно строгие наказания, с одной стороны, и коррумпированность органов, занимающихся проблемами мигрантов, с другой. Что касается не самих кочевников, а преступников, организующих поставки дешёвой рабочей силы, то их привлекают в первую очередь лёгкие деньги. По статистике, нелегальная миграция — одна из самых доходных форм чёрного бизнеса.
Побочные эффекты
Как и любое правонарушение, нелегальное пересечение границы приносит проблемы полицейским, сотрудникам иммиграционной службы и «исконному» населению страны. Однако нелегко приходится и самим приезжим. Кочевники ищут себе жильё, устраиваются на работу и приобретают необходимые товары и услуги, в том числе дорогостоящие, — и всё это, естественно, с риском для здоровья и даже для жизни.
В частности, начальники теневых предприятий нарушают права нелегальных мигрантов, ведь даже те не обязаны трудиться в опасных условиях за мизерную плату. В итоге приезжие часто занимаются вредным производством, не получая социальной и медицинской помощи, при этом рабочий день длится для них дольше, чем для официальных тружеников, а зарплата может не превышать прожиточного минимума.
Так что в странах, где процветает нелегальная миграция, с большой долей вероятности:
- увеличится количество опасных рабочих мест. В России на 2014 г. их стало 32%, тогда как в 2004 г. насчитывалось порядка 18%;
- встанет проблема перенаселения спальных районов — на окраинах крупных мегаполисов мира, в том числе в США, можно найти небольшие квартиры, где живёт по 10 человек и даже больше;
- вспыхнут недовольства среди рядовых налогоплательщиков, так как нелегальные приезжие так или иначе будут получать базовую медпомощь, окольными путями пристраивать детей в общеобразовательные учреждения, пользоваться общественным транспортом;
- возрастёт шанс возникновения вирусных эпидемий (болезни могут быть весьма тяжёлыми, вплоть до туберкулёза).
Нелегальные иммигранты — это и рост преступности. Нарушение правил пребывания в стране незаконно само по себе, но приезжие часто наносят ущерб окружающим, а это, в свою очередь, ведёт к ответной волне преступлений, уже на почве ксенофобии.
Наиболее распространённые правонарушения мигрантов:
- подделка документов;
- дача взяток;
- изготовление и/или покупка фальшивых денег;
- разбой;
- воровство;
- домогательства.
Из-за подобного поведения нелегальных мигрантов честным приезжим становится намного труднее социализироваться. Граждане развитых стран поневоле привыкают к тому, что гости из зарубежья — преступники, и далеко не всегда проявляют толерантность к иностранцам.
Согласно статистике, 70% легальных мигрантов, даже сумевших преодолеть языковой барьер и обустроиться на новом месте, постоянно испытывают чувство тревожности и нуждаются в психологической помощи. К счастью, во всех европейских странах и в России действуют службы, помогающие иностранцам адаптироваться.
Европу накрывает нелегальная миграция: Видео
Проблема нелегальной миграции в современном обществе
Переселение народов – явление, уходящее корнями в далекое прошлое; но большая часть причин, которые вынуждали людей менять место жительства, актуальны по сей день. Жизнь в современном обществе обязывает нас знать и соблюдать законы, которым подчиняется данный процесс. Нелегальная миграция в современных реалиях приобрела масштабы крупной, затронувшей интересы большей части мировых держав, проблемы. Как справляются с этим вовлеченные в процесс страны, имеет значение не только для их жителей, но и для самих мигрантов.
- Что представляет собой незаконная миграция
- Кого принято называть нелегалами
- Что заставляет мигрантов становиться нелегалами
- Какие проблемы влечет нелегальная миграция
- Меры наказания для нелегальных мигрантов
- Депортация иностранцев
- Куда чаще всего стремятся нелегалы
- Подводим итоги
- Нелегальная миграция – кто виноват и что делать: Видео
Что представляет собой незаконная миграция
Каждое государство располагает специальным сводом законов, которые помогают регулировать процесс пересечения границы иностранцами и их пребывание на его территории. Осуществить въезд в другую страну можно несколькими способами:
- на основании внутреннего гражданского паспорта;
- при наличии выездного заграничного паспорта;
- только после получения визового штампа через консульство страны визита;
- получив разрешение на въезд в аэропорту прибытия;
- запросив электронную визу.
Если люди планируют обосноваться в чужой им стране надолго или вообще навсегда, при пересечении границы у них обязательно должно быть визовое разрешение специального образца. По этому принципу всех прибывающих в то или иное государство лиц можно разделить на две группы:
- мигранты, прибывшие в страну законно;
- те, кто пересек границу нелегально, то есть в обход миграционного законодательства.
Кого принято называть нелегалами
Прежде чем приступить к подробному анализу, кто такие нелегалы, следует отметить, что они также могут быть подразделены на две категории: добровольные и вынужденные.
Первые сознательно принимают решение, куда именно хотят переехать. Как правило, у них есть время на раздумье, а следующие за этим действия – ни что иное, как хорошо продуманное преступление.
Вынужденные нелегальные мигранты чаще всего бегут от каких-либо угрожающих обстоятельств, иногда даже не имея времени собрать вещи или подумать о том, какие формальности необходимо соблюсти, чтобы оказаться на иностранной территории.
Таким образом, нелегальные мигранты – это:
- иностранные лица, которые находятся на территории другого государства без документов, которые бы могли удостоверить их личность, или с фальшивыми документами;
- лица, пересекшие границу, не имея законных оснований, или те, кто предоставил поддельные данные;
- иностранцы, пребывающие в другой стране на основании просроченной визы. Сюда же можно отнести студентов, которые не выехали после окончания учебы, а также наемных работников, у которых завершился трудовой контракт;
- дети, которые рождены на иностранной территории. Хотя здесь нужно учитывать законодательство государства. Например, в России родившийся на ее территории малыш может быть признан россиянином, если ему отказано в гражданстве страны, к которой принадлежат его родители, или один из них уже имеет паспорт РФ. В каких еще странах похожие порядки читайте в статье.
Большой ошибкой будет, однако, полагать, что все перечисленные лица не могут рассчитывать на помощь и поддержку от государства, в котором они пребывают, поскольку у них нет документов.
Каждый гражданин является носителем прав человека, в каком бы статусе не находился в чужой стране.
Права нелегальных мигрантов прописаны в Европейской социальной хартии. В ней говорится, что каждый человек имеет право на минимальное обеспечение жильем и убежищем в неотложной ситуации. Данное предписание распространяется в том числе и на тех, кто находится на территории государства без каких-либо законных оснований.
Убежище власти любой страны обязаны предоставить даже тогда, когда прибывших нелегалов в перспективе попросят покинуть территорию страны. Данное право неразрывно связано с уважением человеческого достоинства. Узнайте как получить убежище в Германии.
Кроме того, мигранты могут рассчитывать на:
- неотложную помощь медиков;
- жилье (вначале беженцы живут в специальных лагерях);
- питание;
- срочный уход;
- необходимый набор одежды.
Конвенция по защите прав человека, подписанная в 1950 году, гласит, что независимо от того, находится гражданин в той или иной стране законно или нет, он должен быть защищен от трудовой эксплуатации и торговли людьми. Еще один документ – Конвенция ООН по правам детей – требует, чтобы каждый несовершеннолетний имел доступ к образованию, даже если его родители имели неосторожность нелегально мигрировать в чужую страну.
Что заставляет мигрантов становиться нелегалами
Чтобы решиться на незаконное пребывание на зарубежной территории, нужны очень веские причины. И чаще всего они таковыми и являются. Случаи, когда люди пытаются перебраться в другую страну нелегально, просто не желая утруждать себя оформлением документов или переоформлением визы, можно считать единичными.
В большинстве ситуаций нелегалы имеют весомые основания для незаконного переезда. Условно разделим их на три группы:
- экономическая выгода подразумевает обстоятельство, что в большом количестве развитых стран имеется большой спрос на дешевую рабочую силу, в основном неквалифицированную. Для представителей некоторых государств Африки и Азии это лучше, чем работа за гроши у себя на родине. Больше о трудовой миграции читайте здесь.
- безопасность – многие мигранты – беженцы – спасаются бегством от войн, стихийных бедствий, преследований на почве религии. В этом случае нарушение законодательства для них является меньшей бедой, чем та, которая может постигнуть на родине;
- личные основания – чаще всего они есть у тех, кто бежит от преследований закона за совершенное преступление и те, кто просит политического убежища.
Способствуют появлению нелегалов недоработки в законах и коррумпированность миграционных чиновников.
Какие проблемы влечет нелегальная миграция
Как и любое другое нарушение закона, незаконная миграция имеет негативные последствия для всех сторон. Нелегалы в Европе, США и других благополучных странах мира в первую очередь сталкиваются с проблемами с полицией, службой миграции, приносят некоторые неудобства местным жителям. В то же время им предстоит решить множество вопросов: жилье, работа, покупка товаров первой необходимости. Иногда все это сопровождается риском для жизни или здоровья.
Работодатели тоже не стесняются нарушать закон, а заодно и права нелегалов, принимая их на предприятия с вредными и опасными условиями труда. В итоге новоприбывшие оказываются в тяжелой ситуации, не имея доступа к медицинскому обслуживанию и не получая социальной поддержки.
Таким образом, государства, которые являются популярными у нелегалов, рискуют столкнуться со следующими явлениями:
- увеличение количества рабочих мест в опасных условиях. Например, в России этот показатель за последнее десятилетие увеличился с 18 до 32%;
- перенаселение некоторых регионов. На окраинах мегаполисов во всех развитых странах мира существуют квартиры, где проживает по 10 человек, а то и больше;
- рост недовольства коренного населения;
- увеличение вероятности эпидемий.
Распространенным стало мнение, что нелегальные мигранты – в большинстве своем преступники. И если говорить так обо всех без исключения переселенцах нельзя, то сложно отрицать, что преступность в городе, перенаселенном чужестранцами, неустанно увеличивается. Сам по себе факт незаконного пребывания в стране – это уже правонарушение.
Самыми распространенными среди нелегалов действиями, которые выходят за рамки закона, являются:
- изготовление фиктивных документов;
- взяточничество;
- подделка денег;
- воровство;
- разбой;
- домогательства.
Такое поведение не способствует толерантности местных жителей по отношению ко всем иностранцам, независимо от того, в каком статусе они находятся в их стране.
Меры наказания для нелегальных мигрантов
Последняя пятилетка была отмечена не просто ростом потока мигрантов в страны Европы, США, Канаду и другие регионы планеты, которые отличаются более-менее стабильной экономикой и благополучием, а настоящим миграционным кризисом, который чуть было не привел к распаду Шенгенской зоны и существенно отразился на политических отношениях многих стран.
Тем, кто планирует обосноваться на чужбине в обход миграционных норм, неважно, будет он представителем Сирии, Афганистана или одной из республик СНГ, следует помнить, что власти мировых держав проводят активную политику по борьбе с незаконным пересечением границ. Отвечать перед законом придется не только тому, кто прибыл в обход его норм, но и тому, кто оказал в этом содействие, приютил мигранта на своей жилплощади или принял на работу: этим лицам грозит штраф за нелегала в довольно большом объеме.
Депортация иностранцев
Первое, что может постичь нарушителя миграционного законодательства, – депортация. Она подразумевает высылку иностранного лица. В Российской Федерации ответственность за данную процедуру возложена на ГУВМ МВД РФ (бывшая ФМС).
Кроме того, что задержанный будет выдворен за пределы страны, законы которой он нарушил, ему еще будет запрещен въезд в нее на протяжении определенного времени. Попасть в “черный” список особенно нежелательно тем, кто намерен в будущем еще посещать данное государство. Узнать о том как проверить есть ли запрет на выезд за границу.
Порядок депортации нелегалов без документов в каждой стране выглядит по-своему. Чаще всего нарушителя сопровождают вплоть до посадки на рейс в страну его гражданства или туда, откуда он прибыл. Подробнее о депортации читайте тут.
Куда чаще всего стремятся нелегалы
Большинство людей, которые спасаются сегодня бегством от опасных жизненных ситуаций, имеют гражданство Сирии, Афганистана, некоторых африканских стран. И самым желанным для них берегом в сложившихся условиях является Европа. Миграционный кризис ощутили на себе и регионы, расположенные на других континентах, но самый большой удар приняли именно европейские страны.
Чтобы добраться сюда, нелегалы готовы пойти на все, даже пожертвовать жизнью, пускаясь в опасное путешествие на открытых лодках по морю. В период 2014-2015 годов, ставших пиковыми в ситуации с мигрантами, сводки новостей ежедневно пестрели сообщениями о погибших в море нелегалах, которые пытались доплыть на европейскую часть континента.
Начальной точкой для тех, кто добрался живым, являлись Греция, Македония, Турция. Самые отважные направлялись далее – Франция, Германия, Швеция, Италия. О том
Благодаря договоренностям, достигнутым между Евросоюзом и Турцией, первый получил отток мигрантов на турецкую территорию, а вторая – обещание интеграции в ЕС, которое и сегодня еще не выполнено.
Разобраться более детально, как распределены нелегалы сегодня по европейским державам, вам поможет статья «Мигранты в Европе».
Подводим итоги
Переселение в другую страну в обход миграционных правил – серьезное правонарушение, которое влечет за собой депортацию и запрет на въезд. Но даже это не может остановить лиц, которые бегут из своей страны в силу непреодолимых обстоятельств: войны, разбушевавшейся стихии, религиозного или другого преследования.
Нелегальные мигранты могут быть как добровольными, так и вынужденными, но никто из них не лишен прав человека: они могут рассчитывать на предоставление минимальной социальной защиты, убежища, еды, одежды, медицинской помощи.
Нелегальная миграция – кто виноват и что делать: Видео
Нелегальная миграция
Конституционно-правовой статус физических лиц |
Основные статусы |
Гражданство |
Нелегальная миграция — миграция с нарушением миграционного законодательства страны.
Содержание
Терминология
Под определение нелегальных мигрантов попадают следующие категории:
- Иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на ее территории без документов, удостоверяющих личность, или же с поддельными документами.
- Мигранты, незаконно пресекшие границу государства, а также те, чье право на въезд является сфабрикованным.
- Иностранные граждане, находящиеся на территории государства с просроченной визой, а также иностранные студенты, не покинувшие страну по истечению срока учёбы и рабочие с просроченными трудовыми договорами.
- Дети, рожденные иностранными гражданами на территории государства (зависит от законодательства страны: в частности, в России ребенок признается гражданином, если, по крайней мере, один из родителей является россиянином или оба родителя являются иностранцами, но их ребенку отказано в гражданстве в стране, гражданами которой они являются).
Факторы нелегальной миграции
Среди факторов нелегальной иммиграции выделяются следующие:
- экономическое отставание стран-«поставщиков» нелегальных иммигрантов от стран-«потребителей».
- потребность работодателей в дешёвой рабочей силе.
- попытка нелегального иммигранта избежать уголовной ответственности, к которой он должен быть привлечён на территории той страны, гражданином которой он является (особенно при использовании фальшивых документов, удостоверяющих личность).
Последствия
Одними из самых явных последствий нелегальной миграции являются:
- Создание предельно низкого стандарта трудовых отношений работодателями, нанимающими нелегальных иммигрантов.
- Нарушение жилищного кодекса, иными словами перенаселение занимаемых жилых площадей, так как нелегалы или их подрядчики стараются сэкономить на аренде.
- Разрушение семей, так как мигранты-рабочие вынуждены очень долго находиться далеко от своих семей.
- Экономическое бремя для налогоплательщиков, так как иммигрантам приходится пользоваться медицинскими услугами в общественных мед. учреждениях, их дети посещают общественные школы, увеличиваются расходы муниципалитетов на поддержание правопорядка, и т.п. Так, ежегодно на лечение туберкулёза у гастарбайтеров из бюджета выделяется 75 миллионов рублей. [1] В это же время нелегальные мигранты и их работодатели не платят налоги; по оценке директора ФМС Ромодановского, бюджет России ежегодно теряет до 40 млрд рублей от неуплаты налогов нелегальными мигрантами. [2]
Недокументированная трудовая миграция в СНГ
Зачастую фразой “нелегальная миграция в СНГ” заменяют фразу “недокументированная трудовая миграция в СНГ”, что является ошибкой. У России нет визового режима со республиками СССР (кроме Грузии и Туркмениии), откуда в основном идёт в СНГ трудовая миграция, поэтому нелегальной миграции из этих республик быть не может. Когда у трудовых мигрантов из стран безвизового въезда бывают не в порядке документы (нет разрешения на работу или нет регистрации, или эти документы просрочены), их следует называть “трудовые мигранты с неурегулированным статусом”, или “недокументированные трудовые мигранты”.
По данным органов власти СНГ: «Экономический ущерб, причиненный СНГ нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 000 000 000 долларов … ежегодно мигранты вывозят из СНГ свыше 10 000 000 000 долларов» — заявил глава Федеральной миграционной службы (ФМС) СНГ Константин Ромодановский, 15.09.2006 [источник не указан 1306 дней] . По экспертным подсчётам из СНГ ежегодно мигрантами вывозится от 2 300 000 000 долларов до 6 540 000 000 долларов
Если, согласно официальным данным, доля иностранных работников составляла в 2009 году 3,1% от общей численности занятых в СНГ, то реальная доля, учитывая нерегулируемую составляющую миграции составит 8-9%. Этот показатель близок к соответствующей пропорции во многих принимающих странах Европы, таких как Италия, Великобритания или Германия.
СНГ в 2009 году официально приняла 581000 трудовых мигрантов. Число недокументированных трудовых мигрантов в СНГ в 2009 году по экспертным оценкам составило 3000000-5000000 человек.
Нелегальная миграция в других странах
В США существует огромная проблема нелегальной иммиграции. По официальным оценкам около 12 миллионов (а по неофициальным около 40 миллионов) нелегальных мигрантов находится в стране. Существует две категории нелегалов: те, кто приехали легально, и остались с просроченными иммиграционными документами, и те, кто пересек границы страны нелегально. Большинство [источник не указан 927 дней] нелегальных мигрантов попали в США через южную границу с Мексикой, в основном из Мексики и других стран Латинской Америки. 90 % — мексиканского происхождения.
Япония
Япония имеет низкий уровень легальной иммиграции и в ней почти не существует нелегальной иммиграции.
Южная Корея
В стране легально работают 2 млн мигрантов, в основном из Китая, Индии и СНГ. Нелегальных мигрантов около 3 000 000 человек, в основном из Арабских стран, КНДР и Китая.
В стране легально работают 3 000 000 человек, а нелегальных мигрантов по разным данным составляет от 4 000 000 до 6 000 000 человек.
Китай
В Китае легально работают 8 млн человек, а нелегальных мигрантов из Пакистана и Индии составляет до 50 млн человек, из которых 300 тысяч приходится на Россию.
Австралия
В Стране легально работает 3 млн человек, нелегально 5 млн человек. При этом количества легальных мигрантов растёт ежегодно на 300 тысяч человек, когда как нелегальных мигрантов уменьшается на 9% ежегодно.
Швейцария
В Швейцарии на референдуме 24 сентября 2006 года две трети жителей (около 70 %) высказались за резкое ограничение иммиграции. Итоги референдума стали результатом деятельности правых политиков. Новые законы станут преградой тем, кто под предлогом политического убежища хочет обеспечить для себя более высокий уровень жизни. Решению народа Швейцарии может помешать присоединение к Шенгенскому соглашению, которое вступило в силу 1 января 2007 года и создаст лазейки для желающих остаться под самыми разными предлогами.
Европа
Особую проблему для Европейского континента несут мигранты из Африки. Так, мигранты из Африки, ища счастья на Европейском континенте, платят по 2 тыс. у.е за перевоз через Средиземное море. При этом доплывают далеко не всегда — часто тонут или гибнут от истощения.
Израиль
- Алия Бет — нелегальная иммиграция евреев в Палестину в период с 1933 по 1948 годы.
- Нелегальная иммиграция из Африки в Израиль — явлениe, которое началось во второй половине 2000-х и продолжается по сей день.
Литература
Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования) М.: Гендальф, 2004
Григорьев М., Осинников А. Нелегальные мигранты в Москве. М., «Европа», 2009, 260 стр.
Население России 2009 Семнадцатый ежегодный демографический доклад. Ответственный редактор А.Г. Вишневский М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011, 334 стр.
Ссылки
- Антон Морван“Негры этого Мира” 13 авг 2012
- Лариса Косыгина“Россия: Иммиграция в цифрах, рынок труда и ксенофобия – обзор российской прессы” EurasiaNet, 24 октября, 2011
- Вакуленко Е.С., Цимайло В.В.Учёт нелегальной миграции населения: методы и оценки Демоскоп-Weekly № 479 – 480 26 сентября – 9 октября 2011
- Население России 2009 Семнадцатый ежегодный демографический доклад. Ответственный редактор А.Г. Вишневский М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011, 334 стр. раздел 5. Миграция
- Богуславская О.«Дом с привидениями» (2007)
- Проблема нелегальной иммиграции в контексте современной реальности
- Журнал «Отечественные записки» № 4 (19) (2004) Тема номера: Миграция: угроза или благо?
- Л.Д. Ерохина, М.Ю. БурякНелегальная миграция и организованная преступность: региональные аспекты (2005)
- Осипов А.Что в России означает понятие «регулирование миграции»? Миграция и национальное государство. СПб.: ЦНСИ, 2004. С. 15-45.
- Нелегальная иммиграция. Беседа на СвободаNews
- Карелина Н. А.Нелегальная миграция в США: до и после НАФТА // Нелегальная иммиграция. — Главный редактор В. А. Ионцев. Москва: МАКС Пресс, 2002, с. 94-105
- Слово в защиту мигрантов
- Сайт «Нелегалы»
- Профсоюз трудящихся-мигрантов – занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве исмежных отраслях
- Комитет «Гражданское Содействие» – благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам
- Международная организация по миграции в России
- Immigrant News-Queens – ежедневные новости о законах, публичных акциях, происшествиях, связанных с иммиграцией
- Democracy NOW! – подраздел известного новостного портала Democracy NOW! c новостями о проблемах иммигрантов
- COLOR LINES – аналитический сайт о проблемах иммиграции в США
- Immigrant Magazine – Голос иммигрантов Америки
- NNIRR – Национальное объединение в защиту прав иммигрантов и беженцев
- Justice for Immigrants – Католическая ассоциация за создание позитивной реформы в защиту прав иммигрантов
- Числа-США — оказывает давление и лоббирование против иммиграции
- VDARE — расистский сайт против нелегальной иммиграции
Причины и условия нелегальной миграции
Выяснение факторов (факторов), которые детерминируют нелегальную миграцию, является необходимым условием эффективного предотвращения этим проявлениям, а также позволяет понять предопределенность такого антисоциального явления, как нелегальная миграция и, соответственно, определить ее размеры и характер. Этот вопрос важен еще и потому, что нелегальная миграция является явлением, которое саморазвивается и самодетермінується в рамках общей системы – общества в целом, а также детерминирует целый ряд других негативных социальных явлений.
Объективное и точное определение причин является ключом к познанию всей совокупности процессов, которые способствуют нелегальной миграции, иерархии и взаимосвязей компонентов такой совокупности. Только такой подход даст справедливы оценки:
o эффективности воздействий правовых методов и форм;
o реальной способности государственных и негосударственных структур эффективно выполнять возложенные на них обязанности;
o путей совершенствования всего государственно-правового механизма противодействия известным проявлениям нелегальной миграции.
Заметим: любое ненаучное объяснение причин прогрессирующего состояния нелегальной миграции негативно сказывается на практике противодействия этому явлению, приводит к нежелательным результатам. Чем лучше будем знать причины, тем целенаправленнее сможем действовать по нейтрализации этого негативного явления.
Нелегальную миграцию, как и другие негативные социальные явления, обусловливает целая система факторов. В этой связи возникает закономерный и важный в научном и практическом плане вопрос о характере и роли тех или иных факторов нелегальной миграции. Поэтому факторами нелегальной миграции признают явления, процессы, другие факторы, которые осуществляют любой детерминирующее влияние на нелегальную миграцию, предопределяя ее как явление и порождая конкретные проявления.
По сферам распространения и содержанию факторы нелегальной миграции можно разделить на: 1) социально-экономические; 2) политические; 3) организационно-управленческие; 4) правовые; 5) морально-психологические и другие.
Социально-экономические и политические факторы нелегальной миграции.
проблемы в экономической и социальной сферах ведут к возникновению противоречий и конфликтных ситуаций, которые стимулируют рост криминализации общества. Среди населения возникают слои, которые живут за чертой бедности, бездомные, безработные, разочаровавшись в ценностях, которые защищает закон, и готовы на любые, в том числе противоправные, способы удовлетворения своих потребностей. Они попадают в острые стрессовые ситуации и подвергаются различного рода морально-психологических унижений.
В ряде негативных последствий этого стоит и вынужденная миграция населения, которая несет в себе значительный криминогенный потенциал, поскольку связана с потерей лица своего предыдущего социального статуса, жилья, работы.
В местах прибытия наиболее острыми для них являются проблемы жилья, трудоустройства, которые особенно обострились в условиях безработицы.
Вынужденные миграции резко отличаются от вызванных производственной необходимостью организованных переселений, например, в страны, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. В последних случаях мигранту, как правило, гарантируется место работы, зарплата и жилье. Этого не скажешь в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, которые уже понесли материальных и социальных потерь в местах своего проживания. Все это усложняет процесс их адаптации к новым условиям жизни.
Внешние факторы социальной среды взаимодействуют с личностными характеристиками вынужденных мигрантов. Почти все они находятся в состоянии стресса. По данным миграционной службы, даже среди тех, кто преодолел все трудности и благополучно устроился на новом месте, около 70% сохраняют ощущение психологической травмы.
Через эти объективные и субъективные факторы мигранты являются наиболее уязвимым объектом для любого криминогенного влияния. Если они сами не совершают преступлений, то легко становятся их жертвами.
Экономическими факторами, которые могут выступать общими причинами и условиями нелегальной миграции и причинами и условиями преступности мигрантов, являются, в частности:
o нестабильная экономическая ситуация в государстве;
o снижение уровня жизни граждан, сопровождаемое безработицей, невыплатой зарплаты, лишением социальных льгот, образует социальную основу детерминации преступлений, связанных с удовлетворением естественных жизненных потребностей населения;
o нелегальная миграция как форма организованной преступности занимает одно из первых мест по прибыльности;
o значительный сектор “теневой экономики” (возможность длительное время нелегально работать на рынках, например на рынке “7 км” в Одесской области, в строительстве и т.д.);
o массовое прибытие мигрантов значительно ухудшает условия жизни коренного населения, обостряет социальные конфликты между местными жителями и приезжими;
o слабое материальное обеспечение государственных органов и учреждений, которые занимаются нелегальной миграцией;
o относительно дешевые социальные услуги;
o высокая стоимость депортации нелегальных мигрантов (депортация одного нелегального мигранта из Украины стоит около 1000 долларов США);
o распространение коррупции и злоупотреблений в сфере контроля и предотвращения нелегальной миграции, коррупционные действия чиновников в сокрытии нелегальных мигрантов, их легализации, непосредственное прикрытие преступных группировок, которые занимаются контрабандой людей;
o наличие противоречий, когда на фоне увеличения количества состоятельных и богатых людей, рост их прибылей много государственных служащих, наделенных полномочиями в обеспечении охраны границы, не имеют даже умеренного достатка.
Среди социальных предпосылок существования нелегальной миграции необходимо выделить отсутствие позитивного отношения к иностранцам и отсутствие действенной системы социального, прежде всего общественного, контроля, в том числе за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических и общественных деятелей, что делает такую деятельность непрозрачной.
В политических факторов нелегальной миграции можно отнести, в частности:
o просчеты в политике реформирования Украинского государства и общества (ложная идеология реформ);
o торможения назревших политических процессов, что привело к незавершенности формирования политической системы, медленного развития политической структуры и сознания общества;
o политическую нестабильность, которая, в частности, проявляется в нестабильности существующих отношений с другими государствами;
o споры мигрантов с местными жителями стимулируют объединение и тех, и других по национальным, земляческим признакам, что ведет к созданию специфических криминальных формирований;
o наличие в Украине хорошо организованных диаспор и представительств отдельных организаций фундаменталистской направленности, что создает благоприятные идеологические и материальные условия для развертывания сети баз и лагерей для нелегалов;
o разветвленность политической системы и наличие большого количества политических партий и, соответственно, слабость местного самоуправления;
o дисбаланс функций и полномочий ветвей власти, который порождает искривление общественных отношений в функционировании властных структур, что не может не сказаться негативно на выполнении властными институтами своих функций, а в конечном итоге – и на результатах их деятельности. Такая ситуация, кроме всего прочего, создает благоприятные условия для злоупотребления в сфере миграционных процессов, принятие неправовых и незаконных решений;
o сужение политических основ демократии, усиление авторитаризма;
o отсутствие должной политической воли относительно системного противодействия нелегальной миграции, которая проявляется, в частности, в бессистемном подходе к созданию законодательной базы в этой сфере;
o недостаточную определенность, непоследовательность и недостаточную научную обоснованность проводимой политики в сфере предотвращения нелегальной миграции.
Необходимо отметить, что политические факторы нелегальной миграции могут быть обусловлены социально-экономическими и другими особенностями страны, с которой мигранты выбывают, а именно:
o политические преследования, смена политических режимов;
o разнообразные дискриминации (расовая, этническая, религиозная);
o стихийные бедствия;
o реформы в государстве;
Организационно-управленческими факторами выступают, несовершенная система организации власти, неэффективная система государственного управления, гипертрофированные полномочия бюрократического аппарата. Неэффективность государственного управления – один из основных факторов криминализации общества. Таким образом, создается ситуация, когда неэффективность государственного управления неизбежно стимулирует наличие противоправных отношений, среди которых есть и нелегальная миграция, которая, в свою очередь, снижает эффективность государственного управления.
Факторами организационно-управленческого характера, которые могут иметь форму общих причин и условий нелегальной миграции и непосредственных причин и условий действий, связанных с нелегальной миграцией, в частности, являются:
o отсутствие четкой регламентации деятельности государственных служащих относительно процедуры осуществления служебных полномочий, принятия решений, выдачи официальных регистрационных документов;
o малое количество пунктов временного пребывания иностранцев, которые подлежат принудительной депортации;
o слабый контроль за деятельностью туристических фирм, операторов и коммерческих структур, занимающихся трудоустройством и обучением иностранцев в Украине;
o неудовлетворительное обустройство северо-восточного участка государственной границы – основного направления проникновения м и грантов в Украину;
o недостаточность контроля за деятельностью юридических и физических лиц, которые приглашают или принимают в Украине иностранцев и лиц без гражданства;
* отсутствие действенного механизма выдворения иностранцев из Украины;
o низкий уровень информационного обеспечения учета иностранцев, которые официально прибывают в Украину, в частности транзитом;
o привлекательное геополитическое расположение Украины, что способствует транзита нелегалов в страны Западной Европы;
o дублирование родственных функций органами государственной власти, несогласованность действий различных властных структур, непоследовательность и противоречивость их решений, а также дублирование полномочий государственных служащих в сфере миграционных процессов;
o несогласованность действий различных ведомств и служб, межведомственное распыление финансирования, что снижает уровень контроля за миграционной ситуацией (на сегодня миграционными проблемами в Украине занимаются несколько ведомств, в частности, отдельные подразделения в составе МВД, Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий; Министерство юстиции, Министерство труда и социальной политики, Министерство иностранных дел и Государственная пограничная служба);
o низкая эффективность деятельности правоохранительных органов в приграничных регионах, отсутствие должной ответственности за порученный участок работы и результаты деятельности;
o несовершенство миграционной статистики, поскольку в связи с учетом мигрантов по факту регистрации значительное количество лиц, которые въезжают в Украину или выезжающих из нее, не оформляют регистрацию, вообще статистикой не охватывается;
o отсутствие реального влияния неправительственных организаций на состояние дел в сфере борьбы с нелегальной миграцией в государстве;
o отсутствие постоянных контактов с представителями иностранных диаспор;
o недостаточная работа с общественностью;
o отсутствие упорядоченной системы правоохранительных органов, которые организовывают и осуществляют в полном объеме выявления, предотвращения и раскрытия преступлений, связанных с нелегальной миграцией.
К факторам правового характера, которые имеют форму социальных предпосылок нелегальной миграции, следует отнести:
o ненадлежащее обеспечение реализации в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других институтов государства и общества принципов верховенства права и законности;
o распространен правовой нигилизм как со стороны лиц, которые нелегально пересекают границу Украины, так и со стороны должностных и служебных лиц, которые должны организовывать и обеспечивать меры по предотвращению нелегальной миграции;
* отсутствие во многих случаях предусмотренных законом возможностей удовлетворения гражданами-иностранцами своих жизненных потребностей легальным способом.
Возможность нарушать закон, действовать вопреки ему, с одной стороны, и негативное отношение к праву и закону – с другой, а также вынужденность удовлетворять жизненные потребности незаконным путем – все это создает благоприятные условия для существования нелегальной миграции.
Правовыми факторами, которые могут выступать как общие причины и условия нелегальной миграции, в частности, являются:
o недостатки нормативно-правовой базы, которая не приведена к требованиям Конституции Украины и сохраняет превосходство чиновничества над населением, чрезмерную закрытость, не способствует созданию четкой системы контроля за пересечением границ;
o отсутствие на нормативном уровне целостной системы средств предупредительного воздействия на причины и условия, способствующие нелегальной миграции и противоправным деянием, связанным с нелегальной миграцией;
o пробелы и нечеткость законодательства, которое предусматривает ответственность за нелегальную миграцию и регламентирует деятельность государственных органов, ведущих борьбу с этим явлением;
o ограниченность правовых оснований для получения статуса беженца, – лишь 4% от общего количества обращений получают статус беженца;
o отсутствие четкой процедуры привлечения иностранцев к юридической ответственности за нарушение отечественного законодательства;
o малая ответственность за деяния, связанные с нелегальной миграцией;
o недостатки в ратификации Украиной международно-правовых актов, регламентирующих деятельность по предотвращению нелегальной миграции;
o просчеты в формировании управленческих структур и определения их компетенции, а именно: между государственными органами, на которые возложено регулирование иммиграционных процессов (Министерство иностранных дел, Ми нос трест в о внутренних дел, Министерство юстиции, Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба и др.), отсутствуют эффективно действующие информационно-аналитические связи, а нормативные акты, которыми они руководствуются в своей деятельности, имеют, в основном, временный характер и не во всем согласованы между собой.
Морально-психологические факторы, что способствуют значительному распространению нелегальной миграции в Украине, связаны с такими основными моментами:
o деморализацией общества, девальвацией моральных ценностей, моральные принципы потеряли свой прежний статус и значение в функционировании общества и регулировании общественных отношений;
o социально-экономической и политической нестабильностью общества, которая порождает у граждан, в том числе лиц, уполномоченных па выполнение функций государства, чувство неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне;
o перетаскиванием интеллектуальных ресурсов из одной страны в другую. По интеллектуальным потенциалом активно охотятся те предприятия и фирмы, транснациональные корпорации или объединения, которые успешно используют его для инновационных нововведений, причем, как в сфере производства, так и в искусстве, культуре, науке;
o мировоззренческими мотивами, потому что именно в поисках тех культурных взглядов, что является для индивида или группы наиболее приемлемыми и благоприятными, этнически или религиозно привлекательнее, граждане мигрируют в другие страны, к сожалению, не всегда легально;
o непризнанием значительной частью населения нелегальной миграции социальным злом, непониманием ее общественной опасности для общества, государства или отдельной личности;
o распространением корыстной направленности в деятельности служащих разрешительно-регистрационной сферы, их готовности к нарушению закона и норм морали, а также зорієнтованістю значительной части нелегальных мигрантов на противоправное решения жизненных вопросов.
Уместно будет отметить, что почти каждый седьмой гражданин Украины не желает жить рядом с лицами другой расы или лицами без гражданства, что, в свою очередь, вызывает моральное разложение общества, которое порождает апатию, пессимизм, падение доверия к власти и другие негативные эмоции.
Социологические исследования свидетельствуют: большое количество нелегальных мигрантов в Украину привлекает ее геополитическое положение, которое дает реальную возможность попасть в страны Западной Европы. Даже те нелегальные мигранты, для которых Украина была последним пунктом их путешествия, через некоторое время всплывают попробовать попасть в страны Западной Европы. Положение вынужденных мигрантов из бывших республик СССР очень тяжелое в Украине, поэтому многие из них не имеют возможности и средств оставаться здесь. Они ищут путей попасть на Мероприятие: 17% беженцев из бывших республик СССР покинули места постоянного проживания вследствие экстремальных ситуаций, почти 30% – в связи с материальными проблемами и желаниями изменить что-то лучше, 7% вынужденных мигрантов, выехавших самостоятельно, желающих выехать на Запад.
Изложенное свидетельствует о невысокой морально-психологическую готовность населения к решительному противодействию нелегальной миграции – невысокая, а за такой морально-психологической ситуации общество не только привыкло к нелегальных мигрантов, приспособив к ним правила поведения, а признает нелегальные миграционные отношения допустимыми с точки зрения морали, и эффективными – с позиции достижения результата.
Проанализированы факторы нелегальной миграции не являются постоянными и исчерпывающими, они – лишь часть основных детерминант, которые предопределяют существование этого явления в Украине. Но и они свидетельствуют о том, что нелегальная миграция является порождением не одного или нескольких, а целой системы разных по характеру, силой детерминирующего влияния и сфер проявления социальных предпосылок.
Рефераты Для Тебя
Рефераты, курсовые, контрольные готовые и на заказ
ПОИСК ПО САЙТУ
РУБРИКИ
- Английский язык
- БЖД
- Бизнес-планирование
- Бухгалтерский учет
- Геология
- Геополитика
- Государственное регулирование экономики
- Демография
- Информатика и математика
- Информационные технологии управления
- История
- Культурология
- Логика
- Логистика
- Маркетинг
- Материаловедение
- Медицина
- Менеджмент
- Муниципальное право
- Муниципальное управление
- Налогообложение
- Педагогика
- Политология
- Правоведение
- Психология
- Разработка управленческого решения
- Система государственного и муниципального управления
- Социология
- Стратегическое планирование
- Территориальное проектирование и землепользование
- Трудовое право
- Управление общественными отношениями
- Физкультура
- Философия
- Финансовый менеджмент
- Финансы и кредит
- Экология
- Экономика
- Экономическая география
Нелегальная миграция
1. Причины и последствия нелегальной миграции
1.1 Понятие «миграции»
1.2 Причины нелегальной миграции
Список использованной литературы
1. Причины и последствия нелегальной миграции
1.1 Понятие «миграции»
Миграция — неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире развитие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграции вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.
Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение дано в Большой Советской Энциклопедии. Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: «Миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев».
Развитие интеграции в современном мире резко усиливает миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями, произошедшими за последнее десятилетие.
Происходящие миграционные процессы, как в мире, так и в России неоднородны. В этой связи в юридической литературе делались попытки классифицировать миграцию по тем или иным родовым признакам. Наиболее полная и объективная классификация, на мой взгляд, дается Л.В. Андриченко и В.О. Елеонским. Исходя из определения основных направлений миграционных потоков, они различают миграцию по причинам (добровольная, вынужденная и принудительная), по типу (внешняя и внутренняя), по временным критериям (возвратная и безвозвратная). Также они выделяют индивидуальную, семейную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.
Наиболее тяжелые как для личности, так и для общества, государства последствия, по мнению указанных авторов, несет вынужденная миграция. Так же, как и добровольная, она может иметь различные характеристики. Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные переселенцы), возвратной и безвозвратной, легальной и нелегальной и т.д.
1.2 Причины нелегальной миграции
В последнее время происходит постепенная трансформация характера миграции: из рефлекторной, вызванной конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюционную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами. Среди них выделяются, например, экономические причины, отсутствие перспектив трудоустройства, обнищание населения, дискриминационный характер законодательства по отношению к отдельным категориям лиц, несоблюдение прав человека и др.
Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прошлом государства – Союза ССР, вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Строительство новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля – эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.
Также следует учитывать, что, несмотря на многочисленные пессимистические оценки, наша страна остается, в своем регионе, экономически довольно сильной и после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существования. В сравнении с этими государствами, в которых произошел развал крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях) и, как следствие, экономики, Российская Федерация смогла обеспечить своим гражданам более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни. Сделать это наша страна смогла за счет развития в результате экономических реформ на рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности и т.д. Обратной стороной медали как раз и стал огромный поток мигрантов, в том числе нелегальных, которые, пользуясь слабостью российского законодательства, «прозрачностью» наших границ и некомпетентностью правоохранительных органов, «хлынули в нашу страну и затопили ее». В нашей стране, как впрочем и в других, уже сформировались отрасли труда, в которых работают практически только гастарбайтеры. Это происходит из-за нехватки рабочих отдельных профессий и специальностей, а также из-за нежелания местного населения выполнять предлагаемую работу (при довольно высоком уровне безработицы в стране). Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.
Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики. Например, во многих европейских странах процедура получения разрешения на работу является очень тяжелой и длится много месяцев. Если речь идет, например, о сезонной работе, для мигранта она вообще теряет смысл. В России для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов.
Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в нашей стране сложилась благоприятная ситуация для нелегальной миграции. Не только экономические, но в большой степени и политические причины, а также внутренняя ситуация в стране «подпитывают» нелегальную миграцию. Только после ликвидации данных причин мы сможем контролировать миграционные потоки в Россию.
Список использованной литературы
- Борисов В.А Демография. Учебник для вузов. – М., 2008.
- Волгин Н.А. Демография. – М., 2007.
- Рыбаковский Л.Л., Архангельский В.Н., Иванова А.Е. Практическая демография. – М., 2005.
- Саградов А.А., Ионцев В.А. Введение в демографию. – М., 2007.
Сколько стоит обучение во Франции
Система образования во Франции отличается от российской. Здесь нет домашних заданий и допустимы споры с преподавателями, зато учебный день длится по 10 часов, а перемены — всего по 5 минут. Стоимость учебы во Франции ниже, чем в других европейских странах, благодаря тому, что государство постоянно увеличивает объем финансовой поддержки в сфере образования.
(Национальная школа администрации)
Цены указаны за год.
Цены на учёбу в школах Франции
Учеба в общеобразовательных учреждениях и получение среднего французского образования проходит в 3 этапа:
- В начальной школе учатся дети 6-11 лет. Этот этап нацелен на приобретение начальных навыков грамотного письма, риторики и счета.
- С 11 лет французы обучаются в коллежах (среднее образование). По мере перехода в следующий класс добавляются новые дисциплины. Для предметов, в знании которых ребенок проявил успехи, предусмотрено более глубокое изучение.
- 15-летний школьник решает, будет ли он в дальнейшем получать высшее образование или это не входит в его планы. В зависимости от сделанного выбора, ученик поступает либо в профессиональные лицеи (после окончания можно продолжить обучение в техникумах), либо в технологические или общеобразовательные лицеи (после выпуска возможно получение высшего образования).
В государственных школах Франции могут учиться бесплатно не только граждане страны, но и иностранцы. Это выгодно отличает страну от прочих европейских государств. Для поступления достаточно отправить убедительное мотивационное письмо, пройти собеседование, тесты на знание французского языка и основных школьных дисциплин. Затраты в этом случае составят не более 2000 EUR в год (оплата пансиона). Но принимают учеников из других стран только на этапе учебы в лицее.
Частные школы набирают иностранных школьников любого возраста. Некоторые учебные заведения работают по аналогу с государственными программами, другие — используют собственные методики. В таких школах преподаватели часто дают материал на английском языке, а программы соответствуют британским.
5 лучших французских частных школ
Цены на обучение в школах Франции зависят от престижности учебного заведения и методик обучения:
- Notre-Dame International High School (Международная школа Нотр Дам). В школе учатся дети от 15 лет, преподавание ведется на двух языках — английском и французском. Для детей, в недостаточной степени владеющих языком или не владеющих совсем, проводятся дополнительные занятия. Помимо общеобразовательных дисциплин, школа предлагает большое количество внеклассных занятий: театральные, танцевальные, спортивные. В резиденции школьники размещаются по 1-2 человека, на каникулах проходят организованные поездки по Франции и близлежащим странам. Год учебы в школе обойдется в 25000 евро (сюда входят обучение и проживание)
- Saint-Denis International School осуществляет образование на английском и французском языках, проводит уроки французского языка даже с нулевого начального уровня. Детей принимают с 12 лет, иностранным школьникам предоставляется жилье в школьной резиденции. Год обучения стоит 10900 EUR.
- Лицей Ecole des Roches набирает учащихся уже с 11 лет. Лучшие преподаватели страны готовят детей к получению степени бакалавра по экономической, литературной и научной специализации. В лицее особое внимание уделяется занятиям спортом. Цена за учебный год — 38500 евро.
- Школа-пансион Excellencia с начала обучения дает возможность детям выбрать интересующие направления учебы. Дети учатся здесь с 11 лет по французской системе образования. Выпускники школы получают степень бакалавра, которая позволяет продолжить образование в любом вузе Франции. Спортивных секций здесь — более 30. Год обучения — 21700 EUR.
- Частная школа The International Bilingual School of Provence IBS принимает детей от 11 лет. Программа обучения — двуязычная. Педагоги готовят учеников к экзамену IGCSE, успешная сдача которого дает шанс поступить в любой университет мира. Цена за академический год — от 22600 евро.
- Подбор учебных заведений с учетом ваших требований
- Оформление документов и виз
- Официальные цены на обучение без агентской комиссии
- Полное сопровождение на всех этапах обучения
- Наблюдение за вашим ребенком 24 часа (при необходимости)
Сколько стоят подготовительные курсы к поступлению в университет
Подготовительные курсы организуются при университетах и языковых школах. По завершению программы учащиеся сдают экзамен на сертификат DALF (диплом об углубленном изучении французского языка), по результатам которого можно поступить в любой университет страны. Минимальная стоимость недельного курса 200 EUR (INTERNATIONAL HOUSE). Программа изучения — интенсивная, жилье предоставляется.
ВУЗы Франции: как поступить, цены
Выбор вуза определит, сколько стоит образование во Франции. Высшее образование в стране можно получить в университетах или высших и специализированных школах. Основное преимущество французских государственных университетов заключается в том, что русский студент может учиться там бесплатно наравне с гражданами страны. Для зачисления в университет Франции придется сначала закончить один курс российского вуза (из-за того что в России учатся в школе 11 лет, а не 12).
Базовый пакет документов, необходимый для поступления (с переводом на французский язык и нотариально заверенный):
- результаты тестов TCF-DAP или TCF-TP и экзаменов DELF или DALF (подтверждают владение французским языком);
- аттестат или диплом;
- мотивационное письмо.
Небольшие суммы придется отдать в качестве регистрационного взноса (примерно 300 евро) и платы за социальную страховку (200 евро). К лучшим государственным университетам Франции можно отнести: Страсбургский университет; университет Монпелье; Сорбонна.
Высшие и специализированные школы дают образование высокого качества по узким профилям (журналисты, художники, топ менеджеры), обучаться можно только платно. Для зачисления на первый курс необходимо сдать вступительные экзамены TAGE-MAGE (на французском языке) или GMAT (на английском). Стоимость обучения в высших школах колеблется от 500 EUR (инженерные специальности) в год и достигают 20000 EUR за годовой курс (медицинские направления).
Популярные частные вузы:
- Academie Internationale de Management, AIM (Международная академия менеджмента) готовит специалистов по гостиничному бизнесу — в Европе это очень перспективное направление. Стоимость года учебы на бакалавриате — 8000 евро, на магистратуре — 8900 евро.
- Istituto Marangoni выпускает дизайнеров и специалистов в индустрии моды. Более 90% студентов трудоустраиваются внутри страны. Академический год стоит 28230 евро.
- Le Cordon Bleu – школа кулинарии, гастрономии и гостеприимства. Выпускников охотно принимают на работу французские рестораны. Цена за год учебы — от 15900 EUR.
Диплом бакалавра в вузах Франции можно получить за 3 года, спустя еще 2 года — магистерскую степень. Продолжить заниматься научной работой можно, поступив в аспирантуру.
Варианты бюджетного обучения во Франции
Полученная стипендия может значительно повлиять на то, сколько будет стоить обучение во Франции.
Стипендии назначаются за общий высокий балл (выше 4-х по пятибалльной системе) и наличие исследовательского проекта. Для будущих магистров предусмотрены стипендиальные выплаты от государства в размере 250 евро ежегодно (социальное покрытие) и 767 евро (покрытие обучение). Частные вузы могут устанавливать свои размеры стипендий, выплаты достигают 21500 EUR в год (бизнес-школа EDHEC).
Также у российских студентов некоторых факультетов есть возможность пройти бесплатную стажировку во Франции. Особенно востребованы будущие журналисты, художники, искусствоведы, архитекторы. Государство предоставляет студентам скидку на пользование общественным транспортом, размер достигает 50%.
Дополнительные студенческие расходы: проживание, питание
Без учета дополнительных расходов, представление о ценах на учебу во Франции не будет полным. Иностранному студенту заселиться в студенческое общежитие практически невозможно. Количество мест там невелико, предоставляются они только по-настоящему нуждающимся гражданам.
Поэтому обычно студенты из других стран снимают квартиры. Цена на аренду не меньше 400 евро в месяц, обычно сумму делят на двоих. В Париже стоимость на съемное жилье еще выше — не менее 500 EUR. Там квартиры снимают целыми студенческими компаниями.
Еда в предприятиях общественного питания тоже достаточно дорогая. Средний чек в кафе — 15 евро. Зато в аналогах студенческих столовых можно пообедать за 2 евро. Лучше всего закупать продукты и готовить самостоятельно: 1 кг свинины стоит 10 EUR, целая курица — 4 EUR, 1 литр молока — 1 EUR.
Во французские вузы каждый год поступают 5000 российских студентов. Выпускников, хорошо себя зарекомендовавших, охотно принимают на работу лучшие компании страны. Тогда появляется возможность не только устроиться на престижную работу, но и получить французское гражданство.
Программы
Материал подготовил: Шолохов Иван Андреевич
Шолохов Иван Андреевич, 1975 года рождения, г. Москва, окончил факультет иностранных языков МПГУ, там же защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом».
Обучение во Франции, высшее образование для иностранцев, государственные и частные университеты и школы
- УСЛУГИ
- СТРАНЫ
- Австрия
- Британия
- Германия
- Голландия
- Греция
- Европа
- Испания
- Италия
- Канада
- Китай
- Скандинавия
- США
- Франция
- Чехия
- Южная Корея
- Япония
- Австрия
- Британия
- Германия
- Голландия
- Греция
- Европа
- Испания
- Италия
- Канада
- Китай
- Скандинавия
- США
- Франция
- Чехия
- Южная Корея
- Япония
Во Франции высшее образование — важная часть внутренней политики: около 20% средств госбюджета выделяется на качественное обучение. Именно поэтому Франция привлекает абитуриентов со всего мира.
Рассказываем, как поступить во французский вуз и получить стипендию Эйфеля.
Французские вузы ежегодно принимают 343 400 иностранных студентов, около 3700 из них — граждане России.
Наиболее популярные направления обучения во Франции: IT, лингвистика, преподавание, медицина, инженерия и искусство.
Бакалавриат длится три года, магистратура — от года до двух лет.
Типы университетов
Во Франции около 3500 высших учебных заведений. Они делятся на три категории: государственные университеты, Grandes Écoles, частные университеты.
Обучение во французских вузах проходит в формате лекций, семинаров и практической работы. Студенты получают теоретические и практические навыки в различных областях. При поступлении в университет не нужно сдавать экзамены.
В число лучших вузов Франции входят:
Grandes Écoles (Высшая школа) — государственные и частные университеты с государственной аккредитацией и академическими традициями. Как и университеты, Высшие школы готовят специалистов в различных сферах.
При поступлении в Grandes Écoles нужно сдавать вступительные экзамены. Требования для поступления очень строгие. Подготовка к экзаменам может занимать до двух лет.
Частные школы готовят студентов к практической деятельности в областях гражданской авиации, архитектуры и промышленного дизайна. К специализированным школам также относят творческие вузы.
Поступление в вузы Франции
В большинстве французских университетов отсутствуют вступительные экзамены. Важную роль играют оценки в аттестате или дипломе. Для поступления в Высшие школы требуется дополнительная подготовка и экзамены.
Подать заявку на поступление можно через систему Campus France или напрямую в университет.
Помимо переведенного и нотариально заверенного аттестата или диплома иностранные абитуриенты обязаны предоставить:
- результаты тестов TCF-DAP или TCF-TP и экзаменов DELF или DALF для обучения на французском; результаты TOEFL/IELTS — для обучения на английском
- мотивационное письмо
- свидетельство о финансовом достатке с расчетом от €615 в месяц.
Во Франции 20-балльная система оценок. Проходной балл — 10. Он эквивалентен российской тройке, 12-14 баллов — это четверка, а от 15-ти — пятерка.
Лишь 1% студентов получает оценку выше 18 баллов.
Ключевые студенческие города — Париж, Тулуза, Лион, Дижон, Гренобль, Лилль и Страсбург. Учащиеся могут проживать в университетских общежитиях, арендованных квартирах и апартаментах.
Если вуз не предоставляет общежитие, студенты получают субсидии на самостоятельную аренду.
Стоимость проживания зависит от города. Дороже всего в Париже: ежемесячная аренда комнаты стоит около €700. В других городах плата за жилье составляет от €300 до €600.
Средние расходы на питание — от €150 до €300 в месяц. Годовая медицинская страховка стоит €189. Траты на учебные материалы составляют от €50 до €150 в семестр.
Студенты получают льготы на транспорт, а также скидки на развлекательные программы.
Подработки для студентов
Студенты без стипендий имеют право работать в свободное от учебы время. Для этого нужно получить разрешение в Департаменте труда и занятости.
Максимальное количество рабочих часов во время учебной недели — 19,5. Во время каникул нет ограничений.
Найти работу можно самостоятельно и с помощью университетских центров Centre national des oeuvres universitaires et scolaires (CNOUS).
По завершению обучения иностранные студенты могут получить визу выпускника (Post Study Visa). Она дает право на поиск работы в течение года.
Стипендии
Все студенты французских вузов имеют право на социальную помощь в размере €100–€150 на частичное покрытие аренды жилья.
Граждане России могут претендовать на следующие стипендии:
- The Eiffel Excellence Scholarship Program
- СТИПЕНДИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПОСОЛЬСТВОМ ФРАНЦИИ В РОССИИ
- Civil Society Leadership Awards
- École Normale Supérieure International Selection
- Ampere Scholarships of Excellence at ENS de Lyon
- Emile Boutmy Scholarships at Sciences Po University
- Université Paris-Saclay International Master’s Scholarships
- HEC Paris MBA Scholarships.
Стипендия Эйфеля
Стипендия Эйфеля (The Eiffel Excellence Scholarship Program) — наиболее популярный во Франции грант для выдающихся иностранных студентов. Выдается Министерством иностранных дел Франции с 1999 года.
Стипендия Эйфеля действует весь учебный период (от 10 до 36 месяцев) при условии, что студент согласен с требованиями университета. Сумма ежемесячной стипендии:
- €1181 для магистров
- €1400 для аспирантов.
Стипендия не покрывает стоимость обучения в вузе и распространяется на:
- оплату проезда
- оплату записи в университет
- стоимость социальной страховки
- оплату проживания
- покупку научной литературы
- посещение культурных и спортивных мероприятий.
Условия получения стипендии Эйфеля
Стипендия распространяется на начинающиеся осенью программы магистратуры и аспирантуры по направлениям:
- инженерия
- точные и естественные науки
- экономика и управление
- право и политические науки.
Заявку на стипендию подает французский вуз, в который поступает кандидат. Дедлайн, обычно, 9 января, но на 2022-2023 годы обучения дедлайн не объявлен еще и может быть другим. Результаты объявляют в последнюю неделю марта. Условия получения стипендии:
- возраст до 25 лет для студентов-магистров и 30 лет для аспирантов
- высокие академические заслуги
- подача заявки только в один университет.