Храм всех религий в Казани
Пожалуй, самый оригинальный, яркий и неоднозначный архитектурный памятник – Храм всех религий в окрестностях Казани. Он находится в 15 минутах езды на общественном транспорте. Поселок Старое Аракчино в Татарстане стало известно благодаря именно этому строению.
Мимо него не пройти: его купола и башенки настолько яркие, что даже если вы окажетесь тут случайно, потянетесь за фотоаппаратом, чтобы снять на память это чудо-здание.
По задумке, оно должно объединить в себе православие, ислам, католицизм, иудаизм и еще ряд религиозных направлений. Но это не собор, где с молитвой бывают прихожане разных конфессий. Тут не проводят службы, вы не встретите священника или мулу. Храм всех религий – музей. Попытки создать что-то подобное были и в других странах, но казанскому архитектору удалось это сделать у нас, в России.
Должны предупредить, что на территории до сих пор идут ремонтные и строительные работы, поэтому будьте готовы к небольшому количеству мусора.
Адрес: Татарстан, п. Старое Аракчино, ул. Старо-Аракчинская, 4
Координаты: 55.800554, 48.974865
Режим работы: ежедневно, 8:00-20:00
Интересные факты
Идея создать такой необычный комплекс принадлежит местному художнику и архитектору Ильдару Ханову. Он много путешествовал по Тибету и Индии, а когда вернулся в Казань, решил объединить разные религии под одной крышей. Храм строился долго. Фундамент закладывали в 1992 году, а закончили возведение здания только спустя 21 год. Ханова не стало, когда храм был практически готов. После его смерти дело подхватили брат и сестра. Эта местная достопримечательность стала одной из самых популярных у туристов, которые приезжают в Татарстан.
Что посмотреть
Каждый зал Храма всех религий в Казани оформлен в своем неповторимом стиле. Вы словно побываете в разных странах и даже окунетесь в разные эпохи.
Египетский зал
Просторная комната с белыми стенами и высоким потолком украшена коврами и разноцветными витражами. Посетители могут своими глазами увидеть копии артефактов культуры Древнего Египта, в том числе статуи знаменитых египетских фараонов.
Католический зал
На первый взгляд, Католический зал самый мрачный из всех. Он выполнен в темных тонах, и вам может показаться, что там не хватает света. Однако это не мешает ему быть по-настоящему красивым: помещение декорировано купольным потолком, отделано камнем, украшено колоннами и полукруглыми окнами.
Чайная комната
Небольшое уютное помещение, отделанное деревом. По названию может показаться, что здесь вы столкнетесь с китайской или японской культурами, которые славятся чайными традициями. Но этот зал связан со старорусской культурой. Здесь стоит длинный стол, две скамьи и самовар.
Зал Иисуса Христа
Вытянутая комната из дерева и камня. Зал Иисуса Христа еще называют Залом православия. Вы увидите иконописные сюжеты в византийском стиле, мозаичную икону Богородицы, Святой Троицы и лики Святых Апостолов. Место похоже больше на часовню, только тут не проводят службы.
Театральный зал
Просторное, светлое помещение с большими окнами, украшенными яркими витражами — это Театральный, или Концертный зал. Посетители действительно погружаются в атмосферу настоящего театра. Так и ждешь, что сейчас на сцену выйдут актеры и начнется представление. Торжественности добавляют арки и потолок, украшенный мозаикой. Здесь часто проходят музыкальные и поэтические вечера.
Картинная галерея
Здесь проводятся выставки молодых художников и различные мастер-классы. Пожалуй, Картинной галерее в Храме всех религий отдали самое большое помещение. Но главное, что его отличает от других залов — постоянная смена внутреннего облика, когда одни картины сменяют другие.
Экскурсии в Храм всех религий
Храм всех религий в разное время года
Храмовый комплекс с зелеными, желтыми и синими куполами в любое время года, независимо от погоды, выглядит ярким. Летом витражи и купола переливаются в солнечных лучах. А ранней весной, когда небо еще хмурое, они радуют глаз и дарят хорошее настроение.
Осенью лес, на фоне которого и стоит храм, окрашивается в красно-желтые цвета и добавляет оттенки в палитру этого места. Полюбуйтесь на это буйство красок. Зимой здесь будто волшебный дворец, выглядывающий из-под снега. Такие обычно бывают в детских сказках.
Где сделать красивое фото
Здесь вы с Буддой, будто в Таиланде. Тут со сфинксами — словно были в Египте. А здесь на фоне ярких построек, как в Индии. Ваши фото поразят воображение друзей. Все они сделаны в Казани, причем в одном месте — Храме всех религий. Какой бы фон вы ни выбрали для селфи, кадры получатся оригинальными.
Полностью храмовый комплекс лучше всего снимать, перейдя через дорогу от него. А еще интересно фотографировать детали постройки — в этом сложно повториться, так что кадры могут получиться очень даже оригинальными.
Храм всех религий под Казанью – необычный культурный центр в Татарстане
Храм всех религий в Татарстане
Храм всех религий – достопримечательность Татарстана. Недалеко от Казани, на берегу Волги, в поселке Старое Аракчино, находится здание, напоминающее фантастический мини-городок с необычной архитектурой, сочетающей самые немыслимые направления. Здесь, во Вселенском храме, – храме единения душ – забываются все распри и думается только о добре и любви.
Архитектурный символ всех религий – это не культовое сооружение, а международный культурный центр, своеобразный музей, объединяющий последователей разных вероисповеданий. Храм объединил в себе католическую и православную церкви, мусульманскую мечеть, буддийский храм, иудейскую синагогу и китайскую пагоду.
Архитектор Ильдар Ханов и его замысел
Автор и создатель Храма всех религий – художник и архитектор Ильдар Мансавеевич Ханов, общественный деятель и народный целитель. Он много путешествовал, побывал в Индии и Тибете, изучал культурное наследие востока и интересовался буддизмом, практикой йогов, а также секретами тибетской и древнекитайской медицины.
Замысел создания храма
В 1989 году Ильдар Ханов познакомился со Святославом Рерихом, основателем собственной религиозной философии, и они обсудили план будущего сооружения. Ильдар мечтал возвести храм на родине, в Татарстане. Здесь, в поселке Старое Аракчино, он родился и вырос, здесь жили его родители.
Ильдар Ханов видел свое творение 16-купольным, каждый купол которого символизировал бы отдельную религию. В храме планировалось создать залы, посвященные разным религиям, в том числе исчезнувшим. По мнению автора, должны быть представлены такие религии:
- индийская ведическая религия;
- даосизм;
- дзен-буддиз;
- тибетская религия;
- индонезийская религия;
- египетская религия;
- религия майя;
- иранская религия;
- розенкрейцеры и масоны;
- протестантство;
- православие;
- католицизм;
- инопланетный разум.
Строительство комплекса
Возводить храм Ильдар Ханов начал в 1992 году. Храм начал строить на участке, где стоял отчий дом. В строительстве помогал брат, окончивший высшее художественно- промышленное училище в Москве.
Работы велись на собственные деньги автора проекта и помощь спонсоров, государство средств не выделило и никак не поддержало строительство. Однажды посреди ночи Ильдар услышал шум во дворе и увидел, что кто-то привез три машины кирпича. Кто привез кирпич, так и осталось загадкой.
Ханов сомневался, смогут ли они с братом построить оригинальный храм, ведь подобные сооружения уже построены в нескольких странах. Профессиональные строители храм не возводили. К удивлению многих, строительство не прекращалось ни на один день. Воплощению в жизнь своей идеи Ильдар Мансавеевич посвятил всю жизнь.
Помогали строить храм меценаты и неравнодушные люди, работавшие бескорыстно. Люди приезжали из разных стран, присылали пожертвования и предметы для обустройства внутренних помещений каждого из куполов в точном соответствии с канонами. Храм возводился быстрыми темпами, но 9 февраля 2013 года в 72 года автор проекта умер. Работы по проекту подхватили брат и сестра, но не все из задуманного удалось претворить в жизнь.
Архитектурные особенности Храма всех религий
Сооружение монументальное, громоздкое, вычурное, с многочисленными витражами и знаками различных религиозных верований. Фасады здания украшены стрельчатыми и витражными окнами с яркими обрамлениями и символичными цветовыми гаммами. Ниши и пояса украшены мозаикой. Внимание привлекает радужное оформление и изысканные мозаичные элементы.
Купола культовых зданий различных мировых верований: церкви, мечети, синагоги, пагоды – расписаны мусульманской, христианской, иудейской и буддийской символикой. Башни храма дополняют друг друга, создав гармоничную композицию из месяца со звездой, масонского ока, еврейского семисвечника и фантазийных животных. Выполненные в различных архитектурных стилях сооружения гармонично смотрятся на едином фундаменте.
Поначалу фанатичные представители религий оскорблялись самой возможностью соорудить минарет рядом с синагогой, а христианскую церковь возле языческих стен. Здесь не проходят службы и не совершаются обряды, вы не встретите священника или муллу.
Храм всех религий – музей и символ общего духовного наследия человечества. Ярким и необычным декором он объединяет православный крест, звезду Давида и мусульманский полумесяц. Такое соседство пробуждает в душах людей светлые чувства. Сюда приезжают не только туристы из России, но и гости из Канады, Индии, Израиля и Японии.
Планы и достигнутая реальность
В уникальном храме объединено то лучшее, что накоплено в религиях всего мира. Сегодня возведено 12 куполов, символизирующих симбиоз культур и цивилизаций. И олицетворяющих равенство всех людей и вероисповеданий.
В храме сооружено четыре зала: католический, египетский, зал Иисуса Христа и театральный. Также оборудован музей, Чайная комната и картинная галерея. Здесь есть и папские покои на тот случай, если понтифик решит побывать с визитом.
Первоначально в планах ансамбля планировалось обустроить обсерваторию для наблюдения за звездами, школу для детей с кружками по интересам, приют для сирот, а также открыть центр целительства и реабилитации наркозависимых и Дом милосердия для престарелых людей, иконописную школу и театр.
Планы реализованы далеко не полностью. Строительство храма не завершено, ведутся отделочные работы. Планируют открыть витражную и гончарные мастерские. Проводятся творческие вечера и художественные выставки, благотворительные концерты. Экскурсий нет. В 2017 году случился пожар, залы восстанавливаются и устраиваются конюшни для конного спорта – лошади уже подарены меценатами.
Вселенский храм – это обитель истины и культуры, призванная отразить все лучшее, что создал человек. Храм – символ того, что человечество больше не хочет подчинять себя религиозным распрям, а готово объединиться и созидать, вместо того, чтобы разрушать. К храму стекаются люди, почему-то решившие, что в нем можно исцелиться.
Видео: 24 интересных факта
Храм всех религий в Казани — многонациональный расписной теремок
(!) Перед поездкой обязательно ознакомьтесь с правилами посещения Казани во время коронавируса.
Автором Храма всех религий является Ильдар Ханов, скульптор и целитель, который всю свою жизнь посвятил строительству удивительного архитектурного сооружения, выступающему символом единства всех религиозных направлений. Современную достопримечательность Казани нельзя обойти вниманием, ее разноцветные башенки разной формы в посёлке Старое Аракчино — родине творца, видны издалека.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Зачем посещать: полюбоваться необычной архитектурой, увидеть уникальный храм.
Сколько стоит: цена входного билета в Храм всех религий стоит 100 руб с человека.
Время работы: ежедневно с 9:00 до 18:00, без выходных.
Где находится: в поселке Старое Аракчино по адресу ул. Старая Аракчинская, стр.4 (карта и подробнее о том, как добраться, ниже в статье).
История, фото и отзыв про Храм всех религий в Казани
Застройка началась в 1994 году, после явления художнику во сне Иисуса Христа, повелевшего начать стройку Вселенского храма. Господь пообещал помощь от обычных людей, что собственно и случилось, строили необычную конструкцию, что называется, всем миром. Возможно, это просто легенда, но нечто все-таки сподвигло автора к созданию такого необычно архитектурного шедевра.
Церковные и обрядовые службы здесь не проходят. Это показательный симбиоз христианского собора, мусульманской мечети, иудейской синагоги, буддистского храма, китайской пагоды и символики канувших в лету цивилизаций.
Монументальным постройкам свойственна выразительная гротескная вычурность, присутствие множества витражей и знаков различных вероисповеданий. Строительство длится и по сей день, хотя Ханов ушел из жизни еще в 2013 году. Сегодня его дело продолжают единомышленники, чему не помешал пожар в 2017-м.
В действующем состоянии находятся Египетский, Католический зал, старорусская комната. Интерьеры украшены мозаичными фресками из библейских историй. В театральном помещении проходят концерты, работает выставочная галерея. Планируется открыть школу искусств и гончарную мастерскую для детей.
Отдыхая, мы значительно экономим на отелях
Для этого пользуемся удобным сервисом Хотелук, который показывает номера со скидками, а также помогает найти лучшую цену за ночь, сравнивая стоимость сразу во всех системах бронирования. Выгода порою достигает 1-3 тысячи рублей за сутки. Попробуйте сами и сравните!
В некоторых источниках есть сведения, что в создании планировки комплекса принимал участие Святослав Рерих — сын художника и эзотерика Николая Рериха.
Снаружи казанский Храм всех религий смотрится действительно впечатляюще, но вовнутрь я не пошла из-за многочисленных нелестных отзывов в сети. Вот основные жалобы посетивших этот храм:
- вездесущная стройка — сооружение не закончено, вокруг кучи строительного мусора и пыль;
- отсутствие чувства стиля у создателя — искусствоведы считают храм безвкусицей, но я не уверена, что простым обывателям это прям так принципиально;
- попытка «втюхать» картины и всякие поделки местных умельцев под видом чего-то стоящего — люди возмущены навязыванием товаров;
- экскурсоводы толком не рассказывают ничего о религиях, а только поют дифирамбы создателю храма, что оставляет ощущение какой-то секты.
Мне нечего возразить на эти негативные отзывы, но я точно могу утверждать, что те, кто говорит, что в храм абсолютно не стоит ехать, не правы. Место потрясающе красивое и поражает уже с дороги. Необязательно заходить внутрь, но полюбоваться снаружи — почему нет? Мы заезжали во Вселенский храм по дороге в Свияжск, это по пути, так что можно совместить такую поездку.
Видимо многие ожидают, что у храма есть своя душа, внутренний мультирелигиозный и многонациональный дух, но в реальности этого сооружению точно не достает. Отсюда и такое сильное разочарование у многих. Потому не стоит ждать от посещения какой-то внутренней наполненности, скорее относиться к храму как к музею, знакомству с символами и архитектурой различных культур. Не более.
Вселенский храм в Казани на карте
Храм находится всего в 8 км от центра Казани. Ехать на автомобиле всего
10-15 минут. Как видно, на этой карте я отметила данную достопримечательность, а также показала наш маршрут до Свияжска с посещением по дороге Храма всех религий и Иннополиса.
Чтобы рассмотреть карту подробнее, просто нажмите на нее.
Такой путь можно осуществить, если ехать на своем автомобиле. GPS-координаты храма — 55.800487, 48.974710. Рассмотрим также иные варианты добраться до него.
Как добраться до храма
Помимо выше описанного автомобильного маршрута до Вселенского храма можно добраться на электричке, на автобусе или же в составе экскурсии. Рассмотрим подробнее каждый из этих способов.
Экскурсии из Казани в Храм всех религий
Один из самых удобных способов посмотреть храм, это поехать в составе одной из экскурсий.
Во Вселенский храм на автобусе
Также доехать до храма можно самостоятельно на автобусе №2, который отправляется от казанского жд-вокзала. Есть еще автобус №45, но он ездит в обход центра Казани, потому для туристов совсем не подходит.
По прибытию выходить необходимо на остановке «Поселок Старое Аракчино». До храма от нее идти пешком
10-15 минут, но ориентироваться очень легко — башни видны сразу из автобуса.
Как доехать на электричке
Электрички ходят с главного железнодорожного вокзала «Казань Пассажирская», что находится по адресу г. Казань, Привокзальная пл., д. 1. Это в центре города, ближайшая станция метро Кремлевская.
Первый состав отправляется в 7:30 утра, потом есть поезда практически каждый час, иногда полтора. Время в пути занимает всего 13 минут, проезд стоит 25-30 рублей. Станция «Старое Аракчино» это не конечная остановка, так что стоит смотреть электрички до Свияжска, Волжска, Канаша. Билеты без проблем приобретаются в кассах прямо на вокзале.
«Почему ты, татарин, иконы пишешь? Если Русь пропадет, не будет ни татар, ни башкир…»
«Я написал 87 иконостасов от Камчатки до Соловков, ни за один не заплатили. Я пишу для людей», — рассказывал накануне журналистам Ильгиз Ханов на экскурсии по Вселенскому храму, в котором открылась выставка репродукций картин Николая Рериха. Ханов поведал о чудесах, с которыми столкнулся его брат Ильдар, о том, как в каждом зале храма человек сможет испытать катарсис, и за чей счет он содержит главную достопримечательность Старого Аракчино.
Храм всех религий — известное архитектурное сооружение, визитная карточка поселка Старое Аракчино. Его строительство на месте родительского дома в 1992 году начал Ильдар Ханов, российский художник и скульптор. Работы над комплексом зданий продолжились и после смерти Ханова в 2013 году, его дело повел дальше брат Ильгиз Ханов. По словам Ильгиза, храм он содержит на средства, которые получает от сдачи в аренду своей квартиры в Москве. Второй источник дохода — билеты за вход в помещения храма. Их цена — 100 рублей. Храм в сезон, по словам Ханова, посещают от 50 до 1000 человек в день.
Название «Храм всех религий» условно — мало кто приходит сюда молиться. Это культурная достопримечательность, архитектурный символ всех религий и их музей. О храме слышал каждый житель Казани, многие видели его снаружи, но не каждый бывал внутри. Накануне эту экскурсию для журналистов провел Ильгиз Ханов в сопровождении сотрудника храма Фарида Хайруллина. Он рассказал легенду, почему Ильдар Ханов решил возвести такой храм. По словам Хайруллина, к художнику во сне пришел Иисус и сказал: «Надо строить Вселенский храм». Ильдар ответил: «Как я построю? Я же бедный художник». На что Иисус заявил: «Бери лопату и начинай строить». Ханов взял лопату и стал копать землю под фундамент.
Сейчас вход в храм находится со стороны Волги. Ильдар Ханов планировал сделать вход с обратной стороны здания, там, где сейчас стоят два больших сфинкса. По словам Хайруллина, грива сфинксов похожа на шлем, и при этом у сфинксов лицо Гагарина. Судите сами.
Храм окружен каменным забором, и изнутри мозаикой выложены таблички с именами пророков. Войти в храм можно через высокую арку, Хайруллин называет ее мехрабом. Справа на арке выложено имя Актуб, так на татарский переводится имя Яков, слева — Гайсэ, или Иисус.
А это Тугра (персональный знак) Ильдара Ханова. Раньше такие печати были у султанов и ханов. Здесь написано, как его зовут и чей он сын. По словам Хайруллина, тугру Ханова изготовил 95-летний художник Владимир Попов, который начал заниматься каллиграфией только в 70 (!) лет. Сейчас он признан одним из лучших каллиграфистов в исламском мире.
В Храме всех религий понравится человеку, который любит разгадывать загадки. Отдельного внимания заслуживают купола. Например, эта «спираль» — буддийская ступа, которая символизирует 7 чакр человека.
Поводом для пресс-тура стало открытие выставки репродукций картин русского художника Николая Рериха. На выставке собраны копии картин, написанных в 1923–1928 годах, когда Рерих вместе с женой был в Гималаях. Поэтому почти на всех картинах горы. Ильдар Ханов дружил с сыном Николая Рериха, Святославом. По одной из версий, это он вдохновил художника построить храм.
«Это не подлинники, конечно, — признается руководитель татарстанского рерихского культурного объединения Борис Зайцев. — Но это дело нашего сердца, мы их бережем, изредка вынимаем. Других вариантов представить публике Рериха сейчас нет, все в запасниках, отношение к нему в России пренебрежительное. Высокое искусство России не нужно, его хотят убрать, взамен дать телефоны, телевизионные шоу, а вот эту глубину философскую не надо человеку, он будет думать. А зачем нам думающий человек?»
Ильгиз Ханов же заметил, что и репродукции имеют ценность. «Даже в газете икона мироточит», — добавил он.
На вопрос о том, какую веру он исповедует, Ильгиз отвечает, что он йог. «Вот кто я? По рождению мусульманин, потом крестился, а вообще я йог. От попов сейчас отхожу, потому написал 87 иконостасов от Камчатки до Соловков, ни за один не заплатили. Я пишу для людей».
По словам Ханова, Рерих смог одолеть Гималаи, потому что занимался криойогой, а «она позволяет войти в соитие с богом, вызвать бога в себе». «У нас в каждом зале человек сможет испытать катарсис. Каждый зал будет давать возможность войти в состояние над собой. Задача нашего комплекса — приобщить людей к медитации», — заметил Ханов. По его словам, он занимается йогой уже 52 года. А каждые понедельник, среду и пятницу проводит занятия в храме для всех желающих бесплатно.
«Меня спрашивают: „Почему ты, татарин, иконы пишешь?“ Я говорю: „Если Русь пропадет, не будет ни татар, ни башкир, ни удмуртов“», — говорит Ильгиз Ханов.
Зал Будды сильнее всего пострадал от пожара в 2017 году. «Что интересно, Будда не пострадал: он как был золотой, так и остался», — рассказывает Хайруллин. Стены были черные, плитка вскипела, упала, витражную люстру, на которой изображены 12 знаков зодиака, сейчас восстанавливают. Раньше здесь находился кабинет Ильдара Ханова, весь архив, все его стихи утеряны.
Ильгиз Ханов считает, что красивее татарских женщин нет. Один из залов посвящен татарским красавицам во главе с Сююмбике, все картины нарисованы им на досках из-под икон. «Есть легенда, что когда Казань завоевал Иван Грозный, Сююмбике хотели отдать за него замуж и она должна была изменить веру. Чтобы этого не делать, Сююмбике сбросилась с башни и разбилась. У нас своя легенда: она сбросилась, упала и разбилась на 40 татарских красавиц», — шутит Хайруллин.
Автопортрет Ильдар Ханов нарисовал за одну ночь в 22 года, это одна из его дипломных работ (он учился в Москве, в институте им. Сурикова). «Ему сказали: если завтра не сдашь работу, мы тебя отчислим. Модели не было, сам себя нарисовал», — говорит Хайруллин.
Синтетические краски для соседней картины Ханову подарил конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев, они дружили. Также тут есть фотография Ханова с мексиканским художником Альфаро Сикейросом, тот организовывал одно из первых покушений на Троцкого. «Это ярый коммунист, звал Ильдара расписывать здание ООН в Нью-Йорке, но в советское время бедный художник… куда он поедет?» — объяснил Хайруллин.
Портрет Высоцкого тоже неслучаен. Ханов дружил с Высоцким, Любимовым, Евтушенко. «С Высоцким как он познакомился? Ильдар задержался ночью в мастерской. Где ночью поесть? Он поехал на Рижский вокзал, встал в очередь, покупает какао, хлопает себя по карманам, чтобы купить булочку, денег нет. Сзади стоит парень, купил 10 какао, 10 булочек, оказалось — Владимир Высоцкий. Так они подружились и вместе поехали в общежитие Суриковского института. Высоцкий еще работал на возведении памятника „Родина-мать“ в Набережных Челнах», — рассказывает Хайруллин.
Зал «Краеугольный камень веры» появился после того, как храмом занялся Ильгиз Ханов. Все четыре стены завешены иконами, а пол и потолок планируется сделать зеркальными. Таким образом, человек, который попадает в зал, окружен со всех сторон иконами. Кто-то здесь плачет, кто-то смеется. Корреспондент «БИЗНЕС Online» не почувствовала ничего.
Также в Храме всех религий есть зал, посвященный язычеству, зал Иисуса, зал древнего Египта (оба брата любят египетскую культуру), католический зал.
Отдельного внимания заслуживает история скульптуры «Родина-мать» в Набережных Челнах. Ильдар Ханов создал ее к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1975 году. Никто не соглашался браться за работу в феврале, чтобы до мая за короткий срок построить скульптуру. Ханова нашли в Москве. Проект скульптуры не был согласован, и когда его стали сдавать союзу художников СССР, произошел скандал. По словам Ильгиза Ханова, тогдашняя министр культуры Екатерина Фурцева, «огромная женщина, которая разговаривала только матом», сказала, что в Татарии не может стоять своя Родина-мать. Скульптуру решено было взорвать. Чтобы этого не произошло, Ильдар Ханов какое-то время жил внутри. Делу помог случай. Леонид Брежнев пригласил французскую делегацию во главе с Андре Ремаклем в Набережные Челны. Тот сравнил автоград с Детройтом, на въезде в который «какая-то птица стоит». Когда об этом рассказали Брежневу, памятник оставили. И Хановым отдали бульвар Энтузиастов, на территории которого впоследствии появлялись их скульптуры, фонтаны и прочие архитектурные формы.
Из окон Храма всех религий открывается прекрасный вид на Волгу. Если перебраться в Верхний Услон, откроется чудесный вид на Казань и Храм всех религий. Как раз за Волгой, «когда потеплеет», Ильгиз Ханов хочет установить памятник старшему брату.
Фонтан четырёх рек в Риме
” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3223″>
Основой развития градостроения Рима являлось искусное сочетание барочной архитектуры строений с фонтанами в виде изысканных скульптурных произведений. В центре площади Навона, где при расцвете Римской империи возвышался спортивный стадион, расположен один из самых величественных и красивых фонтанов Рима. Творение знаменитого скульптура Джана Лоренцо Бернини было воздвигнуто в середине XVII века.
История строительства
В 1644 году главой Папского государства становится Иннокентий X. Будучи выходцем из знатной семьи Памфили, Иннокентий был приверженцем роскошных монументальных строений. На площади, которая впоследствии будет именоваться Навоной, по инициативе папы Римского началось воздвижение семейной резиденции понтифика, базилики и красивейших палаццо. Иннокентий X рассматривал этот квартал, как двор перед своим особняком. Поэтому уделялось особое внимание декорированию и облагораживанию этой территории.
Папа Римский решил установить на площади огромный египетский обелиск с величественным фонтаном. Данная композиция должна была символизировать торжество католической церкви над язычеством, а также ещё больше возвеличивать Иннокентия X. Многие архитекторы стремились предложить свои проекты, но ни один из них не отвечал папскому замыслу. В конкурсе участвовал знаменитый мастер той эпохи Джан Лоренцо Бернини. Первоначально первосвященник категорически отказывался от услуг зодчего по причине того, что тому покровительствовал предыдущий папа Урбан VIII, с которым у Иннокентия X ранее были напряжённые отношения.
Легенда гласит, что когда папа Римский прогуливался по площади, хитроумный Бернини разложил на его пути эскизы задуманного фонтана рек. Рисунки поразили Иннокентия X своим совершенством. По замыслу мастера скульптуры должны были олицетворять миссионерскую деятельность католической церкви на всей Земле. Идея зодчего заинтересовала папу Римского, тем, что фонтан визуально провозглашает первосвященника владыкой всего мира. Гениальному архитектору была сразу предоставлена честь возглавить строительство фонтана четырёх рек.
Амбициозный проект предполагал большие финансовые затраты, поэтому Иннокентий X ввёл для граждан непопулярные налоги на хлеб, мясо и соль. Это вызвало недовольство римлян. Бернини трудился с большой группой своих учеников. Окончание возведения фонтана состоялось в 1651 году. Художники наполнили образы скульптур живительной энергией и силой. Изваяние до сих пор впечатляет и восхищает многочисленные толпы туристов. Бассейн со скульптурами и обелиском расположен напротив базилики Святой Аньезе, архитектором которой являлся Франческо Борромини — заклятый враг Бернини.
Известны несколько забавных историй, связанных с фонтаном четырёх рек. Согласно слухам, фигуры фонтана вроде демонстрируют своим внешним видом презрение к творению Борромини. Одна из фигур обращена спиной к церкви, а голова другой скульптуры закрыта накидкой, чтобы не видеть храм. Третья статуя с поднятой рукой якобы изображает испуг от увиденной базилики.
Другая история рассказывает, что Бернини допустил ошибку в строительстве фонтана, в результате чего в ёмкость не поступала вода. Борромини разобрался с причиной, из-за которой фонтан не работал. Он с нетерпением ожидал провала своего конкурента. Однако, на торжественном открытии монументального сооружения вода всё же наполнила скульптурное произведение. Бернини удалось исправить недочёты благодаря полученным подсказкам от служанки Борромини, которая тайно выкрала верные расчёты хозяина.
Описание фонтана четырёх рек в Риме
Главной концепцией фонтана является воплощение католицизма на четырёх материках света (к моменту возведения сооружения Австралия была неизвестной землёй для европейцев). Фонтан представляет собой большую травертиновую скалу, из которой бьют струи воды. По углам каменной плиты восседают выразительные, гигантские мускулистые человеческие фигуры из мрамора. Они воплощают в аллегорической форме известные крупные реки XVII века. Это Нил, Ганг, Дунай и Рио-дела-Плата.
Скульптуры окружены фигурами животных и растений, соответствующих представленным континентам. Губастый дикарь, сидящий рядом со змеёй и крокодилом, опирается локтем на несметные сокровища в виде серебряных монет. Данный образ характеризует природные богатства южноамериканской реки Рио-дела-Плата. Фигура, неподалёку от которой можно увидеть льва и пальму, символизирует Нил. Примечательно, что в то время истоки африканской реки были ещё неисследованные. Поэтому лицо скульптуры символично закрыто тканью.
Реку Ганг представляет мужчина с веслом, вокруг которого обвился дракон. Фигура демонстрирует бурное развитие судоходной навигации южноазиатского региона. Мраморный гигант, повёрнутый лицом к рельефному свитку с гербом папы Римского на вершине скалы, олицетворяет реку Дунай. Таким образом, подтверждается авторитет христианства в мире. В основании скалы можно увидеть лошадь, выскакивающую на цветущую европейскую равнину.
В центре бассейна установлен шестнадцатиметровый гранитный обелиск, пирамидальную вершину которого украшает изображение герба Иннокентия X — голубь с оливковой ветвью. Пилон считается одним из древних памятников Рима. Его специально привезли из Египта для украшения спортивного стадиона при императоре Максенции в 309 году. Вокруг монумента проводились скачки на колесницах. Позднее обелиск раскололся на несколько частей. Длительное время он находился среди обломков античного римского района. В 1649 году по инициативе Иннокентия X памятник был отреставрирован и буквально собран по кускам.
Где находится и как добраться
Шедевр Бернини находится в центре площади Навона. Ближайшая станция метро (Barberini) находится вдалеке от фонтана. Поэтому доехать к достопримечательности можно на автобусе. Туда курсирует много маршрутов.
Фонтан четырех рек в Риме
Фонтан четырех рек (Fontana Dei Quattro Fiumi) находится в Риме (Roma) на площади Навона (Piazza Navona) и считается одним из красивейших фонтанов в Италии. Фонтан был создан Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), гением эпохи Барокко.
История создания
В середине XVII века на площади Навона завершалось строительство Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Иннокентий X, Папа Римский (Papa Innocenzo X), глава семьи Памфили решил возвести рядом с родовым имением обелиск с голубем и оливковой ветвью на вершине. Вокруг обелиска планировалось возвести фонтан.
Был объявлен конкурс – тендер на лучший архитектурный проект, к которому Бернини не допустили. В тот период архитектор руководил строительством колоколен на фасаде собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). В башнях появились трещины, и из-за финансовых проблемы строительные работы были прекращены, а колокольни снесли. И хотя расследование доказало невиновность Бернини, его репутация была подорвана. Победа практически была в руках у Франческо Борромини (Francesco Borromini), тоже великого архитектора и любимца нового Папы, но судьба распорядилась иначе.
Мастер все же изготовил макет, а покровитель Бернини, муж племянницы Иннокентия Х, принес серебряную модель фонтана высотой в полтора метра в столовую папы. Тот был ошеломлен красотой архитектурного макета. Конкурс был отменен и Джованни Лоренцо приступил к строительству шедевра.
По второй более интересной версии на решение папы повлияла Олимпия Майдалькини (Olimpia Maidalchini) более известная как Донна Олимпия (в Риме есть даже улица названная в ее честь), которая была замужем за Памфилио Памфили, братом Иннокентия X и являлась его любовницей.
В любом случае в этом эпизоде карьеры мастерство Бернини пробивать себе государственные заказы и договариваться с людьми, даже в самые неблагоприятных периодах карьеры, проявилось во всей красе.
Описание
16,5-метровый обелиск датируют I в. н.э., он был привезен в Рим императором Каракаллой (L’imperatore Caracalla) из Египта. Грани обелиска украшены изображениями правителей Рима, одетых как фараоны. Это символ превосходства христианской веры над язычеством.
Композиция фонтана – боги четырех великих рек того времени – Дуная (il Danubio), Ганга (il Gange), Ла-Платы (il Rio della Plata) и Нила (il Nilo) – которые олицетворяют части света. Материал скульптуры – белый мрамор.
У бога-Нила закрыто лицо и есть два варианта такого архитектурного решения. Согласно первому, архитектор таким образом выказал неуважение своему сопернику Борромини. Напротив статуи Нила возвышается его творение – церковь Сант-Аньезе (S.Agnese in Agone). Бернини якобы утверждал, что под взглядом Нила церковь рухнет. Вторая теория состоит в том, что во время создания фонтана не был известен исток реки.
Дунай держит в руке свиток с высеченными эмблемами папства и геральдическими символами рода Памфили. Под изваянием Ла-Платы лежат монеты, как символ процветания Америки. Ганг держит весло как символ развитой навигации Индии.
Статуи богов дополнены окружены представителями растительного и животного мира тех стран, что они олицетворяют. Лошадь словно выскакивает из глыбы мрамора на цветочные равнины Дуная. Кактусы и крокодилы венчают устье Ла-Плата. С восточной стороны лев пьет воду у корней африканской пальмы. Дракон обвился вокруг весла Ганга, а дельфин и морской змей плавают в бассейне фонтана. Вершину обелиска украшает голубь, который держит в клюве ветку оливкового дерева – еще один символ рода Памфили.
Лоренцо Бернини не только передал пейзажи континентов, но и воссоздал погодные явления – можно заметить, как ветер треплет листья пальмы между Гангом и Нилом.
Есть у фонтана особенность – он лишен характерных для руки Бернини плавных линий. Специалисты полагают, что великий мастер лишь нарисовал скульптуру, а воплощали творение в жизнь его ученики.
Вода в фонтан поступает из античного акведука Аква Вирго (Acqua Vergine), с которого питаются также фонтан Треви (Fontana di Trevi) и фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia).
Помимо мраморного величия Богов, туристы тянутся к фонтану, чтобы посмотреть на множество уличных артистов. Фонтан четырех рек буквально притягивает художников, музыкантов и мимов. А в рождественские праздники у фонтана устраивается ярмарка.
Как добраться
Ближайшие к площади Пьяцца Навона станции метро – Barberini (линия А) и Ottaviano (рядом с музеями Ватикана), но находятся они довольно далеко от площади.
От станции метро Colosseo линии В идет автобус 87. От остановки Termini линии А – маршрут 70.
С площади Барберини (Piazza Barberini) едет автобус №492. Также мимо площади пролегают маршруты №30, 81, 116 и 628.
Фонтан Четырех рек
Фонтан Четырех рек авторства Джованни Бернини является одним из красивейших в Италии. Фонтан находится в Риме, на площади Навона.
Это величественное сооружение было создано по заказу Папы Римского Иннокентия X в. стиле барокко. Фонтан Четырех рек должен был стать завершающим элементом архитектурного ансамбля Палаццо Памфили — родового имения семьи Памфили, главой которой и являлся Иннокентий X. Был объявлен конкурс на лучший проект, ближе всех к победе был Франческо Борромини. В то время как Бернини даже не разрешили участвовать в конкурсе. Дело в том, что карьера архитектора на тот момент находилась под угрозой. По проекту Бернини возводилась колокольня в Соборе святого Петра. Однако в сооружении стали появляться трещины. Строительство прекратили, уже построенную часть снесли. Причины этого инцидента были расследованы, вины архитектора доказано не было. Однако этот случай оставил негативный отпечаток на карьере Бернини.
Как же Бернини смог презентовать свой проект Папе Римскому и выиграть конкурс? Существуют две версии того. Согласно первой версии, Бернини помог его покровитель, муж племянницы Папы Римского. Он принес полутораметровый макет, выполненный из серебра, к самому Иннокентию X. Тот был восхищен работой мастера и принял его работу. По второй версии, за Бернини замолвила слово женщина. Олимпия Майдалькини, она же Донна Олимпия — влиятельная дама, невестка Иннокентия X и его любовница. Так или иначе, проект Бернини был одобрен и строительство началось. На создание шедевра ушло три года, с 1648 по 1651 годы. Строительство фонтана оказалось очень дорогим проектом. Иннокентию X даже пришлось ввести новый налог.
Описание Фонтана Четырех рек
Фонтан Четырех рек представляет собой скульптурную композицию фигур, символизирующих четыре главные реки в четырех частях света. В центре композиции находится мощный обелиск. Долгое время считалось, что он был привезен из Египта императором Каракаллой. Однако последние исследования доказали, что обелиск был создан в Риме. Его высота 16 метров, он имеет четыре грани, на которых изображены правители Рима в образах фараонов. Устремленный ввысь обелиск означает победу Римской католической церкви над языческими верованиями. На вершине монумента находится скульптура голубя с веткой оливы в клюве — символ надежды и часть герба рода Памфили.
Рисунок скульптурной группы создал Бернини, а вот воплощали замысел в жизнь его ученики. Им удалось сделать композицию живой и динамичной, вдохнуть в изображения богов силу и экспрессию. Африке соответствует бог Нила, созданный Антонио Фанчелли. Америка — река Ла-Плата, автор скульптуры Франческо Баратта. Аллегория Азии — бог Ганга Клода Пуссена. Главная река Европы — Дунай. Автор — Антонио Лучея.
Лицо бога Нила закрыто руками. Есть два варианта объяснения этого жеста. Первая версия — таким жестом Бернини хотел выразить неуважение к своему противнику Борромини, на произведение которого (церковь Сант-Аньезе) смотрит бог. Согласно второй версии, во время создания фонтана еще не был известен исток Нила. В руках у бога Дуная свиток. На нем изображена геральдика рода Памфили и эмблемы папства. Процветание Америки символизируют монеты под скульптурой Ла-Плата. Бог Ганга держит в руках весло, как отсылку к активной индийской навигации.
Скульптурную композицию дополняют фигуры флоры и фауны олицетворяемых стран. Это цветочные поля Дуная, кактусы и крокодилы, характерные для долины Ла-Плата. Со стороны Африки лев пьет воду у пальмы. Весло Ганга обвивает азиатский символ — дракон. А в чаше фонтана плавают морской змей и дельфин. Также фонтан украшен виноградными лозами, цветами и фруктами — символами богатства, процветания и изобилия.
Вода в Фонтан Четырех рек приходит через акведук Аква Вирго, построенного еще в I веке до н. э. Конкуренты Бернини утверждали, что фонтан спроектирован неверно и вода не сможет течь. Архитектор очень волновался перед первым пуском, но беспокойство оказалось напрасным. Как и столетия назад, фонтан исправно работает и восхищает жителей и гостей Рима.
Сегодня туристов привлекает не только потрясающая архитектура фонтана, но и множество уличных артистов, мимов, музыкантов и художников, облюбовавших площадь Навона. В чашу фонтана принято бросать монетку, чтобы вернуться в Рим. Зимой здесь устраивают рождественскую ярмарку. Любители творчества Дэна Брауна вспомнят, что в романе «Ангелы и демоны» фонтан сыграл заметную роль.
Как добраться
Фонтан Четырех рек расположен в историческом центре Рима. Он находится в небольшом отдалении от остановок транспорта, однако прогулка до него доставит удовольствие.
На общественном транспорте
От основных станций метро до фонтана можно доехать на автобусе. Со станции на площади Барберини (Piazza Barberini) следует автобус № 492. От станции Termini (линия, А) автобус № 70. От станции Colosseo (линия В) следует автобус № 87. Также до площади Навона можно добраться на автобусах маршрутов № 30, 81, 116 и 628.
Схема проезда от площади Барбени до площади Навона на автобусе №492
На такси
В Риме, впрочем, как и в любом туристическом городе, следует пользоваться услугами только легальных такси. Это белые машины с наклеенным номером лицензии. Вызвать такси можно по телефону, через приложение или сесть в машину на официальной стоянке. В Риме работает Uber, местные популярные такси — Cooperative Radiotaxi, Cosmo, La Capitale.