Когда дешевле лететь на отдых в Барселону в 2022 году? Пляжный сезон в Испании
16 394 0 25.01.2022
Яркая и многоликая страна влечет к своим границам туристов на протяжении круглого года – и летом и зимой ей есть чем удивить отдыхающих. Одним из подобных чудес Испании является Барселона – город искусства, контрастов и любви. Мы были здесь уже 4 раза! И обязательно приедем еще
Содержание
Итак, вы собрались на родину шедевров Антонио Гауди – на какое время года планировать тур? Ответ на вопрос когда ехать в Испанию (Барселону) лучше всего, зависит от цели вашего путешествия – расслабляющий пляжный отдых, знакомство с культурным наследием или покорение шоппинг-маршрутов имеют свои предпочтительные сезоны. Так, лучшее время для экскурсий в Испании – «золотая осень» и весна – в это время года стоит комфортная теплая температура, без явной жары, достаточно долгий световой день. Пляжный сезон на море открывается с середины июня и длится до середины сентября.
Совет: если вы выбираете, когда лететь в Испанию наиболее выгодно – стоит обратить внимание на межсезонье – самые низкие цены на авиабилеты из Москвы (прямой рейс) устанавливаются в ноябре, январе и феврале. Достаточно дешево в этот период обходится и бронирование отеля. Советуем искать либо на RoomGuru (отели и хостелы), либо на Airbnb (квартиры).
Обновление в 2022 году: статью мы опубликовали до поворотных событий, когда путешествия вдруг стали сложнее и дороже. Тем не менее информация про курорты, достопримечательности и погоду в Испании не устарела — с ними мало что может измениться. А вот въезд и пребывание в Испании — хоть задача сложная, но уже возможная. В Испанию поехать можно через третьи страны (например, Венгрию или Грецию) или напрямую, если есть сертификат о вакцинации, который выдали в Европе. О правилах въезда у нас появилась большая статья, которую мы стараемся своевременно обновлять. Эту статью мы тоже поправили.
Пляжный сезон в Испании. Погода в Барселоне
Итак, если ваша цель – вдоволь понежится в ласковых волнах Средиземного моря, давайте разберемся, когда сезон начинается и заканчивается? В целом погода в Испании очень приветлива для туристов, но имеет свои нюансы в зависимости от месяца и региона отдыха. Так на популярном курорте Коста Брава в северной части Средиземноморского побережья море прогревается немного позже, чем на юге Испании; купальный сезон на жарких Канарских островах длится круглый год. Соответственно, вы можете отправиться сюда даже зимой (в декабре-январе).
Гостеприимное каталонское побережье начинает принимать туристов уже с середины месяца-мая. Заканчивается же пляжный сезон в Барселоне традиционно в 20-х числах сентября (приурочено к празднованию знаменитого фестиваля Ля Мерсе). Рассмотрим подробнее курортный сезон: начало и конец, погодные условия и нюансы отдыха по месяцам.
Погода по месяцам в Барселоне
Лабиринт Орта в Барселоне. Фото обманчиво, эти стены выше роста человека
Погода в Барселоне в мае 2022 радует теплыми температурами и ясным солнцем, возможны непродолжительные дожди. Последний месяц весны – оптимальное время поездки в столицу Каталонии для тех, кто не любит жару – температура воздуха в полдень достигает отметки +19. +23°С. Начинается туристический сезон, но приток отдыхающих еще не так велик. Поэтому май – наш любимый месяц для посещения Барселоны.
Погода в июне в Барселоне 2022 теплее, чем в мае, случаются даже жаркие дни – в город приходит настоящее лето. Средняя температура воздуха днем +24°С, море прогревается и становится комфортным для купания.
Июль-август
В июле-августе в Барселоне очень жарко – температура достигает 30-градусных отметок, практически не бывает дождей. В этот период пляжный сезон в Испании достигает своего пика, характерен большой наплыв туристов.
Сентябрь
Погода в Барселоне в сентябре 2022 – с начала сентября и примерно до середины октября в Барселоне начинается бархатный сезон: на смену палящему солнцу и августовскому зною приходит умеренная теплая погода. Случаются дожди – но в великолепной Барселоне и в условиях непогоды есть чем заняться!
Октябрь
Погода в Барселоне в октябре 2022 уже непредсказуема – сравнительно теплые дни чередуются с временами ненастья. Средняя температура воздуха +22°C, ночью опускается до +13. Поездка в столицу Каталонии в середине осени дает возможность сэкономить – цены на отдых дешевле, чем в летние месяцы и сентябре.
Зимой
Какими погодными условиями встречает гостей зимняя Испания? Климат зимой в Барселоне достаточно комфортный, температура держится на отметке 12-15 градусов, при этом солнечно и практически без осадков. В декабре город преображается к новогодним праздникам, много красочных фестивалей и интересных событий проходит в январе-феврале.
Температура моря в Барселоне
Средняя температура воды в море в Барселоне отличается по месяцам. В начале купального сезона, в конце мая-начале июля температура воды составляет +21°C и постепенно нагревается до +23. Самым теплым, комфортным для продолжительного купания, море становится в июле и августе – вода прогревается до +26°C. К концу сентября вода становится прохладнее на пару градусов, но по-прежнему прекрасно подходит для пляжного отдыха.
В октябре купальный сезон идет на спад – к концу месяца море остывает до +20 °C, начинается сезон дождей. С ноября по март в Барселоне низкий сезон – вода холодная и непригодна для купания, на море поднимаются нагоняющие волны ветра. Но мы же помним, что в это время можно отправиться на Канарские острова? 🙂
С подробной информацией о температуре воды сейчас, на ближайшие 10-14 дней можно познакомиться на тематических форумах и порталах. Ну, или просто введите в Гугле «температура моря в Барселоне» 🙂
Где лучший отдых в Испании?
Вид на Барселону из парка Гуэль
Испания – интереснейшая страна с богатой культурой, традициями и большими возможностями для активного, экскурсионного, пляжного отдыха. Ценителям истории будут интересны крупные города – Барселона, Севилья, Мадрид, Толедо. Здесь можно побродить по старинным улочкам Старого города, посетить музеи и выставки знаменитых художников, воочию увидеть корриду и поучаствовать в колоритных местных фестивалях. Любителей тусовок и ночных развлечений манит легендарная Ибица, завоевавшая репутацию мирового центра молодежной культуры.
Где лучше на море в Испании?
Скалистое побережье Коста-Бравы, близ Ллорет-де-Мара
Солнечные пляжи Испании по праву считаются одними из лучших в Европе. Средиземноморский климат, благоустроенные песчаные пляжи, развитая индустрия отдыха и развлечений способствуют большому потоку туристов. Большой популярностью пользуются курортные зоны Коста-Брава, Коста-Бланка, Коста-дель-Соль. Отдыхающие с детьми выбирают семейный курорты Коста-Дорады, Майорку, гостеприимный Тенерифе – остров вечной весны.
Определиться где и когда лучше отдыхать в Испании помогут отзывы бывалых туристов. Однако, достоверно известно: для того, чтобы совместить пляжный и культурный отдых, отправляйтесь в столицу Каталонии – Барселону 🙂
Климат в Испании
Климат Испании практически на всей территории страны носит мягкий средиземноморский характер с сухим жарким летом и солнечной теплой зимой. Благодаря благоприятным погодным условиям отдохнуть на родине Кармен и фламенко можно в любой сезон. Но все же, средние значения температур в Испании по месяцам разнятся, в зависимости от регионов.
Испания летом
Несмотря на высокие температуры, лето – самое популярное время года для визита в Испанию. Если вы не любите чрезмерно жаркий климат и зной, рекомендуем запланировать путешествие на июнь – столбик термометра, как правило, не поднимается выше 24-25°C, можно совместить пляжный отдых с осмотром примечательных мест. В июле-августе температура зашкаливает до 30-35°C, особенно в южных регионах страны – хорошим выбором будет путевка в Барселону или на север страны, где температуры комфортнее.
Испания весной
В Барселоне в мае еще не купаются, но все местные проводят выходные на пляже
Весна – прекрасный сезон для посещения Испании и в частности Барселоны, время красочных праздников и зрелищных фестивалей. Испания в марте – хороший и экономичный вариант для экскурсионного тура. В связи с тем, что температура воздуха еще очень низкая для солнечных ванн, отдых обойдется дешевле, чем в высокий сезон. Тем не менее, некоторые южные острова уже в первый месяц весны готовы принять туристов для пляжного отдыха. Апрель, как и март хорош для культурно-познавательного досуга – ясная погода, отсутствие ажиотажа позволяют по-настоящему прочувствовать атмосферу этой самобытной страны. Испания в мае (ближе к концу месяца) открывает купальный сезон.
Испания осенью
Погода в сентябре стоит теплая и ясная, августовский зной спадает – наступает так называемый бархатный сезон. Барселонские пляжи пустеют, а развлекательная жизнь города, напротив, набирает обороты. Октябрь еще сохраняет теплые деньки, но в конце месяца наступает сезон дождей. Погода в Барселоне в ноябре может преподнести сюрпризы в виде осадков и ветра.
Испания зимой
Погода зимой отличается мягкостью, комфортной температурой, обилием солнечных дней. В декабре Барселона подарит отдыхающим яркие эмоции, волшебство предновогоднего и рождественского настроения.
В январе, помимо праздничных ярмарок и народных гуляний, проходят яркие фестивали фламенко. Любителей шоппинга зимняя Испания порадует обилием крутых зимних распродаж.
Когда дешевле ехать в Испанию?
Высокий сезон в Испании длится с конца июня до середины сентября и заканчивается фестивалем Ля Мерсе. В это время отмечаются максимально высокие расценки на отдых. Если вы планируете посетить Барселону или другой испанский курорт и при этом сэкономить – путешествие стоит запланировать в низкий сезон, который приходится на период с ноября по апрель. Преимущества отдыха – отсутствие навязчивых толп туристов, умеренная погода и привлекательные расценки на тур.
Отдохнуть на море и не переплачивать за путевку можно в конце туристического сезона в сентябре – вода еще теплая и пригодная для купания, нет жгучей жары — что будет большим плюсом, если вы путешествуете с ребенком.
- Купить недорогой тур можно на Travelata
- Найти подхдоящие авиабилеты — на Aviasales
- На Airbnb (здесь не отели, а квартиры)
Сезон скидок и распродаж в Испании. Шоппинг в Барселоне
Отдельного внимания заслуживает шоппинг в Испании, многие туристы только за этим устремляются в эту страну. Современная Барселона – настоящая мекка для отъявленных шопоголиков, сравнимая с возможностями Мадрида, Парижа или Милана. Летний сезон скидок в Испании считается самым продолжительным в странах Европы, длится с июля до первых чисел сентября. Сэкономить можно от 20 до 70%. Вторая волна скидок приходится на зимне-весенний сезон.
Торговые центры и аутлеты рядом с Барселоной
Если вы отдыхаете в Барселоне, у вас не возникнет дилеммы что привезти из Испании – ярмарки ремесел, блошиные рынки и сувенирные лавки предлагают богатое многообразие любопытных национальных сувениров.
Самый популярный аутлет в Барселоне – знаменитая La Roca Village, где можно приобрести недорого коллекционные экземпляры с модных дефиле, обувь и одежду коллекций прошлого сезона, ювелирные украшения, дамские сумочки и прочие аксессуары. Специально для туристов курсируют автобусы Barcelona Shopping Line, объезжающие практически все знаковые торговые центры и аутлеты Барселоны в один маршрут.
Куда еще заглянуть, чтобы насладиться шоппингом в Барселоне? Торговые центры El Corte Ingles, Pedralbes Centre, Maremagnum. В окрестностях города, в 15 минутах езды, можно посетить крупный аутлет Viladecans.
Даты распродаж в Испании
Глобальные распродажи в Барселоне, как и практически везде в Европе, проходят 2 раза в год. Предлагаем вашему вниманию даты сезона 2022:
- Летом – с 1 июля по 31 августа;
- Зимой – с 7 января по 6 марта.
Если планируете шоппинг, имеет смысл посещать аутлеты в первые недели распродаж в Барселоне – к концу скидочного сезона ассортимент товаров значительно уменьшается.
Когда лучше ехать в Испанию? Несомненно, это гостеприимная страна, интересная для путешествий вне зависимости от времени года. Но все-таки выбор оптимального времени тура зависит только от вас и целей вашей поездки. 🙂 Мы же любим весеннюю Барселону — когда можно гулять целый день по улочкам, нет жаркого солнца и толп туристов. Хотя также мы были в июле, застав сезон распродаж и прикупив много вещей.
Что делать, если попал в овербукинг с «Аэрофлотом»?
Можно ли получить компенсацию
Многие пассажиры оказывались в неприятной ситуации, когда билеты на рейс уже куплены, а мест в самолете почему-то не оказывается. На конкретном примере мы выяснили, на что может рассчитывать пассажир «Аэрофлота» в случае овербукинга.
Последние несколько дней Фейсбук бурлит – более 300 комментариев оставили пользователи под постом Анны Ивченко, для которой посадка на борт самолета «Аэрофлота» превратилась в настоящий квест. Билеты на 23 мая на рейс Москва – Аликанте Анна с мужем купили еще в декабре. Они уже предвкушали встречу с несовершеннолетней дочерью, которая ждала их в Испании. Однако по прибытии в аэропорт Шереметьево пассажиров отказались регистрировать, ссылаясь на некие «технические проблемы». Эти самые причины им не объяснили ни девушка на стойке, ни представители авиакомпании. Однако позже, по словам Анны, она поняла, в чем дело. «На вчерашний рейс в Аликанте опоздали 15 человек. И этих людей «Аэрофлот» отправил сегодня. Фактически за счёт моей семьи – это не про деньги, это про мои нервы, про нервы моего мужа и нашей дочери, про то, что из-за такого решения все наши планы пошли наперекосяк».
Представители авиакомпании предложили паре компенсацию в виде рейса до Барселоны, но они отказались – слишком долго пришлось бы добираться до пункта назначения, где их и ждал ребенок. Не устроил и второй вариант: места в бизнес-классе до Аликанте, но – на следующий день. После долгого и напряженного разговора на повышенных тонах и слез на злополучном рейсе вдруг нашлось место и Анна улетела в Испанию. Одна. Муж присоединился к жене и дочке на следующий день – вероятно, он воспользовался предложением «Аэрофлота» и отправился в Аликанте бизнес-классом.
Я пишу этот текст, находясь в самолете авиакомпании #аэрофлот И я сейчас искренне злюсь на авиакомпанию за беспредел, с.
В конце своего эмоционального поста Анна, обращаясь к «Аэрофлоту», задала риторический вопрос: «Ответьте мне, пожалуйста, почему вы позволяете себе такие вещи? Почему я и моя семья должны платить своими нервами и, как следствие, – здоровьем?»
Перевозчик отметился в комментариях к посту: «Пришлите, пожалуйста, нам в личных сообщениях данные пассажиров, код бронирования и адрес электронной почты для связи с вами». Как рассказала Анна порталу TourDom.ru, на момент публикации статьи никаких сдвигов не случилось: «Они написали, что создали претензию за номером таким-то и что свяжутся со мной».
Подписчики выражают сочувствие и делятся рассказами об аналогичных злоключениях, которые им пришлось пережить.
Многие пользователи предложили Анне обратиться в суд и взыскать с перевозчика моральную и материальную компенсацию, на что она ответила: «С юридической точки зрения в данной конкретной ситуации сложно что-либо доказать».
Но так ли это на самом деле? Как объяснил порталу TourDom.ru юрист Виталий Черных, в данном случае действительно не имеет смысла говорить о компенсации морального ущерба, поскольку не был нанесен вред здоровью. Это было бы возможно, если бы на фоне переживаний у пассажира случился бы, скажем, гипертонический криз и это было бы подтверждено справками из медучреждения.
«Безусловно, авиакомпания должна перевезти пассажира в те сроки, которые указаны в билете, – уточняет Виталий Черных. – Но если это невозможно, есть два пути решения проблемы: возврат билета или вылет другим бортом, что и было предложено».
Юрист отмечает, что если пассажир теряет деньги – например, у него сгорают оплаченные отели или стыковочные рейсы, – то он вправе требовать компенсацию, предоставив подтверждающие документы. Он отметил: «Если предложенный рейс датирован следующим днем, пассажир не может претендовать на предоставление ему, скажем, отеля – эти требования возможны только в случае длительной задержки вылета. В данной же ситуации авиакомпания и пассажир, по сути, просто заключают новый договор об оказании услуг по перевозке».
Следует заметить, что многие пассажиры становились жертвами овербукинга. В прошлом году Госдума предложила объявить его вне закона. Однако соответствующие изменения в законодательство до сих пор не внесены.
Овербукинг: за и против
Имеют ли авиакомпании право не исполнять договор перевозки из-за того, что самолет оказался переполненным по их же вине? Ответ на этот вопрос далеко не очевиден – сама его постановка вызвала бурную реакцию читателей.
Публикация «В Воздушный Кодекс хотят внести запрет на овербукинг», опубликованная в среду, вызвала целый ряд читательских откликов. Значительная их часть, если обобщить, сводится к тому, что экспертные оценки, приведенные в статье, поддерживают позицию авиакомпаний и в целом оправдывают практику продажи одного места двум пассажирам, которую авторы откликов считают мошеннической.
Аргументы, выдвинутые защитниками овербукинга (никоим образом не аффилированными с какими-либо авиакомпаниями), основаны на рациональных экономических расчетах. По мнению этих экспертов, приведённому в упомянутой выше статье, овербукинг является необходимым элементом бизнеса воздушных перевозок, и его полный запрет приведет в лучшем случае к удорожанию авиабилетов, а в худшем — к уходу с рынка ряда авиакомпаний, поскольку маржинальность их бизнеса упадет ниже нуля. Достаточно вспомнить, к примеру, что по данным, которые приводил в 2015 году «Аэрофлот», на рейсы не являются до 15 процентов забронировавших места пассажиров.
Законопроект, который вызвал столь противоречивые отзывы и который Госдума планирует рассмотреть на будущей неделе, к сожалению, не содержит никаких экономических расчетов, демонстрирующих то, как его принятие отразится на индустрии пассажирских авиаперевозок. Более того, один из авторов законопроекта Олег Нилов («Справедливая Россия»), в беседе с «Экспертом» признал, что такие детальные расчеты при подготовке документа не проводились. Мотивацией депутатов, по словам Нилова, было, скорее, общее ощущение порочности практики, когда неисполнение гражданско-правового договора, каковым является договор перевозки, не влечет за собой никаких последствий для стороны-нарушителя.
Овербукинг о двух концах
Споры вокруг практики продажи «двойных» билетов на авиарейсы идут уже не первый год. В 2015 году Министерство транспорта представило законопроект, регламентирующий отказ пассажиру в посадке на авиарейс вследствие овербукинга. В феврале 2021 года такую же попытку предпринял «Аэрофлот», объяснив свою инициативу тем, что её реализация позволит снизить стоимость авиабилетов. Ранее за легализацию овербукинга высказывались авиакомпании S7 и Utair.
Все без исключения эксперты авиационной отрасли, равно как и практикующие в области защиты прав потребителя юристы, соглашаются с тем, что проблема обоюдоострая и не имеет однозначного решения. Об этом свидетельствует сам факт того, что уже более пяти лет лоббисты гражданской авиации безуспешно пытаются окончательно легализовать овербукинг, но правительство и законодатели не решаются на такой шаг, понимая, что официальное разрешение дважды продавать одну услугу может вызвать серьезную социальную напряженность. Действительно, потенциально проблема овербукинга затрагивает едва ли не всё взрослое население России — за 2019 (последний до пандемии) год, авиатранспорт перевез 110 млн пассажиров.
В результате правительству приходится маневрировать между двух огней, по-прежнему оставляя овербукинг в «серой» правовой зоне: официально он не запрещен, но никаких законодательных норм, которые регулировали бы права пассажиров и обязанности перевозчиков в подобных конфликтных ситуациях, не существует. Понятно, что в отсутствие правового регулирования бизнес (и авиационный здесь не исключение) старается выжать максимальную прибыль за счет потребителей, при этом объясняя это заботой об их же, потребителей, интересах.
Единственное, чем сегодня регулируются взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров в России, это Монреальская конвенция 1999 года, к которой наша страна присоединилась в 2017 году (то есть, уже после того, как Минтранс предложил легализовать овербукинг). Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность авикомпании за ущерб из-за задержки рейса составлял 1875 рублей за каждый час (но не более половины от стоимости билета), то по новым правилам верхний предел компенсации поднялся до более чем 330 тысяч рублей.
Специалисты в области защиты прав потребителей, впрочем, сетуют на то, что формальные требования конвенции бывает крайне сложно исполнить на практике, если речь идет об обычном пассажире, не ориентирующемся в юридических тонкостях.
«Пассажир мало что может сделать, если авиакомпания откажет ему в перевозке, и он захочет самостоятельно решить возникшую проблему. Ему придется идти в суд, но это требует времени, дорого, а главное — не дает никаких гарантий, что суд встанет на сторону истца», — поясняет Андрей Лухин, юрист, специализирующийся на защите интересов авиапассажиров.
Неудобства, а часто и драматические ситуации, с которыми сталкиваются граждане из-за такой, ничем не регулируемой, практики, многократно перевешивают выгоду перевозчиков, полагает целый ряд экспертов. Да, овербукинг действительно является частью экономики коммерческих пассажирских авиаперевозок. Но в отличие от Европы и США, где он четко регулируется, в России оставшийся «за бортом» пассажир полностью зависит от наличия или отсутствия доброй воли авиакомпании, и не может полагаться на защиту закона.
Пассажир? А чем докажешь?
С тем, что пассажир беззащитен перед авиакомпанией, согласен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
«Сейчас даже просто доказать факт овербукинга в суде пассажир не имеет возможности — доступ к этой информации имеют только те, кто видит перед собой список бронирования. Никто не станет проводить такие расследования на основании частной жалобы пассажира», – указывает он.
Максимум, на что может ссылаться в судебном иске оставшийся без места пассажир — на бездействие перевозчика, повлекшее за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, а также на норму об ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения (статья 120 того же ВК).
Все эксперты признают, что в вопросе овербукинга есть «две правды», каждая из которых может быть обоснована теми или иными аргументами, поэтому единственный вариант его решения — вывод овербукинга из тени в область его четкого регулирования — в первую очередь в интересах пассажиров.
Пока же, согласно приказу Минтранса России №82 от 28 июня 2007 года (в редакции от 5 октября 2017 года) «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”», авиакомпания обязана бесплатно предоставить пассажиру, которого она не смогла отправить по расписанию:
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления более двух часов;
- прохладительные напитки при ожидании более двух часов;
- горячее питание при задержке более четырех часов; далее — каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании более восьми часов в дневное время и более шести часов — в ночное время;
- доставку от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- хранение багажа.
Очевидно, что все эти «утешительные призы» мало что меняют для пассажира, который приехал в аэропорт, чтобы попасть в точку назначения, а не чтобы утолять жажду, голод и ночевать, пусть даже за счет авиакомпании. «Напрашивается компромиссный вариант: не ставить овербукинг вне закона, а четко отрегулировать эту практику, как это делается в западных странах, — говорит Андрей Лухин. Но тут же добавляет, что с точки зрения потребителя это слабое утешение: большинству пассажиров опоздание к месту назначения вообще невозможно компенсировать материально — если человек, к примеру, опоздал на какое-то важное мероприятие. Лухин считает несостоятельным оправдание использования двойного бронирования мест ссылками на то, что запрет овербукинга приведет к сильному росту цен на авиабилеты. «Полный запрет продажи двойных мест не должен привести к сильному росту цен на билеты. Стоимость тех двух-трех мест, которые авиакомпании сейчас продают дважды, будет разделена на общее число мест в салоне самолета — то есть, разница составит доли процента», – уверен юрист.
Палку не перегибать, практику — отрегулировать
Кирилл Янков полагает, что запрещать овербукинг как таковой — значит перегибать палку. Разумнее было бы так отрегулировать эту практику, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы.
«Проблема усугубляется тем, что нехватка мест может быть вызвана не только преднамеренным овербукингом, — говорит Янков. — Бывает, что авиакомпания заменяет самолет на менее вместительный по техническим причинам, или приоритетную посадку на борт предоставляют пассажирам, не улетевшим предыдущим рейсом, из-за чего часть “плановых” пассажиров в самолет не попадает. Но для пострадавших причина, по которой они не смогли улететь, никакой роли не играет.»
Законопроект, предложенный группой депутатов, причины отказа пассажиру в перевозке, не связанные с овербукингом, тоже учитывает — в предлагаемом пункте 4 статьи 108 Воздушного Кодекса. Как полагает Янков, это пример правильного подхода — попытка регулировать проблему экономическими инструментами, а не запретами, чем грешит предлагаемая поправка к статье 103 ВК.
И всё же, полагает эксперт, необходимо повысить материальную ответственность авиакомпаний перед пассажирами. Если компенсации за невылет будут весомыми, некоторые пассажиры, по мнению Янкова, добровольно согласятся подождать до следующего рейса, пропустив на посадку тех, кто в самом деле спешит.
Ваши права при овербукинге: как не остаться за бортом?
Покупая билет на самолет, мы понимаем, что можем никуда не улететь в случае отмены или задержки рейса. Но стараемся не думать о том, что в самолете может попросту не хватить места — и тогда кто-то улетит, а кто-то, увы, останется в аэропорту.
Шансы высоки, если авиакомпания использует приемы овербукинга, продавая на рейс больше билетов, чем имеется мест в самолете.
Зачем авиакомпании продают больше билетов, чем нужно?
Для справки:
Овербукинг или сверхбронирование — стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик принимает на себя больше обязательств по предоставлению услуг, чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.
Согласно статистике, люди, купившие билеты на самолет, не добираются до кресла в салоне. По разным причинам (болезнь, опоздание на рейс и т. д.) А потом требуют вернуть деньги за билеты. Отказываются от запланированной поездки около 10% пассажиров. Чтобы компенсировать убытки, авиакомпании продают на рейс чуть больше билетов, чем нужно.
Минус такой стратегии — если все-таки на рейс зарегистрируются все пассажиры, то кому-то точно не хватит места.
Для справки:
При переизбытке пассажиров и отсутствии желающих остаться за бортом добровольно, сотрудники авиакомпании случайным образом определяют тех, кто никуда не полетит.
Но «случайный» выбор делается среди тех клиентов, которые покупают наиболее дешевые билеты, и тех, кто приобретает билеты в последнюю очередь.
Именно это произошло 9 апреля 2017 года, в аэропорту О’Хара в Чикаго, перед вылетом рейса авиакомпании United Airlines в Луисвилл (Кентукки). Пассажирам, уже сидевшим в салоне, объявили, что самолет переполнен и нужно освободить четыре места.
Три пассажира покинули салон добровольно. Четвертый человек, произвольно выбранный сотрудниками службы безопасности, отказался. Он уверял, что он врач и спешит на помощь к пациенту. Церемониться с ним не стали.
История о том, как пожилого китайца избили и выволокли из салона насильно, всколыхнула весь интернет. Видео, как пассажира United Airlines заставили покинуть самолет, смотрите здесь.
Конечно, представители авиакомпании в дальнейшем признали ошибку и решили компенсировать стоимость билетов всем, кто летел этим рейсом… Но оказаться на месте пострадавшего пассажира не хочется никому.
Что авиакомпания должна сделать, если на всех мест не хватает?
Для справки:
Овербукинг не означает полный отказ от перевозки. Но означает, что авиакомпания по своей инициативе изменяет с пассажиром договор, отказываясь от исполнения заключенного договора на изначально оговоренных условиях.
В Евросоюзе овербукинг регламентируется «Правилами в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке». Там прописано, что именно, какие минимальные компенсации положены пассажиру при овербукинге.
Поэтому европейская авиакомпания, снимая пассажира с рейса, обязана выплатить ему утвержденную компенсацию (от 250 до 600 евро) и предоставить возможность улететь ближайшим удобным рейсом. К тому же, жертве овербукинга обязаны компенсировать все понесенные расходы (пребывание в гостинице, такси, расходы на еду и т.д).
Но зачастую такое действует, если инцидент происходит лишь в европейской стране. На территории России или, например, Мексики, представители европейской авиакомпании вам тоже предложат компенсацию, но ее размер будет значительно меньше чем в Европе.
Согласно российскому законодательству, такого явления, как овербукинг, в нашей стране нет.
- Поправки в соответствующих законах пока не приняты.
- На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации. Технические сбои подведены под форс-мажор, а в этом случае авиакомпания никому ничего не должна. Сложность заключается в том, что пассажир может и не подозревать, что является жертвой маркетинга. Его могут попросту не пустить в самолет, уверяя, что, якобы, произошел технический сбой и система «не видит» факта покупки билета.
- Теоретически, если пассажира снимают с рейса российской авиакомпании, ему положены все те компенсации, которые он бы получил в случае задержки или отмены данного рейса.
Но есть нюанс. Задержки и отмены самолетов связаны либо с неисправностью техники, либо с погодными условиями.
А при овербукинге — вас вынудили остаться в аэропорту, а самолет все-таки улетел. Виноваты не погода, ни техника. Виновата компания, которая с помощью стратегии овербукинга страхует риски непродажи билетов и максимизирует свою прибыль.
Если мест нет, значит, компания получила максимальный доход.
И логично, чтобы пассажиру в этом случае была положена компенсация по более высокому разряду, чем при обычных обстоятельствах.
Какие законы на вашей стороне?
Это Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила.
Покупая билет, пассажир заключает с авиакомпанией договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт прибытия, а пассажир обязуется оплатить перелет. Если самолет задержан или вылет отменен по вине перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию.
- В соответствии со ст. 120 Воздушного Кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 % минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Величина штрафа не может быть более 50 % провозной платы.
- Кроме того, оплате подлежат траты пассажира – например, если пришлось жить в гостинице в ожидании следующего самолета. Авиакомпания обязана при задержке рейса на срок более 2 часов действовать согласно Федеральным авиационным правилам. И логично, что те же компенсации должны быть предоставлены и в случае овербукинга.
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» предусматривает, что:
- При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.
- Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
- Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.
- Соберите доказательства (билеты, чеки. Запишите адреса, телефоны свидетелей. Возьмите у представителей а/к в аэропорту справку, что вас не посадили на рейс, что вы вылетели на час/день позже).
- Напишите претензию в двух экземплярах в адрес руководства авиакомпании.
- В претензии опишите ситуацию и ваши требования.
ВАЖНО! В случае, если вас высадили из самолета, и вы автоматически опоздали на другой рейс, или мероприятие, которое намеревались посетить в месте назначения, то авиакомпания обязана компенсировать вам и этот ущерб.
Как моральный, так и материальный (стоимость билетов на самолет, поезд, концерт, спектакль).
- Один из экземпляров, с печатью и подписью принявшего лица, оставьте себе.
- Если в добровольном порядке авиакомпания не удовлетворила ваши требования — жалуйтесь в Роспотребнадзор, подайте иск в суд.
Внимание! Обязательно подайте жалобу в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Росавиация ведет статистику жалоб пассажиров, и причин, вызывающих эти жалобы. Если авиакомпании уверяют, что овербукинга нет, а имеет место банальный технический сбой, но при этом большой процент потребителей жалуется в Росавиацию именно на систему овербукинга — так или иначе, надзорным органам придется разбираться с этим явлением.
Это зависит от того, в аэропорту какой страны вы стали жертвой овербукинга, а также является ли авиаперевозчик российской или зарубежной авиакомпанией.
Для отечественных компаний такую практику наши суды считают нарушением прав потребителей, особенно если перевозчик заранее при бронировании не сообщил о возможности отказа в посадке на самолет из-за недостатка мест. И могут присудить компенсацию.
В тоже время, для иностранных авиакомпаний, правила которых допускают овербукинг, это может считаться добросовестной практикой.
Овербукинг в авиакомпаниях: что это, как получить компенсацию
Многие пассажиры уверены, что вылет на запланированном рейсе состоится, если в кармане есть билет на самолет и уже пройдена регистрация в зале вылета. Но некоторым туристам приходится сталкиваться с понятием овербукинга, вследствие которого перевозчик не допускает пассажира на борт.
В статье мы рассмотрим, что значит овербукинг, его причины и варианты, как действовать при овербукинге и получить денежное возмещение, какие правила овербукинга действуют в авиакомпаниях России.
Что такое овербукинг
Овербукинг – это ситуация, когда авиакомпания продает на рейс больше билетов, чем есть свободных мест в самолете.
Перевозчик до последнего момента не знает, попадут ли все пассажиры на выбранный рейс или некоторым придется отказаться от запланированного перелета. Ситуация проясняется только после прохождения регистрации на рейс всех пассажиров.
Авиакомпании допускают овербукинг по одной простой причине: многие путешественники покупают на самолет дешевые билеты невозвратного типа. Если по каким-либо причинам пассажиру придется отказаться от перелета на выбранную дату, он уже не сможет вернуть билет, но зато его место займет другой путешественник, который также купил билет на тот же рейс.
Проще говоря, авиакомпании продают авиабилеты в большем количестве, чем вмещает авиалайнер, стараясь не допускать свободных мест в салоне, по причине которых перевозчик может понести убытки.
Виды овербукинга
Овербукинг в авиакомпаниях бывает двух видов.
Виды овербукинга:
- Плановый – когда компания сознательно продает больше билетов на самолет, чем есть свободных мест в салоне, стараясь исключить недогруз с последующими убытками для рейса.
- Технический – сбой в системе при продаже авиабилетов или замена авиалайнера для вылета. Например, билеты продавались на самолет вместимостью 200 посадочных мест, но накануне вылета перевозчику пришлось заменить лайнер на другую модель с меньшей вместимостью.
Законен ли овербукинг в авиации России
На сегодняшний день овербукинг в авиации России не регулируется законодательной системой. Такая практика легально работает только в странах Европы и США. Российское правительство с 2015 года планирует создать закон, который бы мог регулировать действия перевозчика при овербукинге, но окончательная версия законопроекта пока не принята.
Можно ли избежать овербукинга
При желании пассажир может избежать овербукинга в аэропорту отправки, выполняя некоторые советы опытных путешественников.
Как избежать овербукинга:
- В аэропорт нужно прибыть заблаговременно, чтобы успеть пройти регистрацию на рейс одним из первых. Как правило, компании отказывают в перелете пассажирам, которые зарегистрировались на самолет позже всех.
- По возможности регистрируйтесь на рейс заранее через интернет.
- Покупайте билеты в менее востребованные направления, выбирайте правильные даты и время вылета, например, ночное время, когда рейсы менее загружены.
- Старайтесь не покупать билеты на рейсы в утренние часы. Как правило, они самые загруженные.
Как вести себя при овербукинге авиабилетов
Многие пассажиры не знают, как вести себя при овербукинге в аэропорту. Если такая ситуация случилась, действовать нужно по плану.
Как действовать при овербукинге:
- Подойдите к стойке регистрации и попросите специалиста поставить в авиабилете отметку, подтверждающую отсутствие свободных мест в самолете.
- Сохраняйте все документы на авиарейс и чеки о понесенных расходах, связанных с невылетом.
- Попробуйте договориться с представителем компании о возможности вылета по тому же направлению на ближайшем рейсе.
- Если вы все же решили отказаться от перелета в другой день, составьте документ-претензию с требованием выплаты компенсации и отправьте ее в офис авиакомпании.
При овербукинге на чартерном рейсе пассажиру нужно обратиться в агентство, где был оформлен турпакет. Сотрудники туристической компании обязаны подыскать другой рейс для вылета в выбранное направление или переоформить путевку на другую дату, без доплат со стороны пассажира.
Если путешественник решил отказаться от перелета, он может расторгнуть договор с туристической компанией и потребовать полной компенсации затраченных средств на турпакет.
Другие полезные статьи по теме:
Положена ли компенсация при овербукинге
Многие авиакомпании, не желающие портить репутацию при овербукинге, предлагают пассажирам, для которых не осталось мест в самолете, альтернативные решения сложившейся проблемы.
Что может предложить перевозчик:
- изменить класс обслуживания;
- предложить перелет на ближайшем рейсе по аналогичному направлению;
- при ожидании вылета следующего рейса в течение нескольких часов компания должна предоставить пассажиру питание и напитки, а также доступ в зал ожидания или в комнату матери и ребенка для пассажиров с детьми;
- если длительность ожидания рейса сутки и более, перевозчик должен оплатить трансфер до отеля и в обратном направлении, а также проживание в номере.
Пассажиры, столкнувшиеся с овербукингом в аэропорту отправки, также имеют право на получение материальной компенсации за несостоявшийся вылет.
Размер выплат и как получить
Сумма выплат за предоставленные неудобства зависит от стоимости билета, направления рейса и индивидуальных правил перевозчика.
Компенсация при овербукинге:
- При сдаче авиабилета с отказом от перелета перевозчик компенсирует его полную стоимость, даже если билет был куплен по невозвратному тарифу.
- Если пассажир обменивает билет на другой рейс, он также может получить компенсацию, размер которой определяется в индивидуальном порядке и зависит от разных нюансов.
Для получения компенсации за овербукинг пассажиру нужно подать в офис перевозчика письменную претензию, приложить к документу авиабилет с отметкой о невылете по причине отсутствия свободных мест в самолете.
Если перевозчик по каким-либо причинам отказывается выплачивать компенсацию за овербукинг, пассажир вправе решить этот вопрос в судебном порядке.
Особенности овербукинга в авиакомпаниях России
В странах Евросоюза проблема с овербукингом на авиарейсах решается на законных основаниях. При несостоявшемся перелете пассажиры получают компенсацию в установленном размере – от 250 до 600 евро, что зависит от удаленности населенного пункта, куда был запланирован перелет.
В США пассажирам авиарейсов, не вылетевших по причине овербукинга, выплачивают компенсацию, размер которой зависит от времени ожидания следующего рейса. Максимальная сумма компенсации – 1350 долларов.
В России проблема овербукинга еще не рассматривается на законных основаниях, поэтому каждый перевозчик регулирует подобные ситуации на собственное усмотрение. В среднем выплаты за ожидание следующего рейса составляют 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не более чем 50% от стоимости авиабилета.
Самые выгодные условия для пассажиров, не вылетевших на выбранном рейсе по причине овербукинга, предлагает российский авиаперевозчик Аэрофлот. В случае отсутствия свободных мест в эконом классе компания может предложить пассажиру перелет в классе бизнес без доплат. Дополнительно пострадавших при овербукинге пассажиров поощряют бонусными милями на счет и скидкой на следующий перелет по любому выбранному направлению.
Ваш Авиа Гид
Новости, спецпредложения и акции авиакомпаний мира
Только представьте, вы заблаговременно запланировали отпуск, купили авиабилеты, забронировали жилье — в-общем, сделали все и спокойно дожидаетесь только даты вылета. Приезжаете в аэропорт, встаете в очередь на регистрацию и когда подходит ваш черед, представитель авиакомпании заявляет: «Сожалеем, но мест на борту больше нет». Поверить в такое невозможно, но это абсолютно реальная ситуация, причиной которой стал овербукинг.
Овербукинг — что это
Овербукинг — это продажа сверх того, что можно продать. Бывает такое не только в авиации. Но мы будет разбираться именно с овербукингом в авиакомпаниях. То есть, например, на конкретном рейсе 50 мест на борту, а билетов продано 55. И это вполне законно.
Родина явления овербукинга — США. В 1950-х годах авиакомпании подсчитали свои убытки в результате отказов от перелета и перевозки пустых кресел. Оказалось, что примерно 10% пассажиров не являются на рейс и оформляют возврат. А авиакомпания при этом везет пустые кресла. Все это приводило к существенным убыткам.
В результате была разработана новая маркетинговая стратегия — овербукинг. То есть, продавать билетов стали больше, чем мест на борту, рассчитывая на те самые 10% пассажиров, которые на рейс не являются. А в тех ситуациях, когда мест не хватало, невезучим пассажирам компенсировали все неудобства. И это, к конечном счете, тоже было дорого, хотя и случалось редко.
И, наконец, авиакомпании пришли к идеальной схеме. Они также продают билетов больше чем мест, но при этом в случае овербукинга ищут пассажиров-добровольцев, которые готовы перенести перелет взамен на определенные компенсации. То есть, разница в том, что при такой стратегии пассажир отказывается от поездки добровольно, а юридически — это совсем иная ситуация, нежели принудительный отказ.
Мест на борту может не хватит и по техническим причинам, например, когда неожиданно борт на рейсе заменяют на меньший. Еще один случай овербукинга — когда на рейс в срочном порядке «сажают» сотрудника авиакомпании или VIP-персону. Или же — что бывает достаточно редко, авиакомпания вынуждена взять на борт депортированных граждан, разумеется, на места, оплаченные обычными пассажирами.
Овербукинг в России
К сожалению, по состоянию на 2019 год закон об овербукинге в России все еще на стадии обсуждения, в отличие от закона о невозвратных тарифах, который был принят еще в 2014 году. Формально, овербукинг отечественным авиакомпаниям не запрещен, но при этом процедура никак не регламентируется. Закон о защите прав потребителей РФ, фактически приравнивает овербукинг к мошенничеству. Но не спешите радоваться, это значит всего лишь то, что свои права вам придется доказывать в суде.
Чиновники не планируют легализацию овербукинга в России. Но обсуждают введение компенсаций для пассажиров, что было бы очень удобно. Примерные суммы компенсаций пассажиру за овербукинг на рейсе российской компании могут быть от 200 до 400 долларов на международных рейсах, и от 8000 до 20000 руб. на внутренних рейсах (сумма зависит от дальности рейса). Кроме компенсации пассажир будет вправе потребовать возврат средств за неиспользованный билет или же согласиться вылететь другим рейсом. Ну и дополнительные бонусы в законе тоже планируется прописать — предоставление гостиницы, повышение класса обслуживания и т.д.
Все перечисленные изменения в Воздушный кодекс РФ чиновники планировали внести еще до конца 2018 года. Но, как мы видим, воз и ныне там.
Собственно, сегодня в случае овербукинга отношения между авиакомпанией и пассажиром регулируются Воздушным кодексом и Законом и защите прав потребителей.
Овербукинг за рубежом
В Европе овербукинг — явление вполне законное и четко регламентированное. Правила прописаны в Регламенте ЕС 261/2004. Пассажиру, в случае овербукинга, полагается компенсация от 250 до 600 евро (250 евро на рейсах дальностью менее 1500 км., 400 евро на рейсах дальностью от 1500 до 3500 км., 600 евро на рейсах свыше 3500 км.).
Вместо денег вам могут предложить ваучер, который можно будет обменять на авиабилеты. Но у вас есть право от такого ваучера отказаться и требовать возврат средств.
Помимо компенсации авиакомпании предоставляют трансфер, оплачивают еду, берут на себя вопросы хранения багажа и пр.
Это все актуально если вы летите из аэропорта любой из стран ЕС, или из Швейцарии, Исландии или Норвегии.
В США овербукинг также узаконен. Компенсации до 1300 долларов.
Что делать пассажиру в случае овербукинга
Итак, это случилось. Читайте и запоминайте порядок действий.
- Во-первых, стоит узнать, какие варианты предлагает вам перевозчик. Скорее всего, вам предложат лететь другим бортом и может быть, мили или повышение класса в качестве извинения. Быть может, предложенный вариант вас вполне устроит.
- Если у вас билет в Бизнес-класс, а места остались только в Экономе, требуйте возврат разницы стоимости билетов.
- Если авиакомпания отмалчивается, выясните, есть ли еще пострадавшие. Может быть, вы не один сняты с рейса из-за овербукинга. Коллективные заявления обладают большей силой.
- На вашем билете должна стоять отметка о том, что вы не посажены на рейс и о причине отказа. Позаботьтесь об этом, обратившись к представителю авиакомпании.
- Обязательно сохраняйте все чеки и квитанции на понесенные в результате овербукинга расходы — то есть, обед, трансфер, отель, все, на что пришлось потратиться из-за того, что вы никуда не улетели.
- Пишите заявление на имя авиакомпании с требованием компенсации понесенных затрат.
Если овербукинг случился на территории ЕС и вы летите европейской компанией, овербукинг может даже оказаться выгодным для вас случаем. Когда представитель авиакомпании заявит об овербукинге и будет искать добровольцев, если вы не торопитесь, вполне можно вызваться в числе таковых. О размере компенсации в ЕС я писала выше.
Вам предложат лететь другим рейсом, вы получите компенсацию за овербукинг, а также авиакомпания должна будет предоставить еду, напитки, отель и трансфер (в зависимости от времени ожидания следующего рейса).
Все чеки, билеты и квитанции лучше сохранять до того момента, когда все вопросы будут благополучно разрешены.
Если случилось так, что и на рейс вас не посадили, и компенсацию не предоставили, придется обращаться в суд, что учитывая европейское происхождение перевозчика, довольно затруднительно. В такой ситуации могу посоветовать посредников, Compensair, например, которые берут на себя все вопросы о компенсации за 25% от той суммы, которую вы в результате получите.
Как избежать овербукинга авиабилетов
100% застраховать себя от овербукинга не получится. Это как лотерея. Но определенные действия все же помогут снизить риск оказаться в числе тех несчастливцев, которые не попадут на борт.
- Если такая возможность есть, пройдите онлайн регистрацию на рейс;
- Если онлайн регистрация не доступна, постарайтесь приехать в аэропорт с запасом, чтобы пройти регистрацию в числе первых пассажиров;
- Избегайте наиболее загруженных рейсов — вечерние и утренние часы, пятница и пн., и т.д.
Что такое овербукинг и как его избежать Почему авиакомпании продают больше билетов, чем вмещает самолет, и как не оказаться за бортом
Весной на американскую авиакомпанию United Airlines обрушилась волна ненависти и призывов к бойкоту. Причиной стало видео, на котором видно, как пассажира грубо выпроваживают из самолета. Причем билет у мужчины был и вел он себя нормально, но персонал United Airlines решил, что именно он должен покинуть самолет и уступить место сотруднику компании. Такая неприятная ситуация — один из видов овербукинга. Другой неприятный случай — отказ посадить пассажира на рейс из-за того, что в самолете закончились места. Недавно подобный скандал случился на рейсе российского лоукостера «Победа»: на борт не попала женщина с ребенком, страдающим ДЦП. Эксперты рассказали The Village, что такое овербукинг и как избежать неприятностей в аэропорту.
Что такое овербукинг и когда он появился
Аркадий Гинес директор по развитию сервиса бронирования OneTwoTrip
В переводе с английского «овербукинг» означает сверхбронирование. То есть на рейс приобрело билетов больше пассажиров, чем самолет может вместить. Как такое возможно? Есть три основные причины:
Авиакомпания продала больше билетов на рейс, чем есть свободных мест. Такая практика действительно существует. Она появилась в 50-е годы прошлого века в США. Маркетологи подсчитали, что около 10 % пассажиров не улетают рейсом, на который они купили билет. В итоге часть мест пустует. Авиакомпании решили продавать больше билетов, чтобы получить дополнительную прибыль. Такая стратегия чаще всего оправдывает себя, но иногда возникают конфликтные ситуации.
Сбой возник по техническим причинам. Когда у самолета перед полетом находят неисправность, его могут заменить на другой. Если новый борт будет менее вместительным, кому-то придется остаться и ждать нового рейса.
Авиакомпании срочно нужно отправить другого пассажира. Таким нежданным гостем может оказаться владелец VIP-карты или, как в случае с United Airlines, сам сотрудник авиакомпании.
Что делать, если вас не пускают на рейс
Найдите других пострадавших
Отыщите всех, кто попал в аналогичную ситуацию. Обязательно обменяйтесь контактами. Вместе будет проще добиться от авиакомпании выгодных условий размещения и компенсации за отмену полета.
Проследите, чтобы сотрудник авиакомпании поставил на вашем билете отметку об отказе в регистрации из-за нехватки места. Запишите разговор с персоналом на видео. Зафиксируйте время, когда вам было отказано в доступе на самолет. Сохраните чеки по всем затратам, которые вы вынужденно совершали во время ожидания. Это поможет обосновать ваши требования.
В зависимости от того, когда будет ваш новый рейс, потребуйте у сотрудников авиакомпании предоставить номер в гостинице и трансфер до нее, компенсировать расходы на связь и питание.
Пассажирам часто предлагают билеты на другой рейс с повышением уровня обслуживания без дополнительных доплат. Если же вам предложат билет ниже классом, требуйте вернуть разницу в стоимости.
Как получить компенсацию
Чтобы получить компенсацию, необходимо обратиться к перевозчику с письменным заявлением либо отправить онлайн-заявку. И в первом, и во втором случае потребуется приложить копию паспорта и посадочного талона.
Рассмотрение заявки длится в среднем более трех месяцев. Можно также попробовать добиться возмещения с помощью онлайн-сервисов. На некоторых из них есть возможность бесплатно проверить, попадает ли ваш рейс под компенсацию, загрузить нужные документы и отправить заявку. Авиакомпания может принять претензию и заплатить сразу. Если этого не произошло, но вы намерены бороться до конца, придется обращаться в суд.
Денежные компенсации в разных странах отличаются. Да и в разных авиакомпаниях — тоже. Вот цифры, на которые можно ориентироваться.
Евросоюз
Компенсация полагается за задержку рейса длительностью три часа и более, отказ в посадке на самолет, задержку или отмену вылета по техническим причинам, зависящим от авиакомпании.
250 евро — компенсация за несостоявшийся перелет дальностью до 1 500 километров по вине авиаперевозчика.
400 евро — компенсация за несостоявшийся перелет дальностью от 1 500 до 3 500 километров по вине авиаперевозчика.
До 600 евро можно получить за неслучившийся перелет внутри Евросоюза, вылет из аэропортов ЕС, Исландии, Норвегии, Швейцарии, а также рейсы европейских перевозчиков, прибывающих в аэропорты Евросоюза. Например, если европейская авиакомпания летит из Америки или Азии в Европу, то это также оценивается по европейскому законодательству.
Срок давности заявки на возмещение колеблется от трех до шести лет в зависимости от законодательства стран, с которыми работает авиаперевозчик. Компенсации не предусмотрены в случае терактов, забастовок и плохой погоды.
Если время ожидания меньше часа, то компенсации не будет. При ожидании от 60 до 120 минут полагается возмещение двукратной стоимости авиабилета, но не более 675 долларов. При ожидании свыше 120 минут — четырехкратная стоимость билета, но не более 1 350 долларов.
Россия
Если у вас возникли проблемы с внутренним перелетом или российская авиакомпания задерживает международный вылет, то размер компенсации будет незначительным. Пассажиру обязаны заплатить неустойку в размере 25 % от минимального размера оплаты труда за час задержки, но не более 50 % от перевозной платы.