Последствия фиктивной регистрации иностранных граждан в России в 2022 году

Разъяснения МВД о правовом положении иностранных граждан после 1 октября 2021 г.

На сайте МВД Кабардино-Балкарской республики опубликованы подробные разъяснения действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан после 1 октября 2021 г. Приводим текст публикации целиком:

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы МВД России с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения, либо выехать за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане, не воспользовавшиеся данной возможностью, с 1 октября 2021 г., будут считаться незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством.

С 1 октября 2021 г. полностью прекращает свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), не разрешении въезда и сокращении срока временного пребывания.

В период действия остальных положений Указа работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей.

1. На иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение в Российской Федерации до 30 сентября 2021 г., в полной мере распространяется действие Указа, в том числе по приостановлению до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течения сроков временного пребывания иностранных граждан, сроков постановки на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления.

Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия указанных ограничений), до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден. В этой связи действие положений Указа до утверждения соответствующего перечня распространяется на граждан всех иностранных государств без исключения.

В обозначенный Указом период иностранные граждане, урегулировавшие свое правовое положение, вправе обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в Российской Федерации. При этом для выезда из Российской Федерации указанной категории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, по их обращению следует оформлять транзитные визы.

Разрешительные документы на проживание и регистрацию по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2021 г., считаются действительными до 18 июля 2022 г. включительно.

Сроки временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые истекают после 31 декабря 2021 г., возобновляются с 1 января 2022 г. и считаются продленным на 199 дней с даты окончания.

2. В случае, если иностранный гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации при подаче заявления об урегулировании его правового положения, такое привлечение не должно рассматриваться в качестве основания для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

3. Относительно порядка оформления иностранным гражданам разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также их трудоустройства обращаем внимание на следующее.

До конца 2021 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не утратят права на обращение с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) вне зависимости от заявленной цели визита в Российскую Федерацию сохранят иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза.

Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

Кроме того, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших трудовые (гражданско-правовые) отношения в соответствии обозначенным порядком, признается законной и после 31 декабря 2021 г.

Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов и законного осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно.

Фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания (ответственность) в 2022 году

Иностранцы, прибывающие на территорию Российской Федерации, должны в обязательном порядке иметь регистрацию по месту пребывания. Нарушение этого требования грозит тем, что гражданину придется покинуть страну.

Читайте также:
Гостевая виза в Гану – Как получить гостевую визу в Гану

Понятие фиктивной регистрации иностранного гражданина

Фиктивная регистрация иностранного гражданина по месту пребывания или по месту жительства — это постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Самого понятия «фиктивная регистрация» в законодательстве не существует. Но данное деяние относится к разряду уголовных преступлений. Объектом преступления становится должностное лицо, которое, пользуясь служебным положением, проводит процедуру фиктивной прописки.

К ответственности могут быть привлечены владельцы гостиниц, санаторий, медицинский учреждений, руководители, которых фиктивно регистрируют иностранных граждан, а так же граждане РФ, которые регистрируют иностранных граждан без факта проживания в жилом помещении.

Ежегодно законодательство, регулирующее вопросы ложной прописки, ужесточается. При расследовании дела важно выяснить цель постановки на учет иностранного гражданина, так как его регистрация может быть проведена и на законных основаниях.

Нормативная база

Положения о фиктивной прописке иностранных граждан закреплены в нормах уголовного законодательства.

Статьи 292 и 327 Уголовного Кодекса РФ говорит о предоставлении ложных сведений с целью осуществления фиктивной регистрации или подаче заведомо ложных документов.
Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении
Статья 292. Подготовка дела к судебному разбирательству и рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной
Статья 327 Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

Помимо уголовной ответственности по вопросам фиктивной регистрации иностранных граждан, есть еще и административная ответственность, которая квалифицируется по следующим статьям:

Что считается фиктивной регистрацией иностранного гражданина

Незаконная регистрация иностранного гражданина имеет место в двух случаях:

  1. Если регистрационный учет мигранта проходит по адресу, по которому он не может фактически проживать;
  2. Если регистрационный учет осуществляется на основании недостоверной документации иностранного гражданина или сведения о нем.

На практике, фиктивная регистрация, выражается в основном в превышении количества зарегистрированных иностранных граждан на маленькой жилой площади. То есть сразу видно, что такая ситуация гласит о фиктивной регистрации иностранных граждан, так как например «прописанных» 10 человек не могут физически находиться на 20 кв.м., не говоря уже о том что там проживать.

Как проходит проверка регистрации иностранного гражданина

Для проверки регистрации иностранного гражданина используются некоторые мероприятия различных направлений. И так есть три способа проверки:

Первый способ – уполномоченное лицо может проверить временную регистрацию мигранта по базе ФМС (с лета 2016г. ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации проводится на основании единой базы данных, в которой ведется учет регистрации иностранных лиц постоянно или временно проживающих на территории России.

Второй способ – это опросов самого мигранта, а так же людей, имеющих отношение к месту, по которому иностранный гражданин зарегистрирован. Такими людьми считаются, те кто «прописан» по тому же адресу, и владелец (наниматель) этого жилья. Результат проверки обязательно должно быть зафиксировано в протоколе.

Третий способ – это проверка запроса данных из документа, закрепивший факт сделки на недвижимость, которая должна использоваться в качестве места проживания мигранта ( например, договор аренды жилья)

Виды наказаний за фиктивную регистрацию иностранных граждан

В российском законодательстве предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина, а именно: административная и уголовная.

Административная ответственность

На основании нормативно правовых актов на нарушителя могут быть наложенные следующие наказания:

  • Штраф;
  • Привлечение к принудительным работам;
  • Запрет на занимание определенных должностей и выполнение некоторых видов деятельности.

Штраф за фиктивную регистрацию иностранного гражданина может достигать значительных сумм. На размер штрафа влияет много факторов, но в первую очередь от того, каким субъектом гражданского правая является нарушитель: физическим лицом или юридическим лицом.

Наказание в виде принудительных работ назначаются на период до трех лет

Уголовная ответственность

В рамках уголовной ответственности осуществляются ограничения в свободе :

  • Взятие по стражу
  • Максимальная мера лишение свободы на срок до трех лет;

На практике в основном выносится приговор в виде условного срока лишения свободы.

Что грозить владельцам жилья

Фиктивная регистрация мигрантов может быть для владельцев жилья большой проблемой. Ответственность за данное нарушение для них значительно весомое, чем для самих иностранных граждан. Например, с «прописанного» в Москве мигранта будет взять штраф в размере 5 000 рублей, а с человека, который зарегистрировал его, штраф в размере 500 тыс. рублей.

На владельцев жилья так же в первую очередь направлен и другой способ наказания – это принудительные работы.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что подразумевает под собой фиктивная регистрация иностранного гражданина?

Ответ: Фиктивная регистрация иностранного гражданина – это регистрации временно или постоянно по заведомо подложным документам, без намерения иностранца проживать на данной жилплощади.

Вопрос №2 Кто может быть привлечен к ответственности за фиктивную регистрацию мигрантов?

Ответ: За фиктивную регистрацию мигрантов могут быть привлечены владельцы санаториев, гостиниц, медицинских учреждений, а также физические лица, которые фиктивно «прописывают» иностранных граждан без права проживания в жилом помещении.

Читайте также:
Кухня Греции - национальные блюда, которые стоит попробовать

Вопрос №3 Какой размер штрафа может заплатить физическое лицо, которое фиктивно зарегистрировало иностранца в своем жилье?

Ответ: Владелец жилья за фиктивную «прописку» может заплатить штраф в размере от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 182-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589, 3616; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 21, ст. 2524; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724; 2018, N 27, ст. 3946; N 31, ст. 4846; N 42, ст. 6380; N 53, ст. 8454; 2019, N 18, ст. 2224) следующие изменения:

1) в пункте 7 части 1 статьи 2 слова “В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации” заменить словами “В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства”;

2) часть 5 статьи 7 признать утратившей силу;

а) пункт 1 части 1 после слов “Российской Федерации” дополнить словами “(далее – федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел)”;

б) дополнить частями 3-5 следующего содержания:

“3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, порядок его направления в орган миграционного учета, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

4) часть 1 статьи 16 после слов “своего места жительства,” дополнить словами “непосредственно – лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр)”;

а) в абзаце первом части 1 слова “должностному лицу органа миграционного учета предъявляются” заменить словами “в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются”;

б) в части 2 слово “предъявлять” заменить словом “представлять”, слова “либо органов местного самоуправления” заменить словами “, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций”, слова “органах местного самоуправления” заменить словами “, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях”;

а) в части 1 слова “предъявлении данным иностранным гражданином” заменить словами “представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр”;

б) в части 1 1 слова “либо органов местного самоуправления” заменить словами “, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций”;

в) дополнить частью 1 2 следующего содержания:

“1 2 . В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.”;

7) пункт 6 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

“6) установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;

Читайте также:
Вьетнам в марте. Погода и отзывы. Отдых в марте во Вьетнаме!

а) части 2, 3 и 3 1 изложить в следующей редакции:

“2. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3 1 , 3 2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

3. Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин:

1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

3 1 . В случаях, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).”;

б) в части 3 2 слова “не позднее” заменить словами “в течение”;

в) дополнить частью 4 2 следующего содержания:

“4 2 . Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания. После истечения такого срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.”;

подпункт “а” дополнить словами “(за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации)”;

подпункт “б” после цифр “3, 3 1 ” дополнить цифрами “, 3 2 “;

подпункт “а” изложить в следующей редакции:

“а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3 1 , 3 2 и 4 настоящей статьи;”;

в подпункте “б” слово “пребывания.” заменить словами “пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.”;

б) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

“2 1 . Перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в подпункте “а” пункта 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.”;

в) часть 3 1 изложить в следующей редакции:

“3 1 . При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр. Иностранный гражданин вправе не представлять документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает данные документы (сведения о содержании данных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.”;

г) дополнить частью 3 2 следующего содержания:

“3 2 . В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.”;

Читайте также:
Автобус 65К. Расписание Маршрут, Общественный наземный транспорт Москвы Как С Добром Добраться!

д) в части 4 слова “соответствующий орган миграционного учета непосредственно” заменить словами “орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр”;

е) в части 6 слова “учета и” заменить словами “учета, многофункциональным центром или”;

ж) часть 7 после слова “гостиницей” дополнить словами “, многофункциональным центром”, дополнить предложением следующего содержания: “В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.”;

з) часть 8 изложить в следующей редакции:

“8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.”;

пункт 1 дополнить словами “, за исключением случая, предусмотренного частью 1 1 настоящей статьи”;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4) установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Форма заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;”;

пункт 5 дополнить словами “, частью 1 1 настоящей статьи”;

б) дополнить частью 1 1 следующего содержания:

“1 1 . Снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных в настоящей части.”;

в) в части 2 2 слова “непосредственно или через” заменить словами “непосредственно – лично или в электронной форме либо через”;

г) часть 2 3 изложить в следующей редакции:

“2 3 . Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.”;

д) часть 3 после слов “двенадцати часов” дополнить словом “рабочего”;

11) часть 2 статьи 24 признать утратившей силу.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Новые обязанности иностранных работников с 29 декабря 2021 года

Зачем ввели новые обязанности

Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.

Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.

Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:

  • исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • о запрете въезда в РФ;
  • обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.

По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.

2 новые обязанности

Согласно ему, с 29 декабря 2021 года иностранцам необходимо проходить больше обязательных процедур для работы в России.

Тем, кто приехал в РФ трудиться, нужно теперь проходить:

  1. Дактилоскопию (снятие отпечатков пальцев) и фоторегистрацию (+ последующая биометрическая идентификация).
  2. Медицинское освидетельствование – для подтверждения отсутствия опасных инфекций (вкл. ВИЧ) и наркомании.

Проводят эти процедуры организации, находящиеся в ведении или тесном контакте с МВД России. В подтверждение прохождения они выдают специальный документ.

На кого распространяются

Новые обязанности касаются иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и находящихся здесь длительный срок – более 90 дней суммарно в течение календарного года.

Читайте также:
Трудовой договор с иностранным гражданином срочный и бессрочный, образец документа для найма

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

Срок прохождения – 90 календарных дней со дня въезда в РФ, а для трудовых мигрантов – 30 кал. дней.

Учтите, что эти новые требования не распространяются на некоторые категории иностранцев. Например, граждан Белоруссии, поскольку в трудовых правах они фактически приравнены к гражданам России, а также детей до 6 лет.

Сроки и периодичность

Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.

Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.

Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.

Также для повышения эффективности контроля за пребыванием трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей в России установлено:

  • срок временного пребывания трудового мигранта определяет срок действия его трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия;
  • в случае заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок период временного пребывания в России продлевается на срок до 1 года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на 1 год для каждого такого продления.

При этом есть возможность продления срока временного пребывания в РФ отдельным категориям иностранцев, в том числе прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и являющимся членами семьи:

  • российского гражданина;
  • иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России.

Члены семьи иностранца, осуществляющего трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента, это:

  • его супруг (супруга);
  • дети (в т. ч. усыновленные или находящиеся под опекой/попечительством);
  • родители (усыновители) на его иждивении.

Члены семьи гражданина РФ или иностранца, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России:

  • его супруг (супруга);
  • дети (в т. ч. усыновленные или под опекой/попечительством);
  • родители (усыновители);
  • дедушки, бабушки;
  • внуки.

Документы могут быть электронными

Вид на жительство будут выдавать в форме карты с электронным носителем:

  • биометрических персональных данных – электронное изображение лица и папиллярных узоров двух пальцев рук, пригодных для идентификации;
  • персональных данных владельца – Ф.И.О. (последнее – при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранца.

Электронный вид на жительство власти могут использовать для идентификации иностранца с помощью биометрических персональных данных в порядке, определяемом МВД России.

Но при выдаче вида на жительство лицу без гражданства указанные положения не применяются.

Вид на жительство, в т. ч. в виде карты, лицу без гражданства выдают на 10 лет.

Экзамены для иностранцев

Также Закон № 274-ФЗ установил порядок проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России, основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам соответствующего сертификата.

Срок временного пребывания в РФ иностранца, признанного носителем русского языка, продлевается на 90 дней со дня признания его носителем.

Заключение

Считается, что введение с 29 декабря 2021 года обязательных дактилоскопии, фоторегистрации и медосвидетельствования для иностранцев повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.

Как зарегистрировать иностранца в арендной квартире?

Сдаете или планируете сдавать квартиру иностранцу? Иностранным гражданам в России необходимо получать регистрацию по месту пребывания, а если они приехали надолго — по месту жительства. Причем с июля 2018 года эта обязанность ложится на плечи принимающей стороны, например арендодателя. Как действовать, если иностранный гражданин снимает у вас жилплощадь, расскажем в этой инструкции.

Из этой инструкции вы узнаете:

  • Чем отличается регистрация иностранного гражданина по месту жительства от миграционного учета по месту пребывания.
  • Кто обязан зарегистрировать иностранца.
  • Какие документы необходимы для оформления регистрации иностранца.
  • Как оформить регистрацию квартиросъемщику с паспортом другого государства — порядок действий.
  • Какие последствия влечет невыполнение правил регистрации иностранцев.

Что нужно знать о регистрации иностранцев в России?

Иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту их фактического пребывания в России — так требует Федеральный закон от года № , который внес ряд поправок в Федеральный закон от N «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Таким образом, если квартира сдается человеку с паспортом другого государства, то арендатор должен быть зарегистрирован именно по адресу помещения, в котором живет. А работодатели больше не могут ставить своих на учет по адресу своей организации, если работники фактически не проживают в офисе.

При этом в отношении иностранцев в РФ существуют два разных понятия: временная регистрация иностранного гражданина по месту жительства и временная регистрация по месту пребывания (миграционный учет по месту пребывания).

Чем отличается регистрация иностранного гражданина по месту жительства от миграционного учета по месту пребывания?

Временная регистрация по месту жительства оформляется только для иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ). С момента получения одного из этих документов у зарубежного гостя есть семь дней на то, чтобы подать в госорганы обращение о регистрации по месту жительства (ст. 16 Федерального закона от № «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Срок действия регистрации совпадает со сроком действия оснований для нахождения в России: три года при наличии разрешения на временное проживание и пять лет — для тех, кто имеет вид на жительство.

Читайте также:
Эмиграция в Болгарию из России: способы переезда на ПМЖ, отзывы

В остальных случаях иностранные граждане, в том числе имеющие право на безвизовый въезд в страну, встают на миграционный учет по месту пребывания. Разрешенный срок нахождения на территории страны зависит от гражданства иностранного гостя и цели визита. Например, прибывшие в Россию граждане стран Евразийского экономического союза должны вставать на миграционный учет только после 30 суток с даты въезда (а если они приехали менее чем на 30 дней, регистрироваться не нужно).

Для граждан других стран требования более жесткие: приехавшие в Россию на работу, учебу или с частными целями иностранцы обязаны встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней со дня прибытия. Если речь идет о туристах, которые весь срок пребывания находятся в отеле, за них подают уведомления отели. Если же иностранец будет жить у вас в квартире, вы обязаны уведомить власти о его прибытии (подробности далее по тексту).

Как иностранцу оформить временную регистрацию по месту пребывания?

Вступивший в силу летом 2018 года Федеральный закон от № «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снял ответственность за временную регистрацию непосредственно с иностранцев и переложил ее на принимающую сторону.

То есть если в вашей квартире проживает иностранец — именно ваша обязанность поставить его на миграционный учет. Для этого собственник жилья должен подать уведомление о прибытии иностранного гражданина в территориальный орган МВД, многофункциональный центр госуслуг (МФЦ) или отделение «Почты России». Ваша подпись на оборотной стороне уведомления подтверждает ваше согласие в качестве принимающей стороны на временное нахождение у вас иностранного гражданина (п. 25 Постановления Правительства РФ от N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Если иностранцев несколько, отдельное уведомление надо подавать на каждого.

Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Для постановки иностранца на миграционный учет понадобятся следующие документы:

  • уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;
  • копия паспорта (заполненные страницы) иностранного гражданина;
  • копия миграционной карты;
  • копия визы (при наличии).

Эта услуга оказывается бесплатно, заявление рассматривается в течение одного рабочего дня. В случае положительного решения иностранный гражданин получает справку о постановке на миграционный учет по месту пребывания.

Что может стать местом пребывания иностранца в России?

Местом пребывания иностранного гражданина в России может считаться жилое помещение, где он фактически проживает. Иностранец может зарегистрироваться в том числе в гостиницах и иных подобных местах (санаториях, домах отдыха), стационарах, по адресу организации.

Обратите внимание, что если иностранец поселился в апартаментах, получить в них временную регистрацию получится, только если это апартаменты гостиничного типа. Поэтому если вы рассматриваете приобретение жилья с целью инвестирования и последующей сдачи в аренду, в том числе иностранцам, то необходимо учитывать, что для этих целей подойдут не все апартаменты.

Как выбрать между квартирой и апартаментами, читайте в инструкции спроси.дом.рф

Иногда регистрация иностранцев по месту жительства и их учет по месту пребывания ведется в разрешительном порядке — например, если речь идет о пограничной зоне, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия и других случаях.

Как арендатору-иностранцу зарегистрироваться по месту жительства?

Согласно закону , постоянно или временно проживающий в России иностранный гражданин с разрешением на временное проживание (РВП) или видом на жительство (ВНЖ), который обладает правом пользования жилым помещением, обязан зарегистрироваться по месту проживания — по адресу этого помещения. То есть если иностранец арендует у вас квартиру, он получает право пользования ею по договору найма — и обязан получить в ней регистрацию по месту проживания.

Документы нужно подавать уже после прибытия в Россию — на это у иностранного гражданина есть 7 дней с момента получения ВНЖ или РВП. Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, иностранцу понадобятся следующие документы:

  • заявление о регистрации по месту жительства (форму заявления можно скачать здесь);
  • паспорт;
  • вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (например, договор найма);
  • квитанция об оплате госпошлины (опционально; при ее отсутствии информация об оплате проверяется через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах).

С этими документами иностранный гражданин должен лично обратиться в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения (через МФЦ или по почте можно получить только временную регистрацию по месту пребывания). При этом придется оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей.

Читайте также:
Страховка на Филиппины: стоимость и заказ онлайн полиса медицинского страхования

Заявка на регистрацию по месту жительства рассматривается в течение 1 рабочего дня. В случае положительного решения сотрудник органа внутренних дел проставляет отметки о регистрации в документах (ВНЖ или РВП) иностранного гражданина. Срок регистрации равен сроку действия документа на право пользования жилым помещением (договора аренды), но он не может превышать срок разрешения на временное проживание или вида на жительство.

О том, как оформить регистрацию по месту жительства или пребывания гражданам России, читайте здесь.

Что грозит за уклонение от регистрации иностранного гражданина?

Нарушение правил регистрации иностранных граждан грозит штрафом как самому зарубежному гостю, так и собственнику квартиры, который не зарегистрировал жильца. За отсутствие регистрации по месту пребывания или просроченные документы в регионах иностранец может получить штраф на сумму от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, а в Москве, , а также в Московской и Ленинградской областях, — на сумму от 5 тысяч рублей до 7 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ), а также рискует быть выдворенным за пределы России.

А гражданину России за уклонение от постановки иностранца на миграционный учет грозит штраф в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей (ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ).

Как снять иностранного гражданина с учета?

Иностранный гражданин снимается с миграционного учета по месту пребывания, как только органы власти получают соответствующую информацию. Например, если иностранный гражданин покинул Россию, сведения о выезде направляют в МВД органы пограничного контроля, если умер — управление ЗАГС, где зарегистрирована смерть (или же об этом сообщают заинтересованные лица или организация, где он работал). Если же человек просто сменил место регистрации и подал об этом уведомление, предыдущие сведения аннулируются.

Иностранный гражданин снимается с учета по месту жительства, когда:

  • Истекает срок его регистрации в заявлении;
  • Прекращается право пользования жилым помещением — например, истекает срок договора найма квартиры;
  • Заканчивается срок действия его ВНЖ или РВП;
  • По решению суда о признании регистрации недействительной;
  • В случае смерти иностранного гражданина;

Установлен факт фиктивной регистрации на основании решения территориального органа МВД (п. 16 Постановления Правительства РФ от N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Таким образом, после окончания срока действия договора аренды/найма действие регистрации иностранца прекращается. Чтобы отменить регистрацию иностранного квартиросъемщика по месту жительства до истечения срока договора, нужно расторгнуть договор аренды/найма и написать заявление о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства. Заявление в территориальный орган МВД можно подать лично или онлайн через Госуслуги в разделе «Миграционный учет».

Пенсия в Турции

Турция — весьма развитое азиатское государство, которое обеспечивает своим гражданам не только высокий уровень жизни, стабильность и немалые заработные платы, но и весьма неплохие пенсии. Турецкие пенсионеры отмечают, что жить в Турции на одну пенсию вполне реально.

Пособий хватает не только качественно питаться, интересно проводить досуг, но и путешествовать по другим странам и пользоваться качественными медицинскими услугами.

600 евро – по европейским меркам у турецких пенсионеров вполне приличная пенсия

Пенсионный возраст

Ранее выход на пенсию по старости для турецких граждан был доступен в 45 лет. Но в связи с тем, что в стране из-за низкого пенсионного возраста резко увеличилось количество пенсионеров и уменьшился процент трудоспособного населения, правительством был видоизменён данный закон.

Согласно новым поправкам, женщины обязаны выходить на пенсию после достижения ими 58 лет, а для мужчин пенсионный возраст равен 60 лет.

Но если у женщины есть более 5 детей, то она имеет право выйти на пенсию в 48 лет.

Изменения относительно увеличения пенсионного возраста были приняты для стабилизации экономики и предотвращения появления дефицита государственного бюджета.

Программа увеличения возраста выхода на пенсию

Правительство Турции отмечает, что это не последняя волна увеличения пенсионного возраста. Власти этого государства планируют до 2046 года увеличить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет. Согласно планам руководства страны женщины после 2048 года будут выходить на пенсию после 65 лет.

Турция относится к странам с низким пенсионным порогом

Правительством была разработана поэтапная программа увеличения пенсионного возраста, которая строится не только на возрасте, но и на стаже работы.

Таблица: программа для мужчин и женщин

Период Возраст, в котором будет осуществляться выход на пенсию Необходимый рабочий стаж для получения пенсии (выражено в днях)
Для мужчин Для женщин Для работников коммерческих организаций Для частных предпринимателей
1 мая 2008 – 31 декабря 2035 60 58 7 200 9 000
1 мая 2008 – 31 декабря 2035 63 61 5 400 5 400
1 января 2036 – 31 декабря 2037 61 59 7 200 9 000
1 января 2036 – 31 декабря 2037 64 62 5 400 5 400
1 января 2038 – 31 декабря 2039 62 60 7 200 9 000
1 января 2038 – 31 декабря 2039 65 63 5 400 5 400
1 января 2040 – 31 декабря 2041 63 61 7 200 9 000
1 января 2040 – 31 декабря 2041 65 64 5 400 5 400
1 января 2042 – 31 декабря 2043 64 62 7 200 9 000
1 января 2042 – 31 декабря 2043 65 65 5 400 5 400
1января 2044 – 31 декабря 2045 65 63 7 200 9 000
1 января 2044 – 31 декабря 2045 65 65 5 400 5 400
1 января 2046 – 31 декабря 2047 65 64 7 200 9 000
1 января 2046 – 31 декабря 2047 65 65 5 400 5 400
1 января 2048 65 65 7 200 9 000
1 января 2048 65 65 5 400 5 400

Размер пенсии

Не так давно власти Турции утвердили, что минимальная пенсия граждан Турецкой Республики не может быть ниже минимальной заработной платы, которая равна 2400 турецким лирам.

До 2022 года минимальная пенсия в Турции была равна 1 603 турецким лирам (примерно 13 000 российских рублей). Такую пенсию получали даже резиденты этой страны, которые не платили социальные взносы. Но такая привилегия доступна только тем гражданам, которые всё время проживали на территории Турции.

Ещё больше о пенсии в Турции вы узнаете из видео.

Если же гражданин Турецкой Республики проживал и работал в другой стране, то пенсия ему не полагается. Оформить себе пенсию в Турции он может только после того, как заплатит 3,5 доллара США за каждый день недостающего рабочего стажа.

К цифрам

Максимальный размер пенсии в Турецкой Республике равен 10 000 турецких лир. Как правило, такие пенсионные пособия получают пенсионеры, работающие в правительственном секторе (мэры, главы администраций, министры и т. п.).

У граждан Турции, имеющих докторскую степень средняя пенсия равна 8 000 турецких лир.

Помимо пенсии, все государственные служащие при выходе на пенсию, получают одноразовую выплату в размере от 30 000 до 80 000 лир в зависимости от занимаемой должности.

Расходы на пенсию в Турции составляют 7% от ВВП

Турецкая пенсия для иностранных резидентов

Получать турецкую пенсию иностранец имеет право лишь тогда, когда он отчислял необходимые социальные взносы. Но стоит знать, что иностранные резиденты не имеют права делать отчисления в государственный Пенсионный Фонд.

Если они хотят получать пенсию на территории Турции, то придётся перечислять в частный фонд по 32% от заработной платы. Делать взносы в подобные фонды и претендовать на получение накопительной пенсии могут только те иностранные жители, у которых имеется ВНЖ в Турции.

Как перевести пенсию за границу

Для перевода пенсии стоит обратиться в Пенсионный Фонд и написать заявление о переезде. Также стоит посетить банк, где человек получает пенсию (в России – Сбербанк) и написать заявление на получение карты, которая будет действовать на территории Турции. Пенсия будет перечисляться на полученную карту в турецких лирах по курсу Центробанка. Снимать деньги можно будет в банке.

Большинство респондентов, участвовавших в опросе, ответили, что турецких пенсионеров должно обеспечивать государство

Переезд пенсионеров в Турцию

Сегодня Россия стала весьма дорогой страной для проживания. И если молодое поколение может позволить себе качественное проживание, то русские пенсионеры на свои пенсии не могут рассчитывать даже на хорошее медицинское обслуживание.

Поэтому всё чаще люди пенсионного возраста переезжают жить из России в Турцию и переводят сюда свои пенсии. Многие продают недвижимость в РФ и покупают в Турции.

Однокомнатная квартира в этой стране стоит не больше 40 000 евро, в то время как квартира такой же площади в Москве будет стоить не меньше 45 000 евро. В Турции весьма низкие цены на медицинское обслуживание, продукты питания и другие товары.

Оформление ВНЖ

Если российский пенсионер решил переехать в Турцию жить, то ему необходимо позаботиться об оформлении вида на жительство в этой стране. ВНЖ в этой стране для пенсионеров можно получить на основании приобретения недвижимости.

Основной документ, выдаваемый при покупке недвижимости – ТАПУ (документ на право собственности). На его основании годовой ВНЖ открывается даже без предоставления средств счету у российского пенсионера.

Человек может получить временный или постоянный ВНЖ. Временный выдаётся на срок до года, а постоянный можно получить только после 8 лет проживания в Турции. Временный вид на жительство нужно каждый год продлевать.

Обладатели ВНЖ могут пользоваться такими привилегиями, как:

  1. Приглашать в гости друзей и родственников на основании приглашения.
  2. Получать бесплатное медицинское обслуживание.

Как живут пенсионеры в Турции

В Турции для пенсионеров предусмотрены следующие льготы:

  1. Приобретение лекарственных средств с 90% скидкой от их полной стоимости.
  2. Бесплатное посещение государственных спортивных залов и кружков.

Жизнь резидентов Турции, которые находятся на пенсии очень разнообразная. Большая часть пенсионеров не работает, так как не испытывают финансовых трудностей.

Пенсионеров в Турции полностью обеспечивает государство. Частных фондов нет

Они посещают различные развлекательные мероприятия, вроде концертов, любят проводить время в музеях, театрах и на природе. Также в Турции принято помогать детям, поэтому многие пенсионеры с радостью помогают с внуками или домашними делами.

Отзывы российских пенсионеров

Российские пенсионеры, переехавшие на пенсии в Турцию, отмечают, что устрой жизни в этой стране совершенно другой. В Турции старики не чувствуют себя ненужными людьми. В этой стране проживают добрые и открытые к общению люди, которые с большим уважением относятся к людям преклонного возраста.

В Турции считают, что выход на пенсию – это не окончание жизни, а только её начало, ведь у человека появляется много свободного времени, которое он может посвятить любимым и интересным занятиям.

О том, как живётся русским пенсионерам в Турции, узнаете из ролика.

Покупка жилья и получение ВНЖ в Турции

Чуть ли ни половину стендов на российских выставках зарубежной недвижимости занимают застройщики и агентства Турции. Они сулят «рай на земле», который, к тому же, приносит приличный доход. Насколько справедливы эти доводы? Давайте разберемся.

Чаще всего россияне покупают квартиру в Турции по трем причинам.

Причина 1. «Хочу получить вид на жительство или гражданство»

Если купить жилье по любой стоимости, можно подать заявку на оформление вида на жительство (ВНЖ) на основании ТАПУ (свидетельства о собственности) и регулярно его продлевать – ежегодно или чаще, смотря на какой срок выдают. Далее можно подать заявку на гражданство, при условии, что вы за пять лет пребывания в стране не выезжали дольше, чем на шесть месяцев (в совокупности). Его могут дать, а могут – и не дать. Но если вы купите жилье за $250 тыс., гражданство дают сразу, не дожидаясь пяти лет. Однако эту недвижимость нельзя будет перепродавать еще три года.

Не так давно размер минимальных инвестиций в недвижимость для получения гражданства Турции сократился с $1 млн до $250 тыс.

Уточним, что турецкое законодательство в последние годы стремительно ужесточается, как и борьба с нелегалами. И если раньше ВНЖ на основании свидетельства о собственности давали без особых проблем, то сейчас за ним нужно побегать. Иногда в ВНЖ на основании имеющейся собственности отказывают, но не надо опускать руки. Могут дать и со второй-третьей попытки.

Более того: даже получив ВНЖ, не следует расслабляться. Вожделенная «корочка» означает: вы должны жить в Турции не менее восьми месяцев в году. Причем ВНЖ не дает права на работу. Об этом, кстати, некоторые турецкие работодатели и риэлторы умалчивают.

По ВНЖ работать запрещено, можно работать дистанционно на РФ или другую страну, подтверждая это документами, если запросят, или получать рабочую визу/рабочее разрешение у местного работодателя.

Нелегальная работа чревата неприятностями. Если вы попались – у вас в Турции только квартира, а дел особых нет – то минимум попадете на штраф (размер определяет инспектор), максимум – заставят уехать из страны.

Получить ВНЖ и не жить в Турции, приезжая время от времени в ожидании подачи документов на гражданство, не вариант. Не забываем про условие «не более полугода отсутствия за пять лет». Если вы это не соблюдаете, ваш ВНЖ могут аннулировать либо просто не продлить. И прости-прощай гражданство.

Причина 2. «Хочу круглый год жить у моря»

Да, у Турции немало бесспорных плюсов: солнце, море, дешевые фрукты и овощи. Но при этом имейте в виду – центрального отопления тут нет. А квартиры сплошь отделаны гранитом и мрамором – не «понтов» ради, а потому, что в Турции это практически самый дешевый стройматериал. Всю зиму местные жители греются кондиционерами-обогревателями либо импровизированными «буржуйками». Да-да, в Турции до сих пор в ходу то, что в России забыто.

Справедливости ради сообщим: в некоторых «домах нового поколения» предусмотрены как минимум трубы, к которым можно прикрутить привычные нам батареи, и запустить локальное теплоснабжение. Но не везде. При выборе жилья на это обращают внимание, увы, не все. Тем более, что многие покупают квартиры в Турции летом.

Ну и климат: в наиболее популярных для покупки жилья Анталии и Алании летом жарко и влажно, а зимой – холодно и опять же влажно. Полноценно существовать можно только в помещениях с кондиционерами. Климат на порядок лучше на курортах вроде Фетхие, Мармарис, Кушадасы, облюбованных англичанами Каше и Калкане, но там и жилье намного дороже.

В Аланье бюджеты на жилье стартуют от 35 тыс. евро. Если в более престижных Кушадасы или Мармарисе хоть и с трудом, но можно присмотреть квартиру за 40-45 тыс. евро, то в Каше и Калкане жилье дешевле, чем 80-90 тыс., наверное, и не найти. В последние годы на выставках активно продвигают Мерсин – дескать, крупный красивый город, квартир много, русских мало, налетай! Но почему-то агенты забывают уточнить: именно неподалеку от Мерсина строится первая в Турции атомная электростанция. И если помножить сейсмически активную зону на потенциальную халатность строителей, то сами понимаете… Плюс с той же влажностью в Мерсине летом хуже, чем в Аланье.

Причина 3. «Куплю жилье – сдам в аренду»

Давайте прикинем расходы:

1. Покупка жилья. При большом желании можно уложиться даже в 1 миллион рублей, но это будет жилье в сотнях километрах от моря, причем в поселке городского типа, где пасутся козы. Там и самому жить не захочется, и сдать не получится. Квартира в новом доме площадью от 25 до 60 кв. м в пешей доступности от моря в среднем стоит $35-40 тысяч.

2. Ипотека. Можно купить квартиру в ипотеку, в долг местные банки выдают до 75% от суммы. По данным на сентябрь 2018 года, ипотечная ставка в Турции – 7%, причем в лирах, что сейчас действительно выгодно (в стране инфляция).

3. Налог (подобие налога на имущество). Сначала он единоразовый – 4% от стоимости недвижимости, далее ежегодный – 0,2%.

4. Дополнительный платеж – так называемый «айдат», или плата за содержание комплекса. Сюда входят уход за домом-садом-бассейном и любые работы, включая экстренные. Он может составить от нескольких десятков до нескольких сотен лир (примерно от 400 до 3000 рублей в месяц в зависимости от выбранной недвижимости).

5. Коммунальные платежи за воду, электричество. Заложите на воду со светом 100-150 евро в месяц вне зависимости от сезона. Готовят тут на газе, его привозят в баллонах. Есть дома с централизованной газовой системой. Газ недорогой, а вот те же кондиционеры с учетом необходимости постоянно охлаждать воздух летом и согревать зимой, могут обойтись в сумму до 300 евро ежемесячно. Ну и, по-хорошему, в доме нужен еще и генератор электричества. В разных городах, конечно, по-разному, но в той же наиболее популярной Аланье зимой – вечные перебои со светом.

А теперь оценим перспективы аренды:

К сожалению, россияне часто «ведутся» на громкие обещания местных риэлторов в духе: «Мы сдадим вашу квартиру в аренду, ни о чем не беспокойтесь!». Если у вас договоренность с компанией на комиссию (процент от сдачи), не исключено, что потом вам могут сообщить, что весь год квартира простаивала, но по приезду вы поймете, что здесь жили арендаторы.

Бывает и такое. Вам продают квартиру «с гарантией сдачи в аренду». В договоре прописывают, что вы купили квартиру, допустим, за $60 тыс. и что компания берет на себя обязательства по управлению недвижимостью. И все те месяцы, когда квартира вам не нужна, обязуются выплачивать вам по $400 в месяц, поскольку «спрос на подобную недвижимость очень большой».

Проходит год-полтора. Вы получаете на счет оговоренную сумму. Однако в один прекрасный момент компания сообщает: «К сожалению, у нас изменились планы, мы не намерены продлять договор. Но, как видите, квартира сдавалась прекрасно, и у вас хлопот с арендаторами не будет. Всего вам наилучшего!».

Однако арендодателей почему-то днем с огнем не сыщешь…

А ларчик просто открывался: при продаже агентство «включило» в стоимость вашей квартиры год-два аренды, как раз на такой случай. То есть, компания просто-напросто вернула вам часть переплаченных денег, при том что недвижимость стоила в полтора-два раза дешевле.

Также знайте, что сдавать квартиру в Турции может быть еще и рискованно. Только один печальный, но весьма распространенный пример: допустим, в квартиру заселяется турок. Внезапно он теряет работу (ну или делает вид, что «теряет»). Согласно местному законодательству, выселить его вы не имеете права, даже если он не платит месяцами и годами (разве что, если докажете, что арендатор превратил квартиру в бордель или наркопритон). Логика государства – у этого человека нет другой крыши над головой. И турок будет жить, а вы будете за свет, за газ и т. д. Суммы – колоссальные.

И если турецкий клан может себе позволить собраться мужским коллективом и вышвырнуть нахала на улицу с настоятельным советом «не возвращаться» (сделав это так, чтобы полиция «не обратила внимания»), то иностранцам это вряд ли сойдет с рук.

Кому, как и где стоит покупать квартиру в Турции?

Где – в городе, который лично вам нравится и подходит для проживания. С поправкой на климат: не везде в Турции море и солнце, в континентальной ее части погода как в Москве.

Как – изучите сайт sahibinden.com (им пользуются сами турки) – предложение, цены. И обратитесь к проверенному риэлтору. Лучше заплатить ему $1 тыс., чем отдать лишние $40 тыс. застройщику по незнанию.

Кому – тем, кто любит страну, ее климат, готов уважать местные обычаи, для кого «айдат» и коммунальные платежи не станут обузой и кому отказ в ВНЖ или гражданстве не разобьет сердце.

Тогда любой случайный «бонус» – в виде ВНЖ, налаженного делового партнерства и, соответственно, рабочего места, небольшого дохода от появившихся со временем арендаторов – вас очень порадует. Но только ради этого покупать квартиру в Турции не рекомендуем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: