Беженцы из Украины: прием на работу, НДФЛ, взносы и пособия
Беженцы из Украины: прием на работу, НДФЛ, взносы и пособия |
Беженцы из Украины: прием на работу, НДФЛ, взносы и пособия
По данным ФМС России, из зоны конфликта на территорию РФ прибыли более 100 тыс. украинских граждан. Многие из них намерены устроиться в России на работу.
Украинские граждане, вынужденные переехать из Украины в Российскую Федерацию, на первом этапе могут получить либо статус беженца, либо временное убежище (ст. ст. 3 и 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 “О беженцах”, далее – Закон N 4528-1).
Удостоверение личности беженца
Беженец – лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований находится вне страны своей гражданской принадлежности, не может пользоваться защитой этой страны, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона N 4528-1).
Для получения статуса беженца украинский гражданин должен подать ходатайство в территориальный орган ФМС России. Его рассмотрение проходит в два этапа:
– предварительное рассмотрение ходатайства;
– рассмотрение ходатайства по существу.
На период рассмотрения украинцу выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу по форме, утвержденной Приложением N 2 к Приказу ФМС России от 05.04.2011 N 87 (п. 7 ст. 4 Закона N 4528-1).
Когда статус беженца присвоен
Лицу признанному беженцем, выдается удостоверение по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 N 356 (п. 7 ст. 7 Закона N 4528-1).
И свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу, и удостоверение беженца являются документами, удостоверяющими личность (абз. 2 п. 7 ст. 4, абз. 2 п. 7 ст. 7 Закона N 4528-1), поэтому украинец может трудоустроиться в российскую компанию, предъявив один из этих документов.
Примечание. Срок, в течение которого действует статус беженца, не ограничен.
Удостоверение личности в случае предоставления временного убежища
Временное убежище могут получить в том числе граждане Украины, которые не удовлетворяют критериям статуса “беженец”, но не могут быть высланы из страны из соображений гуманности.
Временное убежище дается на один год и продлевается при условии, что обстоятельства, в связи с которыми оно предоставлено, не изменились (п. 12 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 274, далее – Порядок).
Пока решение не принято
Решение о предоставлении временного убежища территориальный орган ФМС России принимает в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления (п. 2 Порядка).
На время рассмотрения заявления украинцу выдается справка по форме, утвержденной Приложением N 2 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 N 81 (п. 4 Порядка).
Обратите внимание: справка лишь подтверждает законное пребывание лица на территории РФ в период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища (п. 5 Порядка), но не служит документом, удостоверяющим личность.
Если временное убежище предоставлено
В случае положительного решения иностранцу выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ по форме, утвержденной Приложением N 3 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 N 81 (п. 8 Порядка).
Это свидетельство является документом, удостоверяющим личность (п. 9 Порядка).
А что с украинским паспортом?
Независимо от того, какой статус присвоен украинцу, свои национальные документы (паспорт и иные документы, выданные на Украине) он должен сдать на хранение в территориальные органы ФМС России (п. 8 ст. 4 Закона N 4528-1, п. 10 Порядка).
Особенности трудоустройства украинских беженцев
Чтобы облегчить украинским гражданам трудоустройство на территории РФ, в Закон N 4528-1 были внесены изменения.
Не нужно получать разрешение на работу в РФ
По общему правилу иностранцы, имеющие статус временно пребывающих и желающие работать в России, должны получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, далее – Закон N 115-ФЗ).
Но если иностранец признан беженцем или получил временное убежище на территории РФ (пп. 11 и 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, Федеральный закон от 05.05.2014 N 127-ФЗ), то с 16 мая 2014 г. для осуществления трудовой деятельности ему не требуется разрешение на работу.
В то же время при трудоустройстве в России до 16 мая 2014 г. и беженцам, и получившим временное убежище необходимо иметь разрешение на работу. За его отсутствие на работодателя может быть наложен штраф в размере от 250 000 до 800 000 руб. (ст. 18.15 КоАП РФ).
Не требуется разрешение на привлечение
Работодателям, которые берут на работу украинских беженцев или граждан, получивших временное убежище, не нужно получать разрешение на привлечение и использование таких работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Это, правда, не касается сфер деятельности, где работа иностранцев не допускается. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755.
Обратите внимание: эти две льготы действуют до момента утраты иностранцами соответствующего статуса.
Извещать ФМС и службу занятости не нужно
Так как украинских беженцев и украинцев, получивших временное убежище, можно брать на работу без разрешительных документов, получается, что в вопросе трудоустройства они практически приравнены к россиянам (пп. 11 и 12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Следовательно, извещать службу занятости и территориальное отделение ФМС России о заключении и расторжении с ними трудовых отношений не придется (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
Обратите внимание: данная льгота действует до утраты статуса беженца или временного убежища (Федеральный закон от 05.05.2014 N 127-ФЗ).
Примечание. Временно пребывающие работают по гражданско-правовым договорам
Налоги и взносы с выплат украинским беженцам
По разъяснениям ФМС России, все украинцы, приехавшие в Россию в связи с военными событиями, имеют статус временно пребывающих (абз. 9 ч. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Налоги и взносы с выплат в их пользу начисляются в общем порядке (см. таблицу на с. 78) за одним исключением.
На какие пособия могут рассчитывать украинские беженцы в России
Временно пребывающие в РФ иностранцы не включены в перечень застрахованных лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Тем не менее украинцы, имеющие статус беженцев, имеют право на социальные пособия, связанные с рождением детей (п. 2, пп. “в” п. 3 Порядка и условий назначения и выплаты пособий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н):
– пособие по беременности и родам;
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком и др.
В то же время беженцы не могут претендовать на пособие по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания (п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). Но если работник со статусом беженца пострадал в результате несчастного случая на производстве, работодатель выплачивает ему пособие по временной нетрудоспособности за счет взносов на случай травматизма (пп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Примечание. Украинцы, имеющие в РФ статус временного убежища, права на пособия и бесплатную медицинскую помощь не имеют.
Примечание. Беженцы из Украины могут получать пенсию в России
Лица, получившие статус беженца, имеют право на пенсионное обеспечение в России на период действия статуса. Лицам со статусом временного убежища такое право не предоставляется.
Приехавшие из Украины могут получать также пособия по инвалидности и потере кормильца. Для их получения потребуется удостоверение беженца и документы об инвалидности (если его нет, нужно будет пройти медицинское обследование) или потере кормильца.
Временно пребывающие украинцы без статуса беженца и не получившие временного убежища
Если украинский гражданин, приехав в Россию, не подавал заявление на приобретение статуса беженца или получение временного убежища, для российского работодателя он считается просто временно пребывающим. Виза на въезд такому иностранцу не требуется (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Как принять на работу временно пребывающих украинцев
Чтобы принять “обычного” временно пребывающего украинца на работу, нужно:
– оформить приглашение на въезд (если требуется) (ст. 18 Закона N 115-ФЗ);
– при необходимости поставить иностранца на миграционный учет в течение семи рабочих дней с даты заключения трудового договора (п. 2 ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ);
– заключить с ним трудовой или гражданско-правовой договор;
– в трехдневный срок сообщить об этом в территориальный орган ФМС России, выдавший разрешение на работу, и службу занятости (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147).
Обратите внимание: временно пребывающим иностранцам, въехавшим в РФ в безвизовом порядке, нужно получить разрешение на работу, но работодателю разрешение на их привлечение и использование не требуется (п. 4 и пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
На основании выданного разрешения временно пребывающий иностранец вправе работать только в том регионе Российской Федерации, где это разрешение было выдано (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Это не касается иностранных работников, профессии и должности которых включены в список, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564 (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Срок нахождения на территории РФ временно пребывающих украинцев продлен
По общему правилу иностранцы, пребывающие в РФ в безвизовом порядке, могут находиться в России 90 дней, один раз в полгода, после чего они должны покинуть Россию (п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
90-дневный срок пребывания может быть продлен на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на один год с даты въезда (п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).
Но в связи с последними событиями на Украине для временно пребывающих украинцев срок временного пребывания продлен до 270 дней.
До окончания 90-дневного периода украинец должен обратиться в ФМС России за продлением безвыездного срока пребывания в РФ еще на 180 суток. ФМС России указала, что это решение не требует внесения изменений в миграционное законодательство.
Прием на работу гражданина Украины с свидетельством о предоставлении временного убежища
Хочу принять на работу гражданина Украины с свидетельством о предоставлении временного убежища в РФ.
Что нужно для этого сделать, что бы было все правильно и не попасть на штрафы?
При приеме на работу граждан из Украины, организации необходимо руководствоваться Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ для работы на территории РФ иностранный гражданин из Украины должен получить разрешение на работу, кроме случаев, определенных данной статьей.
При этом согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“, в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ введен пп. 12, в соответствии с которым иностранные граждане, получившие временное убежище на территории Российской Федерации, освобождены от получения разрешения на работу для осуществления ими трудовой деятельности в РФ до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Следовательно, российская организация может принять на работу гражданина Украины, получившего свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, без разрешения на работу в РФ.
Также пп. «з» п. 3 ст. 1 этого Закона в ст. 13 Закона N 115-ФЗ добавлен п. 8, где сказано, что работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
При оформлении трудового договора с иностранным гражданином, также следует иметь в виду положения
ст. 327.2 ТК РФ Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства
Наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 настоящего Кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Здравствуйте! Согласно ст. 13 Закона № 115-ФЗ «4.
Работодатель… имеют право привлекать… иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.Указанный порядок не распространяется на иностранных: . 12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.» Следовательно, условия приема на работу такого гражданина такие же как и для гражданина России.
Также не нужно сообщать о факте трудоустройства органы ФМС.
Что нужно для этого сделать, что бы было все правильно и не попасть на штрафы?
Татьяна
Если у него имеется свидетельство о том, что он получил на территории РФ временное убежище, то получать разрешение на работу ему не требуется. Таким образом, к данному работнику предъявляются только общие требования при его трудоустройстве, уплаты обязательных платежей.
С Уважением,
Васильев Дмитрий.
Я приведу Вам часть статейки из газеты «РИА „Новости“, в котором дается некоторое разъяснение по вопросу беженцев и жителей Украины, пожелавших проживать в России.
Как пояснил в среду, 22 июля, журналистам глава ФМС РФ Константин Ромодановский, теперь ситуация будет меняться.
«С первого августа текущего года мы запускаем
для граждан Украины 120-суточный механизм определения своего правового
трудового статуса. Если гражданин этой страны получит патент, разрешение
на временное проживание или иной статус, разрешающий ему здесь находится,
то никаких проблем у него не будет. Если же он находится в тени, работает
тайно или тайно тут пребывает, то через 120 суток мы закроем ему
въезд на российскую территорию сроком на три года», — сказал
министр.
По его словам, закрытие права на въезд в Россию будет происходить автоматически — после того, как нарушитель сроков покинет российскую территорию, его данные будут внесены в специальную электронную базу данных, и обратно его уже не пустят.
При этом Ромодановский подчеркнул,
что украинцев, которые убежали от войны из Донецкой или
Луганской области, все эти нововведения не коснутся — для них
сохранится льготный миграционный режим пребывания в России.
Вам в первую очередь необходимо уведомить УФМС
В соответствии с ПриложениемN 4
к приказу Федеральной
миграционной службы
от 28 июня 2010 г. N 147
Порядок
представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина
1. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при представлении организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее — организация), уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина в территориальные органы ФМС России, в том числе порядок его заполнения, приема и сроков представления.
2. Организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС России.
3. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания и исправления.
4. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
5. Уведомление представляется организацией непосредственно в территориальный орган ФМС России или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
6. Уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России регистрирует полученное уведомление с проставлением на нем регистрационного номера.
Форму уведомления для заполнения Вы можете найти пройдя по ссылке (http://base.garant.ru/12177712/#block_3000).
Ни налоговые органы, ни центр занятости о приеме иностранного работника уведомлять не нужно
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», N 115-ФЗ от 25.07.2002
Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации
8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
Пенсия в Латвийской Республике
Латвийская Республика – государство Прибалтики с численностью населения немногим меньше 2 миллионов человек. Находится оно на севере Европы между Эстонией и Литвой. Экономический потенциал страны сосредоточен в столице – Риге, где производится более 50 % ВВП. В столичном регионе функционирует порядка 60 % предприятий латвийских производителей. Уровень жизни в Латвии несколько ниже, чем в большинстве стран-членов Евросоюза. Рассмотрим, кому и как начисляется пенсия в Латвии, и на какие льготы могут рассчитывать проживающие в республике пожилые люди.
- Латвийская пенсионная система
- Размер латвийской пенсии
- Возраст выхода на пенсию
- Как рассчитываются пенсии
- Особенности оформления в Латвии российской пенсии
- Как выплачивается российская пенсия
- Льготы в Латвии для пенсионеров
- Военные пенсионеры в Латвии
- Заключение
- Минимальная пенсия в Латвии: Видео
Латвийская пенсионная система
Пенсионная система Латвийской Республики включает 3 уровня:
- Первый предусматривает выплату пенсионных пособий, источником которых является совокупность денежных средств, отчисляемых трудоспособным населением страны.
- Второй уровень – пенсия, накапливаемая государством на конкретного пожилого человека. Под этот уровень подпадают все резиденты Латвии, родившиеся после 01.07.1971.
- Третий уровень формируется за счет добровольного накопления: человек работоспособного возраста отчисляет помимо обязательного страхового взноса еще и некоторую сумму; когда состоится выход на пенсию, она вернется в виде надбавки к основной пенсии.
Размер латвийской пенсии
Число пенсионеров в Латвии год от года увеличивается: рост за 10 последних лет составил примерно 2-3 %. Так, по состоянию на начало 2019 года в стране проживает 320 тыс. пожилых людей. От общего количества населения это примерно 20 %.
Минимальная пенсия в Латвийской Республике колеблется возле отметки 100 евро. Такое социальное пособие получают примерно 5,1 % жителей государства. На пропитание его хватает только при условии серьезной экономии. Недостаточный уровень государственной помощи пожилым людям особенно заметен на том фоне, что минимальная зарплата в стране в 4,3 раза больше – 430 евро.
Средняя пенсия в Латвии на начало 2019 года равна 320,27 евро:
- социальную выплату размером от 100 до 200 долларов получают около 6,6 % жителей республики;
- у большей части пенсионеров (48,2 %) выплаты колеблются в диапазоне 200-300 евро;
- пособие в пределах 300-400 евро выплачивается 24,4 % латвийских пенсионеров;
- пенсии от 400 до 500 евро только у 7,4 %;
- от 500 до 1 500 евро получает 8,3 % пенсионеров, а размер пенсии более 1500 евро лишь у 1 836 человек.
Уровень бедности среди пожилых людей в Латвии в среднем превышает 50 % – цифра, самая высокая в Евросоюзе.
Возраст выхода на пенсию
Если в 2019 году выйти на заслуженный отдых могли латвийцы, перешагнувшие возрастную планку 63 лет и 3 месяцев, то в 2019 году сделать это могут граждане, имеющие страховой стаж не меньше 15 лет, после 63-го дня рождения которых прошло полгода. Обусловлено это тем, что пенсионный возраст в Латвии начиная с 2014 года повышается ежегодно на 3 месяца.
На заслуженный отдых можно выйти и досрочно. Получать пенсию по старости на два года раньше установленного на общих основаниях срока могут люди со страховым стажем не меньше 30 лет.
Также привилегия по возможности досрочного получения прав на пенсионное обеспечение распространяется на:
- родителя либо лицо в статусе опекуна:
- имеющего не менее 25 лет стажа;
- занимавшегося воспитанием 5 детей или ребенка-инвалида не меньше 8 лет;
- лиц, принимавших участие в ликвидации последствий техногенной катастрофы на ЧАЭС. Если продолжительность трудового стажа не меньше 15 лет, они могут стать пенсионерами на 5 лет раньше срока, который устанавливался на общих основаниях.
Кроме того, досрочная пенсия в Латвии доступна:
- женщинам-инвалидам;
- лицам, потерявшим зрение;
- карликам;
- лицам, трудившимся до 1996 года на промышленных предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.
Правительство Латвии планирует прекратить ежегодно повышать возраст выхода на заслуженный отдых только в 2025 году. Выяснить цели, преследуемые исполнительной властью страны, несложно. Простые арифметические подсчеты показывают, что ответ на вопрос, во сколько лет выходят на пенсию в Латвии, тогда будет звучать так: после 65–го дня рождения.
Как рассчитываются пенсии
Источником пенсионных выплат являются платежи, отчисляемые каждый месяц в период трудовой деятельности гражданина. Размер взимаемого на эти нужды сбора составляет 35 %, но большая часть взносов подлежит оплате непосредственно работодателем. С зарплаты работника удерживается лишь 10,5 % от его ежемесячной ставки.
Чтобы узнать, какая пенсия в Латвии полагается отдельно взятому гражданину, нужно применить такую формулу:
РП = СПК/ПКЛ:12, где
РП – размер ежемесячной пенсии;
СПК – сумма пенсионного капитала. О том, какая часть этих показателей учитывается, будет сказано ниже;
ПКЛ – планируемое количество лет выплаты пенсии.
Фондируемый капитал при этом приплюсовывается к СПК. А значение искомого параметра является величиной, производной от ряда условий.
Для уточнения приведенной формулы следует сказать, что, в частности, пенсия по старости зависит от:
- объема пенсионного капитала, накопленного с 01.01.1996 до месяца, начиная с которого будет выплачиваться пособие;
- среднего показателя страховых взносов за время с 1996 года по 1999 год;
- общего страхового стажа до 31.12.1995;
- планируемого временного интервала выплаты пенсии.
Сейм Латвийской Республики 27 сентября 2019 года принял в окончательном чтении немаловажные поправки к закону о социальном пособии для пожилых. Они предусматривают, что индексации подлежит не только сама пенсия, но и доплаты за трудовой стаж.
Тем лицам, у которых величина последнего показателя больше, предусмотрены преференции. Заключаются они в следующем: индексация пенсий в Латвии в 2019 году для граждан с трудовым стажем от 45 лет будет проводиться с применением 80 % от реальной величины процентного увеличения зарплат, на основе которых определяются взносы соцстрахования. Напомним, что до сих пор в расчетах фигурировала цифра 70 %.
Также в этот день Сейм принял в окончательном чтении поправки к закону, регулирующему взимание подоходного налога с населения. Их действие тоже направлено на повышение благосостояния людей преклонного возраста.
В частности, налоги с пенсии в Латвии будут начисляться только в случае, если ее ежемесячная величина превысит:
- в 2019 году – 270 евро;
- в 2020 году – 300 евро;
- начиная с 2021 года – 330 евро.
Минфин Латвийской Республики опубликовал прогнозы состояния экономики страны после увеличения для пенсионеров необлагаемого минимума до 3 960 евро/год: это обусловит возникновение для бюджета отрицательного фискального эффекта размером в 11,8 млн евро. И данное явление – не единственное из тех, которые могут вызвать снижение доверия к правительству со стороны людей, получающих государственное пособие.
Так, пенсия по инвалидности сегодня выплачивается в Латвии почти 35 тысячам людям с ограниченными физическими возможностями. Им предусмотрены доплаты за стаж в среднем 12,34 евро/месяц.
Эксперты подсчитали, что доходы граждан данной категории при индексации доплат в 2019 году увеличатся до выплаты подоходного налога в среднем на 2,32 евро/месяц. Естественно, что такая незначительная прибавка у инвалидов энтузиазма не вызывает.
Размер пенсий в Латвии у лиц данной категории приведен в таблице.
Группа инвалидности | Размер пенсии, евро | Размер пенсии, рубли |
---|---|---|
I группа | 102.45 | 7592.57 |
II группа | 89.64 | 6643.22 |
III группа | 64.03 | 4745.26 |
Особенности оформления в Латвии российской пенсии
Российская пенсия в Латвии выплачивается лицам, проживающим на территории прибалтийской страны, если:
- ими был достигнут установленный в РФ пенсионный возраст;
- они имеют право на пенсию по:
- утрате кормильца;
- выслуге лет;
- получению группы инвалидности.
При этом в учет принимаются страховые взносы, проведенные на территории России.
Как выплачивается российская пенсия
Чтобы решить вопрос о назначении пенсионного пособия за периоды ведения трудовой деятельности после 01.01.1991, обращаться необходимо в отдел Государственного агентства социального страхования Латвии (далее ГАСС). Туда потребуется предоставить документы:
- заявление с ходатайством о назначении пенсии;
- бумаги, подтверждающие трудовую деятельность и приравненное к ней время пребывания на территории обоих государств – России и Латвии;
- пакет документации, соответствующий предполагаемому виду пенсии.
Полученные документы ГАСС направляет в Пенсионный фонд РФ. Там и принимается решение по поводу назначения пенсии лицу, проживающему в Латвии.
Продолжительности трудового стажа на территории России может не хватать для получения пенсионных выплат. Тогда учитывается и период официальной работы в Латвии. Но расчет пенсии производится на основе только российского трудового стажа.
Выплачивается пенсия при посредничестве ГАСС с периодичностью один раз в квартал. Получают денежные средства в одном из банков Латвийской Республики либо на почте. В первом случае указывается номер счета кредитного учреждения, узнать который можно из заключенного с банком договора.
Льготы в Латвии для пенсионеров
На территории Латвийской Республики для граждан пенсионного возраста действуют льготы общегосударственного и местного уровней. В первом случае предусмотрены следующие дотации:
- бывшие малолетние узники концентрационных лагерей получают денежную помощь на:
- компенсацию так называемого пациентского взноса;
- покупку медицинских препаратов и лекарств;
- зубопротезирование.
Для людей, единственный доход которых государственная пенсия и у кого отсутствует медицинская страховка, предусмотрены льготы:
- Пережившие блокаду Ленинграда могут рассчитывать на материальную помощь для приобретения лекарств, зубопротезирование, покупку гроба и креста. Если они относятся к категории малоимущих лиц, им полагается бесплатное питание на протяжении 2 месяцев в году.
- Пенсионеры, пребывающие в статусе политрепрессированных, имеют право на бесплатные проезд в муниципальном транспорте и зубопротезирование. Для них предусмотрена финансовая помощь при покупке гроба и креста.
- Одинокие пенсионеры, проживающие в помещении без удобств, имеют право два раза в месяц бесплатно посещать бани.
Коротко рассмотрим, какие льготы пенсионерам в Латвии предоставляются местными органами власти. Наиболее широкий пакет социальных пособий предлагается в Риге. Назовем лишь некоторые позиции:
- размер помощи от муниципалитета на покрытие вышеупомянутого пациентского взноса составляет 71 евро;
- пенсионерам, имеющим статус малоимущих, месячный доход которых меньше 127 евро, положена дотация;
- пожилые люди, имеющие любую группу инвалидности, для обустройства жилья получают помощь размером до 2 134 евро;
- тем, кто достиг 100 лет, назначается разовая выплата в 150 евро.
Льготы предоставляются и в других латвийских городах. Например, в Даугавпилсе пенсионеры на общественном транспорте могут ездить бесплатно.
С 1 января 2019 года после смерти пенсионера его овдовевший супруг сможет получать половину пенсии умершего. Этим правом смогут воспользоваться только получатели пенсии по возрасту, инвалидности или выслуге лет.
Пособие будет выплачиваться только вдовцам, под выплату не подпадают разведенные супруги или пары, которые живут в незарегистрированных отношениях.
Военные пенсионеры в Латвии
Сотрудниками латвийского Госконтроля был зафиксирован в 2011 году факт, что российские пенсионеры–бывшие военные получали денежные выплаты сразу от двух государств. Причиной такой ситуации было совпадение базовых периодов, используемых при проведении расчетов и выплат денежных средств.
Чтобы ее исправить, латвийская исполнительная власть приняла решение о прекращении выплат за периоды, которые оплачивает РФ. Под ними подразумеваются:
- время прохождения срочной воинской обязанности;
- период сверхсрочного пребывания под знаменами ВС СССР;
- служба в структурных подразделениях внутренних дел;
- время обучения в высших учебных заведениях.
Сейчас военные пенсии в Латвии российским пенсионерам–бывшим военным выплачиваются исключительно на основе трудового стажа. Но только если величина этого показателя удовлетворяет требованиям актуального законодательства.
Среднестатистическая пенсия по выслуге лет гражданина России, имеющего статус военного пенсионера, к 2019 году колеблется в Латвийской Республике в пределах 550-560 евро.
Заключение
Согласно законодательству, право получать пенсионное пособие имеют все резиденты Латвии с трудовым стажем не меньше 15 лет, перешагнувшие возрастную планку 63 лет и шести месяцев. Но существуют исключения, предоставляющие возможность выйти на заслуженный отдых раньше.
С 2011 года Латвийская Республика перестала осуществлять выплаты военным пенсионерам за те периоды, которые оплачивались ранее Россией.
Минимальная пенсия в Латвии: Видео
Средний размер пенсии в Латвии в 2022 году
В Латвии проживают много наших соотечественников, поэтому заинтересованность в особенностях пенсионной системы этой страны вполне объяснима. Есть возможность узнать средний размер пенсии в Латвии в 2017 году и сравнить, насколько достойно встречают старость пенсионеры советского происхождения.
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
О системе пенсионного обеспечения в Латвии
Пенсия по старости рассчитывается в Латвии на основании нескольких законов, которые регулируют работу государственных и частных пенсионных фондов.
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
Согласно законодательству право на пенсию имеют граждане, которым на 31.12.13. исполнилось 62 года, у них имеется страховой стаж, постоянные выплаты в ПФ страны на протяжении не менее 10 лет.
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Для накопления пенсионных средств существуют государственный пенсионный фонд и частные фонды.
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
- Государственный ПФ – стандартный пенсионный фонд, отчисления в который делает работодатель.
- Добровольное накопление капитала в фонде, на который укажут государственные структуры – закрытый фонд. Государство даёт гарантию на 25% дохода ежегодно с суммы отчислений, если гражданин обязуется сделать долгосрочный вклад, разместив средства в частном пенсионном фонде. Преимущества этих вложений граждане ощущают в своём кошельке регулярно по окончании календарного года.
- Другие частные фонды со своими условиями, доступные всем.
Несмотря на явную выгоду фондов второго уровня, латыши не спешат отчислять свои средства именно туда, так как доступ в закрытый фонд ограничен. Туда есть возможность попасть только работникам предприятий-учредителей. Участие в открытых фондах ничем не ограничено, их в стране насчитывается 5.
p, blockquote 7,0,1,0,0 –>
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
В европейском рейтинге стран по уровню зарплат и пенсионного обеспечения населения Латвия находится в последних рядах наравне с Болгарией, Чехией, Румынией, Польшей.
p, blockquote 10,0,0,0,0 –>
Латвия ненамного опережает нищенские пенсии Румынии, хотя, по сравнению с 2015 годом размер средней пенсии в стране вырос со $139 до $250.
Минимальная пенсия по старости равна пособию от государства по социальному обеспечению, её формирование зависит от трудового стажа, который добавляет к минимуму определённый коэффициент:
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
- До 20 лет — 70,4 евро.
- До 30 — 83,24 евро.
- До 40 — 96,05 евро.
- Свыше 40 — 108,85 евро.
Пенсия, превышающая сумму 235 лат, облагается подоходным налогом, который сегодня в стране составляет 23%. Если пенсионер работает, то независимо от размера пенсии, он должен платить подоходный налог.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
О пенсиях бывших советских граждан
Очень много вопросов и проблем вызывает пенсионное обеспечение граждан, не являющихся коренным населением, но которые прожили в Латвии всю сознательную жизнь. Речь идёт о гражданах-выходцах из всех бывших союзных республик бывшего Советского Союза.
p, blockquote 14,1,0,0,0 –>
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
С 2012 года в Латвии при расчёте пенсии прекращён учёт советского и постсоветского стажа. Пенсионный фонд принимает его к сведению только как факт, что человек не лежал на диване все годы, а трудился на предприятии.
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
При начислении минимальной пенсии используется коэффициент 10%, максимальной – 40%.
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
Этот процент формируется от тех отчислений, которые производил работодатель в ПФ за время работы в Латвии как суверенном государстве. Те граждане, которые в течение 15 лет активно платили страховые взносы, получают пенсии приемлемыми коэффициентами.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
В Латвии очень дорогое медицинское обслуживание, коммунальные услуги, продукты, поэтому пенсионеры, имеющие минимальный размер пенсии, испытывают трудности.
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
Если граждане принимают решение оформить пенсию той республики СССР, в которой они проживали, то они могут это сделать, но в этом случае они лишаются латвийского пенсионного пособия. Возможно, это и лучший вариант, если стаж работы и отчисления в советское время превышают те же показатели за время проживания в Латвии.
p, blockquote 21,0,0,1,0 –>
В 2015 году сейм Латвии принял закон об индексации пенсий в 2016 году. Все пенсии, начисленные с 2010 по 2015 г.г. будут индексироваться в течение года.
О военных пенсионерах
В Латвии проживает большое количество участников ВОВ – выходцев из СССР, но они приравнены здесь к обычным работающим и получают пенсии наравне со всеми. Расчёт их пенсий проводился в соответствии со стажем работы на гражданской службе.
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
Те ветераны войны и участники военных действий, которые не отказались от гражданства России, имеют право на все льготы, полагающиеся им по статусу.
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
Кадровые военные, которые вышли в отставку по возрасту в Латвии, получают пенсию в соответствии со званием, сроком службы и величиной довольствия за время службы. Те, кто соберутся выехать на жительство в другую страну, теряют право на пенсию.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
С 01.01.2016 отменены путёвки для военных инвалидов, они заменены денежной компенсацией. В России же до сих пор остро стоит вопрос связанный с бесплатным посещением лечебных курортов по путёвке.
p, blockquote 27,0,0,0,0 –> p, blockquote 28,0,0,0,1 –>
Что изменится для жителей страны в 2022-м: самые важные изменения
Министерство финансов
Для дальнейшего снижения налогового бремени для малообеспеченных граждан с 2022 года будет увеличен необлагаемый подоходным налогом минимум для физических лиц, а также увеличен минимальный налог для пенсионеров.
В настоящее время максимальный необлагаемый налогом минимум составляет 300 евро в месяц, а для пенсионеров – 330 евро в месяц.
Необлагаемый минимум для пенсионеров составит 350 евро с 1 января 2022 года и 500 евро с 1 июля 2022 года.
В целях содействия разнообразию книг и периодических изданий и их доступности для населения с 1 января 2022 года будет применяться пониженная ставка НДС в размере 5% на поставку книг, периодических изданий и других публикаций СМИ или изданий в печатной или электронной форме, а также на оплату их подписки.
Министерство благосостояния
Реформа семейного государственного пособия вступила в силу с 1 января 2022 года. Семьи отныне будут получать
- 25 евро в месяц на одного ребенка в возрасте от года до 20 лет,
- 100 евро на двоих детей (50 евро на ребенка),
- 225 евро на троих детей (75 евро на ребенка).
При наличии четырех и более детей пособие составит 100 евро в месяц на каждого ребенка.
С 1 апреля 2022 года государство будет оплачивать больничный лист с 10-го дня нетрудоспособности (в настоящее время – с 11-го дня). Это означает, что работодатель будет оплачивать больничный до 9 календарных дней (в настоящее время 10 календарных дней) из собственных средств.
Министерство здравоохранения
С 1 января 2022 года расширяется круг лиц, которым оплатят визиты семейного врача на дом. Установлено, что из государственного бюджета будут оплачиваться визиты семейного врача также лицам, находящимся в учреждениях долгосрочного социального ухода и социальной реабилитации.
С 1 января 2022 года инвалиды II группы освобождены от уплаты пациентского взноса в рамках оплачиваемых государством услуг в медицинских учреждениях.
Для того чтобы пациенты с возможным рецидивом злокачественных опухолей как можно скорее получали все необходимые обследования, медицинские консультации и своевременное лечение, был разработан механизм приоритетного распределения таких пациентов по принципу “зеленого коридора”.
Благодаря дополнительному финансированию, со следующего года будет оплачиваться операция по восстановлению груди для женщин после лечения рака молочной железы.
Расширен круг лиц, имеющих право на медицинскую помощь в репродукции, финансируемую государством. До сих пор право на медицинское оплодотворение имели женщины в возрасте до 37 лет, но с 2022 года доступ к финансируемому государством медицинскому оплодотворению получат женщины в возрасте до 40 лет.
В следующем году планируется продолжить оплату услуг по психоэмоциональной поддержке и обеспечить горячую линию консультирования подростков по вопросам психоэмоциональной поддержки до 30 июня 2022 года. Эта услуга была введена, чтобы уменьшить долгосрочное негативное воздействие пандемии covid-19 на психическое здоровье населения, и чтобы обеспечить доступ к психологической поддержке и услугам в области психического здоровья для жителей Латвии.
До 30 июня 2022 года предусмотрено продолжение выплат за оказание психоэмоциональной поддержки персоналу стационарного медицинского учреждения, а также ежемесячной надбавки за мониторинг состояния здоровья пациентов в приемном отделении, и оплату в соответствии с фактическими затратами на лечение пациентов по койко-месту или в палате интенсивной терапии.
В 2022 году продолжится повышение оплаты труда медицинского персонала.
Увеличатся тарифы, заложенные в среднюю зарплату врачей. Средняя зарплата врачей и функциональных специалистов вырастет до 1 963 евро (сейчас 1 862 евро), а ассистентов врачей по уходу за пациентами и функциональных ассистентов – до 1 183 евро (сейчас 1 117 евро).
Со следующего года будет предоставляться новая услуга дневного стационара: обследование на длительную кислородную терапию. Это необходимо, поскольку пациентам с дыхательной недостаточностью, которым показана кислородная терапия, могут потребоваться медицинские услуги, которые могут быть предоставлены только в дневном стационаре.
Министерство охраны окружающей среды и регионального развития
С 1 февраля 2022 года в Латвии начнет действовать депозитная система для упаковки напитков. Система будет открыта для стеклянной, пластиковой (PET) и металлической (банки) упаковки от напитков:
* cтеклянные бутылки емкостью от 0,1 до 3 литров;
* стеклянные бутылки от продуктов с содержанием алкоголя до 6 %, емкостью от 0,1 до 0,75 л;
* пластмассовые бутылки (группа материалов PET) емкостью от 0,1 до 3 литров;
* пластиковые бутылки от пива и других продуктов брожения с содержанием алкоголя до 6%, емкостью от 0,1 до 0,5 или 1 литра, и банки емкостью от 0,2 до 1 литра.
1 января 2022 года истекает четырехлетний переходный период для децентрализованных канализационных систем (ДКС), данный для выполнения требований Правил Кабинета министров. Если вдоль участка были проложены централизованные канализационные сети, то владельца децентрализованной системы могут обязать произвести подключение к канализации. ДКС также должны быть зарегистрированы в реестре самоуправления до 1 января 2022 года.
С 1 января 2023 года использование официального электронного адреса является обязательным для юридических лиц – предпринимателей, коммерсантов. Поэтому 2022 год – последний год для подготовки системы документооборота, выставления счетов-фактур бизнес-компаниейпри использовании электронного адреса. Например, чтобы система документооборота автоматически распознавала клиента – пользователя электронного адреса, с которым с января 2023 года ведется письменное официальное общение по электронному адресу, и чтобы счета-фактуры тоже отправлялись по электронному адресу.
Базовая пенсия – деньги дадут всем?
В конце мая на заседании Совета по делам сениоров представители Министерства благосостояния и организаций пенсионеров обсудили идею введения базовой пенсии с 2023 года. Какой будет базовая пенсия? Будет ли отличаться для разных групп пенсионеров? MК-Латвия проливает свет на эти вопросы.
Статьи по теме:
Дискуссии о введении базовой пенсии не первый год ведутся в нашей стране. Первые очертания проект введения базовой пенсии получил в конце мая 2021 года.
На Совете по делам сениоров министр благосостояния (теперь уже бывшая) Рамона Петравича рассказала о возможности введения базовой пенсии в Латвии с 2023 года:
– Хотя год от года мы повышаем пенсии, нынешняя пенсионная система ставит в неприятное положение людей с низкими доходами. Причем – и тех, кто ранее платил социальные взносы, и тех, кто платит их сейчас. Мы видим, что взносы, образующие будущий пенсионный капитал, не обеспечивают такого размера пенсии, чтобы человек мог выжить, – сказала Петравича, подчеркнув, что одним только повышением минимальной пенсии бедность среди сениоров не изжить.
– Мы рассмотрели опыт других стран, где за основу пенсионной системы берется базовая пенсия, а остальная часть пенсии формируется из социальных взносов самого человека, – говорит Петравича. – Этот вопрос затрагивает любого пенсионера и будет следующим шагом для уменьшения бедности среди сениоров.
В качестве примера бывший министр упомянула Эстонию, где базовая пенсия установлена в размере 40% от средней пенсии и составляет 235 евро.
Министерство благосостояния разработало несколько вариантов введения базовой пенсии. Предполагается, что базовая пенсия будет привязана к средней медиане доходов по стране, которая в настоящее время используется для расчета минимального порога доходов и минимальной пенсии, пишет Neatkarīgā rīta avīze.
Если говорить о размере базовой пенсии, то точных цифр пока нет. На заседании прозвучали два варианта базовой пенсии: в размере 136 евро (нынешний размер минимальной пенсии) или в размере 109 евро (размер пособия социального обеспечения). Возможно, будут разработаны и другие предложения.
Скорее всего, если базовую пенсию будут вводить, то постепенно, а переходный период может растянуться до 2027 года. Не исключена возможность, что в 2023 и 2024 годах государство будет выплачивать 50% от установленной базовой пенсии, в 2025 и 2026 годах – 70% или 80% и только к 2027 году базовую пенсию станут выплачивать в стопроцентном объеме.
Предполагается, что базовую пенсию будут выплачивать всем пенсионерам.
Что именно от этого изменится? Следите внимательно за примерами.
Предположим, сейчас пенсия сениора составляет 100 евро. Государство автоматически поднимает до размера минимальной пенсии по стране – до 136 евро, то есть доплачивает человеку по 36 евро в месяц.
В случае если в Латвии введут базовую пенсию в размере 136 евро, пенсионер получит и «базу», и свою заработанную за время выплаты социальных налогов пенсию 100 евро. В итоге его доход повысится сразу до 236 евро.
Введение базовой пенсии должно повысить доход всех пенсионеров – и тех, кто получает маленькие, и тех, кто получает средние или большие пенсии.
По мнению бывшего министра благосостояния Рамоны Петравичи, базовую пенсию должны получать все пенсионеры, в том числе и те, чья пенсия выше 1000 евро. Но по этому поводу предстоит еще много обсуждений.
– Многие страны перешли на подобную пенсионную систему, думаю, и Латвии надо сделать этот шаг, иначе мы не сможем снизить уровень бедности среди сениоров, – сказала в разговоре с Neatkarīgā rīta avīze Петравича.
От чего зависит базовая пенсия
О базовой пенсии и о других темах, обсуждавшихся на Совете по делам сениоров, рассказала Даце Трушинска, старший эксперт департамента социального страхования Министерства благосостояния.
– Почему возникла идея о введении базовой пенсии?
– В этом году был повышен размер минимальной пенсии. Чтобы постепенно повысить доходы пенсионеров, возникла идея о том, что в будущем пенсия может состоять из двух частей. Одна часть пенсии зависела бы от социальных платежей, которые люди выплачивали государству. Другая часть пенсии, независимая от социальных платежей, могла бы выплачиваться из основного бюджета.
– От чего будет зависеть размер базовой пенсии?
– Пока обсуждаются разные варианты. Есть вариант, что базовая пенсия должна быть равной для всех. Другой вариант: базовая пенсия будет зависеть от стажа – чем больше у человека стаж, тем выше будет базовая пенсия. Также есть мысль привязать базовую пенсию к медиане доходов, учитывая при этом размер гарантированного минимального дохода для нуждающихся и малообеспеченных.
– Если введут базовую пенсию, то минимальную пенсию отменят?
– Да, в этом случае базовая пенсия заменит минимальную.
– Предполагается, что базовая пенсия будет выше нынешней минимальной?
– Сейчас сложно сказать. В настоящее время, если пенсия жителя Латвии не достигает размера минимальной, то ее автоматически повышают до размера минимальной пенсии. При введении базовой пенсии поменяется весь алгоритм подсчета. У людей будет постоянный минимум – базовая пенсия и вдобавок к ней – та пенсия, которую они сами заработали, выплачивая социальный налог во время своей трудовой жизни.
– Стоит ли Латвии взять на вооружение опыт других стран, где есть базовые пенсии?
– Базовые пенсии есть во многих странах, в том числе у наших соседей – в Литве и Эстонии. И в каждой стране вопрос решается по-своему. Не исключено, что что-то из опыта этих стран мы можем позаимствовать.
– Смогут ли получать базовую пенсию люди, у которых не хватает стажа для пенсии?
– Возможен и такой вариант. Сейчас эти люди получают только государственное пособие социального обеспечения. Не исключено, что базовая пенсия будет выплачиваться в размере этого пособия – как минимум необходимый для проживания.
– Совет сениоров поддержал идею Минблага ввести в Латвии базовую пенсию?
– Конечно. Пока что мы говорим о базовой пенсии с осторожностью, так как ее выплаты для госбюджета финансово очень затратны. Возможно, базовую пенсию начнут вводить постепенно, сначала в меньшем размере, затем в большем.
Как изменится индексация пенсий
– Что планируется изменить в механизме индексации пенсий? Как его можно усовершенствовать?
– Сейчас размер индексации во многом зависит от трудового стажа. Чем больше стаж, тем больше индекс, на который умножается пенсия.
На заседании Совета по делам сениоров обсуждалось предложение для пенсионеров со стажем более 40 лет еще больше увеличить индекс, на который умножается размер пенсии. Улучшение системы индексации для людей с большим трудовым стажем – один из приоритетов Минблага.
– Сдвинется ли с мертвой точки ситуация с доплатами к пенсии за каждый год стажа для «молодых» пенсионеров, вышедших на заслуженный отдых после 2012 года?
– Доплаты за стаж – также среди приоритетов Министерства благосостояния. Министерство предложит свои идеи, но какие из них политики примут при утверждении государственного бюджета на 2022 год, пока неясно.
– Как в 2022 году планируется поднять необлагаемый минимум пенсий?
– Сегодня необлагаемый минимум составляет 330 евро, в следующем году планируем поднять его до 380 евро (увеличив на 50 евро). Федерация пенсионеров предлагает поднять необлагаемый минимум сразу до 500 евро.
– Этот вопрос в компетенции Министерства финансов.
– Когда конкретно предложения по базовым пенсиям будут разработаны и переданы правительству и Сейму?
– Во второй половине 2021 года концепция должна быть готова.
– Какие предложения вы выслушали со стороны организаций пенсионеров?
– Были предложения по индексации пенсий – сениоры просили увеличить индекс людям с трудовым стажем более 50 лет. Но мы считаем, что и люди с более чем 40-летним стажем заслуживают индексации в большем размере.
Новость комментирует Айя Барча, глава Латвийской федерации пенсионеров.
– В мае на заседании Совета по делам сениоров обсуждались два главных вопроса – об индексации пенсий и о введении базовой пенсии.
Сегодня при индексации пенсий сениоров с трудовым стажем более 40 лет индекс составляет 60% от средней зарплаты страховых платежей, со стажем 45 и более лет – 80%.
Прозвучало предложение проводить индексацию для людей со стажем более 40 лет в 100%-ном размере. В 100%-ном размере предлагается индексировать пенсию и людям, работавшим во вредных и особо вредных условиях труда.
Теперь про базовую пенсию. Если посмотрим на европейские страны и на Литву, то увидим, что там базовую пенсию платят из основного госбюджета, в который поступают все налоги жителей страны. Если вводить базовую пенсию сейчас, то денег в основном бюджете Латвии на всех не хватит. Поэтому эксперты говорили о том, чтобы вводить ее постепенно, возможно, сначала в размере 60% или 70% от нынешней минимальной пенсии.
Для тех людей, которые отработали много лет, введение базовой пенсии будет хорошим подспорьем.
– И все-таки базовая пенсия будет отличаться от минимальной?
– Минимальную пенсию получают в основном люди с очень маленьким трудовым стажем. Предполагается, что базовую пенсию будут получать все пенсионеры.
– Если человеку не хватит 15-летнего стажа для получения пенсии по старости, он, как и раньше, будет получать пособие соцобеспечения?
– Скорее всего, да. Кстати, по поводу расчета необходимых для получения пенсии 15 лет стажа многие ошибаются. Например, многие мамы не знают, что в трудовой стаж входят годы ухода за детьми. И не сообщают об этих годах в Государственное агентство социального страхования (ГАСС).
– Федерация пенсионеров предложила с 2022 года существенно поднять необлагаемый минимум пенсий – с 330 евро до 500 евро. Это реальный сценарий?
– Увы, бывший министр благосостояния Рамона Петравича говорила, что необлагаемый минимум пенсий будут поднимать постепенно.
В 2022 году готовы с 330 евро увеличить до 380 евро. Хорошо, что хоть так.
– На Совете по делам сениоров обсуждался и вопрос доплат за стаж для пенсионеров, вышедших на пенсию после 2012 года. Что предлагает Федерация пенсионеров?
– Федерация пенсионеров предлагает свой вариант доплат за стаж: люди, которые вышли на пенсию до 1996 года, должны получать за год стажа доплаты в размере 3 евро ежемесячно. Те, которые вышли на пенсию до конца 2011 года, в размере 2 евро. И те, кто вышли на пенсию с 1 января 2012 года (они сейчас ничего не получают) – 1,50 евро. Мы планируем неоднократно обсуждать этот вопрос. Отправим наши предложения в Министерство финансов, в Сейм и в комиссию Сейма по социальным и трудовым делам.
Базовую пенсию проще платить всем
Комментирует Ольга Раевская, исследователь факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета
– Введение базовой пенсии вместо минимальной стоит только поприветствовать. Базовую пенсию, которую государство собирается выплачивать из основного бюджета, не надо путать с минимальной.
– Давайте разберемся, как начисляется минимальная пенсия. Это делают по формуле: берут накопленный вами пенсионный капитал, делят на годы, которые вам предположительно осталось жить (берется среднестатистическое значение), а потом еще на 12, чтобы получить месячную цифру. Если пенсионный капитал маленький, по формуле выходит что-то вроде 60 или 70 евро в месяц, тогда из общего пенсионного котла (социального бюджета) вам добавят денег до размера минимальной пенсии.
У нас в стране долго не существовало правила, как часто и на основании каких расчетов нужно пересматривать минимальную пенсию, она годами оставалась на неадекватно низком уровне. Наконец, после прошлогоднего решения Конституционного суда, минималку подняли и раз в три года обещают пересчитывать. И это уже большой шаг вперед.
Но вот в чем загвоздка: у нас и до того была высока доля пенсионеров, пенсия которых по формуле была ниже минималки (ежегодно примерно 12–13% от всех пенсионеров), а с новыми ставками минимальной пенсии таких людей стало еще больше. Также и людям, которые значительную часть жизни отработали в статусе самозанятых и платили очень маленькие социальные взносы, пенсию придется дотягивать до минимальной за счет взносов других участников пенсионной системы.
Соответственно, из «общего котла» надо черпать все больше и больше, а плательщиков у нас с каждым годом меньше, в силу демографии. Это проблема многих стареющих стран, не только Латвии. И опыт других стран показывает, что силами одного только социального бюджета справиться с этой проблемой очень трудно.
Второй пенсионный уровень тоже почти ни в одной стране не оправдал возлагавшихся на него надежд, капитал жителей в этих пенсионных фондах растет не так быстро, как рассчитывали. Надо искать другие решения.
Базовая пенсия позволяет более равномерно распределить доходы среди сениоров, то есть не в ущерб другим плательщикам социальных взносов. Если рассчитанная для вас пенсия составляет 50 евро, значит, вы получите 50 евро плюс базовую пенсию. Если ваша рассчитанная пенсия 500 евро, то получите 500 евро плюс базовую.
– Опыт каких стран, где есть базовые пенсии, Латвия могла бы взять за основу?
– В разных странах концепция базовой пенсии различается, где-то учитывается стаж, где-то он не важен. Где-то имеет значение, одинокий это пенсионер или живет с супругом (супругой). Эстонцы платят базовую пенсию из социального бюджета, а литовцы – из госбюджета.
В Польше нет базовой пенсии, там пенсионная система очень похожа на латвийскую. При этом разницу до минималки (270 евро) доплачивают из госбюджета (у нас из соцбюджета).
У финнов еще более сложная система. У них вообще три вида государственных пенсий: одна, страховая, рассчитывается от зарплаты, вторая, народная, просто за годы жизни в Финляндии (ее платят не всем, а только тем, у кого страховая пенсия вышла меньше определенной суммы), а третья, гарантированная пенсия, положена тем, у кого первые две пенсии вместе получились меньше 838 евро в месяц (даже иммигрантам она положена, у которых вообще стажа нет). При этом базовой пенсии нет.
– Базовую пенсию будут получать и совсем малообеспеченные и состоятельные пенсионеры. Разве это справедливо?
– В странах, где есть базовая пенсия, она положена всем. А понимание справедливости в разных странах отличается. Есть страны, которые устанавливают не только минимальную, но и максимальную пенсию. Есть страны, где золотое правило «Чем больше зарплата – тем больше пенсия» не настолько прямолинейно понимается, как в Латвии. В Латвии, если у вас зарплата была в два раза выше, то и пенсия будет в два раза выше. А, например, в Эстонии это соотношение не 1:1. Если разница в зарплатах была двукратная, то разница в пенсиях будет только полуторная (потому что кроме размера зарплаты считается еще и стаж), а с учетом базовой пенсии разница становится и того меньше, 1,2–1,3 раза (но это тоже редкость для Европы, обычно все-таки разница побольше). Считается, что более зажиточные люди и помимо государственной пенсии имеют возможность отложить на старость, а государственная пенсия в первую очередь должна поддержать самых уязвимых. Это ведь тоже справедливо!
Система не упорядочена
Комментирует Янис Фелсбергс, член правления Федерации пенсионеров:
– В Латвии пенсии сильно зависят от того, какую зарплату человек получал, сколько социальных взносов заплатил. Но сама система зарплаты не упорядочена. Все еще довольно большой процент зарплат (22% зарплат по данным статистики за 2019 год) выдается в конвертах. Пенсия отражает лишь часть от реальных зарплат жителей – это явное несоответствие.
– Разве пенсия не должна зависеть от размера зарплаты?
– Должна, но только отчасти. Например, в Эстонии и в Литве базовая пенсия зависит от стажа, а не от зарплаты, независимо от того, работал ли ты дворником за 500 евро или получал несколько тысяч в месяц в банке.
А добавка идет за счет пенсий второго уровня.
Если человек получал зарплату выше или ниже средней, тогда выводится коэффициент, на который умножается его пенсия.
Например, у дворника будет уменьшающий коэффициент 0.8, на который умножается его пенсия, но пенсия не будет в три раза меньше, чем у банковского работника с высокой зарплатой, у которого коэффициент будет 1.3.
Таков принцип солидарности – было бы несправедливо, чтобы человек, проработавший всю жизнь на низкой зарплате, и на пенсии оставался нищим.
Надо знать всем: что изменится в социальной сфере Латвии в 2022 году?
1. Пособие в 20 евро будут платить до марта
До 31 марта 2022 года все сениоры, достигшие возраста 60 лет и привившиеся от Covid-19, смогут продолжать получать ежемесячное пособие в размере 20 евро. Однако пожилые люди, у которых имеются долги, должны вовремя предупредить своего судебного исполнителя, в противном случае денег они могут не дождаться. Забирать в счет долгов эти пособия судебный исполнитель не должен, но он не может знать, откуда на ваш счет пришли эти деньги, пишет kriminal.lv.
Если не предупредить, то судебный исполнитель посчитает пособие дополнительным доходом должника и взыщет его в счет уплаты.
2. Пенсионеры «на руки» получат больше. И не только они.
С 1 января необлагаемый минимум и для работающих, и для пенсионеров повысится до 350 евро, а с 1 июля – до 500 евро. Это означает, что, например, люди, получающие минимальную зарплату, подоходный налог не будут платить вообще, а у остальных уменьшится облагаемый налогом доход, тем самым увеличится сумма, которую они получают “на руки”.
Для пенсий необлагаемый подоходным налогом с населения (ПНН) минимум составляет:
- с 1 января 2022 года до 30 июня 2022 года – 350 евро в месяц (или 2100 евро за полгода),
- с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2022 года – 500 евро в месяц (или 3000 евро за полгода),
- Ставка ПНН составляет 20% для пенсий до 1667 евро и 23% для пенсий свыше 1667 евро.
3. Когда можно выйти на пенсию
Пенсионный возраст в Латвии с 2022 года еще увеличится и составит 64 года и 3 месяца. Срок преждевременноого выхода на пенсию – 62 года и 3 месяца.
Как известно, в Латвии, начиная с 2014 года, пенсионный возраст продолжает постепенно увеличивается – на 3 месяца ежегодно, до достижения 65-летнего возраста в 2025 году.
4. Для многих увеличатся семейные пособия
С 1 января 2022 года изменится размер, условия предоставления и выплаты государственного семейного пособия. Он будет выплачиваться в зависимости от количества детей:
- за одного ребенка – 25 евро;
- за двоих детей – 100 евро (50 евро на каждого ребенка);
- за троих детей – 225 евро (75 евро на каждого ребенка);
- за четверых и более детей – 100 евро на каждого ребенка.
Государственное агентство социального страхования (ГАСС) в связи с этим указывает:
- пособие полагается за каждого воспитываемого в семье ребенка со дня достижения им возраста одного года и до его 16-летия.
- также за ребенка в возрасте от 16 до 20 лет – если он учится в учреждении общего или профессионального образования и не вступил в брак.
ГАСС также разъясняет: один из супругов на основании добровольного согласия второго супруга может получить семейное государственное пособие на всех совместно воспитываемых детей – то есть, не только за своих детей.
Если ребенку установлена инвалидность, то ГАСС дополнительно предоставляет и выплачивает доплату к государственному семейному пособию, и за такого ребенка государственное семейное пособие выплачивается после достижении ребенком возраста 16 лет независимо от того, учится он или нет.
Пособие может быть затребовано в ГАСС сразу после рождения ребенка, но не позднее чем в течение 24 месяцев после достижения ребенком возраста одного года.
5. О жилищных пособиях для домохозяйств
В течение будущих пяти месяцев государство будет компенсировать ПОЛОВИНУ расходов на жилищные пособия для уязвимых домохозяйств.
Сейм 22 декабря принял поправки к закону “О преодолении последствий распространения инфекции Covid-19”, в соответствии с которыми государство в период с 1 января по 31 мая 2022 года обеспечит самоуправлениям целевую субсидию в размере 50% от фактических расходов на жилищные пособия. На реализацию этой идеи понадобятся 16,7 млн евро.
Поправки были признаны срочными, их рассмотрели очень быстро – в двух чтениях за одно заседание.
Это одна из форм поддержки, которую предлагает в связи с ростом цен на газовое отопление. Новшество призвано обеспечить во всех самоуправлениях адекватную поддержку домохозяйствам с низкими доходами, рискующим не суметь расплатиться за жилье во время нынешнего отопительного сезона.
Предполагается, что претендовать на получение жилищного пособия смогут 34 000 человек в месяц. Для получения жилищного пособия один из членов домохозяйства должен обратиться в социальную службу самоуправления.
Принятые поправки предусматривают установить более высокие коэффициенты для проживающих отдельно лиц пенсионного возраста, для проживающих отдельно лиц с ограниченными возможностями (коэффициент 2,5 в формуле жилищного пособия), а также для домохозяйств, в которых проживают только лица пенсионного возраста и лица с инвалидностью (коэффициент 2 в формуле жилищного пособия).
Согласно пояснениям Министерства благосостояния, предварительным условием для получения жилищного пособия является оценка материального положения домохозяйства путем заполнения декларации о прожиточном минимуме, а также представление счетов и других доказательств жилищных расходов в социальную службу самоуправления.
Размер жилищного пособия рассчитывается с учетом различных расходов – на использование жилой площади и на услуги, связанные с использованием жилой площади (теплоэнергия для отопления и подогрева воды, электричество, вода, природный газ, канализация или ассенизация, услуги по вывозу мусора), если они не включены в арендную плату или необходимые расходы на обязательную хозяйственную деятельность.
6. Можно списать долги до 5000 евро. Что для этого нужно
Летом 2021 года в Латвии был провозглашен новый закон об освобождении физических лиц от небольших долговых обязательств – тех должников, у кого имеются потребительские долги, общий размер которых превышает одну минимальную зарплату, или 500 евро, но не превышает 5000 евро.
Физические лица, которые отвечают условиям закона, смогут освободиться, начиная с 1 января 2022 года.
Условия для освобождения
* должник должен будет подготовить заявление об освобождении от долга и подать его присяжному нотариусу, который практикует на территории действия районного суда, где находится место жительства должника;
* при этом он должин воздерживаться от действий, усугубляющих свое положение;
* во время рассмотрения заявления необходимо будет посещать курсы финансовой грамотности, которые будут предоставляться Государственным агентством занятости, а также отвечать на запросы присяжного нотариуса.
* В заявлении нужно указать ВСЕ долговые обязательства. То есть нельзя указать только долговые обязательства до 5 тысяч евро, а остающиеся долговые обязательства, например, «лишние» тысячу евро, не указывать.
* Физическое лицо в течение последних 12 месяцев было налогоплательщиком ЛР или имело декларируемое место жительства в Латвии.
* Физическое лицо должно иметь статус лица, находившегося в статусе нуждающегося или малообеспеченного в течение не менее трех месяцев из последних 12 месяцев до подачи заявления.
* Закон также предусматривает критерий относительно среднего дохода физического лица за определенный период времени – среднемесячный доход (за исключением тех сумм, взыскание на которые не может быть обращено в соответствии с Гражданско-процессуальным законом): в течение последних 12 месяцев он не должен достигать размера минимальной месячной заработной платы, установленной в государстве.
* Новшество не будет применяться к тем должникам, которые имеют обеспеченных кредиторов (кредиторам, чьи требования к должнику обеспечены коммерческим залогом, ипотекой, зарегистрированной в Земельной книге или судовом реестре на имущество должника или третьей стороны), а также на тех физических лиц, которые имеют имущество за пределами Латвии.
Но “освобождение” могут и отозвать. В случае невыполнения обязательств и ограничений или если заявление содержит ложные сведения, приведшие к необоснованному освобождению от задолженности, все долги, действующие на день подачи заявления, будут возобновлены.
Отметим также: до сих пор для людей, которые не могли отдать долги, единственным доступным средством являлся процесс неплатежеспособности физического лица. Но это недешево, и не для всех.
Долги должны были составлять по меньшей мере 5 тысяч евро, причем для подачи заявления человек должен был покрыть государственную пошлину, оплатить услуги администратора. В итоге общая стоимость процесса неплатежеспособности физического лица превышала тысячу евро.
7. Принудительная аренда: вступает в силу потолок 4%
С 1 января 2022 года принудительная аренда за пользование земельным участком, принадлежащим другому лицу в ситуациях долевой собственности, заменяется правом законного пользования земельным участком.
В итоге должен вступить в силу потолок для поборов “земельных баронов”.
Реформа принудительной аренды предусматривает, что плата за законное пользование составляет 4% в год от кадастровой стоимости земли в пользовании, но не менее 50 евро в год.
8. Послабление по обязательным минимальным соцвзносам
В период чрезвычайной ситуации (ЧС) работодатели и самозанятые не должны вносить минимальные обязательные взносы – то есть за октябрь, ноябрь, декабрь 2021-го года – и за январь 2022 года.
Как мы уже сообщали, для многих небольших предприятий, и самозанятых лиц обязательные минимальные взносы стали непосильным бременем.
Однако Кабинет министров 30 ноября принял послабление – в период действующей в Латвии “чрезвычайки” работодатели не будут обязаны платить минимальные обязательные взносы социального страхования за своих сотрудников.
Помимо этого, решено, что работодатель может не платить минимальные взносы обязательного государственного социального страхования за те дни, в течение которых работник находится в режиме простоя, если это произошло по вине работника, а также за те дни, в течение которых работник отстранен от исполнения своих обязанностей без сохранения его зарплаты.
Минимальные обязательные взносы также не будут начисляться за те месяцы, на протяжении которых действует объявленный Кабинетом министров режим чрезвычайной ситуации на всей территории страны.
Поскольку режим ЧС был введен с 11 октября 2021 года по 11 января 2022 года, объект минимального обязательного взноса не рассчитывается, и работодатели и самозанятые не должны будут вносить минимальные обязательные взносы за октябрь, ноябрь, декабрь и в январь 2022 года.
9. Новшества с больничными
С 1 апреля 2022 года больничный лист будет оплачивается государством с 10-го дня нетрудоспособности (в настоящее время с 11-го дня).
Это означает, что работодатель будет выплачивать больничное пособие из собственных средств на срок, не превышающий 9 календарных дней (в настоящее время 10 календарных дней). Это новшество было принято в целях снижения затрат работодателей на оплату труда.
10. Вернется заработок на сдаче бутылок
Новое – это, как известно, хорошо забытое старое. В “советские” времена были пункты приема стеклотары, и заинтересованные в быстром небольшом заработке могли собрать бутылки и их сдать. Нечто подобное в грядущем году снова появится. С 1 февраля 2022 года жители Латвии смогут сдавать в тароматы пустые стеклянные и пластиковые бутылки, а также все виды жестяных банок.
Как ранее сообщалось,Государственная служба окружающей среды (ГСОС) подписала договор о введении депозитной системы упаковки из-под напитков с SIA Depozita iepakojuma operators.
В свою очередь представитель ответственного за проект предприятия Depozīta iepakojuma operators Микс Стуритис сообщил: в Латвии планируется установить 800-1000 автоматов по приему тары.
Depozīta iepakojuma operators заключило договор с предприятием норвежской группы Tomra Systems SIA Tomra Collection Latvia об обеспечении этого оборудования для латвийского рынка.
Около 200 тароматов будут размещаться в киосках на территории торговых мест. Первые тароматы могут быть доставлены в сентябре. Для сотрудничества была выбрана модель аренды тароматов, в которой Tomra обеспечивает развертывание всей инфраструктуры и создание системы информационных технологий, а также обслуживание оборудования во время эксплуатации, получая плату за каждую автоматически принятую единицу упаковки в момент, когда система начнет работать.
Контекст: нас ждет рост цен
С 1 января 2022 года тарифы АО Latvijas gāze на природный газ для домохозяйств в зависимости от потребления вырастут в пределах 54,2% до 93%, говорится в сообщении официального издания Latvijas Vēstnesis.
Растут также цены на электричество, коммунальные расходы – отопление, вывоз мусора и т.д. К примеру, с 10 января в Риге вывоз мусора станет дороже на 30%.
Объяснение такое: поскольку со следующего года в Риге повысятся тарифы на утилизацию несортированных отходов, что связано с увеличением налога на природные ресурсы, а также со строительством новой инфраструктуры полигона и вводом в эксплуатацию завода по переработке биоразлагаемых отходов на полигоне Гетлини.
Что очевидно, уважаемые читатели: все это усугубит проблему бедности населения в Латвии.
Учтем: и до зимнего ценового “витка” в уходящем году росло количество жителей Латвии, подверженных риску бедности.
Всего в 2020 году 439 000 человека, или 23,4% населения Латвии имели доходы ниже порога риска бедности. Это на 1,8 проц. пункта больше, чем в 2019 году, свидетельствуют данные опроса, проведенного Центральным статистическим управлением (ЦСУ) в 2021 году.
Тут стоит отметить и фактор инфляции. Порог риска бедности в прошлом году повысился, достигнув 472 евро в месяц для домашнего хозяйства, состоящего из одного человека. В 2019 году он составлял 441 евро в месяц.
Для домохозяйств с двумя взрослыми и двумя детьми в возрасте до 14 лет порог риска бедности составлял 991 евро в месяц в 2020 году и 972 евро в месяц в 2019 году.
Наибольшая доля населения, подверженного риску бедности, была в Латгале (36%), наименьшая – в окрестностях Риги (16,1%) и Риге (17,8%). В Видземе риску бедности подвергалось 32% населения, в Курземе – 29,5%, в Земгале – 24,1%.
Риск бедности в прошлом году увеличивался наиболее быстро среди пожилых людей старше 65 лет. В 2020 году доля пожилого населения, подверженного риску бедности, достигла 44,6%, что на 3,7 проц. пункта больше, чем в 2019 году.
Налоговые перемены: конец “микриков”
Еще одно новшество вступит в силу с 1 января 2022 года, которое мягко говоря, не упростит жизнь очень многих.
С 1 января 2022 года те общества с ограниченной ответственностью (ООО), которые в настоящее время имеют статус плательщика налога микропредприятия, утратят его и автоматически станут плательщиками налога на прибыль предприятий (НПП), напоминает Служба государственных доходов (СГД). Это определено изменениями в законе о налоге микропредприятий, принятыми в конце 2020 года.
Изменения гласят, что с 1 января 2022 года эти ООО должны будут платить НПП, а до 5 января 2022 года – подать в систему электронного декларирования СГД информацию о работнике – владельце микропредприятия – с указанием потери статуса работника микропредприятия с 31 декабря 2021 года – код сообщения 25.
В свою очередь, если члену правления общества с ограниченной ответственностью установлено вознаграждение и за него уплачиваются обязательные взносы государственного социального страхования, то в систему следует подать сообщение о наемном работнике с указанием кода сообщения 11 – получение статуса наемного работника.
Информацию о наемных работниках необходимо подавать в электронном виде в систему электронного декларирования СГД, раздел “Документы/Документы об обязательных взносах государственного социального страхования”.
После 1 января 2022 года в статусе плательщика налога микропредприятия без изменений смогут продолжать работу только не зарегистрированные в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС) индивидуальные коммерсанты, индивидуальные предприятия, крестьянское или рыболовецкое хозяйство и физическое лицо, зарегистрированное в СГД в качестве субъекта экономической деятельности.
НПП выплачивается независимо от суммы дохода, полученного в течение года, – только в том случае, если ООО распределит прибыль на дивиденды или приравниваемые к ним выплаты, понесет не связанные с хозяйственной деятельностью расходы, осуществит увеличенные процентные платежи, предоставит займы связанным лицам.
НПП уплачивается по ставке 20% от налоговой базы, которая состоит из распределенной прибыли и условно распределенной прибыли. Декларация НПП заполняется и налог уплачивается в том месяце, в котором образовалась налоговая база.