Система образования в Швеции
Швеция – одна из тех европейских стран, уровень образования в которых максимально близок к международному идеалу. Шведские образовательные стандарты показывают высокие результаты в межнациональных исследованиях и активно внедряются в других странах.
Школьное образование в Швеции
Самой сильной образовательной отраслью в Королевстве Швеция считается среднее школьное образование. Ядром шведской общеобразовательной системы являются девять классов основной школы, которые обязательны для каждого гражданина Швеции. Этот уровень школьной системы обеспечивается как в государственных, так и в частных заведениях: по данным самой свежей статистики, в государственных школах учится 97 % всего детского населения Швеции, а в частных – только 3 %.
Старшая школа, которая замыкает среднее школьное образование в Швеции, организована в гимназиях. Подростки обучаются в них на протяжении трёх лет. Обучение в старших школах позволяет детям освоить новые предметы, а старые изучить более углублённо, и тем самым готовит юношей и девушек к поступлению в высшие учебные заведения.
Ориентация на поступление в вузы и дальнейшее трудоустройство – главная особенность шведских старших школ. Чтобы ребенок мог легко, осознанно и с интересом выбрать на последних годах школьного обучения будущую профессию или направление для дальнейшего поступления, гимназии предлагают своим ученикам 17 углублённых программ на выбор. Среди них две программы ориентированы строго на поступление в вузы, а остальные, профессиональные, предназначены для овладения рабочими специальностями. Например, в России к такому уровню обучения приравниваются колледжи и техникумы. Тем не менее, если подросток после девятого класса выбрал для себя профессиональное обучение, этот выбор не исключает дальнейшее поступление в университет.
Стоит отметить, что подростку, закончившему гимназию с тройками или четверками, путь в высшее учебное заведение закрыт. В шведских вузах нет вступительных испытаний, и у абитуриентов проверяют лишь баллы изученных дисциплин, выставленные в аттестате. Но количество поступающих в университеты подростков не так мало, как может показаться: примерно треть выпускников шведских гимназий продолжают своё обучение в государственных вузах.
В образовательной структуре Швеции работают только высококвалифицированные кадры, а для успешного трудоустройства в эту сферу обязательным условием является наличие диплома о высшем образовании. Даже воспитатели в детских садах должны иметь хотя бы степень бакалавра.
Дошкольное образование
Система дошкольного образования в Швеции зародилась во второй половине XIX столетия, но лишь в 70-х годах прошлого века ей стали уделять должное внимание. Сегодня любой студент педагогического направления может получить специальность дошкольного педагога в качестве базового курса в своём обучении. Продолжительность курса составляет 3,5 года, он полностью финансируется государством.
Детские сады в Швеции работают круглогодично пять дней в неделю, время их работы, как правило, с 7 утра до 6 вечера. Многие столичные сады, расположенные в Стокгольме, работают до 7 вечера.
В дошкольных учреждениях дети обучаются с одного года до пяти лет. Но мест в шведских детских садах очень мало: по данным статистики, в 2019 году в детские сады Швеции было записано лишь 74 % всех детей в государстве.
Высшее образование в Швеции
Сегодня Швеция представляет собой страну высоких технологий. Шведские власти держат планку финансирования науки и образования на высоком уровне. Так, согласно статистике, каждый год на сферу высшего образования из национального бюджета Швеции выделяется в среднем 4 %. Для сравнения: в России это число никогда не превышало 2 %. При этом все ступени образования в шведских вузах бесплатные, и поступить на их программы могут все способные подростки.
Первая ступень высшего образования в Швеции, бакалавриат, занимает четыре года. При этом существует ускоренная программа получения степени: по истечении трёх лет обучения в университете студент может сдать кандидатский экзамен и получить степень бакалавра. После этого третьекурсник может сразу поступать на программу магистратуры.
Академический год в шведском вузе разделен на два семестра – осенний, который длится с августа по февраль, и весенний, длящийся с января до начала июня. В учебном плане основной упор делается не на лекции, как, например, в России, а на семинары, коллоквиумы, практические занятия и самостоятельную исследовательскую работу. При этом практическую деятельность в шведских вузах стараются сделать максимально похожей на работу в реальной жизни. Система оценивания в шведских вузах представляет собой сдачу зачётов по окончании каждого курса. Один зачёт равен одной неделе занятий, и за два семестра академических занятий студенты сдают ровно 40 зачётов.
Отличительной особенностью высшего образования в Швеции, как и в других европейских государствах, является то, что преподаватели там не несут функцию воспитателя. Шведского студента и его преподавателя связывают, прежде всего, партнерские отношения.
Магистру, которые желает получить научное образование, необходимо сдать кандидатский экзамен и затем четыре года проучиться в аспирантуре. После обучения на этой ступени аспирант пишет диссертацию и при успешной её защите получает научную степень. Аспирантская стипендия в Швеции достаточна большая, чтобы студент мог заниматься наукой, не отвлекаясь на подработку.
Вывод
Швеция считается мировым лидером в сфере компьютерных и информационных технологий. На эту и другие отрасли выделяется весомая часть государственного бюджета, что позволяет шведам готовить высококвалифицированных специалистов, увлечённых своим делом. Шведский студент сегодня – это человек, который уверен в своей текущей финансовой обеспеченности и гарантии на будущее трудоустройство.
Уважение к личности – со школы
Главное в школьном образовании – развить таланты и способности каждого ребенка.
Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.
Образование с ясель
Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.
Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.
Школьное образование – год за годом
С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное (это значит, что оно финансируется с помощью налогов) образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.
Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).
Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2020 году примерно 72% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.
Узнать больше об образовании в Швеции:
Высшее образование в Швеции
На учебу в Швецию: 5 историй
На учебу в Швецию: шаг за шагом
Без оценок до шестого класса
До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы
считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.
Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет. Фото: Анн-Софи Росенквист/imagebank.sweden.se
Фото: Анн-Софи Росенквист/imagebank.sweden.se
Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет. Фото: Анн-Софи Росенквист/imagebank.sweden.se
Фото: Анн-Софи Росенквист/imagebank.sweden.se
Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет. Фото: Анн-Софи Росенквист/imagebank.sweden.se
Фото: Анн-Софи Росенквист/imagebank.sweden.se
Чему учат в школе
С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.
Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.
Национальный экзамен
Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.
- В Швеции 83,6% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
- Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
- Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.
Психологический комфорт – в приоритете
Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.
Знаешь ответ – докажи
При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.
Защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.
Индивидуальный подход
Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.
Продленное веселье
Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи.
golovin1970
- Add to friends
- RSS
Журнал Ярослава Головина
Политика, история, философия, жизнь
Написал статью для нашего университетского сборника. Выкладываю её сюда без введения и заключения. В дополнение напишу, что зарплата воспитателя детского сада 15-20 тысяч крон (1500-2000 евро), учителя школы 17-25, гимназии 22-28, преподавателя ВУЗа с докторской степенью 30-35, профессора 40-50 .
С XIII века в Швеции существовали церковные, монастырские и городские школы. В 1477 году был основан старейший в Скандинавии Упсальский университет. В 1630 году там учились 1000 студентов. В 1623 году была основана первая в Швеции гимназия. В 1842 году решением Риксдага были учреждены бесплатные четырёхлетние так называемые «Народные школы», обучение в которых было обязательным. Поэтому в Швеции соответственно уже гораздо более ста лет не существует неграмотности как социального явления. С 1882 года народные школы стали 6-летними, в 1936 году 7-летними, в 1950-х годах — 8-летними. С 1972 года в Швеции обязательно 9-летнее школьное образование.
В мировом рейтинге 2009 года лучших 500 вузов (THE-QS Word University Rankings) присутствует 9 шведских вузов (и всего четыре российских, МГУ — 101-я позиция). На первое место среди шведских вузов впервые вышел Лундский университет (67-я позиция), обогнав старейший Уппсальский университет (75-я позиция) .
Современная шведская система образования состоит из четырёх ступеней.
Первая ступень – это förskola, что буквально можно перевести как «предварительная школа». В просторечии её называют « dagis », что соответствует понятию «детский сад» в русском языке. Со стороны самих работников детских садов существует явно выраженное желание, чтобы их воспринимали как педагогов и именовали учителями. У них есть учебные планы, подобные школьным по форме, они должны иметь высшее педагогическое образование. В реальности педагогов детских садов с высшим педагогическим образованием катастрофически не хватает. На работу нередко принимаются выпускники гимназий, прослушавшие несколько педагогических курсов в рамках гимназического образования. А также эмигранты, получившие любое педагогическое образование на своей родине. Многие работники детских садов учатся параллельно работе, ведь после получения диплома о высшем образовании их оклад возрастает раза в полтора. Дети обычно начинают посещать детские сады с двух лет, при желании можно и с одного. Заканчивают в шесть лет. Буквам и цифрам детей учить начинают, но читать и выполнять простейшие арифметический действия дети до школы не умеют. Подавляющее большинство детских садов государственные, максимальная плата – 700 крон ( 70 евро) в месяц, да и та может быть уменьшена. Хоть посещение детского сада – дело добровольное, но большинство детей их посещает. Интересными для российского читателя фактами являются следующие: пребывание детей в детском саду отнюдь не означает пребывание на его территории. Их водят в лесопарки, музеи, спортивные залы, библиотеки, в изобилии имеющиеся на прилегающей территории детские площадки. И всё это не эпизодически, а почти ежедневно. Кроватей с бельём в детских садах нет, спят дети в одежде на матрасах и только при своём желании. Немалую часть среди педагогов составляю мужчины, по моим наблюдениям – не менее четверти.
Следующая ступень образования – школа . Она формально состоит из девяти классов, но реально имеется ещё и нулевой, куда дети идут с шестилетнего возраста. Обязательным является обучение с первого по девятый класс. Основные школьные предметы: математика, шведский и английский языки. По этим трем предметам выпускник должен иметь оценку не менее чем «удовлетворительно», только в этом случае он считается закончившим школу. Оценки начинают выставляться только с восьмого класса. Их три: «удовлетворительно» (G), «хорошо» (VG) и «отлично» (MVG). Оценку «неудовлетворительно» ставить в школе нельзя, она появляется только в гимназии. Цифры при выставлении оценок не используются. Деление на младшие (1-3-й), средние (4-6-й) и старшие классы (7-9-й) официально отменено в 1995 году. До шестого класса все предметы, кроме физкультуры, музыки, рисования и домоводства (труда, slöjd) ведёт одbн учитель. С седьмого класса у учителей начинается специализация. Физика, химия биология и техника являются частями предмета, который называется буквально «ориентация в природе» (« naturorientering »). Этот предмет ведёт обычно один учитель и не одновременно все дисциплины, а располагает их блоками в течении года по своему усмотрению. История, география, религиоведение и обществоведение являются элементами другого предмета «ориентация в обществе» («samhällorientering») , который также ведёт один учитель.
Подавляющее большинство средних школ — муниципальные. Существует также небольшое число так называемых свободных школ, часть из которых связана с альтернативной педагогикой (вальфдорской, Монтессори), а часть — с религиозными общинами «свободных церквей», не входящих в официальную Шведскую церковь. Все школы своими стандартами и требованиями должны соответствовать общегосударственному закону об образовании.
Уровень требований к выпускнику средней школы довольно невысокий. Примерно соответствующий российскому 7-8 классу. Математика ограничивается уровнем задач на скорость, проценты, построения графиков в системе координат и т.д. Квадратные уравнения, логарифмы, производные – это уже уровень гимназии. В школьной физике нет формул и, соответственно, задач. Есть только качественные объяснения: ток – это поток свободных электронов, свет разлагается призмой на такие-то цвета и т.д. История не делится на шведскую и мировую, а шведская изучается на фоне мировой. Просматривая шведские учебники по истории, я никакого неявно проводимого патриотического дискурса не заметил, никто «славными шведскими победами» гордиться не учит, пронацистские настроения и прогерманская политика во 2- й мировой войне не скрывается.
Невысокие требования к знаниям компенсируются абсолютным неприятием любого рода обмана, списывания, договорных оценок и т.д.
В конце школы ученик получает аттестат с оценками по трём обязательным предметам и ещё 12-14 предметам по выбору. Выбор у него в школе, что учить совсем не большой, обычно между 16-18 надо выбрать 12-14 предметов. То есть это скорее выбор, что не учить. Выпускные экзамены есть, но итоговая оценка определяется работой в течении всей школьной учёбы.
В обществе идёт дискуссия о назревшей необходимости увеличить число обязательных предметов и начинать выставление оценок раньше восьмого класса.
Третья ступень – гимназия. Все гимназии – специализированные. Приём в гимназию осуществляется по школьному аттестату. В некоторые гимназии – большой конкурс. Оценке удовлетворительно в школьном аттестате соответствует 10 баллов, хорошо – 15 баллов, отлично – 20 баллов. У поступающего должно быть не менее чем «удовлетворительно» по 16 предметам, все баллы по 16 предметам складываются (получается минимум – 160 баллов, максимум – 320). Заранее примерно известно, какой проходной балл в гимназию. Ученик может подавать документы сразу в несколько гимназий, окончательный проходной балл объявляется после подсчёта заявлений с баллами. Обучение в гимназии не является обязательным, но и работы для шестнадцатилетнего подростка почти нет. Так что подавляющее большинство выпускников школ попадают в гимназии. Существуют разные типы гимназий, часть из них по профилю (например, парикмахеры) и по изучаемым предметам не ориентированы на поступление их выпускников в высшие учебные заведения.
В гимназии у каждого ученика есть индивидуальный план. Выбор, что изучать, значительно больше. У любого предмета есть несколько уровней А, В, С и т.д. Обязательным для всей Швеции являются изучение в гимназии математики, шведского и английского языков уровня А. Если ученик ориентирован н à поступление в ВУЗ, то он заранее знает набор предметов и уровень их изучения, которые необходимы для поступления на ту или иную программу. Для каждой программы ежегодно объявляется тот набор предметов, который необходим для зачисления. К примеру, на какую-то программу по физике требуются оценки по математике уровней A, B, C, D и E, по физике A и B, по английскому A, B и C, и т.д. Гимназист изучает все эти уровни последовательно. К примеру, математику А в первом семестре первого года и в конце первого семестра сдаёт экзамен. Экзамен письменный. Несколько простых заданий предусматривают оценку «удовлетворительно – неудовлетворительно». Несколько более сложных – ещё и «хорошо». А несколько – ещё и «отлично». К примеру, найти минимумы функции можно с помощью построения графика на «удовлетворительно», а с помощью вычисления нулей производной – на «хорошо». По результатам решения всех заданий выставляется общая оценка за экзамен. Итоговая оценка за курс, как и в школе может не совпадать с полученной на экзамене. Во время обучения в гимназии существует возможность пересдать курс и, соответственно экзамен. После окончания гимназии гимназист получает аттестат с оценками. Количество изученных им предметов больше необходимого их набора на ту или иную программу ВУЗа и он может выбирать между программами и ВУЗами, но в довольно ограниченных пределах. К примеру, если он учился в технической гимназии, но неожиданно захотел изучать историю, то у него просто не будет необходимой оценки по истории В, возможно этого уровня в его гимназии просто не было. В гимназии, как и в ВУЗе, существует система временных единиц (poäng, в русский язык постепенно входит англо-язычное слово «кредиты») для оценки продолжительности курса. Один гимназический кредит – это один час обучения. Обычно бывают пятидесяти и стокредитные курсы. Для поступления в ВУЗ гимназист должен представить курсов на 2500 кредитов . И средний балл рассчитывается не только из оценок, но и из продолжительности курса. Оценке «удовлетворительно» соответствует десять баллов, «хорошо» – 15, «отлично» – 20 . Средний балл, требуемый на непрестижные программы (например, учитель начальных классов) может быть 11, а на престижные (врач) доходить до 20.
Кроме поступления в ВУЗ по гимназическому аттестату существует и альтернативный путь: так называемый «экзамен высшей школы». Этот экзамен проводится два раза в год и на него допускаются гимназисты любого года и даже ученики девятого класса школы. Экзамен длится 8 часов и состоит из заданий по математике, шведскому и английскому языку. За него тоже можно получить максимум 20 баллов. На каждую программу ВУЗа заранее объявляется, какой процент абитуриентов будет принят по конкурсу «экзамена высшей школы», а какой – по конкурсу гимназических оценок. И тот и другой процент не долен быть меньше тридцати. Если ученик девятого класса школы вдруг написал «экзамен высшей школы» на 19-20 баллов, что гарантирует ему поступление почти на любую программу университета, то это не значит, что ему не нужно учиться в гимназии. Нужно, и нужно будет предоставить оценки на весь требуемый набор предметов, но достаточно, чтобы эти оценки были «удовлетворительно».
К четвёртому уровню, высшим учебным заведениям относятся университеты и высшие школы. Обучение бесплатное. Деления на факультеты, в том смысле, как это сложилось в России, не существует. Студенты принимаются на определённую программу, которая включает в себя список обязательных курсов. Кроме обязательных курсов студент должен прослушать и сдать определённое число курсов по выбору. Каждому курсу соответствует определённое число кредитов. С 2007 года один учебный год соотвествует 60 кредитам. Соответственно одномесячный курс даёт студенту 7,5 кредитов, двухмесячный — 15 кредитов, семестровый — 30 кредитов. Студент заранее, за несколько месяцев до начала семестра должен записаться на выбранные им курсы. Преподаватели черезвычайно заинтересованы, чтобы больше студентов записывались на их курсы. Совмещать курсы без особых причин не рекомендуется. Занятия на курсах проходят в виде лекций и семинаров обычно не чаще двух раз в неделю. Всё остальное время отдано самостоятельной работе. План курса известен заранее и к каждому семинару каждый студент должен выполнить определённую работу, как правило в письменной форме. Для гуманитарных курсов студент обязан к каждому семинару прочесть рекомендованные тексты (причём не из учебника, а оригинальные источники, статьи и монографии современных авторов) и написать эссе. Плагиат абсолютно недопустим и жёстко пресекается. По завершении курса предполагается более значительная письменная работа либо презентация, то есть доклад перед аудиторией. Окончательная оценка за курс выставляется по совокупности сделанного. Шкала долгое время была та же, что и в гимназии (G, VG, MVG), но с 2007 года Швеция переходит на общеевропейскую шкалу — A(высшая оценка), B, C, D, E, F, G.
Студент может записываться на курсы и набирать кредиты не только в своём вузе, но и в любом другом вузе Швеции. Для удобства студентов в сети существует единый образовательный портал studera.nu, где собрана информация о всех курсах во всех вузах Швеции и студент, не выходя из дома, может подать заявку на любой курс в любой вуз. Прослушивание курсов в иностранных университетах точно так же зачитывается студенту, а на некоторых программах стажировки за рубежом обязательны.
После того, как студент наберёт 120 кредитов, что соответствует двум полным годам обучения, он может претендовать на получение самого низшего свидетельства о высшем образовании — Högskoleexamen. Степень бакалавра, Kandidatexamen, присваивается после 180 кредитов или 3-х лет обучения. Три года обучения — это так называемый основной уровень, grundnivå. Далее следует продвинутый уровень, avancerad nivå. Степень магистра, Magisterexamen, присуждается после одного года учёбы на продвинутом уровне. Два года учёбы на продвинутом уровне даёт студенту степень мастера, Masterexamen. После продвинутого уровня следует третий, исследовательский уровень, forskarnivå. Два года обучения на исследовательском уровне позволяют предтенденту получить степень лицинциата, Licenciatexamen, а четыре года — степень доктора, Doktorexamen. По прошествии четырёх лет после защиты докторской диссертации, если доктор успешно работает и имеет научные публикации, ему может быть присуждено звание доцента. Звание профессора присваивается за особый вклад в науку и уже не на уровне вуза, а на уровне министерства.
Заполнение анкеты на визу в Хорватию
Республика Хорватия располагается в живописном, весьма привлекательном для туристов месте. Если начинаете сбор документов для поездки в эту страну, учтите, что главной в списке является анкета на визу в Хорватию. Предусмотрены четкие правила ее заполнения, соблюдение которых станет вашим «билетом» в замечательное туристическое государство.
Общие требования
До 2013 года россиянам для поездки в Хорватию виза не требовалась. Но так как с обозначенного года территория присоединилась к ЕС, в 2022 году получение визы для поездки в государство стало необходимостью. Самым важным в подготовке к собеседованию с консулом или визовым офицером является этап заполнения анкеты на визу в Хорватию. К нему стоит отнестись с особой ответственностью. Примите во внимание следующие моменты:
- В строки документа разрешается вписывать исключительно латинские буквы. Возможно использовать только 2 языка, хорватский или английский (для тех, кто не знает язык государства).
- Отдельный бланк должен быть оформлен на каждого отправляющегося путешествовать, вне зависимости от его возраста. Не предусмотрено исключений даже для новорожденных.
- Допускается два варианта заполнения, компьютерный и от руки.
- При желании можно создать собственную анкету на визу на официальном сайте хорватского Министерства иностранных дел. Важное уточнение: если нажмете кнопку «Отправить», ваше заявление будет принято на рассмотрение, а вы потеряете возможность вносить в него исправления. В процессе заполнения до его завершения используйте только кнопку «Сохранить».
Официальный сайт Министерства иностранных дел Хорватии
Чтобы исключить ошибки, желательно скачать образец заполнения анкеты. Опираясь на готовый пример, вы не допустите банальных неточностей, которые часто встречаются в анкетах наших граждан.
Имейте в виду тот факт, что поводом для отказа может стать даже пропущенная в фамилии буква, поэтому перепроверяйте то, что написали.
Не давайте ход документу, пока не будете уверены в его правильности.
Что вписывать в графы заявления
Для оформления визы в Хорватию требуется собрать определенный пакет бумаг. Все они понадобятся вам и для того, чтобы полноценно заполнить анкету. Она аналогична шенгенскому варианту: всего 37 пунктов на 2 листах и 4 страницах.
Заполняется заявление следующим образом (по пунктам):
1 и 3. Берем из заграничного паспорта фамилию и имя. Важно перенести их в хорватскую анкету в той же форме, буква в букву.
- Актуален только для тех граждан, которые в течение жизни производили смену фамилий. Для правильного написания латиницей используйте транслитерацию. Ее можно найти в интернете, введя запрос в поисковике.
- Когда родились. Последовательность написания цифр такая же, как и в России.
- Где родились. Эта информация есть в загранпаспорте. Вам остается только правильно ее скопировать. Можно написать на английском языке либо перевести по буквам с помощью транслитерации.
- Название государства, в котором родились нужно перенести из паспорта. Если это СССР, пишете «USSR».
- Нынешнюю гражданскую принадлежность переносите из удостоверения. Если были рождены до 25.12.91, надо заполнять графу, вписав «USSR».
- Галочка в нужном поле.
- Аналогично 8.
- Данные родителя или опекуна (Ф. И., гражданство, адрес и телефон). Пункт заполняется только в анкетах граждан, не достигших совершеннолетия.
- Можно ничего не писать.
- Ставите галочку в соответствующем окошке. Для получения визы на ребенка, вписанного в документ родителя, указывается категория родительского паспорта.
Образец заполнения анкеты на визу в Хорватию
13,14,15,16. Переносите информацию из заграничного проездного. Аббревиатуру службы, выдавшей документ, переводите с помощью транслитерации.
- Адрес по факту, то есть, где вас можно найти.
- Россияне выбирают квадратик возле слова «нет».
- Должность на английском или хорватском языке. Если не работаете, — unemployed; если занимаетесь ведением домашнего хозяйства, — «housewife». В анкетах для получения визы дошкольника пишется «child», школьника — «pupil», учащегося вуза — «student».
- Адрес работы, вуза, школы, дома и т. п., в зависимости от рода деятельности.
- Ставите галочку в нужном окошке.
- Пишете «Хорватия», а вернее — «Croatia».
- Указываете, каким путем будете пересекать границу Хорватии, например, «Zagreb Airport».
- Выбираете нужное, ставите галочку.
- Пишите цифрами количество дней, которое будете находиться в государстве.
- Укажите визы, которые были получены в течение 3 прошедших лет.
- Данные о биометрии — «Нет», так как Хорватия пока не берет образцы отпечатков.
- Для тех, кто заполняет бланк для получения визы транзитного типа. Указать наличие или отсутствие разрешения на въезд в конечное государство и данные документа.
- Предположительная дата, когда въедете в Хорватию.
- Предположительная дата относительно выезда.
- Данные о принимающей стороне: либо Ф. И. частного лица, либо название отеля, а также емейл, адрес и телефон.
- Для деловых поездок, а также с целью учебы или лечения. Пункт необязателен для заполнения. Пишете то, что знаете.
- Левую часть заполняют те, кто сами финансово обеспечивают свою поездку, правую — остальные.
- Данные о родных, проживающих в ЕС. Если таковых нет, ничего писать не нужно.
- Указываете степень родства (гр.34).
- Пишете, где решили получить визу, и дату, когда поставили подпись в заполненном заявлении.
- Подпись.
Чтобы не допустить ошибок, пользуйтесь примером для проставления подписей. Помимо 37 пункта, нужно расписаться и в следующем окошке, начинающемся с «I am aware that the…».
Те, кто запрашивает многократное разрешение, ставят свою подпись и в третьем окошке. В самом конце она также ставится, если заполнена анкета на лицо, не достигшее совершеннолетия. Желательно использование образца для сверки, так как с подписями нередко возникает неразбериха.
Также Вы можете обратиться в визовый центр Хорватии, расположенном в различных городах России.
Как правило, соискатели, которые заполняют анкеты, следуя примеру из интернета, легко справляются с задачей.
Инструкция по заполнению анкеты на визу в Хорватию
Подробная инструкция как заполнить анкету на визу в Хорватию.
Анкета заполняется латинскими буквами, от руки, на компьютере или в онлайн. Мы рассмотрим ниже заполнение бумажной формы анкеты. Вопросы онлайн анкеты ничем не отличаются.
В виду того, что Хорватия находится на пороге вступления в Шенген, анкета на визу мало чем отличается от шенгенской.
Ссылки по теме:
Тут Вы можете найти описание и требования к документам на визу в Хорватию:
Приступаем к заполнению анкеты.
Пункты 1 и 3 заполняем в строгом соответствии с заграничным паспортом. Отчество указывать не нужно.
Пункт 2, как правило, относится к девушкам, менявшим фамилию при замужестве. Проще говоря, здесь необходимо указать все свои предыдущие фамилии. Если фамилию Вы никогда не меняли, ничего не указываем (пожалуйста, не ставьте прочерки, слова «no» или «N/A” и т.п.)
Пункт 4. Дату рождения указываем в формате «день-месяц-год».
Пункт 5. Место рождения указываем в точном соответствии с соответствующей графой заграничного паспорта. Если написано, например, «Московская обл.», можете написать либо полностью латиницей «Moskovskaya obl.», либо по-английски«Moscow region»– не принципиально.
Пункт 6. Также смотрим загран.паспорт. Если написано СССР, то пишем USSR.
Пункт 7. «Гражданство в настоящее время» – тут все понятно. «Гражданство при рождении, если отличается» — все, рожденные до 25 декабря 1991 года, смело пишите «USSR». Если Вы родились после этой даты, то пункт не заполняется. Если Вы родились в стране, отличной от СССР или России, пишите свою страну рождения.
Пункт 8. Указываем пол.
Пункт 9. Ставим галочку в соответствующем семейном положении.
Если Вы были официально женаты и развелись, то Вы не можете указать статус «холост / не замужем», необходимо указывать «разведен/а». Если Вы заполняете анкету на компьютере, а галочка не проставляется, можете смело поставить ее потом от руки.
Пункт 10. Заполняется только для детей и несовершеннолетних. Здесь указывается либо родитель, либо официальный опекун. Если он/она проживает вместе с ребенком/несовершеннолетним, то достаточно указать только фамилию, имя и гражданство. Если проживает отдельно, то помимо фамилии, имени и гражданства, необходимо указать адрес проживания и контактный номер телефона (желательно).
Пункт 11 не обязателен к заполнению. Однако, можете указать номер росс.паспорта.
Пункт 12. Отметьте, к какой именно категории относится Ваш паспорт. В случае, если несовершеннолетние дети вписаны в паспорт родителей, указываются категория и данные паспорта родителей.
Ставим галочку в поле «Обычный паспорт». Если Вы заполняете анкету на компьютере, а галочка не проставляется, можете смело поставить ее потом от руки.
Пункт 13. Пишем только номер паспорта в соответствии с написанием в загран.паспорте. Если у Вас паспорт старого образца и в номере есть значок «№», то можете его не указывать вообще. Если все же желаете указать, то можете использовать либо «№», либо «#».
Пункт 14 и 15. Указываем дату выдачи заграничного паспорта и срок окончания его действия. Возможен любой формат даты.
Пункт 16. Указываем орган, выдавший заграничный паспорт (как это указано в паспорте) латинскими буквами и не забываем про цифры, если таковые есть. ФМС = FMS, УФМС = UFMS, ОУФМС = OUFMS, МИД России = MID ROSSII и т.д.
Пункт 17. Указываем адрес фактического проживания. Именно тот адрес, где Вы прямо сейчас проживаете. Это особенно касается тех, кто зарегистрирован в другом регионе России, но снимает квартиру в Москве или Подмосковье. Консульство не будет писать Вам писем, им необходимо понимать, где Вы прямо сейчас находитесь. Более того, у Вас вообще может не быть прописки, но Вы же проживаете где-то. Вот именно этот адрес и интересует Консульство. Не забываем про индекс. Не обязательно указывать такие слова как «house», «building» или «apartments». Если Вы живете в доме 5, корпус 8, квартире 52, то достаточно «5-8-52». Укажите Ваш адрес электронной почты (личный или рабочий, не важно).
Номер телефона – вот это важно. Желательно указывать альтернативный телефон в дополнение к номеру мобильного. Консульство нередко звонит заявителям с целью уточнить какие-либо вопросы. Остается догадываться, что может быть с Вашим визовым запросом, если Вы постоянно «вне зоны действия сети». Код России можете указать как «8», так и «+7»
Пункт 18. Если Вы гражданин России, ставим галочку в «No» и переходим к следующему вопросу. Если Вы иностранец, то укажите здесь документ, на основании которого легально пребываете в РФ: разрешение на работу / рабочая виза и т.п.
Пункт 19. Для работающих:укажите Вашу должность по справке с места работы. Если справка составлена на русском языке, а Вы не сильны в английском, то не поленитесь и посмотрите в онлайн-переводчике, как пишется Ваша должность на английском языке. Например, Вы работаете бухгалтером. Если «проявите инициативу» и укажете «BUHGALTER», то европеец вряд ли это поймет. Следует указать «Accountant». В данном примере у нас Менеджер. Тут просто.
- Для студентовпишем «STUDENT».
- Для ИП «INDIVIDUAL ENTREPRENEUR».
- Для школьниковуказываем «PUPIL».
- Для дошколят — «CHILD».
- Для домохозяек – «HOUSEWIFE».
- Для неработающих – «UNEMPLOYED».
- Для пенсионеров– «RETIRED» или «PENSIONER».
Пункт 20. Для работающих: указываем наименование компании работодателя, адрес и телефон по справке с места работы. Организационно-правовую форму Вашей Компании Вы смело можете указывать латиницей как «OOO» / «AO». Если Вы работаете в государственной организации, то все мы знаем, как сложно они официально называются: например, ФГУП «ВНИИА». Смело пишите латиницей «FGUP “VNIIA”». Укажите юридический адрес организации или тот адрес, который указан в справке. Не забываем про индекс. Указываем телефон и, если есть, факс. Телефон крайне желательно указать реально работающий, поскольку Консульство частенько прозванивает работодателей убедиться, что заявитель реально у них работает.
Для студентов и школьников: указываем адрес и телефон по справке из института / школы.
Для неработающих, домохозяек и дошколят: указываем адрес проживания и контактный номер телефона.
Пункт 21. Выбираем необходимую цель поездки:
Пункт 22. Указываем страну, у которой запрашиваем визу.
Пункт 23. Указываем пункт въезда на территорию Хорватии. В нашем случае это аэропорт в Загребе.
Пункт 24. Галочкой выбираем желаемую кратность визы. Если Вы заполняете анкету на компьютере, а галочка не проставляется, можете смело поставить ее потом от руки.
Вы имеете право запросить многократную визу. Выбор многократной визы в анкете («потому что хочу») не гарантирует выдачу этой визы, равно как и визы в целом.
Пункт 25. Указываем количество дней пребывания. Если запрашиваем визу на даты поездки, пишем точное количество дней (включая день въезда и выезда, разумеется).
Если запрашиваем визу на 3 месяца – пишем либо «30», либо«45».
Если запрашиваем визу на 6 месяцев или 1 год – указываем «90».
Пункт 26. Указываем другие ранее выданные визы. В виду того, что Хорватия на пороге вступления в Шенген, лучше указать именно шенгенские визы, выданные за последние 3 года.
«В зачет» идут визы, выданные ровно за последние 3 года. Например, сейчас на дворе 8 июля 2019 года. Таким образом, «в зачет» пойдут визы, выданные с 8 июля 2016 года, не ранее. Более ранние визы указывать не нужно.
Пункт 27. Отметьте — сдавали ли Вы отпечатки пальцев при оформлении хорватской визы ранее. В настоящее время Хорватия не принимает биометрию, поэтому смело ставим «НЕТ».
Пункт 28. Заполняется только в том случае, если Вы запрашиваете транзитную визу– Вам необходимо указать, имеется ли у Вас разрешение на въезд в страну конечного следования.
Пункт 29. Указываем дату въезда.
Пункт 30. При запросе однократной визы указываем дату выезда по билету.
При запросе двукратной или многократной визы указываем строго дату желаемого окончания действия визы (минус 1 календарный день).
Например, мы просим многократную визу на 1 год с 3 августа 2019 года. Таким образом, п. 29 – «03.08.2019», п. 30 – «02.08.2020» (не забываем про п. 25, в этом случае – указываем «90»).
- Виза на 3 месяца: п. 29 – «10.09.2019», п. 30 – «09.12.2019» (п. 25 – «30» или «45»)
- Виза на 6 месяцев: п. 29 – «07.08.2019», п. 30 – «06.02.2020» (п. 25 – «90»)
- Виза на 2 года: п. 29 – «07.08.2019», п. 30 – «06.08.2021» (п. 25 – «90»)
- Виза на 3 года: п. 29 – «07.08.2019», п. 30 – «06.08.2022» (п. 25 – «90»)
- Виза на 4 года: п. 29 – «07.08.2019», п. 30 – «06.08.2023» (п. 25 – «90»)
- Виза на 5 лет: п. 29 – «07.08.2019», п. 30 – «06.08.2024» (п. 25 – «90»)
Пункт 31. Заполняется при запросе туристической, гостевой или транзитной визы. При этом пункт 32 заполнять не нужно. Указываем данные отеля: название, адрес, телефон. При запросе гостевой визы указываем имя приглашающего лица, адрес и телефон.
Пункт 32. Заполняется при запросе деловой, официальной, учебной визы и визы для лечения. При этом пункт 31 заполнять не обязательно. Вам нужно указать название приглашающей организации, полный адрес, контактный телефон и данные приглашающего лица (в качестве приглашающего лица можно указать подписанта приглашения).
Если Вы не знаете адрес и телефон приглашающего лица, указывайте адрес и телефон приглашающей компании.
Пункт 33. Важный пункт. Необходимо указать, кто покрывает расходы.
Если Вы платите сами за себя, то заполните левую часть. Проставьте галочками имеющиеся параметры.
Если за Вас платит спонсор (родственник, работодатель или приглашающая компания), то заполните правую часть.
Пункт 34. Заполняется, только если у Вас есть родственник на территории ЕС. Если родственника нет, то пункт оставляем полностью пустым.
Пункт 35. Если есть родственник, укажите степень родства.
Пункт 36. Место – место подачи документов. В нашем случае Москва. Ставим также дату подписания анкеты.
Ставим подписи. Анкета должна быть подписана в следующих пунктах:
— пункт «I am aware that the visa fee is not refunded — я информирован/-а, что в случае отказа визовый сбор не возвращается»;
— при запросе многократной визы в пункте: «I am aware of the need to have a travel medical insurance.. — я информирован/-а, что для моего первого пребывания и последующих посещений требуется медицинская страховка»;
— в самом конце анкеты, опять указываем место подачи и дату подписания анкеты + ставим подпись в соответствующей графе (как показано ниже).
Не забудьте, Ваша поездка должна быть застрахована.
Оформите страховой полис по лучшим тарифам прямо сейчас.
Я съездила в Хорватию во время пандемии за 140 000 ₽
В августе — сентябре 2021 года мы с мужем съездили в Хорватию.
Чтобы туда попасть, нам пришлось заранее оплатить авиабилеты, жилье и страховку, оформить визу, сдать ПЦР-тесты и заполнить специальную анкету. Только на подготовку к поездке мы потратили больше 90 000 Р .
В самой Хорватии мы были недолго — всего шесть дней. За это время побывали в Загребе, Сплите и национальном парке «Плитвицкие озера».
На поездку в Хорватию мы потратили около 140 000 Р на двоих
О чем расскажу
- Виза
- ПЦР-тест и анкета
- Маршрут и транспорт
- Загреб
- Плитвицкие озера
- Сплит
- Жилье
- Еда
- Деньги
- Погода и землетрясения
- Что мы привезли из Хорватии
В Хорватию можно въехать по шенгенской и национальной визе, а также по национальной мультивизе Болгарии, Кипра или Румынии. Хорватские визовые центры выдают национальные визы, такую мы и получили.
Чтобы получить хорватскую визу, надо представить большой пакет документов. Расскажу о тех, что подавала сама:
- Заявление на получение визы.
- Загранпаспорт.
- Копия первой страницы загранпаспорта.
- Копии виз за последние три года из всех загранпаспортов.
- Копии основных страниц загранпаспортов, в которых были визы за последние три года.
- Две цветные фотографии 3,5 × 4,5 мм.
- Медицинская страховка.
- Копия внутреннего общегражданского паспорта и копии всех страниц с отметками.
- Справка с работы.
- 2-НДФЛ не старше трех месяцев. Вместо нее можно подать две справки: об остатке на банковском счете и движении средств за последние три месяца на зарплатном счете.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Авиабилеты или другие документы, которые подтвердят намерение выехать из Хорватии.
- Подтверждение полной оплаты проживания.
Если вы забудете снять копии каких-то документов или сфотографироваться, это можно сделать в визовом центре за дополнительную плату
Где отдохнуть за рубежом в 2022 году?
Заявление на получение визы нужно заполнить и подписать большими печатными буквами на хорватском или английском языке. Бланк заявления скачивают на сайте МИД Хорватии и заполняют от руки. Другой вариант — заполнить его на сайте, а после распечатать и подписать. Мы заполняли от руки.
Загранпаспорт и копия первой страницы загранпаспорта. Он должен быть действительным хотя бы три месяца после даты отъезда из Хорватии. Еще в нем должно быть минимум две чистые страницы.
Копии виз за последние три года из всех загранпаспортов, в том числе недействующих, и копии основных страниц этих паспортов.
Две цветные фотографии 3,5 × 4,5 мм. Фотография должна быть не старше шести месяцев. Мы обратились в ближайший киоск, где делают фото на документы, заплатили по 300 Р за четыре снимка.
Медицинская страховка со страховым покрытием не менее 30 000 € ( 2 490 000
Копия внутреннего общегражданского паспорта и копии всех страниц с отметками.
Финансовые гарантии — документы, которые подтверждают, что у вас достаточно денег для путешествия по Хорватии. Понадобятся такие документы:
- Справка с работы. На ней должна быть указана дата трудоустройства, должность, зарплата, даты отпуска и разрешение использовать справку в эти даты. Она должна быть распечатана на бланке компании с печатью организации и подписью ответственного лица.
- 2-НДФЛ не старше трех месяцев или две следующие справки: об остатке на банковском счете и движении средств за последние три месяца на зарплатном счете. На счете должно быть не менее 50 € ( 4115
- Р ) на день на каждого человека.
Мы с мужем неверно поняли информацию на сайте визового центра и принесли только 2-НДФЛ. К счастью, мы дозвонились до работы, и нам оформили эти справки за полчаса. После мы распечатали их в визовом центре, за каждую заплатили по 35 Р . На моей справке забыли отметить даты отпуска, но в итоге визу мне все же дали.
Согласие на обработку персональных данных — форма есть на сайте визового центра. Заполнять ее можно на русском.
Авиабилеты или другие документы, которые подтвердят намерение выехать из Хорватии. Мы представили авиабилеты.
Р на двоих” loading=”lazy” data-bordered=”true”>
Подтверждение полной оплаты проживания. Мы бронировали жилье на Airbnb. На документах о бронировании должно быть видно следующее:
- Название и адрес жилья.
- Номер телефона хозяина жилья.
- Наши имена.
- Даты въезда и выезда.
- Подтверждение оплаты. Должно быть явно написано, что жилье полностью оплачено, — это важно.
Туристам, которые останавливаются в частном секторе, нужно представлять копию разрешения на оказание туристических услуг от владельцев жилья — Resenje o Delatnosti. Но тем, кто бронирует жилье на Airbnb, этот документ не понадобится.
На подачу документов мы записались на сайте визового центра. Там мы отдали документы, уплатили пошлину, сервисный сбор, пересылку документов и доставку на дом — 138 € ( 11 357
Р ) на двоих. Заняло это около пары часов с учетом того, что справку с работы нам оформили, пока мы были в визовом центре.
Визу нам привезли ровно через месяц — за полторы недели до вылета.
ПЦР-тест и анкета
Когда мы записывались на подачу документов для визы, для въезда в Хорватию можно было представить сертификат о прививке от коронавируса либо отрицательный результат ПЦР-теста. Но в конце июля Хорватия ужесточила правила въезда для туристов: сертификат о прививке больше не принимают, ПЦР-тест стал обязательным. После нашей поездки правила снова изменились — актуальные требования для въезда есть в отдельной статье Т—Ж.
Правила въезда в Хорватию — сайт министерства внутренних дел республики
Чтобы въехать в страну, нам нужно было не ранее 72 часов до вылета сдать ПЦР-тест на коронавирус или не ранее 48 часов — экспресс-тест на антиген. ПЦР-тест можно сдать в «Инвитро», «Гемотесте», «Центре молекулярной диагностики» и других лабораториях. Мы потратили на тест 5230 Р на двоих, результаты получили в течение суток.
Еще перед въездом в страну мы заполнили специальную анкету на английском. В ней указали личные данные и адреса мест, где будем жить, а также загрузили результаты ПЦР-теста.
Маршрут и транспорт
В Хорватии мы были шесть дней. За это время посетили три места:
- Хорватскую столицу Загреб — там провели три дня.
- Национальный парк «Плитвицкие озера» с потрясающими водопадами. Туда мы приехали на сутки.
- Сплит — приморский город, где снимали «Игру престолов». В этом городе мы провели третий и четвертый дни отпуска.
Для меня такой план поездки оптимальный. Мы увидели несколько интересных мест и при этом не провели в путешествии слишком много времени. Обычно я устаю от впечатлений примерно на четвертый-пятый день. Я не пожалела, что составила именно такой маршрут: мы не увидели вообще все, что я хотела бы посмотреть в Хорватии, но при этом не переутомились.
Между городами мы перемещались на автобусах, дорога занимала от 2 до 5 часов. Самый длинный переезд был из Сплита в Загреб — тогда мы проехали около 400 километров за 5 часов. До Плитвицких озер мы добирались из Загреба 2 часа, а от озер до Сплита — 2,5 часа. В автобусах были комфортные сиденья с откидными столиками, кондиционер, туалет, а иногда и вайфай с розетками. Правда, из-за пандемии пришлось все поездки провести в масках.
Билеты мы покупали прямо на автовокзалах или автобусных остановках: смотрели расписание в «Гугл-картах» и на сайте flixbus.ru, а потом подходили к остановке за полчаса до отъезда. Билеты продают не только в кассах, но и в приложении Flixbus, но нам было комфортнее покупать их именно в кассе: так мы были точно уверены, что места нам забронировали.
Однажды такой подход обошелся нам в несколько потерянных часов. За день до поездки из Сплита в Загреб мы увидели, что все билеты на нужное нам время уже разобрали. Тогда мы побежали на автовокзал и купили билеты на другое время, но оно было гораздо менее удобным: вместо экспресс-автобуса нам достался обычный рейс с большим количеством остановок и более поздним отъездом. В итоге мы прибыли в Загреб на несколько часов позже, чем планировали.
Билеты на рейсы стоили около 100—150 Kn ( 1103
Загреб
Загреб — столица Хорватии. Это небольшой город, так что трех дней нам хватило на то, чтобы осмотреть все его основные достопримечательности.
Из европейских стран я посетила только Хорватию и Францию, так что сравнивать мне толком не с чем. По сравнению с Парижем Загреб — очень чистый город. Если в Париже я часто встречала переполненные мусорные баки даже рядом с достопримечательностями вроде Нотр-Дама , то в Загребе такого практически нигде не было. С другой стороны, в Загребе было гораздо труднее найти кафе, где можно вкусно и недорого поесть. Архитектура в обеих столицах показалась мне похожей: старинные дома, узкие улочки, малоэтажная застройка.
Больше всего в Загребе меня впечатлил Верхний город — исторический центр. Попасть туда можно за 5 Kn ( 55
Р ) на фуникулере, который ездит раз в 10 минут. Поездка будет короткой — подъем на 66 метров занимает 64 секунды. Но быстрее будет добраться до верха по лестнице справа от фуникулера. Наверху будет смотровая площадка, откуда видно Нижний город Загреба.
Чуть дальше от фуникулера расположен знаменитый Музей разбитых отношений. В нем выставлены предметы, которые когда-то связывали бывших возлюбленных со всего мира. Создали этот музей два художника из Загреба, которые после расставания решили хранить в одном месте все предметы, напоминавшие им о приятных событиях. Музей работает с 10:00 до 21:00, вход стоит 40 Kn ( 441
Р ). Мы туда не пошли: нам хотелось гулять, а не ходить по выставкам.
Рядом с музеем находится церковь Святого Марка с необычной красно-голубой крышей, на которой изображены два герба: королевства Хорватии и Славонии, которое принадлежало Австро-Венгерской империи в 19—20 веках , и столицы этого королевства Загреба. Зайти в церковь можно во время мессы: в будни — в 18:00, в субботу — в 07:30, в воскресенье — в 10:30 и 18:00. Вход свободный.
Еще две знаменитые достопримечательности Загреба — это кафедральный собор Вознесения Девы Марии и колонна Девы Марии. Сейчас собор на реконструкции: его правый шпиль был поврежден во время землетрясения в марте 2020 года. Тем не менее я советую посмотреть на него: собор выглядит впечатляюще — особенно мне понравилась тонкая резьба вокруг входа.
Плитвицкие озера
Плитвицкие озера — это национальный парк Хорватии. Он известен своими озерами и водопадами с изумрудной водой. С 1979 года этот парк входит в список всемирного наследия Юнеско.
Стоимость билетов в парк зависит от многих факторов: времени года и суток, возраста посетителя и так далее. Мы приехали в парк в сентябре в 16:00, пробыли там до 19:30. Заплатили за вход по 150 Kn ( 1655
Р ).
Рабочие часы парка тоже меняются в зависимости от сезона. Например, в сентябре он был открыт до 20:00, а в октябре — уже до 18:00. Возможно, это связано с тем, что осенью и зимой темнеет раньше, а в темноте в парке гулять небезопасно: некоторые дорожки проходят над водой, и с них можно случайно упасть.
В парке есть восемь маршрутов разной сложности и продолжительности. Самый короткий — на 3,5 километра, его можно пройти за 2—3 часа. Самый длинный — 18,3 километра, он рассчитан на 6—8 часов. Мы выбрали маршрут E длиной 5,1 километра, на него нужно примерно за 3 часа.
Чтобы на него попасть, мы пересекли на пароме самое большое озеро в парке со смешным названием Козяк. У парома два маршрута: короткий и длинный. Короткий занимает пару минут, длинный — около получаса. Мы проехались по короткому маршруту, нам понравилось: лодка шла ровно, а вокруг были потрясающие пейзажи.
Паром бесплатный. По короткому маршруту он ходит примерно каждые 5—10 минут , по длинному — раз в полчаса. Я слышала, что раньше у паромов собирались гигантские очереди, но во время нашей поездки их не было.
По пути нам попалось несколько красивейших озер и водопадов. Мы видели пещеры, заросшие мхом, невероятно высокие деревья и многочисленные ручьи. Маршрут шел по обустроенной тропе — посыпанной гравием или деревянной. Изредка из земли торчали корни, но в остальном идти было комфортно. Иногда нам приходилось взбираться в гору — мне такие участки дались с трудом. Но, несмотря на трудности в пути, я не пожалела, что мы приехали туда, — уж очень там было здорово.
Весь маршрут мы прошли за три часа и ужасно устали: мы не привыкли к таким долгим переходам. Но я бы с удовольствием когда-нибудь побывала в этом парке еще раз, только выбрала бы маршрут B: он проще и проходит через водопад Саставци — самый высокий водопад в парке.
Сплит
Сплит — это приморский город на юге Хорватии, второй по величине после Загреба. Его исторический центр внесен в список всемирного наследия Юнеско. В Старом городе Сплита невероятно красиво: меня покорили вымощенные камнем дороги, черепичные крыши и окна со ставнями.
Главная достопримечательность Сплита — дворец Диоклетиана. Это не одно строение, а целый комплекс зданий, обнесенных крепостной стеной. Площадь всего дворца — 3—4 гектара. Именно в нем снимали сцены во дворце Дейенерис и в подземелье драконов из «Игры престолов».
Во дворец можно попасть с четырех сторон: через Золотые, Серебряные, Бронзовые и Железные ворота. Основные достопримечательности находятся ближе к Золотым и Серебряным воротам. Внутри множество достопримечательностей, кафе, магазинчиков и сувенирных лавок.
Ко всем достопримечательностям можно пройти от перистиля — парадного двора во дворце, окруженного колоннадой. Там же продают билеты.
По дворцу можно гулять бесплатно, но за вход в некоторые достопримечательности придется заплатить 50—80 Kn ( 552
В соборе, крипте и храмах смотреть было толком не на что: экспонаты за стеклами, статуи, фрески. Мне не интересна история, так что я не сумела оценить все это по достоинству.
То ли дело колокольня: если забраться на самый верх, оттуда открываются потрясающие панорамные виды на город. Правда, ступеньки на колокольне очень высокие и узкие, взбираться туда можно только по одному. Приходилось ждать, пока сверху спустятся другие туристы, чтобы подняться по лестнице.
Людей во дворце было не так много, как я ожидала: многие кафе пустовали, в магазинах обычно была пара-тройка покупателей. В основном туристы толпились у перистиля и окружающих его достопримечательностей.
Жилье
В Хорватии мы жили в квартирах, которые бронировали на Airbnb за два месяца до поездки. Везде платили не за полные сутки, а за 19—20 часов : заехать мы могли в 14—15 часов , а съехать должны были уже в 10 утра.
Во всех квартирах хозяева оставили нам чай, кофе, сахар и соль. В первом жилье у нас даже была капсульная кофемашина. Еще везде был хороший вайфай.
Я выбирала квартиры с расчетом на то, чтобы добираться до нужных мест пешком не более чем за полчаса. В Загребе мы жили рядом с автовокзалом и Верхним городом, на Плитвицких озерах — недалеко от заповедника и остановки междугородних автобусов, а в Сплите — в 10 минутах ходьбы от автовокзала и дворца Диоклетиана. За такое удобное расположение пришлось немало заплатить: в среднем у нас уходило около 5000 Р за ночь.
Мы не хотели много тратить на еду, поэтому в основном готовили сами. Покупали продукты в ближайших супермаркетах: Tommy, Spar, Robni Centar. Все они работали ежедневно, но по российским меркам закрывались рано. Например, «Спар» в России часто работает круглосуточно или до ночи, а в Загребе закрывается в 22:00 или даже в 19:00. По выходным многие продуктовые закрываются еще раньше — в 14:00—15:00 .
В путешествиях мы не слишком любим пробовать новую еду, поэтому обычно покупаем что-то максимально знакомое: фрукты с овощами, ветчину, сыр, хлеб, макароны с сосисками. Особого восторга местная еда у нас не вызвала: ветчина была пересоленной, а сосиски — слишком острыми. А еще цены показались нам высокими — скажем, полтора литра воды в хорватских магазинах стоили 5,99 Kn ( 66
В кафе за все это время мы ели нечасто: нам было лень искать в «Гугл-картах» заведения с высокими оценками, проще было приготовить все самим.
В Загребе нам приглянулись рестораны Mime’s и Nokturno: там не самые высокие цены и вкусная еда. В Сплите мы ели только в заведении Jupiter Restaurant, и нам не особо понравилось: за посредственный ужин из пяти блюд и пары безалкогольных напитков мы отдали 594 Kn ( 6552
Р ). Еда была не очень вкусная: рыба пресная, лимонад горький, а сыр слишком соленый. Платили мы, по сути, за расположение ресторана: он находился во дворце Диоклетиана — самой известной достопримечательности города.
Интересно, что в Хорватии много заведений, где подают только напитки, — там нет даже закусок. Чтобы не тратить время, мы всегда сначала смотрели меню на входе и только потом садились за стол.
Всего за обеды и ужины в кафе мы отдали 1098 Kn ( 12 116
Р ).
Р ), нам все понравилось” loading=”lazy” data-bordered=”true”>
Выдача многократных виз
О выдаче годовых многократных частных виз иностранным гражданам – близким родственникам граждан Российской Федерации
С 1 сентября 2021 года в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 1 июля 2021 года № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьёй 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вступили в силу поправки, позволяющие оформлять годовую многократную частную визу (без ограничения по сроку пребывания на территории Российской Федерации в течение всего периода действия визы) на основании решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации принятого по заявлению в письменной форме гражданина Российской Федерации о въезде иностранного гражданина, являющегося его близким родственником или членом его семьи (супруг, супруга, родители (усыновители), дети (усыновленные), супруги детей, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки).
Ранее независимо от степени родства могли выдаваться только однократные и двукратные частные визы на срок до 3 месяцев, а возможность выдачи иностранным гражданам многократных частных виз на срок до 1 года была обусловлена принципом взаимности без каких-либо исключений для близких родственников.
Если российский гражданин находится в стране вашего пребывания, вышеупомянутое заявление может быть подано им в РЗУ лично или через официальный российский визовый центр. Примерный образец заявления размещён в категории «Образцы и бланки.
Заявление об оформлении МН ОЧ.doc
В случае нахождения российского гражданина на территории Российской Федерации для оформления визы его близкому родственнику потребуется оригинал заявления, заверенного российским нотариусом. Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер паспорта, адрес регистрации или адрес фактического места жительства российского гражданина, а также фамилию, имя, дату рождения, гражданство, пол, номер паспорта, кратность визы, цель поездки, запрашиваемый период въезда, место предполагаемого проживания приглашаемого иностранца и города посещения.
Повторно обращаем внимание, что отсутствие у российского гражданина регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не является причиной для отказа в оформлении частной визы на основании вышеупомянутого заявления.
Одновременно с заявлением необходимо представить оригиналы либо нотариально заверенные копии документов, подтверждающих степень родства (свидетельства о браке, рождении и т.д.), которые после копирования должны быть возвращены заявителю, копию страниц внутреннего или заграничного паспорта российского гражданина, содержащие его установочные данные, а также документы, предусмотренные пунктом 46 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».
Обращаем внимание, что порядок, а также сроки согласования и выдачи многократных частных виз остался неизменным. При этом ввод визовой информации в систему «Консул ЗУ» производится в режиме «З-З-З» (выдадим визу такого-то числа, если не будет иных указаний» под дату в 10 рабочих дней), а фраза, ограничивающая срок пребывания в Российской Федерации «действует 90 дней из каждых 180») в поле «дополнительные сведения» визового бланка не вносится.
Исходим из того, что многократную частную визу могут получить граждане любых государств, в том числе с которыми заключены соглашения о безвизовых поездках на срок до 90 дней. Исключение составляют граждане стран СНГ, которым предоставлено безусловное право въезда на территорию Российской Федерации в безвизовом режиме, в том числе с целью длительного пребывания свыше 90 дней.
Иностранному гражданину, являющемуся родителем несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, может быть выдана обыкновенная частная виза в соответствии с частью 3 статьи 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” на основании решения руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, принятого по заявлению второго родителя – гражданина Российской Федерации, не состоящего с ним в официально зарегистрированном браке. В таком случае в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 167 в своем заявлении российский гражданин подтверждает гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашаемого иностранного гражданина во время его пребывания в Российской Федерации.
Обращаем внимание, что при оформлении многократной обыкновенной частной визы на срок более 3 месяцев к комплекту документов, предусмотренному пунктом 46 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 года № 335, необходимо приложить сертификат об отсутствии у иностранного гражданина ВИЧ-инфекции, так как такая виза дает право иностранному гражданину на пребывание в Российской Федерации в течение всего срока ее действия.
Данное требование в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1995 года № 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) – граждан Российской Федерации.