Новые обязанности иностранных работников с 29 декабря 2021 года
Зачем ввели новые обязанности
Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.
Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.
Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:
- исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- о запрете въезда в РФ;
- обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.
По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.
2 новые обязанности
Согласно ему, с 29 декабря 2021 года иностранцам необходимо проходить больше обязательных процедур для работы в России.
Тем, кто приехал в РФ трудиться, нужно теперь проходить:
- Дактилоскопию (снятие отпечатков пальцев) и фоторегистрацию (+ последующая биометрическая идентификация).
- Медицинское освидетельствование – для подтверждения отсутствия опасных инфекций (вкл. ВИЧ) и наркомании.
Проводят эти процедуры организации, находящиеся в ведении или тесном контакте с МВД России. В подтверждение прохождения они выдают специальный документ.
На кого распространяются
Новые обязанности касаются иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и находящихся здесь длительный срок – более 90 дней суммарно в течение календарного года.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
Срок прохождения – 90 календарных дней со дня въезда в РФ, а для трудовых мигрантов – 30 кал. дней.
Учтите, что эти новые требования не распространяются на некоторые категории иностранцев. Например, граждан Белоруссии, поскольку в трудовых правах они фактически приравнены к гражданам России, а также детей до 6 лет.
Сроки и периодичность
Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.
Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.
Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.
Также для повышения эффективности контроля за пребыванием трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей в России установлено:
- срок временного пребывания трудового мигранта определяет срок действия его трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия;
- в случае заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок период временного пребывания в России продлевается на срок до 1 года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на 1 год для каждого такого продления.
При этом есть возможность продления срока временного пребывания в РФ отдельным категориям иностранцев, в том числе прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и являющимся членами семьи:
- российского гражданина;
- иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России.
Члены семьи иностранца, осуществляющего трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента, это:
- его супруг (супруга);
- дети (в т. ч. усыновленные или находящиеся под опекой/попечительством);
- родители (усыновители) на его иждивении.
Члены семьи гражданина РФ или иностранца, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России:
- его супруг (супруга);
- дети (в т. ч. усыновленные или под опекой/попечительством);
- родители (усыновители);
- дедушки, бабушки;
- внуки.
Документы могут быть электронными
Вид на жительство будут выдавать в форме карты с электронным носителем:
- биометрических персональных данных – электронное изображение лица и папиллярных узоров двух пальцев рук, пригодных для идентификации;
- персональных данных владельца – Ф.И.О. (последнее – при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранца.
Электронный вид на жительство власти могут использовать для идентификации иностранца с помощью биометрических персональных данных в порядке, определяемом МВД России.
Но при выдаче вида на жительство лицу без гражданства указанные положения не применяются.
Вид на жительство, в т. ч. в виде карты, лицу без гражданства выдают на 10 лет.
Экзамены для иностранцев
Также Закон № 274-ФЗ установил порядок проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России, основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам соответствующего сертификата.
Срок временного пребывания в РФ иностранца, признанного носителем русского языка, продлевается на 90 дней со дня признания его носителем.
Заключение
Считается, что введение с 29 декабря 2021 года обязательных дактилоскопии, фоторегистрации и медосвидетельствования для иностранцев повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации
Российское законодательство предоставляет определенный спектр законных возможностей и прав для лиц, которые являются иностранцами. Рассмотрим более детально полный их перечень, а также то, какими именно нормативными актами это закреплено на законодательном уровне.
Об иностранных гражданах
Российское законодательство признает иностранными гражданами всех физических лиц, которые не имеют законного гражданства РФ. Однако, для признания их таковыми, указанные лица должны соответствовать определенному требованию. А именно, иметь законное подтверждение своей принадлежности к гражданству любой другой страны.
Следует отметить, что при его отсутствии физическое лицо окажется признано не имеющим гражданства. А потому будет пользоваться привилегиями, предусмотренными другим статусом. То есть, лицам без гражданства.
Что касается правового положения иностранных граждан, то оно представлено в виде отдельного статуса, который лица, пребывая на территории РФ, получают на основании определенного ряда нормативных актов. Следует отметить, что на основании данного статуса все обязанности граждане других государств несут ровно в таком же объеме, как и россияне. Однако, законодатель предусматривает определенные исключения для данной группы лиц, о которых и пойдет речь далее.
Нормативное регулирование
Наибольший объем всех составляющих правового статуса рассматриваемой группы лиц предусматривается в нормах, предписанных ФЗ “О правовом положении иностранных граждан”. Его содержание предписывает определенные исключения, которые предусматриваются правовым статусом лиц, являющихся гражданами других государств.
Некоторые положения предписываются в статьях Конституции РФ. Именно в них зафиксировано, что все представители рассматриваемой группы лиц несут права и обязанности, наравне с гражданами РФ. Но с учетом некоторых исключений.
Конституция предписывает недопущение некой изолированности лиц, отнесенных к гражданству других стран, что проявляется в их возможностях свободно передвигаться, обучаться, работать и пользоваться естественными правами, пребывая на территории России.
Кроме указанных нормативных правовых актов, правовое положение иностранных граждан в РФ закрепляют и некоторые иные законы, отдельные указы Президента РФ, а также изданные Правительством постановления. Также в данную группу актов относятся все те международные договоры, документы и акты, содержание которых предписывает не просто некие особенности правового статуса иностранных граждан, но еще и отдельные права, гарантии, свободы и некоторые обязанности. Такие документы также занимаются регулированием порядка не только фактического нахождения, но и проживания на территории РФ.
Принципы, на которых основано законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ
Правовое регулирование статуса рассматриваемой группы лиц производится с учетом определенных принципов, на которых построено на ряде определенных принципов. Каковы они?
В первую очередь, к числу принципов, с учетом которых предписываются нормы, составляющие правовое положение иностранных граждан в РФ, относится равенство. Оно проявляется в том, что все правила, установленные для иностранцев, являются ровно такими же, как и для самих россиян. Кроме этого, акты, регулирующие положения в данной сфере, предусматривают уважение прав и основных свобод, предоставленных как человеку, так и гражданину любой страны.
Никакое государство не может препятствовать иностранцам покинуть его территорию. Кроме этого, принципы, на которых построены законодательные нормы, предусматривают запрет на введение определенных ограничений или ущемлений к иностранцам, проявленные на основании их религиозной или расовой принадлежности, вероисповедания, знаний языков и т.п.
Россия – это страна, которая предоставляет всем иностранцам без исключения основные правовые свободы и гарантии. Выражается это, прежде всего, в том, что любой гражданин иного государства имеет право на обращение в судебные или административные органы за правовой защитой, вследствие чего, ко всем нарушителям законных свобод и прав применяются адекватные санкции, предусмотренные нормами российского законодательства.
Срок пребывания
ФЗ 115 “О правовом положении иностранных граждан” предписывает определенный срок, в период течения которого лицо, являющееся гражданином иного государства имеет право пребывать в территориальных пределах России.
В статье 5 говорится о том, что он может быть определен периодом, в течение которого считается действительной выданная ему виза. Однако, законодатель предусматривает некоторые исключения и на этот случай. В частности, они касаются тех лиц, что прибыли на территорию РФ в рамках безвизового режима въезда. При таких условиях человек имеет право на пребывание в России не более 90 календарных дней.
По истечении разрешенного периода пребывания, иностранный гражданин обязан покинуть территорию РФ, что не касается тех случаев, когда допустимый период нахождения был продлен на законных основаниях. Исключением также является тот случай, когда лицо подало документы на получение государственного согласия на временное (срочное) проживание в России.
Что касается разрешения на срочное проживание в территориальных пределах РФ, то оно может быть выдано исключительно в рамках квоты, которая предварительно утверждается Правительством страны. Период, на протяжении которого может осуществляться срочное проживание, составляет не более трех лет.
Рассматриваемый тип разрешения может быть выдан также и вне численных рамок, установленных квотой. К группе лиц, которые могут воспользоваться такой привилегией, относятся те люди, которые когда-либо родились на территории РФ или РСФСР. Также данное правило касается лиц, ранее являвшимися гражданами СССР.
К рассматриваемой группе ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” относит также тех, кто имеет хотя бы одного родителя – гражданина России, который законно признан нетрудоспособным. Данное правило также действует и в обратном порядке. То есть, в отношении родителей, имеющих нетрудоспособного ребенка-гражданина РФ.
В том случае, если лицо состоит в браке с гражданином РФ, оно также может претендовать на получение разрешения на временное (срочное) проживание вне квотных рамок. Льготные условия в получении рассматриваемого вида разрешения также действуют и в отношении тех личностей, что вносят инвестиции в различные отрасли российской экономики, тем самым развивая ее.
Кроме всего этого, законодатель также дополнительно предусматривает определенный перечень лиц, которые могут пользоваться упомянутой привилегией – полный перечень таковых предписан в статье 6 Федерального Закона “О правовом положении иностранных граждан”.
Документы, удостоверяющие личность иностранца в России
В связи с тем, что иностранец, который в течение определенного периода пребывает на территории РФ, не имеет удостоверения, свидетельствующего о гражданстве РФ, законодатель устанавливает целый ряд документов, которые по своей силе заменяют его. Следует отметить то, что иностранцы, на основании Закона “О правовом положении иностранных граждан в РФ”, рассматриваемая категория лиц имеет право удостоверять свою личность с помощью документа, который он использует для этого в своем родном государстве. Его также может заменить действующий загранпаспорт.
Международными договорами, заключенными с иными странами, может устанавливаться определенный перечень документов, с помощью которых их граждане имеют право удостоверять свою личность, пребывая в пределах РФ.
Представители группы иностранцев, у которых есть вид на постоянное жительство или разрешение на длительное пребывание в территориальных пределах РФ, также могут удостоверить свою личность путем предъявления документов, свидетельствующих о данных фактах.
В том случае, если иностранное лицо находится на территории России на незаконных основаниях, то удостоверением его личности занимаются федеральные органы безопасности, что осуществляется в порядке, представленном законом. Для проведения такой операции обязательно должно быть выдано разрешение руководителя органа исполнительной власти конкретного региона или миграционной службы.
Передвижение
Конституционно-правовое положение иностранных граждан, которые находятся в территориальных пределах Российской Федерации, предусматривает соблюдение ими всех законных интересов и естественных прав. Одно из них касается свободы передвижения.
Свое передвижение иностранцы имеют право осуществлять как в личных, так и в деловых целях. Данные действия могут совершаться исключительно при наличии у них документов, с помощью которых они могут законным образом удостоверить свою личность в пределах РФ. Однако, законодатель предусматривает некие незначительные ограничения в передвижении иностранцев. Они, прежде всего, касаются тех организаций, объектов и территорий, вход на которые возможен только по специальным разрешениям. Полный список таких объектов и организаций устанавливается на основании постановления, изданного Правительством РФ.
Гражданин иностранного государства, который на законных условиях проживает на территории РФ в течение длительного периода, имеет право на смену места жительства, но только в пределах тех территорий, на которые распространяется его право временного проживания.
Иностранные граждане и избирательное право
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривает определенные запреты в сфере избирательного права, действующего в пределах РФ.
Так, люди, которые не являются законными гражданами РФ, не могут участвовать в избирательных процессах. Причем, как в роли избираемого, так и в качестве избирателя. Также на указанную группу лиц налагается запрет на участие в референдумах различного значения.
Следует отметить, что указанные запреты отчасти не касаются тех лиц, которые считаются иностранными гражданами, на длительной основе проживающими на территории РФ (на правовых основаниях). Представители данной группы лиц могут принимать участие в местных референдумах, а также в выборах, проводимых в органы самоуправления в конкретных регионах (в качестве избирателя или избираемого).
Трудовая деятельность
Граждане других государств, которые пребывают в РФ на законных основаниях, имеют право на ведение трудовой деятельности в пределах данного государства, но на условиях, предписанных законодательными актами РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации наделяет их возможностью свободно распоряжаться имеющимися способностями к трудовой деятельности, самостоятельно выбирать род деятельности, а также место реализации умений.
Более того, иностранцы могут вести предпринимательскую или любую экономическую деятельность, которая не возбраняется законом. Данная возможность предоставляется лишь после того, как иностранный гражданин достиг 18-летнего возраста и получил именное разрешение на ведение трудовой деятельности или соответствующий патент.
От исполнения предписанного требования освобождаются представители определенных групп населения, к числу которых относятся участники Государственных программ, проживающие в пределах РФ на временной или постоянной основе, сотрудники дипломатических представительств других государств, а также члены их семей, которые переехали в Россию на законных основаниях.
Данное правило также не распространяется на студентов, получающих образование в российских вузах и осуществляют трудовую деятельность в период каникул. Более полный перечень тех лиц, которым не требуется наличие специального разрешения на ведение трудовой деятельности в России, представлен в статье 13 ФЗ 115 “О правовом положении иностранных граждан”.
Рассматривая особенности трудоустройства иностранными гражданами на территории РФ, следует обратить свое внимание на то, что их работодателем может быть исключительно юридическое или физическое лицо, ранее получившее законное разрешение на осуществление найма иностранных работников.
Определенный статус имеют лица, которые планируют ведение трудовой деятельности в РФ, являясь высококвалифицированными специалистами в определенной сфере деятельности, медицинскими или научными работниками. Законом установлено, что их минимальный месячный оклад должен составлять 83 500 рублей и более. Требования к размерам заработной платы не устанавливаются в отношении специалистов, которые планируют ведение трудовой деятельности в рамках осуществления проекта “Сколково”.
Как уже упоминалось ранее, для привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, российские работодатели обязаны иметь в наличии специальное разрешение. Данное правило не касается работодателей, расположенных в пределах свободного порта Владивосток.
Однако, следует отметить то, что в процессе приема на работу на предприятиях, зарегистрированных в данной территориальной части РФ, приоритет имеют те лица, у которых есть законное российское гражданство.
Иностранные граждане и служба
Закон “О правовом положении иностранных граждан” предусматривает для рассматриваемой группы лиц определенные запреты в области несения военной, муниципальной и государственной службы.
В соответствии с положениями, представленными в статьях данного нормативного правового акта, лица, которые относятся к числу граждан иностранных государств, не имеют права занимать должности на постах в организациях, отнесенных к указанным отраслям, а также заступать на службу в органы, на которые возложена задача обеспечения безопасности РФ.
Аналогичные запреты распространяются также и на участие иностранцев в составе водных и воздушных судов в составе экипажа. Замещать государственные должности имеют право только те иностранные граждане, которые параллельно имеют гражданство РФ.
Граждане других государств не могут вступать в роли призывников на альтернативную гражданскую и на военную службу, однако, при желании, они имеют право вступить в ряды российской армии по контракту, но только в численность рядового состава.
Содержание иностранных граждан в социальных учреждениях
Правовое положение иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства какой-либо страны, предусматривает особенные условия содержания в социальных учреждениях. По большей части, данные правила основаны на нормах и принципах, предписанных международным законодательством, а также актами, действующими в пределах РФ.
Так, на основании ФЗ “О правовом положении иностранных граждан”, к лицам, которые являются иностранцами и содержатся в учреждениях указанного типа, не могут быть применены какие-либо меры, способные причинить им физические либо нравственные страдания.
В отношении них может проводиться личный досмотр. Однако, вся процедура осуществляется на основании положений, представленных в законодательстве.
В ФЗ 115 “О правовом положении иностранных граждан говорится о том, что личный досмотр может быть проведен только в присутствии пары понятых того же пола. Указанные лица не должны быть заинтересованными в исходе досмотра. Любые действия, совершаемые должностными лицами данных мест, должны совершаться на основе принципов гуманизма, уважения достоинства человека, законности, безопасности и охраны здоровья и жизни. Этого требует правовое положение иностранных граждан в РФ.
Следует отметить, что, как и граждане РФ, иностранцы, которые содержатся в социальных учреждениях, могут быть подвержены круглосуточному наблюдению. В статье 35.2 Закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” говорится о том, что данное действие разрешено проводить с использованием технических средств. Но о наличии таковых все должны быть уведомлены заранее.
В том случае, если в процессе содержания были нарушены законные интересы и права иностранцев, виновное лицо обязано понести ответственность на основании предписаний, установленных российским законодательством.
Государственный контроль
В Российской Федерации на постоянной основе ведется миграционный учет въезжающих и выезжающих граждан других стран, а также лиц, не имеющих гражданства. Данный контроль осуществляется не только в сфере миграции, но также и в области трудоустройства, образования, соблюдения законных интересов, свобод и прав и т.п. В ходе этого процесса специализированные государственные органы ведут наблюдения за тем, как проживают иностранцы в пределах РФ, а также в каждом регионе страны.
Контроль за всеми указанными выше сферами в отношении лиц, которые имеют статус дипломата, ведется органами власти на федеральном уровне. Миграционный контроль ведется путем учета карточек, полученных и заполненных в момент въезда иностранного гражданина в страну.
Что касается осуществления контроля в сфере трудовой деятельности иностранце на территории РФ, то он также осуществляется органами исполнительной власти. Его суть заключается в изучении условий труда, предоставленных работнику, а также соблюдения работодателем всех тех требований, которые предписаны законодательством в отношении найма иностранных сотрудников. Контроль данного рода осуществляется путем проведения плановых проверок, а также недельных внеплановых. Кроме того, очень часто рассматриваемыми органами проводится общий мониторинг ситуации.
Защита прав иностранных граждан
Законодательство, закрепляющее основы правового положения иностранных граждан, указывает на то, что лицом, осуществляющим контроль над соблюдением законных интересов и прав рассматриваемой группы лиц, пребывающих в России, занимается омбудсмен. На него возлагается обязанность способствовать любыми методами восстановлению нарушенных прав.
Также лицо, назначенное на указанную должность, обязано заниматься совершенствованием законодательства в сфере защиты человека и гражданина.
Для того, чтобы привлечь внимание к своей проблеме и потребовать ее решения, иностранный гражданин может подавать жалобы на имя омбудсмена, ходатайства и прошения.
Правовое положение иностранных граждан в РФ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Правовое положение иностранных граждан в РФ
Правовое положение иностранных граждан в РФ – это положение, определяемое нормативно-правовыми актами международного частного права, которые регулируют процессуальные, трудовые, семейные, личные неимущественные и имущественные права иностранцев. Иностранные граждане (иностранцы) – это лица, которые гражданами РФ не являются, но имеют доказательства наличия подданства или гражданства других государств.
В последнее время существенно возросло количество приезжающих на территорию России и проживающих в ней иностранцев, что определяется:
- отменой ряда административных запретов и ограничений для въезда и дальнейшего передвижения иностранных граждан;
- открытостью экономики РФ для зарубежных предпринимателей и инвесторов;
- изменением порядка внешней торговой деятельности;
- стремительным развитием туризма;
- долгосрочным пребыванием количества специалистов и рабочих из других стран.
Приоритетную роль при выяснении правового положения иностранных граждан должны иметь общепризнанные нормы и принципы общего международного права, касающиеся прав и свобод человека. Такие принципы и нормы содержатся в Международных пактах По данной теме мы уже выполнили эссе Протокольные особенности ООН подробнее о политических, гражданских, экономических, культурных и социальных правах, о Всеобщей декларации прав человека По данной теме мы уже выполнили реферат Основные положения всеобщей декларации прав подробнее , Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека По данной теме мы уже выполнили реферат Практика и применение Европейской конвенции по правам человека в России подробнее , Конвенции СНГ о правах и свободах По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовой статус и проблемы развития СНГ подробнее .
Готовые работы на аналогичную тему
В России положение иностранных лиц определяется Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее . В России иностранцы пользуются определенными правами и несут обязанности наряду с россиянами По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Гражданство РФ подробнее , кроме случаев, предусмотренных и установленных международным договором и федеральным законом.
Соответствующий Федеральный закон По данной теме мы уже выполнили реферат О полиции подробнее предписывает правила, определяющие проживание или пребывание иностранцев на территории РФ, осуществления ими предпринимательской, трудовой и другой деятельности.
Закон содержит административно-правовые правила, положения о регулировании трудовых отношений, имеющих большое значение в сфере международного частного права.
«Право иностранцев» как специальный режим в области публичного права
Понятие «право иностранцев» сводится к определению специального режима для иностранных граждан в области публичного права. Данные правила определяют основные принципы предоставления права на жительство, поселение, поступление на работу и т.д., а также нормы, ограничивающие права иностранцев (права передвижения, приобретения недвижимости, заниматься определенными профессиями и др.).
«Право иностранцев» – это совокупность норм, носящих только материально-правовой характер, регулирующих соответствующие отношения по существу и определяющих особый статус иностранцев.
«Право иностранцев» обуславливает правовой статус иностранного лица и в широком, и в узком смысле:
- в широком смысле – это совокупность норм, обуславливающих статус иностранца в отношениях, устанавливающих отличительные признаки, признающих равный правовой режим с гражданами России, включая необходимые для деятельности иностранца в пределах данного государства;
- в узком смысле – это совокупность норм, административно-правового характера, имеют непосредственное отношение к отличительным признакам правового статуса иностранного лица от правового статуса россиянина.
Основные принципы правового положения иностранцев в России
Правовое положение иностранных граждан определяется следующими основными принципами:
- иностранные граждане могут пользоваться теми же свободами и правами, несут те же обязанности, что и российские граждане;
- независимо от происхождения, имущественного и социального положения, национальной и расовой принадлежности, пола, языка, образования, отношения к религии, характера и рода занятий и т.д. иностранные граждане являются перед законом равными;
- в отношении граждан иных государств, в которых существуют специальные ограничения прав и свобод российских граждан, могут устанавливаться ответные ограничения;
- использование иностранцами своих прав в России не должно наносить вред и ущерб интересам государства и общества, законным интересам и правам граждан РФ;
- иностранные граждане должны соблюдать законы, действующие в РФ, в том числе нормативно-правовые акты, определяющие порядок реализации субъектами гражданских прав.
Действующий в России принцип равноправия мужчин и женщин целиком распространяется на иностранных граждан. Женщине-иностранке предоставляются равные права с мужчиной-иностранцем. Безусловное признание принципа равенства мужчины и женщины определяют тот факт, что основанные на неравноправном положении женщины юридические действия не могут применяться.
Для иностранных граждан, имеющих место жительства в России введены правила о личном законе (п. 3 ст. 1195 ГК). Эта норма предусматривает желание увязать основного принципа – применение принципа гражданства с территориальным принципом (указание на место жительства).
В отношении иностранца, проживающего на территории России, должно применяться право страны места жительства вместо права страны гражданства этого государства. Под местом жительства понимается то место, где лицо преимущественно или постоянно проживает. Принцип места жительства применяется и в отношении лиц, которые являются гражданами сразу нескольких иностранных государств.
В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее иностранные граждане пользуются гражданской правоспособностью, которая определяется личным законом физического лица. Иностранные граждане обладают такой же гражданской правоспособностью, что и россияне, и не могут требовать сверх этого каких-либо привилегий.
Национальный режим относительно гражданской правоспособности иностранных граждан, закрепленный в законодательстве, носит безусловный характер. Такой режим предоставляется иностранному гражданину в каждом случае без требования взаимности. Национальный режим в отношении прав иностранных граждан на промышленные образцы, изобретения, топологии интегральных микросхем, полезные модели, на селекционные достижения могут предоставляться на основании принципа взаимности или в силу международных договоров.
Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиренко И. Н.
В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиренко И. Н.
Текст научной работы на тему «Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд»
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД
6.20. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД
Сиренко И. Н., аспирант Государственный Университет Управления
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.
В настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. И особенно в данной сфере выделяется проблема привлечения иностранного гражданина на работу.
Рассматривая указанную проблематику, нужно отдать должное российскому законодателю, который с катастрофической скоростью пытается модернизировать действующие правовые акты, с одной стороны облегчая иностранцам процедуры при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.
Однако, к сожалению, огромное количество нововведений не всегда соотносится внутри себя и часто создает еще больше коллизий. Кроме того, несмотря на внесенные изменения в действующем законодательстве остается еще немало пробелов и противоречий, начиная с понятийного аппарата.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» закрепил следующие основные понятия: иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
работодатель – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (в качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);
заказчик работ (услуг) – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (в качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);
разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осущест-
вление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности1.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, данная категория лиц, также как и граждане России, при вступлении в трудовые отношения должна заключать трудовой договор. В этом случае они сразу же попадают под действия как положений Трудового кодекса Российской Федерации, так и статей других законов: о социальном и пенсионном обеспечении и, главное, о налогах. Но прежде иностранные граждане все-таки должны быть зарегистрированы, а так же должны получить разрешение на работу.
Рассматривая данный вопрос нельзя не обратиться к изначальному понятийному аппарату Закона.
Исходя из определения «разрешения на работу», оно выдается исключительно иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации. Таким образом, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а приоре, не должны упоминаться при рассмотрении данного вопроса.
Однако в пункте четвертом статьи 13 Закона содержится перечень исключений из этого разрешительного порядка. Указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4)являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия препо-
1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
давательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Как видно, согласно Закону, среди категорий иностранных граждан, которым не требуется разрешение на работу, нет временно проживающих иностранных граждан, тогда как постоянно проживающие иностранцы здесь поименованы. К тому же перечень является строго закрытым. Данное разночтение усугубляется тем, что положение о временно проживающих иностранцах из данного пункта Закона было исключено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ2.
Таким образом, исходя из логики построения нормативного правового акта, разрешение как вид ограничений для осуществления трудовой деятельности, в настоящее время требуется не только временно прибывающим иностранным гражданам, но и временно проживающим на территории Российской Федерации. Данное положение является резко противоречивым как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения практики.
В связи с этим, с января 2007 года перед получившими разрешение на временное проживание гражданами встал актуальный вопрос – каким образом им теперь оформлять трудовые отношения.
Решение же данной коллизии довольно простое. Основываясь на том, что изначально понятие иностранного работника, а также непосредственно разрешения на работу четко определило сферу действия данного документа, необходимо исключить постоянно проживающих иностранных граждан из перечня лиц, которым данное разрешение не требуется. В этом случае будут сняты противоречия, выявляющиеся при практическом применении норм Федерального закона.
Теперь, рассмотрев позицию работника, рассмотрим также позицию работодателя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» работодатель, заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В настоящий момент это относится только к иностранцам, пребывающим на территорию России в визовом порядке. Но если наличие упрощенного порядка для привлечения иностранных граждан из ближнего зарубежья нареканий не вызывает, то в отношении наличия разрешения иностранцев из «дальних» стран имеется некоторая противоречивость. Опять же следует отметить особенности формулировки построения Закона. Остается не ясным, если работодатель привлекает таких иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо ли ему получать указанное разрешение?
По сути построения Закона, работодатель в данном случае не должен получать разрешение на привлечение рабочей силы. Однако в данном случае теряется логика и сама цель введения разрешительной доку-
2 Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 30, ст. 3286.
ментации для осуществления возможности привлечения иностранцев работодателем. Ведь государство, ставя во главу всего принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, имеет интерес проверить, не возможно ли удовлетворить потребность работодателя трудом российских граждан или, по крайней мере, граждан из стран ближнего зарубежья. В данном же случае получается, что если работодатель привлекает временно проживающих или временно пребывающих иностранцев, то названный принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов не будет соблюден изначально.
Для решения указанного вопроса целесообразно было бы изменить определение работодателя и заказчика работ (услуг) в рамках Закона «О правовом положении иностранных граждан», введя определение «разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы» и обязуя тем самым работодателя получать разрешение на привлечение к работе любого иностранца, находящегося на территории Российской Федерации.
Кроме того, можно, например, предложить следующий вариант определения работодателя – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы и вступившее с указанными иностранными гражданами в трудовые отношения на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Соответствующим образом можно изменить и определение заказчика работ (услуг).
Таким образом, рассмотрев только некоторые вопросы применения норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», можно сделать вывод о необходимости его дальнейшей модернизации. При этом нужно учитывать как откровенные ошибки, допущенные законодателем, так и особые приоритетные направления, стоящие перед государством, такие как трудоустройство граждан Российской Федерации первоначально перед иностранными гражданами.
Проблема, представленная Сиренко И. Н. в статье, является, несомненно, актуальной. Указанная актуальность обусловлена необходимостью теоретического осмысления вопросов применения норм российского права в сфере реализации прав и свобод лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. Из этого следует, что немаловажное значение имеют вопросы развития законодательства, регулирующего именно трудовые отношения с участием иностранных граждан.
Авторский подход к данной проблеме, как и выбранные Сиренко И. Н. методы ее изучения, представляют как теоретический, так и практический интерес. Так, внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», предложенное Сиренко И. Н., может помочь решению как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических задач.
В связи с изложенным, статья может быть рекомендована в печать.
управления, д.ю.н., профессор Абдулаев М. И.
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 412-ФЗ “О внесении изменений в статью 15 1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”
Документ является поправкой к
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 25 ноября 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года
Статья 1
Внести в статью 15 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2014, N 16, ст. 1831; N 26, ст. 3370; N 48, ст. 6638; 2016, N 1, ст. 85; 2018, N 53, ст. 8454; 2019, N 30, ст. 4134; N 31, ст. 4416; 2020, N 6, ст. 595) следующие изменения:
а) в абзаце первом слова “при обращении за получением” заменить словами “в целях получения”;
б) подпункт 1 дополнить словами “на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 настоящего Федерального закона”;
2) пункты 2 – 4 изложить в следующей редакции:
“2. Сертификат, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, выдается на территории Российской Федерации либо за ее пределами организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включенными в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее – перечень организаций), иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.
Перечень организаций размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок и критерии включения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в перечень организаций, порядок ведения перечня организаций, порядок и основания исключения из указанного перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Срок действия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 настоящего Федерального закона, вправе подтвердить сертификатом, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения вида на жительство.
Иностранный гражданин в целях получения разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 настоящего Федерального закона, вправе подтвердить сертификатом, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание.
3. Сведения о сертификате, указанном в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, вносятся выдавшими его организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включенными в перечень организаций, в федеральную информационную систему “Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении”.
В целях подтверждения наличия сведений о выданных сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, взаимодействуют, в том числе с использованием информационных систем, входящих в информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, включенные в перечень организаций, проводят экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации за плату, размер которой определяется ими на основе устанавливаемых Правительством Российской Федерации методики расчета стоимости услуги по проведению указанного экзамена и максимального размера такой стоимости.
Форма и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, порядок и сроки хранения материалов его проведения (в том числе видеозаписей процедуры экзамена, ведомостей и протоколов) утверждаются Правительством Российской Федерации. Формы сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 настоящего Федерального закона, технические требования к такому сертификату и порядок его выдачи утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, разработанные на основе указанных в настоящем пункте требований к минимальному уровню знаний, соответствующему цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, указанного в статье 13 3 настоящего Федерального закона, а также периодичность пересмотра таких контрольных измерительных материалов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.”;
3) пункт 8 признать утратившим силу;
4) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
“9. Соблюдение требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче сертификата, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, обеспечивается в рамках федерального государственного контроля за соблюдением требований к проведению указанного экзамена и выдаче сертификатов иностранным гражданам, осуществляемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.”.
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
2. Сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выданные в соответствии со статьей 15 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются действительными до окончания срока их действия.
3. Лица, имеющие указанные в части 2 настоящей статьи сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, вправе подтвердить ими владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 15 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона).
4. Документы о прохождении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации в целях получения патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, выданные в соответствии со статьей 15 1 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, являются действительными до окончания срока действия указанных документов, но не более пяти лет со дня их выдачи.
5. Лица, имеющие указанные в части 4 настоящей статьи документы о прохождении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации в целях получения патента, указанного в статье 13 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, вправе подтвердить указанными документами владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации в случае обращения за получением указанного патента.
6. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона не допускаются проведение экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдача сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации организациями, с которыми образовательными организациями, включенными в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, заключены соответствующие соглашения.
Президент Российской Федерации В. Путин
Под прищуром: получение гражданства Румынии через «Евровед»
Разберите, пожалуйста, под прищуром компанию «Евровед». Она предлагает найти доказательства румынского происхождения и подать все документы. После этого можно получить гражданство Румынии и, соответственно, возможность легального пребывания в странах Евросоюза.
Насколько это законно?
Елена
Елена, это законно, если вы родились на бывшей территории Румынии до 1940 года или ваши дедушка или бабушка — граждане этой страны. Вам достаточно подтвердить это документально, никакой посредник не нужен. Но речь идет именно о восстановлении румынского гражданства. Если вы не имеете никакого отношения к этой стране, получать гражданство придется другими способами.
«Евровед» предлагает восстановить румынское гражданство за вас. Попробую разобраться, насколько компания упрощает процесс и какие методы она и другие организации с похожими предложениями применяют.
Если коротко: я бы не подписался
ООО «Евровед» официально зарегистрировано в ФНС, но адрес недостоверный. Регистрацию могут в любой момент прекратить.
Судя по реестру юрлиц, реального имущества у организации нет. Если вы не получите паспорт Румынии, вернуть свои деньги через приставов будет сложно.
Компания пишет о гарантиях, но если вчитаться в договор, то оказывается, что никаких гарантий нет.
Мне предложили подделать свидетельство о рождении. Подделка документов — уголовное преступление.
Как работает восстановление румынского гражданства
Румыния действительно помогает восстанавливать утраченное румынское гражданство. Но такая возможность есть не у всех: нужно родиться на бывшей территории Румынии до 1940 года или быть потомком бывшего румынского гражданина до третьего колена.
Просто по заявлению это сделать не получится — нужно предъявить документальные доказательства того, что один из предков по отцовской или по материнской линии родился на бывшей территории Румынии до 1940 года. Подойдет свидетельство о рождении родственника. В нем должен быть указан населенный пункт, который в тот период находился в пределах Румынии.
Нарушения закона здесь нет. Главное — уведомить РФ о наличии второго гражданства. Для тех, кто этого не сделает, в УК предусмотрена уголовная ответственность: штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы до 400 часов.
Если все получилось, человек получает гражданство Румынии и ее паспорт. В России он никаких привилегий не дает. Зато на территории Евросоюза человек с румынским паспортом имеет те же права, что и любой другой гражданин ЕС: не нужно оформлять шенген, можно работать, снимать жилье, открывать банковские счета.
Процедура простая: собираете документы, подаете заявку в управление по гражданству при Минюсте Румынии, ждете результата. Процесс обычно занимает до года. Если у вас есть румынские корни, велик шанс, что гражданство дадут. Если нет, никакие бюрократические хитрости не помогут.
«Евровед» утверждает, что умеет обходить ограничения
Судя по сайту «Евроведа», на самом деле получить гражданство Румынии по этой схеме может почти кто угодно — легально и без предоплаты. Компания обещает, что юристы найдут корни, подготовят документы и будут писать письма в Министерство юстиции Румынии, чтобы ускорить процесс. И даже идет речь о какой-то гарантии.
Что может пойти не так?
Изнанка евроволшебства
Раз в «Евроведе» кто угодно может купить гражданство Евросоюза всего за 3 тысячи евро, кажется, что компания должна процветать. Воображение рисует шикарный офис в центре Москвы, кожаные кресла, миллионные налоги и патентные споры с «Эплом».
Еврорегистрация. Юрлицо «Евроведа» действительно зарегистрировано в ФНС и даже платит налоги. Но адрес на сайте и адрес в реестре юрлиц не совпадают.
Само по себе несовпадение адресов — это не нарушение. Представительства можно открывать где угодно, даже за рубежом. Но в ЕГРЮЛ также внесена запись о недостоверности данных об адресе организации — это могло произойти по решению ФНС после проверки.
Таким образом, «Евровед» — кандидат на исключение из ЕГРЮЛ: налоговая может направить в суд иск о ликвидации компании. По мнению налоговой, сделки с подобными организациями относятся к высокорискованным.
К адресам офисов тоже есть вопросы. По московскому адресу оказался крупный торговый центр, и «Яндекс-карты» не в курсе, что там работает «Евровед». А по румынскому адресу, похоже, находится обычный жилой дом.
Еврофинансы. С финансами у «Евроведа» тоже все грустно. По данным сайта «Руспрофайл», за 2018 год компания заработала всего 105 тысяч рублей. И похоже, что на расчеты с бюджетом денег уже не хватило: есть задолженность по налогам и сборам.
Шансов взыскать эту задолженность у государства практически нет: Федеральная служба судебных приставов не нашла у должника имущества и денег на счетах.
Евродоговор. На сайте «Евроведа» я не нашел шаблона договора с клиентами. Его мне прислали на почту.
На первый взгляд кажется, что все в порядке: в договоре «Евровед» гарантирует получение сертификата о гражданстве Румынии. Само собой, обстоятельства непреодолимой силы освобождают стороны от обязательств — как в любом уважающем себя договоре. Но вот незадача: в эти обстоятельства входят «акты или действия государственных органов, запрещающие или каким-либо иным образом препятствующие выполнению обязательств по данному договору».
Сначала читать, потом подписывать
Решение по восстановлению гражданства принимает Минюст Румынии — государственный орган. Если он откажет, возникнет обстоятельство непреодолимой силы — и по договору «Евровед» ничего должен не будет.
Но у меня нет румынских корней!
И все же оставалось неясным, как поступает компания, если у клиента нет румынских корней. На то, чтобы связаться с ее представителем, у меня ушло несколько дней. По телефону никто не отвечал, сообщения в мессенджерах оставались непрочитанными. У меня даже появилось подозрение, что компания на самом деле уже не работает.
Пришлось проявить настойчивость: найти группы компании в соцсетях и написать туда. Отозвались только в Фейсбуке: уточнили номер телефона и через некоторое время перезвонили. Я попросил перенести общение в Телеграм — после этого там мне начали отвечать. В остальные мессенджеры так никто и не заходил.
Я решил не упрощать работу «Евроведу» и честно признался, что румынских родственников у меня нет и никогда не было. Менеджер сказал, что это не проблема: они поищут в архивах людей с похожими фамилиями, которых я смогу выдать за своих предков. Он очень увлеченно рассказывал о том, как все это происходит. По его словам, поиски ведутся даже в «сгоревших архивах». Как это возможно — я не понял, а он не объяснил.
Я сказал, что оплатить услуги в принципе готов, но все равно ничего не получится. По моей версии, в свидетельстве о рождении вместо информации о родителях у меня стоят прочерки. Даже если найдутся люди с похожими фамилиями, связать их со мной не удастся. Делать что-либо противозаконное я не предлагал.
«Ничего страшного, — сказал мне менеджер. — Мы можем дополнить пакет документов: просто подберем их по состыковкам. Но, само собой, использовать такие документы за пределами процедуры получения гражданства будет нельзя».
По словам менеджера, юристы найдут все нужные документы в румынских архивах и создадут цепочку к моим документам. Причем они заранее будут знать, удастся это сделать или нет. На все это уйдет максимум две недели.
Всего нужно будет сделать три свидетельства: о рождении обоих родителей и об их браке. За каждое нужно будет доплатить по 50 €.
Подделка свидетельств о рождении — это нарушение закона. Часть 1 статьи 327 УК РФ предусматривает за него лишение свободы на срок до двух лет. Покупателю тоже придется отвечать: наказание вплоть до лишения свободы на один год.
И это по российским законам. Скорее всего, что-то на этот счет сказано и в Уголовном кодексе Румынии.
Что в итоге
Фактически «Евровед» балансирует на грани нарушения закона. Они признают, что в качестве родственников указывают случайных людей. Возможно, в Румынии этого никто не заметит и гражданство оформят. Но я бы не стал на это рассчитывать: если обман раскроют, последствия предсказать сложно. В лучшем случае документы просто вернут, а деньги «Евровед» оставит себе по условиям договора.
Но может быть и так, что в Румынии на вас обидятся — и начнутся проблемы с визами, видами на жительство и прочими документами для въезда на территорию ЕС. Я бы не стал ставить подобные эксперименты.
А если у вас и правда в роду румынские граждане, восстановить гражданство можно без всяких посредников.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если сталкивались с подозрительными компаниями, пишите. Прищуримся.
Гражданство Румынии: сбор документов и процесс оформления
Многие из нас хотели бы стать настоящими гражданами ЕС. Ведь это дает возможность беспрепятственно не только передвигаться по большинству стран Европы, но и жить, работать без виз, брать кредиты, получать пособия и т.д. Процедура получения гражданства многих стран – довольно сложная и длительная процедура. Гораздо проще получить гражданство Румынии по происхождению и стать полноправным европейцем. Процедура довольно проста и длится примерно два года.
Плюсы румынского гражданства пополняются тем фактом, что вы не обязаны избавляться от своего первого гражданства, можно стать бипатридом. Также известно, что румынам легче получить разрешение на поездку в Канаду, США и многие другие страны.
Если вы планируете проживать в Румынии, то можете рассчитывать на румынскую пенсию при получении гражданства, а также выплаты на детей, пособия и льготы.
Минусы гражданства Румынии:
- В ЕС знают, что румынские паспорта массово получают украинцы, россияне, молдаване, казахстанцы и представители других национальностей. Поэтому могут относиться к румынам как к дешевой рабочей силе.
- Развелось очень много мошенников, которые якобы помогают получить гражданство или оформить на работу в любой стране Европейского Союза за определенную плату.
- Проблемы с румынским паспортом могут возникнуть в граждан Украины, если те неправильно пересекут границу.
Этапы получения румынского гражданства
Первый этап в получении паспорта Румынии – это принятие решения. Если вы готовы стать гражданином другой страны, значит можно двигаться дальше. Следующий этап – проверка возможности легального восстановления гражданства по корням. Для этого этапа рекомендуем почитать нашу статью о том, кто может легально получить румынское гражданство.
Далее следует собрать весь необходимый пакет документов, перевести их, заверить нотариально и подать прошение на оформление гражданства Румынии.
Какие документы нужны
И так, какие документы нужны для румынского паспорта:
- внутренний паспорт родной страны;
- загранпаспорт;
- свидетельство о рождении свое;
- свидетельство о браке/разводе свое (если имеет место быть);
- СОР супруга (если в браке);
- СОРы родителей;
- свидетельство о браке/разводе ваших родителей.
Если вы восстанавливаете гражданство по бабушке или дедушке, дополнительно нужны:
- СОР бабушки и дедушки по одной линии;
- СОБ или свидетельство о разводе бабушки и дедушки.
Если вы имеете румынские корни аж в третьем поколении, то нужно будет найти также:
- СОР прабабушки и прадедушки;
- СОБ или свидетельство о разводе прабабушки и прадедушки.
Иногда также подают свидетельства о смерти бабушек и дедушек. Это не обязательно, но рекомендуем взять как доказательство проживания ваших предков на территории Румынии. Особенно это важно в том случае, если ваши предки родились на другой территории, или же родились до 19-го года, а умерли на территории Румынии, Молдовы, Буковины или Бессарабии. Если некоторые документы утеряны, можно вместо них подавать архивные выписки из ЗАГСа или районного/областного архива.
Если у вас есть дети, то вы также должны предоставить их свидетельства о рождении (несовершеннолетние дети автоматически получат гражданство вместе с вами).
Также вам нужно подать:
- прошение о гражданстве в Румынию;
- справка о несудимости в родной стране;
- справка о несудимости в Румынии (в последнее время не требуется, но рекомендуем следить за изменениями. Получить справку о несудимости в Румынии можно через местное консульство);
- необходимые декларации на себя и детей.
Все документы для получения гражданства Румынии подаются в оригинале, нотариально заверенной копии и нотариально легализированным переводом на румынский язык.
Как заполнить анкету для получения румынского гражданства:
1). Обратиться в нотариус, где регулярно заполняются такие анкеты. Легче всего это будет сделать на территории Молдовы, Черновицкой и Одесской области. Там как правило уже есть готовые формы.
2) Скачать образец в этом разделе и заполнить самостоятельно.
Подача документов
Необходимые бумаги собраны, следующий вопрос: как подать документы для получения румынского гражданства. Сделать это можно либо в консульском отделе посольства по месту прописки, либо непосредственно в Румынии (в Министерстве Юстиции Румынии в Бухаресте и территориальных ANC). Все адреса, контактные данные и графики работы консульств можно найти в соответствующем разделе. Особенности подачи в румынских ANC:
- не требуется знание языка;
- можно подать как с последующим проживанием за границей, так и в Румынии;
- необходимо иметь действующий загранпаспорт с разрешением въезда (по безвизовому режиму, шенгенская виза и т.д.);
- дополнительные расходы на дорогу и жилье (если понадобится);
- меньший срок рассмотрения заявки, по сравнению с тем, если вы подаетесь в консульстве;
- после подачи досара вам выдадут постоянный номер дела, с помощью которого вы можете отслеживать процесс рассмотрения заявки (9999/RD/2019).
Подача документов в Румынии бесплатная, но чтобы записаться на нее, нужно зарегистрироваться и выбрать свободную дату на официальном сайте в разделе «programare online depunere dosar».
Особенности подачи в местных консульствах:
- менее лояльное отношение к незнанию языка (зависит от удачи и смены, на которую вы попадете. Есть риск, что ваши документы могут не принять, если вы не понимаете, что вам говорит консул);
- увеличенный срок рассмотрения дела (обычно на 3-5 месяцев);
- после подачи досара вам выдадут временный номер (SV999x/RD/2019). Как узнать постоянный номер досара, читайте тут.
Период ожидания приказа
После того, как вы подали бумаги на второе гражданство Румынии по крови, вам предстоит ожидать, пока комиссия проверит вас, отправляя запросы в полицию, Интерпол и т.д. Все это занимает время, поэтому вам придется ждать как минимум год до выхода в приказ, а то и больше. Дополнительные задержки могут быть связаны с недостатком какой-либо справки (в таком случае с вами свяжутся и попросят донести документ), задержками ответов определенных учреждений на запросы комиссии, увольнениями сотрудников, их отпусками, больничными и т.д. Но вы не переживайте, даже если ваше дело рассматривают в течение нескольких лет, а вы уверенны в том, что не нарушили закон, а ваши румынские корни настоящие, то рано или поздно вы выйдете в приказ.
У вас есть достаточно времени, чтобы подучить язык для сдачи присяги. Чем собственно мы и рекомендуем вам заняться.
В течение всего времени ожидания вы должны проверять ход своего дела, чтобы не пропустить выход в приказ. Для этого вы можете смотреть информацию на официальном сайте Минюста Румынии или регулярно (примерно раз в месяц) пользоваться нашим удобным сервисом. Также вы можете отправлять электронные запросы о стадии дела непосредственно в ANC. Форму письма можете скачать тут. На электронные запросы отвечают не всегда и не сразу. Не стесняйтесь, напишите снова через несколько недель.
Прохождение присяги
Как только появилась информация о вашем выходе в приказ (на сайте, или вам пришло письмо с консульства), нужно в течение 6 месяцев записаться на сдачу присяги. Если вы подавались с проживанием в Румынии, вас запишут автоматически. Присяга – это важнейший этап. Если что-то пойдет не так, вы не сможете получить румынский паспорт. Поэтому рекомендуем вам ознакомиться с нашей статьей о присяге. В ней собрана вся необходимая информация о записи на присягу, подготовке к ней, размещены учебные материалы и даны различные советы.
Если вам отказали
Очень редко бывают отрицательные результаты на заявления для получения гражданства Румынии. Обычно это связано или с подделкой документов, или с нарушением вами ранее закона. Вероятнее всего вам могут отказать на этапе принятия присяги (за незнание языка, а также если консул заподозрил ваши намерения в потребительском использовании гражданства). После этого вы можете подать апелляцию по поводу румынского гражданства с помощью адвоката, либо начать весь процесс заново, подав новый досар.
Оформление документов гражданина Румынии
После получения сертификата о гражданстве вам нужно будет оформить следующие документы:
- румынский СОР;
- румынский СОБ;
- булетин с пропиской (не обязательно);
- заграничный паспорт (pasaport romania).
Подробнее об этих этапах вы можете прочитать в этой статье.
На этот этап уходит примерно 4-6 месяцев.
Можно ли купить гражданство
Нас часто спрашивают, сколько стоит гражданство Румынии и можно ли его купить. Скажем сразу, что, если вам предлагают приобрести готовый паспорт, или же оформить все без вашего присутствия, значит вы попали на мошенников. Огромная вероятность того, что вам продадут липовый документ, или же просто пропадут и не будут выходить на связь. Платить посредникам вы можете только за определенные услуги: помощь в правильной подготовке досара, поиске недостающих документов в архивах, записи в консульство, сопровождение и т.д., но не за готовый документ. Разные посредники называют разные цены. В этом деле мы вам рекомендаций дать не можем.
Мы можем только помочь примерно подсчитать цену румынского паспорта, если вы будете его делать сами. Для этого вы должны учесть следующие услуги:
- перевод документов на румынский язык (цены разные, обычно один документ обходится в 100-200 грн или другой валюте по курсу);
- нотариальное заверение копий и переводов (50 грн);
- запросы в ЗАГС, если вам не хватает какого-либо документа;
- расходы на дорогу и проживание в Румынии или в городе подачи документов/прохождении присяги;
- расходы на репетитора по языку (можно сэкономить, учась самостоятельно);
- плата за загранпаспорт Румынии (75 долларов);
- дополнительные расходы (переделать старые документы и т.д.)