Большая Ступа в Санчи – старинный буддийский храм в Индии

Большая Ступа в Санчи

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Читайте также:
Как проверить патент на готовность в 2022 году

Ступа в Санчи

Ступа в Санчи – это не только удивительная достопримечательность, но и достояние индийской культуры.

Сегодня, глядя на Санчи, трудно представить, что когда-то это был огромный, цветущий город. Он находился на пути караванов, а при помощи влиятельных индийцев стал одним из главных регионов страны. Многие летописи доказывают уникальное богатство города.

К закату буддизма, Санчи тоже стал затухать, превратившись в обыкновенное воспоминание, утонувшее в песках и зелени.

Обнаружил эту достопримечательность совершенно случайно английский военачальник Тейлор в начале 19 века.

При посещении этого место, в голове всплывает призыв к Электрофикации страны (навязчивые мысли).

Находится Санчи в штате Мадхья-Прадеш, около Бхопола. Свою известность у туристов она получила благодаря сохранившимся храмам и ступам.

История ступы в Санчи

Ступа – это самое первое буддийское сооружение, которое издревле считалось олицетворением горы Меру. При восхождении на трон Ашока в 3 веке, буддизм стал ведущей религией в государстве. Отсюда позднее сын правителя начал распространять учение Будды.

В период правления Ашока были возведены более 8000 монастырей и ступ. Самой первой признана Великая ступа. Ее стены расписаны изображениями индийцев и людей греческого происхождения в национальных одеждах. Изначально строительство сооружения задумывалось как иллюстрация к учению, пропагандирующему отказ от перерождений.

С самого начала ступа строилась в виде полусферы из кирпича. Сооружение окружалось высокой стеной из дерева. Позже ступу расширили и достроили хранительницу даров со шпилем и хармиками – своеобразными зонтиками, олицетворяющими приход человека на небо.

В период властвования Сатаваханов, деревянную стену снесли, и на ее месте построили каменные ворота.

Ступа полностью украшена изображениями основателя буддизма и историей возникновения учения. Также на ней можно увидеть изображения людей и животных. На ступе Будда показан в человеческом образе, но видно и немало предметов, символизирующих его: рука, лотос, следы.

Необычная округлая форма святыни имеет свое значение. Ее основание возводилось из кирпича и песчаника. Внутри никаких залов нет, но в кирпичной кладке спрятаны останки великого учителя.

Окружает ступу ограждение, построенное из камня, а по сторонам света располагаются ворота, представляющие собой две гигантские колонны с изображениями животных. Они оформлены резьбой и орнаментами. Все рисунки на воротах изображают жизнь Будды во всех ее проявлениях. В таком оформлении переплетены индийская мифология и учение Будды. Через ворота всегда совершались религиозные церемонии, представляющие собой обход вокруг святыни.

Помимо огромной Великой ступы, на территории Санчи расположено несколько маленький сооружений. Вторая ступа была возведена на западном склоне, недалеко от Большой. Стен нет, ограждают святыню лишь медальоны из камня с вырезанными на них людьми, животными из индийской мифологии.

На сегодняшний день весь комплекс признан исторической ценностью и внесен в список ЮНЕСКО.

Третья располагается на восточном склоне. Она представляет собой уменьшенную копию Великой ступы. Ее также окружают ворота необыкновенной красоты.

Здесь давно находились останки двух последователей Будды – Сари Путгхи и Махи Моггалана. После археологических раскопок их отвезли в Англию, но через столетие они вернулись на Родину.

Четвертая ступа сохранилась в разрушенном состоянии. Туристы могут видеть только большое основание.

Все местные достопримечательности располагаются в шаговой доступности, но если вы едете с города, то можно воспользоваться следующими способами передвижения:

  1. Аренда автомобиля или такси. Это самый удобный способ передвижения. Стоит услуга будет недорого, да и доедете вы быстрее.
  2. Поезд. Если ехать на поезде из Бхапола до Санчи, дорога займет менее часа. Главное, прийти на станцию немного пораньше и купить билет стоимостью до 20 рупий. Ежедневно ходит 4 поезда в двух направлениях. Еще один поезд идет из Мумбаи, но придется совершить пересадку.
  3. Рейсовый автобус. Из Бхапола ежедневно ходит автобус. Цена билета составляет 25 рупий.
  4. Экскурсии. До ступового комплекса можно добраться в составле экскурсии. Гид расскажет не только о ступах, но и поведает о традициях и культуре Индии.
Читайте также:
Лучшие места Португалии для отдыха на океане

Для индийцев входной билет будет стоить 10 рупий, а вот для иностранцев стоимость составляет 250 рупий.

Сам билет похож на открытку, на которой изображены местные достопримечательности.

Приобрести билет можно прямо на вокзале в специальной кассе. Оттуда к ступе ведет тропинка со ступеньками.

Большая Ступа в Санчи

Большая Ступа в Санчи (Great Sanchi Stupa)

Большая Ступа в Санчи — великая ступа с изумительными пропорциями, самое важное сооружение на холме Санчи (Ступа 1), которое стоит прямо перед вами, если вы подходите к комплексу с севера. Изначально построенная Ашокой, впоследствии она была увеличена, и теперь кирпичная ступа находится внутри каменной. Сейчас ее высота составляет 16 м, а в диаметре она достигает 37 м. Большую Ступу окружает стена с четырьмя великолепно украшенными таранами (воротами), самыми красивыми буддийскими произведениями искусства в Санчи, если не во всей Индии.

Сэкономь на путешествии!

Тораны

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи – просветление, колесо – его учение, а отпечатки ног и трон – его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом – чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы).

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, – одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена – это сон Майи (Maya), матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах – самых старых, – образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси), чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза – дерево). На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом): демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1). Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых – герои мифов.

Читайте также:
Что посмотреть в Кёльне за один день — 15 самых интересных мест

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева). Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana). Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 – небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная – колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.), другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний). Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними – храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей – две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Буквально слово vihara (9.00-17.00), переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника – самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции), где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат – в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий).

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00), также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00). Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Читайте также:
Граница Казахстана с Россией: документы для пересечения таможенного пункта 2022
Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55). Обратно – только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10).

Большая Ступа в Санчи – старинный буддийский храм в Индии

Обновлено: 6 Окт, 2019

Большая Ступа в Санчи – один из самых выдающихся культурно-исторических памятников Индии, привлекающий внимание путешественников со всего мира. Огромный каменный курган, созданный по проекту самого Будды, сохранился и дошел до наших дней почти в неизменном виде.

Общие сведения

Санчи – небольшая деревня, расположенная в центральном штате Мадхья-Прадеш в 46 км от его административного центра, города Бхопала. Славится большим количеством памятников ранней буддийской архитектуры, самым выдающимся из которых считается Большая Ступа, возведенная в ІІІ ст. до н. э. по распоряжению правителя Ашоки. Являясь наглядным символом Колеса дхармы, она стала не только первым в мире буддийским святилищем, но и послужила прообразом для всех последующих храмов, возводимых в честь прославленного духовного учителя.

Во ІІ ст. до н. э. в начале правления династии Шунгов Великая Ступа в Санчи была практически полностью разрушена. Со временем храм не только восстановили, но и значительно увеличили в размерах. После таких трансформаций старый кирпичный курган оказался внутри каменного, высота которого достигает 17 м, а диаметр составляет не менее 36 м. В течение последующих лет памятник пережил еще несколько изменений – рядом с ним появились 2 огромные колонны и 4 каменных ворот, заменивших собой полуразрушенную деревянную ограду.

Санчи продолжал оставаться крупнейшим центром буддийской культуры вплоть до 12 ст., но как только в центральной части Индии закрепился ислам, все буддийские святыни стали приходить в упадок. Вместе с ними опустел и сам поселок – к концу века он полностью утонул в песках и кустарниках. Возможно, мы так никогда и не узнали бы ни о самой деревне, ни о хранящихся в ней храмах, если бы не генерал британской армии Тейлор, который случайно наткнулся на это место в конце 1819 года. Спустя еще 100 лет здесь оборудовали музей, а в 1989 году все деревенские достопримечательности были внесены в Список ЮНЕСКО.

Архитектура ступы

Большая Ступа в Санчи представляет собой огромную каменную полусферу, лишенную каких-либо внутренних помещений, но хранящую в своих недрах главную реликвию буддизма – священные останки самого Будды и еще несколько вещей, связанных с его деятельностью. Как и круглая платформа, на которой держится это величественное древнее сооружение, она сложена из камня и серого кирпича. В окружении кургана находится просторная открытая терраса для проведения священных ритуалов, к которой ведут небольшие узкие лестницы.

Форма этого уникального памятника архитектуры подчинена строгим религиозным канонам, а каждый присутствующий элемент имеет глубокое сакральное значение. Так, полусфера ассоциируется с небесным сводом, хармики (небольшие мезонины с основанием в виде балкончика) – с божественной горой Меру, а каменный купол с нанизанными на него зонтиками, постепенно уменьшающимися в диаметре, — с восхождением человека к небесам.

Изначально Большая Ступа была покрыта белой штукатуркой, но со временем от нее не осталось и следа, впрочем, как и от деревянных монастырских построек, окружавших ее в прежние годы. А вот массивная каменная ограда, установленная по 4 сторонам света, сохранилась идеально. Главным украшением этой ограды являются так называемые тораны, внушительные въездные ворота, предназначенные для прохода торжественных процессий и совершения священного буддистского обряда.

Эти ворота, дополненные искусными скульптурными изображениями, можно без преувеличения назвать одними из самых выдающихся произведений индийской архитектуры. Они не только получили всемирную славу, но и стали таким же символом Индии, как и цветок лотоса, «Львиная капитель» или дворец Тадж-Махал.

Читайте также:
Абакан - Новодвинск. Проложить маршрут. Как добраться доехать. Карта – - Как С Добром Добраться!

На первый взгляд в этих торанах нет ничего примечательного: простая конструкция, состоящая из 3 столбов и такого же количества горизонтальных перекладин. Но если подойти к воротам поближе, можно увидеть, что вся их поверхность покрыта различными рельефными рисунками, создающими контраст с лаконичными и абсолютно гладкими стенами самого кургана. Ворота Большой Ступы в Санчи (Индия) нередко сравнивают с альманахом исторических, культовых и бытовых образов. Но главное даже не в этом – являясь свидетельством огромного прогресса, достигнутого индийскими зодчими в I ст. до н. э., рельефы этих сооружений стали еще и самым древним произведением искусства, найденным на территории Индии.

Основная часть рисунков, нанесенных на тораны, связана с Великим Буддой. Правда, портретов самого учителя вы там не увидите. Дело в том, что в тот период развития искусства его рисовали не прямо, а в виде определенных символам – лотоса (появление на свет), дерева бодхи (просветление), колеса (буддистское учение), а также следов ног и престола (присутствие). В качестве последнего как раз-таки и выступает большой курган.

Из всех 4 ворот лучше всего сохранились северные, увенчанные сломанным колесом правосудия, поддерживаемые огромными каменными слонами и украшенные прекрасными полубожественными обольстительницами. Самым известным изображением этих торан является парящее дерево бодхи, ассоциирующееся с погружением Будды в состояние истинной благодати.

Архитравы западных ворот, поддерживаемые уродливыми карликами, демонстрируют 7 разных реинкарнаций великого учителя и сцену борьбы Будды с Марой, буддийским воплощением злых сил. Скульптуры львов, установленные спинами друг к другу на самых старых – южных – воротах, формируют государственный герб Индии, на фоне которого любят делать селфи многочисленные посетители комплекса. Еще одной особенностью этих торан являются сцены появления на свет и великого ухода Будды, отрекшегося от мирской жизни и отправившегося искать просветление (лошадь без всадника). Что касается четвертых ворот – западных – их главной гордостью является изображение колеса учения, к которому долгие годы приходят многочисленные паломники.

Практическая информация

Архитектурный памятник, расположенный по адресу Sanchi, Bhopal, Индия, работает с 8 утра до 5 вечера. Стоимость посещения составляет 3,5$.

Добраться до места назначения можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно.

Дорога от Бхопала до Санчи занимает меньше часа. Билет стоит 20 центов. Бронировать его заранее не стоит – достаточно прийти к кассам за 20-30 минут до отправления поезда. До деревни ходит 6 составов (08:00, 10:20, 15:15, 16:10, 18:00 и 20:55), назад возвращается только 4 (08:00, 08:50, 16:30 и 19:10).

На заметку! Еще одна электричка отправляется из Мумбаи. А вот экспрессы и скоростные поезда ходят только до города Видиша, расположенном в 10 км от деревни. Затем нужно пересесть на автобус или рикшу.

Автобусы между поселком и Бхопалом курсируют с 6 утра до 10 вечера. На дорогу уйдет не меньше 1,5 часов. Билет стоит 40 центов.

На заметку! Регулярные автобусные рейсы ходят и до Видишы. Время в пути – 20 минут, билет стоит 10 центов. Первое отправление – в 6 утра, последнее – в 11 вечера.

Цены на странице приведены на октябрь 2019.

Полезные советы

Большая Ступа в Санчи является популярнейшим туристическим местом, но прежде чем начинать знакомство с главной достопримечательностью штата Мадхья-Прадеш, возьмите на заметку несколько полезных советов:

  1. Лучшим временем для посещения кургана является период с сентября по март, когда на улице устанавливается комфортная и абсолютно сухая погода. Если же собираетесь приехать в Индию летом (с апреля по июнь), приготовьтесь к 40-градусной жаре и постоянным дождям, размывающим дороги.
  2. Помимо великого буддистского святилища в Санчи есть несколько интересных архитектурных памятников. Чтобы осмотреть их все, купите билет на день.
  3. Хотите привлечь удачу? Местные жители верят, что для этого достаточно походить вокруг буддийских храмов по часовой стрелке.
  4. Обязательно возьмите с собой паспорт – в противном случае вас просто не пропустят.
  5. В деревне нет ни банкоматов, ни пункта обмена валют, поэтому запастись наличными лучше заранее (ближайший банкомат находится в Видише).
  6. Даже в зимний сезон в Индии довольно жарко – не забудьте взять с собой воду и легкий головной убор.
  7. Если вам срочно понадобился доступ к всемирной сети, отправляйтесь на рынок возле автовокзала – там есть несколько интернет-кафе, предлагающих услуги за 50 центов в час.
  8. Осмотр Большой Ступы лучше проводить с гидом, тем более что многие экскурсии проводятся на русском языке.
  9. Рядом с курганом есть музей и несколько сувенирных лавок, в которых можно купить вещицы ручной работы.
  10. Ни кафе, ни ресторанов на территории комплекса нет – если едите надолго, захватите перекус.
Читайте также:
Визы в Германию бывают двух типов — шенгенская и национальная

Большая Ступа в Санчи — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Обновлено: 21 Май, 2021 Канди (Шри-Ланка) – древний город, с численностью населения чуть…

Обновлено: 22 Фев, 2020 Город Мафра (Португалия) – место, где была построена самая большая…

Обновлено: 4 Окт, 2019 Храм Солнца в Конараке – одна из древнейших…

Обновлено: 4 Окт, 2019 Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно,…

Большая Ступа в Санчи Индия

B III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашока их было построено более 8 тысяч.

Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось ни одной. Однако из построек времен Ашока до наших дней дошло выдающееся сооружение, известное как Большая Ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал.

Большая Ступа является самым древним из сохранившихся архитектурных сооружений буддизма в Индии. В II- I веках до н. э. она была перестроена из более древней и меньшей по размерам ступы. Ступа в Санчи — сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью. Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились.

Большая Ступа в Санчи фото 4

Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика — она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

Большая Ступа в Санчи, ворота

Вокруг ступы — массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Изображение ворот в Санчи давно стало хрестоматийным сюжетом, растиражированным в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах. Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты бесконечно разнообразными рельефными и скульптурными изображениями, и создают эффект зрительного контраста на фоне лишенной украшений гладкой поверхности ступы.

Читайте также:
Как быстро и дешево добраться из Праги в Будапешт

Большая Ступа в Санчи, фото 3

Ворота святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, птиц и животных — слонов, львов.

Большая Ступа в Санчи фото 5

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Среди рельефов ворот в Санчи можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например, летающих львов. А фигуры якшини — женского божества природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности, торс якшини с южных ворот, находятся в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников Индии, включенных в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО..

В III веке до н.э., при императоре Ашоке, буддизм стал признанной религией в Индии. Ашока всячески способствовал его распространению. К этому времени относится строительство множества ступ — буддийских святилищ. В правление Ашоки их было построено более 8 тыс. Среди них выделялись восемь Великих Ступ, о которых сообщают буддийские рукописи, но из них не сохранилось не одной. Однако из построек времен Ашоки до наших дней дошло выдающееся сооружение, уникальная достопримечательность Индии, известная как Большая Ступа в Санчи.

Она расположена в штате Мадхъя-Прадеш в нескольких километрах к северу от города Бхопал и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. В II—I веках до н.э. она была перестроена из еще более древней и меньшей по размерам ступы. Из других исторических мест Индии, связанных с зарождением и становлением буддизма, следует отметить поселения Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар. Четвертое священное место буддизма, Лумбини, расположено в Непале.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Читайте также:
Нужна ли виза в Абхазию для россиян в 2022 году и ее оформление

Ворота «торана», шедевр древнеиндийской архитектуры

Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) — выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они получили всемирную известность и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха — три льва, изображенные в гербе страны. Ворота в Санчи давно растиражированы в сотнях тысяч проспектов и буклетов, посвященных Индии, их можно видеть на индийских банкнотах.

Схема ворот проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Однако столбы и перекладины покрыты разнообразными рельефными и скульптурными изображениями и создают эффект зрительного контраста на фоне гладкой поверхности ступы, лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи — своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Рельефы ворот — свидетельство большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н.э. и наиболее зрелое произведение искусства Индии той эпохи.

Основные темы рельефов — жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют многочисленные символы буддизма — колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы — якшинь, а также птиц и животных — слонов, львов. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, в частности торс якшини с южных ворот, сегодня можно видеть в Бостонском музее (США). А сам комплекс Большой Ступы в Санчи является одним из выдающихся историко-культурных памятников и достопримечательностей Индии, включенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Большая Ступа в Санчи — мандала, несущая память о космическом порядке

Б ольшая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч.

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.

Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных.

Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.

Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.

В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.

Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров.

Читайте также:
Виза для поездки в гайану – где на карте мира находится эта страна

Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений.

При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними — западные.

Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.

Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг.

Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.

Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.

Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.

Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка.

Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда — геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса.

Читайте также:
Средняя зарплата в Польше, уровень жизни, цены в 2022 году

Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).

Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты.

Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах.

Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян.

Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.

Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.

В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма — Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.

С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.

Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века.

Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: