Что делать, если опоздал на рейс самолета: как вернуть деньги

Что делать, если опоздал на самолет?

Я собираюсь в поездку по России и переживаю, что могу опоздать на самолет. Подскажите, что делать, если это все-таки произойдет, и вернут ли деньги за билет?

Вы не указали условия перелета, поэтому рассмотрим все возможные варианты. Чтобы ответить на ваш вопрос, надо разобраться, по какому тарифу вы купили билет, есть ли на маршруте пересадка и что стало причиной опоздания. Расскажу обо всем по порядку.

Как проверить, по какому тарифу куплен билет

Информация о тарифе обычно указана в маршрутной квитанции. Еще ее можно посмотреть на сайте перевозчика — для этого нужно ввести номер бронирования в специальное окно.

Есть три категории тарифов.

Дешевые невозвратные билеты. Их возвращают до вылета только по веской причине или в случае форс-мажора, например из-за болезни. Подробнее об этом расскажу дальше.

Билеты средней ценовой категории, которые можно вернуть или обменять со сборами, — это указано в правилах тарифа. Компании называют их по-разному : «Оптимум», «Стандарт» или просто «Эконом». Чтобы поменять билет или вернуть деньги, надо предупредить авиакомпанию, что не полетите, до окончания регистрации или раньше. При этом придется заплатить штраф. Например, у S7 сбор за возврат билета по России — 2000 Р , за международный полет — 35 €⁣ ( 3166
Р ). Если летите с пересадкой, заплатите за каждый сегмент, то есть перелет. Иногда авиакомпании предлагают ваучеры вместо денег — тогда штраф платить не придется.

Самые дорогие билеты меняют или сдают без сборов. Иногда это получается сделать, даже если самолет уже улетел. Например, «Аэрофлот» по тарифу «Максимум» возвращает деньги даже после окончания регистрации. Правда, стоят такие билеты в 2—3 раза дороже невозвратных. Например, невозвратный билет без багажа из Москвы в Казань в мае 2021 года обойдется в 4195 Р , а полностью возвратный — в 10 945 Р .

Стоимость перелета «Аэрофлотом» из Москвы в Сочи по разным тарифам

Стоимость билета Стоимость возврата
Невозвратный билет 11 230 Р Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 Р
Возвратный со сборами 12 980 Р Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 Р , возврат до вылета — 2600 Р , после вылета возврат запрещен
Возвратный 17 980 Р Обмен и возврат до и после вылета без доплаты

Стоимость перелета S7 из Москвы в Сочи по разным тарифам

Стоимость билета Стоимость возврата
Невозвратный билет 11 128 Р Обмен до вылета — 3000 Р , после вылета обмен запрещен
Возвратный со сборами 13 378 Р Обмен до вылета — 1500 Р , возврат до вылета — 2000 Р , после вылета обмен и возврат запрещены
Возвратный 20 978 Р Обмен до и после вылета без сборов, возврат до вылета без сборов, после — частичный возврат без сборов

Стоимость перелета Utair из Москвы в Сочи по разным тарифам

Стоимость билета Стоимость возврата
Невозвратный билет 6585 Р Обмен до вылета — 3000 Р , после вылета обмен запрещен
8385 Р Обмен до вылета — 2000 Р , после — 6000 Р
Возвратный со сборами 10 885 Р Обмен до вылета — 2000 Р , после — 6000 Р , возврат до вылета — 2000 Р , после вылета возврат запрещен
Возвратный

Если билет невозвратный, то пассажир вправе потребовать неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу других организаций. К ним относятся, например, аэропортовые сборы. Но на практике сделать это сложно: авиакомпания вряд ли станет их возвращать, а судиться из-за небольших сумм мало кто хочет. Например, в Шереметьеве сбор за предоставление аэровокзального комплекса на внутреннем рейсе — 152 Р за одного пассажира.

Р » означает, что обмен и возврат платные” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Р . Подробная информация есть на сайте перевозчика” loading=”lazy” data-bordered=”true”>

Что делать, если летите с пересадкой

Если летите с пересадкой, все зависит от того, как вы купили билет: одним бронированием или разными.

Одно бронирование. В этом случае за стыковку отвечает авиакомпания. Когда в билете указаны два перевозчика, это значит, что они сотрудничают друг с другом. Допустим, рейс первой авиакомпании задержали, и турист опоздал на второй самолет. Тогда первая авиакомпания, которой он летел, должна решить проблему. Она выдаст клиенту новый билет или отправит в пункт назначения другим видом транспорта, например автобусом.

Для этого надо связаться с перевозчиком. Информация о том, как это сделать, обычно есть на сайте аэропорта. Еще можно позвонить по телефону горячей линии или обратиться на стойку информации в аэропорту. Там подскажут, что делать дальше и где искать представителя перевозчика.

При опоздании на стыковку по вине авиакомпании у пассажира такие же права, как и при задержке рейса. В России через 2 часа ему должны выдать напитки, через 4 — горячее питание, а на ночь разместить в гостинице.

Два бронирования. То есть пассажир сам подобрал стыковку и купил два разных билета одной или нескольких авиакомпаний. Если первый рейс задержат и он опоздает на второй, авиакомпании ему ничего не должны.

Я советую не выбирать стыковку короче 60 минут даже в пределах одного терминала. Однажды я летел из Сыктывкара в Уфу с пересадкой в аэропорту Шереметьево. Билеты оформил разными бронированиями: так было дешевле. Оба рейса выполнял «Аэрофлот». Стыковка была всего 45 минут, но я был уверен, что успею: рейсы прибывали и отправлялись из терминала D, а я летел без багажа.

Однако все пошло не по плану: по прибытии нас долго не выпускали из самолета, а потом почему-то везли на автобусе через весь аэропорт. «Аэрофлот» признал, что произошла техническая накладка с доставкой пассажиров в терминал, но пересадить на другой рейс отказался: стыковка была оформлена разными бронированиями. В итоге на ожидание в аэропорту и новый билет я потратил 6000 Р .

Если сомневаетесь, сколько времени нужно на стыковку, перед покупкой билета зайдите на сайт аэропорта или авиакомпании. Там есть информация о пересадках.

Имеет ли значение причина опоздания

Иногда можно рассчитывать на то, что стоимость билета возместят, даже если тариф невозвратный. Например, если пассажир не успел на следующий самолет по вине авиакомпании или если его необоснованно долго досматривали, запрещенных предметов не нашли, а самолет улетел. Такой возврат называется вынужденным.

Чтобы вернуть деньги, подайте заявление в авиакомпанию и объясните все обстоятельства. Подтвердите свою правоту и соберите доказательства: на стойке информации в аэропорту поставьте отметку о задержке рейса на маршрутной квитанции или посадочном талоне или запросите в службе безопасности справку о том, сколько времени вы провели на досмотре.

Во время пандемии авиакомпании стараются сократить издержки и предлагают пассажирам ваучеры вместо денег. Но клиент вправе потребовать, чтобы ему вернули деньги.

Если пассажир попал в пробку на дороге и опоздал на самолет или просто поздно вышел из дома и не успел приехать в аэропорт вовремя, то отказ от перелета считается добровольным. В таких ситуациях все зависит от тарифа. Если он возвратный, клиент может вернуть частичную, а иногда и полную стоимость билета. Если невозвратный — не получит ничего.

Бывают ситуации, когда виноват перевозчик. Тогда в его интересах решить проблему. Однажды мы с женой подошли на стойку за 10 минут до окончания регистрации, но во время оформления посадочных талонов компьютер завис, и нас не успели зарегистрировать. Чтобы урегулировать инцидент, нас бесплатно пересадили в бизнес-класс, куда регистрация еще продолжалась.

Что надо знать, чтобы не опоздать на рейс

Есть несколько правил, которые помогут вовремя попасть на борт самолета.

Время вылета в билете всегда местное. Регистрация на рейс обычно начинается за 2—3 часа и заканчивается за 40 минут до вылета, посадка — за 20 минут. Даже если опоздаете к гейту всего на пару минут, ждать вас, скорее всего, не будут: для авиакомпании это дополнительные расходы.

Пользуйтесь электронными посадочными. В некоторых аэропортах можно не распечатывать посадочный талон, а показать его на экране смартфона. Например, в Барнауле, Екатеринбурге, Калининграде, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Симферополе, Тюмени, Петропавловске-Камчатском, в Домодедове и Шереметьеве. Информацию об этом лучше проверить на официальных сайтах аэропортов перед полетом.

Приезжайте заранее, если есть багаж. Если летите с питомцем или у вас много багажа, в аэропорт лучше приезжать за 3 часа до вылета или раньше.

Для пассажиров с детьми и тех, кто уже зарегистрировался через интернет и хочет только сдать багаж, во многих аэропортах есть отдельные стойки регистрации. Там обычно нет очередей.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты отвечают

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × . Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании ×

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов, юрист Адвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство 8 место По количеству юристов 13 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 15 место По выручке Профайл компании × , советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения ×

Как вернуть деньги за билет на самолет из-за коронавируса или если просто передумали лететь (с образцами претензий)

В 2020 году многие столкнулись с проблемой отмены туров и авиабилетов из-за коронавируса. Многие не знают, что теперь делать и можно ли вернуть деньги за билеты. В статье подробно рассмотрим как это сделать.

Для начала, сразу укажу список нормативно-правовых актов, которыми регулируется возврат, чтобы вы сами могли при желании все посмотреть и проверить.

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется положениями:

  • Гражданского кодекса РФ
  • Воздушного кодекса РФ
  • Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
  • Приказа Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 г. №82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»
  • Приказа Министерства транспорта России от 25.09.2008 N 155 “Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена»

Рассмотрим две ситуации, когда вы просто добровольно отказываетесь от полета, потому что передумали, или когда отказываетесь вынужденно, из-за коронавируса или по другой уважительной причине.

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате провозной платы (невозвратной) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы так как бывают два вида авиабилетов указанных в п.1.1 статьи 103 Воздушного кодекса РФ:

  • Возвратные билеты
  • Невозвратные билеты

Согласно ч.4 ст. 108 ВК РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

То есть при добровольном отказе главное убедиться что билет возвратный и успеть вовремя обратиться к перевозчику.

Если вы не можете улететь по уважительной причине, например болезнь и так далее, то это будет считать вынужденным отказом от перевозки, и об этом читайте ниже.

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, которым признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки
  • выполнение рейса не по расписанию
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки
  • внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами
  • непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом, а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком

пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

Тут можно только порассуждать логически.

В соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 ст. 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Применительно к п. 4 стоит отметить, что возможность сторон договором изменять положения норм закона в договорных отношениях с участием потребителя ограничена пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, запрещающим ухудшение положения потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.

Таким образом, в связи с объявлением ВОЗ пандемии, ограничением авиасообщения с отдельными государствами, изменением визовых режимов, отменой массовых мероприятий в отдельных городах, я считаю возможным обращение граждан в авиакомпании с предложением об изменении или о расторжении договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

При отказе авиаперевозчика от изменения (расторжения) договора гражданин вправе обратиться в суд, который будет оценивать обоснованность соответствующего требования.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Также не забывайте и о житейских методах возврата, таких как например оспаривание операции по банковской карте, если вы покупали билеты по карте.

Так как доказать что услуга оказана перевозчик не сможет, деньги вам вернут, хоть и не очень быстро.

Что делать, если опоздал на самолет

Опоздать на самолет — один из худших кошмаров путешественника. Если поезд можно догнать на перекладных на следующей станции, то взлетевший Боинг догнать нет уже никакой возможности. Вместе разберемся, что делать, если вы попали в такую ситуацию, и что еще можно исправить.

Оксана Кравченко

Правила, о которых следует помнить

  • Регистрация в аэропорту начинается за 2–3 часа и заканчивается за 40–60 минут до вылета по расписанию.
  • Онлайн-регистрация заканчивается раньше обычной — за 45–90 минут до вылета.
  • Посадка в самолет заканчивается за 15–30 минут.
  • Время вылета и прилета в авиабилете местное.
  • Правила
  • Неявка на регистрацию
  • Неявка на посадку
  • Опоздание на стыковку

Первое, что нужно запомнить: ни одна авиакомпания мира не будет добровольно задерживать вылет рейса из-за опаздывающих пассажиров.

Вылет каждого борта строго регламентирован, и если самолет пропустит свою очередь, то его или заставят ждать «окно» (а оно может наступить ой как нескоро), или вовсе запретят вылет. Плюс на авиакомпанию наложат грандиозный штраф.

Разумеется, есть исключения: иногда на рейс опаздывают сильные мира сего, ради которых вылет могут отложить на несколько минут. К счастью, такие ситуации чрезвычайно редки. В небольших аэропортах (и у нас, и за границей) капитан воздушного судна может самостоятельно задержать вылет, если это не мешает расписанию взлета и посадки других бортов. Опять же, это довольно редкая ситуация, и надеяться на нее не стоит.

Фото: dentorson / Shutterstock

Второй важный момент: если вы купили билеты туда и обратно (или у вас есть пересадки) и опоздали на один из вылетов, все остальные билеты, чаще всего, у вас сгорают и становятся недействительными.

Это касается билетов эконом-класса и билетов, купленных по специальным тарифам. В редких случаях спустя короткое время после вылета рейса можно заплатить штраф и спасти остальные перелеты, приобретя новый билет. Такие драконовские правила действуют не во всех авиакомпаниях: иногда разрешается нарушать последовательность использования билетов. Узнать эту информацию наверняка можно в представительстве авиакомпании, а если вы покупали билет на tutu.ru, также в службе поддержки по телефону, который указан в вашей маршрутной квитанции.

Кошмар №1

Вы не зарегистрировались на рейс, не явились на посадку и, соответственно, не улетели.
Сценариев может быть много: вы проспали, попали в пробку, перепутали даты или аэропорты. Итог один — самолет улетел и качнул в вышине серебристым крылом. В авиации такая ситуация называется no show (неявка) — пассажир не пришел и не сообщил авиакомпании, почему. Все последующие перелеты, купленные в рамках одного билета по специальному или эконом-тарифу, как правило, сгорают.

Что делать?
Обладателям билетов первого и бизнес-класса чаще всего предлагают сесть на следующий рейс без каких-либо доплат. Таким пассажирам могут вернуть деньги за неиспользованные сегменты перелета (будут ли удержания, зависит от правил тарифа), если не хотят лететь. Для этого нужно написать заявление на возврат в представительстве авиакомпании в аэропорту или в городе. Но проще всего обратиться в компанию, у которой вы купили билет. Туту.ру помогает пассажирам, попавшим в такую ситуацию, разобраться со всеми формальностями и получить шанс на возврат денег (если это позволяют правила тарифа, по которым был приобретен билет).

Еще один вариант: вы успели зарегистрироваться в последний момент, но на посадку наверняка не успеете. Запросите в аэропорту услугу Fast Track. Сотрудники аэропорта без очереди проведут вас через все этапы контроля через особый коридор. Услуга платная, ее можно забронировать онлайн по пути в аэропорт или на стойке регистрации.

  • Приезжайте в аэропорт как минимум за два часа.
  • Если путешествуете с животными или негабаритным багажом, за три.
  • В пути изучите схему аэропорта: пригодится.
  • Если понимаете, что опаздываете в аэропорт, свяжитесь со службой поддержки сайта, на котором приобретали билет, до окончания регистрации (до наступления no show).

Фото: Rido / Shutterstock

Кошмар №2

У вас есть регистрация, но на посадку вы опоздали.
Заблудились в аэропорту, увлеклись покупками в дьюти-фри, вызвали вопросы у таможенников или пограничников. Кстати, согласно российским Федеральным авиационным правилам, если вас задержат на таможне или паспортном контроле, из-за чего вы опоздаете на посадку, вина за это полностью ложится на вас — авиакомпания и аэропорт не несут никакой ответственности. Однако если перед посадкой при контроле безопасности вас задержали, но ничего незаконного или недопустимого на борту не нашли, а посадка в самолет уже закончилась, можно потребовать вынужденный возврат билета. Если нашли, вам будет уже не до перелета.

Посадка в самолет заканчивается примерно за 15 минут до вылета. У каждой авиакомпании свои правила, но обычно это от 15 до 30 минут. Двери гейта закрылись, слезы и истерика на работников аэропорта не действуют. В авиации всё очень строго со временем — даже если самолет стоит прямо напротив, за стеклом, и добежать до него по телетрапу можно меньше чем за минуту, на посадку вас не пустят. Если вы сдали багаж, его выгрузят и отдадут назад.

Что делать?
Идти к представителям авиакомпании. Скорее всего, вам помогут: возьмут штраф за неявку на посадку (от 40 до 100 евро) и перебронируют остальные сегменты перелета. Если были куплены дорогие билеты, игра определенно стоит свеч. Не отходя от стойки представителей авиакомпании, можно купить билет на следующий за улетевшим борт или на соседнюю дату.

Если вы проходили регистрацию онлайн, а не на стойке в аэропорту, алгоритм действий тот же. Поэтому если вы уже едете в аэропорт и чувствуете, что не успеваете, попробуйте пройти онлайн-регистрацию. Она обычно закрывается за 45–60 минут до вылета. Если у вас есть мобильный посадочный, но на посадку вы опоздали, будет возможность перебронировать остальные сегменты перелета.

Здесь многое зависит от правил тарифа: в некоторых случаях можно даже не регистрироваться и всё равно получить право перебронировать другие сегменты перелета. Внимательно читайте правила тарифа — они указываются на сайте авиакомпании, а также при покупке билета.

  • Если опаздываете, пройдите онлайн-регистрацию (если она еще доступна).
  • Обращайтесь в представительство авиакомпании, чтобы перебронировать остальные перелеты в билете.
  • Следите за временем закрытия гейта (оно указано на посадочном билете).
  • Изучайте информационные табло, чтобы не пропустить важную информацию (гейт может измениться).
  • Слушайте объявления по громкой связи: возможно, вас уже ищут.

Фото: TaraPatta / Shutterstock

Кошмар №3

Вы опоздали на стыковочный рейс.
Вариант первый: вы купили два билета с короткой стыковкой (например, 30 минут) и никуда не успели. В этой ситуации вы сами себя наказали за любовь к экстриму — авиакомпания не сможет вам чем-то помочь.

Вариант второй: самолет по каким-то причинам задержали и вы не успели на пересадку. Если оба перелета выполняет одна авиакомпания или разные, но перелеты оформлены одним билетом, ничего страшного не произойдет. Виновная в задержке авиакомпания обменяет ваш посадочный на новый без штрафов и неустоек, а также позволит совершить бесплатные звонки родным.

Если новый вылет состоится не сегодня, а завтра или послезавтра, авиакомпания обязана предоставить вам гостиницу. На деле количество мест в гостинице ограничено, и придется побороться за место под солнцем или же за альтернативный вариант ночлега. Если вылет нового рейса состоится более чем через 3 часа, авиакомпания вас еще и накормит, и выдаст бутылку воды. Что будет в меню — загадка. Вам могут принести шикарный обед, а могут выдать черствую булочку — всё зависит от авиакомпании. О багаже можно не волноваться: в зависимости от времени вылета нового рейса его вам или выдадут, или перегрузят на новый борт совершенно бесплатно.

Если в билете учтена стыковка (даже короткая)
В этом случае авиакомпания несет ответственность за обеспечение стыковки. Однако если вы сами зазевались и пропустили посадку, ваш чемодан улетел, а вы остались, авиакомпания не сможет вам помочь. Отправившийся без вас в полет чемодан придется возвращать через службу Lost and Found, а потом долго и муторно декларировать как несопровождаемый багаж.

Недавно в силу вступили новые правила выплат денежных компенсаций за опоздание пассажиров на стыковочные рейсы. Если вы приобрели билет у европейской авиакомпании и ее рейс опоздал, она обязана выплатить компенсацию и за себя, и за другого перевозчика (даже если это российская авиакомпания).

Фото: David Prado Perucha / Shutterstock

Если пересадка оформлена отдельным билетом
В случае, когда вы опоздали из-за задержки предыдущего рейса, дело плохо. Авиакомпания, чей рейс опоздал, скорее всего выплатит вам компенсацию или предоставит какие-то извинительные плюшки, например, скидку на следующий полет или бесплатное повышение класса билета. Решение о предоставлении компенсации в любой форме зависит от авиакомпании — иногда могут даже не извиниться. За улетевший рейс (даже той же авиакомпании) она никакой ответственности не несет и новый посадочный вам не выдаст.

Что делать?
Если правила тарифа позволяют, вы можете обменять или сдать билет. Если нет, купить новый. Эти деньги можно попробовать вернуть: нужно сохранить все чеки и квитанции, подтверждающие расходы. Рекомендуем взять в авиакомпании справку, что прилетевший рейс опоздал. После составьте досудебную претензию и отправьте ее в авиакомпанию. Есть шанс получить компенсацию в полном размере или частично даже без обращения в суд. При составлении претензии зарубежной авиакомпании опирайтесь на Монреальскую конвенцию.

  • Планируйте время стыковки минимум на 2-2,5 часа.
  • Закладывайте запас времени на визовые формальности, поиск нужных стоек в незнакомом аэропорту (особенно если вы собираетесь оформлять такс-фри), регистрацию пассажиров и багажа, а также на форс-мажор любого рода.
  • Если предстоит пересадка, лучше заранее изучить способы, какими можно добраться до другого терминала (иногда они находятся довольно далеко друг от друга).
  • Внимательно читайте условия своего тарифа, чтобы знать, можно ли будет билет вернуть или обменять.

Вот моя история:Информация на сайте аэропорта на онлайн табло сообщала, что вылет будет гораздо позже. Не в 14.20,а в 20.20. Через некоторое время она опять изменилась и я опоздала. Хотя смотрела неоднократно… Но

Багровый Кныш, К сожалению это ваша вина. Вы неграмотно спланировали ваш маршрут.

Извините что делать если опоздал на рейс из-за пробок?

Как вернуть деньги за билет на самолет

Стоимость авиаперелетов весьма высока. Неудивительно, что большинство клиентов авиакомпаний стараются снизить ее всеми доступными способами. Одним из наиболее распространенных является покупка авиабилета заблаговременно.

  1. Основания на возврат билета на самолет
  2. Сколько денег можно вернуть за билет на самолет
  3. Куда обращаться для возврата билета на самолет
  4. Последовательность действий при возврате билета на самолет

При этом нередки случаи, когда планы потенциального пассажира могут поменяться, что приведет к отмене или переносу времени полета. Если ситуация складывается подобным образом, вполне понятно желание клиента осуществить возврат обычного или электронного билета. Это вполне реально, так как основной регулирующий сферу авиаперелетов нормативный документ, Воздушный кодекс РФ (ВК РФ), предусматривает такую возможность.

Следует учитывать, что даже в случае покупки так называемых невозвратных билетов, пассажир может попытаться их сдать, чтобы получить назад заплаченные деньги частично или полностью. Сделать это сложнее, чем в случае обычных билетов, тем не менее, вполне возможно.

Если же речь идет об стандартных билетах, необходимо следовать инструкциям и правилам, описанным ниже. Тогда, вне зависимости от действий авиакомпании, вероятность возврата средств достаточно высока. Главное при этом – знать некоторые особенности процедуры и правильную последовательность действий.

Основания на возврат билета на самолет

В соответствии со ст. 108 уже упоминавшегося ВК РФ, любому пассажиру предоставляется возможность отказа от вылета. Об этом необходимо уведомить авиакомпанию минимум за 24 часа до рейса, если отсутствует льготный срок, устанавливаемый некоторыми перевозчиками.

При соблюдении этих условий, пассажиру должна быть возвращена уплаченная им сумма за авиабилет за вычетом определенного тарифа или сбора, который не может превышать 25% от стоимости. Если перевозчиком или агентством по продаже установлены собственные правила, они обязаны предоставить возможность клиенту ознакомиться с ними.

Сколько денег можно вернуть за билет на самолет

Как уже отмечалось выше, в случае отказа пассажира от полета, о чем не менее чем за сутки он уведомил перевозчика, клиент имеет право получить обратно уплаченные им средства за вычетом суммы, не превышающей 25%. При этом размер удержания должен быть обоснован действующими в компании тарифами и правилами перевозки.

Несмотря на то, что даже самые крупные фирмы, оказывающие услуги авиаперевозок, например Аэрофлот, зачастую стараются уклониться от возврата денег, требования законодательства четко обязывают их сделать это. Сложившаяся арбитражная практика, когда помимо стоимости билета перевозчики вынуждены оплачивать серьезные штрафы, привела к тому, что в большинстве случаев они не доводят дело до суда.

Куда обращаться для возврата билета на самолет

Места, куда следует обращаться для произведения возврата билета, рекомендуется изучать перед тем, как купить его. Проще всего получить необходимую информацию на сайте авиакомпании. Еще один возможный вариант – сделать звонок в диспетчерскую службу авиаперевозок.

При выполнении процедуры возврата пассажиру следует обращать внимание на два важных момента:

  • любые правила, которые установлены авиаперевозчикам, не могут противоречить или ухудшать условия, прописанные в ВК РФ;
  • в случае наличия каких-либо ведомственных директив или рекомендаций, на которые ссылается авиакомпания, приоритетным для любого суда являются требования ВК РФ.

Последовательность действий при возврате билета на самолет

Для выполнения процедуры возврата билета необходимо выполнить следующие действия:

  • найти координаты авиакомпании или агентства, где покупался авиабилет;
  • изучить правила обмена или возврата билетов, установленные в организации;
  • обратиться лично или по телефону в авиакомпанию или агентство. При этом они могут потребовать данные паспорта;
  • написать заявление об отказе от полета и возврате средств, продублировав его электронным письмом или отправкой заказного;
  • при получении отказа, следует еще раз попытаться добровольно получить средства;
  • при повторном отказе необходимо написать жалобу в Росавиацию, приложив к ней переписку. В подавляющем большинстве случаев это помогает, причем без всяких затрат для пассажира;
  • если оказались безрезультатны все перечисленные варианты, следует обратиться в суд.

С рекомендациями по поводу возврата билетов на самолет можно ознакомиться на видео:

Личный опыт: как я получила американскую визу за 3 дня

Из-за дипломатических войн сроки записи на собеседование для визы в США увеличились до 53 календарных дней, а чтобы получить туристическую визу, нужно ждать 85 дней. Журналист Аля Зивере рассказала Сравни.ру, как получила визу в другой стране всего за 3 дня.

У меня уже есть туристическая американская виза, но мне понадобилась журналистская, а это значит, что мне снова нужно было проходить собеседование. В Москве я пыталась записаться несколько дней, но сайт неизменно выдавал «извините, нет доступных дат для интервью».

Сроки поджимали, и я решила подаваться в Чехии. Чтобы записаться там (аккаунт на www.ustraveldocs.com зарегистрирован в Москве и автоматом предлагает только консульства в России), я позвонила в посольство США в Праге, объяснила ситуацию, американское консульство в Чехии запросило мой профайл в Москве. Вечером того же дня я уже могла записаться на интервью в Праге.

Куда поехать за американской визой

Формально визу в США никогда не запрещалось делать не в стране проживания, но на сайте подчёркивается, что лучше делать визу на родине или в той стране, где вы — резидент. Там будет проще доказать связи с местом жительства, а значит и то, что эмиграционных намерений нет. После начала «консульских войн» для россиян всё изменилось. Сначала посольство США в Тбилиси, а потом и в Киеве предложило приезжать к ним. В Грузии одна туристическая компания делает на этом бизнес и предлагала купить тур, обещая взять на себя все хлопоты по организации записи на собеседование. В Тбилиси срок ожидания собеседования — 8 календарных дней, в Киеве — 5, в Праге — 1. То есть в Чехии можно записаться на интервью уже на следующее утро, даже если вы заполнили анкету поздно вечером. Посмотреть сроки ожидания собеседования в разных странах можно здесь.

Но выбирать страну лучше не только по срокам собеседования. Идеально, если в этой стране у вас живут друзья или родственники. Даже если они не предложат вам сэкономить и пожить у них, их помощь понадобится. Например, нужно будет указать адрес, по которому доставят паспорт. В Праге нет визового центра, и приехать в Pony Express на сайте не предлагают. У меня есть родственники в Праге и открытая шенгенская виза, поэтому я отправилась в этот город.

Как проходить собеседование не в стране проживания

Список необходимых документов есть на сайте. Я дополнительно взяла свидетельства на собственность (перевела на английский сама, нотариально не заверяла) и справки из банков (их сразу можно попросить на английском).

Основные правила те же, что и в Москве:

не стоит приходить с огромной сумкой;

  • из гаджетов допускается только телефон, на входе его нужно будет сдать.
  • Главное отличие от собеседования в Москве — на улице нет толпы жаждущих визу, их просто меньше. Прийти стоит минут за 15 до назначенного времени. Внутри здания нужно взять номерок. Я ждала своего собеседования примерно час.

    Оно проходило на английском (в Киеве и в Тбилиси есть шанс, что оно будет на русском). Офицер спросил, почему я не подаю документы на родине, но это была чистая формальность. Достаточно было сказать: «Вы же знаете про проблемы с записью на собеседование в Москве».

    Офицера также заинтересовало, почему именно Прага. Ответ «здесь у меня родственники» тоже устроил. Остальные вопросы сводились к тому, чтобы убедиться в том, что у меня нет иммиграционных намерений. Меня очень волновал процесс получения паспорта, поскольку единственный документ на английском был загранпаспорт, и он оставался в консульстве. Офицер сказал, что не понимает моей обеспокоенности, и я могу приходить в консульство за визой завтра. Обычно визу делают пару-тройку дней, но мне нужно было побыстрее, и тому были подтверждающие документы. На следующий день я показала охраннику на входе внутренний российский паспорт и фотографию загранпаспорта в телефоне и получила визу.

    По моему опыту, не нужно ориентироваться на статистику отказов, но если важно, посмотрите здесь.

    Возможные проблемы

    У меня не проходила оплата за визу по российской карте. Мне пришлось просить родственников заплатить наличными в банке в Праге (см. пункт про важность наличия близких). А в консульстве США в Риге в принципе сейчас нельзя заплатить по карте. За банковский перевод берут комиссию $15 (мне об этом рассказали «пострадавшие»). Плюс платёж может зависнуть на неделю из-за того, что его будет проверять российский валютный контроль.

    В США очень дорогая медицина. Обязательно купите страховку!

    Сколько это стоит

    Консульский сбор за американскую визу такой же, как в Москве. В моём случае это было $160. Платить нужно в местной валюте (на обменном курсе вы теряете небольшие, но деньги).

    Плюс закладываем траты на дорогу. Цены на билет в Прагу и обратно начинаются от 16 тысяч рублей. В Тбилиси можно улететь за 14 тысяч, в Киев — за 12 тысяч, но туда нет прямых рейсов. Если вы живёте не у друзей, платить придётся и за жильё. Стоит оно примерно одинаково — от 1100 рублей за ночь, но в Праге за эти деньги можно снять отдельную комнату в хостеле, ванную придётся делить с соседями. Еда дешёвая и вкусная во всех городах, и везде продаётся сыр!

    Как успешно пройти собеседование

    Обновлено: 18 июня 2021 г.

    Прохождение собеседования в Посольстве или Консульстве США — это последний и самый ответственный этап процесса оформления американской визы. Собеседование на визу в США проводит визовый офицер. Стандартная продолжительность процедуры — 2–3 минуты. За это время офицер задает соискателю визы для США всего несколько вопросов, чтобы убедиться в правдивости информации, указанной им в электронной анкете DS-160, и намерении вернуться домой. Решение о выдаче визы принимается по итогам собеседования. Соискателям важно знать, как правильно подготовиться к собеседованию на визу, чтобы получить положительный результат.

    Что собой представляет собеседование на визу США?

    На собеседовании соискатель один на один общается с визовым офицером — профессиональным психологом, который регулярно проходит тренинги, обучающие быстро определять, говорит человек правду или лжет. Визовые офицеры предварительно готовятся к собеседованию на визу с соискателями, которые записаны на конкретную дату. Они тщательно изучают их электронные анкеты формы DS-160.

    На основании анализа анкеты аппликанта офицер определяет его для себя либо в группу лиц, тесно связанных с родиной, либо в группу «невозвращенцев». Время собеседования на визу в США он использует для того, чтобы укрепить сложившееся о заявителе мнение. Поэтому для офицера важен момент личного общения. Он задает соискателю вопросы и внимательно следит за тем, как тот себя ведет, когда на них отвечает и передает запрашиваемые документы. Офицер отслеживает все невербальные способы коммуникации, которые могут указывать на ложь: жесты, мимику, скорость речи, тон голоса и др.

    Как правило, офицеру для полного понимания ситуации достаточно задать заявителю всего 2–3 вопроса. Долгие собеседования для визы США встречаются нечасто, в основном, когда у консульской службы возникли серьезные вопросы к соискателю при изучении поданной им формы DS-160.

    По итогам собеседования на визу США офицер принимает решение о выдаче американской визы. Если он принял положительное решение, оставляет у себя загранпаспорт заявителя и его фотографию на бумажном носителе для оформления визы США.

    При отрицательном решении аппликанту отдают на руки загранпаспорт и сообщают, что ему сегодня отказывают в выдаче визы для США. Возможен третий вариант исхода собеседования на визу в США: назначается дополнительная проверка документов заявителя. В таком случае офицер предупреждает соискателя о предстоящей проверке и забирает его загранпаспорт.

    Соискатель записывается на прохождение визового собеседования на официальном сайте дипломатической миссии США в России. Он выбирает город, в котором находится американское посольство или консульство, дату и время интервью.

    К зданию Посольства или Консульства США следует приезжать заранее, но запас времени должен быть небольшим — примерно 10–15 минут. Этого времени достаточно, чтобы пройти все процедуры безопасности при входе в здание посольства/консульства.

    Если соискатель опаздывает на собеседование, его документы откладывают, а через какое-то время вызывают повторно. Но лучше не опаздывать, поскольку визовый офицер обязательно обратит внимание на этот факт при принятии решения о выдаче визы для США.

    Возле здания американского посольства или консульства, скорее всего, будет небольшая очередь. Соискателю следует выяснить, кто из людей записан на собеседование на одинаковое с ним время, и подождать вместе с ними. Внутрь здания проходят по приглашению полицейского. Ему нужно показать паспорт гражданина РФ. Загранпаспорт и распечатанный листок с подтверждением записи на собеседование понадобятся позже.

    Соискатели визы для США сразу после входа в американское посольство или консульство проходят досмотр с металлоискателем. Пункт досмотра такой же, как в аэропортах. Человеку необходимо положить на ленту свою сумку и верхнюю одежду, показать все металлические предметы и пройти через рамку.

    В 2021 году в зданиях американского посольства и консульств не будет камер хранения. Поэтому на собеседование на визу в США не пропускают людей с чемоданами и громоздкими сумками. Нельзя проносить в посольство/консульство мобильные телефоны, умные часы, планшеты, ноутбуки и другие электронные устройства. В список запрещенных предметов, кроме гаджетов, включены провода, зажигалки, аэрозоли и все колюще-режущие предметы.

    После прохождения досмотра соискатель открывает дверь, чтобы попасть в первый зал, где у него проверят пакет документов, необходимый для прохождения собеседования на визу США. В него входят:

    • действующий загранпаспорт;
    • одна фотография на бумажном носителе размером 5×5 см, сделанная не позднее, чем за 6 месяцев до момента подачи;
    • распечатанное подтверждение отправленной электронной анкеты формы DS-160;
    • распечатанное приглашение на собеседование для визы;
    • документы, указывающие на цель визита в США (приглашение на конференцию, билеты на спортивные соревнования или культурное мероприятие и т.д.).

    Соискателю с полным пакетом документов выдают талон с номером для прохождения собеседования на визу США и пропускают в следующий зал. Там снимают отпечатки всех пальцев рук. Если заявитель оформляет первую визу в США, то у него обязательно снимают отпечатки пальцев. Они хранятся в базе данныхдипломатической миссии США в России, поэтому при повторном обращении за американской визой проходить процедуру уже не нужно.
    Отпечатки пальцев снимают по следующей схеме: сначала четырех пальцев левой руки, затем правой и, наконец, больших пальцев обеих рук. После завершения процедуры соискателю нужно пройти в зал ожидания собеседования на визу в США.

    Соискатель подходит к окну, за которым находится визовый офицер, и передает ему обязательный пакет документов для оформления визы в США. Дополнительные документы по своей инициативе передавать не рекомендуется.

    Во время прохождения визового собеседования офицер не смотрит документы заявителя, а задает вопросы, позволяющие ему уточнить сразу несколько аспектов, отображенных в форме DS-160:

    • цель поездки в Штаты и намерение вернуться домой;
    • финансовое положение в России;
    • занятость аппликанта на родине и его заработная плата.

    Чтобы убедиться, что соискатель не собирается нелегально иммигрировать в США, офицер может задавать другие вопросы, которые касаются его биографии и дальнейших жизненных планов.

    Собеседование на визу США обычно проводится на русском языке. Офицера может заинтересовать уровень английского языка у соискателей, которые оформляют американскую визу для прохождения обучения, стажировки, принятия участия в конференции или другом мероприятии.

    В конце собеседования на визу в США визовый офицер озвучивает принятое решение. Действия с загранпаспортом аппликанта являются хорошей подсказкой о принятом решении. Если заявителю загранпаспорт не вернули, визу одобрили. При принятии решения об отказе в визе паспорт сразу возвращают.

    Подготовка к собеседованию

    Поскольку собеседование является кульминацией всего процесса оформления американской визы, к нему необходимо готовиться. Наши сотрудники на практике знают, что правильная подготовка к интервью на визу в США может кардинально повлиять на решение визового офицера.

    Довольно часто неподготовленные соискатели с «сильными» документами получают после собеседования на визу в США отказ. И, наоборот, хорошо подготовившимся аппликантам со «слабыми» документами открывают визы. Мы предоставляем услугу подготовки к прохождению собеседования на визу США. Наши специалисты не только расскажут соискателю, как будет проходить собеседование, но и обсудят с ним подготовленные документы и проведут репетицию предстоящего интервью.

    Самые распространенные ошибки соискателей на собеседовании

    Главная задача аппликанта во время прохождения собеседования на визу США — убедить визового офицера, что он хочет посетить Штаты, чтобы посмотреть достопримечательности, навестить родственников, встретиться с партнерами и т.д., но не планирует остаться жить. Чтобы хорошо справиться с этой задачей, следует заранее знать, какие главные ошибки при собеседовании на визу США совершают соискатели.

    Мы собрали 10 самых распространенных ошибок при собеседовании на визу в США:

    1. Излишняя самоуверенность. Многие заявители думают, что все знают, и не готовятся к прохождению собеседования на визу США. Не ознакомившись заранее с информацией, как проходить интервью, аппликант создает себе массу неудобств. Вместо того чтобы спокойно ожидать своей очереди на собеседование, он решает возникающие проблемы, которых можно было легко избежать.
    2. Чересчур серьезное отношение к визовому интервью. Это другая крайность. Если заявитель из-за сильного переживания мало спит и много нервничает, визовый офицер быстро считает его состояние и начнет задавать больше вопросов с подвохом. Заставьте себя думать, что американская виза — не самое главное в вашей жизни. Так вы сможете создать правильное настроение и будете излучать спокойствие и уверенность, что не позволит вам совершить ошибки при собеседовании на визу США.
    3. Прийти за час и больше до назначенного времени. В здание американского посольства или консульства пропускают по 8–10 человек, которые на одно время записаны на собеседование на визу в США. Пройти раньше не получится.
    4. Взять с собой предметы, которые нельзя проносить в здание американского посольства. Мы уже писали выше, что запрещено проносить мобильные телефоны и другие гаджеты, колюще-режущие и легковоспламеняющиеся предметы, объемные сумки или пакеты. В этот же список включена еда в стеклянной таре и напитки в негерметично закрытых бутылках. В 2021 году в зданиях дипломатической миссии США в России не будет камер хранения. Если заявитель придет на собеседование с запрещенными вещами, оставить их будет негде.
    5. Одеться в вызывающую одежду. Не стоит для визита в Посольство США выбирать яркую и вызывающую одежду. Визовый офицер считает, что после прохождения интервью аппликант отправится на работу. Как же лучше одеться на собеседование? Оптимальный вариант — выбрать одежду в стиле casual (удобная повседневная одежда), очень популярном как в Америке, так и Европе.
    6. Использовать бронь отеля и приобретенные билеты как свой козырь. На многих сайтах и блогах советуют приобрести билеты и забронировать отель до интервью и сообщить об этом офицеру. Это одна из частых ошибок при собеседовании на визу в США. Если соискатель скажет визовому офицеру, что уже купил авиабилеты или внес предоплату и оплатил проживание в США, тот может расценить такое сообщение как способ давления. Поскольку уже потрачены немалые деньги, визу открыть должны непременно. Как лучше поступить? Не поднимать эту тему самостоятельно, а на вопрос офицера ответить, что просматриваете предложения авиаперевозчиков и американских отелей, но ждете решения по визе.
    7. Некорректно отвечать офицеру — не давать четкий ответ на поставленный вопрос. Рассмотрим для примера, как отвечать на вопрос о цели визита в США. Некорректно рассказывать, что дома у вас остаются жена, двое детей и любимая бабушка. Советуем подробно рассказать о поездке: где планируете останавливаться, какие достопримечательности посещать, как проводить время и т.д.
    8. Общаться с офицером в вольной манере. Собеседование — это деловой разговор, где неуместны глупые шутки типа «Не нужна мне ваша Америка, меня и дома хорошо кормят». Такой шуткой вы не убедите офицера, что не собираетесь оставаться в Штатах, но оставите о себе мнение как о плохо воспитанном человеке, с которым неприятно иметь дело.
    9. Стараться провести интервью на английском языке. Рядовому аппликанту на собеседовании не нужно демонстрировать свой уровень английского языка. Такая проверка устраивается, когда соискатели визы США собеседования проходят перед поездкой на учебу или стажировку. Как визовый офицер воспринимает хорошее знание английского языка у заявителей на туристическую визу? Чем лучше аппликант владеет английским языком, тем больше у него шансов найти в Штатах хорошую работу и остаться жить.
    10. Уделять много внимания семейному положению. Бытует мнение, что незамужней женщине очень сложно пройти собеседование на визу США. Но на самом деле это давно устаревший стереотип. Если у женщины высокая заработная плата и много поездок за рубеж, у неё большие шансы получить визу в Штаты.

    Следует учитывать, что визовые офицеры мониторят странички в социальных сетях аппликантов, которым предстоит пройти собеседование на визу США. Заявитель может получить отказ в оформлении визы, если слишком активно интересуется переездом на постоянное место жительства в Штаты или публикует негативные посты о своей родине, происходящих в ней политических и социальных событиях.

    Какие вопросы следует ожидать на собеседовании?

    Подготовка к собеседованию на визу включает очень важный этап — анализ всех возможных вопросов визового офицера и репетицию ответов на них. Как узнать, какие вопросы могут прозвучать на собеседовании на разрешение США?

    Вопросы на собеседовании офицер подбирает так, чтобы за короткий период времени максимально расширить информацию о человеке и понять истинные мотивы предстоящей поездки. Соискатель сможет успешно пройти визовое собеседование, если подготовит ответы на вопросы из следующих блоков:

    Цель и маршрут предстоящей поездки. Офицеру нужно четко сформулировать цель поездки. Необходимо знать даты поездки, штаты и города, которые будут посещаться. Потребуется озвучить, где вы планируете останавливаться и какие основные достопримечательности посещать. Подготовка к интервью обязательно должна включать репетицию ответов на вопросы из этого блока.

    О работе и заработной плате. Пройти собеседование на визу США без вопросов этого блока вряд ли удастся. Офицер может задавать соискателю следующие вопросы: чем занимается его предприятие, какую должность он занимает и как долго, какая у него заработная плата, как складываются у него отношения с непосредственным начальником и всем руководством компании, согласована ли его поездка с руководством.

    О семье. Вопросы на собеседовании могут быть разные: есть ли у заявителя муж/жена и дети, почему планируется поездка без них. Наши советы: не говорите о плохих отношениях в семье или предстоящем разводе, а также родственниках в Штатах, если вы не указали в анкете, что едете их проведать. Но при прямом вопросе офицера не утаивайте эти факты. Информацию легко проверить по базам и социальным сетям.

    О спонсорах поездки. Такие вопросы задают, если для поездки в США визы нужны детям, студентам, пенсионерам или людям с ограниченными возможностями.

    О принимающей стороне. Ответы на вопросы на визу США, касающиеся принимающей стороны, желательно подтвердить документами. Если приглашение прислали родственники, статус родственных связей подкрепляется свидетельствами о рождении или браке.

    Об уровне владения английском языком. Вопросы зависят от цели поездки, указанной в анкете. Для туристической визы знание английского языка не нужно, и офицер даже не задает таких вопросов. Если цель поездки — проведение деловых переговоров, пройти визовое собеседование без такого вопроса не получится. При минимальном знании английского языка офицер задаст следующие вопросы: как планируется проводить переговоры, как будет проходить общение. Если соискатель не сможет убедительно ответить на все вопросы, возможен отказ в оформлении визы.

    Касающиеся формы DS-160. Как успешно пройти интервью, если офицер задает вопрос по отправленной анкете, интересует многих аппликантов. Мы рекомендуем отвечать аналогично форме DS-160. Во время интервью офицер может намеренно сверять устные ответы соискателя с указанной в анкете информацией. Нередко аппликанты интересуются, как проходить собеседование на визу, когда офицер сообщает, что обнаружил в форме DS-160 ошибку, например, в номере загранпаспорта. Рекомендуем спокойно признать этот факт. Такие ошибки не становятся причиной отказа в оформлении визы.

    Еще один вопрос, который тревожит многих заявителей: как проходить собеседование на визу, когда офицер задает каверзные вопросы? Чаще всего они касаются личной жизни. Рекомендуем спокойно и правдиво на них отвечать, не вдаваясь в подробности. Офицер намеренно провоцирует аппликанта таким вопросом. Если он начнет проявлять излишнюю нервозность или сомневаться в своем ответе, может последовать отказ в выдаче визы.

    Важно знать, как проходить собеседование, когда офицер задает много вопросов. Иногда сотруднику посольства становится интересна личность соискателя, и он спрашивает о разных аспектах его жизни без конкретной цели, но внимательно наблюдает за реакцией. В таких случаях следует отвечать уверенно и спокойно.

    Главные рекомендации тех, кто ищет информацию о том, как проходить собеседование:

    • не лукавьте, а правдиво отвечайте офицеру в соответствии с информацией, указанной в анкете формы DS-160;
    • не старайтесь скрыть информацию, которую можно проверить по базам, например, что вы находитесь в процессе развода;
    • не игнорируйте вопросы офицера и корректно на них отвечайте.

    Естественное поведение на интервью, отсутствие наигранности и подтверждение изложенных фактов документами позволит не совершить ошибок при собеседовании на визу США. Это станет весомым плюсом для соискателя и поможет ему получить положительное решение по заявлению на визу США.

    Читайте также:
    Словакия: Осенний блиц по словацкому Раю.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: