Замок Святого Ангела (Рим)
Замок Святого Ангела в Риме (мавзолей Адриана) – подробное описание, история, фото, часы работы, расположение на карте.
Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)
Замок Святого Ангела или мавзолей Адриана – знаменитая достопримечательность Рима почти с 2000-летней историей. Это мощное кирпичное сооружение на правом берегу Тибра, расположенное недалеко от Ватикана. Замок получил дополнительную известность после книги Дэна Брауна и его последующей экранизации – Ангелы и демоны.
История
История замка Святого Ангела многолика и интересна. На протяжении тысячелетий он менял роли от императорский гробницы, до укрепленного форпоста, папской резиденции и даже тюрьмы, но несмотря на все потрясения дошел к нам практически не повреждённым.
История данного сооружения начинается в первой половине 2 века н.э. Император Адриан (отстроивший буквально треть Рима) задумал его как усыпальницу для себя и своей семьи. Мавзолей достроили уже после его смерти. В нем были размещены погребальные урны Адриана и Септимия Севера. Последним погребённым в нем был Каракалла.
Согласно историческим хроникам мавзолей имел вид отличный от сегодняшнего. Он был облицован мрамором и имел совершенно другую форму. С течением времени его постоянно укрепляли, превратив в настоящую крепость. Уже при Аврелиана мавзолей был включен в городские стены и стал исполнять защитные функции.
Замок Святого Ангела ночью
После распада Римской Империи Папы прибрали его к рукам. По легенде в конце 6 века, во время чумы, римский папа Григорий увидел на вершине архангела Михаила. С того времени данное сооружение стали называть замком Святого Ангела.
В средние века замок строился и расширялся. С Ватиканом его соединил укреплённый коридор – пассетто. Папы превратили замок не только в крепость, но и свою резиденцию.
С эпохи Ренессанса структура замка практически не менялась.
Описание
Замок Святого Ангела представляет собой высокое цилиндрическое здание, которое на протяжении своей истории не только примеряло разные роли, но и изменялось и перестраивалось.
Современный замок – это в первую очередь музей. Он разделяется на 5 этажей и несколько секций: мавзолей Адриана – старейшая часть, собственно замковая часть и папские апартаменты.
В замке св. Ангела вы можете прикоснуться к Античности, полюбоваться фресками эпохи Ренессанса и посмотреть коллекции оружия.
Пояснения к схеме:
- Atrio romano – Римский атриум
- Rampa diametrale – Спиральная лестница
- Rampa Elicoidale – Винтовая лестница
- Sala delle Urne – Зар Урн
- Аmbulacro – гульбище (терраса по периметру)
Мавзолей Адриана
Старейшая часть данного сооружения. В этих старинных помещениях сохранилась древняя отделка, а стены буквально “дышат” историей. В римском атриуме воссозданы исторические реконструкции мавзолея. Раньше там была установлена гигантская статуя императора. Пройдя по спиральной лестнице можно попасть в сердце мавзолея – Зал Урны.
Пояснения к схеме:
- Rampa diametrale – Спиральная лестница
- Giretto scoperto – части периметра стен, замыкающие круг замка
- Giretto coperto – части периметра стен, замыкающие круг замка
- Bastione di San Luca – Бастион Сан-Лука
- Bastione di San Matteo – Бастион Сан-Маттео
- Bastione di San Marco – Бастион св. Марка
- Pasetto di Borgo – Пассетто Борго (укрепленный коридор)
- Marcia ronda – Зубчатая дорожка по периметру
- Bastione di San Giovanni – Бастион Сан-Джованни
Укреплённый коридор, соединяющий Ватикан и замок
Замковая часть даёт нам понять, что это в первую очередь хорошо укрепленный форпост. Занимая чрезвычайно выгодное стратегическое положение, мавзолей был вскоре переоборудован в замок. При этом он не только защищал Ватикан, но и контролировал всю северную часть Рима. Здесь можно проследить как замок перестраивался и изменялся, превращаясь в мощное укрепление. Подходы к замку защищают четыре бастиона, а укреплённый коридор соединяет его с Ватиканом, при осаде которого Папа мог укрыться за мощными стенами данной крепости. Что случилось однажды.
Пояснения к схеме:
- Sala del Perseo – Зал Персея
- Sala della Biblioteca – Библиотека
- Sala del Tesoro – Комната сокровищ
- Comdoio pompeiano – Зал в помпейском стиле
- Loggia di Giulio II – Лоджия Юлия II
- Cortile dell’Angelo – Двор Ангела
- Capella di Leone X – Капелла Льва X
- Sala dell’Apollo – Зал Аполлона
- Stufetta di Clemente VII – Ванная комната Клемента VII
- Sala di Amore e Psiche – Зал Амура и Психеи
- Cortile del Teatro – Двор Театра
- Sala Paolina – Зал Паолина
Папские апартаменты
Замок Святого Ангела также выполнял функцию укрепленной папской резиденции. В этой части можно полюбоваться на роскошные залы понтификов, расписанные фресками эпохи Ренессанса и Возрождения.
Мост Святого Ангела
Мост Святого Ангела – это пешеходный мост через Тибр, построенный ещё при Адриане. Римляне часто называют его мостом Адриана или Элия.
В 16 веке на мосту были установлены статуи Петра и Павла. При содействии Бернини к ним добавилось 10 скульптур ангелов. Также в 16 веке на мосту вывешивали казнённых преступников.
Режим работы и стоимость билетов
Режим работы замка Святого Ангела с 9.00 до 19.30, кроме понедельника, первого воскресенья каждого месяца, 1 января, 1 мая, 25 декабря.
Стоимость билетов (2017 год):
- Взрослые – 10 евро
- Европейские граждане от 18 до 25 лет – 5 евро
Также билеты можно посмотреть здесь. Есть акции и скидки, если покупать билеты в музеи Ватикана – https://www.romeandvaticanpass.com/rome-attractions/national-museum-castel-st-angelo.html
Как добраться
Метро – линия А, Lepanto (Metro A) Ottaviano (Metro A).
- Маршрут 62, 23, 271, 982, 280 ( Piazza Pia)
- Маршрут 40 (Piazza Pia)
- Маршрут 34 (via di Porta Castello)
- Маршрут 49, 87, 926, 990 (Piazza Cavour-fermata via Crescenzio)
- Маршрут 64, 46 (Santo Spirito)
Замок Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), также известный в Риме как мавзолей Адриана или Печальный замок — это крепость Рима, связанная с Ватиканом секретным подземным переходом. У замка необычная судьба по сравнению с другими известными памятниками древней культуры столицы: в то время, когда большинство сооружений римской эпохи превратились в руины и каменоломни, материал которых использовался для создания более современных зданий, Замок Святого Ангела, в зависимости от эпохи, менял свой статус, а порой и внешний вид. Его предназначение переходило от императорской усыпальницы до военного укрепления, от папских апартаментов до темной и страшной тюрьмы, от великолепных резиденций эпохи Возрождения до музея. Своими пышными интерьерами, мощными стенами, богатыми фресковыми залами, замок Святого Ангела отображает саму историю Вечного города. Здесь прошлое и настоящее неразрывно связанны друг с другом.
Из истории Замка Святого Ангела
История замка Святого Ангела в Риме начинается с его строительства по заказу римского императора Адриана в качестве усыпальницы в 123 году. Строительство завершилось уже после смерти императора, в 139 году. Это было округлое цилиндрическое здание с квадратным основанием и конными статуями по углам. Вершину его украшал кипарисовый сад и бронзовая колесница императора в образе бога солнца Гелиоса. В главную часть мавзолея, в которой находились урны с прахом императорской семьи, вела внутренняя спиральная рампа, сохранившаяся до наших дней. Вход в мавзолей предвещал покрытый мрамором Элианский мост из пяти арок, который до сих пор является одним из главных украшений замка.
Ближе к концу 3-го века на Рим участились нападения кочевых племен и нужно было усиливать оборону. С тех пор усыпальница Адриана приобрела статус крепости, войдя в состав оборонительного сооружения Аврелиановой стены.
Замок Святого Ангела продолжал быть оборонительным сооружением и в Средневековье. Тогда к нему из Ватикана был проложен закрытый коридор, Пассето. Он позволял понтификам быстро скрыться в замке в случае опасности. Благодаря этому коридору, в 16-м веке, папе Клементу VII удалось спастись во время осады Ватикана войсками французского короля Карла V. В это же время Замок Святого Ангела стал использоваться в качестве места заключения осужденных, и приобрел свою славу «печального замка».
Со временем крепость стала второй резиденцией римских пап, что поспособствовало значительному обогащению ее интерьеров фресковыми росписями знаменитых художников, произведениями искусства и пышно убранной мебелью. Особое место в истории замка принадлежит имени печально известного понтифика Александра VI Боржия. При нём замок превратился в настоящий дворец с присущими ему пирами и развлечениями, из которых игра музыкантов и комедии актеров забавляли папу не меньше, чем пытки и казни.
В Эпоху возрождения, после возведения на папский престол Павла III, апартаменты дополнились фресковыми украшениями с элементами древнеримской мифологии, соответствующими стилю эпохи. При папе Павле IV здание было укреплено пятиугольным оборонительным бастионом. С тех пор архитектура Замка Святого Ангела особенно не менялась.
После объединения Италии в 1871 году, практическое применение замка стало неактуальным, поэтому было решено превратить его в военный музей, который торжественно открыл первый правитель Италии Виктор Эммануил III в 1906 году.
Музей Замка Святого Ангела
В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия. Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца.
Самые известные залы
Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.
Дворик Спасителя
Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.
Мавзолей Адриана
Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.
Тюрьмы
Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.
Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.
Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.
Двор Александра VI
Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.
Крытая галерея
Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.
Зал Паолина
Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.
Сокровищница
Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.
На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.
Любопытные факты
Название Замка
До 590 года памятник, который сегодня известен как замок Святого Анджело, назывался мавзолеем Адриана, именно по той причине, о которой мы только что говорили. Однако в 590 году Рим поразила чума. Согласно легенде, папе Григорию I во время крестного хода вокруг Мавзолея, явился архангел Михаил, держа в руках меч, знаменуя окончания чумы. Чума на самом деле закончилась, а на камне по сей день можно увидеть следы архангела, на месте его чудесного явления. Так, в честь архангела Михаила и принесенной им доброй вести, мавзолей Адриана в Риме был переименован в Замок Святого Ангела, а на его вершине была установлена статуя ангела.
Ангел
Статуя Ангела, имеет интересную и многострадальную историю. Изначально она была сделана из дерева, но из-за хрупкости материала быстро раскрошилась и была заменена мраморным ангелом, который в свою очередь был уничтожен во время осады в 1379 году. За ним последовала третья статуя, также сделанная из мрамора с бронзовыми крыльями. Её расколола молния в 1497 году; на смену ей на вершине замка Святого Ангела была установлена статуя из позолоченной бронзы, но и ее через какое-то время убрали с привилегированного положения, в пользу установления пушек для обороны от нападения Ланквинов в 1527 году. После еще одного мраморного и бронзового ангела, в 1573 году был отлит последний бронзовый ангел, который сохранился до наших дней.
Представляя себе Замок Святого Ангела, мы прежде всего воображаем образ крепости, возвышающейся над Мостом Святого Ангела, известного так же как Мост Элио, культового сооружения, украшенного мраморными статуями. На месте этих великолепных работ скульптора Бернини, которыми сегодня все с удовольствием любуются, во времена Инквизиции висели отрубленные головы приговоренных к смерти. Такое жуткое украшение служило наставлением для проходящих мимо о том, как важна для жизни праведность мыслей и поведения.
Палач
И конечно же все эти головы сами не отпадали. О них заботились штатные папские палачи. Одним из них в XIX веке был Мастро Титта — палач и, по совместительству, изготовитель зонтов. Его дом и мастерская находились в Борго, в нескольких шагах от замка Святого Ангела, поэтому каждый раз, когда его услуги палача требовались на главных площадях, расположенных на противоположном берегу Тибра, он не заставлял себя долго ждать, ему достаточно было пересечь знаменитый мост.
В поп культуре
Замок Святого Ангела вдохновлял режиссеров и авторов песен на протяжении всей своей истории. Его терраса — это место, откуда Тоска бросается вниз в заключительном акте знаменитой одноименной оперы Пуччини. Замок также появляется в голливудском фильме Ангелы и Демоны и в видеоиграх Assassin’s Creed II и Assassin’s Creed: Brotherhood.
Замок Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу Тибра, в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для римского императора, резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы.
История
Мавзолей Адриана
Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу, совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.
Упадок
К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность, поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.
Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны. Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.
Еще один любопытный факт: в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!
Крепость, папская резиденция и тюрьма
К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).
Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.
Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!
Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.
С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).
Архитектура
В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом — утеряны.
Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение — капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).
В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александру VI служил для роскошных приемов и торжеств.
В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.
Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.
В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.
Что посмотреть
Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:
- Дворик Спасителя, рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик, в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия, служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум — древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
- Коридор и зал, в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения, кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла — универсального средства на случай осады.
- Дворик Ангела,зал Климента III (лат. Clemens III) — красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене — часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона — место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII, дворик Александра VI, снабженный колодцем,дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
- Крытая галерея, по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал, в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III, находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины — часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.
- Сокровищница — круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека, начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
- Круглый зал, колонный зал, построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.
Замок святого Ангела
Замок святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo) — памятник архитектуры периода Древнего Рима. Сооружение в разное время использовалось как мавзолей, крепость, тюрьма, папская резиденция и хранилище их ценностей. В наше время здесь расположен музей, рассказывающий об истории сооружения. С террасы последнего яруса открывается хороший панорамный вид на Рим.
Мавзолей Адриана — предшественник Замка святого Ангела |
Мавзолей перестраивают в замок |
Известные узники замка |
Открытие музея |
Архитектура и устройство замка: |
первый уровень |
второй уровень |
третий уровень |
четвёртый уровень |
пятый уровень |
шестой уровень |
Фотогалерея |
Практическая информация: |
график работы |
входные билеты |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Рима |
Мавзолей Адриана — предшественник Замка святого Ангела
История достопримечательности начинается с 123 года, когда император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи. Возводили сооружение на протяжении 16 лет, а завершил строительство уже после смерти императора его преемник Антонин Пий. Он же распорядился изменить статус мавзолея с семейного на государственный. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. Последним захоронением был легендарный Септимий Север. В этот же период возвели мост, соединяющий мавзолей с Марсовым полем на противоположном берегу Тибра.
Мавзолей по своей архитектуре напоминал этрусский тумулус — на квадратном бетонном основании, каждая сторона которого равнялась 80 метрам, был установлен каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. Холм был засажен кипарисами, а на вершине возвышалась мраморная скульптурная группа — император Адриан, управляющий квадригой, в образе божества Гелиоса. По свидетельству Иоанна Антиохийского, кони, впряжённые в колесницу, были столь огромны, что сквозь отверстие их глаз мог свободно пролезть взрослый человек. До наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая находится в Ватиканском музее.
Квадратное основание Мавзолея Адриана было обнесено бронзовой решёткой со столбами, украшенными бронзовыми позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с роскошными капителями, на которых были выставлены лучшие мраморные статуи, привезённые из разных концов Римской империи. Через узкие ворота и тёмный коридор со сводами открывался вход в четырехугольную погребальную камеру. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах, в нишах которых стояли урны с прахом императоров.
Мавзолей перестраивают в замок
Выгодное стратегическое расположение Мавзолея Адриана не осталось без внимания и в конце III века император Аврелиан, занимаясь укреплением обороны Рима от варваров, включил его в число оборонительных сооружений.
В 590 году мавзолей получает название, которое сохранилось до наших дней — Замок святого Ангела. Согласно легенде во время понтификата Григория Великого, ему было видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление Архангела было истолковано как известие об окончании страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме уже долгое время. В честь этого видения также был переименован и уже упоминавшийся мост через Тибр.
С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. Например, в 1494 году в замке укрывался папа Александр VI (от Карла VIII Валуа), а в 1527 году — папа Клемент VII (от Карла V Габсбурга). Для безопасного проникновения в замок из Ватикана функционировал специальный коридор Пассетто в Леонинской стене. Поверхность стены была настолько широка, что по ней свободно проезжала повозка. На случай вынужденного пребывания папы специально реконструировали отдельные залы и покои, стены украсили фресками, а к зданию пристроили приватные лоджии. Чтобы повысить оборонительную эффективность замка, в середине XV века возвели четыре угловых бастиона и вырыли глубокий ров. Бастионы были названы в честь святых апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий (Матвей, Марк, Лука, Иоанн). Их итальянские названия следующие: бастион Сан–Маттео, бастион Сан–Марко, бастион Сан–Луки и бастион Сан–Джованни.
В XVI веке на вершине замка была установлена каменная с железными крыльями статуя Ангела. В 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии. Новая статуя действительно производит впечатление убирающего в ножны, а не достающего меч ангела. Такое ощущение достигается обращённым к оружию взором ангела.
Примерно с конца XIV века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные. В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные в своё и незабытые в наше время личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Аристотель Фиораванти, граф Калиостро, гуманисты Бартоломео Платина и Помпонио Лето, а также многие другие выдающиеся личности, чьи научные и логические взгляды подрывали авторитет всемогущей Церкви.
Известные узники замка
В 1527 году известный скульптор и ювелир, любитель уличных драк и смутьян Бенвенуто Челлини участвовал в обороне замка, сражаясь за папскую власть против имперских войск. Через два года он занял должность начальника папского монетного двора, но позже был обвинён в краже папских драгоценностей и брошен в тюрьму. Здесь-то бывшему участнику обороны замка и пригодилось подробное знание всех коридоров, помещений и камер. История говорит о том, что это был единственный побег из тюрьмы неприступного замка. Покинув Рим, Челлини с успехом продолжал создавать свои шедевры, поступив на службу к Медичи во Флоренции. На стене его бывшей камеры сегодня можно увидеть выцарапанный рисунок мастера, названный «Иисус Воскресший».
А в 1789 году в Замке святого Ангела побывал и легендарный граф Калиостро. После побега из Англии от преследовавших кредиторов он осел в Риме, однако пристально следившая за безбожником святая инквизиция арестовала графа. Ему было предъявлено множество обвинений в ереси, мошенничестве и франкмасонстве. Именно последний пункт считался в то время самым тяжким грехом и карался смертью. Следствие продолжалось два года. В марте 1791 года Калиостро предложили публичное покаяние, на которое он и согласился, чтобы избежать казни. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф медленно прошёл от Замка святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где и совершил торжественный ритуал покаяния. Калиостро был «помилован» и заточён в тюрьму крепости Сан-Лео до конца жизни.
Великий учёный и астроном Джордано Бруно провёл в подвалах замка шесть лет. Его арестовали по обвинению в ереси, так как он поддерживал теорию Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Инквизиция требовала отречения от своих убеждений, однако учёный оставался непреклонен. В феврале 1600 года суд признал Джордано Бруно еретиком и приговорил к сожжению на костре.
В апреле 1633 года в Замке святого Ангела на протяжении 18 дней находился другой знаменитый учёный — Галилео Галилей. Только благодаря признанию своих убеждений ошибочными и публичному покаянию Галилей смог избежать костра инквизиции. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси» и приговорили к тюремному заключению, которое папа римский «великодушно» заменил строгим домашним арестом. Всю оставшуюся жизнь великий учёный провёл в вынужденном уединении. За малейшее нарушение режима Галилею постоянно угрожали переводом в тюрьму. Все его будущие труды и работы подвергались убийственной цензуре.
Архитектор и инженер Аристотель Фиораванти пользовался большой популярностью в Италии и был востребован как талантливый инженер. Однако в 1473 году по ложному доносу его обвинили в изготовлении поддельных золотых монет, арестовали и на девять месяцев заточили в тюрьму Замка святого Ангела. Не сумев доказать вину Фиораванти освободили, но лишили всех прав и привилегий. Тогда он принял предложение российского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву. Итальянский архитектор возвёл в Московском Кремле знаменитый Успенский собор, а также проектировал новые стены и башни Кремля. В 1482 году в качестве военного инженера и начальника артиллерии Фиораванти участвовал в походе Ивана III на Новгород, отличившись сооружением крайне полезного понтонного моста. После этого мастер предпринял тайную попытку вернуться в Италию, но был схвачен и помещён в тюрьму, пока вновь не изъявил желание служить верой и правдой.
Из многочисленных узников Замка святого Ангела наибольшей народной любви и человеческого сострадания удостоилась 22–летняя Беатриче Ченчи. В 1598 году она в сговоре с братом и мачехой совершила убийство родного отца. Принято считать, хотя и достоверно не доказано, что грубый и развратный старик Ченчи изнасиловал юную Беатриче, за что и понёс справедливую семейную месть. Причины преступления и судебный вердикт, приговоривший всех троих соучастников к казни, вызвал небывалую волну общественного негодования. Однако папа Климент VIII остался непреклонен и в сентябре 1599 года обвиняемые были казнены.
Есть основания полагать, что важную роль в нежелании папы смягчить наказание сыграло огромное финансовое состояние семьи Ченчи, которое при условии смерти прямых наследников означало конфискацию в пользу Церкви. В последствии, запутанная история об истинных причинах преступления с множеством странных обстоятельств, оказалась чрезвычайно красочным сюжетом и надолго вошла в европейскую литературу.
Музей в Замке святого Ангела (Рим)
В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, давно ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. Со стен исчезли фрески скрытые под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы старинного замка находились в запущенном состоянии. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.
Первый уровень Замка святого Ангела
Знакомство с замком начинается с узкого Двора Спасителя из-за расположенного здесь мраморного бюста Христа, датируемого XV веком. Круговой коридор под открытым небом ведёт во Двор Обречённых, где расстреливали приговорённых к смерти узников тюрьмы. Во Двор выходят двери бывшей Капеллы Креста, где сейчас находится книжный магазин музея.
Через большую арку у входа в замок по ведущим вниз лестницам можно попасть на исходный уровень, где изначально и находился Мавзолей Адриана. Широкий коридор ведёт к прямоугольной комнате с большой полукруглой апсидой, где раньше находилась колоссальная статуя Адриана. От древнего зала гробницы Адриана, отходит спиральный туннель с высоким сводом, через который можно попасть на более высокий уровень.
Второй уровень Замка святого Ангела
Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах расположены урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря. Рядом расположены тюремные камеры, где содержали узников Замка святого Ангела, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры. В этой части замка в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады (зерно, масло, фураж).
Третий уровень Замка святого Ангела
Переходя на третий уровень замка, посетители попадают в небольшой квадратный Двор Ангела, где с 1747 года находится повреждённая статуя каменного ангела, некогда венчающего Замок святого Ангела. На восточной стороне двора находится вход в папские покои, через которые можно попасть во владения папы Климента VIII. После неудачной реставрации в комнате папы расположили камин, два портала с эмблемой папы Климента X, а также массивную дверь эпохи ренессанса. Следующее помещение — Зал Аполлона — яркий пример трансформации военной крепости в аристократическую резиденцию. В 1534 году папа Павел III с роскошью устроил свои апартаменты, оформив стены покоев фресками флорентийского мастера Перино дель Вага на тему мифических историй об Аполлоне.
По приказу папы Евгения IV недалеко от папских покоев была устроена капелла в честь святых Косма и Дамиана бессребреников, врачевателей и чудотворцев. В 1450 году по желанию Николая V папские апартаменты и капеллу соединили проходом. В ходе реставрационных работ, которые были поручены Микеланджело Буонарроти, были расписаны боковые стены капеллы. Алтарь, изображающий Мадонну с младенцем, был оформлен Рафаэлло да Монтелупо. Далее по коридору расположены апартаменты, состоящие из: двух маленьких комнат и ванной, в которых в течение шести месяцев находился в осаде папа Клемент VII. Ванная комната устроена по примеру древних терм с подачей по трубам горячей воды. Оформлением великолепного интерьера (роспись и фрески) занимались известные живописцы Джованни да Удино и Джулио Романо.
Четвёртый уровень Замка святого Ангела
На четвёртом уровне замка можно пройти через крытую галерею с уникальным видом на Тибр, где собраны археологические находки замка, скульптуры, элементы декора и лепные фигуры, некогда украшавшие гробницу Адриана. Далее расположены комнаты папы Пия IV, лоджии Юлия II, Павла III, а также несколько залов с собранием исторического оружия разных эпох.
Особого внимания заслуживают несколько залов на этом уровне. Зал Персея с украшенными позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее. В этой не большой комнате можно увидеть гобелены, предметы мебели, а также картины: «Плач по Христу», выполненную в манере Феррарской школы живописи, и «Дама с единорогом» работы Лука Лонги. Следующий Зал Амура и Психеи назван в честь оформленных фресками стен на тему мифических рассказов Апулея. Здесь находятся маленький алтарь, кровать и несколько картин: «Отдых на пути в Египет» работы Федерико Бароччи, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина зал создан в середине XVI века как приёмный зал Павла III Фарнезе и с тех пор стал залом для приёма послов, почётных посетителей и важных гостей. Зал отличается пышным и богатым декором.
Пятый уровень Замка святого Ангела
Пятый уровень открывает Комната казначейства, которая использовалась для хранения казны и церковных архивов. По периметру круглого зала расположены двенадцать шкафов из орехового дерева, а в центре — деревянные и железные лари, установленные по приказу папы Сикста V, доступ к которым имел только он. Далее следуя по маленькому коридору можно попасть в Библиотеку замка, бывшую ранее апартаментами Павла III, и украшенную живописными фресками, темой которых является величие Римских императоров и католической Церкви.
Шестой уровень Замка святого Ангела
Шестой уровень завершает экскурсионный маршрут на Террасе Ангела, с которой открывается вид на Тибр и Собор святого Петра. Слева на вершине расположен «Колокол осуждённых», который извещал о предстоящей казни. С террасы можно попасть в Колонный зал и Зал Флагов, где сохранены флаги полков пехоты итальянской армии.
Замок Святого Ангела
Замок Святого Ангела — монументальный памятник архитектуры, относящийся к периоду Древнего Рима. В разное время сооружение служило и крепостью, и папской резиденцией, и мавзолеем, и даже тюрьмой. Сегодня замок является Национальным музеем. Находится этот памятник архитектуры на берегу Тибра. В 10 минутах ходьбы от замка располагается еще одна значимая достопримечательность Рима — Собор Святого Петра.
История замка Святого Ангела
Мавзолей Адриана
В 135-139 году н.э. на высоком берегу реки Тибр воздвигли Усыпальницу для императора Адриана Публия. В те времена правители заранее беспокоились о месте своего захоронения, выбирая локацию для собственной усыпальницы. Сооружение было выстроено в традиционной форме этрусского тумулуса — погребальная камера с насыпным верхом в виде купола. Каждая из сторон квадратного основания имела длину 84 метра. Цилиндр, установленный на основании имел высоту 20 метров, а в диаметре равнялся 64 метрам. На насыпном холме, сверху, установили статую бога Солнца — Гелиоса. К погребальной камере ведет галерея в виде спирали. Здесь хранились урны с прахом императоров, а также их семей — от Адриана Публия до Септимия Севера.
К слову, мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) был также построен по приказу Адриана. По мосту можно добраться к усыпальнице из центра Рима.
К 5 столетию мавзолей Адриана утратил свой лоск и постепенно превратился в военное укрепление. При нашествии готов часть статуй, урн с прахом и украшений были украдены.
Переименование мавзолея
По рассказам, в 590 году, когда по всей Европе свирепствовала чума, папа Григорий Великий увидел над мавзолеем архангела Михаила, который вложил свой меч в ножны. После этого страшная эпидемия отступила, в честь чего усыпальница стала называться “замком Святого Ангела”, а по-итальянски — Castel Sant’Angelo.
Также в связи с этими события на сооружение водрузили фигуру ангела, выполненную из дерева. В 14 столетии она была заменена мраморной, а еще через 100 лет создали скульптуру с бронзовыми крыльями, которую позже разрушила молния. Далее был бронзовый ангел — его переплавили на пушки. В 16 столетии скульптор Рафаэль да Монтелупо изготовил новую фигуру, которую позже перенесли во внутренний двор — с тех пор двор именуется Двориком Ангела. Сейчас мы видим над замком бронзового ангела — это работа выполнена в 1753 году Пьером Ван Вершафельтом.
Замок Святого Ангела: крепость и тюрьма
В Средних веках замок стал резиденцией для пап римских. Здесь понтифики скрывались от врагов и разгневанного народа. Во времена папы Николая III между Ватиканом и замком была построена тайная галерея — по этому переходу могла свободно проехать запряженная повозка. Таким образом замок стал неприступной крепостью. Когда в Рим вошли войска Карла V, здесь укрывался Климент VII.
Подземелья и нижний ярус сооружения на протяжении долгого времени использовались для тюрьмы. Здесь были заточены Галилей, граф Калиостро, Джордано Бруно, Помпонио Лето, Бенвенуто Челлини (его рисунок “Христос воскресший” на стене каземата сохранился до наших дней).
Тем, кто хочет прикоснуться к истории и проживать около замка Святого Ангела, можем рекомендовать отели в районе Ватикан — Прати.
Настоящее замка Святого Ангела: что внутри
Когда в 1871 году Рим стал столицей объединенного Итальянского государства, власти закрыли тюрьму. Некоторое время замок служил военным складом и казармами. К тому времени залы были в запущенном состоянии, на стенах не осталось фресок. Полковник Луиджи Дюран де ла Пенне и капитан Мариано Боргатти инициировали реставрацию замка, после которой здесь открыли военный музей. В самом начале 20 столетия он стал Национальным музеем.
Первый уровень замка
По круговому коридору попадаем во Двор обреченных — здесь проводили расстрелы тюремных узников. У входа в замок находится арка и лестница, ведущая к усыпальнице Адриана.
Второй уровень
Второй уровень замка Святого Ангела начинается с Зала урн, тут в нишах находятся урны с прахом Адриана и его семьи. Рядом расположен Зал правосудия, где узникам зачитывали их приговор, а также тюремные камеры. В ходе археологических раскопок на втором уровне были найдены помещения для хранения запасов масла, зерна и т.д. на случай осады крепости.
Третий уровень
Попадая на третий уровень, вы очутитесь в том самом Дворике Ангела, о котором написано выше. В восточной стороне двора располагается вход в папские апартаменты, в частности, можно увидеть покои папы Климента VIII. Далее следует Зал Аполлона — отличный пример того, как военная крепость преобразовалась в шикарную резиденцию.
Папа Евгений IV приказал построить капеллу в честь Св. Косма и Даминана рядом с покоями. В 1450 году комната была соединена с капеллой проходом — это было желанием Николая V. В ходе этой реставрации принимал участие и Микеланджело Буонарроти — он расписал стены капеллы. А Мадонну с младенцем на алтаре изобразил Рафаэль да Монтелупо.
Следуя дальше по коридору, видим апартаменты, где в течение полугода скрывался папа римский Клемент VII. Оформлением интерьеров, в частности, фресками и росписью стен, занимались Джулио Романо и Джованни да Удино.
Четвертый уровень замка Святого Ангела
Здесь находится крытая галерея, где представлены скульптуры, археологические находки, лепнина, различные элементы декора. Дальше находятся залы с коллекциями оружия разных эпох, а также апартаменты Пия IV, лоджии Павла III и Юлия II.
На четвертом уровне находятся еще несколько интересных залов, заслуживающих внимания:
- Зал Персея с гобеленами, фресками и позолоченной лепниной. Тут висят картины “Дама с единорогом” и “Плач по Христу”.
- Зал Амура и Психеи, оформленный фресками по теме мифов Апулея. Тут мы видим кровать, небольшой алтарь, портреты Александра VI и Павла III, а также картины “Несение креста” и “Отдых на пути в Египет”.
- Зал Паолина — этот зал был создан в 16 столетии в качестве приемных покоев Павла III Фарнезе. С того времени здесь принимают важных гостей и послов.
Пятый уровень
На этом уровне находится Комната казначейства, ее использовали для хранения архивов церкви и казны. В центре круглого зала расположены лари, а по периметру — 12 шкафов из орехового дерева. Дальше по коридору можно попасть в библиотеку, стены которой украшены фресками, изображающими жизнь императоров и католической церкви.
Шестой уровень
И, наконец, последний, шестой уровень замка Святого Ангела заканчивается маршрутом на террасу, откуда открывается потрясающий вид на Рим. Слева можно увидеть Колокол осужденных, извещающий о казни узников. С террасы можно попасть в Зал флагов и Колонный зал.
Вид на Рим с террасы замка Святого Ангела
Информация для посетителей
Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00186 Roma
Официальный сайт: http://castelsantangelo.beniculturali.it/
График работы: с 09:00 до 19:30 (ежедневно, кроме 1 января и 25 декабря)
Цена на билеты:
- полный — €14;
- для граждан ЕС от 18 до 25 лет — €7.
*При проведении некоторых выставок стоимость может меняться.
Как добраться до замка Святого Ангела
На метро (линия А):
- станция Лепанто или станция Оттавиано-Сан-Пьетро.
На автобусе:
- линии 23, 40. 62, 271, 280, 982 — остановка Piazza Pia;
- линия 49, 87, 926, 990 — остановка Piazza Cavour-stop;
- линии 64, 46 — остановка Santo Spirito.
После осмотра замка Святого Ангела можно перейти к знакомству с архитектурой Капитолия, к проектированию которой был причастен сам Микеланджело.
Замок Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) или Мавзолей Адриана (Mausoleum of Hadrian) является одним из самых популярных туристических мест в Риме и славится своей богатой историей.
Вокруг замка всегда много туристов, как и в самом замке, а чтобы попасть внутрь, особенно в туристический сезон, придется постоять в очереди. Но это того стоит! Уникальная история знаменитого замка, которому уже более двух тысяч лет, множество мифов и легенд, старинная архитектура, великолепные залы и галереи…
История замка Святого Ангела
Изначально на месте замка была воздвигнута усыпальница по заказу римского императора Адриана Публия (Publius Hadrianus) примерно в 135 году нашей эры. Именно сюда был помещен прах императора Адриана с урнами его супруги Сабины и сына в 138 году.
Цилиндрическая усыпальница имела роскошное убранство. На плоской крыше сооружения был устроен декоративный сад, в центральной части которого красовалась позолоченная квадрига. Для соединения центра Рима с мавзолеем через реку был возведен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo).
Строительство мавзолея было завершено в 139 году уже при правлении Антонина Пия, а последнее захоронение в замке произошло в 217 году, когда умер император Каракалла.
Военная крепость
К 5 веку, во времена нападения варваров на Древний Рим, замок служил в качестве военной крепости для римских пап. После захвата крепости варварами, усыпальница императоров была разграблена и пришла в упадок. Значительная часть украшений из бронзы, скульптур и урн были украдены.
Резиденция римских пап
К 14 веку, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была полностью отреставрирована и приобрела статус замка Святого Ангела. Там, где раньше находились гробницы императоров, были размещены богато украшенные апартаменты для глав Ватикана. Таким образом, замок стал резиденцией римских пап.
Когда в 1527 году войска Карла V (Carolus V) вторглись в Рим, замок стал убежищем римского папы Климента VII (лат. Clemens VII). Позднее, на территории усыпальницы были устроены комфортные покои для римских пап на случай нового нападения.
Тюрьма
На нижних же этажах замка находились тюремные камеры, организованные там католической церковью. Самыми известными узниками этой тюрьмы были Джордано Бруно (Giordano Bruno), заточенному на 6 лет, и Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).
Таким образом, бывшая императорская усыпальница с течением веков превратилась в неприступный замок первых лиц Ватикана и самую строгую тюрьму для неугодных в Риме, тем самым провозглашая непревзойденную папскую власть.
К слову сказать, тюрьма в замке Святого Ангела была действительно самой неприступной, из которой сбежать было невозможно. Это удалось единственному человеку, известному своим побегом из тюрьмы Сант-Анджело, — скульптору и ювелиру Бенвенуто Челлини.
Современное время
С 1901 года замок представляет собой военно-исторический музей (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo) и удивительнейший памятник архитектуры, обязательный для посещения всеми туристами в Риме.
Архитектура
Замок имеет внушительный внешний вид и отличается необычной формой – его невозможно не заметить, если вы прогуливаетесь по набережной, например, со стороны Ватикана.
А мост Святого Ангела, который соединяет замок с противоположным берегом, также славится уникальным историческим прошлым и является не менее значимой достопримечательностью, чем сама крепость.
Фото: Blue Planet Studio / Shutterstock.com
Фасад
Замок Святого Ангела конструктивно представляет собой громадную цилиндрическую крепость, имеющую под собой квадратное основание, облицованное мрамором. Возвышающиеся круглые башни замка были названы в честь четырех апостолов: Святого Иоанна, Святого Луки, Святого Матфея и Святого Марка.
Фото: Aerial-motion / Shutterstock.com
Верхняя часть замка выполнена из вулканического камня. С внешней стороны сооружение имеет облицовку травертином и декоративное обрамление в виде пилястров, изображающих головы крупного рогатого скота.
В дальнейшем, когда строение стало использоваться в виде военного бастиона, оно было укреплено дополнительными стенами.
Конечно, вид современной крепости очень отличается от первоначально построенного мавзолея. От богатого украшения усыпальницы, белого мрамора и облицовочного камня уже мало что осталось, а сам замок уже не выглядит таким неприступным, как во времена сражений. Хотя внешняя форма замка осталась прежней.
Внутри
Во внутренней части сооружения до наших дней не сохранились старинные усыпальницы императора и его семьи, а также других императоров — Антония Пия, Марка Антония. Гробницы и урны были разграблены и разрушены во времена нападения варваров.
А в Средневековье, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была соединена с последним специальным коридором и использовалась в качестве убежища для римских пап. С другой стороны, они же внесли огромный вклад в реставрацию замка и его сохранения вплоть до наших дней.
Во времена правления папы Бонифация IX (Bonifacio IX) в замке была устроена капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo), а также усилены стены сооружения и возведены бастионы. Этими работами руководил архитектор Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti).
Фото: Elena Odareeva / Shutterstock.com
Фото: NickArm / Shutterstock.com
Фото: Harnisch Kitti / Shutterstock.com
В дальнейшем работы по укреплению замка проводились архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) по приказу папы Александра VI (Alessandro VI) в 15 веке. В резльтате было возведено еще четыре бастиона и вырыт ров. Внутри замка появились апартаменты для папы римского, украшенные фресками Пинтуриккьо (Pinturicchio).
Для последующего укрепления замка Урбан VIII (Urbano VIII) в 17 веке разрушил значительную часть военных бастионов для устройства еще более мощного сооружения.
Статуя архангела Михаила
На самом верху крепости с 16 по 18 век размещалась мраморная статуя архангела Михаила с мечом, выполненная Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) по мотивам легенды.
Фото: kavalenkava / Shutterstock.com
В последующем скульптура была перенесена во дворик Ангела, который соорудили в 17 веке. А на крыше замка установили бронзовую статую архангела Михаила работы скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) 18 века.
Мост Святого Ангела
Изначально на мосту Святого Ангела, который ведет к замку, не было скульптур ангелов. Их установил в 1667 году Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), работавший над созданием 10 статуй на протяжении двух лет.
Фото: Pyty / Shutterstock.com
Легенды
Название замка Святого Ангела происходит от следующей легенды. Если верить приданиям, в 590 году папе Григорию Великому, в самый разгар эпидемии чумы, явился архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны, и тем самым символизирующий конец страшной болезни. Так замок получил имя Святого Ангела.
На протяжении веков история замка была связана с тяжелыми судьбами мучеников, заточенных пожизненно в тюремных помещениях, которые располагались на его нижних этажах. Неудивительно, что здесь известно множество легенд про привидения и неприкаянные души узников, бродящих по замку и одноименному мосту в поисках покоя.
Самой известной легендой является история о призраке женщины Беатриче Ченчи. Приговоренная к казне за убийство собственного отца, от ужасной жестокости которого она страдала, несчастная была обезглавлена 11 сентября 1599 года в возрасте 16 лет. Казнь происходила на площади перед замком, где теперь каждый год в ночь 11 сентября появляется ее призрак.
Что посмотреть в замке
Если вы думаете о том, идти внутрь замка или нет, то ответ очевиден — конечно, идти! Если даже вам придется постоять в очереди за билетом в летний сезон, то этого стоит.
В замке сохранились папские апартаменты: залы Александра VI, Климента III, Климента VII, Климента VIII, комнаты Пия IV (Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II) работы Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), а также лоджии Павла III и Павла IV.
В числе других сохранившихся помещений:
- Библиотека Павла III и Секретный архив;
- Сокровищница, в которой располагались богатства римских пап в 16 веке;
- тройные комнаты: здесь когда-то находились апартаменты графа Калиостро;
- коридор Помпеано, находящийся между залом Аполлона и библиотекой;
- комната смотрителя замка времен 18 века;
- зал Аполлона, служивший для проведения светских приемов;
- капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano);
- залы Адрианео и Гирлянд, украшенные фресками работы 16 века;
- купальня Климента VII, оформленная знаменитым Джованни да Удине (Giovanni da Udine);
- дворик Александра VI, в котором есть глубокий колодец;
- дворик и часовня Льва X (Leone X).
В зале Правосудия обратите внимание на пушки и ядра времен средневековья. Здесь находится часть фрески с изображением ангела. Именно в этом зале в 16 веке решалась судьба заключенных.
Кроме того, примечателен зал Персея, украшенный сценами из легенды, а также зал Амура и Психеи, зал Паолины. Знамена итальянской пехоты в настоящее время хранятся в колонном зале, возведенном по приказу Бенедикта XIV.
Если вы пройдете через круглый зал, то окажетесь на Террасе Ангела (Terrazzo dell’Angelo). Именно оттуда можно полюбоваться панорамным видом Ватикана и всего Рима.
Другие помещения
Прекрасна старинная спиралеобразная галерея эпохи императора Адриана, некогда служившая для прохода к гробницам императоров. Также интересна закрытая галерея, предназначавшаяся в средние века для прохода паломников к Папе Римскому.
Кроме того, на территории замка стоит посмотреть Дворик Спасителя, рабочий кабинет Бонифация XI, часовню Святого распятия, где молились осужденные насмерть и внутренний дворик, служивший для проведения казней узников.
Рядом с лоджией Павла IV располагаются тюремные помещения, которые современному человеку больше напоминают дыру в стене, нежели полноценную камеру.
В замке находится военный арсенал, где представлена коллекция оружия с 15 по 20 век.
Прогуливаясь по лабиринтам замка, вы как-будто переноситесь в прошлые века. А поднявшись на вершину замка – на его террасу — вы сможете полюбоваться захватывающим видом на современный город.
Как добраться до замка Святого Ангела
Замок Святого Ангела находится в парке Адриано (Parco Adriano). Его точный адрес: Lungotevere Castello, 50. Как доехать:
- если вы решите добраться до замка на метро, то вам нужно выйти на станции Ottaviano-San Pietro или Lepanto (линия А);
- на автобусах №№ 62, 40, 23, 271, 280 или 982 можно добраться до остановки Piazza Pia;
- на автобусе № 34 до Via di Porta Castello;
- на автобусах №№ 49, 87, 926, 990 до пересечения Via Crescenzio и Piazza Cavour.
Часы работы замка и стоимость билета
Часы работы музея:
- с понедельника по среду с 9.00 до 19.30 часов (касса закрывается в 18.30);
- с четверга по воскресенье с 9.00 до 00.00 часов (касса закрывается в 23.00).
Стоимость билета по состоянию на 2020 год составляет:
- 15 Евро для взрослых ежедневно с 9.00 до 19.30 часов;
- 7,50 Евро для взрослых с четверга по воскресенье с 19.30 до 23.00 часов.
Для групп от 20 человек необходимо забронировать посещение, что обойдется в 1 Евро с каждого посетителя.
Полезно знать: каждый месяц с октября по март в первое воскресенье вход в замок бесплатный.
Цены на билеты и часы работы могут меняться — уточняйте информацию на официальном сайте замка Святого Ангела www.castelsantangelo.com.
Купить входной билет без очереди
- Купить билеты можно в кассе на месте.
- Заранее приобрести на сервисе по продаже билетов (гарантируется проход без очереди):
www.musement.com/ru/rim/natsional-nyi-muzei-zamka-sant-andzhelo-bez-ocheredi-aviabilety-1360/.
Посетите также
Выйдя из замка, вы сразу же попадаете на одноименный мост, на котором также всегда множество туристов, делающих фотографии и любующихся потрясающими видами набережной, Ватикана, замка…
Обязательно пройдитесь по мосту, он хранит в себе много тайн, а история его возникновения не менее занимательна, чем история замка Святого Ангела.
Экскурсии по Риму
Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Рима?
Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.
Замок Святого Ангела в Риме в 10 занимательных фактах
Замок Святого Ангела в Риме имеет довольно бурную и противоречивую историю. Начать хотя бы с его необычного названия. Роскошный мавзолей для императоров, убежище пап, сокровищница, тюрьма для политических заключенных и еретиков – с этим зданием связано много рассказов и легенд. Даже Дэн Браун избрал именно замок Святого Ангела в качестве логова коварных иллюминатов.
А что вы знаете о замке Святого Ангела? Давайте проверим.
1. Где находится замок Святого Ангела
Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo) находится в Риме на правом берегу реки Тибр, на расстоянии всего 1 км от собора Святого Петра и Ватикана .
С левого берега, где находятся Колизей, Римский форум и Пантеон, к мосту Святого Ангела ведет одноименный пешеходный мост, украшенный фигурами ангелов. Открыточные фото на фоне моста и замка обязательно привозят с собой все туристы, посещающие Рим.
Фотограф Марина Сорокоумова
Замок окружен парком Адриана (Parco Adriano), «звездная» форма которого повторяет внешний контур замка. Здесь вы можете отдохнуть на скамейках в тени деревьев, поиграть с детьми на детской площадке или в зимнее время покататься на коньках с видом на замок.
Адрес замка Святого Ангела: Lungotevere Castello, 50
2. Когда и при каких обстоятельствах был построен замок Святого Ангела
Здание, которое мы сегодня знаем как замок Святого Ангела, изначально никакого отношения к ангелам и папской власти не имело. Оно было построено во II веке н.э. в качестве роскошной усыпальницы для императора Адриана, его семьи и последующих преемников. В период между 139-217 гг. н.э. в мавзолее хранился прах императоров, последним из которых стал Каракалла.
Адриан большую часть жизни провел в военных походах и путешествиях по империи, поэтому хотел оставить после себя нечто грандиозное именно в Риме. Здание мавзолея Адриана, украшенное статуями животных и людей и насыпным садом, состояло из квадратного основания, на котором были установлены две колоннады разного размера и формы. Сужающуюся к верху конструкцию венчала статуя императора Адриана в виде бога солнца Гелиоса, управляющего золотой квадригой (двухколёсной колесницей с четырьмя запряжёнными конями).
Это было второе подобное строение в Риме после мавзолея первого императора Октавиана Августа. На момент постройки оно являлось самым высоким в Вечном городе.
3. Почему мавзолей Адриана превратили в крепость
В 270 г. н.э. император Марк Аврелий, озабоченный угрозой вторжения готов, инициировал строительство оборонительных сооружений. Позже они получат название Аврелианской стены, которая опоясала Рим вторым защитным периметром (более древняя Сервиева стена уже не справлялась со своими задачами).
Фрагмент Аврелианских стен, возведенных императором Аврелианом в 271 – 275 годы (можно увидеть в районе Тестаччо )
В состав стены был включен и мавзолей Адриана, который из-за своих размеров и стратегического положения стал играть роль крепости. Именно благодаря этому языческая постройка сохранилась до наших дней, не разобранная на камни, как это случилось с другими античными зданиями. Хотя все же то, что мы видим сегодня, гораздо скромнее с точки зрения внешнего вида – ни травертина, ни мрамора, ни статуй, ни лишнего декора, как было при императорах. Все, что не служило напрямую в оборонительных целях, было утрачено за века или попросту разграблено в лихие Средние века.
В наши дни замок напоминает слоеный пирог. Нижняя часть, основание – это то, что осталось от мавзолея Адриана, а верхняя – надстройки и добавления различных пап, которые приспособили его под свои нужды.
4. Почему замок назван в честь ангела?
Название связано с событиями 590 года. Страшная чума прокатилась по Риму и унесла жизни тысяч человек. Легенда гласит, что архангел Михаил явился папе Григорию Великому над бывшим императорским мавзолеем. Архангел вложил меч в ножны, что растолковали как счастливое предзнаменование – эпидемия скоро закончится! Так и случилось.
В благодарность за чудо замок был переименован, а на его вершине установили деревянную статую ангела как символ Божьей милости. С течением времени статую на вершине меняли несколько раз, и в наши дни она бронзовая.
5. Убежище пап
В лихие Средние века замок Святого Ангела спасал жизни римских пап, которые могли переждать нашествие врагов за его толстыми стенами. По приказу папы Николая III был построен Passeto – проход в крепостной стене длиной 800 метров, соединивший Ватикан и замок. Так папы могли быстро покидать свою основную резиденцию и укрываться в более надежном месте.
А в XIV веке замок начал приобретать тот вид, который нам знаком сегодня. Был расширен фундамент, построены зубчатые стены и бастионы, вырыт ров и создан единственный вход с подъемным мостом.
Бастион замка Святого Ангела
Самым известным случаем, когда замок действительно спас жизнь папе, стало «Разграбление Рима» – вторжение войск Карла V. Папе Клименту VII удалось сбежать из Ватикана по Пассето и пересидеть бурю за надежными стенами замка Святого Ангела. Другим повезло меньше – почти все швейцарские гвардейцы (мини-армия Ватикана) погибли на ступеньках собора Святого Петра, а население Рима за время жестокой осады сократилось с 55 000 до 10 000 человек.
6. Сокровищница, хранилище предметов искусства и секретных архивов
Замок Святого Ангела на протяжении Средних веков и эпохи Возрождения часто использовался в качестве второй папской резиденции. Конечно, понтифики не могли жить и принимать гостей в условиях кельи, поэтому появилась необходимость в усовершенствовании внутренних покоев. Так к концу XVI века интерьер замка стал больше напоминать дворец, чем чисто военное здание.
Зал колонн в замке Святого Ангела
По всему замку развешаны гербы пап, принадлежавших различным могущественным семействам: шары Медичи, лилии Фарнезе, пчелы Барберини, бык Борджиа. Все эти папы приложили руку к тому, чтобы не только повысить обороноспособность крепости, но и улучшить интерьеры, приспособить их под свои вкусы. Более других постарался папа Павел III Фарнезе, который привлек талантливых мастеров, в том числе ученика Рафаэля. По его заказу комнаты были расписаны изысканными фресками, украшены скульптурами, колоннами, картинами.
Замок использовался не только для официальных приемов, но и для тайных встреч. В Риме ходили слухи, что самый распутный папа Александр VI Борджиа покидал стены Ватикана и отправлялся по Пассето в замок Святого Ангела, где встречался со своими любовницами, устраивал оргии и даже отравления своих оппонентов. У Борджиа был плохой пиар, как сказали бы сейчас, поэтому трудно сказать, так ли это было на самом деле или людская молва немного сгущала краски.
7. Тюрьма для врагов пап
Замок служил не только убежищем пап, но и тюрьмой для их пленников (причем со временем все больше и больше превращаясь в тюрьму). В стенах замка Святого Ангела, где были оборудованы комнаты пыток и тюремные камеры, томились довольно известные личности – скульптор, живописец и авантюрист Бенвенуто Челлини, Джордано Бруно и даже граф Калиостро. Самое интересное, что некоторые папы сами являлись узниками в замке Святого Ангела.
Тюрьма в замке Святого Ангела была окончательно упразднена только в 1901 году.
8. Стоимость билетов в замок Святого Ангела. Как купить билеты в замок Святого Ангела онлайн
Сегодня замок Святого Ангела не несет оборонительных функций и не служит убежищем пап. Теперь это национальный музей, который может посетить любой желающий. Музей замка Святого Ангела включен в туристическую карту Roma Pass.
✅Время работы музея замка Святого Ангела: каждый день с 9.00 до 19.30.
✅Официальный сайт музея замка Святого Ангела: http://www.castelsantangelo.com/
✅Стоимость билетов в кассе:
- Взрослый – 14 евро
- Льготный (для граждан ЕС 18-25 лет) – 7 евро
- Детский (до 18 лет) – бесплатно
✅Первое воскресенье каждого месяца – бесплатный вход для всех.
✅В музее действует сеть Wi-Fi и собственное бесплатное приложение с маршрутом прогулки по замку.
✅По билету в замок Святого Ангела можно также посетить Палаццо Венеция (Piazza di S. Marco, 49).
✅Билеты в замок Святого Ангела можно купить онлайн на официальном сайте tosc.it (также здесь можно купить, например, билеты в галерею Боргезе ). Особого смысла покупать билеты заранее нет, так как в билетные кассы замка редко выстраивается большая очередь. Но если вы едете в высокий сезон или просто не хотите терять время, то покупка заранее будет оправдана.
✅Стоимость билетов при покупке онлайн (к обычной стоимости билетов прибавляется сервисный сбор):
- Взрослый – 15 евро
- Льготный (для граждан ЕС 18-25 лет) – 7,5 евро
- Детский (до 18 лет) – 1 евро
9. Что можно увидеть в замке Святого Ангела
Обязательно посетите замок Святого Ангела – военную крепость и сокровищницу римских пап, чтобы получить представление о том, как и чем жил Рим в Средние века и эпоху Возрождения.
✅В замке сохранился спиралеобразный пандус (часть оригинального мавзолея), который ведет к залу, где хранились урны с погребальным прахом императоров и членов их семей. Замысел был в том, чтобы посетитель не сразу видел драгоценные урны с прахом правителей, а медленно поднимался к ним. Технически это подъем в гору, но по ощущению – спуск в подземелье, спуск в царство мертвых.
Зал урн в замке Святого Ангела
✅В открытом внутреннем дворике находится еще одна статуя ангела – изготовленная из мрамора, авторства Рафаэлло да Монтелупо. Ранее она украшала вершину замка и позже была заменена на бронзовую (работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта), которую мы видим сегодня.
Дворик Ангела
✅В музее замка Святого Ангела представлены коллекции оружия и военного обмундирования 15-20 веков, выставлены статуи, картины и керамика, в основном эпохи Возрождения.
✅Самое интересное прячется в комнатах замка (Библиотека, Сокровищница, Зал Колонн и т.д.), которыми пользовались понтифики. Здесь можно полюбоваться картинами эпохи Возрождения и фресками.
Вид на собор Святого Петра из комнат замка Святого Ангела Сокровищница замка Святого Ангела
✅На вершине крепости находится большая панорамная терраса, с которой открывается красивый вид на собор Святого Петра и левый берег Тибра. Также можно вблизи рассмотреть бронзовую статую архангела Михаила, созданную фламандским скульптором Петером Антоном фон Вершаффельтом.
Смотровая площадка замка Святого Ангела
10. Замок Святого Ангела в популярной культуре
Замок Святого Ангела в силу своего узнаваемого образа часто используется в качестве фона для событий в кино, литературе и даже музыкальных произведениях.
Самые известные упоминания замка Святого Ангела:
- место трагического финала оперы «Тоска» Джакомо Пуччини
- фильм и книга «Ангелы и демоны» Дэна Брауна
- фильм «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли
- компьютерная игра Assassin’s Creed: Brotherhood, где игрок видит замок таким, каким он был в начале XVI века