Триумфальная арка Тита в Риме
Арка Тита (Arco di Tito) – монументальное сооружение Древнего Рима, возведённое в 81 г. нашей эры в ознаменование победы Тита (Titus Flavius Caesar Vespasianus Augustus) в Иерусалимской войне 66-71 гг., известной как восстание евреев против римлян.
Архитектурный памятник запечатлел триумф императора, который правил всего два года, но вошёл в историю благодаря своему происхождению из знаменитого рода Флавиев и военному походу, закончившемуся разрушением Иерусалима.
Достопримечательность находится в высшей точке древней Священной дороги (Via Sacra), с которой открывается вид на Колизей (Colosseo), Римский Форум (Foro Romano) и арку Константина Великого (Arco di Constantino).
Традиция возведения арок
Традиция возведения монументальных арок и отождествления их с триумфом победителя и значимыми событиями впервые появились в Древнем Риме. Начало было положено императором Августом (Octavianus Augustus), который в 29 и 19 годах до н.э. построил на Римском Форуме две триумфальные арки (не сохранились).
До эпохи римских императоров обычай строительства сооружений в форме арок уже существовал в Этрурии и государствах Ближнего Востока и был связан с религией или мифологией.
Согласно существовавшим верованиям, войско не могло войти в мирный город, пока не очистится от крови войны. Как правило, у входа в город или на перекрёстке важных дорог строились ворота, которые символично оставляли позади «мёртвое поле» боя и разделяли жизнь и смерть.
Римляне несколько изменили назначение культовых сооружений и стали возводить величественные каменные арки в честь военных триумфов полководцев и правителей. Дуга арки отождествлялась с небесной радугой, а проход под её сводом – с восхождением небесного светила или бога, к которому приравнивались императоры.
Какому событию посвящена?
Однопролётная арка, посвящённая триумфу Тита, была возведена уже после смерти императора по указанию Домициана (Titus Flavius Domitianus) – последнего представителя династии Флавиев. Победа римлян в Первой Иудейской войне стала важным событием в истории Древнего Рима, а отголоски её моральной стороны сохранились и в настоящее время.
Восстание евреев против римлян вспыхнуло в Иудее (землях Израиля) в 65 г. На его подавление в 67 г. направилась многотысячная армия во главе с Веспасианом (Titus Flavius Vespasianus), рядом с которым сражался и его старший сын Тит. После того как в 69 г. Веспасиан вернулся в Рим чтобы стать императором, Тит остался, чтобы завоевать Иерусалим и положить конец войне в Иудее.
Война принесла одной стороне унижение и многотысячные жертвы, а другой трофеи и славу. Тит с триумфом вернулся в Рим, где выставил для обозрения народом около 700 пленных и вывезенные богатые убранства Храма Ирода.
Не все сыновья Израиля были казнены; еврейские рабы были использованы при возведении Колизея, а часть из них основали первую диаспору.
Кому посвящена?
Тит стал императором в 79 г., сразу после смерти Веспасиана, и это был первый случай, когда в Риме власть перешла от отца к сыну. Править ему пришлось недолго, уже в 81 г. Тит умер от лихорадки. За очень короткий срок ему выпало пережить два великих бедствия, настигших империю: пожар в Риме (80 г.) и извержение Везувия (79 г.). Тем не менее, Тит успел прославиться как идеальный правитель, благодаря своей либеральной политике, щедрости и доброте.
Императором не было вынесено ни одного смертного приговора, за что народ называл его «amor et deliciae generis humani» — «любовь и утешение человеческого рода». Он преуспел в укреплении империи и умер на вершине своей славы. Конечно, можно предположить, что если бы он правил дольше, то успел бы приобрести и большую долю нелестной репутации.
Личность наследника Веспасиана была довольно противоречивой. Ещё до получения титула императора, нашлись те, которые приписывали Титу черты Нерона, обвиняя его в жадности, жестокости и порочных связях с египетской царицей Береникой, мальчиками и евнухами.
Описание
Триумфальная арка стала самым ярким напоминаем об императоре Тите и выражением особого почтения римлян, о чём свидетельствует дарственная надпись над карнизом с восточной стороны: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».
Архитектура
Автор проекта Арки Тита точно не известен, но при сравнении деталей и стиля с другими строениями некоторые специалисты относят её к работам римского архитектора Рабириуса (Rabirius), которому, кстати, приписывают и Колизей.
Он жил в I–II вв. и выполнил по заказу Домициана ряд проектов, таких как Дворец Флавиев (Domus Flavia) на Палатинском холме (Palatino) и Альбанская вилла (Albanum Domitiani) в современном Кастель-Гандольфо (Castel Gandolfo).
Возведение монумента, посвящённого триумфу Тита, по иронии судьбы легло на плечи евреев, взятых в плен в Иудее.
Арка Тита отличается от архитектуры арок периода правления Августа. Она более массивная и компактная: общая высота составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, единственный пролёт имеет высоту – 8,3 м, длину – 4,75 м, а в поперечном измерении – 5,33 м.
Антаблемент с фризом поддерживают четыре полуколонны, которые являются первым известным примером использования композитного ордера (ordine composito) в архитектуре Рима. Проём арки обрамляют утопленные в стену рифлёные колонны с коринфскими капителями.
Для фундамента строения древний архитектор использовал травертин, тогда как для всей остальной конструкции – пентелийский мрамор, добываемый в Аттике и отличавшийся необычной белизной. Внутренним ядром арки стал римский бетон (opus caementicium), известный своей прочностью.
Художественное оформление
Оформление Арки Тита интересно как с художественной точки зрения, так и с исторической .
Предположительно сооружение венчала позолоченная квадрига – самый характерный элемент изображения триумфа императоров.
В верхней части арки, в треугольном пространстве изображены крылатые богини Победы, а замковый камень в центре украшает с восточной стороны фигура женщины, а с западной – мужчины.
Рельефный фриз под дарственной надписью показывает сцену жертвоприношения — процессию с быками и лежащую статую, напоминающую божество реки Иордан.
При входе в арку сразу обращает на себя внимание кессонный потолок. Композиционным центром на нём является апофеоз Тита — изображение императора, поднимающегося на орле в небо, в мир богов.
Самые ценные изображения несут внутренние стены арки, где барельефы запечатлели сцены торжественной процессии, которая проходила в Риме более двух тысяч лет назад.
Барельеф – Триумфальное шествие
Картина триумфального шествия на одной из сторон пролёта Арки Тита, запечатлела события 71 г., когда римляне праздновали победу в Иерусалимской войне. Сцена показывает вереницу римских легионеров, несущих ценные трофеи. Поражает реалистичность их фигур и одеяний, а также редкое изображение артефактов Храма Ирода.
Трофеи
Главное внимание привлекает золотой семирожковый светильник или Минора, ставшая символом еврейской диаспоры и частью герба государства Израиль. Веспасиан поместил реликвию иудеев вместе с другими трофеями в Храм Мира, известный как Форум Веспасиана (Forum Vespasiani). Кстати, еврейские и христианские паломники, для которых Минора играла важную роль в их религиях, могли в храме прикоснуться к ней. Значение этого бесценного трофея выражалось даже в средневековом названии Арки Тита как Portico delle Sette Lucerne (Портик семи огней).
История исчезновения Миноры окутана тайной. Одни источники утверждают, что она легла на дно Тибра (Tevere) под Мостом Фабриччио (Ponte Fabricio) во время стычки легионеров за обладание сокровищем (в котором было не меньше 30 кг чистого золота). По другой версии, Минору похитили и вывезли из Рима в 455 г. варвары, после чего реликвия всё же вернулась в Иерусалим.
Другими культовыми предметами иудаизма на барельефном панно являются Серебряные трубы, ритуальные сосуды и Стол для священных хлебов. На заднем плане римские солдаты поднимают таблички с пояснительными надписями добытых трофеев и покорённых городов.
Барельеф – Тит в квадриге
Особый интерес представляет барельеф на противоположной стороне внутренней стены арки, где изображён Тит, восседающий в колеснице.
Лошадьми управляет сама богиня Рима, а Виктория венчает победителя лавровым венком. Процессию сопровождают гении (духи-хранители) и государственные служители ликторы, несущие фасции — знак власти.
Уникальность каменного панно заключается в передаче рельефного рисунка, который создаёт эффект трёхмерного пространства и анимации. Разные плоскости, величина фигур в натурный рост, повторяющиеся силуэты лошадей, — всё это передаёт движение и создаёт ощущение реального присутствия внутри события.
Как арка выглядела до реставрации, в период Средневековья
В период Средневековья многие памятники Древнего Рима пострадали или были попросту разрушены. Период процветания великой империи сменился на мрак, который окутывал Рим почти 1000 лет. Арка Тита перестала быть символом триумфа правителя самого большого мегаполиса Древнего мира и превратилась в бесформенное сооружение.
В XI в. влиятельная римская семья Франжипани (Frangipani) включила арку в построенную ими крепостную стену, повредив колонны и художественные рельефы.
Гравюра Пиранези (Piranesi), картины Каналетто (Kanaletto) и Паннини (Pannini) запечатлели городской пейзаж 40-х годов XVIII в., где Арка Тита занимает центральное место.
В XVI в. при понтификате Павла II и Сикста IV древнеримский монумент был включён в структуру церкви святой Франчески Римской (Santa Francesca Romana), известной ранее как Santa Maria Nova. Церковь сохранила арку именно потому, что она олицетворяла истребление евреев и разрушение Иерусалима, которые приветствовались христианами того времени.
Реставрация
Первая серьёзная реставрация Арки Тита проводилась в 1812 -1824 гг. К началу работ значительная часть конструкции была уже разрушена – повреждён фундамент, колонны и ценные барельефы пролёта.
Вклад Джузеппе Валадье
Самый большой вклад в восстановление облика арки внёс итальянский археолог и реставратор Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier), приглашённый папой Пием VII. Удалив средневековую кладку, он тщательно и достоверно реконструировал первоначальный вид древнеримского памятника. Некоторые отличия от оригинала всё же имели место: мраморные плиты были заменены на травертин, а сложные капители колонн— на более простые.
В память о работах по реставрации на западной стороне арки имеется надпись: «Этот памятник, выдающийся как с точки зрения религии, так и с искусства, со временем ослабел. Пий Седьмой, верховный понтифик, новыми работами по образцу древнего образца приказал его укрепить и сохранить».
Вторая арка
В 2015 г. в ходе раскопок на глубине 3 м археологами были обнаружены остатки второй арки Тита. Она была построена в 81 г. в центре полукруга Большого цирка (Circo Massimo) и посвящена победе над евреями в Иерусалиме. Памятник из каррарского мрамора имел три пролёта и должен был производить впечатление своей монументальностью и богатством украшений. С упадком Римской империи арка постепенно была разрушена и забыта, а блоки мрамора стали частью городского акведука и средневековых построек.
При раскопках удалось обнаружить более 300 фрагментов колонн и плиты основания арки. Для дальнейшего исследования найденной арки потребуются средства и время, а пока её остатки засыпаны землёй для лучшей сохранности от разрушения.
Арка Тита давно уже не служит напоминанием о покорении евреев в Иудеи, а остается великолепным архитектурным памятником, который возвращает в историю Древнего Рима и делает настоящую жизнь более интересной и яркой.
Арка Тита послужила моделью для многих подобных сооружений, среди которых уже в Новое время были построены Триумфальная арка в Париже, Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, Веллингтонская арка в Лондоне и даже Ворота Индии в Нью-Дели.
Арка Тита в Риме
Арка Тита: факты и предания о триумфальной арке Тита, рельефы и барельефы и надписи, история кратко, где находится и как добраться
Ежегодно сотни тысяч туристов, проходя от Колизея к Римским Форумам, надолго останавливаются перед одним из наиболее значимых памятников императорской эпохи. Арка Тита, находящаяся в конце античной Священной дороги (via Sacra) – самая древняя арка Вечного города. Для одних она является просто прекрасным произведением искусства, для других – свидетельством могущества императорского Рима, для третьих – это еще и монументальная эпитафия в память о падении Иерусалима и разорении священного храма.
- Факты и предания
- Рельефы
- Куда исчезли сокровища
- Сохранение и восстановление
- Как добраться
Возможно, кто-то не знает, что барельефы, высеченные на панелях арки Тита, повествуют об апофеозе одного из известных исторических событий, которое с невероятной точностью было предсказано в Библии и явилось одним из библейских пророчеств.
Факты об Арке Тита
В начале Iв. н.э., после завоевания Галлии (территории современной Франции) и островов Британии, Римская империя достигла беспрецедентного процветания, однако нестабильность в провинции Иудея продолжала вызывать сильное беспокойство Рима. Евреи были возмущены тем фактом, что иностранные правители не уважали их традиции и надеялись, что ниспосланный мессия словом изгонит ненавистных им римлян. В 33 году Иисус предупредил, что над Иерусалимом и его жителями нависла катастрофа: «Когда вы увидите Иерусалим окруженный иноземцами, то знайте – близко его опустошение» (Евангелие от Луки 21:20) и «Придет день, когда ваши враги окружат вас, низвергнут вас и ваших детей внутри вас, и не оставят от города камня на камне» (Евангелие от Луки 19:43). Неужели это пророчество сбылось?
После смерти Спасителя Иудея находилась еще 33 года под правлением римлян. В 66 году прокуратор Рима Джессио Флоро (Gessio Floro) конфисковал ценности Иерусалимского храма, после чего евреи подняли восстание, расправились с солдатами римского гарнизона в городе и объявили свою независимость от Римской империи. Спустя три месяца более 30 000 римских легионеров во главе с Гай Цестием Галлом (Gaio Cestio Gallo) пришли в Иерусалим и подавили восстание, однако удержаться там не смогли.
В следующем году Рим возобновил кампанию против Иудеи, на этот раз во главе с Веспасианом (9-79гг.н.э.) и его старшим сыном Титом (39-81гг.н.э.). Однако сразу после смерти Нерона в 68 году Веспасиан вернулся в Рим, оставив военную кампанию против Иудеи в руках своего сына с 60-ти тысячной армией. Провозглашенный легионами Египта, Иудеи, Сирии и Дуная императором, римский Сенат был вынужден признать полномочия Веспасиана даже несмотря на то, что таким образом была прервана династическая преемственность линии Юлиев-Клавдиев.
В июне 70 года Тит со своим войском стал лагерем у Иерусалима, взяв его в осаду, и уже в сентябре римляне уничтожили храм и разрушили город, как и предсказывал Иисус.
После победоносной военной кампании, в 71 году Тит вернулся в Рим, где его встретили с триумфом – толпы народа ликовали, восторженно взирая на трофеи, добытые из храма в Иерусалиме.
Рельефы арки Тита и посвящение
Известную своими барельефами с изображением римских солдат, несущих в триумфальном шествии сокровища Иерусалимского храма – семисветную Менору и Серебряные трубы, Арку Тита ошибочно называют триумфальной. Тем не менее, это не так.
В 79г., после кончины Флавия Веспасиана, правившего с именем Цезаря Веспасиана Августа, место императора занял его сын и полный тезка Тит Флавий Веспасиан, однако по прошествии двух лет он внезапно скончался. Для увековечивания памяти прославленного полководца и в ознаменование его побед в Иудее римский Сенат в 81г. одобрил возведение монументального памятника, построенного возглавившим империю младшим братом Тита Флавием Домицианом (51-96гг). А высеченные вверху арки слова «Senatus populus que romanus divo Tito divi Vespasiani f (ilio) Vespasiano Augusto», то есть «Сенат и римский народ божественному Титу, сыну божественного Веспасиана, Веспасиану Августу» уже почти две тысячи лет напоминает потомкам об апофеозе и величайших деяниях двух императоров.
Однако основной мотив посвящения Арки Тита находится на ее внутреннем своде, где расположен барельеф с изображением могучего орла, возносящего императора на небеса и указывая тем самым на его божественное предназначение.
На древних рельефных панелях внутри арки изображены две сцены с эпизодами римского триумфа при вхождении сына императора в Рим в 71 году. Один из них представляет процессию в начале церемонии – Богиня Рима ведет за собой конную упряжь с колесницей, на которой крылатая Победа венчает лавровым венком голову Тита.
На противоположной стене арки представлен эпизод триумфального шествия с добычей из храма в Иерусалиме – Священной Менорой, Серебряными трубами, которыми взывали евреев на праздник Рош ха-Шана и золотым Столом с ритуальными хлебами.
Триумфальная арка императора Тита
Эпоха процветания Рима была ознаменована многочисленными победами его правителей и войска. Народ был в восторге от величия своих полководцев и не только пел им оды, но и возводил в их честь триумфальные арки, которые переросли в особый вид зодчества. С помощью них восхвалялись победоносные сражения римской армии. Всего по всей римской империи насчитывалось 350 арок, а в самом Риме их было 55. Даже в наше время некоторые из них сохранились в отличном состоянии. На площади Форума находится два таких исторических монумента, самой знаменитой является триумфальная арка Тита. Она в будущем стала прототипом многих аналогичных сооружений.
Причины создания исторического памятника
В 70 годах н.э. в Израиле поднялось восстание против Римской Империи. Вначале восставшие оттеснили римских легионеров со своих земель, но с Рима в помощь был послан еще один легион во главе с полководцем Веспасианом. Он быстро развернул ситуацию в обратную сторону и захватил главного местного бунтовщика, который впоследствии сменил имя на Иосифа Флавия и описал это восстание в книге под названием «Иудейская война».
После такой победы и за многие свои заслуги Веспасиан вскоре стал императором, покинул еврейские земли и уехал в Рим, а звание главнокомандующего было отдано его сыну Титу. Тот продолжал держать осаду Иерусалима еще пять месяцев, пока в городе не начался голод. Это стало последней каплей, город сдал свои позиции и после вторжения римлян был разрушен и разграблен ими. Все ценные вещи были похищены, а люди убиты или проданы в рабство, некоторые взяты в плен. После этого крепость Масада, в которой скрывались оставшиеся заговорщики, продержалась еще три года, но тоже пала.
Триумфальная арка императора Тита была построена уже после его смерти. К её созданию приложил руку его брат Доминиан, под руководством которого она была воздвигнута в 81 году н.э. Эта арка служила постаментом для памятника императору, выполненного из бронзы и увенчанного богиней победы – Викторией.
В средние века это грандиозное сооружение стало частью оборонной стены, чтобы ее задействовать пришлось немного перестроить ее боковые части. А после окончания военных действий Папа Римский Пий VII в 1821 году дал указание реставрировать арку, но для этого подобрали не совсем тот материал. Приняли решение использовать травертин, который зарекомендовал себя как надежный строительный материал, из него был построен Колизей, в то время как основание арки было выполнено из мрамора.
На арке присутствуют две надписи:
- одна – хвалебная ода, возвеличивающая достижения императора Тита, была выбита еще во время создания арки;
- вторая – служит напоминанием, что восстановили первоначальный вид арки под руководством Пия VII, она была нанесена во время реставрации памятника.
Описание монумента
Триумфальная арка Тита расположена в выгодном месте Рима, стоя возле нее с одной стороны можно увидеть римский форум, а с другой Колизей.
Высота памятника составляет 15,4 метра, его ширина 13,5. Арка, выполненная в нем, идет глубиной 4,75 метра и шириной 5,33.
Внешний вид арки может показаться скромным, в ней присутствуют строгие формы, но чувствуется особое восхищение её архитектурным пропорциям.
Арку украшают полуколонны, вокруг неё выполнены различные рельефы, самое интересное скрыто внутри пролета. Там изображены три действа:
- Триумфальное шествие императора Тита по Риму вместе с захваченными иерусалимскими трофеями, которые несут на своих плечах легионеры.
- Колесница с Титом, им управляет богиня Рома. В повозку запряжены четыре лошади, впереди них идут ликторы. А богиня Виктория возлагает на голову триумфатора венок.
- Отход императора в иной мир и его перерождение в божество.
Примечательно, что эту арку возводили пленные евреи, которых Тит взял в плен, впоследствии они стали прародителями еврейской династии в Риме.
Как увидеть триумфальную арку?
Она располагается на юго-восточной части Римского форума. К этому месту можно доехать на метрополитене, выбрав линию В, с нее нужно выйти на станции «Колизей».
Триумфальная арка Тита
Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito) ) — однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.
Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.
Описание
Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.
Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.
Тит Флавий Веспасиан на квадриге во время триумфа
Шествие с трофеями
Посвящения
Посвятительная надпись на аттике гласит:
SENATVS POPVLVSQVE·ROMANVS DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO) VESPASIANO·AVGVSTO
«Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана»
В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821 при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из травертина, а не мрамора, а также упростил их форму. На другой стороне от древнего посвящения Пий VII начертал новое:
INSIGNE · RELIGIONIS · ATQVE · ARTIS · MONVMENTVM VETVSTATE · FATISCENS PIVS · SEPTIMVS · PONTIFEX · MAX(IMVS) NOVIS · OPERIBVS · PRISCVM · EXEMPLAR · IMITANTIBVS FVLCIRI · SERVARIQVE · IVSSIT ANNO · SACRI · PRINCIPATVS · EIVS · XXIIII
«Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й»
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Арка Тита
- Формирование принципов современной рестварации — 1.1. Возникновение интереса к памятникам античности. Их реставрация в начале XIX в.
- Arcus_Titi (англ.) . — в Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A topographical dictionary of ancient Rome.
- Арка Тита, история и фото (англ.)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Nazareth (альбом)
- Ту-119
Полезное
Смотреть что такое “Триумфальная арка Тита” в других словарях:
Триумфальная арка — У этого термина существуют и другие значения, см. Триумфальная арка (значения). Триумфальная арка Тита (81 год) … Википедия
Триумфальная арка (значения) — Триумфальная арка: Триумфальная арка мемориальное сооружение. Примеры таких сооружений: Триумфальная арка в Москве. Красные ворота в Москве. Нарвские ворота в Санкт Петербурге. Триумфальная арка в Париже. Арка на площади Каррузель в Париже … Википедия
триумфальная арка — отдельное монументальное сооружение в виде арки на столбах, увенчанной часто аттиком (стенкой над карнизом), воздвигавшееся по случаю триумфа – торжественного въезда полководца победителя в Рим. Триумфальные арки возводили также в ознаменование… … Художественная энциклопедия
Триумфальная арка Септимия Севера — У этого термина существуют и другие значения, см. Триумфальная арка (значения). Триумфальная арка Триумфальная арка Септимия Севера Arco di Settimio Severo … Википедия
Триумфальная арка — рим. архитект. сооружение, устанавливалось на дорогах и площадях, имело один или три проезда, аттик, на к ром в колеснице изображ. тот, в честь кого была установлена Т. а. Поводом для ее сооруж. могли служить, напр., победоносное… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Триумфальная арка — рим архитектурное со оружение, устанавливалось на дорогах и площадях, имело один или три проезда, аттик, на котором в колеснице изображался тот, в честь кого была установлена Т. а. Поводом для ее сооружения могли служить, например,… … Словарь античности
арка триумфальная — триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий (Триумфальная арка Тита в Риме, 81; Триумфальные ворота в Москве,… … Энциклопедический словарь
Арка триумфальная — триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное оформление проезда (обычно арочное) или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Имеют один или три пролёта, перекрытые полуцилиндрическими… … Художественная энциклопедия
Арка Тиберия — (лат. Arcus Tiberius), триумфальная арка на Римском форуме, построенная в честь возвращения римских штандартов (Германиком в 15 или 16 году н. э.), потерянных в битве в Тевтобургском лесу. Арка располагалась на территории между Храмом… … Википедия
Арка триумфальная — (лат. triumphus победа) монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и… … Архитектурный словарь
Фонтан «Писающий мальчик»
Писающий мальчик (Manneken Pis) — знаменитая достопримечательность Брюсселя. Представляет собой небольшую статую-фонтан из бронзы в виде нагого мальчика, который писает прямо в бассейн. Жители города присвоили ему имя «Малыш Жюльен».
Фигура мальчика составляет 61 см в высоту, тем не менее, он находится выше проходящих мимо людей. Дело в том, что бронзовая фигура стоит на высоком постаменте. Над ним — арка, которая похожа на раковину. Сам фонтан огорожен узорной чугунной решеткой.
Вокруг фонтана продается множество сувениров с изображением бренда Бельгии — писающего мальчика. Помимо обычных магнитов, футболок и пластмассовых поделок, здесь можно приобрести фигуру статуи, изготовленную из шоколада или карамели.
История фонтана «Писающий мальчик»
Сейчас доподлинно неизвестно, каким образом появился образ писающего мальчугана на улицах Брюсселя. Существуют версии о том, что статуя с мальчиком стояла еще в 15 веке, а, возможно, и в конце 14 века. Есть несколько легенд о происхождении статуи, большинство из них связывают сюжет писающего ребенка с героическим поступком во время военных действий. Например, одна из легенд гласит, что статуя — это напоминание об одном необычном событии гимбергенской войны. Правитель Готфрид III Лёвенский, желая вдохновить и поддержать жителей города, подвесил на дерево люльку со своим сыном — следующим монархом, который взойдет на престол. А ребенок, в свою очередь, писал на воинов, которые сражались под деревом. Хотя другие говорят о том, что ребенок обмочился из-за страха. Согласно другой версии, один мальчик своей струей смог погасить вражеские боеприпасы, подожженные под городскими стенами. И статуя была воздвигнута для того, чтобы сохранить память о поступке ребенка. Есть и более банальные версии — у одного горожанина пропал маленький сын, а спустя 5 дней он нашел его, писающего как раз на том месте, где сейчас стоит статуя-фонтан. Конечно, есть и мистическое предание — ведьма разозлилась на мальчика, который написал на дверь ее дома, и в наказание заколдовала его навечно лить таким образом воду перед всеми проходящими мимо людьми.
Образ статуи, которую мы видим сейчас, создал в 1619 году скульптор Жером Дюкенуа, работавший при дворе Альбрехта VII Австрийского и создававший в основном внутрицерковное убранство. Уже спустя 76 лет произошло первое похищение статуи, которое позднее повторялось еще несколько раз. Последний зафиксированный случай кражи статуи произошел в 60-ые годы прошлого века, после чего место статуи заменила очередная копия скульптуры Дюкенуа. Сейчас сохранность мальчика обеспечивают видеокамеры и сигнализация.
Традиции фонтана «Писающий мальчик»
С течением времени люди создали несколько традиций, посвященных неоднозначной статуе. Чтобы увидеть необычное зрелище, планируйте свой визит к фонтану в праздничные дни, когда воду заменяют на вино или пиво. Такое происходит во время различных фестивалей или в честь значимых событий: например, 4 июня 2005 года в честь столетия футбольного клуба Sporting Gijon в фонтане был сидр, который разливали всем желающим.
Другая традиция — одевание голого мальчика. Первую одежду ему подарил в 1698 году курфюрст Баварский Максимилиан-Эммануил. Позднее брюссельский мальчик получил дорогой костюм из парчи в подарок от короля Франции. А российские космонавты одели малыша в скафандр. Между прочим, одеть статую — это большая честь, которой удостаиваются почетные лица. Расписание смены костюмов вывешивается ежемесячно на ограде фонтана. Список составляет некоммерческая организация «Друзья Писающего мальчика», сама церемония носит торжественный характер и обычно сопровождается игрой духовного оркестра. Наряды мальчика можно посмотреть в музее «Гардероб Писающего мальчика», расположенном неподалеку.
Похожие достопримечательности
В Брюсселе находится сестра мальчика — «Писающая девочка», получившая имя «Маленькая Жанна». Чтобы защитить ее от похитителей, перед девочкой установили решетку. Найти ее можно по адресу: тупик Аллеи верности («Impasse de la Fidélité/Getrouwheidsgang»), с мальчиком их разделяет расстояние около 600–700 метров, которое можно преодолеть за 10 минут. В продолжение темы в городе открыли фонтан «Писающая собачка».
В 1922 году мэр Брюсселя подарил копию «Писающего мальчика» французскому городу Кольмар в Эльзасе. В США и Бразилии установлены такие же фонтаны.
В ряде других бельгийских городов установлены свои вариации «писающих мальчиков» — братьев «Малыша Жюльена».
Как добраться до фонтана «Писающий мальчик»
Статуя-фонтан находится в историческом центре Брюсселя, на пересечении двух узких улиц Этюв и Шен (Банной и Дубовой). Доехать до «Писающего мальчика» можно на общественном транспорте:
- Автобус № 33, остановка «Manneken Pis», затем пешком идти еще 100 метров до пересечения улиц.
- Автобус № 48, 95, остановка «Grand-Place». От остановки идти около 200 метров.
- Метро: ст. De Brouckere, линия № 1, 5. Далее идти около 700 метров пешком.
- Трамвай № 3, 4, 32, остановка «Beurs». Расстояние до фонтана — 450 метров.
К достопримечательности можно приехать на такси, в Брюсселе работают сервисы Uber, Limo Taxi.
От центрального железнодорожного вокзала Брюсселя до статуи-фонтана можно дойти за 8 минут (600 метров).
Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Manneken Pis» до фонтана:
Карта-схема пешего маршрута от «Писающего мальчика» к «Писающей девочке»:
Видео фонтана:
Туристы у фонтана «Писающий мальчик» в Брюсселе. Панорама на Google Maps
Писающие скульптуры Брюсселя: «Писающий мальчик» (ФОТО)
Многие слышали о существовании Писающего мальчика, но мало кому приходит разумное объяснение, почему странноватый фонтан появился в центре Брюсселя. Расскажем историю Манекен Пис и как до него добраться.
Содержание:
- Как возникла идея создания скульптуры
- Коллекция костюмов «Писающего мальчика»
- Фонтан «Манекен Пис», как он есть
- Где находится «Манекен Пис» и как добраться
- «Писающий мальчик» на карте Брюсселя
На углу улиц Rue de l’Etuve и Rue du Chene, недалеко от помпезной площади Гранд-Плас в Брюсселе, можно увидеть скульптуру ангелоподобного мальчика, это и есть легендарный фонтан — Манекен Пис (Manneken Pis), или «Писающий мальчик». Скульптура изображает малыша, высотой всего 61 сантиметр, который с лукавым взглядом и без тени стеснения пускает струю прямо в мраморную чашу фонтана.
Когда точно на улицах Брюсселя появился «Писающий мальчик» — неизвестно. Есть версии, что скульптура была водружена на пересечении нынешних улиц Банной (Stoofstraat) и Дубовой (Eikstraat) еще в далеком XV веке. Тогда она представляла собой каменное изваяние, изображающее обнаженного мальчика, который «писал» прямо на улице, невзирая на смущенные взгляды. Первая версия фонтана появилась уже в XIX веке и носила название «Малыш Жулиан», или «Жульен» (так ласково называли «шалуна» жители Брюсселя). Современный вид бронзовая фигурка приобрела благодаря скульптору Джерому Дюкенуа и украшала Брюссель с 1619 по 1747 год. Ровно до тех пор, пока не была конфискована французскими солдатами.
Та скульптура, которую можно увидеть сегодня, является точной копией первого «Жульена». У ее ног соорудили каменную чашу, в которую стекает вода. Так обычный «Манекен Пис» превратился в фонтан «Манекен Пис». Кстати, в праздничные дни воду в фонтане меняют на настоящее бельгийское пиво, а иногда и вино.
Как возникла идея создания скульптуры
Как всегда, есть целых три легенды, повествующие о возникновении скульптуры «Писающий мальчик». Одна другой краше, выбрать можно любую:
- Согласно первой, мальчик спас Брюссель от неминуемого разрушения. Вражеские войска намеревались стереть город с лица земли и поместили под его стенами взрывчатку. Мальчуган написал на зажженный фитиль и, остановив продвижение огня к бомбе, спас родной город.
- Вторая легенда гласит, что супружеская пара потеряла на улицах города малолетнего сынишку. Побегав и поискав его больше суток, они обнаружили его в том самом месте, где сегодня установлен «Манекен Пис». Мальчуган, не подозревая о беспокойстве родителей, справлял нужду под деревцем. Счастливый отец на радостях, что сын нашелся, подарил городу оригинальный фонтан.
- Согласно третьей легенде, фонтан установлен в качестве напоминания современникам о гримбергенской войне. В период сражений колыбель с будущим монархом — сыном Готфрида III Лёвенского — крепилась на ветвях дерева, воодушевляя сражающихся на победу. Ребенок, не осознавая, насколько важна его роль, безмятежно писал прямо на головы воинам.
Коллекция костюмов «Писающего мальчика»
После того, как на улице была установлена бронзовая фигура Жюльена, его неоднократно похищали. Впервые это случилось в 1695 году и продолжалось вплоть до появления камер слежения и сигнализации. Однажды «Писающего мальчика» сняли с постамента и бросили под дверь таверны, расположенной неподалеку.
Писающий малыш в первозданном виде:
И тот же мальчишка в шикарных костюмчиках:
Такое неуважение к национальному герою возмутило горожан, но Людовику XV удалось успокоить толпу. Он наказал вандалов, а Жюльену «подарил» шпагу и великолепно расшитый мундир. Это положило начало замечательной традиции: малыша периодически наряжают во всевозможные костюмы, приуроченные к праздникам, фестивалям и прибытию в Брюссель высоких гостей. Гардероб «Писающего мальчика» теперь насчитывает без малого 800 оригинальных «луков». Это костюмы гусара, рыцаря, дзюдоиста, ученого, форма футболиста и национальные одежды разных стран.
Рядом с «Писающим мальчиком» есть табличка с графиком переодеваний на несколько месяцев вперед. Если есть желание увидеть коллекцию костюмов целиком, добро пожаловать в GardeRobe MannekenPis (расположен по адресу Rue du Chêne 19, около 120 м от фонтана). Музей работает с 10-00 до 17-00, кроме понедельника. Подробности и цены на официальном сайте www.brusselscitymuseum.brussels.
Считается, что пожаловать малышу Жюльену новый наряд — особая честь, которой удостаиваются только самые почётные жители и гости города.
Фонтан «Манекен Пис», как он есть
Впечатления от встречи с «Писающим мальчиком» у большинства туристов двоякие. Во-первых, своими масштабами скульптура не поражает воображение — тот случай, когда скромные 60 см роста несколько смазывают впечатление.
Фонтан «Манекен Пис» (Брюссель, Бельгия)
Во-вторых, многие ожидают увидеть символ Брюсселя расположенным на самом видном месте, посреди помпезной площади. На самом деле же фигурка «Манекен Пис» примостилась чуть ли не «в дальнем углу» — в створе двух домов.
Но те, кто знаком не только с легендами, но и с официальной историей, могут взглянуть на «Писающего мальчика» с иного угла. На самом-то деле фигурку в позапрошлом веке установили в свою честь представители зарождающегося класса коммерсантов. Местные нувориши обладали не только деловой хваткой, но и отличной самоиронией.
Они как бы намекают будущим поколениям: «Да, сегодня мы хозяева этой жизни, но внутри мы — все те же дети. Живите одним днем и никого не судите строго».
Где находится «Манекен Пис» и как добраться
«Писающий мальчик» установлен на пересечении улицы Этюв (франц. Rue de l’Etuve) и Шен (франц. Rue du Chene). Это каких-то 300 м пешком от Гранд-Плас.
Многие отели в качестве ориентира используют как центральную площади, так и наш фонтан. Жить неподалеку от «Манекен Пис» престижно, дорого и мало кто может себе позволить. Рядом с мальчуганом есть остановка автобуса №33, которая так и называется — Manneken Pis. На автобусах №№ 48 и 95 можно также доехать до остановки Beurs.
Ближайшее метро — станция De Brouckere — в 600 м от фонтана.
«Писающий мальчик» на карте Брюсселя
Адрес: Rue de l’Etuve 42 и Rue du Chêne 6, Брюссель, Бельгия
Где поесть в Брюсселе — рестораны и фаст-фуды
10 городов, куда можно съездить из Брюсселя — маршруты и цены
Лучшие гостиницы Брюсселя — по адекватным ценам
«Писающий мальчик» — один из самых старых символов Брюсселя. Никто не ожидал, что столь остроумное решение мастеров и их оригинальный подход к делу сделают скульптуру известной не только в пределах города и страны, но и во всем мире. «Но раз уж идея оказалась удачной, почему бы не развить ее?», — подумали брюссельцы и… на улицах столицы появилась еще парочка героев, справляющих естественную нужду. Речь о небезызвестных «Писающей девочке» и «Писающей дворняге».
Несколько экземпляров из коллекции костюмов Писающего мальчика в нашей фотоподборке (остальное в музее на Гранд-Плас):
Фонтан «Маннекен Пис»
Писающий мальчик (фр. Petit Julien; нидерл. Manneken Pis), наверное, один из самых известных и самых… неоднозначных символов Бельгии. Я с детства знала о таком забавном памятнике, который известен на весь мир. Видела я Писающего Мальчика один раз, и, скорее, усмехнулась тому, как маленькая скульптура стала настолько известной.
Манекен Пис – это маленькая статуэтка высотой всего в 61 сантиметр, находится она в переулке возле главной площади Брюсселя (фр. Grand Place, нидерл. Grote Markt).
Как добраться до Манекен Пис
Прибываем на главную площадь Брюсселя (фр. Grand Place, голл. Grote Markt) на метро – станция Gare Central – или на поезде, если едем из другого города (остановка Gare de Bruxelles-Central).
Слева оставляем красивые дома ремесленников и идем по улице Rue Charles Buls, которая переходит в Rue de l’Etuve. Время в пути около 5 минут. Вас уже окружают магазины, ориентированные исключительно на туристов. В витринах – бельгийские кружева и гобелены на сумках и коврах, бельгийские вафли, лотки с мороженым, магазины шоколада, в том числе и с шоколадными писающими мальчиками.
В конце улицы всегда много народу. Здесь возле стены толпятся экскурсионные группы. Смотрим налево и видим маленькую фигурку улыбающегося младенца, писающего в каменную чашу внизу.
Кто же этот мальчик
Говорят, что в скульптуре увековечили мальчика, который во время одного из пожаров решил справится с огнем своими силами. Крохотную статую сделал архитектор Жером Дюкенуа в 1619 году, однако, городские легенды о ней восходят к 14 веку.
Оригинальную фигуру часто разбивали и похищали, сейчас на постаменте стоит копия 1965-го года, зовут скульптуру Малыш Жульен. На редких городских праздниках мальчик писает пивом или сидром, а зрители пытаются подставить стаканы так, чтобы им досталась выпивка. Мальчика часто наряжают, что происходит четко по расписанию, которое висит на заборчике рядом. В остальное время он улыбается и, нисколько не смущаясь наготы, позирует туристам.
В первый раз я увидела Манекен Пис во время обзорной экскурсии по Брюсселю, и после него мы отправилась искать в соседних улицах-переулках другие памятники – писающую девочку и писающую собаку.
Похожие скульптуры поблизости
Скульптура девочки расположена очень хитро. Возвращаемся на главную площадь и идем до тупика Impasse de la Fidélité. Эта улица с ресторанами исключительно для туристов.
Владельцы заведений здесь решили, что путешественников привлечет памятник наподобие писающего мальчика и собрали деньги… на такую же девочку. Ее разместили на стене дома в конце своей улицы за резной решеткой напротив бара Delirium, который впечатлил меня тем, что он славится толстой-книгой меню, где можно увидеть две тысячи (!) сортов пива со всего мира, в том числе и российских, израильских, пиво из Республики Чад и не только.
Собаку найти чуть сложнее. Здесь уже почти нет туристов. Скульптура расположена на пересечении улиц Rue des Chartreux и Rue du Vieux-Marché.
Дворняга замерла на секунду, без стеснения подняв ногу на один из парковочных столбиков.
На этом главная часть тура по писающим фигурам закончена.
Где посмотреть гардероб Манекен Пис
Если вас заинтересовал бельгийский символ, то отправляйтесь на главную площадь. Здание с флагом в середине – городской музей Брюсселя, он же Дом Короля (хотя короли здесь никогда не жили). Здесь часто проходят исторические и художественные выставки, и в этом же здании размещен гардероб Писающего мальчика, в котором хранится порядка 800 костюмов.
Я бы не пошла смотреть на гардероб писающего мальчика специально, но оказалась здесь на исторической выставке. И, пройдя зал с основной экспозицией, обнаружила, что возле лестницы в комнате выставлены костюмы самого известного ребенка Бельгии. Надо сказать, что гардероб у него роскошный. Послы, короли, президенты, космонавты и спортсмены дарят писающему мальчику наряды. Какие-то из них стоят в полный рост за стеклом, какие-то лежат в выдвижных ящиках. Найти русский – дело не самое простое, но увлекательное.
Из интересного: наряд космонавта, костюм, состоящий из цветных паралоновых шариков, русская рубаха, карнавальный наряд из Бразилии, гавайские юбки и костюм Элвиса Пресли с паричком, гитаркой и брюками клеш, как и полагается.
Манекен Пис в подарок
Можно привести мальчика в подарок, ведь бельгийский символ запечатлен на всех возможных сувенирах: магнитах, брелках, блокнотах, фартуках, легко найдется мальчик-статуэтка, мальчик-шоколадка, мальчик из марципана (стоимость около 3–4 евро за маленькие сувениры).
Осмотр мальчика, его гардероба и статуй-подражаний займет у вас 2–3 часа, и после следует отправиться спокойно бродить по улицам столицы Бельгии. Можно смело ставить галочку напротив самого заезженного, но такого забавного Писающего мальчика.