Незаконный переход границы с РФ (статья, ответственность)

ВС разъяснил, когда можно не наказывать за незаконное пересечение госграницы

Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.

В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.

Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.

Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом. При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований. Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.

«При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.

К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.

Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».

После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.

«По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.

При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.

«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.

Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.

Статья 18.1 КоАП РФ. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Читайте также:
Генеральное Консульство Франции в Москве

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Комментарии к ст. 18.1 КОАП РФ

1. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (с изм. и доп.) устанавливают понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяют порядок ее пересечения.

2. Защита Государственной границы как часть системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы РФ, определяемым международными договорами РФ и законодательством РФ.

3. Защита Государственной границы РФ обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска).

4. Охрана Государственной границы РФ является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

5. Режим Государственной границы РФ включает правила: а) содержания госграницы; б) пересечения госграницы лицами и транспортными средствами; в) перемещения через госграницу грузов, товаров и животных; г) пропуска через госграницу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; д) ведения на госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; е) разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил (см. ст. 7 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”, а также Правила пограничного режима, утвержденные Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 458 // РГ. 2007. 24 нояб.).

Однако комментируемая статья предполагает привлечение к ответственности за нарушение не всех правил режима, а только правил пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами (в том числе порядка следования до нее от пунктов пропуска и обратно) и ведения на госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности.

6. Пересечение Государственной границы РФ на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения госграницы, устанавливается порядок следования от госграницы до пунктов пропуска через госграницу и в обратном направлении, при этом не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Правила пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами непосредственно связаны с порядком пропуска через границу, который производится только в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию РФ, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов РФ. Признание законности пересечения Государственной границы РФ и разрешение на ее пересечение в процессе пропуска относятся только к компетенции пограничных органов.

Основанием для пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу РФ граждан РФ и граждан сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Содержание, средства и методы контроля при осуществлении пропуска через Государственную границу РФ, порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. N 50 “О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации”, утвердившим соответствующее Положение.

7. Для квалификации по данной статье также важны пределы пункта пропуска через Государственную границу РФ. Пределы и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (см. Правила определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 253).

Читайте также:
Шри-Ланка: виза для россиян в 2022 году Процесс заполнения и получения документов

8. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы РФ, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно осуществляемая непосредственно на границе либо вблизи нее на территории РФ (в пределах пятикилометровой полосы местности), должна отвечать всем правилам пересечения границы и вестись на основании разрешения пограничных органов, а в остальной части пограничной зоны – с их уведомлением. Указанное разрешение включает сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.

9. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются конкретные правила режима Государственной границы РФ.

10. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с: а) нарушением правил пересечения Государственной границы РФ гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства; б) нарушением правил пересечения Государственной границы РФ автомобильными, иными транспортными средствами; в) нарушением лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; г) ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время. Соответствующие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, действующих в этой сфере, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, касающихся ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе или вблизи нее.

Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершаются путем активных противоправных действий.

11. Административные правонарушения, охватываемые данной статьей, необходимо отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. 322 УК РФ “Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации”.

Уголовная ответственность по ст. 322 УК РФ применяется за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ либо без надлежащего разрешения, полученного в установленном законодательством порядке.

12. Субъектами данных правонарушений могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил, регулирующих режим Государственной границы РФ, а также юридические лица (ч. 3 данной статьи).

Согласно примечанию к данной статье индивидуальные предприниматели применительно ко всем статьям главы 18 несут административную ответственность как юридические лица, если иное не предусмотрено в соответствующих статьях гл. 18.

13. Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.

14. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), а по ч. ч. 1 и 2 – органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43).

Дело об административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства при въезде в Российскую Федерацию, за которое в качестве меры наказания предполагается применить административное выдворение, рассматривается уполномоченным должностным лицом пограничных органов (ч. 2 ст. 3.10). Данное дело также может быть рассмотрено районным судьей в случаях, если должностное лицо пограничных органов передаст его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3).

Пограничная служба ФСБ России информирует

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р, с 18 марта 2020 г. временно ограничен въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Беларусь.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 763-р с 30 марта 2020 г. временно ограничено движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункты пропуска), а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

Введенные временные ограничения не применяются в отношении лиц, указанных в пунктах 2, 2 1 и 5 1 вышеназванных распоряжений Правительства Российской Федерации, основными из которых являются:

1. Граждане Российской Федерации, въезжающие в Российскую Федерацию любым видом транспорта из любого иностранного государства.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане), выезжающие из Российской Федерации любым видом транспорта, а также следующие транзитом через воздушные пункты пропуска без выхода за их пределы.

3. Граждане Российской Федерации, выезжающие из страны через морские и воздушные пункты пропуска, а также следующие железнодорожным пассажирским транспортом в Республику Беларусь.

4. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (документом, подтверждающим постоянное проживание, является вид на жительство в Российской Федерации).

5. Граждане Республики Беларусь и граждане иностранных государств, предусмотренных приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р (далее – приложение № 1), въезжающие в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Беларусь через воздушные пункты пропуска.

6. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь либо в иностранных государствах, предусмотренных приложением № 1 (имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в данной стране), въезжающие в Российскую Федерацию из указанных государств и из Республики Беларусь через воздушные пункты пропуска.

7. Граждане Республики Беларусь и иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, следующие в Российскую Федерацию железнодорожным пассажирским транспортом.

8. Иностранные граждане (их супруги и несовершеннолетние дети, которые въезжают в Российскую Федерацию совместно с ними):

  • въезжающие в Российскую Федерацию в связи со смертью близкого родственника для осуществления его погребения (при наличии копии свидетельства либо справки о смерти и документов, подтверждающие степень родства);
  • являющиеся членами семьи, опекунами и попечителями граждан Российской Федерации либо иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации (при наличии копии документов, подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства), российского гражданства члена семьи либо права на постоянное проживание в Российской Федерации);
  • въезжающие в Российскую Федерацию к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (при наличии копии документов, выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства).
Читайте также:
Цены в Южной Корее в 2022 году: проживание, питание, развлечения

* Под близкими родственниками и членами семьи понимаются: супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные.

** Документами, подтверждающими родство, могут являться: свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации брака и др. (перевод на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства, либо заверение у нотариуса их копий не требуется).

9. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации (их супруги и несовершеннолетние дети, которые следуют совместно с ними):

  • в связи со смертью близкого родственника для осуществления его погребения (при наличии копии свидетельства либо справки о смерти и документов, подтверждающих степень родства);
  • в целях лечения (при наличии копий документов принимающей медицинской организации, подтверждающих необходимость лечения, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России);
  • к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (при наличии копии документов, выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства);
  • к месту проживания членов семьи, опекунам и попечителям лиц, в том числе являющихся иностранными гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации (при наличии копий документов, подтверждающих право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, а также копий документов, подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства);
  • в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства (при наличии документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях (рабочей визы);
  • для получения образования в иностранных образовательных организациях (при наличии документов, подтверждающих получение образования в иностранной образовательной организации, или копий документов российской образовательной организации о направлении на обучение в иностранной образовательной организации, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях (учебной визы);
  • при условии предъявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории иностранного государства, в которое осуществляется выезд;
  • имеющие также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

* Под близкими родственниками и членами семьи понимаются: супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные.

10. Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (при наличии в документе отметки о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины).

11. Иностранные граждане, имеющие дипломатические и служебные визы, а также обыкновенные частные визы, выданные по решению МИДа России.

12. Лица, въезжающие в Российскую Федерацию в целях лечения, обучения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, а также осуществления трудовой деятельности (при наличии сведений о таких лицах в формируемых с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» списках).

13. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в Республику Абхазия либо в Республику Южная Осетия.

14. Граждане Республики Абхазия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Абхазия и граждане Республики Южная Осетия, въезжающие в Российскую Федерацию из Республики Южная Осетия.

Иные категории граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств, на которых не распространяются введенные Правительством Российской Федерации временные ограничения на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации, указаны в распоряжениях Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 635-р и от 30 марта 2020 г. № 763-р (действующие редакции указанных нормативных правовых актов размещены на официальном сайте Правительства Российской Федерации: http://government.ru).

Дополнительно сообщаем, что проверка отрицательных результатов исследований на новую коронавирусную инфекцию в пунктах пропуска проводится должностными лицами подразделений Роспотребнадзора в ходе санитарно-карантинного контроля. За разъяснениями по соответствующим вопросам рекомендуем обращаться в Роспотребнадзор.

Также сообщаем, что Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 268-ФЗ внесены изменения в статью 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предусматривающие изменения к содержанию сведений, указываемых в нотариально оформленном согласии на самостоятельный выезд из страны несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.

Данные изменения отменяют требования обязательного указания в нотариально оформленном согласии наименований государств, которые намерен посетить несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, и сроков такого выезда.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Читайте также:
Работа в Финляндии в 2022 году: востребованные вакансии, зарплаты и рабочая виза

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Читайте также:
Что попробовать в Дании из еды: самое вкусное

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

СТ 322 УК РФ.

1. Пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных
документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без
надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, –
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными
работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Читайте также:
Алушта отзывы отдыхающих 2022. Стоит ли ехать в Алушту на отдых

2. Пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую
Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в
Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации, –
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами
на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные
группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением
насилия или с угрозой его применения, –
наказываются лишением свободы на срок до шести лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в
Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического
убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не
содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 322 Уголовного кодекса

1. Деяние (ч. 1) состоит в незаконном фактическом перемещении через Государственную границу РФ. Незаконность перемещения определяется совершением его без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Установление признаков деяния требует обращения к соответствующим положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, а также Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, закрепляющим процедуры и документы, необходимые для пересечения границы.

Способ пересечения границы может быть любой: переезд, перелет, переход и т.д.

2. Субъект преступления в ч. 1 – лицо, достигшее 16 лет, за исключением прибывших на территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 322 УК).

3. В ч. 2 установлена ответственность за пересечение Государственной границы РФ при въезде иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в РФ заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Субъект специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства.

4. Если анализируемое деяние сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью или смерти (ч. 3), необходима дополнительная квалификация по ст. 111 или 105 УК.

Второй комментарий к Ст. 322 УК РФ

1. Объективная сторона — пересечение Государственной границы Российской Федерации (при въезде или выезде) без действительных документов или без надлежащего разрешения.

2. Понятие Государственной границы РФ и порядок ее пересечения определяются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Согласно этому закону, для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, животных, товаров необходимо наличие действительных (установленных) документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из нее: паспорт, удостоверяющий личность субъекта в другом государстве; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка. Для граждан СНГ предусмотрен упрощенный порядок пересечения Государственной границы РФ, согласно которому для пересечения Государственной границы РФ может использоваться национальный паспорт.

3. Надлежащее разрешение на пересечение Государственной границы РФ — оформленная надлежащим образом российская или иностранная виза, транзитная виза, либо оформленное в установленном порядке приглашение юридического или физического лица.

Незаконным является пересечение границы: без предъявления указанных документов; с предъявлением недействительных документов (просроченных, чужих, поддельных, оформленных с нарушением установленного порядка). Преступление является оконченным с момента пересечения Государственной границы РФ.

4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект незаконного пересечения Государственной границы РФ — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный состав незаконного пересечения Государственной границы РФ предусмотрен в ч. 2 ст. 322 УК. Помимо признаков основного состава, в него включены следующие альтернативные признаки:

1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2) с применением насилия или угрозой его применения.

Содержание указанных признаков — см.: комментарии к статьям 105 и 318 УК.

7. Примечание к статье 322 УК содержит положение, ограничивающее ее действие в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу РФ для использования права политического убежища. Этим положением реализуется конституционная гарантия права человека на политическое убежище в Российской Федерации (ст. 63 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 5 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища (утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г.), политическое убежище не предоставляется лицам, виновным в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН; лицам, которым не грозило преследование; лицам, предоставившим заведомо ложные сведения о себе; лицам, имеющим гражданство третьей страны, в которой им не грозило преследование; лицам, в отношении которых имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории Российской Федерации.

Третий комментарий к статье 322 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется совершением действий, состоящих в пересечении Государственной границы России: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является место совершения преступления – государственная граница. Государственная граница РФ – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ .
——————————–
Статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями).

Читайте также:
Как иностранцу получить медицинский полис в России

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ст. 11 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” (в ред. от 03.06.2011)).

Въезд в пункты пропуска через государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами и пограничными войсками (ст. 23 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1).

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (ред. от 08.07.2012) . Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
——————————–
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (в ред. от 18.07.1998 N 110-ФЗ, от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; и др.

Документами, по которым осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: для граждан Российской Федерации – внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности моряка) – ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для иностранных граждан и лиц без гражданства – документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых, а также в определенных случаях – виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами Российской Федерации – ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из Российской Федерации проездные документы – ст. 29 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.

3. Состав преступления – формальный. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ вне зависимости от направления пересечения.

4. Согласно ч. 12 ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государственной границы РФ лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая; аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе, воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; доставки спасенных людей; оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

5. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 312-ФЗ “О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 19.12.2012) статья дополнена новой редакцией частей 2 и 3.

По ч. 2 данной статьи ответственность предусмотрена за пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного запрещен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Состав преступления в этом случае формальный. Объективная сторона в целом соответствует представленной в ч. 1 комментируемой статьи. Заведомость означает то, что виновный заранее знал незаконность своего въезда в Российскую Федерацию. Поэтому субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления специальный – вменяемое лицо, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

В части 3 ст. 322 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные составы преступлений, указанных в ч. ч. 1 и 2 данной статьи. Ответственность усилена за: а) совершение незаконного пересечения государственной границы РФ в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы; б) деяние, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения.
Понятия группы лиц по предварительному сговору и организованной группы определяются в ст. 35 УК.

Под насилием в рамках данного состава понимается такой способ пересечения Государственной границы РФ, который допускает максимальное причинение вреда здоровью средней тяжести. Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 УК. Угрозы могут носить любой характер, связанный с физическим насилием, включая угрозы убийством. В этом составе преступления дополнительным объектом является здоровье человека (как правило, лиц, осуществляющих контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ).

Читайте также:
Перепланировка 2-х комнатной хрущевки (двушка, двухкомнатной) - в 2022 году, схема ремонта

8. Примечание к ст. 322 УК РФ оговаривает, что действие рассматриваемой статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в их действиях не содержится иного состава преступления. Порядок предоставления политического убежища регламентируется подзаконными нормативными актами.

Статья 18.1. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации

1. Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, –

влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

3. Ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Комментарий к ст. 18.1 КоАП

Государственная граница РФ – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, которые определяют пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации. Другими словами – это пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”).

Пересечение Государственной границы должно осуществляться в пункте пропуска через Государственную границу, под которым понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 322 УК).

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ (ст. 14 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”). Если в отношении указанных лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, то они в официальном порядке либо передаются властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу, либо выдворяются за пределы Российской Федерации с уведомлением властей того государства, на территорию которого выдворяются.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ, не должна наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба, а также создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами и пограничными войсками (ст. 13 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”). Такая деятельность должна осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации при соблюдении правил пересечения Государственной границы.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, либо рассматриваются должностными лицами пограничных органов и пограничных войск ФСБ, либо передаются на рассмотрение судьям районных судов по делам, влекущим административное выдворение за пределы РФ, применяемое в качестве дополнительного административного наказания; либо передаются на рассмотрение мировым судьям по делам, влекущим наложение административного штрафа.

Судебная практика по статье 18.1 КоАП

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны биологических ресурсов Ванинской государственной районной инспекции Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 16 июня 2016 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (л.д. 7 – 15).

Читайте также:
Требования для разрешения на работу во Франции

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу начальника Федерального государственного бюджетного учреждения “Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” (далее – ФГБУ “Северное УГМС”, Учреждение) Ершова Р.В. на вступившие в законную силу постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г. Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району от 25 декабря 2018 года N СА/660-18, решение судьи Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 25 февраля 2019 года, решение судьи Архангельского областного суда от 18 апреля 2019 года и постановление заместителя председателя Архангельского областного суда от 17 июня 2019 года, вынесенные в отношении ФГБУ “Северное УГМС” по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

общество с ограниченной ответственностью “МВ-Лайн” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.2016 N 9862/19-16 федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

общество с ограниченной ответственностью “Земланд Шиппинг” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2015 по делу N 2349/1778-15 Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 450 000 рублей.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ВЕТЕРАН-мортранс” о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” от 11.12.2015 N 9862/2128-15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, и решения от 11.01.2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы на оспариваемое постановление,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ВЕТЕРАН-мортранс” о признании незаконным и отмене постановления федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” от 14.12.2015 N 9862/2127-15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, и решения от 11.01.2016, принятого по результатам рассмотрения жалобы на оспариваемое постановление,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ВЕТЕРАН-мортранс” о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2015 по делу N 9862/2129-15 федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району” о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Крымская рыболовная компания” о признании незаконным и отмене постановления Службы в городе Балаклаве Пограничного управления по Республике Крым Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 18.02.2016 N 9930-С/114-16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

акционерное общество “Авиационная компания Авиашельф” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2016 по делу N ПУ/77-16 Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Сахалинской области (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

общество с ограниченной ответственностью “СП-Шиппинг” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного казенного учреждения “Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области” (далее – управление, административный орган) от 01.04.2016 N 2349/475-16 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде 800 000 рублей штрафа.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Маг-Си Интернешнл” о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району от 20.01.2016 N 9862/2277-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

Наказание за незаконное пересечение границы РФ в 2022 году

В соответствии с федеральным законом № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пересекать российскую границу можно только через оборудованные пункты пропуска. В других местах пересечение границы России будет считаться нелегальным. При пересечении границы иностранные граждане обязаны предоставить определенные документы, удостоверяющие их личность.

Процесс пересечения границы выглядит следующим образом:

  • прохождение паспортного контроля;
  • досмотр багажа или груза;
  • декларирование ценностей и денежных средств.
Читайте также:
Эмиграция в израиль не еврею 2022

Пересечение границы с помощью визы

Граждане стран, с которыми у России нет соглашений о безвизовом режиме, обязаны делать визу для поездки в Россию. Визы могут быть:

  • туристической;
  • деловой;
  • рабочей;
  • учебной;
  • гостевой;
  • транзитной.

Для получения туристической визы необходимо туристическое приглашение с целью посетить Россию в туристических целях. Максимальный срок пребывания по ней 30 дней. Для получения деловой визы необходимо деловое приглашение, которое оформляется через Федеральную Миграционную Службу и Министерство Иностранных Дел РФ. Сроки, на которые выдается деловая виза, составляют 30, 90, 180, 365 дней. Для получения рабочей визы необходимо рабочее приглашение. У нее нет ограничений по пребыванию. Учебная виза выдается на основании приглашения для обучения в учебном заведении. Гостевая виза оформляется на основании частного приглашения по ходатайству гражданина России, который имеет постоянную прописку на территории России. Максимальный срок пребывания по ней 3 месяца. И наконец, транзитная виза выдается на основании документов, которые подаются в Российское консульство для транзитных целей. Максимальный срок пребывания по ней 72 часа.

Пересечение границы в безвизовом режиме

Безвизовый режим возможен только с теми странами, с которыми у России есть соглашение о безвизовом режиме. При пересечении границы не нужно иметь визу. Существует очень внушительный список стран, с которыми у России безвизовый режим.

Документы необходимые для пересечения российской границы

Документы, необходимые для пересечения границы:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • заполненная миграционная карта;
  • виза (обязательно для граждан тех государств, у которых нет соглашений о безвизовом режиме с Россией).

При пересечении границы необходимо заполнить миграционную карту. Сюда необходимо внести анкетные данные гражданина, а также цель визита на российской земле. Миграционная карта нужна для подтверждения законности нахождения человека на территории России, и ее нужно сдать при выезде из страны. Еще один документ, который нужно заполнить при прохождении через границу это таможенная декларация. В ней содержится информация о человеке и товарах, денежных средствах, ценностях, которые он перевозит. Существуют определенные нормы на перевозку, и если эти нормы больше положенного, то гражданин обязан заполнить таможенную декларацию и уплатить пошлину. При получении визы также необходимо получить полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС). Полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС) не нужно приобретать:

  • владельцам служебных и дипломатических паспортов, а также их гостям;
  • иностранцам-госслужащим, которые прибыли в Россию по приглашению федеральных или региональных органов власти;
  • иностранным гостям, которые не должны предоставлять полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС) в соответствии с международными договорами.

Пересечение границы на автомобиле

Если вы едите через границу на машине, то необходимо иметь следующие документы:

  • водительское удостоверение международного образца;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • полис страхования гражданской ответственности «зеленая карта».

Запрет на въезд в Россию

Далеко не каждый человек может попасть на территорию России. Существует запретный список для отдельных категорий людей. Отказать во въезде в России могут по следующим причинам:

  • предоставление заведомо ложных сведений;
  • предоставление фальшивых документов;
  • есть судимость за преступления;
  • не предоставили все документы, необходимые для получения визы;
  • недостаточно денежных средств для проживания в России;
  • нежелательное пребывание данного гражданина на территории России;
  • задолженность по налогам или штрафам, неуплаченных на территории России;
  • решение о депортации, выдворении или реадмиссии;
  • нет полиса добровольного медицинского страхования (полис ДМС);
  • был превышен срок временного пребывания в России в предыдущем посещении страны.

Незаконное пересечение границы

Если граждане других государств незаконно пересекли российскую границу, то для них наступает

наступает уголовная ответственность. В статье 322 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за эти нарушения. Человек, незаконно пересекший российскую границу, может получить до пяти лет лишения свободы. Если же кто-то организует массовое пересечение границы, то он может получить до 7 лет лишения свободы.

Если у человека при задержании отсутствовали документы, дающие право на пересечение границы, то его ждет штраф до 200 000 рублей или принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет. Если многократно нарушались условия пересечения границы с Россией, то виновнику грозит штраф до 300 000 рублей или принудительные работы лет или лишение свободы на срок до 4 лет, а если это было совершено группой лиц, то до 6 лет. Если границу пересекли граждане России или иностранцы, лица без гражданства, то ответственность у них будет различаться.

Штрафы для граждан России Штрафы для иностранцев, лиц без гражданства
от 2000 до 5000 рублей от 2000 до 5000 рублей (с депортацией)
от 30 000 до 50 000 рублей (для должностных лиц)
от 400 000 до 800 000 рублей (для юридических лиц)

Если человек, пересекший границу, относится к лицам, въезд которым на территорию России заведомо запрещен, то он может получить уголовный срок и штраф:

  • штраф в размере до 300 000 рублей, а также депортация;
  • принудительные работы сроком до 4 лет;
  • тюремное заключение сроком до 4 лет;
  • тюремное заключение сроком до 6 лет для группы лиц

Сюда не относятся ситуации, когда границу пересекают беженцы, люди, с целью получения политического убежища, в результате чрезвычайных ситуаций (аварий, стихийных бедствий и т.д.), либо лица, нуждающиеся в срочной медицинской помощи. К незаконному пересечению границ, не относятся ситуации, когда это было совершенно не умышленно.

Также к ответственности привлекаются российские граждане и иностранцы и лица без гражданства, если:

  • они не предоставили все необходимые документы на границе;
  • незаконно провозят других лиц через границу;
  • перешли границу в неположенном месте;
  • охотятся или рыбачат близко от государственной границы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: