Уровень и качество жизни в современной России

Повышение уровня и качества жизни населения России

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 02.06.2019 2019-06-02

Статья просмотрена: 1876 раз

Библиографическое описание:

Морозова, М. М. Повышение уровня и качества жизни населения России / М. М. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 557-558. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60010/ (дата обращения: 30.01.2022).

В данной статье рассматриваются конкретизация и обобщение такого понятия как «качество жизни населения». Приведены стандарты, благодаря которым можно поделить качество жизни населения на три уровня: высокое качество жизни, нормальное (базовое) и качество жизни на уровне выживания. Также проведен анализ уровня и качества жизни населения России, который показывает уровень неравенства качества жизни, что следует расслоению в обществе. В статье показан рейтинг регионов страны по уровню качества жизни населения. В работе сформулированы предложения направленные на улучшение качества жизни населения.

Ключевые слова: качество жизни населения, реальные доходы, рейтинг регионов, социальная политика.

Качество жизни — это понятие, определяющее различные стороны жизнедеятельности (образ, стиль жизни) населения; состояние самого субъекта (демографические параметры, физическое, психическое и социальное здоровье); условия жизнедеятельности (материальный доход и условия, в которых протекают рабочая, жизненная и досуговая деятельность) [1].

Вопрос улучшения качества жизни населения страны является стратегической задачей развития общества. Это обеспечение устойчивого социального и экономического развития, при котором последующее поколение будет жить в более комфортных условиях, чем предыдущее. Чтобы определить степень удовлетворения жизнью сравнивается фактический уровень удовлетворения с базовым: субъективная самооценка и внешняя объективная оценка.

Определение качества жизни, основанное на самооценке. Данное понятие наиболее известно по определению качества жизни Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): это восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. В целом, это уровень удовлетворенности своей жизнью, определяемый ожиданиями каждого человека и принятые стандарты в социальной среде, к которой относится человек, его личной самооценке.

Определение качества жизни, основанное на внешней оценке. Это оценка по ряду объективных показателей другими людьми, имеющие полную и достоверную информацию состояния уровня жизни и обладающие необходимой квалификацией (коллектив экспертов).

Необходимо отметить, что в 1978 г. принята международная статистика уровня жизни, которая учитывает 12 основных социальных групп показателей:

  1. Демографические показатели, характеризующие население: смертность, рождаемость.
  2. Условия жизни с точки зрения санитарии и гигиены.
  3. Показатели, характеризующие потребление продовольственных товаров.
  4. Характеристика жилищных условий.
  5. Уровень развития образования и культуры.
  6. Показатели, характеризующие условия труда и занятость населения.
  7. Динамика роста доходов и расходов населения.
  8. Уровень потребительских цен и стоимость жизни.
  9. Количество транспортных средств.
  10. Организация досуга и отдыха.
  11. Социальное обеспечение.
  12. Степень свободы человека и его права [2].

Качество жизни можно поделить на следующие критерии:

1) На уровне выживания. Удовлетворяются только самые необходимые физиологические потребности, получение минимальные социальные стандарты, услуги, гарантии.

2) Нормальное (базовое) качество жизни. Удовлетворение всех физиологических потребностей, а также обеспечение духовных и интеллектуальных запросов разных категорий населения.

3) Высокое качество жизни. Удовлетворение самых различных потребностей, высокое потребление материальных благ, творческое и духовное совершенствование.

Рейтинг качества жизни регионов России существенно не изменился. Первая и последняя десятки регионов остались практически без изменений. В середине списка произошли некоторые изменения, однако ни один регион не передвинулся в рейтинге на 10 и более мест, а более чем на пять мест изменились позиции только 12 регионов, из которых у семи позиции улучшились, а у пяти — ухудшились.

Состав первой десятки регионов-лидеров в рейтинге остался прежним. Первые позиции, как и в прошлом году, занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, сводный рейтинговый балл у которых превышает значение 70 (возможный минимум — 1, возможный максимум — 100). Эта тройка регионов возглавляет рейтинг уже в течение многих лет, имея высокие рейтинговые баллы, пока недосягаемые для других регионов.

Последние места занимают Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Еврейская автономная область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Забайкальский край, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Тыва. Покинул последнюю десятку Чукотский автономный округ, который сейчас занимает 70 место [3].

Основными направлениями повышения качества жизни населения являются:

  1. Эффективная социальная защита населения: повышение размера социальных пособий, трудовых и социальных пенсий; адресная поддержка лиц, относящихся к категории бедных и льготных категорий населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов; полный охват бедного населения государственными социальными программами; повышение эффективности государственной поддержки семьи.
  2. Создание условий для развития предпринимательской деятельности за счёт улучшения условий доступа к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечение высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков.

Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы является уровень и качество жизни населения.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения………5
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты………5
1.2 Качество жизни, как критерий оценки социального благополучия населения…………………………………………………………………………8
1.3 Показатели и интегральные свойства качества жизни……………………12
2 Методологические аспекты оценки уровня и качества жизни населения…18
2.1 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….…..18
2.2 Виды и сущность индикаторов качества жизни населения………………22
2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов………………………………………………25
3 Анализ и пути решения проблем в сфере социально-экономического развития РФ……………………………………………………………………..28
3.1 Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения России…………………………………………………………………………….28
3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере……………33
3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы…………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………. 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Уровень и качество жизни.doc

Тема данной курсовой работы – «Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, состояние в современной России». Объем курсовой работы составляет 46 страниц. Ее структура представлена в виде 3 глав, в состав каждой из которых входит по 3 подпункта, также имеется 3 таблицы, 1 рисунок, 2 приложения.

Читайте также:
Правила оформления визы в Португалию для граждан России

Объектом курсовой работы является уровень и качество жизни населения.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

По результатам проведенных исследований можно сделать выводы, что:

– качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.

– по индексу развития человеческого потенциала Россия по своему рейтингу отходит все дальше и дальше от стран с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, государству необходимо задуматься о влиянии на такие показатели, как: продолжительность жизни, уровень образования и ВВП на душу населения, которые и используются при расчете индекса.

– государством принимаются различные меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения.

1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения………5

1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты………5

1.2 Качество жизни, как критерий оценки социального благополучия населения……………………………………………………… …………………8

1.3 Показатели и интегральные свойства качества жизни……………………12

2 Методологические аспекты оценки уровня и качества жизни населения…18

2.1 Индикаторы уровня жизни населения………………………………….…..18

2.2 Виды и сущность индикаторов качества жизни населения………………22

2.3 Методы оценки качества жизни и индекс развития человеческого потенциала как один из методов………………………………………………25

3 Анализ и пути решения проблем в сфере социально-экономического развития РФ…………………………………………………………………….. 28

3.1 Анализ современного состояния уровня и качества жизни населения России……………………………………………………………… …………….28

3.2 Проблемы населения РФ в социально-экономической сфере……………33

3.3 Концепция долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения России» на 2011-2013 годы…………………………………………37

Список использованной литературы…………………………………………. 44

Приложение А – Список терминов и определений…………………………46

Приложение Б – Показатели качества и уровня жизни населения Центрального ФО………………………………………………………………..47

Приложение В – Межрегиональное неравенство в уровне и качестве жизни (2010 г.) ………………………………………………………………………….. 48

Качество и уровень жизни – это целостные характеристики уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных с социальными стандартами и ресурсными возможностями общества.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимо государственное регулирование уровня и качества жизни населения России. Это может реализоваться через систему социальной политики государства, и посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан которого существует на грани бедности, рискует приобрести такие вечные спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ уровня и качества жизни населения России и практическое изучение этого вопроса на примере населения России.

В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

– дать основные понятия уровня и качества жизни населения;

– определить основные индикаторы уровня жизни населения;

– определить основные индикаторы качества жизни населения;

– провести анализ уровня и качества жизни населения России;

– выявить основные проблемы бедности населения России;

– изучить систему государственного регулирования уровня и качества жизни населения России;

– рассмотреть перспективы повышения уровня и качества жизни населения России.

Объектом курсовой работы является уровень и качество жизни населения.

Предметом курсовой работы являются индикаторы уровня и качества жизни населения.

При написании курсовой работы были использованы учебники: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Аверин А.Н. Социальная политика государства, Баженов, С.А. Качество жизни населения: теория и практика, Мироедов, А.А. Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития и др., а так же интернет ресурсы, в том числе официальный сайт ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения).

1 Теоретические аспекты оценки качества и уровня жизни населения

1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты

Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты характеризуются количественными показателями , индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни[11, c.98].

В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.

Сложившееся понимание сущности «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

Читайте также:
Где отдохнуть в январе: визовые и безвизовые страны, отдых в России

Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.

Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей , характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель « благосостояния общества» , который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления , расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально – экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30) находится далеко за чертой бедности [17, c.315].

При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.

Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.

Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум ,исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.

Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, калориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Учеба в Чехии для русских — ТОП 15 специальностей для обучения

Учеба в Чехии для русских год от года становиться все привлекательней. Каждый год многие абитуриенты из России стремятся поступить в Чехию, чтобы получить высшее образование. Стоит заметить, что в последнее время число российских учеников в чешских университетах сильно выросло. Таким образом, за 10 лет количество российских студентов выросло в 15 раз. Но при этом эта цифра постоянно продолжает расти с каждым годом.

Посмотрите видео: всего 7 минут вашего времени

Многие задаются вопросом, почему такое большое количество российских абитуриентов обитает в Чехии. На самом деле ответ на этот вопрос довольно-таки простой. Граждане Российской Федерации могут поступать в высшие учебные заведения Чехии наравне с гражданами европейских государств. При этом Чехия – это европейская страна, что дает в последующем массу плюсов. Высокий и достойный уровень жизни вам обеспечен.

Чаще всего русские абитуриенты выбирают такие направления, как:

  • Медицина
  • Информатика
  • Экономика
  • Менеджмент
  • Философия

Кстати, после окончания медицинского факультета у вас высокие шансы устроиться на работу. Потому что на территории Чехии дефицит медицинских сотрудников. Поэтому правительство страны разрабатывают разные специальные условия, чтобы удержать врачей и докторов в Чехии.

Чешское образование очень популярно среди иностранцев, потому что Чехия – это европейское государство, а европейский диплом высоко цениться при устройстве на работу. Также для иностранцев действуют программы бесплатного обучения, правда, только на государственном языке.

Но если студент выбирает один из международных языков для обучения, то ему придется заплатить. Но при этом все еще такое образование остается актуальным, потому что расценки достаточно демократичные и довольно низкие, если сравнивать с остальными государствами Европы.

Самым известным вузом на территории Чехии, на который огромный спрос среди студентов, является Карлов университет. После него стоит Масариков университет, а далее следует Технический университет Брно. Также четвертое и пятое места занимают ВШЭ и Чешский технический университет в Праге.

Содержание данной статьи

Учеба в Чехии на русском языке

Ученики вузов Чехии могут получить образование на русском, но правда за это придется заплатить, так как нет бесплатных программ на каких-либо языках кроме чешского.

Стоит учесть, что программ обучение на русском намного меньше, чем на английском, но выбрать все равно есть из чего.

Самым популярным факультетом на русском языке является «Экономика и менеджмент» в ВШЭ.

Среди наших соотечественников, которые выбирают русские программы, довольно популярен факультет «Банковское дело» в Банковском университете. Также на русском программы обучения предоставляет факультет «Биомедицинская инженерия» и «Специальная педагогика».

Помимо этого, имеются и другие программы на русском языке в вузах Чехии, нужно уточнять в конкретном университете необходимую вам программу и факультет.

Учеба в Чехии для русских после 11 класса

Раньше обучение в Чехии после 11 класса казалось чем-то нереальным и невозможным. Но на данный момент времени множество российских студентов получают высшее образование на территории Чехии по различным программам и специальностям.

Популярность чешского образования среди россиян обусловлена некоторыми причинами, а именно чешское образование:

  • Качественное образование доступное для многих студентов
  • Возможность обучиться на бесплатной основе
  • После окончания вуза достаточно легко получить работу в Европе
  • Огромное количество вариантов специальностей и факультетов

Школьное образование в России и в Чехии различается. Поэтому если вы хотите получать высшее образование после окончания российской школы. То вам необходимо пройти подтверждение окончания 11 классов школьного образования в Российской Федерации. После этого у вас будет возможность поступить в любой университет в Чехии на бесплатной или платной основе. Все зависит от вашего выбора специальности, программы, языка и так далее.

Учеба в Чехии для русских бесплатно

Граждане Российской Федерации имеют право получить бесплатное образование в заведениях Чехии, но только на чешском языке, а если студент выбирает программу обучения на одном из международных языков, то ему придется заплатить.

Читайте также:
Различные сорта кофе из Вьетнама

В основном сначала абитуриенты усилено изучают чешских язык, а потом поступают на бесплатной основе на факультеты с преподаванием на чешском, таким образом, есть возможность получить европейское образование совершенно бесплатно.

Для изучения языка русские ученики проходят курсы чешского языка, чтобы владеть устной и письменной речью, в последующем получать образование на чешском языке бесплатно.

На данный момент в чешских университетах учиться около трех-четырех тысяч студентов из Российской Федерации на бесплатных факультетах и программах.

Чаще всего российские студенты выбирают медицинское направление. Также граждане из других европейских государств приезжают получать медицинское образование в Чехии. Но, в основном, граждане других стран выбирают обучение на английском языке, за которое доплачивают, но при этом оно быстро потом окупается, так как стоимость обучения не высокая, а уже у себя на Родине они получают хорошие, стабильные и высокие заработные платы.

Российские студенты обычно заранее изучают чешский язык, а потом поступают на чешские программы, чтобы получить бесплатное высшее образование.

Ученики, обучаясь на чешской программе, имеют право выбрать некоторые предметы с преподаванием на английском языке. Также по окончанию обучения, ученики могут писать выпускные дипломные работы на английском языке.

Правительство Чехии считают, что получение высшего образования в чешских университетах для российских и иных граждан, проживающих за пределами Чехии, все еще останется доступным и бесплатным. Каждый ученик сможет получить высшее образование бесплатно на тех же основаниях, что есть у чешских студентов.

Учеба в Чехии для русских — стоимость

Учеба в Чехии для русских конечно бывает и платным. Некоторые дисциплины придется оплачивать. Расценки в каждом чешском университете разные, все зависит от выбранного факультета, программы, на каком языке вы будете получать образование (международный или чешский язык), бакалавриат или магистратура и еще множество различных факторов и критерий.

Но при этом многие студенты из Российской Федерации готовы оплачивать коммерческое образование на английском и русском языках.

Например, самые популярный факультет экономического университета Чехии – ВШЭ «Экономика и менеджмент», обучение на русском языке составляет в год 3600 евро. Также в данном учреждении имеются программы на английском языке по 30 специальностям, прайс на эти факультеты также составляет 3 600 евро в год.

Многие студенты из РФ выбирают факультет «Банковское дело» в Банковском университете, а стоимость такого образования на русском языке составляет 2 760 евро ежегодно.

Также среди программ на русском языке есть факультет «Специальная педагогика» в Университете Палацкого. Прайс такого обучения составляет 2 500 евро в год.

Одной из самых популярных сфер является медицина. Если брать обучение на английском языке на факультете «Общая медицина», то такое образование обойдется вам в 12 тысяч евро ежегодно.

Многие чешские университеты предоставляют программы обучения на русском языке по направлению биомедицинской инженерии. Стоимость такого обучения составляет около 4 тысяч в год.

Наибольшее количество программ на английском языке предоставляет Чешский технический университет в Праге. Прайс варьируется от 2 500 евро до 7 тысяч евро в год, все зависит от того, какой факультет и программу вы выбрали.

Программа бакалавриата по архитектуре обойдется вам приблизительно в 6-7 тысяч евро, при этом это будет программа на английском языке.

Обучение на театральных факультетах в разных учебных заведениях стоят по разному, но приблизительно прайс по творческим направлениям составляет от 4 тысяч до 8 тысяч евро в год.

Какие бумаги и документы нужны для подачи заявки в чешские учебные заведения?

Список документов достаточно минимален, вам понадобиться:

  • Заявление на поступление в вуз
  • Школьный аттестат или диплом предыдущего высшего учебного заведения,
  • Справка об оплате заявки для поступления

Стоит учесть, что заявка в каждый университет обходиться в 15-20 евро, но количество заявок может быть сколько угодно.

Также смотрите на сроки подачи документов, потому что у каждого учебного заведения они свои, поэтому отслеживайте этот пункт, чтобы успеть поступить.

Помимо всего, все бумаги должны быть заверены у нотариуса и быть с переводом на чешский.

Можно сделать вывод, что получение высшего образования в Чехии довольно-таки реально и возможно. Главное уделить время изучению языка. Также стоит пройти специальные курсы перед поступлением по факультету, который вы выбрали.

Также внимательно отнеситесь к выбору программы обучение и специальности, чтобы не было неожиданных неприятных ситуаций.

После того, как вы закончите обучение в чешском университете вы сможете трудоустроиться на работу в Чехии с легкостью, так как работодатели активно принимают сотрудников с дипломами чешского образца.

Высшее образование в Чехии

Правительство Австралии сообщило, что открытие границ откладывается до 15 декабря. За это время ученые смогут собрать больше данных о новом штамме коронавируса «омикрон».

Помощь в поступлении за границу с UniPage

Наши менторы курируют весь процесс поступления: от выбора вуза и подготовки документов до зачисления и получения визы. Мы всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы. Специалисты UniPage объективно оценят вашу ситуацию и предложат самые подходящие варианты.

регион Восточная Европа
Столица Прага
Язык Чешский
Валюта Czech Koruna
Население 10,513,209
Студенты 390,000
Иностранные студенты 10.3%
Предмет
Искусство и Гуманитарные науки 45
Инженерное дело и технологии 29
Науки о жизни и медицина 38
Естественные науки 36
Социальные науки и менеджмент 41
Математика 22
Физика 25
Показатель
Рейтинг популярности в мире 25
Рейтинг университетов в мире 47
Академическая репутация 44
Репутация работодателей 28
Качество преподавания 39
Интернационализация преподавателей 44
Интернационализация студентов 19
Университетов в топ 500 1
Университетов в топ 1000 5
Университетов в топ 5000 21
Расходы – USD/Месяц Мин. Сред.
Жильё 144 195
Питание 127 215
Транспорт 18 79
Связь и электричество 58 89
Одежда 20 76
Отдых и спорт 17 59
Итого 384 713
Варианты проживания в Чехии USD/Месяц
Отдельная комната не в центре 145
Отдельная комната в центре 197
1-комнатная квартира не в центре 273
1-комнатная квартира в центре 365

Кратко об образовании в Чехии

  • Образование в Чехии очень популярно среди русскоязычных студентов. Прибыв в страну, вы будете чувствовать себя как дома. Качество обучения здесь сильно выделяется среди других стран Восточной Европы, особенно на инженерных специальностях.
  • Требования для поступления в чешский вуз зависят от языка обучения. Чтобы учиться на чешском, надо сдать два экзамена: языковой и профильный. Для англоязычных программ дополнительных вступительных испытаний нет — достаточно будет IELTS.
  • Цена обучения на английском — 2,787-10,033 USD в год на уровне бакалавриата. Стоимость сильно разнится в зависимости от университета и программы. Учеба на чешском бесплатная как на бакалавриате, так и в магистратуре. Цены в частных университетах начинаются от 11,148 USD в год.
  • Языковые курсы — хороший способ в дальнейшем бесплатно учиться в университете на чешском языке. Курсы длятся один год и стоят около 5,574 USD .
  • Нострификация — местный способ признания иностранных документов об образовании. Эта процедура нужна для поступления во все вузы Чехии. Пройти нострификацию с помощью университета несложно, но чаще приходится делать это самостоятельно через ответственные чешские ведомства.
  • Визу. Для получения визы в Чехию достаточно 4,459-5,574 USD на счету. Однако подать заявление в консульство нужно как можно раньше, так как из-за количества желающих очередь на запись может растянуться на несколько месяцев.
  • Работа после учебы. Иностранные студенты могут получить долгосрочное разрешение на пребывание в стране с целью поиска работы на девять месяцев [1] . Продлить его нельзя, но в случае трудоустройства можно поменять на карточку работника (employee card).
  • Стоимость обучения. Образование в государственных вузах на чешском языке бесплатно как для местных, так и для иностранных студентов. Цены на обучение на английском и русском языках варьируются от 0 до 22,853 USD в год.
  • Стоимость проживания. Жилье в Чехии сравнительно дешевле, чем в других странах Европы: месяц аренды однокомнатной квартиры в Праге в среднем стоит 557 USD , в то время как в Лондоне — 2,007 USD , в Париже — 1,003 USD , в Берлине — 892 USD . Бытовые расходы составят от 300 до 669 USD в месяц [2] .
  • Студенческая жизнь. В рейтинге лучших студенческих городов мира по версии QS находятся два чешских города: Прага на 35-ом месте и Брно на 60-ом [3] . Университеты Чехии предоставляют общежития, оказывают помощь в трудоустройстве, обеспечивают медицинское обслуживание. Государство также предлагает студентам скидки на использование общественного транспорта [4] .
  • Обучение на русском языке. Программами на английском языке в европейских университетах уже сложно кого-нибудь удивить. А вот в Чехии вузы предлагают обучение по некоторым направлениям полностью на русском языке.
  • Вступительные испытания. Несмотря на то, что все государственные вузы подчиняются Министерству образования, молодежи и спорта (Ministerstvo školství, mládeže a tělovýchovy), они все же имеют большую долю свободы и автономии. В связи с этим каждый университет имеет право устанавливать свои вступительные испытания для отбора студентов.
  • Возрастные ограничения. Обучение на чешском языке в государственных университетах бесплатно и не зависит от возраста. Однако соответствующие статусу студента привилегии (например, студенческие скидки на страхование здоровья [5] и общественный транспорт [6] ) не распространяются на лиц старше 26 лет.

Поступление и требования в вузах Чехии

Поступление в большинство университетов состоит из трех последовательных этапов: отправка заявления, вступительные экзамены и предоставление пакета необходимых документов. Вузы Чехии принимают заявления на обучение от будущих студентов с января по март. Помимо заполнения электронных анкет, некоторые университеты могут попросить выполнить дополнительное задание, например, предоставить мотивационное письмо или снять видео. В апреле становятся известны даты проведения вступительных испытаний — обычно их назначают на май. Экзамены обычно состоят из устной и письменной частей. Они проверяют знания студентов в выбранной специальности и уровень владения чешским языком В случае выбора программ на чешском языке . Последний этап — подача всех необходимых документов. Сюда же входит нострификация — признание иностранного аттестата или диплома о предыдущем образовании [7] .

Документы для поступления в вузы Чехии

  • Заверенный перевод на чешский язык диплома о предыдущем образовании и приложения с оценками;
  • Заверенный перевод на чешский язык свидетельства о рождении;
  • Нострифицированный документ о предыдущем образовании;
  • Копия паспорта;
  • Свидетельство о состоянии здоровья Выданное не более 2 месяцев назад ;
  • Мотивационное письмо;
  • Результаты тестирования по английскому IELTS, TOEFL (B1+) или чешскому CCE (B1+) языку (некоторые университеты не требуют сертификата о владении чешским, предпочитая проводить языковое тестирование самостоятельно);
  • Квитанция об оплате регистрационного взноса (22-50 USD ).

Колледж — Профессиональное образование

Колледжи (Vyšší odborná škola) в Чехии осуществляют профессиональную подготовку студентов для дальнейшего трудоустройства. Главным отличием колледжа от университета является стоимость обучения. Образование и в частных, и в государственных колледжах платное, вне зависимости от языка преподавания (стоимость варьируется от 100 до 223 USD в год) [8] . Каждый вуз имеет право устанавливать собственные вступительные испытания.

Обучение длится 2-3 года и в основном фокусируется на развитии практических навыков. Каждый колледж разрабатывает учебную программу самостоятельно, но она должна быть одобрена чешским Министерством образования, молодежи и спорта. Образовательный процесс условно делится на общую, практическую и специализированную подготовку в соотношении 20:40:40 [9] . Студенты посещают лекции, практические и теоретические занятия, а также проходят стажировки на рабочих местах.

По окончании колледжа студенты сдают финальный экзамен (absolutorium), который состоит из тестов по профильным предметам и иностранному языку, а также защиты тезиса. Выпускники колледжей считаются дипломированными специалистами (diplomovaný specialista). Они могут как сразу найти работу, так и поступить в бакалавриат университета (в таком случае срок обучения сократится до одного или двух лет).

Бакалавриат — Undergraduate

В соответствии с принятой в 2001 году болонской декларацией, бакалавриат является первой ступенью академической лестницы. Обучение длится от 3 до 4 лет в зависимости от направления обучения. Академический год разделен на два семестра: зимний (с сентября по декабрь) и весенний (с февраля по май), после каждого студенты сдают экзамены. Образовательный процесс обычно включает в себя теоретические и практические занятия, лекции, семинары, лабораторные работы и стажировки. В конце обучения студенты сдают финальный экзамен (státní zkouška) для получения степени бакалавра (bakalář). В некоторых университетах также предусмотрена защита тезиса (bakalářské práce) [10] . Тезис не всегда подразумевает написание научной работы — в зависимости от направления обучения это может быть творческий или технический проект, целью которого считается подтверждение студентом способности работать самостоятельно.

Магистратура — Graduate/Postgraduate в Чехии

В Чехии существует два типа магистратур: “структурированная” (structured) и “неструктурированная” (non-structured). Большинство университетов придерживаются первого варианта, предлагая классическое академическое обучение в течение 1-3 лет.

Неструктурированная магистратура, по сути, представляет собой объединение бакалавриата и магистратуры и длится от 4 до 6 лет. Она связана с профессиональным обучением в области медицины, юриспруденции, ветеринарии и искусства [11] . Правила поступления ничем не отличаются от бакалавриата (в школах искусств вступительные испытания проходят в форме конкурса талантов). После окончания неструктурированной магистратуры студенты могут найти работу или продолжить обучение в докторантуре.

Бизнес-магистратуры Чехии объединены ассоциацией CAMBAS (Czech Association of MBA Schools). Поступление на программы MBA возможно после окончания бакалавриата. Помимо этого, некоторые университеты принимают только кандидатов с опытом работы в выбранной сфере (обычно два или три года). Большинство программ преподается на английском, но есть варианты на чешском, французском и немецком языках.

Докторантура — Postgraduate в Чехии

Докторантура в Чехии длится 3-4 года. Для отбора студентов некоторые университеты проводят только конкурс портфолио, а некоторые — собеседования и вступительные испытания. Обучение в основном сфокусировано на исследовательской работе с научным руководителем. Однако студенты некоторых университетов также обязаны брать на себя преподавательские обязанности в рамках установленного количества часов. Детали учебных программ могут отличаться, поскольку план разрабатывает каждый отдельный руководитель для вверенного ему студента. Помимо этого, прогресс учащегося периодически оценивает ученый совет университета.

Большую часть учебного процесса, кроме теоретических и практических занятий, занимает написание научной диссертации по проделанной исследовательской работе. В конце обучения студенты проходят двойное устное испытание. На первом этапе они отвечают на вопросы, тестирующие их знания в изучаемой области, а затем происходит публичная защита научной работы.

Академическая карьера в Чехии состоит из четырех последовательных ступеней:

  • Ассистент (asistent). Это первая должность, которую может занять выпускник докторантуры. Для устройства на работу необходимо предоставить резюме, где указано полученное образование, наличие публикаций и предыдущий опыт преподавания (если таковой есть). Частым требованием также является знание хотя бы одного иностранного языка (помимо чешского).
  • Ассистент профессора (odborný asistent). Следующим важным шагом считается получение права на чтение лекций. Обязанности на этом этапе также делятся на преподавание и научную деятельность. По большей части ассистент профессора ведет семинары или лекции, публикует научные работы и участвует в разработке учебных материалов университета. Помимо этого, он может выступать в роли руководителя при написании тезиса или выполнения семестрового проекта.
  • Доцент (docent) подразумевает и должность, и степень. Для их получения необходимо иметь определенный стаж работы преподавателем обычно не менее 3х лет и успешно пройти хабилитацию (habilitace). Хабилитация включает в себя оценку полученного кандидатом образования, предыдущих академических должностей, релевантного опыта работы, научных публикаций и стажировок. Помимо этого, будущий доцент должен предоставить ректору хабилитационный тезис [12] .
  • Профессор (profesor). Требованиями для получения должности и степени профессора являются: успешно пройденная хабилитация и степень доцента, стаж работы обычно не менее 5 лет , рекомендации от двух других академиков в этой области, наличие научных публикаций. Решение принимает комиссия из пяти человек, три из которых должны быть приглашенными экспертами из других университетов [13] .

Каждый вуз самостоятельно устанавливает зарплаты для преподавателей. В среднем ассистенты получают 881 USD в месяц, ассистенты профессора — 1,059 USD в месяц, доценты — 1,271 USD в месяц, а профессора — 1,449 USD в месяц [14] .

Возможность работы во время учебы

Законодательство Чехии позволяет студентам работать без каких-либо ограничений. Более того, при обучении на очном отделении в университете, аккредитованном Министерством образования, молодежи и спорта, не требуется разрешение на трудоустройство. Единственным условием является посещение занятий в университете и хорошая успеваемость. Минимальная заработная плата в Чехии составляет 2.6 USD /час. Обычно при неполной занятости студенты получают около 4 USD /час [15] . Для поиска работы можно обратиться в центры занятости или отделы трудоустройства при университете.

Возможность остаться и иммиграция в Чехию

После окончания чешского университета, иностранные студенты могут получить долгосрочное разрешение на пребывание в стране с целью поиска работы (long-term residence permit for the purpose of seeking employment) [1] . Разрешение действует девять месяцев, после истечения которых не может быть продлено. В случае успешного трудоустройства оно заменяется на карточку работника (employee card), которая эквивалентна разрешению на долгосрочное пребывание [1] . Карточка работника продлевается каждые два года.

Гражданство выдается лицам, прожившим на территории Чехии не менее пяти лет без перерыва.

Перспективы и возможность трудоустройства в Чехии

Чешская республика имеет самый низкий уровень безработицы по сравнению с другими европейскими странами — всего 2% [16] . Выпускники университетов Чехии имеют свободный доступ к трудовому рынку и не нуждаются в дополнительных разрешениях на работу (помимо разрешения на пребывание в стране).

Стоит отметить, что по уровню средней заработной платы (12.7 USD /час) Чехия занимает 20 место из 28 стран Евросоюза [17] . Чешская республика также стоит на 4 месте по длине рабочей недели (40.3 часа) среди стран Европы [18] .

В связи с присоединением к Болонскому процессу, дипломы вузов Чехии соответствуют принятому в Европе стандарту. Также здесь находятся центры NARIC (National Academic Recognition and Information Centres), в которые можно обратиться в случае необходимости подтверждения диплома.

Поделиться в

  • VK
  • Facebook
  • Telegram
  • Twitter

Помощь в поступлении за границу с UniPage

UniPage организует поступление в государственные и частные вузы за границей, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет.

Мы эксперты в своей области и по опыту знаем, как сделать так, чтобы вы поступили в тот вуз, который отвечает вашим целям, интересам и бюджету.

Как поступить в университет Чехии после 11 класса ?

Чтобы поступить учиться в Чехии после 11 класса, необходимо подтвердить наличие среднего образования — предоставить аттестат школы или диплом колледжа. Документ об образовании должен пройти нострификацию в вузе — это проверка соответствия европейским образовательным стандартам. Обычно проблем с нострификацией не возникает, а при появлении сомнений абитуриенту могут быть назначены дополнительные экзамены.

Часто первый год после окончания школы студенты тратят на подготовительный курс перед поступлением в Чехии после 11 класса. Специальные языковые школы помогают освоить язык на должном уровне, чтобы без проблем сдать экзамен и получить международный сертификат В2. В теории осваивать язык можно и самостоятельно, нет необходимости подтверждать специальное языковое обучение. Но на практике справиться с этой задачей без помощи квалифицированных преподавателей достаточно сложно, и абитуриентам в итоге все равно приходится терять лишний год. Бесплатное обучение за границей проводится только на государственном языке, поэтому его изучение является обязательным.

Чтобы начать обучение за рубежом после 11 класса бесплатно, потребуется начинать подготовку уже минимум за 1 год. Больше всего времени требует оформление долгосрочной студенческой визы: только сбор документов потребует не меньше двух месяцев. Загруженность консульств также растет, поэтому срок рассмотрения заявки может достигать 3-4 месяцев. Чтобы не пропустить сроки подачи документов, необходимо заранее начинать подготовку.

Начинать языковые курсы лучше уже в сентябре, когда выпускник только идет в 11 класс. Читайте отзывы о GoStudy. Это даст достаточно времени для языковой подготовки и позволит без проблем сдать языковой экзамен с получением сертификата. Некоторые вузы вместо подачи сертификата требуют сдачи собственного внутреннего экзамена по чешскому языку, это нужно учитывать при подготовке документов.

  • Документ из учебного заведения, подтверждающий, что студент был зачислен на учебную программу по определенному направлению.

Документ об обеспеченности местом проживания. Это может быть справка из студенческого общежития или договор аренды квартиры в чешском городе.

Справка из банка, подтверждающая, что на счете студента присутствует требуемый остаток средств. Минимальный размер составляет 81 400 крон.

  • Справка о несудимости, которую нужно получить в МВД. Этот документ будет делаться в течение месяца, поэтому его нужно запрашивать заранее.
  • Обучение в Чехии помогает решить вопрос со срочной службой в армии для юношей, которым уже исполнилось 18 лет. В России при поступлении на очное отделение предоставляется отсрочка до завершения обучения. При этом необходимо периодически подтверждать прохождение курса обучения.

    Получение образования за границей также дает возможность избежать призыва. В этом случае призывник имеет право вообще сняться с учета сразу после того, как ему была предоставлена долгосрочная студенческая виза. Поскольку он не будет проживать на территории России более полугода, он не должен состоять на воинском учете.

    Поступление в чешский вуз после 11 класса будет возможным только после подтверждения соответствия российского образования принятым в европейской стране образовательным стандартам. Сложности могут возникнуть из-за несоответствия количества часов школьной программы: в России она рассчитана на 11 лет, а в Чехии — на 13. Чтобы подтвердить достаточный образовательный уровень, абитуриенту могут быть назначены дополнительные экзамены — их количество обычно составляет от 3 до 6. При этом нострификационные экзамены назначаются по любому предмету школьной программы, даже если он вовсе не связан с выбранным направлением для поступления.

    Образование в Чехии после 11 класса доступно только после процедуры нострификации, которая может занимать до 3-4х месяцев с учетом назначения и сдачи экзаменов. С 2020 учебного года у выпускников появилась возможность пройти нострификацию на факультете вуза, куда они подают заявление — это значительно ускоряет процедуру и позволяет обойтись без назначения дополнительных экзаменов.

    В каждом вузе на каждом факультете могут быть установлены свои правила приема документов. Их подача будет платной, взимается так называемый административный сбор. Декан устанавливает требования к владению государственным языком для поступления на бюджет, а также перечень вступительных экзаменов в зависимости от специальности. Сроки подачи заявлений также различаются: например, для поступления в Карлов университет нужно определиться со специальностью и подать документы уже до конца февраля.

    В других высших учебных заведениях могут быть установлены собственные сроки подачи: как правило, вопрос должен быть решен до конца марта или до конца апреля. Вступительные экзамены будут назначены в мае или июне.

    В некоторых учебных заведениях к заявлению нужно приложить резюме абитуриента и мотивационное письмо. Эти документы позволяют оценить его готовность и мотивированность к прохождению поступлению в университет Чехии. Заявления обычно направляются в приемную комиссию в электронной форме.

    Каждый абитуриент может подавать заявки для поступления на неограниченное количество специальностей и факультетов. Однако это потребует немалых финансовых затрат из-за наличия обязательного административного сбора, поэтому лучше остановить свой выбор на двух трех специальностях – одной основной и одной или двух запасных.

    Для поступления потребуется сдать вступительные экзамены, их перечень и сроки проведения будут зависеть от требований конкретного учебного заведения и факультета. В большинстве случаев они проводятся в течение июля. Для иностранных и местных студентов различий не делается, сдаются стандартные экзамены по выбранному направлению.

    Для поступления в вуз Чехии после 11 класса потребуется пройти следующие испытания:

      Для технических факультетов необходимо сдать профильный экзамен по математике.

    Если студент выбирает экономическую специальность, ему предстоит сдавать английский язык и математику.

    Для поступления на гуманитарные направления сдается специальный тест, оценивающий общую подготовленность к обучению. Тест из 4 частей требует развитого логического, аналитического и критического мышления.

    Если студент выбирает медицинский факультет. Ему необходимо подтвердить знание предметов естественнонаучного цикла — химии, физики и биологии.

    Для этого нужно дополнительно заниматься на подготовительных курсах, обычного школьного уровня российскому выпускнику может оказаться недостаточно. Баллы российского ЕГЭ роли не играют, как и оценки в аттестате – учитывается только результат сдачи внутренних вузовских экзаменов. Темы и вопросы можно увидеть заранее, это дает возможность полноценно подготовиться к вступительным испытаниям.

    Как поступить в университет Чехии после 11 класса российской школы

    Большинство русских студентов приезжают в Чехию получать образование после окончания 11 класса. Процесс поступления в университеты Чехии отличается от процесса поступления в университеты России.

    В этой статье – ответы на основные вопросы абитуриентов – о «потере» года, изучении чешского языка, отсрочке от армии, нострификации, языковых сертификатах, необходимых документах, количестве заявлений и вступительных экзаменах.

    Нужен аттестат за 11 классов или диплом колледжа

    Для того чтобы иметь возможность поступать на программу бакалавриата в университет Чехии, прежде всего нужен документ о полном среднем образовании – то есть или аттестат за 11 классов, или диплом колледжа о среднем специальном образовании.

    При этом важно само наличие документа о среднем полном образовании, результаты ЕГЭ в Чехии никак не учитываются. Оценки в аттестате при поступлении на большинство специальностей также не рассматриваются. Прием идет именно по результатам вступительных экзаменов.

    Учеба в Чехии после 11 класса начинается с годового курса подготовки

    Как правило, для русских абитуриентов обучение в Чехии начинается с годового курса чешского языка и подготовки к поступлению. Обучение в государственных университетах Чехии на чешском языке бесплатное, поэтому ключевой момент в процессе поступления – изучение чешского языка.

    Консультантов нашей школы часто спрашивают, можно ли приехать учиться в Чехию без языковых курсов. В теории можно. Приемным комиссиям чешских вузов не важно, где и как вы выучили чешский язык. Формально вузы не требуют, чтобы иностранные абитуриенты проходили специализированный курс чешского языка.

    Но чешский язык не такой простой, как может показаться при первом знакомстве. Для поступления и дальнейшего обучения в Чехии необходим уровень В2. Чтобы его достичь, как правило, нужно серьезно заниматься чешским языком ежедневно по 4–6 уроков на протяжении 8–9 месяцев. Важно не только ходить в школу, но и ответственно выполнять домашние задания и стараться как можно больше общаться на чешском языке вне стен школы.

    В своей стране можно начать учить чешский язык, но ожидать достичь уровень В2 вряд ли стоит. На практике очень часто абитуриенты, которые пытались сэкономить и не «потерять» год, в итоге приезжают на годовые курсы на следующий год.

    Студенты годового курса подготовки к поступлению в чешские университеты GoStudy

    Решение об учебе в Чехии нужно принять в начале 11 класса

    Важно понимать, что оформляться на программу изучения чешского языка и подготовки к поступлению надо заранее, так как процесс оформления долгосрочной визы в Чехию – длительный. Лучше всего оформиться на курсы подготовки уже в начале 11 класса – сентябре-октябре.

    Почему настолько заранее? Только сбор документов на визу у вас займет 1–2 месяца. Далее стоит учитывать, что интерес к учебным программам в Чехии высокий, поэтому в консульствах Чехии большие очереди на запись на подачу заявлений на долгосрочные визы. В некоторых консульствах запись идет на 3 месяца вперед. После подачи заявление на визу будет рассматриваться от 1 до 4 месяцев. Лучше начать процесс как можно раньше и не переживать, что вы можете не успеть получить визу к началу обучения.

    Какие нужны документы

    Для подачи заявления на получение долгосрочной визы для учебы в Чехии понадобится документ о зачислении на учебную программу, документ об обеспечении проживанием, справка из банка о наличии средств на банковской карте (при получении визы на год надо показать наличие как минимум 81 400 чешских крон), справка об отсутствии судимости.

    Учеба в Чехии после 11 класса возможна и для несовершеннолетних студентов – они должны дополнительно предоставить нотариально заверенное согласие обоих родителей на выезд в Чехию.

    Вопрос с армией – решается

    Для молодых людей, которые хотят уехать учиться после 11 класса за границу, актуален вопрос армии. В зависимости от страны гражданства студенты или получают на основании обучения отсрочку от армии, или вообще снимаются с воинского учета.

    Если говорить конкретно о студентах из России, то по закону они сразу после получения долгосрочной чешской визы обязаны сняться с воинского учета по причине долговременного (более 6 месяцев) проживания за рубежом.

    Организационные моменты учебы в Чехии после 11 класса

    Принципиально важно и то, что «потеря» года связана далеко не только с изучением чешского языка, но и с организационными вопросами, сопровождающими приезд после 11 класса в Чехию. Это нострификация, получение долгосрочной чешской визы, подача заявлений в вузы, подготовка к вступительным экзаменам и получение языкового сертификата.

    Нострификация – процесс на несколько месяцев

    Получение образования в Чехии после 11 класса усложняется тем, что одного аттестата для учебы в вузе недостаточно. Университеты Чехии могут зачислить иностранного абитуриента только, если у него есть документ о признании равноценности его аттестата об окончании школы чешскому аттестату (нострификация).

    Определяющим нюансом является то, что в Чехии полное среднее образование рассчитано на 13 лет обучения, а в России – на 11. Из-за разницы в количестве лет обучения и количестве часов по предметам школьной программы абитуриентам из России и других стран СНГ отделения образования чешских административных органов назначают от 3 до 6 экзаменов по предметам школьной программы. Назначение предметов для нострификационных экзаменов никак не связано с тем, на какие специальности собирается в дальнейшем поступать абитуриент. Это могут быть любые предметы школьной программы.

    Процесс назначения и сдачи нострификационных экзаменов – длительный, как правило, занимает 3–4 месяца. Абитуриенты занимаются им параллельно с обучением на курсе чешского языка. Из документов для начала процесса нострификации нужен заверенный перевод аттестата и справки из школы с перечнем предметов и часов за 10 и 11 класс.

    Отменили ли нострификацию?

    В 2019/2020 году ряд чешских факультетов получил право самостоятельно признавать выданные за рубежом документы об образовании. Например, такое право теперь есть у факультетов Карлова университета в Праге и Высшей школы экономики в Праге. Факультеты принимают решение только на основании рассмотрения документов абитуриентов, экзамены по школьной программе в этом случае не назначаются. С признанием аттестата на уровне факультета абитуриент может поступить только на этот конкретный факультет. То есть стоит понимать, что признание на уровне факультета не заменяет нострификацию. Вариант признания документов через факультет подходит только тем абитуриентам, которые поступают на один конкретный факультет. На практике – большинство иностранных абитуриентов пробует поступать на разные факультеты и по-прежнему сдает нострификацию.

    Заявления в приемную комиссию подаются зимой/весной

    Правила приема абитуриентов в Чехии устанавливаются на уровне факультетов. Каждый год декан факультета объявляет правила приема на следующий учебный год. Декан устанавливает сроки подачи заявлений в приемные комиссии, сумму административного сбора за подачу заявления, вступительные экзамены и сроки их проведения, а также требования к иностранным абитуриентам в плане языковой компетенции.

    Как правило, Карлов и Масариков университеты принимают документы от абитуриентов до 28 февраля, Чешский технический университет в Праге, Технический университет в Брно, Высшая школа химической технологии в Праге – до 31 марта, Высшая школа экономики – до 30 апреля.

    Подача заявлений проходит в электронной форме, некоторые факультеты требуют сдать в приемную комиссию распечатанный и подписанный экземпляр заявления, приложить мотивационное письмо или резюме.

    Особые сроки работы приемных кампаний творческих факультетов

    Творческое образование в Чехии носит элитарный характер. В Пражскую академию исполнительских искусств или Высшую школу прикладных искусств в Праге большой конкурс и поступают единицы.

    Чтобы абитуриенты, которым не удалось поступить на творческие специальности, смогли поступать на остальные направления, творческие факультеты проводят свои приемные кампании в ранние сроки. Прием заявлений (вместе с мотивационным письмом, резюме и сертификатом о знании чешского языка), как правило, идет до конца ноября. Вступительные экзамены проводятся в январе в два тура и состоят из конкурса портфолио, творческих заданий, теста по истории искусства и собеседования.

    Количество заявлений – не ограничено

    Абитуриенты могут подать неограниченное количество заявлений. Но так как каждое заявление оплачивается (стоит от 500 до 800 чешских крон) и готовиться к большому количеству вступительных экзаменов на разные специальности нерационально, большинство абитуриентов подает от 3 до 5 заявлений.

    Лучше всего иметь основной вариант поступления и пару запасных вариантов.

    Здание Карлова университета в Праге

    Вступительные экзамены – летом

    На большинстве чешских факультетов вступительные экзамены проходят в июне. Иностранные абитуриенты сдают те же вступительные экзамены, что и чешские абитуриенты.

    • Экзаменом в технические вузы является тест по математике.
    • При поступлении на экономические специальности сдается математика и английский язык.
    • Экзамены на гуманитарные направления, как правило, проверяют общие интеллектуальные способности, мотивацию и ориентацию в основных вопросах выбранной специальности.
    • При поступлении на медицинские факультеты сдаются тесты по химии, физике и биологии.

    Национальные сравнительные экзамены

    Некоторые чешские факультеты не проводят свои экзамены, а ведут прием по единым национальным экзаменам, которые организует несколько раз в год независимая организация SCIO.

    Так, на ряд гуманитарных специальностей (на юридические факультеты и факультеты социальных наук) сдаются Национальные сравнительные экзамены OSP (тест на общие предпосылки к обучению) и ZSV (Основы социальных наук)

    • Тест «Общие предпосылки к обучению» проверяет способности, необходимые абитуриенту для успешной учебы. Это не тест на знания, при решении заданий нужно пользоваться только информацией, изложенной в самих заданиях. Важную роль играет сильно ограниченное время на выполнение заданий теста.
    • Тест «Основы социальных наук» состоит из заданий по психологии, социологии, философии, политологии, права, экономики, европейской интеграции и современной чешской и мировой истории.

    Какой сертификат о чешском языке понадобится?

    Правила приема иностранных абитуриентов устанавливаются индивидуально на каждом факультете. Универсального сертификата, который принимали бы все факультеты, нет.

    Многие факультеты вообще не требуют каких-либо сертификатов, подтверждающих владение чешским языком. Например, это касается философского, гуманитарного, социальных наук, педагогического, юридического факультетов Карлова университета в Праге и Масарикова университета в Брно. Сертификат отдельно не требуется, потому что иностранный абитуриент просто не сдал бы успешно вступительные экзамены на эти факультеты, если бы не владел на высоком уровне чешским языком.

    Некоторые вузы, например Высшая школа экономики в Праге и Высшая школа химических технологий в Праге, не принимают какие-либо сертификаты, а организуют свой экзамен по чешскому языку для иностранных абитуриентов.

    Сертификаты о знании чешского языка в основном требуют медицинские, творческие, технические и математические факультеты. Чаще всего можно предоставить любой сертификат о B2, выданный на территории Чехии. Некоторые факультеты требуют предоставить или государственный экзамен, или сертифицированный экзамен.

    В какие ТОП вузы Чехии иностранцу поступить проще?

    Прежде всего иностранные абитуриенты успешно поступают в Чешский технический университет в Праге и Высшую школу экономики в Праге. Абитуриенты из России, как правило, приезжают с хорошими знаниями математики, поэтому вступительные экзамены не вызывают у них большие сложности. Мест для студентов на чешских технических и экономических факультетах много, прием зачастую проходит без конкурса как такового – поступают все, набравшие необходимый минимум баллов.

    А вот на популярные гуманитарные специальности Карлова университета, особенно на те, прием на которые идет по национальным сравнительным экзаменам, иностранным абитуриентам поступить объективно сложнее, чем чешским. Тест на общие предпосылки к обучению не предполагает, что его будут писать не носители языка (тест содержит объемные тексты, вопросы на отношения между словами). Тест по основам социальных наук содержит много вопросов по чешским реалиям. На гуманитарные специальности идет намного меньший набор, чем на технические, поэтому на них всегда есть конкурс. Самые сложные специальности для иностранных абитуриентов – это «Юриспруденция», «Медиа и коммуникации» и переводческие направления.

    Серьезный конкурс на медицинские факультеты. Также, как уже отмечалось выше, высокие требования и большая конкуренция при поступлении в чешские вузы на творческие специальности.

    Процесс поступления заканчивается записью в студенты

    Результаты вступительных экзаменов абитуриенты узнают в день экзамена или в ближайшие дни. Можно поступить на несколько специальностей и затем решить, какую все-таки выбрать для дальнейшего обучения. Важно прийти в специальный день «записи в студенты» на выбранный факультет и принести свои документы.

    Если вы заинтересованы в образовании в Чехии после 11 класса, начните подготовку к переезду со знакомства с чешскими вузами, факультетами и вступительными экзаменами. Изучите раздел «Все вузы Чехии» на нашем сайте. Определившись с направлением поступления, вы сможете выбрать подходящую программу подготовки.

    Учеба в Чехии для русских после 11 класса: Как поступить

    Мы предлагаем выбрать Чехию. Во-первых, эта страна дружественно относится к иностранным студентам и предоставляет им равные с местным населением возможности для поступления. Знаете чешский язык ‒ получите шанс на бесплатное образование. В данный момент, страна в прямом смысле испытывает дефицит на местах студентов и работников. Поэтому Чехия заинтересована в том, чтобы улучшить состояние своей экономики, обучая специалистов, которые затем будут работать на ее благо.

    Во-вторых, о безопасности жизни в Чехии складывают легенды, которые подтверждаются статистикой. Эта страна входит в список самых безопасных во всем мире. Поэтому, отправляя туда хоть и совершеннолетнего, но достаточно юного человека, вы будете уверены, что с ним все будет в порядке. К тому же, вы устраиваете его будущее: специалист с высшим образованием в Чехии получает среднюю зарплату в размере 35 000 крон (примерно 100 000 рублей по нынешнему курсу).

    Наиболее востребованные профессии в Чехии в 2020 году:

    1. Программист (получают в среднем от 65 до 75 тысяч крон);
    2. Врач (терапевт до 35 тысяч крон, семейный врач ‒ 65-90 тысяч крон, стоматолог – 35-90 тысяч крон);
    3. Преподаватель (педагоги в детских садах в среднем получают 30 тысяч крон, учителя младших школ ‒ 37 тысяч крон, средних ‒ 38 тысяч крон);
    4. Специалисты в сфере сельского хозяйства (инженеры, технологи, менеджеры от 25 тысяч крон)
    5. Дизайнеры (от 27 тысяч крон)
    6. Инженеры и технические специальности (40-50 тысяч крон).

    Это при том, что даже в пределах России только 12% ее жителей зарабатывают такие средства. Преимуществом является недорогая жизнь в Чехии: приятные цены на продукты и транспорт высвобождают средства для путешествий и покупки собственного жилья.

    Как поступить в Чехию после 11 класса

    Чтобы поступить в чешский университет на бесплатной основе, необходимо выучить язык до уровня B2 и потратить на это 800 академических часов. Далее подготовиться к вступительным экзаменам, собрать все документы, получить визу и выполнить другие действия, которые есть в программе интенсив Vltava. Мы предлагаем такие услуги для учебы в Чехии для русских после 11 класса:

    • Курсы чешского языка с нуля до нужного вам уровня;
    • Подготовка ко всем экзаменам: и вступительным, и нострификационным;
    • Помощь в выборе ВУЗа и факультета, исходя из ваших предпочтений и нашего опыта работы (языковая школа Влтава сотрудничала почти со всеми университетами Чехии);
    • Коммуникацию с факультетами относительно вопросов о поступлении. Чехи предпочитают общаться на родном языке, поэтому оперативно уточнить информацию мы можем по уже налаженным каналам.
    • Помощь в оформлении всех документов и получении студенческой визы.
    Вот какой путь мы пройдем с вами в рамках программы интенсива:

    За год : Начинаем учить чешский язык.

    Мы предлагаем оптимальное количество времени: 800 академических часов + 150 для изучения профильных предметов. Эти цифры оправданы: европейская ассоциация экзаменационных советов ALTE рекомендует потратить 600-800 часов на изучение чешского языка. В эти 800 учебных часов заложены необходимые аспекты, которые встречаются на экзамене: говорение, аудирование, письмо и чтение. Но, не волнуйтесь, обучение распределено почти на 9 месяцев, поэтому знания будут усвоены без трудностей. Результатом обучения будет владение чешским языком на уровне В2. Этого достаточно не только для успешной сдачи экзаменов в университет Чехии, но и успешного обучения в ВУЗе на чешском языке.

    Август-сентябрь : выбираем ВУЗ, факультет и начинаем подготовку к вступительным экзаменам.

    Мы понимаем, как важно выбрать профессию, которая определит дальнейшую карьеру студента. Поэтому помогаем в подготовке к вступительным экзаменам по профильным предметам. Вот примеры тех предметов, которые необходимо подготовить при выборе факультета:

    Экономика, менеджмент: сдаем математику, английский язык.
    Медицина: сдаем физику, химию, биологию.

    Технические науки: сдам математику, физику.

    Гуманитарные науки: сдаем OSP test (оценка общих интеллектуальных способностей), а также тесты на знание определенных гуманитарных направлений.

    Творческие специальности: сдаем творческие экзамены (рисунок, черчение, создание фильмов, создание текстов).

    Естественные науки: поступление возможно без вступительных экзаменов.

    Февраль-март : подаем приглашку (минимум 3-4 ВУЗа).

    Приглашка ‒ это заявление на поступление в желаемый ВУЗ. Наши ученики подают заявления сразу в несколько образовательных учреждений, чтобы повысить свои шансы на поступление. Если ученик хочет выбрать для себя творческое направление, тогда приглашку следует подавать до конца ноября.

    В přihlášku обязательно вносят данные об ученике, его месте проживания, о текущем уровне образования, а также другие данные абитуриента, необходимые для рассылки приглашений на экзамен.

    Апрель : сдаем ЕГЭ досрочно.

    Почти все наши ученики выбирают именно этот путь: ни школа, ни образовательные центры обычно не создают препятствий для выполнения этой задачи. Правом досрочной сдачи ЕГЭ обладает любой без исключения школьник России. У него на это не должно быть каких-то особых оснований и бумаг. Он может устно констатировать, что ему это нужно для последующего поступления в зарубежные вузы. И его просьбу должны удовлетворить. Иногда встречались исключения из правил. В нашей практики были случаи взаимодействия с упрямыми директорами школ, которые настойчиво твердили, что это невозможно. Этот вопрос решался на уровне департамента образования (городского), которому подотчетна школа. Как только родители обращались туда с просьбой помочь и вмешаться, директор сразу подписывал заявление на досрочную сдачу ЕГЭ.

    Май: получаем аттестат и отправляем его на нострификацию.

    Нострификация ‒ процесс сравнения российского образовательного документа с чешскими требованиями образовательной системы. Это нужно для того, чтобы университет был точно уверен, что ученик обладает той базовой информацией, которая ему будет необходима для дальнейшего обучения на конкретном факультете. Для нострификации нужен аттестат: его следует перевести на чешский язык и заверить у судебного переводчика, далее отправить в чешский магистрат, где его будут рассматривать в течение месяца с момента получения. После рассмотрения они предоставят результат: какие экзамены необходимо сдать. Это не так сложно и страшно, как может показаться. В экзаменах заложены знания только из школьной программы, к тому же ученики заранее получат билеты с вопросами. Чаще всего “досдачи” требуют такие предметы как биология, информатика, география, химия, английский язык. На подготовку к нострификационным экзаменам выделяется целый месяц. Сдавать можно на русском и на чешском языках, но лучше выбрать чешский, чтобы заручиться симпатией экзаменаторов. Иногда нашим ученикам достаточно было уверенно ответить на один вопрос, как им зачисляли весь экзамен. Если аттестат уже на руках, а поступать через год, тогда нострификацию можно оформить раньше, а потом сдавать экзамены. Если сразу после окончания школы ‒ сначала ученик сдает вступительные экзамены, а затем и нострификационные.

    Кроме того, школа Влтава предлагает помощь в нострификации диплома колледжа и университета в Чехии. В сравнении с нострификацией аттестата, эта процедура более проста (без сдачи экзаменов). Мы внимательно отслеживаем, есть ли упрощенная процедура в ВУЗе. И если есть, обязательно оформляем ностру именно по этому пути. Например, в ВШЭ, на некоторых факультетах Карлова и Масарикова университета, в Университете Пардубице, в Университете Палацкого Оломоуц и во многих других уже действует эта упрощенная процедура. Если на факультете она есть, то перевод документов проводится университетом, всё проходит без каких-либо экзаменов.

    Июнь : сдаем экзамен по чешскому языку, сдаем вступительный экзамен, начинаем подготовку к нострификации.

    Чтобы поступить в чешский университет, необходимо подтвердить свой уровень владения чешским языком. Для этого и были разработаны письменные и устные задания, объединенные в экзамен, определяющий уровень владения этим языком. Есть 3 классических стандарта, как ВУЗ проверяет знания языка: 1) внутренний языковой экзамен на факультете; 2) вступительный экзамен настолько специфичен, что факультет считает успешно сданный вступительный экзамен автоматически одобрением уровня знаний языка; 3) факультет требует сертификат организации под названием ÚJOP ‒ Ústav jazykové a odborné přípravy ‒ Институт языковой и профессиональной подготовки Карлова университета. Некоторые ВУЗы принимают другие сертифицированные экзамены, в частности, ECL. Например, сертификат ECL принимает факультет информационных технологий ЧВУТ, некоторые факультеты ЧЗУ. Языковая школа Vltava является сертифицированным центром по приему экзамена по чешскому и польскому языкам с 2018 года, а значит наш ученик предоставит этот необходимый сертификат.

    Июль : сдаем нострификацию и получаем ее результаты, подтвержденные документально.

    Август: получаем справку о зачислении в ВУЗ. С этим подтверждением от ВУЗа пишем заявление в консульство о получении долгосрочной студенческой визы. Пакуем чемоданы 🙂

    Если вы уже получили подтверждение о зачислении в ВУЗ Чехии, виза выдается в течение 60 дней, если вы подадите заявление на ускоренный режим “Студент”. Ученикам языковых школ в Чехии такой ускоренный режим недоступен, поскольку они подаются до зачисления в университет. В консульстве с настороженностью относятся к таким заявлениям от учеников, которые еще по сути не выучили язык и не получили подтверждения, что какой-то из ВУЗов готов их принять. Все наши ученики Vltava подаются на визу УЖЕ после успешного зачисления в вузы. То есть они имеют право на режим «Студент».

    Конечно, на этом наше участие в поступлении в Чехию после 11 класса не заканчивается. Влтава помогает своим ученикам заселиться в общежитие или найти уютную квартиру. Обязательным пунктом для новичков в стране является покупка страховки, разобраться в тонкостях которой не так просто. И, что немаловажно, у нас есть команда кураторов в Чехии, которые не раз помогали адаптироваться ученикам на месте и всегда были готовы выслушать за чашкой вкусного чая и угостить чем-то вкусненьким.

    Интенсив обучения чешскому языку: на год или на два?

    Программа интенсива всегда проходила очно, но условия карантина расширили наши возможности. Наши ученики, приступившие к обучению осенью 2019, в марте 2020 были вынуждены перейти в онлайн формат в связи с эпидемией. Этот формат им казался не таким удобным, но уже через пару недель они заметили разницу. Качество обучение не пострадало, а они освободили для себя много времени и средств, которые раньше тратили на проезд и перекусы. Поэтому сейчас мы предлагаем такие форматы программы:

    Обучение длительностью в 1 год для тех, кто готовится к поступлению в июне 2021 года и согласен заниматься интенсивно. Вас ждут 800 часов языкового курса и 150 часов подготовки по профильным предметам: 5 раз в неделю по 4 астр.часа. Старт в онлайн или офлайн форме в сентябре 2020 года.

    Обучение длительностью 2 года для тех, кто готовится к поступлению в июле 2022, а сейчас закончил 9 класс и второй курс бакалавриата. Вы готовы стартовать заранее и учиться в более легком темпе: 2 раза в неделю по 4 астр.часа, проходя все те же 800 часов языкового курса и 150 часов подготовки по профильным предметам. Старт так же в онлайн или офлайн форме в сентябре 2020 года.

    Если вам интересно подробнее узнать о том, как работает программа интенсива Влтава, оставьте свои данные электронной почты и номер телефона. Мы ответим на ваши вопросы, а также поможем:

    • Подобрать ВУЗы согласно предпочтениям вашего ребенка;
    • Составить предварительный план подготовки к поступлению.

    Желаем достичь своей цели и гордиться своим ребенком, который станет дипломированным специалистом с европейской карьерой!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: