Социальный матриархат. Личный опыт покорения Швеции
Богатая и благополучная Швеция – одна из лучших стран для жизни. Поэтому 1,5 миллиона иммигрантов (15% всего населения Швеции) осели в стране «народного социализма». Среди них – 33-летний белорус Константин, который год назад отправился в королевство за лучшей долей. О плюсах и минусах жизни в Швеции он рассказал «АиФ».
В Швеции около ста тысяч русскоговорящих иммигрантов. В основном они живут в столице. Преимущество при найме на работу имеют местные жители. При выборе между квалифицированным иностранцем и неспециалистом-шведом работу получит последний. Зная об этом, белорус выбрал город, где больше «наших».
Он снимает на пару с товарищем две комнаты на втором этаже дома. До центра – десять минут на общественном транспорте (месячный проездной на все виды транспорта стоит около 100 долларов). Аренда большой гостиной с камином, спальни с двумя кроватями, кухни, санузла, террасы с козырьком по периметру обходится в 450 долларов с каждого. Зимой цена вырастает до 500 у.е. В стоимость аренды входят высокоскоростной Интернет, ТВ, коммунальные услуги.
Соседи – шведы, поэтому жилье здесь дороже. Можно снять квартиру дешевле в районе проживания арабов, но это небезопасно. Шведы относятся к любым иммигрантам хотя и дружелюбно, но сдержанно, порой даже отстранённо. Средняя стоимость аренды жилья в Стокгольме – около 1000 долларов за 4 койко-места. В среднем у шведов 20-25% зарплаты уходят на оплату жилья.
Пенсия 900 евро
Герой статьи может класть плитку, сделать ремонт, собрать мебель. Приехал со своим инструментом и нашел первое место работы через русскоязычный сайт «Пальма». Потом перешел в шведскую фирму. Сейчас покрывает крыши фальцевым железом, черепицей. Оплата почасовая. Зарабатывает 12 долларов в час. Дипломированный специалист по строительству за ту же работу получает 16 долларов в час. В Швеции нет большой разбежки в оплате труда. Врачи, водители автобуса, полицейские получают почти одинаковую зарплату. Например, заработок учителя начальных классов – около 3000 евро, квалифицированный повар получает около 2500 евро, столько же зарабатывает секретарь. Прогрессивный подоходный налог составляет от 30 до 55%. Как правило, шведы не хотят заниматься тяжелой работой. Костя говорит, что не раз слышал от коренных жителей: «Швед не рожден для работы». И в это охотно верится: работал швед или нет, по достижении 65 лет он обязательно получит 920 евро пенсии. В норме – по десять десятиминутных кофе-таймов (каждые полчаса) в рабочее время. Костя вспомнил, как два шведа-строителя за весь день забили по паре гвоздей и причитали, что очень устали. Пятница – сокращенный день. А недавно несколько шведских компаний предложили сотрудникам работать за прежнюю зарплату на два часа меньше, по шесть часов, считая, что это повысит их производительность и мотивацию. Шведский эксперимент вызвал большой интерес в мире, а у самих шведов – одобрение. Сделали шведы это для того, чтобы обычный гражданин имел время не только на работу, но и личную жизнь.
Образование и медицина
Уровень социальной защищенности граждан – один из самых высоких в мире. Швеция – образованная страна. В стране около 50 вузов. Среднее образование – бесплатное, обучение в вузах – за свой счет. Так было не всегда. До 2011 года обучение в университетах было бесплатным. Такую возможность имели и иммигранты. Примечательно, что период обучения не входит в стаж для получения права на ПМЖ. Медицинская страховка для шведа – около 100 евро в год. Частично ее оплачивает государство. Иммигрантам такая льгота не предоставляется. Тарифы на медицинские услуги в государственных и частных поликлиниках практически одинаковы.
Одежда, еда и бензин
Плюс жизни в Швеции – среднеевропейский уровень цен на социально значимые товары при высокой зарплате. Константин балует себя качественными вещами, которые стоят дешевле, чем у нас. К сравнению фирменные кроссовки «Adidas» в Стокгольме – 70 долларов, в Минске – 150 долларов, осенняя куртка фирмы «Том Таilor» – 60 и 140 долларов соответственно. На распродажах скидки доходят до 70%.
За кило свинины у арабов (да, именно у арабов-мусульман) Костя отдает 3-4 доллара, что вдвое дешевле, чем в супермаркетах. В месяц на питание уходит около 150 долларов.
Минусы – наркотики на каждом углу. В Западной Европе и за океаном курить марихуану и гашиш в порядке вещей, как у нас – после работы выпить бутылочку пива. Купить зелье – не проблема: чуть ли не на каждом выходе из метро стоят дилеры.
Есть и другие минусы: дорогие бензин и недвижимость, много беженцев, дорогой Интернет.
Шведский матриархат
Поскольку белорус практически не знает шведского (этот язык считается одним из самых сложных в мире), то долгих отношений со шведкой завести не удалось. Проклятые окончания, склонения, роды усложняют процесс знакомства. В обыденной жизни спасает английский. К слову, практически все шведы свободно им владеют.
По наблюдению белоруса, Швеция – страна, где царит матриархат. Может, поэтому девушки в королевстве абсолютно «не заморачиваются» своей внешностью. Ведь как у нас: чтобы сбегать в магазин за йогуртом, наша красотка сделает макияж, наденет каблуки, чтобы выглядеть неотразимой. В Швеции – в чем проснулась, в том пошла.
Размеренная жизнь, 6-часовой рабочий день, приличный уровень жизни, социальные гарантии и пенсия «при любом раскладе» прельщают мигрантов.
Реальная жизнь в толерантной Швеции
Добро пожаловать в шведский рай!
«Молодой, без вредных привычек швед познакомится с женщиной, желательно из Беларуси или Таиланда» – объявление в газете «Aftonbladet» (Швеция)
В постсоветских республиках широко распространено мнение о Западе, как единственно райском месте на земле. Эта вера воплощается в различные формы, начиная от мечты «увидеть Париж – и умереть», до стремления родителей отправить своих чад получить образование за границей или погостить в иностранных семьях.
Желание сделать жизнь своих отпрысков лучше – логически вполне оправдано, если бы не одно «но». По многочисленным личным наблюдениям, большинство пап и мам руководствуются сугубо меркантильными соображениями, безосновательно теша свои амбиции. Как говорится, «то, что не получилось у меня, обязательно получится за границей у сына или дочери, которые обеспечат не только себе, но и мне спокойную и обеспеченную старость». При этом они не имеют абсолютно никакого представления ни о механизме межгосударственной и социальной иерархии на Западе, ни об особенностях истории, культуры, традиций, тенденций развития европейских народов.
Вы никогда не задумывались, почему дети наших обеспеченных граждан, получившие «элитное» образование за границей, возвращаются под родительское крылышко? Конечно, отсутствие мозгов и желания крутиться как белка в колесе, играют важную роль, но они не являются определяющими. Например, выпускнику факультета коммуникаций Арканзасского университета абсолютно не гарантирована работа в американских СМИ. Основная причина – не тот уровень ВУЗа. А вот дипломы Школы журналистики при Колумбийском университете или Колледжа журналистики Ф. Меррила Мерилэндского университета дают шанс сделать карьеру в данной сфере, но это совсем другие деньги. Хотите заниматься в США и Европе исследованием в области гидрографии, получая за это приличные деньги? Никаких проблем, но только после окончания. Технологического университета Малайзии.
К сожалению, на Западе даже наличие «нужного» диплома не является предпосылкой карьерного роста и финансовой обеспеченности. Недавно с удивлением узнал, что один из моих друзей, с которым вместе учились в МГЛУ, после окончания факультета экономических наук Берлинского университета им. Гумбольта не смог устроиться на работу в турфирме по полученной им специальности. Ему открытым текстом сказали: «да, вы блестяще владеете немецким и русским, но эта высокооплачиваемая должность предназначена для немцев». Как говорится, «по comments».
А как же политика толерантности, о которой так часто говорят правозащитники
Да, на бумаге она есть, но в реальности никакого культурологического «плавильного котла» нет. Проблема состоит в том, что европейцам кажется, что их манеры, вкусы, воззрения, социальные взаимоотношения, иными словами то, что называется «стереотипом поведения», единственно возможны и правильны.
«Отклонения» в других странах рассматриваются ими как «дикость», результат низкого уровня развития народов их населяющих. Но в таком случае возможно ли вообще стать своим в иностранном государстве? Да, конечно, но решение этой задачи требует нивелирования комплекса черт, по которым людей определяют как чужих, безоговорочного принятия образа жизни страны и фактически превращение в человека второго сорта. Некоторые с этим блестяще справляются, теряя собственное «я». Другие испытывают культурный шок, замыкаясь в себе и своей этнической группе.
Многие, осознав свою ошибку, возвращаются на Родину (большинство подобных людей, впрочем, это слово пишут со строчной буквы). Встречаются также ничего не понявшие экземпляры, которые, продолжая влачить жалкое существование (не только по меркам самих европейцев), искренне верят в то, что им повезло. В любом случае, редко кто из граждан, увидев оборотную сторону «благополучной» Европы, откровенно рассказывает о ней (это естественно, поскольку ни у кого нет желания признать, что его просто «кинули, развели как лоха»).
Как следствие, – существование в нашем обществе огромного количества светлых мифов о жизни во Франции, Италии, Великобритании и т.д.
Следует отметить, что при упоминании названия любой страны, в сознании человека всплывает ряд положительных, отрицательных и нейтральных образов, которые воплощаются в различных психолингвистических формах. Так, белорусы и россияне представляют Швецию цепочкой не подлежащих декодированию (расшифровке) фраз-клише, словосочетаний и названий: «Пётр Великий бил шведов под Полтавой», «шведский социализм», «шведская семья», «шведский стол», «поп-группа АВВА» и т.д. То есть, речь идёт о том, что, например, на вопрос о причинах войны России и Швеции в начале XVIII века или о сущности института семьи в этой стране, большинство наших граждан (независимо от своего образовательного уровня) даст весьма туманные ответы.
Швеция – миролюбивое государство
«А priori», это можно сказать о любой другой стране. Но, белорусам не стоит забывать цену, которую они заплатили за великодержавный шовинизм шведов, воевавших с Польшей, Московским государством и Российской империей, а также за амбиции представителей элиты Великого княжества Литовского (ВКЛ) – их союзников. Так, в 1576 году шведские войска разграбили и сожгли Берестье. В 1655 году представители католического духовенства и шляхты ВКЛ подписали в Кейданах унию, предусматривающую автономию княжества под протекторатом Швеции. Инициатором данного шага стали кальвинисты Богуслав и Януш Радзивиллы. Труд последнего был оценён по достоинству – орденом «Имя Иисуса».
В ходе Северной войны (1700-1721 гг.) Беларусь понесла серьёзные демографические потери – в боях, от насилия, голода, эпидемий погибло около 1 млн. человек. Шведы жгли белорусские города, грабили деревни, убивали и вешали мирных жителей. Король Карл XII, активными союзниками которого в ВКЛ были такие магнаты как Пацы, Чарторыйские, Вишневецкие, Радзивиллы, требовал, чтобы его солдаты «не щадили никого, даже детей в колыбелях». Сотни населённых пунктов оказались в руинах. Только за 1706 год шведская армия разрушила Кореличи, Мир, разграбила Новогрудок, Слоним, Клецк, Слуцк, Пинск, Кобрин, заняла Ляховичи, Несвиж. Около 70% посевных площадей ВКЛ оказались заброшенными.
Швеция – нейтральное государство
Совершенно верно, но если быть более точным, то она ещё и не воюющее государство, что позволяет ей торговать с любой стороной конфликта. В Первую мировую войну Швеция активно кредитовала Германию, осуществляла поставки сырья на немецкие заводы. Именно эта страна стала одной из основных экономических опор Третьего рейха. Только в 1943 году из 10,8 млн. тонн железной руды нацистам было отправлено 10,3 млн. Без Швеции не было бы никаких танковых армад вермахта.
Широко известно, что в 1944 году производство самоходных установок в Германии превысило выпуск танков. Но мало, кто знает, что основной причиной подобной ситуации стало резкое снижение поставок из Швеции (советские подводные лодки эффективно топили шведские транспорты, плывущие в немецкие порты) редкоземельных элементов, которые использовались в производстве деталей механизма поворота башен. Швеция не прекратила поставки по контрактам даже после того, когда стало известно о фактах массового уничтожения нацистами евреев на территории Советского Союза и Польши. Неплохо заработал Стокгольм и на войнах США в Корее, Вьетнаме, Афганистане.
В Швеции высокий уровень социального обеспечения
Данный пункт тесно связан с предыдущим. Дело в том, что Швеция, оставаясь в рамках мировой системы распределения труда, основывает своё благополучие на войнах и конфликтах, не участвуя в них непосредственно.
На наш взгляд, каждый человек должен иметь свободу выбора жить и умереть в той стране, которой он достоин. При этом решение должно приниматься на основе информации, отражающей реальное, а не иллюзорное положение вещей. По этой причине, а также в целях предоставления читателям возможности самим проверить данные, дальнейшее изложение материала о некоторых аспектах истории Швеции и жизни шведов будет представлено в форме критики ряда широко распространённых тезисов, на основе которых, собственно говоря, и формируется миф о социализме в отдельно взятой стране.
Одним из главных условий такого существования является стабильность общества путём обеспечения гражданам высокого жизненного уровня и социальных гарантий. Но так не может продолжаться всегда – ресурсов не хватит. Собственно говоря, их недостаток ощущается уже сейчас.
Квартирная плата (в Швеции практически никто не имеет своей кооперативной или выкупленной у государства квартиры), растёт стремительными темпами. Сейчас более 40% зарплаты шведы тратят на оплату жилья и коммунальных услуг. Налоги составляют до 60% от начисленной зарплаты (это делает невозможным обеспечить высокий достаток семьи, если работает только один человек). Льготы по оплате ЖКХ для малообеспеченных граждан, пособия на детей и инвалидов урезаны настолько, что выглядят насмешкой со стороны правительства.
В сфере социального и медицинского обслуживания ликвидировано более 250 тыс. рабочих мест. Первые три дня пребывания на больничном листе не оплачиваются, остальные компенсируются на 75%. Размер пенсий снизился с 65 до 50% от уровня прежней зарплаты. Кроме того, Швеция стремительно стареет. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 78 лет, у женщин – 83. Доля населения в возрасте от 80 и старше достигла самого высокого показателя среди стран-членов ЕС – 5,3%. Из 9,3 млн. населения Швеции 18% – лица старше 65 лет. По прогнозам специалистов, к 2030 году их доля возрастёт до 23%. В этой связи 9 февраля 2012 года в Стокгольме на форуме по проблемам Северных стран премьер-министр Ф. Рейнфельдт заявил о необходимости повышения пенсионного возраста до 75 лет.
Швеция – государство христианской морали
Большинство шведов (6,9 млн. человек или 75,6% населения) являются членами евангелическо-лютеранской церкви, которая до 2000 года имела статус государственной. Церковь в Швеции, мягко говоря, весьма специфическая. Она первая среди христианских церквей, которая отказалась от признания гомосексуальности как греха (решение церковного Собора от 2005 года). 8 ноября 2009 года епископом Стокгольма стала открытая лесбиянка Ева Брунне (торжественное её рукоположение состоялось в Уппсальском Кафедральном соборе). Кстати, свыше 70% населения страны поддерживает «розово-голубую» политику Церкви, а по данным шведской Ассоциации сексуального равенства, более 40 тыс. детей имеют родителей (или одного родителя) – не традиционной ориентации. Как говорится, «каков поп, такой и приход».
Скандальным событием стала выставка фотографа Элизабет Ольсен, изобразившей Христа и его апостолов гомосексуалистами. Не меньше мировую общественность шокировал репортаж об открытии в 2010 году в Стокгольме детского сада, где сотрудники в обращении с малышами вместо местоимений «han» («он») и «hon» («она») использовали слово «hen», которое отсутствует в шведском языке, но активно употребляется представителями сексуальных меньшинств. Делалось это, как объяснили журналисту, с целью отучить детей от «гендерных стереотипов». Недавно парламент Швеции принял закон «Об искусственном оплодотворении лесбийских пар» за счёт государства. По мнению экспертов, подобная политика ведёт к деградации института семьи, которая уже сейчас разваливается как карточный домик.
Семейные ценности в Швеции превыше всего
О каких семейных ценностях может идти речь, если 60% детей рождаются вне брака, а 20% воспитываются одним родителем? Молодые люди предпочитают жить в гражданском браке (sambo – когда пары живут вместе, serbo – раздельно). На число регистрирующихся ежегодно 38 тыс. узаконенных отношений – 31 тыс. разводов. В среднем за плечами каждого из супругов по три брака, что означает наличие у ребёнка огромного числа родственников и нескольких родителей. Государство даже финансирует исследования, которые должны доказать положительное влияние на детей такого типа отношений. Мол, «переходя после очередных разводов от одних родителей к другим, дети приобретают жизненный опыт и опыт социальных отношений, который им пригодится во взрослой жизни».
Шведское общество толерантно
Конечно, никто не бьёт в Швеции граждан по физиономии за черный цвет кожи. Но, если в начале 50-х гг. XX века 99% населения страны составляли коренные шведы, то сегодня 25% – эмигранты (турки, марокканцы, югославы), на которых «социальные гарантии» не распространятся. Каждый четвёртый появившийся на свет ребёнок не является этническим шведом. Кстати, в Швеции действует значительное количество неонацистских организаций. Есть нелегальные, например, «Белое Арийское Сопротивление». Есть официальные, в частности, Шведские демократы, получившие в 2010 году на парламентских выборах 20 депутатских мест (5,7% голосов избирателей). Поскольку процессы межкультурной коммуникации универсальны, то одному Богу известно, что будет через 10 лет.
В свете вышеизложенного представляется очевидным, что любая критика властей Беларуси международными правозащитными организациями, особенно «Civil Rights Defenders» (Швеция), должны вызывать у наших соотечественников, по меньшей мере, недоумение. Как известно, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». История белорусской государственности не чета шведской, насчитывает многие столетия, переживала взлёты и падения. Но белорусы сохранили свою уникальность, верность христианской морали и этике, своей культуре, языку и традициям. Они никому не навязывают своего мнения, готовы прислушиваться к критике, но аргументированной и имеющей основания.
Русские в Швеции: «маленькая Россия» и ее обитатели
8 июля 2013 11:25
В Швеции живет, по разным данным, 100-150 тысяч русскоязычных иммигрантов, большинство из них в Стокгольме. Большая часть прибыла с двумя последними волнами иммиграции – в 90-х и в 2000-х годах. Волна 90-х, одна из самых неуспешных и по уровню жизни, отстает от других больших групп иммигрантов – африканской и ближневосточной.
Добро пожаловать!
Прогулки по Стокгольму заставляют приезжих влюбляться в Швецию, эта та сторона, которая видна при выходе с парома, доставляющего туристов с востока в Стокгольм. Чтобы поселиться здесь, нужно опустошить не одну кредитную карточку.
Пройдите по Стокгольму, и русских вы встретите только в центре, на шопинге.
Русскоязычные эмигранты прибывают в Швецию с одним чемоданом, глядят по сторонам, и говорят: “Вау, красиво, чисто, ухоженно, власть не хамит, хочу здесь жить!”.
Русскоязычная диаспора пересекается на русских вечеринках. Русские не едут больше массово сюда жить, едут в основном студенты или “невесты”. Большинство студентов не хотят возвращаться обратно, и на сайтах знакомств все пестрит анонсами желающих жениться.
Пойди не знаю куда, купи не знаю что..
“Сходи на русскую дискотеку, – говорят старые эмигранты, – там будет полно “красавиц на обучении”. Они живут по десятку человек в комнатах, спят на полу, их регулярно обманывают. Кое-кому везет, если удается найти себе партнера, к которому они тут же переходят жить. За это они готовы на все, а если повезет, то можно и замуж выйти. Все эти девушки очень хорошо понимают, что такое деньги. Центром таких вечеринок являются этнические шведы. Тут вам предложат “деловой брак”, у каждого русского есть на примете свой швед и бизнес-план на него.
Интересует дешевая водка? Нет? Хотите вложить деньги в ресторан или газету? А как вам идея сделать в Швеции бизнес из бла-бла-бла? Встретив живущего здесь, многие сразу же начинают прикидывать, как можно на нем заработать. Вас интересует уборка на дому? А снег с крыши покидать не надо? А перевезти мебель? Недорого! Нет? А не хотите купить сигарет? А как вам идея превратить симпатичный, но плохо сделанный русский интернет-форум в новый гугл? Все что нужно – это дать денег.
Почти все в «маленькой России» занимаются побочными заработками. На вечеринках я говорил с бывшими врачами, юристами, занимающихся уборкой, разноской газет, перепродажей подержанных машин, разнорабочими без образования, продававшими контрабандные сигареты и водку, параллельно приторговывая виагрой и салом. Подростки, любящие легкие деньги без больших усилий, зарабатывают, играя в покер в интернете. Если кому-то удается “закадрить” шведа или шведку, это считается признаком большого успеха в жизни. Впрочем, русскоязычные партнеры шведов интересуют мало, это игра, где все всё понимают, и те, кто ищет, и те, кто являются объектами охоты.
Мужчины постарше одеты по образцу ранних 90-х, в двубортные пиджаки и яркие рубашки, женщины в блестящих одеждах, с множеством бисера и на высоких каблуках, молодежь в спортивных костюмах, все то, что было актуально, когда они оказались в Швеции.
Все что-то постоянно едят и обсуждают еду. Еда играет для иммигранта символическую роль. Когда они ставят фото о своей теперешней сытой заграничной жизни, они часто иллюстрируют это столом с едой.
Кто они, эти несчастные иммигранты
Называть эмиграцию «маленькой Россией” не вполне корректно: многие из эмигрантов последней волны – выходцы из Прибалтики, Средней Азии, Украины и Кавказа. Хотя их национальная идентичность связана не столько с религией и укладом жизни, сколько с общими воспоминаниями, как все они жили в одной стране.
«Маленькая Россия» иммигрантов приезжает в Швецию вместе с болезнями российского общества. Следуя своей славе, приметами которой всегда были неопрятные сезонные рабочие, этнические конфликты и предвзятое отношение к азиатам, африканцам и арабам; иррациональная ненависть к геям.
Не случайно на прошлых выборах многие русские поддержали альянс крупной буржуазии и партию националистов – сторонников лозунга “Швеция для шведов”. Лидеры русскоязычной общины придерживаются правых буржуазных взглядов и косвенно пропагандируют их через свои информационные ресурсы. Риторика националистов о защите “истинно шведских ценностей” также находит здесь отклик.
В «русском голосовании» есть что-то хулиганское, авантюрное. Те же лидеры сообщества, которые ранее помогли правым встать у власти, все активнее начинают агитировать уже за левых и все более радикальных националистов.
Многие русскоязычные эмигранты осели на бедных эмигрантских окраинах Стокгольма. Предвзятое отношение к тем, кто выглядит “не по-славянски” или не “по-скандинавски” русскоязычные жители с восторгом оправдывают. “Мы ведь европейцы!”, – гордо говорят подвыпившие собеседники. Всех остальных иммигрантов русские считают на ступень ниже. “Однако мы быстро поняли, что для шведов мы все одинаковы, что черные, что желтые, что голубые. Они считают всех нас дикарями”.
В русскоязычной общине Швеции нет общности, и по сути, то, что держит эмигрантов вместе, это кулинарные вкусы и встречи на русских дискотеках. В эмиграции в такой безбожной стране, как Швеция, многие обратились в православие, но все это произошло уже здесь.
Все они не любят свои новые постсоветские государства и ругают систему всеобщего надувательства и наживы в республиках. В «маленькой России» есть и недовольство шведским всепроникающим расизмом, когда это затрагивает их самих. “Швеция очень русофобская и нетерпимая к любому отклонению”, – говорят они.“ Нацменьшинствам же надо было приехать в Швецию, чтобы наконец стать русскими.
По данным недавнего исследования профессора социологии Стокгольмского университета Рышарда Шулкина / Ryszard Szulkin, Швеция находится на предпоследнем месте в Европе по уровню интеграции иммигрантов. В первые десять лет в стране большинство остается безработными по сравнению, например, с Германией.
Богатые русские туристы вызывают у жителей «маленькой России» злобу. Когда-то эти иммигранты ехали от бедности. А вдруг оказывается, что массово приезжают русские туристы, которым по карману многое из того, что эмигрант никогда себе не позволит, и что, оставшись там, можно было бы жить нормально.
Для нынешней российской молодежи эмиграция в такие страны как Швеция – нечто вроде фетиша и недоступной цели, вмещающих в себя дух поиска лучшего места на земле и нечто, что напоминает о сказке и мечте о самореализации и богатстве. Старшее же поколение читало об эмиграции у Довлатова и Лимонова, все они люди, уехавшие из сомнительных политических условий, но вполне сносных материально, отказываясь играть по установленным в их республиках правилам.
“Наши считают, что все это – моя собеседница на русской вечеринке оглядывает вид из окна бара, – их владения”. Ничего хорошего при этом не подразумевалось. Она не слишком часто ездит в Россию и сама уезжала от нарастающей гомофобии.
Мать-одиночка, после безуспешных поисков работы, она открыла прямо на дому свой бизнес по уборке квартир. Ее небольшая квартира заполнена моющими средствами. На нее работают несколько нелегалок, которые непосредственно и убирают. Она часто ходит вместе с ними и следит, чтобы все было в порядке. “Я люблю Россию, а вот русских – не очень”, – говорила она.
Следующий собеседник парировал: “Я люблю Швецию, а вот шведов – не очень. Каждый швед с тремя классами образования считает себя уникальным, просто даром природы. Но посмотри на эти вздернутые от заносчивости носы и надутые лица, и ты все поймешь”.
Кемска волость
Мы пошли с собеседниками прогуляться по центру города. То и дело вокруг раздавалось смешное шведское “йа йа”, именно по этому поддакиванию из русской комедии про “кемскую волость” мы высмеиваем шведский менталитет. На нас оборачивались, мои подвыпившие собеседники громко переговаривались по-русски, и при звуках русской речи благообразных шведов передергивало с каждым звуком. Мы были тем, о чем говорили мои собеседники – экзотической фауной, ярко разодетой – женщины в мехах и блестяшках, мужчины в кожаных куртках и спортивных штанах.
Вокруг нас гуляли турки и арабы в золоте, африканцы в широких рэперских джинсах и огромных золотых цепях. За углом играли на дудках индейцы, какой-то клоун орал и совал бумажки о рекламе пластических операций, потом стали играть на гармошках румынские цыгане.
К нам подошел странный тип криминального вида. “Эй, – сказал он, и показал несколько маек, и продолжил по-русски, – все настоящие – Armani. Отличный товар”. “Ворованное?”, – спросил я, – и все посмотрели на меня, как на клинического идиота. Мы пошли дальше, и к нам присоединялись другие гуляющие. Новые идеи, как заработать, озвучивались беспрерывно..
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка (Сан-Марко)
Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии, расположенного на 118 островах. Если вы хотите увидеть частичку древней Византии в современной Европе, то лучшего объекта не найти. Базилика Сан-Марко представляет собой классический образец византийской архитектуры не только на Старом континенте, но и во всём мире. Культовое сооружение, впечатляющее своим блеском и роскошью, находится на одноименной площади и примыкает к готическому Дворцу дожей (Palazzo Ducale) – резиденции правителей Венецианской республики в эпоху Средневековья. Изначально базилика являлась ее часовней, обретя «самостоятельность» только с получением статуса резиденции Патриарха Венецианского. Здесь хранятся предметы искусства старины, которым нет цены. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Собор Святого Марка
Новая базилика – специально для хранения мощей
В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.
Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.
Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год
Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.
Вид на собор через площадь Сан-Марко Внутри базилики Квадрига святого Марка
Архитектура собора Сан-Марко
Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.
Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию
Что посмотреть в базилике Святого Марка
Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.
Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д’Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.
Встреча Авраама и Мелхиседека Искушение Христа Тайная вечеря Центральный фасад собора Святого Марка
Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.
В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.
Старейшая из мозаик фасада (XIII век) «Процессия переноса мощей святого Марка в собор» Мозайка «Прибытие мощей апостола Марка в Венецию» 1660 год
Время работы
В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.
Как добраться
До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.
Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.
От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.
Собор Святого Марка в Венеции: место силы города
Собор Святого Марка (Сан Марко) уникален по своему облику и интерьеру. В этой статье я подробно расскажу об фактах и особенностях, а также о деталях на которые обязательно стоит обратить внимание. Это достаточно сложная статья по количеству дат и фактов, но она точно заслуживает изучения.
Собор Святого Марка снаружи
До 1807 года бывшая часовней дожа, был собор Святого Марка (Basilica di San Marco) впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка были привезены в Венецию из Александрии.
Современное здание, скопированное с церкви Апостолов в Константинополе, датируется 1063 годом.
В 1075 году дож издал закон, обязывающий все возвращающиеся корабли привозить что-то ценное для украшения базилики. Этот факт объясняет наличие в соборе Святого Марка более 500 колонн из редкого мрамора, порфира, алебастра и яшмы, привезенных с Востока.
Интерьер украшен 4 240 квадратными метрами золотых мозаик, в основном 12-го и 13-го веков.
Между 1500 и 1750 годами некоторые из старых секций были заменены «современными» мозаиками таких художников, как Тициан и Тинторетто. Мозаики, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница превратили собор Святого Марка в одно из самых любимых туристических достопримечательностей Италии.
Южный фасад собора Сан Марко
С 1503 года южный фасад был закрыт. До этого времени он служил в качестве входа со стороны венецианской лагуны. Но даже, несмотря на то, что большая часть южного фасада закрыта Дворцом дожей, его красота все равно привлекает внимание с Гранд-Канала.
Различные скульптуры и мозаики дополняют его богатую архитектуру. Наряду с двумя грифонами в первой арке, обратите внимание на византийскую мозаику Богородицы, с 13-го века, расположенную между арками верхнего этажа
Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века. Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке.
Северный фасад собора Сан Марко
Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини (Piazzetta dei Leoncini). Здесь есть один единственный вход – Порта деи Фьори (Porta dei Fiori), «врата цветов», украшенный скульптурным изображением Рождества Христова 13-го века, обрамленным листвой, ангелами и пророками.
Два других барельефа изображают трон судьи (7 или 8 век) с шестью овцами по бокам (символизирующими Двенадцать Апостолов) и колесницу Александра Македонского (10 век), запряженную грифонами.
Портик и галерея
Как и во всех византийский базиликах, в соборе Святого Марка есть портик, который служит прихожей перед входом в саму церковь. Мозаики куполов и арок портика датируются 13-м веком, кроме изображения Святого Марка, которое добавили в декор свода в 1545 году.
Они изображают (справа налево): Сотворение Мира, Каина и Авеля, Ноев Ковчег, Вавилонскую башню и истории Авраама, Иосифа и Моисея.
Каждый из трех порталов, ведущих в собор, обрамлен мраморными колоннами с богато украшенными капителями (6-9 века). В правом портале есть бронзовая дверь (10 век), покрытая серебряными надписями на греческом языке. Во внешней стене установлены Гробницы дожей, относящиеся к 12 веку.
Когда-то они были частью квадриги, вывезенной из Константинополя. После падения Константинополя дож Энрико Дандоло привез лошадей в Венецию в качестве военного трофея.
В 1797 году Наполеон конфисковал статую и увез в Париж. Но в 1815 году они были возвращены в Венецию. Оригинальные фигуры лошадей можно увидеть в соборе в музее Марчиано. Те, что сейчас находят снаружи – это их копии.
Собор Сан Марко внутри
Собор Святого Марка буквально переполнен различными сокровищами, поэтому очень трудно выбрать какую-то одну изюминку. Но мозаики — это первое зрелище, от которого захватывает дух. Вместе с очертаниями собора эти мозаики создают непосредственный образ византийского стиля, несмотря на то, что в интерьере присутствует большое разнообразие других архитектурных стилей от классического до 19-го века.
В соборе Святого Марка прослеживается главный принцип византийской архитектуры — разделять форму и функцию церкви на земную и небесную части. Святой Марк, изображенный на золотой мозаике над центральным входом, определенно возвышается над земными границами, отражаясь в небесном сиянии крошечных цветных стеклянных кусочков и золотых листьев.
Каждый из пяти куполов, опирающихся на огромные колонны, достигает в диаметре почти 13 метров и имеет 16 окон. Общая площадь золотых мозаик, покрывающих купола, составляет 4240 квадратных метров. Благодаря этим роскошным мозаикам собор Святого Марка называют «Золотая базилика».
Мозаики в Соборе Святого Марка
Большинство купольных мозаик созданы между 1160 и 1200 годами, самая древняя из них находится над хором. Лучший вид на них открывается с галереи, рядом с музеем.
На мозаике первого от входа купола изображен голубь, символ Святого Духа, в окружении апостолов. Центральный купол изображает Иисуса Христа в окружении звезд и деву Марию, стоящую между двумя херувимами и апостолами. В капелле Сан-Джованни, над северным трансептом, находятся мозаики 12-го века, изображающие картины из жизни святого Иоанна.
Сокровищница собора Святого Марка
Вход в Сокровищницу находится в южном трансепте. Её коллекция состоит из драгоценностей, привезенных венецианцами из Константинополя в 1204 году.
В настоящее время в Сокровищнице хранится 283 драгоценных предмета, включая золото, серебро и других драгоценностей. Несмотря на то, что она была разграблена Наполеоновскими войсками и некоторые из её сокровищ были проданы в качестве платы за реставрацию, которая была необходима собору в начале 1800-х годов.
Среди награбленного в Константинополе добра было 110 золотых и серебряных византийских реликвариев (вместилища для хранения церковных реликвий), украшенных драгоценными камнями, работы 11-13 веков.
Византийские иконы из золота и серебра, чаши, стеклянная посуда, творения исламского искусства, венецианская филигрань, золотое шитье, позже добавились подарки от пап, европейских правителей и дожей — все это входит в экспозицию Сокровищницы.
Обязательно обратите внимание на такие интересные экспонаты:
- роскошный трон дожей;
- две красивые лампы из хрусталя в форме рыб;
- амфора, вырезанные из целого куска восточного агата;
- чаши, украшенные перегородчатой эмалью;
- иконы Архангела Михаила и сосуд для сжигания благовоний в форме храма с пятью куполами.
Пала д’Оро (Pala d’Oro) — Золотой алтарь
Когда вы будете стоять перед Пала д’Оро в соборе Святого Марка, вы сразу поймете, почему он считается одним из самых грандиозных примеров византийского религиозного искусства. Длина алтаря 3,45 метра, высота — 1,4 метра, это один из лучших алтарей во всей Европе. Самые древние его части — круглые золотые и эмалевые пластины на ободе.
Над созданием алтаря трудились как венецианские мастера, так и мастеров из Константинополя. Сложная работа продолжалась на протяжении пяти веков, добавлялись все новые и новые элементы. В результате мастера создали золотой алтарь, украсив его эмалированными медальонами, изображающими жизнь Христа, жизнь Святого Марка и другие библейские темы.
Верхняя часть, которая предположительно прибыла из Константинополя после 1204 года, содержит серию изображений из шести церковных праздников, расположенных по сторонам от центральной фигуры Архангела Михаила.
Последние элементы были добавлены между 1343 и 1345 годами, когда дож Дандоло поручил двум венецианским ювелирам изготовить 2 рамы – одну верхнюю в романском стиле, вторую нижнюю в готическом стиле, и украсить их двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.
Мраморный пол в соборе
Подобно тому, как купола и потолок изображают Небесное Царство, церковь Святого Марка следует византийским церковным архитектурным принципам и в создании пола, символизируя его с земным миром.
Мраморные рисунки покрывают 2,099 квадратных метров пола. Среди мозаик пола, сделанных из крошечных кусочков мрамора и даже стекла, можно увидеть как сложные геометрические фигуры, так и замысловатые изображения животных и растений.
Отели в центре Венеции
Мы рекомендуем остановиться в следующих отелях, расположенных в пешей доступности от собора Святого Марка. Неудивительно, что ближайшие к собору отели относятся к числу более дорогих, обычно они расположенных в бывших дворцах дожей и других важных семей.
- Например, роскошный отель Gritti Palace — когда-то был домом венецианского дожа; большие, богато обставленные номера с видом на Гранд-Канал.
- Отель Londra Palace находится в нескольких минутах ходьбы от Гранд-Канала, номера с балконами с видом на венецианскую лагуну, рядом с остановкой вапоретто San Zaccaria, куда прибывают катера из аэропорта.
- Отель Corte Di Gabriela, расположенный в районе Сан-Марко, чуть дальше от собора, но недалеко от остановки вапоретто San Angelo. В некоторых номерах потолки украшены роскошными фресками.
- Элегантный и роскошный бутик-отель Al Ponte Antico расположен в отреставрированном здании 16 века с видом на Гранд-Канал, недалеко от района Риальто и в нескольких минутах ходьбы от площади Святого Марка.
- Отель Hotel da Bruno — находится в 10 минутах ходьбы от площади Святого Марка, к вашим услугам просторные апартаменты которого оборудованы мини-кухней.
- В семейном отеле Dalla Mora вам предложат на выбор номера с собственной или с общей ванной комнатой. Отель с террасой с видом на Гранд-Канал.
Если вы ищите более бюджетные варианты или еще не определились где лучше остановиться в Венеции, можете прочитать нашу статью тут.
Советы по посещению собора Святого Марка
- Собора Святого Марка это одна из главных достопримечательностей Венеции, поэтому будьте готовы к тому, что вам придется стоять в очереди. Лучшее время для посещения собора — раннее утро или около полудня, когда туристические группы отправляются на обед.
- Один из способов избежать очередей на входе и быть уверенным, что вы увидите все основные достопримечательности в соборе, это заказать экскурсию «Собор Святого Марка и Дворец Дожей (без очереди на входе)»н. Вы без очереди пройдете в собор, и профессиональный гид расскажет вам много интересного о мозаиках, золотых изделиях, искусстве и других сокровищах, а также укажет на архитектурные особенности собора и памятников вокруг площади Святого Марка и в других местах Венеции.
- Рюкзаки и другой багаж можно оставить в камере хранения в концертном зале Ateneo San Basso, расположенном на площади Piazzetta dei Leoncini.
Как добраться до собора Святого Марка
Воспользуйтесь водным катером вапоретто (водный общественный транспорт в Венеции), который останавливаются на Сан-Марко (San Marco) или на Сан-Заккария (San Zaccaria) – это ближайшие к собору остановки. Если пешком — уличные знаки по всему городу укажут вам путь на площадь Святого Марка.
Читайте также наши другие статьи о Венеции:
Прекрасно знает все достопримечательности 🇮🇹 Италии. В свободное время путешествует по стране и готов поделиться своим опытом в статьях на Italy-Insider.
Помогла статья?
Сохраните её в удобном месте:
Собор Святого Марка (Сан Марко)
Собор Святого Марка, он же Базилика Сан-Марко — главный собор Венеции и, возможно, один из самых известных соборов Италии. Он находится на площади Сан-Марко в южной части города. Собор Святого Марка представляет собой редкий пример византийской архитектуры в Старом Свете. Впрочем, он настолько уникален, что его собственный архитектурный стиль вышел далеко за рамки одного стиля. В 1987 году ЮНЕСКО включила собор Сан-Марко в перечень охраняемых объектов наравне с другими достопримечательностями Венеции.
История Собора Святого Марка началась в 829 году, когда мощи евангелиста Марка были перевезены в Венецию из Александрии. Дело в том, что в то время в Александрии мусульмане начинают сносить христианские церкви для того, чтобы построить на их месте мечети. Венецианские купцы, узнав об этом, крадут мощи святого Марка и тайно вывозят их в Венецию.
После перенесения мощей святой Марка замещает святого Федора на «должности» небесного покровителя города и на гербе Венеции с тех пор красуется крылатый лев — знак апостола Марка.
Самая первая базилика, построенная для хранения мощей, была уничтожена пожаром в IX веке. В 1094 году был достроен и освящен новый собор, который мы видим и сейчас. С тех пор он несколько раз достраивался, вносились изменения во внешнюю отделку, богато украшались внутренние своды собора, однако, в своем плане он не перестраивался.
Собор Святого Марка играл огромную роль в жизни Венецианской республики. Здесь короновали дожей Венеции, отсюда же они выступали перед горожанами. На площади перед собором благословляли войска и проносили стяги поверженных врагов.
Сегодня собор Сан Марко — действующий религиозный центр не только Италии, но и всей Европы, благодаря расположенным здесь христианским реликвиям: мощам Святого Марка, главе апостола Иакова Младшего и мощам мученика Исидора.
Архитектура собора Сан Марко
Собор Святого Марка построен по образу сразу двух христианских храмов: константинопольской церкви Святых Апостолов и стамбульского Софийского собора. Базилика Сан-Марко имеет вид греческого креста. Ее украшают 5 куполов: один над перекрестием, остальные — над концам креста.
Порталы центрального (западного) фасада, выходящего на площадь Сан-Марко, украшены потрясающими по красоте и богатыми мозаиками XVIII века. Собор достраивался много веков подряд, благодаря чему здесь собраны образцы различных архитектурных стилей: помимо классической греческой базилики с романским фасадом, здесь выделяется мраморное оформление фасадов, барельефы, колонны, относящиеся в различным стилям, готические башенки главного фасада и готические стрелы. Даже скульптуры коней, установленные над фасадом, неприемлемые в византийской архитектуре, смотрятся здесь вполне уместно.
Алтарь
«Золотым алтарем» (Пала д’Оро) называют алтарный образ главного алтаря Собора Святого Марка. Алтарный образ — это художественное произведение (картина, икона, мозаика), устанавливаемое за алтарем католических храмов. Размеры Пала д’Оро составляют 3,34 на 2,51 метра. Миниатюрные картины (иконы) алтаря представляют собой изображения на эмали (всего 250 штук), вставленные в готическую раму из позолоченного серебра, украшенную двумя тысячами драгоценных камней. Часть эмалей были привезены из Константинополя во время четвертого похода крестоносцев. Сам алтарь помещён в мраморную дароносницу.
Мозаики
Мозаичный цикл собора Святого Марка является одним из наиболее значимых образцов этого вида искусства. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты.
Мозаикой украшены не только стены, но и своды собора и даже полы, которые благодаря золотистым мозаикам имеют уникальный мерцающий эффект.
Мозаики изображают сюжеты историй Ветхого и Нового Заветов, сцен из жития апостола Марка и Иоанна Крестителя. Фактически, по мозаикам собора Святого Марка можно изучать Библию. И это делает внутреннее убранство собора совершенно уникальным
Будьте внимательны, подсветка мозаик собора включается только с 11:30 до 12:30 (для их сохранности), в остальное время в соборе довольно темно. Лучше всего их разглядеть можно со второго этажа собора Святого Марка, а для этого нужно купить билет в музей.
Режим работы
Время работы собора Святого Марка для посетителей и всех его достопримечательностей зависит от сезона. Их два: высокий с 16 апреля по 28 октября и низкий с 29 октября по 15 апреля.
Собор Святого Марка открыт
- по будням с 09:30 до 17:15 (последний вход в 16:45);
- по выходным с 14:00 до 17:15 (последний вход в 16:45).
Музей собора открыт ежедневно с 09:30 до 17:00.
Доступ к алтарю (Пала д`Оро):
- по будням с 09:30 до 17:15 (последний вход в 16:45);
- по выходным с 14:00 до 17:15 (последний вход в 16:45).
- по будням с 09:30 до 17:15 (последний вход в 16:45);
- по выходным с 14:00 до 17:15 (последний вход в 16:45).
Кампанила (колокольня) работает по своему графику:
- 1 октября — 31 марта: с 09:30 до 17:00 (последний вход в 16:45)
- 7 — 24 января: всегда закрыта на ремонтные работы
- 1 — 15 апреля: 09:00 — 17:30 (последний вход 16:45)
- 16 апреля — 30 сентября: 09:45 — 21:15 (последний вход в 20:45)
Правила поведения
Не стоит забывать, что собор Святого Марка это действующий католический храм, в который регулярно приходят верующие и совершаются мессы, поэтому здесь приняты соответствующие нормы поведения. Кроме того, в соборе, как и во всей Венеции, огромное число туристов, поэтому есть ограничение по времени нахождения в соборе.
- посещение длится не более 10 минут;
- одежда должна быть соответствующей (плечи и колени закрыты);
- вход с багажом запрещен (вход в камеру хранения с северного фасада);
- фото и видеосъемка запрещены;
- необходимо соблюдать тишину.
Вход в сам собор Святого Марка бесплатный. Стоимость осмотра отдельных сокровищ собора:
- Вход в музей собора Сан Марко — 5 евро, дети до 6 лет — бесплатно.
- Вход к Пала д`Ора (миниатюрный образ алтаря собора) — 5 евро, дети до 6 лет — бесплатно.
- Вход в сокровищницу — 3 евро, дети до 6 лет — бесплатно.
- Вход на кампанилу (колокольню) — 10 евро, дети до 6 лет — бесплатно.
Собор Сан-Марко — храм небесного покровителя Венеции
” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_2834″>
Венеция – уникальный город, красота которого способна пленить даже самого искушенного путешественника. Он не только славится необычным архитектурным решением, но ежегодно манит туристов уникальными памятниками, а также возможностью посетить увлекательные экскурсии и масштабные культурные мероприятия. Сердцем города на воде единогласно признана площадь Сан-Марко, а её жемчужиной – величественный собор с одноименным названием.
История строительства
История собора берет начало в 828 году. В то время итальянские купцы Буоно и Рустико пребывали в Александрии, застав не лучшее время в летоисчислении древнего города. Последователи ислама разрушали христианские церкви, строя на их месте мусульманские мечети. Под угрозой оказались многие исторические памятники и святые мощи, и двое венецианцев решили спасти хоть что-нибудь. Выбор их пал на останки святого апостола Марка. Дело им предстояло нелегкое. Дабы не быть пойманными, они были вынуждены спрятать мощи под свиными тушами, потому как для мусульман, свинья – нечистое животное, к которому запрещено даже прикасаться.
Спрятанный в парусине груз сарацины пропустили без досмотра. После прибытия хитрых венецианцев на родину, апостола Марка нарекли небесным покровителем Венеции, а символом итальянской жемчужины стал крылатый лев. Благодаря братьям Партечипацио – знатным дожам города на воде – строительство собора заняло три года. К сожалению, первоначальное здание не сохранилось и судить о его предполагаемым облике можно только по обрывкам древних записей и находкам археологов. Сильный урон оригинальному строению нанёс пожар 976 года, и восстановить его удалось только к концу десятого столетия.
Формирование того облика, в котором предстает собор перед современными путешественниками, началось в XI веке. При достопочтенном доже Доменико Сельво инкрустировали первую мозаику, а его преемник Витале Фальере поспособствовал освящению храма. Оформление базилики, строительство и расширение крестовокупольной церкви, возведение баптистерия, капелл и сакристия заняло несколько столетий. Судя по картинам венецианских художников, основные работы по экстерьеру были закончены к концу пятнадцатого столетия. Значительную роль при этом сыграли архитекторы Я. Сансовино и Б. Лонгена. Несмотря на то, что Собор признан объектом ЮНЕСКО и привлекает немало туристов, он все ещё является действующим.
Архитектура и интерьер
Мировые исследовали истории и архитектуры сходятся во мнении, что венецианский собор уникален в своем роде, так как полностью не принадлежит ни одному из ныне известных архитектурных стилей. Виной тому – затяжное строительство, в ходе которого классическая греческая базилика превратилась в великолепие, украшенное восточным мрамором, итальянскими скульптурами и романскими барельефами. Но что самое удивительное – совершенно несовместимые в стилистическом понимании вещи, смотрятся гармонично и величественно. Построен собор по схожему с церковью Святых Апостолов в Константинополе проекту, но не повторяет его полностью. Фасады здания облицованы мрамором, мозаиками и скульптурами.
Центральный купол базилики возвышается на 63 метра, а изнутри, подобно сводам и верхнему уровню стен, инкрустирован мозаикой. Для изготовления большинства фрагментов использовалось стекло с острова Мурано – главная гордость венецианских ремесленников. Сюжеты мозаик затрагивают Новый и Ветхий Заветы, а также житие апостолов Марка, Исидора и Иоанна Крестителя. Прославленные историки и специалисты культуроведения признают храм архитектурной книгой – ни в одном другом месте фабулы Библии не изображены столь скрупулёзно, полно и внушительно. Каждый купол охватывает отдельно взятую сюжетную линию. Так, например, Купол сотворения мира содержит сцены из книги Бытия, а Купола Иосифа, коих насчитывает три – жизнеописания Иосифа Прекрасного.
Что посмотреть
Богатое убранство и выдающиеся мозаичные инкрустации захватывают внимание туристов с первых шагов, однако базилика славится не только впечатляющей отделкой. Любознательный турист обязан заглянуть в баптистерий. Его облицованные мрамором стены изумительно оттеняют своды, что филигранно украшены мозаикой византийской стилистики. В гробницах покоятся Андреа Дандоло и Джованни Соранца, 54-й и 51-й дожи Венеции, соответственно. В центре зала установлена купель, запечатанная крышкой из бронзы. Над ней под куполом инкрустированы лики двенадцати апостолов.
Не меньше привлекает внимание Pala D`Oro – золотой образ, расположенный рядом с главным алтарем базилики. Образ простирается на приблизительно 3 метра в длину и ширину и содержит в себе около 250 миниатюр. Часть из них были написаны при Энрико Дандоло (41 венецианском доже), ещё ряд – при сменившем его Пьетро Джанни. Окончательным своим видом образ обязан Андреа Дандоло, по приказу которого была заказана позолоченная рама, в которую и установили готовые миниатюры. Долгое время алтарный образ закрывали от людских глаз, показывая только на большие церковные праздники, однако в наши дни на него может полюбоваться каждый посетитель базилики.
Ещё одним местом, достойным внимания, считается Сокровищница собора Сан-Марко, которая располагается между храмом и Дворцом дожей. Дверь в неё украшает мозаичная картина с изображением ангелов, окруженных пламенем. Тематика выбрана неслучайно – она напоминает о пожаре, что уничтожил значительную часть первоначальной постройки. Внутри расположены два помещения: Святилище и сама сокровищница. Разнообразие собранных реликвий поражает. Здесь находятся церковная утварь, украшения из драгоценных металлов, ларцы со святыми мощами, потиры и даже трон-реликварий самого святого Марка. Большинство сокровищ были привезены из разграбленного Константинополя, да и то лишь малая толика от прежнего богатства. К сожалению, часть коллекции была украдена, а некоторые драгоценные металлы и камни распроданы, дабы заполучить необходимые средства для реставрации собора.
Время работы и стоимость билетов
Нахождение в Базилике не должно превышать 10 минут. Запрещено: заходить в Базилику в слишком открытой одежде, фотографировать и снимать видео, громко переговариваться, брать с собой крупногабаритный багаж.
Посещение с ноября по июнь:
- Базилика: 9:30 – 17:00 (понедельник – суббота, вход возможен до 16:45) и 14:00 – 16:30 (воскресенье/праздники, вход возможен до 16:15) бесплатно;
- Музей Сан-Марко: 9:45 – 16:45 (понедельник – суббота), 14:00 – 16:30 (воскресенье/праздники), цена за вход: 2 евро, в составе группы от 25 человек – 1 евро;
- Pala D`Oro: 9:45 – 16:45 в будни и субботу, 14:00 – 16:30 в воскресенье и праздники (2 евро с индивидуальных путешественников, в составе группы более 25 человек – 1 евро);
- Сокровищница: 9:45 – 16:45 с понедельника по субботу, 14:00 – 16:30 в воскресенье и праздничные дни (3 евро, в группе размером от 25 человек – 1, 50 евро).
Посещение с июня по ноябрь:
- Базилика: 9:30 – 17:00 (вход до 16:45) в будни и субботу, и с 14:00 – 17:00 в воскресенье и праздники (вход до 16:45) бесплатно;
- Музей Сан-Марко: 9:45 – 16:45 (5 евро с индивидуальных туристов, в группе от 25 человек – 2, 50 евро);
- Pala D`Oro: 9:45 – 17:00 в будни и субботу, 14:00 – 17:00 в воскресенье и праздники (2 евро с индивидуальных туристов, в группе от 25 человек – 1 евро);
- Сокровищница: 9:45 – 17:00 в будни и субботу, 14:00 – 17:00 в воскресенье и праздники (3 евро с индивидуальных посетителей, в составе туристической группы более 25 чел. – 1, 5 евро).
Где находится и как добраться
Точный адрес: San Marco, 328, 30124
Добраться можно на вапоретти (водном автобусе) по маршрутам 1, 51 и 2.