Фотографии Церкови Сурб Хач

Сурб-Хач — мужской армянский монастырь в Старом Крыму

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и Феодосии, он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале). У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

Читайте также:
Где лучше отдыхать в Анталии? Подборка пляжей и чем заняться

Церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону

Церковь Сурб-Хач (Святого Креста), построенная в 1792 году, — одно из самых красивых и древних строений Ростова-на-Дону. Церковь и окружающий ее парк расположены на высоком правом берегу Северного водохранилища (так называют каскады прудов) в балке реки Темерник, а из-под холма, на котором стоит храм, бьет родник.

История создания

История церкви Сурб-Хач тесно связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой армянской диаспоры. Чтобы переселить сюда крымских армян дипломатам Екатерины II пришлось изрядно постараться. После подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей Крым был наконец объявлен независимым. Керченский пролив стал российским, и наши торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданеллы наравне с английскими и французскими. Екатерина II, желая в конечном счете присоединить Крым к России, договорилась с духовенством армян и греков и при помощи хана Шагин-Гирея (Şahin Geray), проводника российского влияния в Крыму, и организовала переселение христианского населения в Россию.

Переселением командовал молодой генерал Александр Суворов. По данным ведомостей Суворова, за август — сентябрь 1778 года выехало из Крыма 31 тысяча 386 человек, из них: греков — 18 407 душ, армян — 12 598, грузин — 219, валахов — 162. Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию, помимо имущества, они везли с собой драгоценные книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, хачкары (каменные кресты).

Пришедшие на Дон армяне (в пути почти треть погибла от голода и болезней) обосновались на землях в устье реки близ крепости Димитрия Ростовского, получив по указу Екатерины II «12 тысяч десятин земли окрест крепости».

Здесь переселенцы основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сел, которые сейчас вошли в состав Мясниковского района Ростовской области.

14 ноября 1779 года была обнародована пожалованная Екатериной армянам-переселенцам грамота, в которой говорилось, что переселенцы-армяне освобождаются от уплаты государственных податей и повинностей сроком на 10 лет, получают право свободно торговать внутри и вне государства, основывать фабрики, заводы и заниматься всякого рода промыслами. Переселенцы также освобождались от воинского постоя и рекрутства.

В 1783 году в нескольких километрах от города архиепископ Иосиф Аргутинский (с 1773 года — епархиальный начальник всех армян, живших в России) основал монастырь Сурб-Хач, названный так же, как и монастырь возле города Старый Крым.

Храм Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца.

Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Говорят, что в монастыре также находился хачкар VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении — города Ани.

В 1862 году церковь основательно перестроили и рядом возвели двухъярусную колокольню с высоким четырехгранным шатром. При монастыре действовала семинария и первая на юге России типография.

После революции, в начале 1920-х годов, монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом. Богослужения в церкви продолжались до 1931 года, после чего она была закрыта и передана местному совхозу под зернохранилище. А в 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть крыши храма. Постепенно все постройки монастыря, за исключением самого здания церкви, были разобраны. В середине 60-х годов XX века церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, но храм отстоял народный художник Армянской ССР Мартирос Сарьян — уроженец этих мест. В 1968–1972 годах церковь была восстановлена, и в ней открыли Музей русско-армянской дружбы.

Читайте также:
Как устроена электронная очередь на загранпаспорт?

Церковь сегодня

В марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской апостольской церкви с условием, что армянская община Ростова-на-Дону приобретет и восстановит здание (или построит новое) для музея, который ранее располагался в церкви.

В настоящее время церковь Сурб-Хач действующая. У стен монастыря Сурб-Хач похоронены поэт и видный армянский общественный деятель Арутюн Аламдарян, поэт и философ Микаэл Налбандян и классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэль Патканян.

Сурб-Хач и Сурб-Стефанос – армянские монастыри Крыма

Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом. Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа. Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.

Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма. Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.

Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци. Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе. Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.

Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.

Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.

Табличка времен СССР

Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена. В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении. К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.

За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался. В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами. Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.

Вход в монастырь

Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.

Читайте также:
Фото на визу в Польшу: требования к размеру для польской визы

Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня

Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса. По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом. Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.

Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году. Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.

По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь. Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая. Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание. Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.

Внешние стены трапезной

Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Лестница между террасами

Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался. В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения. С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.

Армянский монастырь Сурб-Хач

В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак. Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром. А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.

На поиски Сурб-Стефаноса

Все деревья попадают в рай

Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.

Лестница к роднику

Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан. Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.

Читайте также:
Особенности постановки иностранных граждан на миграционный учет в РФ в 2022 году

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос

В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.

Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество. Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином. Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.

Как добраться:

Армянский монастырь Сурб-Хач.

GPS координаты: 45.000742, 35.062577.

Можно добраться на авто-велотранспорте, пешком по асфальтированной дороге – с трассы Симферополь-Керчь, проходящей через Старый Крым, свернуть по указателю, двигаться на юго-запад около 3,5 км.

Путь от автостанции Старого Крыма к монастырю Сурб-Хач

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос.

GPS координаты: 44.984542, 35.068078.

Можно добраться на велотранспорте, пешком по маркированной тропе – от монастыря Сурб-Хач двигаться на юг около 3 км.

Армянский монастырь Сурб-Хач (Старый Крым) у подножья горы «Святой Крест»

Сооружений древних периодов на крымском полуострове осталось не очень много. И к этой категории в первую очередь стоит отнести мужской монастырь Сурб-Хач. Следует заметить, что в переводе с армянского языка это непонятное название означает «Святой Крест». Но при чем здесь именно армяне? Все очень просто: данный монастырь принадлежит вовсе не Русской, а Армянской апостольской церкви.

Где находится в Крыму армянский монастырь

Любой турист, который приезжает в Крым, должен еще до поездки определить, какие достопримечательности он хочет посетить. Если в план включен и этот монастырь, необходимо знать, где он находится, а также как удобнее к нему добираться. Это поможет значительно сэкономить время на его поиски.

Итак, место расположения армянского монастыря в Кырму следующее: городок Старый Крым, расположенный в Кировском районе. Но все же это только общий адрес, понадобится большая конкретика. Самый верный ориентир — это подножие горы, которая называется «Святой Крест». Она находится между такими курортами как Феодосия и Судак. Это как раз территория Кировского района, а обитель расположена на этой горе. Кстати, многие местные жители называют ее и Монастырской.

Найти на карте

Историческая справка

Мужской монастырь Сурб-Хач считается в Крыму одним из самых старых объектов, так как был построен еще в XIV столетии. А если быть точнее, то время его появления припадает на 1358 год. В это время полуостровом владела Генуэзская республика, которая старалась распространять католицизм. Вот и получилось так, что армянским переселенцам пришлось отправляться вглубь полуострова. Этот монастырь был духовным центром для всех армян, которые жили в то время в Крыму.

В XV столетии, когда Крымом стали владеть турки, они не посмели разрушить эту святыню христиан. Но на протяжении столетий монастырь Сурб-Хач несколько раз перестраивался, расширялся. Например, это происходило как в XVII, так и в XVIII вв. В 1778 году, по повелению императрицы Екатерины II, армяне из Крыма были переселены на Дон. Там они построили монастырь точно с таким названием. А в Крыму обитель начала действовать лишь под конец XVIII столетия. Но потом она была закрыта в 1925 году. Открытие произошло только в 1994 году.

Читайте также:
Посольство Финляндии в Санкт-Петербурге официальный сайт, адрес финского посольства в СПб

Интересные факты про монастырь

  1. Мужской монастырь Сурб-Харч в Крыму является действующим. Здесь имеется своя братия, проводятся богослужения. Относительно него можно назвать несколько интересных фактов.
  2. Так как это действующий монастырь, вход туда женщинам строго запрещен. Посмотреть можно только некоторые здания: трапезную, а также братский корпус.
  3. Монастырь принадлежит монофизитской ветви христианства.
  4. Это хорошая обзорная площадка как на Старый Крым, так и на склоны Таврических гор.
  5. Рядом с монастырем протекает источник. Многие считают, что в нем вода приносит исцеление от разных болезней. Вода настолько чистая, что ее спокойно можно пить даже детям.

Достопримечательности монастыря

Одна из достопримечательностей монастыря — это старинный каменный крест. Он называется хачкар, считающийся основной святыней обители. Но теперь его на территории монастыря нет, так как крест был перенесен в новый монастырь, расположенный на территории Дона. Вместо него как паломникам, так и туристам показывают только изображения креста.

Вторая достопримечательность этой мужской армянской обители — это монастырский сад. Правда, его слава за несколько столетий уже поблекла. Раньше сад славился своими деревьями и другими насаждениями, было несколько фонтанов. Он был расположен на нескольких террасах. Но теперь от всего великолепия остались только дорожки, да еще сохранилось и два фонтана. Они представляют собой прямоугольные сооружения, выложенные из камня. На камне просматриваются вырезанные украшения. К фонтанам ведет лестница, которая находится уже в полуразрушенном состоянии.

Чтобы обеспечить фонтаны водой, раньше здесь действовал надежный керамический водопровод. Он работал благодаря воде, поступающей сюда из горных источников. Так как раньше в монастырь приезжало много паломников, нужно было подумать над тем, где их размещать. Поэтому был построен братский корпус. Вначале он имел один этаж, а в XVII столетии появился следующий этаж. Братский корпус обители отличается своей аскетичностью, впрочем, как и все остальные здания монастыря, выложенные из крупного камня.

Информация для посетителей

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский р-н, респ. Крым.
  • Тел.: +7-36555-5-13-50.
  • GPS координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).

Как добраться доя обители Сурб-Хач

Лучше всего сюда добираться от городка Старый Крым. От него, если выбирать юго-западное направление, проходит грунтовая дорога. Контактов этого монастыря нигде не существует, так что стоит надеяться не на телефона, а на свой навигатор в автомобиле. А еще лучше — это спросить местных жителей, как лучше добираться к данной достопримечательности. Подниматься от подножия, где находится Старый Крым, придется больше 3 км. Если брать во внимание другие таврические города, то добираться от них к монастырю можно не только по дороге Р-23, но также и по Р-29. Имеется и узкое шоссе направлением Приветное — Старый Крым.

Дорога из Судака:

Дорога из Феодосии:

Неординарное архитектурное исполнение монастыря СурбХач всегда привлекало внимание многих художников, которые запечатлели на своих полотнах красивые формы этой святыни. Рекомендуем к просмотру видео о мужском монастыре Сурб-Хач в Старом Крыму. Приятного просмотра!

  • Свято-Успенский пещерный монастырь: не только святыня, но и знаменитая достопримечательность
  • Покровский мужской монастырь на горе Шулдан
  • Мечеть Бейбарса в Старом Крыму: величественные развалины

    Достопримечательности Ростова: церковь Сурб-Хач

    В Ростове-на-Дону есть одно необычное место – бывший армянский монастырь со странным названием Сурб-хач. Слышала я про него много, но посетить как-то все не было времени. Местные любители эзотерики называют монастырь местом силы, многим чудятся здесь приведения и какие-то тени. Эти майские праздники я провела с пользой – наверстала упущенное и прошлась по разным необычным местам Ростова, в том числе и посетила церковь Сурб-хач.

    В Ростове много интересных мест, и признаюсь, за свои 20 лет проживания в городе я посетила не все из них. Дело в том, что всю жизнь свою ростовскую я провела в самом центре, на ул. Пушкинская. А из центра, как в любом городе, ой как не хотелось уезжать. Тогда мне казалось, что это очень далеко, 20 минут на маршрутки, но после Москвы, понимаешь, что это вообще не расстояние. В общем, как это всегда бывает, настоящее понимание красот Ростова пришло ко мне много лет спустя, после переезда в Москву.

    Читайте также:
    Как узнать налоговую задолженность по ИНН в 2022 году

    Отправились мы к церкви Сурб-хач с подругой на машине, хотя добраться туда общественным транспортом не составит труда. Ориентир – парк Дружба, аква-пар Осьминожек, Северный жилой массив. Добраться можно автобусом 83, 65.

    Что же такое Сурб-хач ?

    Сурб-хач (в переводе “святой крест”) – это очень красивый храм, построенный в стиле классицизм, который остался от армянского одноименного монастыря. Сурб-хач сегодня – это небольшой комплекс на высоком холме, включающий саму церковь, длинную каменную лестницу к реке, родник и часовню. С высоты храма открывается прекрасный вид на Северный жилой массив Ростова.

    Сурб-хач считается самой древней постройкой Ростова. Интересный вопрос, что делает армянский монастырь в Ростове? Тут все сложно, история эта начинается со времен Екатерины II, которая подписала указ о переселении армян с Крыма. Армяне долго плутали, как дети Моисея, и в итоге осели на берегах реки Дон. Рядом с Ростовом был заложен город Нахичевань (примерно спустя 30 лет после основания Ростова), а в 20-м веке он был объединен с Ростовом в один город. Невидимая граница проходил по Театральной площади.

    Строительство каменного храма начали в 1786 году, закончили в 1792-м. Храм был возведен в стиле классицизма. Автором проекта принято считать русского архитектора И. Е. Старова. Богослужение здесь продолжалось до 1931 г., после чего храм был закрыт, а в нем устроили зернохранилище. Церковь восстановили в 1968-1972. К началу реконструкции все постройки монастырского подворья были разобраны. К 1972 году были восстановлены ограда и ворота, но уже в измененном виде. Заслуженный архитектор Армянской ССР М.В. Григорян был автором проекта восстановления. В 1972 году здесь был открыт музей русско-армянской дружбы, а в марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской Апостольской церкви. Сегодня – храм действующий.

    Так выглядел монастырь в 19-м веке

    Храм небольшой, людей в парке у храма почти нет. Многие любят сидеть здесь наверху, и смотреть на закат. Романтика! Само место поражает своей тишиной и спокойствием.

    Вид от церкви Сурб-хач

    Длинная и величественная лестница от храма вниз производит впечатление очень старой. Вниз спускаются ровно 86 ступенек. В нишах сделаны скамейки, для того, чтобы пожилые люди могли отдохнуть во время подъема. В камне выдолблены религиозные знаки: кресты и пятиконечные звезды.

    Если спуститься от церкви к роднику, можно увидеть странное сооружение – каптажное здание «Чорхах», или «Сахлых Су». Это небольшая часовня, сегодня она, правда, закрыта.

    Часовня над источником

    Больше всего народу у самого родника. Рядом сооружен небольшой пляж, людей в мае было – как в Анапе летом.
    Вода в роднике – очень чистая и прозрачная, изумительного голубого цвета. Температура всегда +6 градусов, поэтому купаются здесь и зимой и летом. Многие воду набирают в бутылки и пьют, но я бы это делать не рекомендовала.
    Мне удалось сделать пару фоток у источника.

    Было очень странно увидеть здесь. бабульку, пасущую стадо коз. Настоящая чабанка! Да и почему же здесь не пасти коз? Кругом такая изумрудная трава.

    Козы и источник

    А представляете, сколько еще в нашей стране таких прекрасных уголков? А сколько мы из них не видели?

    Древний монастырь в Крыму “Сурб-Хач”

    Как-то я ездила по делам в Феодосию и вез меня не вполне обычный крымский водитель (как правило водители такси – крымские татары), а бывший старатель, то есть добытчик золота, который уже “отстарался” и решил в конце-концов переехать из заснеженной Сибири в Крым. У него в запасе было много интересных историй и “старательских” баек. Как бы между прочим, в какой-то момент он заметил: “А сейчас проезжаем Сурб-Хач. Вы там бывали? – спросил он. – Удивительное место, намоленное, там люди ни с того, ни с сего плачут, кто-то в обморок падает. ” Его слова мне сильно врезались в память.

    В монастырь, который находится в 3,5 км от города Старый Крым, можно приехать самостоятельно (на машине, например). На месте можно попросить настоятеля провести экскурсию и внести пожертвование. А можно отправиться на экскурсию по городу Старый Крым из Судака, и частью ее будет посещение этого монастыря (в высокий сезон с июня по август экскурсии проводятся регулярно, можно уточнить наличие мест в любом экскурсионном бюро на набережной). От Судака путь займет 30-40 мин на машине или автобусе.

    Читайте также:
    Ко Куд – остров кокосовых пальм в Таиланде

    Вид на монастырь из импровизированного кафе под открытым небом:

    Немного из истории обители

    “Сурб Хач” переводится с армянского как “святой крест”. Существует предание, что основатель монастыря, Ованес Себастаци – духовный предводитель армян Крыма – увидел в небе огненный крест и решил основать в этом месте монастырь. Ованес вместе с братом выкупили земельный участок размером 50 га у генуэзцев и начали строительство монастыря в 1358 году. В историческом научном сообществе существует мнение, что монастырь был построен армянами как способ сопротивления обращению в католическую веру: генуэзцы предпренимали попытки обращать армян, проживавших в Кафе (теперь Феодосия), в католицизм.

    Всякий, попавший внутрь построек монастыря, обратит внимание, что он больше похож на крепость: в те годы близость Крымского ханства несла дополнительную угрозу. Татары часто совершали набеги на монастырь, поэтому узкие окна в стенах больше похожи на бойницы, а ворота по ширине расчитаны только на 1-го всадника. Маленький дворик перед входом в храм – это древняя оружейная. Прихожане перед молитвой в храме оставляли здесь свое оружие, чтобы не входить с ним внутрь.

    Этот монстырь не был действующим за всю историю своего существования только 2 раза: первый раз при Екатерине Великой, когда армян переселяли из Крыма в донские степи, второй раз – при советской власти: после революции монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь.

    Во время Второй мировой войны на территории монастыря находился штаб немецкого командования. Поэтому Советская армия бомбила монастырь, и в ходе бомбежек было разрушено почти все, кроме самого храма. В 70-80-ых годах 20-го века на территории монастыря была проведена небольшая реставрация, и в здании келейной был устроен санаторий.

    В 1995 году монастырь был возвращен в лоно Армянской Церкви. Но его официальное открытие произошло лишь в 2008 году после большой реконструкции: в монастырь было проведено электричество, обустроена подъездная дорога, назначен настоятель. Армянские кресты на входе, в которых зашифрована надпись “Сурб-Хач”, были привезены из Армении перед официальным открытием монастыря в 2008 году.

    «Сурб хач» – духовный центр армян в Крыму

    В древности монастырь был очень знаменит: в нем была своя рукописная и духовная школы. Здесь переписывались многие духовные книги. Памятные записи некоторых армянских рукописей XIV-XV вв. сообщают, что они были переписаны “у подножия монастыря Сурб-Хач”. Даже турецкое вторжение в 1475 году не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках монастырь неоднократно перестраивается, что отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах его зданий. Обитель превратилась в одно из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и на территории Северного Причерноморья.

    Как жили монахи

    Изначально все монахи жили в одной келейной, но с ростом количества послушников площадь жилых помещений увеличивалась. Как вы можете видеть на фото ниже, площадь комнат монахов была очень небольшая, где-то 2 м х 2 м, в каждой комнате находился камин. Современному человеку трудно представить, что можно каждый день существовать рамках такого ограниченного пространства, с другой стороны, в кельях монахи только лишь молились, а для этого не требуется много места. Самая большая келья предназначалась для настоятеля монастыря.

    В монастыре существовал глиняный водопровод, прямо внутри монастыря, недалеко от келий, также находилась одна общая душевая. Также при монастыре было 2-е трапезные (одна для мирян, другая – для монахов). Все помещения в монастыре отапливались только каминами, а пища готовилась на печи.
    Рядом с кельями у монахов был отдельный вход в храм для того, чтобы меньше контактировать с мирянами.
    Над кельями, в отдельной башне, находилась комната священника, который проводил литургию: здесь он оставался в полном одиночестве в течение недели и готовился к службе, а потом спускался по специальной лестнице и входил в алтарь. Литургия проводилась 1 раз в неделю или в честь больших церковных праздников.

    Читайте также:
    Пляжи Кипра для отдыха с детьми: лучшие, песчаные, отзывы

    Божественная литургия в христианской традиции проводится по воскресеньям и церковным праздникам. Во время литургии совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в в честь Тела и Крови Господней и Причащение верных. “Литургия” в переводе с греческого означает совместное дело . Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе прославить Бога и причаститься к Святым Христовым Тайнам.

    Келья для одного монаха:

    Внутренний двор монастыря (келейный):

    О внутреннем убранстве храма

    Вход в храм украшен изображениями армянского креста: первое из них датируется 1401 годом. Интересно, что в армянской церкви не принято делать подношения, как в православной церковной традиции, поэтому паломники в знак благодарности делали на стенах храма изображения армянского креста: многие через молитву здесь избавилялись от болезней, излечивались от бесплодия.

    У входа в двери храма – надгробные плиты. Это захоронения монахов, которые здесь некогда жили, и основателей монастыря. В традиции Армянской Церкви быть захороненным у входа в храм – считается большой честью. Как сказал наш экскурсовод – настоятель: “Когда верующий человек по надгробию заходит в храм – это для них это уже благословение”. Над входом в храм есть древнейшая фреска – изображение Богородицы с младенцем Иисусом и святых, но она очень плохо сохранилась. По историческим данным в монастыре было много фресок, которые, однако до наших дней дошли в очень плачевном состоянии, черты изображений на них почти неразличимы.

    В Армянской Церкви нет как такового иконостаса – в алтаре лишь одна икона Божьей Матери с младенцем. Алтарь отделяется от основного помещения храма занавесом. В христианской традиции иконостас появился только в VIII-IX вв. В этом смысле Армянская Церковь максимально близка к самым ранним христианским традициям. В храме также находится купель для крещения, место, где можно поставить свечу (здесь, в отличие от православных храмов, все свечи – и за упокой, и за здравие – ставятся в одном месте).

    Также в храме находится икона “Моргающий Иисус”. В мире существуют только 3 списка с оригинала, оригинал – полотнище, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти и на котором отпечаталось его изображение: одно находится в монастыре Сурб-Хач, другое – в Грузии и третье в кафедральном соборе в Риме. Икона написана таким образом, что при взгляде на нее с разных ракурсов Иисус словно то смотрит на вас, то глаза его закрыты, то глаза его полны слез или крови. Икона производит очень сильное впечатление на всех, кто увидел ее.

    Настоятель монастыря около иконы “Моргающий Иисус”:

    Подробнее об иконе «Спас нерукотворный»

    Легенда о святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Это предание легло также в основу православной иконы “Спас Нерукотворный”, которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса. Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.

    Немного из истории Армянской Церкви

    Армяне – это первая нация, которая приняла христианство на государственном уровне в 301 году. Полное название армянской церкви: Апостольская Святая Церковь , а не Грегорианская, как некоторые ее называют. Это в корне неверно, поскольку основатели церкви – потомки апостолов, а не Григория-просветителя (первый глава Армянской Церкви).

    До 455 года все церкви в мире были едины и провели вместе 3-и Вселенских собора. А уже на 4-ом Вселенском соборе (в 451 году) армяне не участвовали и после него Армянская Церковь отделилась в силу расхождений по вопросу толкования личности Иисуса.

    С армянами отделились ассирийцы, копты, эфиопы и индийская церковь. Именно эти 5 церквей до сих пор соблюдают старые традиции первых христиан (всех вместе их объединяют в группу ” дохалкидонских” церквей ). Единственное, что было со временем изменено – язык литургии (с древне-греческого и ассирийского литургия переведена на армянский язык в начале V в.).

    Читайте также:
    МФЦ Республики Мордовия: как записаться на прием, документы

    Православная и католическая церковь разделились в 1054 году: основное их отличие состоит в календаре (православные пользуются юлианским календарем, а католики – григорианским) и способе крестного знамения (православные крестятся справа- налево, а католики слева-направо).

    Армянская Церковь подразумевает крестное знамение слева направо и в целом живёт по григорианскому календарю , но общины в армянских диаспорах, на территории церквей, использующих григорианский календарь, по благословению епископа могут жить и по юлианскому календарю. То есть календарю не придается “догматического” статуса. Армянская патриархия Иерусалима, согласно статус-кво, принятому между христианскими церквями, имеющими права на Гроб Господень, живёт по юлианскому календарю, как и греческая патриархия.

    Сам монастырь находится в очень живописном месте: он затерян в лиственном лесу, в предгорье. Вокруг нет жилых построек и дорог, место очень уединенное. Сюда не долетают посторонние звуки, слышится только пение птиц и духовная музыка из храма. На территории монастыря бъют несколько источников, в которых можно набрать воды: вода очень вкусная и абсолютно чистая. В отдалении, в сени старых кленов, монахи и их помощники соорудили несколько лавок и простой стол.
    Здесь можно выпить вкусный кофе из турки, что варится в песке, и съесть кусочек простой монастырской сдобы. Когда мы с моими спутниками сидели за этим столом после долгого дня, нас охватило необычное умиротворение: никуда не хотелось отсюда уезжать.

    Источник на территории монастыря:

    Есть места, которые православные называют “намоленными”, мистики “местами силы”. “Сурб хач” – одно из таких мест. В храме монастыря почему-то захлестывают чувства, всех – разные. Некоторые из моих спутников плакали без остановки. Я не могу этого объяснить рациональными причинами. Признаюсь честно, что и сама я испытала это воздействие, хотя по натуре являюсь человеком скорее рассудочным и всему ищу логическое объяснение. Сейчас, когда я пишу об этом замечательным месте, я снова вспоминаю его с теплотой и ощущаю духовный трепет.

    Еще фото на территории монастыря, очень узкий вход:

    Внутренний двор:

    Трапезная с печью:

    Вид с горы Монастырская на окрестности:

    Исторические факты и информация о правилах поведения на территории монастыря

    ДРЕВНИЙ МОНАСТЫРЬ СУРБ-ХАЧ

    Монастырский комплекс Сурб-Хач (Святого Креста, постройки 14-19 века) расположен в трех с половиной километрах к юго-западу от города Старый Крым (средневековый – Солхат) в лесистой долине северо-западного склона горы Святого Креста (Грыця, Святая, Монастырская) на высоте 500 метров над уровнем моря.

    Монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольной Церкви был основан в первой половине 14 века. Согласно строительной надписи храм Сурб Ншан (Святого Знамения) – древнейшее из сохранившихся зданий комплекса, построен в 1358 году от Рождества Христова иноком Ованнесом Себастаци и его братьями.

    Армянские рукописи 17 века сообщают о привнесении отцом Ованнесом в укромную долину частицы святого Креста – святыни, привезённой с родины, из Армении.

    Со времён Средневековья и Нового времени сохранились храм обители (1358 г.), притвор с башней (конец 14 века), братский корпус (1694 год), трапезная (18 век), а на территории усадьбы монастыря – гостиница для паломников (вторая половина 19 века), три фонтана (18-19 века), лестница (19 века).

    Усадьба монастыря Сурб-Хач открыта для посещения. При осмотре обители просьба соблюдать приведённые здесь правила.

    Правила поведения на территории усадьбы монастыря

    1. Паркуйте машины на специально отведённых для этих целей участках. Проезд в охранную зону памятника закрыт для всех видов транспорта, кроме служебного.

    2. Установка палаточных лагерей и устройство пикников допустимо с разрешения администрации и в строго определённых для этих целей местах. Непозволительно посетителям громко включать светскую музыку.

    3. На всей территории усадьбы без соответствующего разрешения запрещены: рубка деревьев и кустарника, выпас домашнего скота, покос, сбор фруктов в монастырском саду, ягод и лекарственных растений. Выгул собак разрешён только на поводке.

    Читайте также:
    Работа и доступные вакансии в Гуанчжоу в 2022 году для иностранцев

    4. Посещение строительных площадок без разрешения запрещено.

    Правила поведения в монастырском комплексе

    1. Вход на территорию комплекса без разрешения и сопровождающих служащих монастыря запрещен.

    2. Всем входящим в монастырь надлежит иметь одеяние, приличествующее церкви.

    3. В связи с проведением в монастыре реставрационных работ и аварийным состоянием отдельных строительных конструкций запрещено:

    – посещение лестничных маршей, ведущих на второй этаж, башни, подвала; келий нижнего этажа братского корпуса; строительных площадок;
    – хождение по парапетам опорных стен, каменным кладкам;
    – недопустима самовольная перестановка объектов лапидария.

    4. Без благословения отца-настоятеля не разрешается фото- и видеосъёмка в храме и притворе; посещение Святого алтаря и амвона.

    5. Запрещено: курить в стенах обители; посещать монастырь в нетрезвом виде, с животными и с оружием.

    Это – резные каменные кресты из туфа, ХАЧКАРЫ, каждый имеет свое посвящение:

    План-схема строений монастыря:

    Купол храма Святого Знамения:

    Гостиница для паломников:

    Большая часть фотографий сделана автором очерка, а часть принадлежит И. Заболоцкому.

    В сообществе еще выходили наши материалы о местах в Крыму, где интересно побывать:

    Монастырь Сурб Хач в Старом Крыму

    Армянский монастырь в старом Крыму относится к памятникам архитектуры. Его отличает самобытный стиль и необычная композиция. Паломники стремятся посетить это священное место, а туристы возвращаются сюда снова и снова. Это единственный действующий армянский монастырь на территории России. С 2002 года храмовый комплекс активно реставрируется и благоустраивается.

    Фото монастыря Сурб Хач от пользователей:

    Информация о монастыре

    • создан в 1358 году как прибежище и духовный центр для армянских народов;
    • религиозный комплекс включает в себя: церковь святого Знамения, трапезную, монастырские кельи, фонтаны, родники и лестницы, относящиеся к началу XVII века.
    • чтобы попасть на склон горы Грыця, где находится священное место, придется пройти путь длиной в 3,3 км

    Исторический путь

    Первые упоминания о монастыре Сурб-хач в Крыму датируются серединой XIV века. Он был основан армянскими переселенцами из города Ани, который серьезно пострадал от землетрясения. По легенде, предводителю общины явилось знамение – в небе появился огромный пламенный крест. Отсюда и переводится название «Сурб-Хач» как «Святой крест».

    Когда храм был построен, верующие разместили на его крыше крест с главной святыни города Ани.

    Долгое время армянский храм не только служил местом для паломничества, но и был приютом для тех, кто подвергался религиозным гонениям за христианство.

    С приходом советской власти, в 1925 году, святую обитель ликвидируют, и на ее месте располагается детский лагерь и санаторий. С 90-х гг здесь начинаются работы по реставрации и проводятся богослужения. В 2002 году его возвращают Армянской Апостольной церкви.

    На заметку! У крымского монастыря есть «младшая сестра» — церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону, построенная в 1786-1792 гг. Ее также основали армянские переселенцы из Крыма в память о древнем одноименном храме.

    Видео экскурсия в монастырь:

    Контакты и информация для туристов

    Монастырь располагается в Кировском районе города Старый Крым. Узнать интересующую информацию можно по телефону +7-36555-5-13-50. Собственного сайта у храма нет. Святое место охраняется государством. Посещение обойдется в 100-150 рублей. В стоимость включена экскурсия. Разрешена фотосъемка.

    Как добраться до монастыря

    Попасть к месту достопримечательности можно несколькими путями:

    1. На автомобиле: от города Старый Крым на автомобиле нужно ехать на юго-запад по проселочной дороге. Из других городов добраться до монастыря можно по дороге Р-29 или Р-23.
    2. На автобусе: с автовокзалов Крыма нужно купить билет до автостанции Старого Крыма и продолжать путь пешим ходом.
    3. Пешком: на пересечении трассы и улицы Ленина выйти из населенного пункта, пересечь реку Чурук-Су и продолжать путь по специальной дороге по склону горы.
    4. Обратиться в местные туристические агентства Крыма и заказать организованную экскурсию.

    Монастырь Сурб Хач на карте Крыма

    GPS Координаты: 45°00’03″N 35°03’45″E Широта/Долгота

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: