Как добраться из аэропорта Cабиха в Cтамбул

Как добраться из аэропорта Сабиха Гекчен до центра города

Внимание! С 15 января 2021 года для проезда в общественном транспорте Стамбула требуется HES-код. Его необходимо привязать к Istanbulkart (единая транспортная карта), которая в противном случае будет неактивна. HES-код не нужен для проезда в автобусах компаний Havaist и Havabus.

Добраться из аэропорта Сабиха Гекчен до центра города можно на общественном транспорте, такси, арендованной машине. Эта статья предназначена для тех, кто живет в районе Фатих и кварталах, в него входящих: Султанахмет, Лалели, Аксарай, Гюльханэ, Сиркеджи, Эминеню, Кумкапы.

Читайте также:

Описываемая область с отелями показана ниже. Расстояние до нее от аэропорта имени Сабихи Гёкчен – около 50 км.

Общественный транспорт

По состоянию на март 2021 года добраться из аэропорта Сабиха Гекчен до районов Фатих (и Султанахмет) на общественном транспорте без пересадок нельзя.

До конца 2021 года планируется довести линию метро M4 до аэропорта, но реальные сроки, на наш взгляд, – не ранее 2022 года.

Ниже варианты пути из Сабихи до центра Стамбула на общественном транспорте.

1. Автобус + электричка Мармарай.

На городских автобусах с номерами MR60 или 132H доезжаете до станции Пендик (Pendik) электрички Мармарай. Пересаживаетесь и едете на ней до станции Сиркеджи (Sirkeci). На выходе из станции находится остановка скоростного трамвая T1, который ходит по району Фатих.

Если вы планируете жить в районе Аксарай, Еникапы, то на электричке Мармарай вам лучше проехать еще одну станцию и выйти на остановке Еникапы (Yenikapı).

Если долго ждать автобусов MR60 и 132H (во время пандемии они ходят достаточно редко), тогда можно воспользоваться автобусом Е-9, который ходит с чаще. На нем из Сабихи доезжаете до остановки Yunus и пешком под мостом добираетесь до мармарайской станции Yunus. Расстояние, которое надо пройти пешком всего 300 метров.

2. Автобус + паром.

Из аэропорта Сабиха Гекчен на автобусах Havabus, E-10, E-11 можно добраться до причала Кадыкёй. Откуда ходят паромы до причала Эминеню, в летнее время также до причала Еникапы.

E-10 и E-11 – городские автобусы. Стоимость проезда в них – двойной тариф по Истанбулкарт, т.е. 8 лир (август 2021 года). На Havabus – 20,5 лир.

Отличия маршрутов автобусов:

  • E-10 идет дольше всего, так как по пути делает много остановок.
  • E-11 делает не так много остановок, стоит дешевле Havabus.
  • Havabus более комфортный, меньше всего едет по времени, самая высокая стоимость.

Также автобусы Havabus идут до Таксим, не перепутайте. Читайте об этом по ссылке.

От причала Кадыкёй до Эминеню идут паромы двух компаний, государственной (Şehir Hatları) и частной (Turyol). У второй за проезд можно платить наличными и, соответственно, не нужна Истанбулкарт и привязка к ней HES-кода.

От причала в Эминеню добраться до Султанахмета можно на современном трамвае. Также в некоторых случаях удобнее воспользоваться автобусом BN1, который ходит вдоль моря в сторону закрытого аэропорта имени Ататюрка и ТЦ АкваФлория. В частности таким образом можно доехать до ж/д вокзала Halkali.

3. Автобус + метро.

Автобус Havabus до района Таксим, откуда можно уехать на метро (линия M2).

Аренда машин

В аэропорту Сабихи Гекчен доступны все популярные компании по аренде авто:

  • Alamo,
  • Avis,
  • Budget,
  • Dollar,
  • Europark,
  • Europcar,
  • Hertz,
  • National,
  • Sixt,
  • Thrifty и другие.

Читайте более подробно про аренду авто. Имейте в виду, заранее (за 2-3 месяца) машину брать намного выгоднее.

Такси

Самый быстрый способ добраться из аэропорта имени Сабихи Гёкчен до центра города – это такси. Дорога до Султанахмета без пробок займет около 1 часа. Машины доступны в большом количестве на первом этаже. Оплата по счетчику.

Также можно заказать трансфер онлайн по фиксированной стоимости. Тогда вас встретят с табличкой, довезут до заранее согласованного адреса. Детям предоставят требуемое количество детских сидений. Этот вариант особенно интересен для групп людей, поскольку можно заказать машины с разной вместимостью.

Как добраться из аэропорта Сабиха Гекчен в Стамбул и не заблудиться

Друзья, доброго времени суток!

Некогда скромный и непопулярный аэропорт Sabiha Gökçen сегодня отвечает за сеть внутренних перевозок по Турции и ряд международных линий.

Названный в честь 1-й женщины военного пилота в Турции Сабиха Гекчен, он находится в азиатской части Стамбула в 40 километрах от центра.

Т.к. Новый аэропорт Стамбула расположен еще дальше, то не удивительно, что скромный аутсайдер сегодня нарасхват и увеличивают свою пропускную способность в разы.

Сегодня вы узнаете несколько способов, как добраться из аэропорта Сабиха Гекчен до центра Стамбула без особых проблем и потери времени.

Если вы еще на знаете, зачем вам прилетать в этот аэропорт и как увлекательно провести время в Стамбуле в любое время года — читайте наш путеводитель!

Главные факты

Сегодня аэропорт Сабиха Гекчен Стамбул оперирует перелетами не только лоукостеров и местной авиакомпанией Pegasus Airlines, но и наша экономная Pobeda

Помимо них рейсы сюда совершают:

  • Aegean Airlines
  • Azerbaijan Airlines
  • Flydubai
  • Qatar Airways

Пару сухих данных для осмысления:

  • Кодировка IATA — SAW
  • Название: Istanbul Sabiha Gokcen Airport
  • Адрес: Sabiha Gökçen Airport Terminal Building Pendik 34912 Istanbul – Turkey .
  • Официальный сайт аэропорта: sabihagokcen.aero
  • Открытие: 31 октября 2009 года
  • Расстояния: до Стамбула 40 км, до Нового аэропорта 80 км
  • Аренда авто в аэропорту
  • Заказать трансфер по прилету
  • Онлайн-табло вылетов

А вот он и на карте Google Maps :

План терминалов

Аэропорт новый, чистый и весьма привлекательный. Как обычно, проблем ни с шопингом, ни с кафе, ни с арендой автомобилей у вас не будет.

Лично мы машину на прокат брали именно здесь, чтобы легко и весело отправиться в путешествие по Турции. Петлять на прокатном авто по густонаселенному Стамбул то еще удовольствие.

Из глобальных проблем озвучена медленная регистрация на рейс . Так что учтите при планировании времени вылета и приезда в аэропорт.

Имеет 2 терминала : международный и внутренний. Как обычно зона прилета находится на 1-м этаже, а отлета на 2-м.

Вот схема зала отправлений:

А вот и схема залов прибытия. Как видите, все просто и без наворотов.

Внутри здания есть все блага человечества: обмен валют, упаковка багажа, камеры хранения и т.д. А вот Wi-Fi бесплатный только на 2 часа от Turk Telecom . Регистрация по номеру телефона.

Читайте также:
Погода в Нячанге в январе 2022 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Есть кафе, аптека, стойки операторов мобильной сети и Duty Free магазины. Выйти из аэропорта после посадки самолета занимает минимальное количество времени.

Для транзита здесь тоже ломать голову нужды нет. После выхода на 1-м этаже по прилету вам нужно с багажом или без подняться на 2-й этаж и завернуть либо на внутренний рейс , либо на международный .

Как добраться в центр Стамбула

Транспортное сообщение с центром событий в Стамбуле осуществляется пока только при помощи колесного транспорта. В 2021-м году сюда обещают дотянуть азиатскую ветку метро М4 , которая свяжет вас с причалами Кадикёй.

А пока у нас 4 вариант:

  • такси
  • трансфер
  • аренда авто
  • автобусы Havabus и IETT

На такси

Про отношения с таксистами и их расценки я писал в статье о транспорте в Стамбуле. Средняя дистанция около 60 км и по времени 1 час и более. Скорость перемещения будет зависеть от пробок и выбранного таксистом маршрута.

Ориентировочная стоимость поездки до ключевых позиций в Стамбуле такова:

  • до причалов Кадикой –150 лир
  • до площади Таксим – 170 лир
  • на площадь Султанахмет – 190лир

Мой таксист домчал меня от причалов Кадикёй в аэропорт за 40 минут.

Правда, это было схоже с поездкой в парке аттракционов. Что он только не вытворял за рулем. Разве, что Колонию из горла не пил, хотя и прикидывался)

Для расчета стоимость вашей поездки лучше всего использовать сайт taksiyle.com. Тут все как на ладони — просто и понятно. Если что не так, то тыкайте его фэйсом об факты, что у вас все ходы записаны!

Но учтите, что, обычно есть еще доплата за платную трассу в 20 лир или проезд по мосту, если едите на европейскую часть.

Проблема с таксистами в том, что они плохо говорят по-английски (тем более по-русски) и часто не знают адресов.

Они вобьют, что-то в GPS, а потом буду кататься по району и спрашивать прохожих, где находится тот или иной отель.

В Турции работает приложение Bitaxi от сервиса Яндекс. Не всегда гладко и нужен интернет. Кстати, Яндекс Карты в Стамбуле в целом работают шикарно!

Трансфер

Если кредо «торгуйся до победного» не ваш конек, лучше закажите трансфер . Стоит чуть дороже, но зато избавите себя от головняка в общении с таксистами.

А если у вас на руках сумки и дети, то и сам бог велел. Вас встретят с табличкой, на английском, а может и на русском, введут в курс дела и отвезут строго по адресу.

Мы сами недавно пользовались таким трансфером в Италии. Тем более это актуально, когда ты прилетаешь в этот аэропорт впервые.

А когда прилет в ранние или вечерние часы? Хочется есть, спать, и наслаждаться Стамбулом, а не бодаться в аэропорту с местными жителями… Сам бог велел!

Аренда авто

Отличное решение, если в дальнейшем автомобиль вам понадобится. Подробней о нашей аренде автомобиля в аэропорту Сабиха Гекчен читайте здесь. Ну и можете повторить наш маршрут по Турции или придумать свой.

Крупные компании хранят свои авто на подземной парковке. Там же у них расположены и пункты выдачи авто, хотя стойки находятся в зале прилета.

Более мелкие компании своих стоек не имеют, поэтому персонал свяжется с вами по прилету и встретит возле приметной вывески. Дальше вас проводят на временную парковку, где вы и получите свой автомобиль.

Аренда стоит от 12 евро в день и теперь нет нужды учить английский или турецкий.

Автобусы из аэропорта

За неимением ветки метро городские власти позаботились о насыщенном автобусном сообщение аэропорта с самим Стамбулом.

На маршрутах из аэропорта в разные уголки Стамбула есть 9 маршрутов государственных ( IETT ), 3 частных ( Havabus ) и 1 в Новый аэропорт Стамбула от компании Havaist (HVIST-10).

Кстати, может кто еще помнит, но раньше компания Havabus называлась Havaş или Havataş.

Для полного погружения в тему разберитесь со схемой движения общественного транспорта из статьи «Транспорт в Стамбуле».

А мы быстро пройдемся по маршрутам этих компаний и посмотрим, где же производить посадку на данные транспортные средства.

  • Общественный транспорт Стамбула IETT — сайт
  • Автобусы Havaist — сайт
  • Автобусы Havabus — сайт

Где остановка

По прилету вам нужно выйти из терминала и перейти дорогу в сторону виднеющихся автобусов и кучкующихся там пассажиров.

  1. IETT — прямо и слева вы увидите несколько остановок-перронов для маршрутов городских автобусов. Там же спрятаны и автоматы с Истанбулкард.
  2. Havabus — автобусы этой компании находятся справа.
  3. Havaist — единственный автобус этой компании, едущий в Новый аэропорт Стамбула стоит еще правее автобусов Havabus

Как оплачивать проезд

  1. Оплата в государственных автобусах IETT (Е-9, Е-10…) только по Istanbulkart. Купить и пополнить карту можно здесь же на остановке, но вам нужны бумажные лиры. Проезд 7 tl.
  2. В автобусах компании Havabus можно рассчитываться Истанбулкард и наличными лирами. Проезд 24 tl.
  3. В автобусе HVIST-10 оплата проезда только банковской картой (любой). Возможно уже появилась будка, где можно купит билеты за наличные лиры. Билет 37 tl.

Маршруты автобусов IETT

Если с Havabus и Havaist сложностей у вас не возникнет, то разобраться с 9-ю маршрутами общественного транспорта мне видится проблемой.

Конечно, лучше всего пользоваться частными автобусами. Пусть это дороже, зато проще и быстрее. Но если у вас специфические запросы или вам захотелось экзотики, то давайте глянем основные маршруты.

Подробнее о транспорте смотрите на официальном сайте аэропорта или на официальном сайте транспорта в Стамбуле iett.istanbul

Ходят автобусы в среднем с 06:00 до 01:00 каждые 20-30 минут. Основной минус — это время в пути, так как они кланяются каждому столбу на остановках.

Интересный для путешественников маршруты:

  • Е-3 — доставит вас в деловой район Levant через 2-й стамбульский мост
  • Е-9 — идет к паромным причалам Pendik и Bostanci , а также к ж.д. станции Pendik Marmaray
  • Е-10 — идет к паромным причалам Kadıköy через станцию метро Pendik — ветка М4
  • Е-11 — идет к паромным причалам Kadıköy , но какими-то чигирями.
  • MR60 и 132H — идут прямиком к станции Pendik Marmaray
Читайте также:
Авиакомпания лоукостер «Ryanair»— информация о тарифах, багаже, покупка дешевых билетов на 2022

Другие маршруты, как туристу, нам не интересны.

Автобусы Havabus

Частная автобусная компания, которая отвечает за трансферы в аэропорт Сабиха Гекчен. Возят до площади Taksim и причалов Kadiköy .

Рейсы выполняются с 03:30 утра до полуночи. Интервал движения полчаса, но при мне, по мере заполнения, 2 автобуса отправились ноздря в ноздрю.

Время в пути на сайте афишируется как 1.5 часа (с запасом на трафик), но, обычно, это не более 1 часа. По дороге из аэропорта они делают всего лишь пару официальных остановок, поэтому « тормозните здесь » не пройдет.

Официальный сайт: havabus.com

Где садится в аэропорту мы уже поняли. Вышли из терминала, перешли 2 дороги и автобусы у вас перед носом, чуть правее.

У причалов Кадикёй автобусы имеют свою парковку рядом с красивыми туалетами:

На Google-maps ее можно найти здесь, чуть в стороне от автовокзала и ближе к трассе:

Автобусы прибывающие и отправляющиеся от площади Таксим, паркуются немного в подозрительном месте вместе с автобусами из Нового аэропорта.

Вот вам для ориентира карта Гугл и название улицы для поиска Abdülhak Hamit Caddesi:

Как добраться из аэропорта в центр Стамбула

Чтобы по прибытию в аэропорт Сабиха Гекчен, вы не кричали семье «Всем тихо — Чапай думает!» вот вам все маршруты для спасения. Как оплачивать проезд в общественном транспорте и пересадках почитайте здесь.

В район Султанахмет

  1. Автобус Havabus до площади Кадикёй. Пересадка на паром Kadıköy — Eminönü. А там пару остановок на трамвае Т1 или пешком, в зависимости от ваших интересов.
  2. То же самое, но с автобусами Е-10 или Е-11. Автобус Е-11 идет быстрее, а Е-10 красочнее. Дальше паром + трамвай.
  3. Автобусом 132S или MR60 до станции Pendik Marmaray . Там заскакиваем на ветку Мармарай и катимся до станции Sirkeci . Там пешком 7 минут и на месте.

В район Таксим

  1. Прямой автобус Havabus избавит вас от решения каких-либо головоломок. Максимум 1 час и вы не месте. Расписание смотрите выше.
  2. Вариант поизощреннее. Автобус E-3 в районе Levent, а там метро М2 до станции Taksim.

На Принцевы острова

Если вы полны романтики, а в Стамбуле не впервые, то рекомендую прямо из аэропорта отправиться на Принцевы острова.

Тишь и гладь, природа и отсутствие автомобильного сообщения. Что может быть лучше для релакса?

Как это сделать:

  1. На автобусе Е-9 вы доезжаете до причалов Bostanci . Это займет у вас 45 минут.
  2. Садитесь на любой паром в сторону островов. Отсюда плыть минимум в 2 раза ближе, чем из центра Стамбула

Жду комментариев

Друзья, у меня все. Надеюсь вы нашли ответ на свой вопрос и теперь четко знаете как вам выбраться из аэропорта Сабиха Гекчен, а также приехать сюда из Стамбула.

А вы знали, что всего лишь за 1.5 часа их аэропорта Сабиха Гекчен можно уехать в Бурсу? А ведь можно! Ходят почти круглые сутки. Расписание автобусов на этом сайте: bus.burulas.com.tr/en

Для лучшей ориентации на местности рекомендую несколько статьей для прочтения:

Подписывайтесь на обновления , пишите в комментариях ваши критические замечания, пожелания и вопросы, а я по мере возможности буду на них отвечать.

Ну а я желаю вам отличных путешествий, дешевых авиаперелетов и ярких эмоций. Если вам будет нужна помощь вам в разделы «Инструменты для путешественников» и «Ресурсы».

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

п.с. Если вы краткосрочно застряли в аэропорту Сабиха Гекчен, а хочется свежего воздуха и эмоций, то всего лишь на 2-3 часа по близости можно съездить в большой торговый центр Vıaport .

Ехать то 5 км, но тут только на такси. По деньгам не больше 30 лир. Если что, вот карта. Удачи!

Как добраться из аэропорта Сабиха Гёкчен до Стамбула

Для многих туристов важен вопрос: «Как доехать из аэропорта Сабиха Гёкчен до Стамбула?», поэтому в этой статье расскажу, как дешевле и комфортнее добраться и до аэропорта Сабиха Гёкчен, и из аэропорта Сабиха Гёкчен в центр Стамбула на разных видах общественного транспорта. В наш гид по аэропорту также добавлена информация о стоимости проезда, времени работы общественного транспорта и карта метро Стамбула 2021 года.

Перед тем, как самостоятельно поехать в Стамбул, советую подготовиться к поездке:

  • Выберите отель в Стамбуле с удобной транспортной доступностью.
  • Изучите нюансы работы общественного транспорта, стоимость проезда.
  • Возьмите с собой международную карточку Visa или Mastercard, а также наличные Евро или американские доллары.
  • На бумажке запишите адрес вашего отеля и ближайшие станции метро или автобусные остановки.
  • Закачайте в телефон оффлайн карту Стамбула и метро, отметьте на карте аэропорт, отель, достопримечательности, супермаркеты, хорошие рестораны.

Информация об аэропорте Сабиха Гёкчен в Стамбуле

Международный аэропорт Сабиха Гёкчен расположен в азиатской части города в 40 км к юго-востоку от центра Стамбула. Этот аэропорт расположен не так удобно, как Новый аэропорт Стамбула, и в него прилетают в основном бюджетные авиакомпании типа Pegasus.

  • Официальное название аэропорта: Международный Аэропорт Стамбул имени Сабихи Гёкчен (İstanbul Sabiha Gökçen Havalimanı)
  • Код аэропорта: IATA: SAW, ICAO: LTFJ
  • Адрес аэропорта: Sanayi Mh., Sabiha Gökçen Havalimanı Emniyet Müdürlüğü Binası, 34906 Pendik/İstanbul, Turkey
  • Расположение аэропорта и расстояние до центра: Азиатская часть города в 40 км к юго-востоку от центра Стамбула
  • Название остановки общественного транспорта: Havalimanı Otobüsleri — Sabiha Gökçen H.L.
  • Телефон справочной аэропорта (круглосуточно): +90 216 588 88 88
  • Официальный сайт аэропорта: https://www.sabihagokcen.aero/
  • Пассажирооборот аэропорта: 33 млн. человек в год (данные за 2021 год)
  • Стоимость перелета из Москвы: авиабилет Москва-Стамбул от 50 евро туда-обратно
  • Время в пути прямого рейса: Москва-Стамбул 3 часа
  • Прямые рейсы в аэропорт Сабиха Гёкчен летают из более чем 150 городов: Москва (аэропорт Домодедово), Дубай, Амстердам, Барселона, Берлин, Будапешт, Доха, Франкфурт, Лондон, Париж, Прага, Рим, Вена, Тбилиси, Львов
  • Местное время: UTC+3
  • Местная валюта и курс: Турецкая Лира (TRY). На декабрь 2021 года курс турецкой лиры следующий: 1 евро = 15 лир, 1 лира = 5,35 рублей, $1 = 14 лир.
  • Погода в аэропорту: С июня по сентябрь температура воздуха 26-31 °С. Самые комфортные месяцы для путешествия апрель, май, октябрь, ноябрь с дневной температурой 16-22 °С. Декабрь – февраль самый низкий сезон, перелеты стоят дешевле всего, средняя дневная температура держится на отметке 10 °С, в эти месяцы больше всего дождливых дней.
  • Рестораны и пункты питания: примерно 40 пунктов питания от обычных турецких кафе с деннером и пиццей до международных фастфудов типа Sbarro, McDonald’s и кофейни Старбакс.
  • Шоппинг/покупки и дополнительные услуги: на территории аэропорта Сабиха Гёкчен открыты самые разные магазины от сувенирных магазинов до отделов с одеждой. Тут также работает аптека, магазин беспошлинной торговли Duty Free.
Читайте также:
Налоги в Дании в 2022 году для физических и юридических лиц: ставка НДС в стране

В будущем планируется проложить метро до самого аэропорта, сейчас же добираться до Сабиха Гёкчен достаточно сложно и нужно делать много пересадок. Самым удобным способом является, безусловно, такси. В этой статье рассмотрено, как добраться из аэропорта Сабиха Гёкчен и до европейской, и до азиатской части Стамбула. Расположение аэропорта на карте города можно посмотреть ниже.

В аэропорту 2 терминала, Терминал 1 для внутренних перелетов, Терминал 2 для международных перелетов. Схему терминалов можно посмотреть ниже.

Первым делом после прилета вам надо снять турецкие лиры в банкомате в аэропорту, т.к. рассчитываться за транспорт и покупать билеты можно только в местной валюте.

Стоимость одной поездки на трамвае, муниципальном городском автобусе или метро – 7 турецких лиры в одну сторону.

Для проезда по прибытии лучше сразу завести транспортную карту Истанбулкарт. Как ею пользоваться, как на неё класть деньги и сколько актуально стоит проезд я описал в статье «Истанбулкарт – транспортная карта, которой проще всего оплачивать проезд в Стамбуле«.

Автобус-шаттл Хаваташ из аэропорта Сабиха Гёкчен до центра Стамбула

Из аэропорта Стамбул Сабиха Гёкчен до центра проще всего добираться на автобусах-экспрессах компании Havataş (Havabus). Эти автобусы белого цвета ожидают пассажиров рядом с выходом из зоны прилетов. Существует 2 маршрута.

  • Аэропорт Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen havalimanı) – площадь Таксим (Taksim). Время в пути 1,5 часа. Автобусы ездят по расписанию с 6:30 до 00:30 с интервалами движения 30 минут.
  • Аэропорт Сабиха Гёкчен – район Кадыкёй (Kadıköy) и одноименная пристань. Время в пути 60 минут. Автобусы ездят по расписанию с 6:30 до 00:30 с интервалами движения 30 минут.

Стоимость проезда до площади Таксим – 27,5 турецких лир в одну сторону, до Кадыкёй – 20,5 турецких лир в одну сторону. Цены указаны на декабрь 2021 года. Билет на автобус-экспресс покупается напрямую у водителя. Можно оплатить бесконтактной банковской картой, транспортной картой Истанбулкарт или наличными.

Городской автобус из аэропорта Сабиха Гёкчен

Из аэропорта отправляется несколько маршрутов городских автобусов, которые довезут вас до порта или станций метро. Автобусы курсируют примерно с 06:00 до 01:30. Выкладываю номера автобусов и маршруты их движения:

  • Автобус Е3: Istanbul Sabiha Gökçen International Airport – Levent Metro
  • Автобус Е9: Istanbul Sabiha Gökçen International Airport – Bostancı İskele
  • Автобус Е10: Istanbul Sabiha Gökçen International Airport – Kurtkoy — Kadikoy
  • Автобус Е11: Istanbul Sabiha Gökçen International Airport – Kadikoy
  • Автобус 16S: Istanbul Sabiha Gökçen International Airport – Metrobus Uzuncayır
  • Автобус 132H: Istanbul Sabiha Gökçen International Airport – Pendik YHT

Автобус + метро из аэропорта

Так как под проливом Босфор проложен подводный туннель Мармарай, то можно в Европейскую часть Стамбула добраться на автобусе + метро. Сначала на автобусе E10 или 132H из аэропорта Сабиха Гёкчен едете до станции метро Pendik, где пересаживаетесь на поезд Мармарай, который довезет вас до станции Sirkeci. Станция Сиркеджи расположена в центре Европейской части Стамбула в 300 метрах от дворца Топкапы и в 1 км от мечети Султанахмет.

Если у вас отель находится в азиатской части, то вам нужно делать пересадку на розовую на линию M4.

Ниже для наглядности приложена карта схема метро Стамбула 2020 года.

Как добраться из аэропорта Сабиха Гёкчен до Нового аэропорта Стамбула

Из аэропорта Сабиха Гёкчен до Нового аэропорта Стамбула проще всего добраться на прямом автобусе экспрессе HVİST-10. Расстояние между аэропортами составляет 81 км. Время в пути 1 час 50 минут. Стоимость проезда 37 лир. Автобус курсирует по расписанию с 6 утра до полуночи с интервалами 1-2 часа.

Паром из аэропорта Сабиха Гёкчен до Стамбула

Если вы располагаете запасом времени, то можно скомбинировать маршрут из аэропорта Сабиха Гёкчен до самого центра Стамбула – площади Султанахмет (Sultanahmet). Сначала надо сесть у аэропорта в муниципальный автобус под номером Е10 или Е11 по маршруту аэропорт Сабиха Гёкчен (Sabiha Gökçen havalimanı) – район Кадыкёй (Kadıköy). На остановке Кадыкёй (Kadıköy) пересесть на паром до станции Эминону (Eminonu), который отправляется каждые 30 минут и стоит 1,95 турецких лир за 1 человека ($0,34), а затем на станции Эминону сесть на трамвай до площади Султанахмет или же дойти пешком.

Второй вариант добраться на пароме из аэропорта Сабиха Гёкчен до европейской части Стамбула –автобус 132H до порта Pendik YHT + паром.

Такси из аэропорта Сабиха Гёкчен в Стамбуле

С такси в Стамбуле нужно быть очень аккуратным, тут нередки случаи обмана, особенно пассажиров женщин. Например, у моей знакомой, с собой были только доллары, таксист сказал, что доллары без проблем возьмет, он довез ее до центра, взял 100 долларов, сдачу не дал и уехал. Также в городе часты пробки и чтобы больше заработать таксисты возят пассажиров как раз по этим пробкам, суммы набегают гораздо больше 100 долларов!

Чтобы не попасть в такую ситуацию, рекомендую вам для надежности взять такси не на месте, а предварительно заказать такси-трансфер до любого отеля по Интернету в русской компании. Водитель встретит вас с табличкой и довезет до пункта назначения с комфортом и с соблюдением правил дорожного движения. И вам не придется переплачивать за багаж или за время стояния в пробках, так как водитель знает как побыстрее добраться до центра города, а цена будет фиксированной, которую вы увидите на сайте, без скрытых сборов. Из аэропорта Сабихи Гекчен русское такси может вас отвезти во все районы Стамбула, а также до ближайших городов: площадь Таксим в Стамбуле, Султанахмет, Фатих, Бейоглу, Кадыкей, Шиле, Орта Махалесси, на горнолыжный курорт Бурса (Улудаг) или даже до Болгарии в Бургас!

Как добраться до аэропорта Сабиха Гёкчен из Стамбула

Когда едете в обратном направлении (в сторону аэропорта), то нужно действовать согласно вышеописанной инструкции в обратном направлении и при выходе из метро и с парома всегда обращайте внимание на таблички, которые указывают куда идти, чтобы найти автобус до аэропорта. С площади Таксим автобус Хаваташ отправляется с остановки напротив Taksim Divan hotel , от отеля Point Hotel Taksim. В Кадыкёй автобус отправляется от порта. Советую заранее перед отъездом купить билеты на общественный транспорт и заложить дополнительное время на поиск нужного транспорта. Или закажите комфортное такси по Интернету.

Читайте также:
Прекрасный город в Польше — Катовице

Вам также может быть интересно

Сайты для экономии в путешествиях!

Hotellook — Честное сравнение цен и скидок на отели и апартаменты в 50 системах бронирования (Booking, Agoda, Ostrovok.ru итд). Планируйте путешествие заранее и экономьте до 40%!

✈ Поиск самых дешевых авиабилетов без накруток у надежных агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.

Как добраться до центра Стамбула из аэропорта «Сабиха Гёкчен»

Добраться в город из аэропорта Сабиха Гёкчен можно любым наземным транспортом. Наиболее бюджетный способ – поездка на автобусе, наиболее быстрый и комфортный – трансфер или такси.

Правила въезда в Турцию в 2022 году

Перед поездкой в Турцию обязательно ознакомьтесь с правила и условиями въезда в Турцию для россиян в 2022 году.

Особенности аэропорта

Международный аэровокзал им. Сабихи Гёкчен находится в азиатском районе Стамбула. Расстояние до центра города – около 40 км (направление – юго-восточное).

 Главной причиной, по которой был построен новый аэровокзал, было то, что аэропорт «Ататюрк» перестал справляться с большим туристическим потоком.

Основной недостаток нового аэропорта – не слишком удобное расположение. В большей степени его услугами пользуются небольшие бюджетные авиакомпании.

Как можно доехать в 2022 году

Добираться из аэропорта до города наземным путем достаточно сложно. Приходится делать большое количество пересадок. Проще и быстрее всего доехать до Стамбула на метро.

Основные способы доехать до города:

  • автобусы;
  • метробус;
  • мармарай;
  • метро;
  • такси;
  • трансфер;
  • аренда автомобиля.

Узнайте из видео: как добраться из аэропорта Сабиха Гекчен до центра Стамбула.

Какие автобусы ходят

Доехать до центра города можно на шаттле или на комфортном метробусе. Шаттлы припарковывают перед выходом из аэропорта на уровне прибытия в терминал.

Автобусы, которые работают по маршруту «аэровокзал-Стамбул», начинают ходить в 03:29, заканчивают – в 23:59.

Если нужно доехать до пристани Кадыкей, можно воспользоваться обычным стамбульским транспортом.

Автобусы ходят каждые полчаса. Наименее приемлемый вариант – 10-й автобус. По мере движения он останавливается более 6 десятков раз. Выбирать этот автобус следует только в том случае, если это единственный вариант. 10-й ходит из аэровокзала круглые сутки.

Если есть выбор, то садиться следует в 11-й автобус. Большую часть пути автобус идёт по скоростной трассе, поэтому до пункта назначения он добирается гораздо быстрее.

Автобусы идут во все районы города – Фатих, Султанахмет, Аксарай.

Шаттл Havabus

Это комфортабельный автобус-экспресс. Найти его просто.

Белоснежный автобус ожидает туристов рядом с зоной прилёта

Шаттл идет по следующим маршрутам:

  • аэровокзал-Таксим;
  • аэровокзал-Кадыкей.

Время в пути зависит от пробок. Обычно дорога занимает менее 90 минут.

Шаттл курсирует каждые полчаса с 03:59 до 23:59. Билеты продаёт водитель.

На выходи из аэропорта находится киоск HavaBus, где можно купить билет на автобус

Метробус

Сесть в метробус можно только на остановке Юналан. Доехать до неё можно на автобусах E10 и E11.

Есть ещё один способ попасть на Юналан:

  1. Сесть в автобус КМ22.
  2. Доехать до Картала.
  3. Пересесть на ветку М.
  4. Добраться до Юналана. Нужная остановка находится рядом с выходом.

Метробус ходит только по выделенной дорожной полосе и делает минимальное количество остановок. Цена проезда зависит от того, насколько далеко предстоит ехать.

Метро

В Турции есть наземное и подземное метро. Меняя ветку, приходится снова платить за проезд.

Мармарай

Метро Мармарай – это подводный ж/д тоннель, который находится под Босфорским проливом.

Добраться на него можно со станции «Картал» (туда идет КМ22). Затем надо пересесть на метро и доехать до станции «Айрылык Чешмеси».

Проезд в метро оплачивают жетоном или картой. Цена поездки – 4,99 лиры.

Такси

Рекомендуется пользоваться услугой только официального городского такси. Целая очередь из машин находится рядом с зоной прилёта.

Такси и автобусы возле выхода из здания аэропорта

Водители такси в Турции нередко обманывают пассажиров, особенно женщин.

В Стамбуле часто бывают пробки. Некоторые недобросовестные таксисты специально возят туристов именно по пробкам, чтобы больше заработать. Они могут взять более 100 долл. США с одного туриста.

Действуют дневной и ночной тарифы. Ночью проезд дороже.

Садясь в такси, нужно следить за тем, чтобы счётчик был обнулён. Стоит записать номер машины на случай, если водитель окажется недобросовестным.

Трансфер

Этот способ надёжнее и быстрее, чем такси.

Можете найти и заказать трансфер из аэропорта до отеля с помощью сервиса Kiwitaxi.

Классы автомобилей, которые ходят из аэропорта в центр города:

  • эконом – 2 545 руб.;
  • комфорт – 2 620 руб.;
  • минибасы – 2 620-2 695 руб.;
  • премиум – 18 630 руб.;
  • бизнес – 8 306 руб.

Трансфер предоставляет услуги:

  • отмена заказа (бесплатно);
  • 60 минут ожидания;
  • встреча с табличкой.

Оплатить поездку можно наличными или картой. Цена фиксированная, скрытых сборов нет.

Можно заказать трансфер с русскоговорящим водителем.

Аренда автомобиля

Взять напрокат машину можно в здании аэропорта.

По маршруту «Сабиха-центр Стамбула» ходят машины следующих компаний:

  • «Авис»;
  • «Херц»;
  • «Сикст»;
  • «Еуропкар»;
  • «Голд».

Турецкие прокатные компании заключают договоры только с теми, кому уже исполнился 21 год. Автомобили премиум-класса доверяют лицам 25-70 лет. Стаж вождения – не менее 12 месяцев.

При себе необходимо иметь заграничный паспорт и удостоверение водителя.

Добраться до Султанахмета

До Султанахмета можно доехать на метро или на трамвае. Если выбран первый способ, то ехать будет нужно от станции «Таксим» до Vezneciler или до Yenikapi.

Далее предстоит добраться до Голубой мечети. Расстояние оттуда до площади – около 2 000 метров.

На заднем фоне голубая мечеть в районе Султанахмет

Если выбран второй способ, то от площади Таксим необходимо спуститься к набережной Кабаташ. Примерное расстояние – около 1 000 м. Если идти не хочется, можно воспользоваться фуникулёром.

Читайте также:
Требования к фото на визу в Италию в 2022 году — советы эксперта

Нужная трамвайная линия называется Т1. Трамвай также идёт к Голубой мечети.

Добраться до нового аэропорта

Доехать из «Сабихи» до нового аэропорта можно на автобусе Havaist IST-8. Стоимость проезда – 30 лир. Платить можно только по Istanbul card.

Автобус ходит круглые сутки. Интервал – примерно 60 минут.

Автобус не делает остановок по мере следования. Второй плюс – маршрут не проходит через центр столицы Турции. Но на дорогу уходит около 90 минут.

Учитывая время, которое уходит на переезд из одного аэропорта в другой и регистрацию на рейс, рекомендуется брать 4-часовую пересадку.

Назад в аэровокзал

Добраться до аэропорта «Сабиха Гёкчен» пока можно только наземным транспортом. Это может быть автобус, маршрутка или такси.

Дешевле и быстрее добраться до аэропорта им. Сабихи Гёкчен на автобусе Хавабас (прежнее название – Хаваташ).

Необходимо учитывать стамбульские пробки, которые бывают очень длинными и долгими. Лучше выезжать за несколько часов до посадки.

От площади Таксим автобус отходит от остановки, которая находится напротив Taksim Divan hotel.

Билет нужно купить заранее заранее. Потребуется время для поиска нужного транспорта.

Поездка к Taksim

От метро до площади можно доехать на синем трамвае, а дальше добраться до Кабатаса. Это конечная станция.

Затем путешественники пересаживаются на фуникулёр, который поднимает их до площади.

Также от аэропорта «Сабиха Гёкчен» до Таксим можно доехать на автобусе. Ещё можно заказать такси или воспользоваться трансферными услугами.

Цена поездки на шаттле:

  • до Таксим – 3,8 долл. США (18 лир);
  • до Кадыкей – 2,7 долл. США (10 лир).

Поездка в метро стоит от 2,6 (по карте) до 4-5 лир.

Поездка на городском транспорте стоит:

  • Е10 – 0,3 евро (2,14 лиры);
  • Е11 – 0,7 евро (3,95 лиры).

Где можно купить проездной и жетоны

Жетоны можно купить в автоматах Jetonmatik. Проездные продают в аэропорту в жёлтом киоске с надписью «Istanbul Card». Пополняют их в терминалах, которые стоят рядом.

Для этого нужно:

  1. Выбрать язык (в терминале есть возможность выбрать русский язык).
  2. Выбрать опцию «Пополнение».
  3. Вставить карту в специальный считыватель.
  4. Вставить купюру.

Автомат принимает только бумажные деньги. При покупке карточки сразу взимается её залоговая стоимость.

Что такое e-проездной

Для путешествия по стамбульским улицам приобретается IstanbulCard. Это спецпроездной, который действует во всех видах общественного транспорта.

Карточкой могут пользоваться сразу несколько путешественников. Но поездка для каждого туриста будет обходиться в полную сумму.

Если карту покупает каждый путешественник, то он получает бонус – скидку на поездку при каждой пересадке. Размер скидки – около 30 курушей.

Карточка прикладывается к считывающему устройству при входе в транспорт. Деньги за проезд автоматически списываются со счёта.

Советы путешественникам

Некоторые советы помогут сделать путешествие более комфортным и безопасным:

  1. Не нужно стесняться торговаться. В этом случае турист получает только уважение от местных жителей. Это не касается проезда. Частное такси – исключение.
  2. Нельзя критиковать товар. Продавец может серьёзно обидеться. Лучше всего сказать, что вы пока не готовы к такой покупке.
  3. Если мимо проходит чистильщик обуви, и у него падает щётка, не стоит торопиться её поднимать. Это уловка, позволяющая местным наживаться на туристах.
  4. Не надо критиковать Ататюрка и правящий режим. Разговоров о политике лучше избегать. Иначе путешественника могут арестовать.

Заключение

До Принцевых островов можно добраться на пароме из порта Пендика. Расписание морского транспорта можно узнать, позвонив по номеру +90 212 444 44 36.

А мне летать неохота: как избавиться от аэрофобии

Современную жизнь сложно представить без полетов на самолете. Командировки, путешествия – перелеты во многом облегчают передвижения по миру, соединяя города и расстояния

Однако есть те, кто готов отказаться от дальних путешествий вовсе, лишь бы не лететь на самолете – люди, страдающие аэрофобией.

О том, откуда появляется сам страх полета, какими методами можно побороть аэрофобию и как унять волнение тем, кто не страдает фобией, но все равно некомфортно чувствует себя в самолете, рассказала психолог сети клиник «Семейная» Вероника Витальевна Казанцева.

1. Это нормально – просто волноваться перед полетом? Как просто волнение перерастает в фобию?

Естественно, человек волнуется и испытывает тревогу, особенно, в случаях, когда у него не хватает информации, ведь он не знает, как это все пройдет. Человек сам себя загоняет в фобию, потому что начинает постоянно переживать, накручивает себя. Исходя из этого, его тревоги, страхи, опасения, недоверия переходят в фобию. А если еще где-то вдруг случилась травмирующая ситуация, или просто он увидел такую по телевизору (а наши современные СМИ часто показывают всякие ужасы), естественно, человек на этом зацикливается, и его простой страх перерастает в фобию и закрепляется перед каждой поездкой. Самое страшное, что фобия может начинаться уже тогда, когда он просто подумал купить билеты.

2. Что отличает действительно фобию?

Когда у человека есть проблема, и это пока не мешает его качеству жизни и он с этим справляется – это норма. Но когда у него из-за какого-то переживания, из-за какого-то страха меняется качество жизни – это уже не просто тревоги, а фобия. В нашем случае человек полностью отказывается от полетов. Он предпочитает либо вообще никуда не ездить, либо начинает передвигаться только наземным видом транспорта. Это уже не норма, а фобия, с которой, конечно же, необходимо работать.

3. Как проявляется аэрофобия? Может ли он проявиться просто при упоминании самолета без необходимости лететь на нем?

Проявления аэрофобии – это очень сильные переживания, вегетативные проявления (повышение сердцебиения, давления), человек не может думать ни о чем, кроме того, что сейчас может что-то произойти, не может переключиться. Он погружен в себя, никого не слышит, ни на что не обращает внимания и только прислушивается к своим ощущениям. Часто люди с аэрофобией очень внимательно слушают звук самолета. Они не могут расслабиться ни на секунду, потому что должны держать всё под контролем. У них есть ощущение, что если всё под контролем, то ничего не произойдет, но на самом деле это, конечно же, заблуждение, часть нагнетания себя.

Без необходимости лететь на самолете фобия не проявится, ведь пациент четко знает, что ему ничего не угрожает. Но если полетят его близкие, то у него будут очень сильные переживания, которые будут длиться все часы полета – у него не будет ни сна, ни спокойствия, сплошной стресс. Если же больной аэрофобией сам окажется в самолете, у него может случиться истерика, она может начаться уже перед полетом. При крайней степени фобии он может даже убежать из аэропорта.

Читайте также:
Готовность визы в Италию - в 2022 году, как отследить онлайн

4. Аэрофобия – распространенный вид страха?

Да, на данный момент в связи с большим количеством информации в СМИ о различных трагедиях, аэрофобий становится всё больше и больше. Это я наблюдаю и по своим клиентам – с такой проблемой обращаются всё чаще.

5. В чем причины возникновения аэрофобии?

Глубинные причины лежат в том, что люди не доверяют обстоятельствам, не доверяют профессиональности пилота. Аэрофобии зачастую подвержены те люди, у которых очень много недоверия по жизни. Плюс, на страхи влияют травматичные ситуации, которые где-то с кем-то произошли – с самим человеком или с его близкими – если вдруг кто-то попадал в катастрофу.

6. Как строится психологическая работа с теми, кто страдает аэрофобией? Это длительный процесс?

Длительность зависит от того, как долго человек был подвержен этой фобии. Если она появилась совершенно недавно и была без травмирующего эпизода, то с этим человеком работается очень успешно и быстро. Если же человек уже 10 лет избегает полетов на самолете, то его лечение – это долгий и глубинный процесс. Расскажу примеры из своей практики. Одна женщина не летала несколько лет, и буквально за одну встречу мы сняли эту проблему, и она сразу благополучно улетела в путешествие. Еще один пациент – мужчина – полностью отказался принимать то, что фобия ему мешает. Он, наоборот, ее оправдывал: «Да, я никому не доверяю, но это здесь ни при чем. Да, я не доверяю пилоту, но это ни при чем, ведь я боюсь самолет.» Он не принимал эту ситуацию. В итоге он решил для себя, что ему могут помочь курсы, которые сейчас проводят пилоты. Их суть – полное погружение в реальность, нахождение в кабине самолета. Ведь страх – это нехватка информации, и для того, чтобы страх побороть, нам нужно получить как можно больше информации. И если мы узнаём больше о самолете, узнаём статистику (например, чтобы разбиться, самолету нужно находиться в воздухе 33 года непрерывно, и что по статистике самолет – самый безопасный вид транспорта), узнаём, как устроен самолет, почему он держится в воздухе, знакомимся с пилотами и понимаем, что это очень умные, грамотные и адекватные люди, которые несут ответственность за свою жизнь и за жизни тех людей, которые находятся на борту – мы получаем полезную информацию, которая очень хорошо помогает при работе с фобиями.

7. Требуются ли для лечения лекарственные препараты или достаточно других методов?

Я считаю, что лекарства нужны только в очень редких случаях. Зачастую при фобиях лекарства работают как плацебо – для успокоения, как волшебный амулет, который можно взять с собой и он якобы будет охранять. Я думаю, что лекарства могут приглушить тревогу лишь временно и не помогут, пока человек не начнет сам в себе разбираться.

8. Какие методы лечения самые популярные и почему?

В первую очередь, как я уже сказала, страх – это нехватка информации. Поэтому мы, психологи, сами стараемся получить как можно больше информации о самолетах, о статистике, и делимся этой информацией с пациентами.

Есть еще одна методика – постараться донести до человека, что тревога просто так не появляется. Она возникает от нагнетания, когда человек начинает о ней постоянно размышлять и доводить самого себя до страха, до каких-то вегетативных проявлений. В процессе общения с пациентом мы посекундно описываем его переживания, которые из тревоги перерастают в страх, а страх перерастает в панику, а паника приводит к тому, что он начинает себя плохо чувствовать. Получается, что человексам себя доводит до этого состояния. Можно сказать, что это якобы обстоятельства, но на самом деле, это не так. Например, бывает так, что если человек увлечен каким-то делом, то он просто забывает бояться. Я учу их прерывать эту схему формирования страха. Для этого существует несколько методик. Одна из них, моя авторская методика, как я ее называю «Язык чукчи».

Наша задача – не думать про самолет и про страх, не раскручивать в голове, что может произойти, потому что когда мы думаем об этом, мы погружаемся в себя, не слышим, что происходит вокруг, и в какой-то степени не можем нормально реагировать. Методика же заставляет человека переключиться на «здесь и сейчас» (как чукча – «что вижу, то пою»). Нужно описывать окружающую реальность через 5 органов чувств, сосредоточиться на каком-то объекте и начать описывать его зрительно – что я вижу, какой он цветом, размером. Потом прислушаться к звуку. Потом почувствовать запах. Потом описать вкус во рту и тактильные ощущения – душно или холодно, комфортно или нет. В итоге мозг настолько будет занят отыскиванием и пониманием того, что вокруг происходит, что для страха просто не останется места.

Еще одно из упражнений – аутогенная тренировка. Оно заключается в том, что наше тело реагирует на все наши переживания. Когда нам стыдно, мы краснеем, когда нам страшно, мы начинаем трястись, в гневе у нас сжимаются кулаки. Нужно пойти от обратного – начать расслаблять кулаки и все мышцы силком, заставляя себя расслабиться, и поверьте мне, внутри тоже все расслабляется и тревога потихоньку уходит.

На самом деле существует целая программа, направленная на формирования нового поведения, нового восприятия.

9. Можно ли что-то посоветовать тем, кто просто сильно волнуется перед полетом? Как взять себя в руки и спокойно полететь куда-либо?
Во-первых, нужно понять, что мы сами себя заставляем переживать. Важно хотя бы отложить все свои переживания на потом. Как говорила Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра», то есть ход мыслей должен быть таким: «Да, мой полет будет через неделю и сегодня мне уже страшно. Но в данный момент я никуда не лечу, поэтому сегодня я не буду думать об этом и тревожиться. Завтра потревожусь». И так нужно переносить эти переживания каждый день, потому что они вам не нужны. Нужно подбадривать себя, что полет вы совершите ради чего-то хорошего, возможно, даже самому себя уговаривать. Так к самому дню полета вы подойдете уже с гораздо меньшим страхом и волнением, чем, если бы вы себя до него накручивали.

Читайте также:
Трудоустройство на корабле дальнего плавания в 2022 году

В самом полете также главное – переключаться на здесь и сейчас. Смотрите, что происходит вокруг, возьмите с собой какой-нибудь интересный фильм, книгу, веселую музыку. Чем больше вы будете избегать мыслей и переживаний, тем вам будет легче. Ну, а если ваш страх уже мешает качеству вашей жизни, здесь нужна помощь специалиста.

Запись на прием к врачу психотерапевту

Обязательно пройдите консультацию квалифицированного специалиста в области нервных заболеваний в клинике «Семейная».

Аэрофобия – симптомы и лечение

Что такое аэрофобия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотова Ильи Андреевича, психиатра со стажем в 13 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Аэрофобия — это боязнь перелёта на разного рода летательных устройствах. [1] Она может быть изолированной или являться составным компонентом других фобий. Очень близка к аэрофобии авиафобия (боязнь перелёта на самолёте), поэтому их часто объединяют в одно понятие.

Аэрофобия может сочетаться с другими психическими заболеваниями, что значительно усугубляет течение и утяжеляет процесс лечения, а также ухудшает прогноз расстройства.

Современный темп и уровень жизни, обуславливающие необходимость в течение короткого промежутка времени находиться в значительно удалённых друг от друга пунктах, делает востребованным наиболее быстрые способы передвижения, такие как авиаперелёты. Поэтому наличие аэрофобии у некоторых людей значительно осложняет их жизнь. Чтобы справиться с ней, необходимо понимать, с чем связано это расстройство.

Причины аэрофобии, как правило, сугубо индивидуальные, однако можно выделить несколько общих факторов развития данной фобии: [2]

  1. Различные стрессовые ситуации, реально пережитые во время полёта. Они могут быть обусловлены неблагоприятными погодными условиями, зонами повышенной турбулентности, неопытностью экипажа и т.д. В этот момент в подсознании человека закрепляется “отрицательный” опыт полёта, вызывающий в дальнейшем негативные ассоциации.
  2. Активное освещение масштабных авиакатастроф в средствах массовой информации. С появлением сети Интернет информация о происшествиях распространяется очень быстро, даже небольшие авиакатастрофы не остаются без внимания. Всё это вызывает у некоторых людей недоверительное отношение к перелётам.
  3. Страх за состояние собственного здоровья, особенно у людей с хроническими заболеваниями. С изменением высоты происходит изменение давления, что оказывает определённое влияние на организм человека.
  4. Недоверие к членам экипажа, обусловленное отсутствием собственного контроля над происходящими событиями. Особенно это выражено у людей, занимающих руководящие должности.
  5. Наличие других фобий, например акрофобия (страх высоты) или клаустрофобия (страх замкнутого пространства).
  6. Наличие других психических расстройств (посттравматическое стрессовое и тревожно-фобическое расстройство, депрессивный эпизод).
  7. Генетическая предрасположенность. Различные фобии наиболее часто развиваются у родственников, имеющих тревожное расстройство. Это было доказано при обследовании монозиготных и дизиготных близнецов и подсчёта конкордантности (общих признаков).
  8. Условия жизни (воспитание, формирование характера в раннем детстве).

Симптомы аэрофобии

Обычно люди с аэрофобией начинают испытывать тревогу за несколько дней до намеченного перелёта. Это может проявляться в нарушении у них сна и появлении кошмарных сновидений. Некоторые люди употребляют седативные препараты, что позволяет снизить тягостные внутренние ощущения только на короткий промежуток времени. [3]

Считается, что симптомы аэрофобии обусловлены не реальной действительностью, а страхом перед возможным будущим, так как человек представляет себе отрицательные последствия полёта. При этом женщины больше всего боятся самой ситуации авиакатастрофы, а мужчины боятся высоты и невозможности собственного контроля над происходящей ситуацией. Пожилые люди испытывают панику, которая обусловлена страхом полёта и смерти. Многие из этих людей никогда не совершали перелёты и, тем более, не попадали в авиакатастрофы. Следовательно, данный страх является необоснованным.

Все симптомы аэрофобии можно разделить на вегетативные и психические. [4]

К вегетативным симптомам относятся:

  • тахикардия;
  • боли в предсердечной области, напоминающие стенокардию;
  • избыточная потливость ладоней и стоп;
  • увеличение частоты дыхательных движений;
  • приступы бронхоспазма;
  • непроизвольное сокращение мышц, рефлекторная дрожь;
  • полакиурия (учащённое мочеиспускание);
  • боли в животе, тошнота;
  • гиперемия или бледность кожных покровов;
  • головные боли, преимущественно в височной области.

К психическим симптомам относятся:

  • беспокойство;
  • раздражительность;
  • снижение концентрации внимания;
  • снижение качества сна, ночные кошмары;
  • утомляемость, сниженная трудоспособность.

Патогенез аэрофобии

Аэрофобия развивается не сразу. Под влиянием наследственной предрасположенности, воспитания, обуславливающего формирование характера в раннем детстве, возникает определённая модель поведения и мышления по отношению к перелётам. В дальнейшем у таких людей возникает избыточная тревожность при упоминании о возможности авиаперелёта, большинство из них никогда не решится на полёт. Та часть, которая всё-таки вынуждена будет совершить перелёт, попытается выяснить все подробности об авиакомпании, осуществляющей перелёты. На этот процесс они тратят большое количество времени и все равно остаются неудовлетворёнными собственным выбором. На этом этапе у них возникают нарушение сна и кошмарные сновидения. Зачастую страдающие аэрофобией принимают седативные препараты и алкоголь, что, по сути, не является решением проблемы. [5]

Даже убедившись в надёжности авиакомпании, люди, страдающие аэрофобией, обязательно начнут рисовать в голове негативные картины будущей авиакатастрофы, сопровождающейся гибелью людей. Вспоминают кадры крушения самолетов, показанных в средствах массовой информации и сети Интернет.

На следующем этапе происходит окончательное формирование аэрофобии. Люди стараются любыми способами избегать авиаперелётов. Они с удовольствием выберут любой другой вид транспорта. Разубеждению со стороны окружающих людей не поддаются.

Если же человеку с аэрофобией всё же пришлось лететь, то в таком случае следует возникновение паники в салоне самолёта. При этом активизируются все функциональные резервы, возможности которых превышают компенсаторно-приспособительные процессы в организме. Это неизменно ведёт к истощению защитных сил, возникновению реакции стресса, которая вновь запускает процесс с самого начала перед следующим полётом. Так замыкается порочный круг.

Классификация и стадии развития аэрофобии

Выделяют изолированную и сочетанную аэрофобию.

Изолированная аэрофобия — это достаточно редкое явление, при котором наблюдаются только симптомы аэрофобии. Такое состояние имеет обычно посттравматический генез (имеется в виду возникновение после психотравмирующей ситуации, связанной с аэроперелётами).

Намного чаще в клинике наблюдается сочетанная аэрофобия. В таком случае она является лишь отдельным проявлением тревожных расстройств обсессивно-компульсивного спектра. Обычно боязнь перелётов — это декомпенсация обсессивно-компульсивного расстройства личности, при котором тревожные черты личности можно проследить у человека с самых ранних этапов его жизни, либо вновь появившееся невротическое расстройство, которое формируется у людей с различным личностным преморбидом. До сих пор в этом вопросе не поставлена окончательная точка и дискуссии исследователей продолжаются.

Читайте также:
Особенности отдыха на Антигуа и Барбуда

Развитие аэрофобии происходит по следующему принципу: [6]

  1. Возникновение избыточной тревожности.
  2. Воображение негативных картин будущего. На этом этапе страдающий аэрофобией в ярких красках представляет себе картины падения самолета, возможную гибель пассажиров.
  3. Формирование аэрофобии. На этом этапе фобия полностью сформирована. Поэтому данные люди будут стараться любыми способами избегать полётов.
  4. Паника в салоне самолёта. Такие люди будут доставлять неудобство членам экипажа и остальным пассажирам.

Осложнения аэрофобии

Самым неприятным осложнением аэрофобии является избегающее поведение, при котором человек начинает избегать авиаперелетов, а иногда и всего, что связано или напоминает ему об авиаперелётах. [7] Это значительно ограничивает человека, не даёт ему возможности отдыхать, путешествовать, вести активный образ жизни. В тяжёлых случаях это может вызывать вторичную депрессию от осознания своей “неполноценности”, значительно снижать качество жизни.

Аэрофобия не способна вызывать ничего, что угрожало бы жизни и здоровью. Самым сильным проявлением аэрофобии может стать паническая атака, возникающая в момент авиаперелёта. Это состояние представляет собой сильные, сконцентированные по времени возникновения эмоции тревоги и страха. Признаками панической атаки также являются такие соматические симптомы, как тахикардия (учащённое сердцебиение), тахипноэ (учащённое поверхностное дыхание), головокружение, головная боль и др. Эти обычные симптомы тревоги могут быть интерпретированы человеком с панической атакой как признаки тяжёлого заболевания, что ещё больше усиливает тревогу, которая, в свою очередь, усиливает тахикардию и прочие симптомы.

Получается, что в патогенезе панической атаки основную роль играют “патологические круги”, разрыв которых и является первой помощью при этом состоянии. Для этого рекомендуется нормализовать дыхание (дышать медленно и глубоко, используя для этого специальные техники (например, они представлены в приложении Антипаника). Также хорошо помогает приём “обратного дыхания”, когда просят дышать в герметичный мешок. За счёт этого проще контролировать своё дыхание (все дыхательные движения хорошо видны глазами), к тому же во вдыхаемом воздухе выше концентрация углекислого газа, что помогает прервать патологический круг гипервентиляции.

Помимо прочего можно использовать приём отвлечения внимания, контроля тревожных автоматических мыслей и прочие техники, обучение которым происходит в процессе когнитивно-поведенческой психотерапии.

Из фармакологических средств можно использовать бензодиазепины быстрого действия.

Диагностика аэрофобии

Зачастую аэрофобии сопутствуют другие психические расстройства, поэтому целью диагностики является более точное определение причины заболевания. Также важно установить, является ли аэрофобия первичным заболеванием или вторичным заболеванием, возникшим на основе другого психического расстройства. [7]

Диагноз аэрофобии выставляется на основании симптомов заболевания и анамнеза. Ведущими являются вегетативные и психические симптомы, указанные выше. В настоящее время существует также специальное тестирование, позволяющее установить предрасположенность к аэрофобии.

Во время беседы с пациентом необходимо тщательно уточнять все детали. Необходимо выяснить, с чем именно связана непереносимость полёта: с боязнью авикатастрофы, страхом за состояние собственного здоровья, боязнью высоты или закрытого пространства. Это позволяет дифференцировать аэрофобию от других видов фобических расстройств. Если у врача имеются подозрения на наличие сопутствующих заболеваний, необходимо направить пациента на консультацию к смежным специалистам.

Следует дифференцировать аэрофобию от обычного волнения перед полётом, которое является нормальным проявлением инстинкта самосохранения. В этом случае вегетативные реакции не выходят за пределы компенсаторных возможностей и проявляются в виде незначительной тахикардии, повышения артериального давления и частоты дыхательных движений. После волнения все показатели жизнедеятельности быстро приходят в норму.

Лечение аэрофобии

Психотерапия — наиболее эффективный метод лечения аэрофобии. Среди методов психотерапии наибольшее распространение имеют когнитивно-поведенческая терапия и гипнотерапия.

Во время бесед с пациентом корректно внушается факт безопасности авиаперелёта. Психотерапевт позволяет пациенту найти несоответствующие действительности негативные убеждения и сформировать новую позитивную модель мышления и поведения. [8]

Людям, страдающим аэрофобией, рекомендуют соблюдать простейшую последовательность действий, которые будут вызывать у него чувство безопасности. Например, выбор пассажирского сидения, которое кажется наиболее приемлемым: при боязни высоты сесть подальше от иллюминатора, при боязни замкнутого пространства — поближе к запасному выходу и т.д. В пассажирском кресле необходимо принять удобную для себя позу, расслабить мышцы головы, шеи, контролировать своё дыхание. Дышать нужно медленно и глубоко.

Пациентам советуют понаблюдать за собой и составить перечень занятий, которые позволяют отвлечь внимание: чтение литературы, разгадывание сканвордов, прослушивание аудиоплеера, устный счёт, аутогенная тренировка. Можно также посмотреть на пассажиров вокруг себя и проникнуться их спокойствием.

В качестве метода отвлечения внимания можно использовать разговор с соседом на нейтральные темы или, если он расположен к вам, то можно поделиться с ним своими страхами. Также помогает самообразование в области аэродинамики. Необходимо чётко представить себе процесс работы самолёта, узнать как можно больше об объекте своего страха. Можно изучить статистику и прийти к выводу о том, что авиакатастрофы гораздо реже являются причиной смерти по сравнению с автомобильными авариями.

В тяжёлых случаях и в при сочетании аэрофобии с другим психическим заболеванием прибегают к фармакотерапии. Препаратами выбора являются транквилизаторы, которые назначают однократно на время полёта из-за возможности развития привыкания, и бета-адреноблокаторы, влияющие на вегетативную симптоматику.

Прогноз. Профилактика

Прогноз зависит от интенсивности и длительности приступов, а также от наличия сопутствующих психических заболеваний. Чем больше сопутствующих заболеваний, тем тяжелее процесс лечения. Наиболее благоприятный прогноз имеют пациенты с изолированной фобией и те, кто своевременно начал лечение патологического состояния. [8]

Профилактика аэрофобии, как и профилактика любого другого невротического расстройства, должна строиться и исходить из психогигиенических мероприятий:

  • соблюдение режима “сон-бодрствование”;
  • достаточные физические нагрузки и физкультура;
  • гармонизация семейных взаимоотношений и т. д.

К специфическим методам первичной профилактики аэрофобии можно отнести изучение соответствующей статистики и опыт первых перелётов в сопровождении близких людей, которым можно довериться и которые помогают справляться со страхами.

Авиаперелёты становятся неотъемлемой частью жизни современного человека и всё больше входят в нашу жизнь. Поэтому становится важным и актуальным “приучение” к такому роду передвижения с самых ранних лет жизни: если дети в сопровождении родителей совершают такие перелёты с ранних лет, то у них вырабатывается здоровое отношение к этому роду передвижения, и аэрофобия в дальнейшем не возникает.

Читайте также:
Сколько будет стоить провоз багажа в самолете авиакомпании «Победа» в 2022 году

В любом случае, аэрофобия, как и любое другое фобическое расстройство, формируется на основании имеющихся ранее установок и предрассудков человека по этому поводу (патологических убеждений). Если не допускать возникновение и закрепление таких убеждений, то эти действия будут являться самым лучшим способом профилактики аэрофобии.

Победить аэрофобию

Интервью в программе “Утро с губернией” 6TV

В современном мире полеты на самолете – дело совершенно обычное. И, тем не менее, боязнью полетов в той или иной степени страдает четверть взрослых россиян. А это значит, что около 16-ти миллионов человек либо буквально преодолевают себя, чтобы подняться на борт самолета и испытывают в полете серьезнейший психологический дискомфорт, и даже физическое недомогание, либо же вовсе отказываются от полетов. С одной стороны, самолеты, по статистике, являются самым безопасным транспортом. Ученые подсчитали, вероятность погибнуть, будучи авиапассажиром, составляет 1 на полмиллиона. Сравните эти данные с автокатастрофами, которые ежедневно происходят на дорогах. Так вот, вероятность благополучного приземления вашего самолета равна 99,99%. Неплохо, не правда ли? Есть даже шутка, что самое опасное в авиапутешествии – это дорога до аэропорта. И, несмотря на все эти доводы, огромное количество людей страдает от страха полета. И чаще всего страх этот необъясним. Специалисты Общества Транспортной и Авиационной Медицины заверяют, аэрофобия в некотором смысле ественна – ведь летать человеку несвойственно от природы. Но с ней можно справиться в 92% случаев.

Аэрофобия, как в принципе и другие фобии и неврозы – это болезнь вдумчивых людей с высоким интеллектом. Давайте разберемся с тем что такое страхи и чем они отличаются от фобий. Страхи реальные – это обычные, совершенно нормальные эмоциональные страхи. Трудно установить границу между физиологическим и патологическим страхом. О патологии можно говорить тогда, когда страх становится постоянным и так сильно овладевает нашими эмоциями, что мешает повседневной жизни. Как правило, фобии не имеют какой-либо определенной причины и не относятся к какой-нибудь конкретной ситуации. В какой-то момент человек начинает испытывать беспокойство, появляется ощущение, что ему что-то угрожает, но он не может определить, что именно. Человек боится за себя, за семью, за родину, а иногда за весь мир.

Существуют специфические критерии разграничения страха и фобии. Вообще вспоминается старая добрая психиатрическая байка о том, что выраженная норма – это уже патология.

1 Критерий – иррациональность страха, несвязанность его с реальным положением вещей, местности, событий и ситуаций.

2 Критерий – сопутствуюящая дезадаптация человека, испытующего подобное состояние, она обычно длительна – от 2х недель до полугода или адже нескольких лет и проявляется как психическими, так и сомато-вегетативными симптомами.

3 Критерий – постоянное избегание ситуации или предмета фобии, ограничение себя в передвижении и любом другом соицально-важном функционировании.

С одной стороны, аэрофобия, как и любой человеческий страх, вызванный инстинктом самосохранения — вполне естественное явление, но с другой, когда боязнь летать переходит границы разумного, с этим нужно бороться. Поскольку для человека полеты не свойственны от природы, то он этого опасается, испытывает волнение перед полетом, хотя по большому счету такое состояние назвать научным термином «аэрофобия» нельзя. Другое дело, когда в момент обострения боязни начинают происходить не только психические, но и физические изменения в организме человека — одышка, головокружение, учащенное сердцебиение, вплоть до обморока. В этом случае должно проводиться комплексное лечение аэрофобии.

Наибольший страх аэрофобы испытывают во время взлета и посадки. Именно в эти моменты самолет, а вместе с ним и пассажиры, испытывают самые серьезные перегрузки. Любой незначительный скрежет или встряска, наклон самолета или турбулентный поток способен вызвать у подверженного аэрофобии человека приступ панической атаки. Ведь все время до этого аэрофоб находился в состоянии тревожного ожидания, нервного перенапряжения, перед его глазами проплывали картины страшных катастроф. Еще больше аэрофобия обостряется на фоне стрессовых ситуаций, сложных жизненных испытаний, депрессии или усталости. Кто-то боится, что самолет сломается во время полета и начнет падать или попадет в сильную грозу и в него ударит молния. Кто-то опасается за собственное здоровье, ведь самолет — закрытая территория, и врачи и помощь находятся далеко внизу.

Клинически протекание фобии ознаменуется не перед самой посадкой в самолет, а намного раньше. Уже за несколько дней до указанного в билете времени человек становится раздражительным и нервным, может начать страдать бессонницей или кошмарами, связанными с ожиданием полета. Некоторые аэрофобы начинают отыскивать информацию о типе того самолета, на котором им предстоит полет, изучать статистику его катастроф и поломок. Во время самого полета аэрофобы не могут расслабиться, испытывают сильное мышечное и нервное напряжение, принимают алкоголь, прислушиваются ко всем шумам, присматриваются к поведению экипажа, соседей по салону, считают минуты до посадки. Сильная турбулентность или воздушные ямы легко вызывают у людей, страдающих аэрофобией, приступы паники, сбои дыхания, дрожь в конечностях и сильное сердцебиение, но и после того как самолет приземлится им еще долго не удается успокоиться. У некоторых людей аэрофобия настолько сильно выражена, что они могут запросто отказаться от путешествия или выгодной работы, если они связаны с регулярными полетами на самолетах.

Причин аэрофобии множество, при этом одна из редчайших связана именно с пережитой катастрофой либо клиентом, либо одним из близких, и тогда она развивается в структуре постравматического стрессового расстройства. Есть более частые причины и они в большей степени связаны с протеканием у человека первично-возникшей паники или уже сформированного панического расстройства, то есть представьте у человека во время взлета возникает приступ паники, усиленный перегрузками, а также страхом смерти и это закрепляется ситуацией и окружением человека. Могу сказать, что в клинической практике это идин из самых частых вариантов развития аэрофобии. Также аэрофобия присутствует в структуре других фобий, и тогда мы можем говорить о генерализованной тревожной реакции человека с массой фобий. Либо аэрофобия развивается просто как изолированная фобия у очень тревожно-мнительного человека, с богатым воображением и повышенной чувствительностью к стрессам. Также аэрофобия частый спутник (как в приципе и другие фобии) обычной человеческой депрессии. Это далеко не полный список возможных причин развития патологического, навязчивого страха полетов. И в лечении очень важно определится как раз с тем, что явилось первопричиной развития аэрофобии, поскольку в дальнейшем это скажется на характере лечения и прогнозе.

Читайте также:
МФЦ Саратовской области: как записаться на прием, документы

Психотерапия и лечение аэрофобии

Аэрофобия — это серьезное расстройство, которое может нанести урон психическому и физическому здоровью. Поэтому боязнь самолетов необходимо пытаться преодолевать, особенно, если летать приходится часто. Что можно сделать?

1. Во-первых, не стоит опаздывать на регистрацию и посадку. Переживая за то, как бы успеть, человек тем самым готовит весьма плодородную почву для своих страхов, испытывая так называемую упреждающую тревогу. К тому же пребывание в стерильной зоне аэропорта — это та зона, в которую пускают пассажиров, прошедших паспортный и таможенный контроль, а также проверку безопасности — поможет вам расслабиться и настроиться на нужную волну. Посмотрите на взлетное поле — самолеты взлетают и садятся каждую минуту, они почти ничем не отличаются от автобусов. Подумайте о воздушном транспорте как о рутине, и, возможно, аэрофобия начнет сдавать свои позиции.

2. Во-вторых, стоит заранее позаботиться о том, чтоб внешние факторы раздражения касались вас как можно меньше. Например, попросите место ближе к началу самолета, где меньше ощущается турбулентность и ниже уровень шумов.
3. В-третьих, такое популярное в народе «успокоительное» средство как алкоголь вряд ли может помочь справиться с аэрофобией, если вообще не усугубит ситуацию. Лучше пить больше воды, а ещё лучше — томатный сок. Во время перелета организм испытывает обезвоживание, что является дополнительным стрессом, который «подстегивает» аэрофобию. Томатный сок хорошо удерживает влагу в организме и кроме того не меняет свой вкус на большой высоте. Кстати, по статистике большинство пассажиров из предложенных напитков выбирают именно его. К тому же во время полета, отдавайте предпочтение белковой и углевожной пище, а также пище с большим содержанием сахара, учитывая энергетические затраты на стресс.

4. В-четвертых, не нужно молча сидеть, переживая свой страх: побеседуйте с соседом, найдите общую тему для разговора, поделитесь своими волнениями и услышите обязательные слова поддержки.

5. Если почувствовали, что паника вот-вот подступит, начните дышать глубоко и медленно, освободите горло от стягивающего воротника или аксессуаров, отрегулируйте и направьте в свою сторону прохладный воздух кондиционера, попытайтесь отвлечься, подумав о чем-то приятном. Для этого приложите к животу ладонь, старайтесь чувствовать дыхание, именно диафрагмальное, то есть дыхание животом. Делайте глубокий вдох, затем задержка и длинный выдох, такая дыхательная техника сможет успокоить ваш пульс, и тогда чувство паники отступит.

6. При чувстве паники иногда полезней напрячь все мышцы, задержать дыхание на вдохе и оставаться в этом состоянии примерно около минуты. После чего резко расслабить мышцы и глубоко выдохнуть. Упражнение можно повторять до исчезновения напряжения в теле.

7. Павлов в своих трудах, часто указывал, что фобия нейрофизиологически это определенный участок мозга с низко-интенсивным возбуждением, если по русски, то это страх который просто не прожили до конца и при ситуациях стресса, а также попаданию в саму ситуацию страха – возбуждение участка мозга моментально усиливается, рождая ощущение паники. Поэтом часто клиентам рекомендуют понаблюдать свое состояние во время полета – и если возникает чувство паники – попробовать усиливать его, наблюдать, усиливать, снова наблюдать, и снова усиливать, про себя говоря “А посмотрим, что будет дальше”, “А могу ли я еще сильнее бояться”. Этот метод работы со страхом в психотерапии именуется парадоксальной интенцией, то есть не избеганием ситуации страха, а как раз поворотом к этом страху лицом, посыл парадоксальной интенции следующий (и он не подвергается сомнению, поскольку это абсолютная правда) – методики избегания страха формируют почву как раз для его формирования, а если клиент сможет его усилить сознательно и поймет, что не умер, ничего не разрушилось, значит он получит доступ к контролю своего состояния, а то, что мы можем контролировать – патологией и неврозом назвать уже нельзя))) К тому же пациенты с паническим расстройством в практике – одни из самых здоровых людей, они никогда не страдают сердечно-сосудистыми расстройствами, поскольку их постоянная жизнь это тренировка сердечной мышцы под воздействием паники.

8. Можно представить свой страх в виде образа или предмета, а потом. уничтожить его! Произойдет так называемая визуализация фобии. Каждый человек способен найти конкретный образ, наиболее подходящий именно ему.

9. Собираясь в полет, нужно надеть свободную, не стесняющую движений одежду. Во время полета хорошенько поешьте – пища повысит уровень сахара в крови и снимет излишнюю тревогу. Жвачка также поможет справиться с напряжением.

10. Овладеть техникой остановки мыслей, она часто предлагается клиентом для решения вопросов лечения фобических состояний и состоит из этапов визуализации мыслей о фобии, их выделении на фоне общих мыслей и постепенной фокусировкой на них с полудующим восклицанием “Хватит”, “Стоп”, такие тренировки при постоянной практике позволяют клиенту сформировать условный рефлекс остановки мыслей о фобии.

Профессиональная же помощь может включать в себя несколько этапов.

Первый – индивидуальный подбор медикаментов, если состояние и степень тяжести аэрофобии довольно выражено, или выражена причина формирования фобии. Такой подход гарантирует эффективность и безопасность лекарств.

Второй – корригирующая психотерапия, в ходе которой психолог или психотерапевт в подробной беседе с пациентом находит причины его аэрофобии и с помощью специальных психологических техник устраняет их. Ведь люди опасаются летать по разным причинам: кто-то боится технической неисправности самолета, кто-то – террористов, другие – что в полете что-то произойдет с их здоровьем… Найти главную причину иррационального страха – половина успеха в лечении фобии, вот поэтому эффективность групповых сеансов на порядок ниже, чем сеансов индивидуальных. Чаще всего это индивидуальная психотерапия в совокупности с медикаментозным лечением или без него.

И, наконец третий это использование в лечении и коррекции методов нейро-физиологической реабилитации – использование приборов биологической обратной связи, систем дополненной реальности, виртуальной реальности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: