Изменения в миграционном законодательстве с 2022 года
- Логотип ВКонтакте
- Логотип Facebook
- Логотип Twitter
- Логотип Одноклассники
- Логотип Telegram
Каждый год в конце года или прямо с 1 января вступают в силу различные изменения в законах. И миграционное законодательство не исключение. В этой статье я собрала все изменения, которые есть на текущий момент. Одни вступят в силу под Новый год, другие – сразу после.
Послабления, которые прекращают действовать в декабре 2021
Сейчас действуют послабления по Указу Президента РФ № 364 от 15.06.2021 года. Но часть из них только до 31 декабря 2021 года. Среди послаблений, которые не будут действовать с 1 января 2022 года:
Поэтому до начала новогодних праздников работодателям необходимо убедиться, что у всех сотрудников в миграционной карте указана цель въезда “Рабочая”.
Изменения, вступающие в силу в декабре 2021 года
С 11 декабря 2021 изменяются регламенты по выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство (Приказ МВД России от 1 ноября 2021 г. N 799 и Приказ МВД России от 2 ноября 2021 г. N 804). Это означает, что:
- изменятся формы заявлений о выдаче РВП и ВНЖ,
- медицинское заключение можно будет предоставить в течение 30-ти дней с момента подачи документов;
- не сдавать тестирование на знание русского языка смогут теперь владельцы диплома об образовании на уровне не ниже основного общего, выданного в СССР до 1 сентября 1991 года, диплома об образовании и (или) о квалификации, прошедшим государственную итоговую аттестацию В РФ с 1 сентября 1991 года по 31 декабря 1995 года, а также документа, выданного военной образовательной организацией;
- актуализирован регламент в отношении получения РВП без квоты гражданами Казахстана, Молдовы и Украины;
- вместо «свидетельства о рождении» можно будет подавать любой документ, подтверждающий факт регистрации рождения;
- при получении ВНЖ гражданам визовых стран больше не потребуется получать справку об отсутствии судимости, если ее уже предоставили при оформлении РВП.
С 29 декабря 2021 года медосмотр, дактилоскопическая регистрация и фотографирование станут обязательными для всех иностранных граждан, которые находятся в России дольше 90 суток. При этом не имеет значения, с какой целью иностранец приехал в Россию – для работы или к родственникам. Эти изменения касаются в том числе и граждан ЕАЭС, за исключением граждан Белоруссии.
В соответствии с этими изменениям МВД в Приказе от 2 ноября 2021 года № 800 утвердил формы, описания, порядок учета документов для подтверждения прохождения дактилоскопии и фотографирования. Поскольку такую процедуру иностранцу потребуется пройти всего 1 раз. В отличие от медосмотра. Приказ вступит в силу 29 декабря 2021 года.
Изменения, вступающие в силу с 2022 года
С 1 января 2022 года:
Изменится сумма платежа по патенту, которую должны будут платить иностранцы авансом для продления своего патента. Эта сумма складывается из нескольких показателей, поэтому зависит от региона. О том, как рассчитывается сумма и каков размер платежа в некоторых регионах РФ, я писала в статье “Сумма патента в 2022 году”;
Поменяются реквизиты оплаты патента. Теперь оплачивать нужно будет по новому коду бюджетной классификации, или КБК. Какой код и куда вносить, я писала в статье “Реквизиты для уплаты патента в 2022 году”;
Миграционный специалист в компании должен внимательно проверить все чеки иностранных сотрудников с патентом, которые они принесут после 1 января 2021 года. Все они должны быть оплачены в размере платежа 2022 года и с новым КБК. Иначе патент перестает действовать, а компания рискует получить штраф за допуск к работе сотрудника без документов.
- Будут действовать новые нормы в отношении того, какой процент иностранных сотрудников может работать в компании, которая занимается определенной деятельностью. Всем компаниям, у которых этот процент превышен, нужно будет привести его в соответствие до конца года.
Примечание редакции: о размерах квот по сферам работы компании читайте в статье “Правительство утвердило на 2022 год допустимую долю работников-иностранцев в компаниях”.
Поскольку в миграционном законодательстве постоянно что-то изменяется, миграционному специалисту приходится постоянно быть в курсе, иначе компания может получить миллионные штрафы. Но мало знать, что изменилось в теории, нужно понимать, как изменения принимаются на практике. Поэтому в наших курсах изменениям в законах выделен отдельный блок для изучения, где собраны вступившие в силу изменения с комментариями юриста-практика, те, что только вступят в силу, и даже те, которые сейчас только рассматриваются. Все, чтобы миграционный специалист был готов и мог перестроить свою работу заранее.
Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 182-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”
Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 30, ст. 3285; 2007, № 49, ст. 6071; 2008, № 30, ст. 3589, 3616; 2009, № 29, ст. 3636; 2010, № 21, ст. 2524; № 52, ст. 7000; 2011, № 13, ст. 1689; № 27, ст. 3880; № 49, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 23, ст. 2866; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6696; № 52, ст. 6950; 2014, № 52, ст. 7557; 2015, № 48, ст. 6724; 2018, № 27, ст. 3946; № 31, ст. 4846; № 42, ст. 6380; № 53, ст. 8454; 2019, № 18, ст. 2224) следующие изменения:
1) в пункте 7 части 1 статьи 2 слова “В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации” заменить словами “В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства”;
2) часть 5 статьи 7 признать утратившей силу;
а) пункт 1 части 1 после слов “Российской Федерации” дополнить словами “(далее – федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел)”;
б) дополнить частями 3 – 5 следующего содержания:
“3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, порядок его направления в орган миграционного учета, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;
4) часть 1 статьи 16 после слов “своего места жительства,” дополнить словами “непосредственно – лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” (далее – электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр)”;
а) в абзаце первом части 1 слова “должностному лицу органа миграционного учета предъявляются” заменить словами “в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются”;
б) в части 2 слово “предъявлять” заменить словом “представлять”, слова “либо органов местного самоуправления” заменить словами “, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций”, слова “органах местного самоуправления” заменить словами “, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях”;
а) в части 1 слова “предъявлении данным иностранным гражданином” заменить словами “представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр”;
б) в части 11 слова “либо органов местного самоуправления” заменить словами “, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций”;
в) дополнить частью 12 следующего содержания:
“12. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.”;
7) пункт 6 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:
“6) установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.”;
а) части 2, 3 и 31 изложить в следующей редакции:
“2. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.
3. Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин:
1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
31. В случаях, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).”;
б) в части 32 слова “не позднее” заменить словами “в течение”;
в) дополнить частью 42 следующего содержания:
“42. Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания. После истечения такого срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.”;
подпункт “а” дополнить словами “(за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации)”;
подпункт “б” после цифр “3, 31” дополнить цифрами “, 32”;
подпункт “а” изложить в следующей редакции:
“а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 настоящей статьи;”;
в подпункте “б” слово “пребывания.” заменить словами “пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.”;
б) дополнить частью 21 следующего содержания:
“21. Перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в подпункте “а” пункта 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.”;
в) часть 31 изложить в следующей редакции:
“31. При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета непосредственно – лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр. Иностранный гражданин вправе не представлять документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает данные документы (сведения о содержании данных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.”;
г) дополнить частью 32 следующего содержания:
“32. В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.”;
д) в части 4 слова “соответствующий орган миграционного учета непосредственно” заменить словами “орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр”;
е) в части 6 слова “учета и” заменить словами “учета, многофункциональным центром или”;
ж) часть 7 после слова “гостиницей” дополнить словами “, многофункциональным центром”, дополнить предложением следующего содержания: “В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.”;
з) часть 8 изложить в следующей редакции:
“8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.”;
пункт 1 дополнить словами “, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи”;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
“4) установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Форма заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;”;
пункт 5 дополнить словами “, частью 11 настоящей статьи”;
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
“11. Снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных в настоящей части.”;
в) в части 22 слова “непосредственно или через” заменить словами “непосредственно – лично или в электронной форме либо через”;
г) часть 23 изложить в следующей редакции:
“23. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.”;
д) часть 3 после слов “двенадцати часов” дополнить словом “рабочего”;
11) часть 2 статьи 24 признать утратившей силу.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Разъяснения МВД о правовом положении иностранных граждан после 1 октября 2021 г.
На сайте МВД Кабардино-Балкарской республики опубликованы подробные разъяснения действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан после 1 октября 2021 г. Приводим текст публикации целиком:
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы МВД России с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения, либо выехать за пределы Российской Федерации.
Иностранные граждане, не воспользовавшиеся данной возможностью, с 1 октября 2021 г., будут считаться незаконно находящимися на территории Российской Федерации и подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством.
С 1 октября 2021 г. полностью прекращает свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания), не разрешении въезда и сокращении срока временного пребывания.
В период действия остальных положений Указа работа с иностранными гражданами осуществляется с учетом следующих особенностей.
1. На иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение в Российской Федерации до 30 сентября 2021 г., в полной мере распространяется действие Указа, в том числе по приостановлению до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течения сроков временного пребывания иностранных граждан, сроков постановки на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления.
Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия указанных ограничений), до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден. В этой связи действие положений Указа до утверждения соответствующего перечня распространяется на граждан всех иностранных государств без исключения.
В обозначенный Указом период иностранные граждане, урегулировавшие свое правовое положение, вправе обратиться с заявлениями о выдаче разрешительных документов для проживания в Российской Федерации. При этом для выезда из Российской Федерации указанной категории иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, по их обращению следует оформлять транзитные визы.
Разрешительные документы на проживание и регистрацию по месту жительства иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, срок действия которых истекает до 31 декабря 2021 г., считаются действительными до 18 июля 2022 г. включительно.
Сроки временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, регистрации по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые истекают после 31 декабря 2021 г., возобновляются с 1 января 2022 г. и считаются продленным на 199 дней с даты окончания.
2. В случае, если иностранный гражданин был привлечен к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации при подаче заявления об урегулировании его правового положения, такое привлечение не должно рассматриваться в качестве основания для вынесения решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
3. Относительно порядка оформления иностранным гражданам разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также их трудоустройства обращаем внимание на следующее.
До конца 2021 года иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не утратят права на обращение с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и заявленной цели визита в Российскую Федерацию.
Право на заключение трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) вне зависимости от заявленной цели визита в Российскую Федерацию сохранят иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза.
Работодатели или заказчики работ (услуг), имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, также смогут обращаться за выдачей (продлением) разрешений на работу иностранным гражданам без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.
Кроме того, трудовая деятельность иностранных граждан, оформивших трудовые (гражданско-правовые) отношения в соответствии обозначенным порядком, признается законной и после 31 декабря 2021 г.
Таким образом, для всех иностранных граждан, урегулировавших свое правовое положение, сохраняется возможность оформления до окончания текущего года необходимых разрешительных документов и законного осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации на весь период действия таких документов или трудовых (гражданско-правовых) договоров соответственно.
Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2021 году
- Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ
- Оформление по месту проживания
- Как оформиться по месту пребывания
- Итоги
Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ
Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.
ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.
О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.
Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:
Причины для постановки на миграционный учет:
- въезд жителя иного государства в РФ;
- оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
- утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.
Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.
Оформление по месту проживания
Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:
- лично в территориальном органе МВД;
- через интернет посредством портала «Госуслуги» — для этого нужна ЭЦП заявителя;
- через многофункциональные центры «Мои документы».
На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:
За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).
Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.
В день подачи всех необходимых бумаг в формуляре «Вид на жительство» или в разрешении ставится отметка о регистрации. Не позже следующего дня информация о регистрации проходит в системе миграционного учета.
Как оформиться по месту пребывания
Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.
Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).
Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно скачать в начале статьи.
Как заполнить уведомление, описано в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и посмотрите образец.
Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.
Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.
Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.
Когда сам иностранец может подать уведомление:
Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:
Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.
Итоги
Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).
Медосвидетельствование иностранных граждан: изменения с 29.12.21
С 29.12.2021 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», внесённые Федеральным законом от 01.07.2021 N 274-ФЗ.
Согласно изменения иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию, подлежат обязательной дактилоскопии, фотографированию и прохождению медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, заболевания наркоманией и ВИЧ-инфекцией.
Пройти дактилоскопию и медицинское освидетельствование можно в Едином центре документов по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литера В, вход № 2, 4 этаж.
Какой срок дается для прохождения?
90 календарных дней – для иностранных граждан, прибывших в Россию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности. Это:
- студенты;
- члены семьи трудовых мигрантов стран ЕАЭС: Казахстан, Армения, Киргизия;
- члены семьи трудовых мигрантов визовых стран;
- члены семьи иностранных граждан, имеющих в России вид на жительство (ВНЖ);
- несовершеннолетние дети от 6 до 18 лет.
30 календарных дней – для иностранных граждан, прибывших в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, либо при обращении с заявлением об оформлении патента или при получении разрешения на работу. Это:
- трудовые мигранты стран ЕАЭС (Казахстан, Армения, Киргизия, кроме граждан Республики Беларусь);
- трудовые мигранты, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента и разрешения на работу, том числе высококвалифицированные специалисты (ВКС).
В соответствии с Приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384н (действует до 01.03.2022.) и Приказом Минздрава России от 19.11.2021 N 1079н (действует с 01.03.2022 г.) медицинские документы действительны в течение 3 месяцев. По истечении этого срока иностранные граждане обязаны в течение 30 календарных дней лично повторно обратиться для прохождения медицинского освидетельствования.
Пройти медицинское освидетельствование можно в Едином медицинском центре по адресу: Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литера. В, вход № 2, 4 этаж.
В случае неисполнения иностранными гражданами обязанностей по прохождению обязательного медицинского освидетельствования, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан сокращается.
Принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о не разрешении въезда в Российской Федерации, если в результате медосвидетельствования:
- выявлен факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (либо новых потенциально опасных психоактивных веществ);
- установлено, что иностранный гражданин страдает заболеванием, вызываемым ВИЧ-инфекцией, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
- установлено, что иностранец страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.
Требования не распространяются на иностранных граждан, являющихся:
- гражданами Республики Беларусь;
- должностными лицами международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, въехавших в Российскую Федерацию в связи с исполнением служебных обязанностей, и сотрудниками представительств международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на территории Российской Федерации или сотрудниками представительств и должностными лицами иных организаций, которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации предоставлен статус, аналогичный статусу международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, а также членами семей указанных лиц;
- главами дипломатических представительств и главами консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, членами дипломатического персонала, консульскими должностными лицами, а также членами административно-технического персонала дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;
- владельцами дипломатических, служебных паспортов (в том числе специальных, официальных и иных паспортов, признаваемых Российской Федерацией в этом качестве) и въехавшими в Российскую Федерацию в связи с исполнением служебных обязанностей должностных лиц иностранных государств;
- сотрудниками и членами административно-технического персонала аппаратов военного атташата, торговых представительств и иных представительств органов государственной власти иностранных государств;
- детьми, не достигшими 6 лет;
- членами семей лиц, указанных в подпунктах 3-5 настоящего пункта.
Бизнес в Германии – бесспорные перспективы для россиян
В последнее время многие наши граждане, желая открыть свой бизнес, обращают внимание не на родное отечество, а ищут перспективные варианты за рубежом. Нередко российские предприниматели покупают или открывают бизнес в Германии.
Особенности ведения бизнеса в Германии
Германия – страна с развитой экономикой, которая входит входит в список стран с самым высоким уровнем жизни в мире. Государство входит в Евросоюз и шенгенскую зону.
Здание филиала китайского банка в Берлине
При открытии бизнеса необходимо учитывать особенности и законодательство этой страны.
Бизнес в Германии имеет следующие перспективы в 2022 году:
- Продукция будет выпускаться под признанной во всём мире немецкой маркой;
- На российской территории средства, вкладываемые в российские компании, будут рассматриваться как инвестиции из-за рубежа. Это обеспечит им дополнительную защиту;
- Возможность получения местных субсидий, а также дотаций;
- Возможность брать займы в банках ФРГ;
- Можно ввозить в Российскую Федерацию товары, технические средства, оборудование и т. д., не платя пошлин на таможне. Уставной капитал совместных фирм не требует выплаты таковых;
- Имея предприятие, зарегистрированное на территории Германии, можно открывать филиалы на всей территории Европейского Союза;
- Возможность пользоваться многократными годовыми бизнес-визами в государство;
- Право пользоваться услугами немецких финансовых учреждений (кредитки, счета, чековые книжки и т. д.);
- Льготные страховки;
- Возврат НДС в Германии и т. д.
Германия не может не заинтересовать в плане бизнеса. Её условия привлекательны не только для граждан бывшего Союза. В ней охотно открывают дело представители других стран ЕС и США.
Для ведения своего дела должна быть открыта немецкая бизнес-виза.
Образец бизнес визы в Германию
Эмиграция для предпринимателей
В Германии действует Закон о пребывании иностранцев на территории страны. Согласно параграфу №21, иностранец может получить вид на жительство в Германии. Для этого дело, которое он наметил открывать в 2022 году, должно соответствовать следующим требованиям:
Образец заполнения второй страницы немецкой визовой анкеты
- открываемый бизнес должен положительно влиять на экономику государства;
- в стране имеется необходимость развития того направления в рамках которого открывается ваш бизнес;
- предприниматель располагает достаточными средствами для делового старта на территории Германии.
Судя по тому, что бизнес-иммиграция в Германии явление частое, любой желающий с достаточными капиталами имеет хорошие перспективы. Главное определиться, каким именно делом заняться, купить готовый бизнес в Германии или начать с нуля.
Некоторые, для того, чтобы определиться, какой вид деятельности будет для них более подходящим и перспективным для развития в Евросоюзе, получают сначала бизнес-визу по приглашению от других компаний – деловых партнёров.
Затем, едут в страну, чтобы воочию убедиться в том, что немецкая земля для русских дельцов на самом деле представляет большой интерес, и что эмиграция туда имеет смысл.
Список документов для оформления деловой бизнес-визы
Эта виза оформляется, если вы едите по делам бизнеса на встречу с представителями немецких компаний.
Прежде чем обратиться в немецкое посольство за бизнес-визой, нужно собрать необходимый пакет документов, в который входят:
- Загранпаспорт + копия его первой страницы. Большое значение имеет дата окончания документа. Срок должен датироваться не раньше трёх месяцев после окончания действия получаемой визы.
- Анкета, бланк которой можно получить в офисе визовой службы. Соискатель обязан сам её заполнить и подписать документ.
Пример заполнения первой страницы немецкой визовой анкеты
Если подавать документы будете не вы, а доверенное лицо, необходимо приложить к пакету два экземпляра доверенности.
Можно также действовать более радикально и сразу просить визу для жизни в Германии с целью открытия в стране предпринимательской деятельности.
Что представляет собой деловое приглашение немецкой стороны
Составляется документ для приглашения в Германию только на одном из двух языков, немецком либо английском. Можно предоставить оригинал или копию приглашения. Если речь идет о всемирно известных уважаемых компаниях, копии будет достаточно. Что касается приглашений от небольших незначительных фирм, лучше всего предоставить оригинал документа.
В приглашении должна содержаться исчерпывающая информация о приглашенном и о приглашающей стороне:
- контакты,
- паспортные данные,
- реквизиты,
- точные даты поездки,
- цель,
- названия мероприятий,
- план встреч.
Лучше всего скачать образец и опираться на него при составлении документа.
Если расходы на ваше пребывание в ФРГ берет на себя приглашающая сторона, в документе должно быть об этом сказано.
К приглашению в обязательном порядке прилагается Handesregister (регистрация фирмы). Она является доказательством того, что ваша деловая поездка связана с сотрудничеством с предприятием, официально функционирующим на территории Германии.
Только зарегистрированные немецкие компании наделены правом приглашать в страну деловых гостей.
Важно обратить внимание на сроки Handesregister. Если бумаге на момент подачи документов в консульство более полугода, она не будет принята к рассмотрению. Более того, из-за нее могут вернуть соискателю и весь пакет документов.
К приглашению также нужно приложить копию паспорта того, кто подписал документ. Это должно быть лицо, уполномоченное компанией на подпись. Это будет указано в Handesregister. Если приглашение подпишет неуполномоченный человек, оно будет заблокировано представителями немецкого консульства.
Оформление бизнес визы для въезда в Германию
Компания 100viz.com поможет быстро оформить национальную бизнес визу категории D, которая позволяет въезжать в Германию для граждан Украины, Беларуси и России.
Компания более 10 лет работает с Германией.
Телефон для консультации визовых специалистов: +7 (985) 522-05-05, e-mail: [email protected], сайт: 100viz.com
Бизнес-иммиграция, что для этого нужно
Если соискатель не намерен собирать документы и просить приглашение на открытие бизнес-визы, ему нужно убедить немецкие власти одобрить заявку на бизнес-эмиграцию. Для этого у будущего бизнесмена должен быть чёткий план действий.
Первое, что необходимо сделать, это запросить проверку на соответствие предполагаемого бизнеса частного дельца нынешним интересам страны, а также текущей экономической ситуации. Важно знать, где именно будет осуществляться развитие деятельности. Чтобы обеспечить максимальный успех, стоит попробовать несколько регионов. В различных городах ситуация и потребности могут быть прямо противоположными.
Для укрепления успеха можно также обратиться за помощью к специалистам по бизнес-эмиграции. Гарантию на успех дадут наличие:
- бизнес-плана;
- квалификации;
- компетентности;
- конкурентоспособности.
Предприятие по производству солнечных батарей
При составлении бизнес-плана нелишним будет обращение к специалистам. Не следует забывать о том, что немцы весьма скрупулёзны и щепетильны. Они будут вникать в каждую букву плана и других предоставленных документов.
Важное значение имеют образование и опыт работы в бизнесе. Решающую роль сыграет аудиторское заключение по бизнес-плану, а также доказательство успешного ведения предпринимательской деятельности в России.
Немцы заинтересованы в успешных дельцах, способных поддерживать экономику их государства. Большим плюсом немецких комиссий является то, что они не затягивают решение вопроса.
Бизнес-план
Не все российские предприниматели, успешно развивающие свое дело на территории Германии, получили приглашение на деятельность в стране, полагаясь на бизнес-план. Однако многие уверены, что он в значительной степени повышает шансы на одобрение со стороны немецких чиновников.
Также с ним проще найти инвесторов и получить государственную поддержку. Бывает, что дело изначально не идёт, тогда с помощью бизнес-плана можно определить и устранить проблему. При создании документа можно не придерживаться каких-то определённых требований. Главное, чтобы план давал ясно понять, что человек серьёзно относится к вопросу и настроен на развитие и получение хороших прибылей.
Только тем, кому поверят, будет обеспечена беспрепятственная бизнес-эмиграция в Германию и возможность купить дело или начать его с нулевой точки. Одним из наиболее перспективных направлений является гостиничный бизнес в Германии.
Три пути открытия бизнеса
Каждый мечтает стать дельцом без особой волокиты и личных затрат. Тем, кто выбрал Германию, проще, так как путь проторен. По нему прошли многие. Нынешние немецкие бизнесмены наши соотечественники советуют пойти по одному из трёх путей:
- Найти в стране партнёра для открытия совместного бизнеса.
- Купить готовое дело. В данном случае бумажной волокиты будет значительно меньше. К примеру, отличным вариантом будет покупка небольшой пиццерии, которая обойдётся в 20-25 тысяч евро. К примеру, если открыть предприятие типа GmbH, можно обойтись минимальными расходами на соблюдение формальностей.
- Взятие займа в немецких банках. Срок возврата может быть до 20 лет, процентная ставка всего 4-5% годовых. Это очень выгодные условия.
Многие предприниматели из России, решившие купить бизнес в Германии, даже не основываясь на бизнес-план, смогли достичь большого успеха. Германия создана для того, чтобы в ней делать деньги. Молодым и амбициозным людям, не боящимся перемен и стремящимся к лучшей жизни, следует начать оформлять деловое приглашение в страну.
Даже если нет достаточных средств на открытие бизнеса, можно сделать приглашение на работу в Германии.
У немцев есть много того, чему нам стоит поучиться. Педантичные и скрупулёзные, они являются прекрасным примером процветающего государства. Германия уникальная страна в плане экономики, налогового законодательства и т. д.
Открывая двери умным и предприимчивым предпринимателям из стран бывшего Союза, её власти делает экономику государства ещё более неуязвимой и надёжной.
Три лучших идеи для бизнес-иммиграции в Германию рассказаны в видео:
Формы собственности предприятий в Германии
Собирается ли соискатель купить готовый бизнес в Германии или готов начать с нуля, необходимо изучить ситуацию и выбрать оптимальный вариант.
Наиболее часто используемыми формами собственности являются акционерные общества и их аналоги с ограниченной ответственностью. И первый, и второй вид – это юридическое лицо, в котором ответственность ограничивается деловыми активами.
Наименьшим количеством участников акционерного общества может быть пять человек. Наименьший размер капитала в данном случае 50 тысяч евро.
Наиболее удобной формой является общество с ограниченной ответственностью. Законодательство Германии требует, чтобы компании данного вида основывались на территории страны. Другими формами предприятий являются GmbH. Эта система привлекает своей простотой.
Основным документом такого предприятия является договор его членов, в котором указываются размер капитала, сфера деятельности, месторасположение и т. д. Документ должен быть нотариально заверен.
Бланк регистрации общества с ограниченной ответственностью в Германии
Сумма, которую необходимо внести в казну страны за регистрацию любого вида общества с ограниченной ответственностью, равна 1 800 евро.
Другими видами предприятий, которые могут заинтересовать русских граждан, являются корпоративные партнёрства, коммандитные товарищества и партнёрства с неограниченной ответственностью. К примеру, партнёрство с неограниченной юридической ответственностью наделяет всех партнёров одинаковыми правами.
Такая компания не будет являться юридическим лицом, при этом ей положены все права, а также льготы, предоставляемые юридическим лицам.
Немало перспектив имеет малый бизнес в Германии. Открывается он по упрощённой форме.
Русский магазин в Германии
Чтобы открыть фирму, нужно встать на учёт в торговом представительстве по месту открытия. К таким предприятиям относятся фирмы, прибыль которых составляет менее 25 тысяч евро в год.
Freiberufler, не имеющий аналогов у нас в России
Вариантом для тех, кто не может открыть крупную компанию на территории Германии является форма Freiberufler. Тут главное не средства, а наличие необходимых навыков. В данном случае речь идёт о людях, которые намерены работать в Германии самостоятельно и независимо, получать доход и иметь хорошие перспективы развития.
Регистрироваться нужно в налоговой инспекции или в профессиональной ассоциации выбранной сферы деятельности.
Такой род деятельности не считается предпринимательством, следовательно, не нужно платить сбор за предпринимательскую деятельность. В данную категорию в Германии в 2022 году входят следующие профессии:
- врачи;
- юристы;
- психологи;
- массажисты т. д.
Главное требование к представителям вольных профессий – наличие образования в необходимой сфере. Предполагается продажа только собственных товаров или услуг. В противном случае бизнес будет расцениваться, как предпринимательская деятельность. Можно работать и на себя, и на другие предприятия. Можно нанимать сотрудников в помощь.
Особенности бизнес-иммиграции в Германию
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(всего: 20 голосов, в среднем: 4.9 из 5)
- Требования
- Регистрация компании
- Приобретение компании
- Популярные направления
- Преимущества
Предприниматели из стран, которые не входят в Евросоюз, но желают начать бизнес или открыть филиал своей фирмы на территории ФРГ должны получить вид на жительство (ВНЖ), который позволяет заниматься бизнесом.
Иммиграция в Германию из России, Туркменистана, Белоруссии или другой страны СНГ в 2021 году через бизнес разделяется на два вида деятельности:
- Предпринимательство.
- Индивидуальный бизнес, когда предприниматель работает сам на себя.
Во втором случае речь не идет о фрилансере, как в России. В Германии это называется Freiberufler – сертифицированный специалист, зарегистрированный на законных основаниях. Он не предприниматель и не должен платить предпринимательский налог. Но имеет право официально нанимать помощников: психологов, писателей, юристов, диетологов, стоматологов и т.д.
Регламентирует получение ВНЖ через бизнес Закон о проживании в Германии, разработанный с целью поощрения инноваций в экономике и предпринимательства в целом. Успешные предприниматели-иностранцы – это новые возможности для немецкой экономики и благоприятные условия для реализации бизнес-идей самих мигрантов.
Правила эмиграции в 2021 году требуют от бизнесмена внесения уставного капитала в свою компанию в Германии. Для этого потребуется около 250 тыс. евро. Размер капитала зависит от типа компании, которую регистрируют. Предприниматель может сначала переехать в страну по визе типа D, а затем зарегистрировать компанию. Или поручить ведение дел своему представителю в ФРГ.
Требования для иммиграции в качестве Freiberufler (сертифицированного специалиста) немного проще. Достаточно подтвердить профессиональную квалификацию и трудовой стаж для получения ВНЖ через бизнес. Инвестировать в экономику ФРГ не требуется.
Представителям свободных профессий (врачи, ученые, художники) для иммиграции через бизнес нужны:
- пакет документов на открытие визы тип D;
- подтверждение надежного источника дохода, который позволяет содержать себя;
- подтверждение знаний языка уровня B1;
- документы, подтверждающие уровень квалификации;
- трудовая книжка;
- резюме;
- рекомендательные письма от предыдущих работодателей;
- подробное описание планов работы.
Профессионалу (врачу, художнику) или сертифицированному специалисту (Freiberufler) также требуется:
- Нотариально заверить перевод всех своих документов на немецкий язык.
- Подать заявление на получение визы типа D в немецкое консульство.
- Дождаться результата рассмотрения.
- Получить визу и въехать в Германию.
- После переезда получить ВНЖ в Федеральном министерстве иностранных дел (занимает от нескольких недель до нескольких месяцев).
Требования к предприятию для получения бизнес визы
Бизнесмены получают вид на жительство по упрощенным условиям. Но для этого бизнес должен соответствовать трем условиям:
- отвечать немецким экономическим интересам или потребностям конкретного региона;
- положительно влиять на экономику государства в целом;
- финансирование должно обеспечиваться собственным капиталом или кредитными обязательствами.
Алгоритм действий бизнесмена похож на подготовку документов профессионалов. Только пакет документов будет другим. Главный документ — бизнес-план. Если компания уже существует и в Германии открывают филиал, то в пакет также входят:
- нотариально заверенный учредительный договор;
- текущая выписка из торгового реестра;
- список акционеров компании, если таковые имеются;
- трудовой договор с коммерческим директором, если таковой имеется;
- описание бизнес-идеи;
- другие документы по запросу экспертной группы.
Все документы переводятся на немецкий и заверяются нотариально, включая апостиль. Документы на визу D подаются лично в консульство Германии. В Федеральном министерстве иностранный дел оценивают жизнеспособность представленного бизнес-плана. Обращают внимание на деловой опыт заявителя и его достижения. Проверяют вложенную сумму инвестиций. Оценивают будущий вклад в экономику, инновации и другие параметры.
перейти к тесту
Эксперты будут более лояльны, если заявитель – выпускник немецкого ВУЗа или ученый, работающий в Германии. После рассмотрения пакета министерством (1-2 месяца) предпринимателю выдадут визу. Это начало иммиграции. Через 3 года предприниматель сможет подать заявление на ПМЖ, а через 6 лет на гражданство.
Особенности экспертной проверки документов предприятия:
- Прежде всего, бизнес-идею необходимо проверяют на соответствие требованиям Закона о проживании в Германии.
- Пакет документов о компании должен состоять из общего профиля компании, бизнес-плана, требований к капиталу и плана финансирования. Бизнес-идея от начала до получения результата должна излагаться последовательно. Чем последовательнее и подробнее, тем лучше. В случае недопонимания эксперты запрашивают дополнительные документы.
- После проверки содержания, бизнес-план согласовывают с Региональной торгово-промышленной палатой. При положительном заключении компанию регистрируют.
Регистрация компании в Германии
Если бизнесмен прибыл в Германию по долгосрочной визе и потом решил начать регистрацию своего бизнеса, то ему понадобится:
- Зарегистрировать адрес проживания. После первой в жизни регистрации выдается налоговый номер и свидетельство о регистрации плательщика налогов. Эти документы также нужны при регистрации фирмы.
- Открыть банковский счет. Не обязательно в немецком банке, но общаясь с банковским менеджером нужно акцентировать на том, что счет открывается для бизнеса. Некоторые банки позволяют открывать счета, которые одновременно используются как личные и корпоративные, но так бывает не всегда.
- Внести уставной капитал на открытый банковский счет.
- Зарегистрировать компанию в налоговой инспекции. Для этого потребуется заполнить специальную форму. Если это торговая компания, то потребуется получить лицензию и уплатить торговый налог. Стоимость регистрации компании в Германии составляет 400 евро.