Пенсия по старости в 2022 году
Что такое пенсия по старости
— Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, — объясняет Елена.
Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие: пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и так далее.
— Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, — указывает Воронина.
Таким образом, страховая пенсия по старости — самый распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.
Условия назначения пенсии по старости
По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.
1. Достижение возраста назначения пенсии.
— 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, — говорит Елена. — Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2022 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины — в 62 года.
Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах: они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно).
— Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью, медицинские, педагогические работники и другие. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для которых помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.
Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохраняется и в 2022 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины, родившиеся во второй половине 1965 года, и мужчины 1960-го.
2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.
Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а, например, в 2022 году нужен страховой стаж не менее 13 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например период ухода за ребенком:
— С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.
3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.
Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2022 году с учетом переходного периода ИПК составляет 23,4. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.
Пенсии в Японии: условия назначения, виды пенсий, размер
Добрый день, друзья! Меня всегда интересовал вопрос есть ли пенсии в Японии. Сейчас так много молодых людей уезжают в Японию и не факт, что они будут там жить до старости. И что же тогда? Куда пойдут взносы, которые уплачивались? Может ли получать японскую пенсию иностранец? Что из себя представляет пенсия в Японии по форме и содержанию? Время от времени я задавала вопросы о пенсии Фудзиту-сану, но то ли тема для него не интересная была, то ли я не находила правильных вопросов, но из наших разговоров я поняла только, что пенсии в Японии есть, их два вида — государственные/национальные и корпоративные и чем позже уходишь на пенсию, тем она выше.
Я долго не бралась за эту тему, полагая, что любая пенсионная система это очень сложное и запутанное законодательство. Поискав нужную информацию постараюсь в общих фразах рассказать о пенсионной системе Японии.
Япония, страна в которой самый высокий уровень продолжительности жизни, на 2016 год она составила 83,98 года. Традиционно женщины живут дольше мужчин, средний возраст составляет — 86,83 года и это 1-е место в мире, средняя продолжительность жизни мужчин в Японии составляет 80,5 года (3-е место в мире). При такой высокой продолжительности жизни, на пенсию по старости японцы уходят относительно рано в 65 лет мужчины и женщины. Соответственно финансовая нагрузка на пенсионную систему Японии очень велика и вызывает озабоченность правительства и населения. Уже сейчас каждый четвертый житель Японии — это пожилой человек старше 65 лет.
Старение общества – это явление, с которым в той или иной мере сталкиваются многие страны мира, однако Япония отличается не только масштабом доли пожилого населения, но и темпами старения общества. Существуют такая терминология как “стареющее общество ” и «старое общество». Если в стране более 7% население старше 65-летнего (пенсионного) возраста, такое общество называют стареющим, если же этот показатель превышает 14%, то это уже «старое общество». В Японии соотношение лиц старше 65 лет к общему количеству населения составляет 25,9%. И путь от стареющего общества к старому обществу Япония прошла за рекордно короткий срок — 24 года, с 1970 по 1994 год.
Поэтому на сегодняшний день пенсионная система в Японии постоянно находится в процессе изменений, позволяющих с меньшими издержками подойти к тому времени, когда пожилая часть общества по численности начнет преобладать над молодой трудоспособной частью населения. На сегодняшний день в Японии 24 млн. человек старше 65 лет, в год эта цифра увеличивается приблизительно на 600 тысяч человек. Людей же трудоспособного возраста, производящих выплаты в пенсионный фонд — 69,5 млн. человек, в 2050 году цифра уменьшится до 45,3 млн. человек. То есть если сейчас на одного пенсионера приходится около 3-х работающих, то в 2050 году количество трудоспособного населения сократится до 1,5 человек.
На кого распространяется пенсионная система Японии?
Любой проживающий и работающий в Японии человек, независимо от гражданства и национальности должен быть включен в государственную пенсионную систему. Это означает, что все лица от 20 до 59 лет обязаны вступить в государственное страхование и платить взносы.
Может ли иностранец отказаться от уплаты страховых взносов? — Нет. Это обязанность, каждого, проживающего в Японии. Если не путаю, то даже приезжая на учебу в языковую школу, удерживаются страховые взносы с учащихся. Инвалиды и безработные могут каждый год подавать заявление в местный муниципалитет на снижение размера страховых взносов.
Уплата взносов для формирования национальной пенсии обязательна и не зависит от факта работы. Впервые Национальная пенсия была учреждена в 1961 году для самозанятого и неработающего населения. Граждане самостоятельно вносили фиксированные платежи для формирования своей будущей пенсии. На первых порах взносы были незначительны по сумме, с постепенным повышением и для заинтересованности населения софинансировались государством. В этом же 1961 году была добавлена ещё одна категория — супруги, находящие на иждивении полностью занятых работников. С 1986 года их участие в национальной системе стала обязательным с определенными особенностями о которых будет сказано ниже.
Возраст выхода на пенсию в Японии
До 2001 года пенсионный возраст в Японии составлял 60 лет, затем возраст выхода на пенсию стал увеличиваться на 1 год каждые 3 года и в 2013 году достиг 65-ти лет.
Выплата пенсии может начаться и в 60 лет, в этом случае её размер составит лишь 70% от причитающейся суммы. В 65 лет пенсия устанавливается в размере 100% и при выходе на пенсию в 70 лет пенсия составит 142% от установленной величины, при этом установление пенсии в 70 лет обязательно. То есть у японцев есть выбор уйти на пенсию в 60 лет или в 70.
Какой размер страховых взносов перечисляется для формирования пенсии в Японии
Страховые взносы перечисляются ежемесячно, а суммы зависят от категории работника.
- Самозанятые люди, студенты, фермеры в возрасте от 20 до 59 лет, уплачивали взнос от 14 660 иен в месяц. С каждым годом взнос увеличивался на 280 иен и в конечном итоге будет составлять 16 900¥. В 2018 этот взнос составил — 16 340 ¥. Данная категория граждан должна самостоятельно обратиться в пенсионный отдел муниципалитета по месту жительства и пройти процедуру вступления в государственное страхование.
- Сотрудники, работающие в компаниях, на предприятиях выплачивают 15,704% от месячной заработной платы. Этот взнос оплачивается как работодателем, так и лично работником 50/50 и для каждой из сторон составляет чуть меньше 8%. При этом суммы взносов идут как в национальный пенсионный фонд, так и в виде субсидий для компании. Процедура вступления в государственное страхование осуществляется работодателем, им же производится удержание взносов из заработной платы и перечисление в фонд.
- Для работников государственного сектора и школьных учителей ежемесячный взнос варьируется от 12,2 до 15,1%, оплачивается так же 50/50, при этом часть взносов перечисляется в пенсионный фонд, а часть в фонд взаимопомощи. Вступление в правоотношения производятся аналогично, изложенному в пункте 2.
- Ещё одна существенная категория лиц, это супруги, находящиеся на иждивении граждан, вышеперечисленных во 2 и 3 пункте категорий. Супруги (не работающие члены семьи) освобождаются от уплаты взносов и в дальнейшем будут пенсионироваться за счет взносов работающего члена семьи. При этом их пенсия будет значительно ниже и выплачиваться будет только национальная пенсия. Процедура вступления в государственное страхование производится работодателем по месту работы супруга.
- В Японии много людей, работающих на почасовой работе и лиц, принятых на временные работы — государственная пенсия им может выплачиваться, при условии уплаты ежемесячных пенсионных взносов, но для формирования трудовой части пенсии требуется определенный среднегодовой уровень дохода и выработка часов, не менее 30 часо в в неделю.
Какая пенсия в Японии? Виды пенсий
На что можно рассчитывать, на какую сумму ежемесячного содержания, уйдя на пенсию? Ясно, что всё очень индивидуально и зависит от продолжительности стажа, размера заработной платы из которой удерживались взносы. Но если брать средние цифры, то:
Первый уровень — национальная пенсия, доступен всем, но выплачивается только при условии уплаты взносов не менее чем в течение 25 лет. Выплата этой пенсии производится в фиксированном размере и зависит от времени, в течение которого производилась уплата взносов.
В полном объёме выплачивается пенсия, если период выплаты взносов составил не менее 40 лет. Размер национальной полной пенсии составляет 66 000¥, что составляет примерно 15% от средней зарплаты в Японии. Национальная пенсия индексируется в зависимости от уровня инфляции. Кроме этого часть выплат национальной пенсии покрываются за счет государства.
Если рассмотреть граждан, работающих в частном секторе и его неработающего супруга, при продолжительности периода работы в 40 лет, их семейный ежемесячный совокупный доход составит 232 000 иен.
Гражданин, трудившийся 40 лет (не самозанятое население) может рассчитывать на пенсию по старости в размере 180 000 иен. У женщин пенсия как правило вполовину меньше, но это связано с тем, что многие женщины прекращают работу после рождения ребёнка либо работают неполный день.
В Японии предусмотрены следующие виды пенсий:
- пенсия по старости
- пенсия по инвалидности
- пенсия по потери кормильца
- единовременная выплата в случае смерти
Существует ещё один вид пенсионного обеспечения в Японии это корпоративные и индивидуальные пенсионные планы. Как правило, это единовременная выплата, в заранее установленном размере, выплачивается при выходе на пенсию. При стаже работы 20 и более лет такая выплата составляет 10-12 годовых доходов данного работника и составляет в среднем 25 млн. ¥. Такой схеме придерживаются приблизительно 85% работодателей Японии.
Виды пенсионной системы в Японии
Существует 3 типа пенсионных взаимоотношений, в которые должны вступить все работающие в Японии независимо постоянная эта работа или временная. Пенсия по старости состоит из двух частей 国民年金 / Kokumin nenkin базовая национальная пенсия и 厚生年金 / Kōsei nenkin, трудовая часть пенсии.
- Базовая национальная пенсия 国民年金 / Kokumin nenkin/ национальный пенсионный план . Выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, независимо от того работали они или нет, но при условии обязательного ежемесячного перечисления пенсионных взносов. Как правило эту часть пенсии получают люди у которых был собственный бизнес. Этот же вид пенсии распространяется и на иностранцев, работающих в Японии. При возвращении домой часть пенсионных взносов может быть возвращена (но об этом ниже).
- Трудовая часть пенсии 厚生年金 / Kōsei nenkin/ план пенсионного страхования работника устанавливается лицам, кто работал на наёмной работе и получал заработную плату из которой удерживались пенсионные взносы. Трудовая часть плюсуется с базовой национальной пенсией. При этом выше было сказано, что работающие граждане делятся на две части: работающие в частных компаниях/ косэй нэнкин и в государственных/ муниципальных (в том числе учителя) учреждениях/ кёсэй нэнкин. С учетом того, что процент пенсионных взносов у них разный, в конечном итоге и размер пенсии у них так же разный.
Итак, из сказанного следует, что лица, на которых распространяется пенсионная система Kōsei nenkin, в течении своей жизни платят больше пенсионных налогов, но и пенсия у них гораздо выше.
Иностранец, уплачивающий страховые взносы по системе косэй нэнкин может рассчитывать в случае выезда из Японии на частичный возврат денег в единовременном порядке. Для этого следует обратиться в районные отделения системы государственного страхования.
После регистрации в системе государственного страхования выдаётся 年金 手 帳 / Nenkin-techō — пенсионная книжка. С этого момента её следует хранить, так как она понадобится в момент, когда придется решать вопрос об установлении или выплате пенсии. Конечно, при утере её восстановят, но рекомендуют всё же иметь оригинал. В случае утери пенсионной книжки необходимо незамедлительно её восстановить либо обратившись в муниципалитет (категория граждан, указанная в пункте 1), либо обратиться к своему работодателю (категория лиц, указанная в пункте 2,3)
Каким образом оплачиваются страховые взносы?
В Японии финансовый год начинается 1 апреля. В это время граждане трудоспособного возраста получают конверты полные национальных пенсионных счетов. Платежи могут быть помесячные или поквартальные. Оплата страховых взносов производится на почте, в магазинах или в банке. Оплаченные квитанции следует сохранять.
Иногда компании, чтобы избежать расходов по уплате страховых взносов могут принимать на работу на неполный рабочий день, Дело в том, что если наёмный работник работает 75% и выше от полной занятости, то работодатель обязан оплачивать 50% обязательных платежей работника. Если же при 40 часовой рабочей неделе на работу примут на 29,5 часа или меньше, то в этом случае пенсия формируется только за счет самого работника. По факту получается, что ежемесячные платежи работнику приходится оплачивать в большем объёме, а пенсию в итоге такой работник будет получать значительно меньше.
Аналогичная ситуация может возникнуть, когда работник принимается на две отдельные работы, открывая при этом два отдельных счета для перечисления заработной платы. В этом случае взносы придется платить с двух зарплат, при этом работодатель устраняется от своей части платежей.
Надежна ли японская пенсионная система?
Как уже писалась выше, что в Японии большие проблемы: общество быстрыми темпами стареет, процент трудоспособного населения стремительно уменьшается, поэтому и пенсионная система находится в состоянии постоянного изменения. Сначала был увеличен пенсионный возраст, далее увеличиваются обязательные фиксированные пенсионные платежи в национальный пенсионный план и процент перечисления страховых пенсий в плане пенсионного страхования работника. Постепенно уменьшается процентное отношение размера пенсии к заработной плате. Ранее оно составляло 60%, но постепенно снижается. Правительство Японии обещает, что цифра не должна опустится менее 50%.
Ведутся разговоры об увеличении пенсионного возраста (обязательного) до 70 лет, так как сегодняшнее поколение пенсионеров готово продолжать трудовую деятельность и после 65 лет.
На веб.сайте японского правительства можно получить официальную информацию об условиях пенсионного обеспечения, в том числе и на русском языке.
Как иностранцу оформить пенсию в Японии
Иностранец, уплачивающий взносы в систему национальной пенсии при выезде из страны может получить единовременно выплату, но не более чем за 3 года, либо может оставить деньги в фонде Японии для последующего их использования в случае выхода на пенсию. Накопленные средства в этом случае могут быть использовано только в случае если между странами заключено соответствующее соглашение. На сегодняшний день Япония имеет международные договоры в области пенсионного обеспечения с 18 странами , России в этом списке нет.
Сумма страховых взносов, уплаченная по системе косэй нэнкин (проще говоря трудовая часть пенсии) тоже может быть востребована при выезде из страны.
Здесь надо запомнить следующее:
- если резидент, проживал в Японии и уплачивал взносы на пенсионное обеспечение менее 3-х лет, то при выезде из страны он может претендовать на полное возмещение своих (и перечисленных работодателем) средств, такие средства можно получить не позднее 2-х лет с даты выезда из Японии.
- если срок проживания от 3-х до 9-ти лет, то при выезде можно рассчитывать только на суммы перечисленных взносов за последние 3 года, такие средства можно получить не позднее 2-х лет после выезда из Японии
- если же иностранец прожил в Японии, работал полный рабочий день и платил взносы в пенсионную систему 10 лет и более, то при выезде из страны ему единовременная сумма не выплачивается. Остаётся только 2 способа получить пенсионные выплаты: если он проживает в одной из 18 стран, с которыми заключены международные соглашения, то средства можно перевести в пенсионный фонд своей страны. Если такого соглашения нет, то придётся дождаться пенсионного возраста и обратиться за установлением пенсии. Японская пенсия в этом случае может быть установлена независимо от того где будет проживать иностранец на день достижения пенсионного возраста.
Получить единовременную пенсионную выплату можно только после выезда из Японии. Для этого необходимо оставить доверенное лицо в Японии, который сможет от лица доверителя заполнить все необходимые документы.
Можно и самостоятельно перед выездом обратиться за оформлением выплаты, предоставив номер счета, оформленного в своей стране. Выплата будет произведена только после того, как вернетесь домой. Второй вариант по времени длительнее.
На официальном сайте Пенсионного фонда Японии можно узнать порядок обращения за пенсией, в том числе за единовременной выплатой, там же получить необходимые бланки.
Адрес: Japan Pension Service, 3-5-24, Takaido-nishi,
Suginami-ku, Tokyo 168 8505 Japan
Самые опасные аэропорты мира
Зачастую аэропорты находятся вдалеке от жилых домов и мест массовых скоплений людей. Но существуют опасные аэропорты мира, которые могут располагаться в опасном месте. Каков топ самых опасных аэропортов мира в 2022 году, какие аэропорты России, Америки, других стран находятся в безопасных и опасных зонах?
Аэропорт Кота-Кинабалу, Малайзия
Как определить уровень опасности аэродрома
- В аэропортах бывает сложный ландшафт. Именно это является первым признаком возможности угрозы для людей и авиатранспорта. Безопасные посадки самолета возможны только на ровной поверхности. Но это не самая большая проблема.
- Если рядом с аэропортами находятся горные массивы или вулканические источники, то они считаются опасными. Такое опасное расположение аэродрома чревато гибелью многих людей.
- Угроза для жизни экипажа самолета может быть, если в аэропорту взлетно-посадочная полоса находится на слишком коротком либо узком отрезке. В аэропорту ее могли так построить, если другие варианты отсутствовали.
- Разрастание города либо соседних городов — это еще одна причина опасности аэродрома. А также такой причиной может стать город, рядом с которым идет масштабное строительство. Например, город Ростов-на-Дону в последние годы разросся очень быстро, это послужило тому, что аэродром там стал опасен.
Некоторые самые опасные аэропорты мира имеют сразу несколько из этих параметров.
Самый безопасный способ перелета заключается в выборе аэродрома, который не входит в список 10 самых опасных аэропортов мира.
10 самых опасных аэропортов мира
-
- Центральная Америка не стала страной-исключением, в которой все аэропорты безопасны. В Лос-Анджелесе располагается международный аэропорт, в котором регулярно проводятся учения для пилотов. Считается, что если они легко справляются с работой там, то в других местах посадить самолет им будет очень просто.
- Сен-Мартен (Принцесса Юлиана) — это место посадки самолетов на одноименном острове. Опасным оно считается потому, что взлетно-посадочная полоса практически примыкает к морю. Это означает то, что над головами отдыхающих у моря туристов ежедневно пролетают авиалайнеры. Это очень пугающее явление.
Международный аэропорт Принцессы Юлианы на острове Сен-Мартен (Карибы)
Взлетно-посадочная полоса Аэродрома «Гюстав III»
Барра-уникальный аэропорт с песчаными взлётно-посадочными полосами
Аэропорт Лукла в Непале
Аэропорт Санта-Катарина в Португалии
Была проделана работа, в результате которой более 150 столбов длиной более 60 метров поддерживали строение — продолжение взлетно-посадочной полосы. Из-за высокой турбулентности данная полоса считается самой опасной в мире.
Аэродром Тонконтин в Гондурасе принимает не только гражданские, но и военные воздушные судна. Тонконтин считается международным посадочным местом. Взлетно-посадочная полоса там очень короткая, менее 1850 метров. Опасность Тонконтина также заключается в его близком расположении к горным массивам. В истории было зафиксировано 2 случая масштабной авиакатострофы на территории Тонконтина.Аэропорт Тонконтин в Тегусигальпа
Международный аэропорт Кансай, Япония
Небезопасные аэродромы в развитых странах мира
-
- Австрийский Кранебиттен. Это место для посадки авиалайнеров ежегодно привлекает тысячи туристов, желающих покататься на коньках в Альпах. В чем заключается угроза? Заход на посадку здесь довольно живописен для пассажиров самолета и довольно труден для пилотов. Так как Кранебиттен построен в горной местности, для захода на посадку самолет должен сделать вокруг гор немало кругов, постепенно снижая высоту. Это осуществляется нелегко, ведь пилоты здесь вынуждены бороться с сильными ветрами.
Международный аэропорт Инсбрука Кранебиттен — крупнейший аэропорт в Тироле (Западная Австрия)
Аэропорт Паро в Брутане является небезопасным за счет своего географического расположения
Международный аэропорт Веллингтон, Новая Зеландия
Аэропорт Скиатос в Греции
Неправильная посадка самолета может привести к тому, что он затонет вместе с людьми. Ну а любителям экстрима очень нравится наблюдать за тем, как происходит посадка самолетов на такой короткой и в то же время опасной взлетно-посадочной полосе. Были зафиксированы случаи, когда во время разгона лайнера по взлетно-посадочной полосе опрокидывались рядом стоящие автомобили.
- Айс Ранвей в Антарктиде. Особенностью и главной опасностью в Айс Ранвее является то, что взлетно-посадочная полоса здесь всегда покрыта льдом. Более того, погодные условия здесь часто непредсказуемые. Для того чтобы максимально упростить пилотам задачу, местные рабочие ежедневно ухаживают за ледяной взлетно-посадочной полосой, подбрасывая на нее снег. Если лед здесь начинает таять, то самолеты направляют в другие аэродромы.
- Топ-10 экстремальных аэропортов планеты
- Другие опасные аэропорты
- Хуанчо, Саба
- Густав III, Сен-Барт
- Барра, Шотландия
- Конгоньяс, Бразилия
- Тонконтин, Гондурас
- Сен-Мартен, Нидерланды. Этот аэропорт оборудован взлетной полосой, которая вплотную прилегает к пляжу Махо и берегу Карибского моря. Посадка осуществляется прямо над толпами зрителей, которые здесь постоянно из-за возможности наблюдать в непосредственной близости за приземлением техники.
аэропорт Айс Ранвей в Антарктиде
Опасные аэропорты всегда будут доставлять туристам массу беспокойств, но если избежать присутствия в них нельзя, то остается лишь надеяться на лучшее. Не стоит напрасно нервничать, ведь по статистике авиакатастрофы случаются довольно редко.
Предлагаем Вам ознакомиться как пройти паспортный контроль и не заблудиться в аэропорту .
Аэродромы России, несущие угрозу
Россия имеет 6 угрожающих жизни людей аэродромов.
-
Самым опасным аэропортом в России считается аэропорт Адлера. Город его расположения — Сочи. Угрозу безопасного полета здесь можно объяснить плохими погодными условиями, а также невыгодным географическим расположением. С одной стороны Адлер окружают горы, а с другой — море. Степень риска возрастает за счет сильного потока центральных ветров. У пилота есть всего одна попытка посадить самолет на опасной взлетно-посадочной полосе этого аэродрома.
Аэропорт Сочи, г. Адлер является самым опасным в России
аэропорт в Иркутске
Аэропорт «Елизово» в городе Петропавловске-Камчатском.
Аэропорт на острове Итуруп. Ширина взлетно-посадочной полосы здесь около 40 метров. Это значительно затрудняет пилотам работу. А также опасным это место считается из-за близкого расположения к морю. Несмотря на современное обустройство данного аэродрома, в его полной безопасности приходится сомневаться.
Самые опасные аэропорты мира
У каждого человека отношение к самолетам отличается. Одни наслаждаются полетом, а других одна мысль об этом приводит в ужас и на это они идут только в случае крайней необходимости. Объединяет аэропутешествия одно – это чувство экстрима, а уж приятное оно или нет, зависит от личных предпочтений пассажира. Самые опасные аэропорты мира среди прочих аналогов известны тем, что крайне будоражат нервы при взлете и приземлении.
Топ-10 экстремальных аэропортов планеты
Рейтинг десяти международных аэроузлов, способных доставить наибольшее ощущение дискомфорта при полетах, встречается в разных вариациях. В одних классификациях упор делается на длину полос, а в других – на погодные условия. Однако наименования некоторых аэропортов упоминаются в каждом списке топ.
Примером наиболее экстремальных воздушных портов считают площадку, расположенную между вершин Гималаев на высоте 4,8 км. Подобные отзывы получила и вашингтонская платформа имени Рейгана. Это национальный воздушный причал, который буквально втиснут между местом сбора Минобороны США (Пентагон) и ЦРУ. Во избежание порчи стратегических объектов летчикам приходится применять все свои навыки.
Среди 10 самых опасных аэропортов мира:
-
Кансай, Япония. В 80-е годы прошлого столетия пассажиропоток международной гавани вырос настолько, что рейсов попросту не хватало на всех. Эту проблему японцы не смогли решить с помощью расширения порта, а потому его переместили на искусственно созданный из насыпи остров посреди моря. Этот инженерный проект признан выдающимся.Строительство обошлось государству в 15 млрд долларов, а затрачено на это было 10 млн часов труда людей. Но разработчики не учли, что Кансай начнет очень быстро погружаться под воду. В 94 г. остров уже на 50 см просел. Затем темпы сократили при помощи активных мер по борьбе с оседанием. Затраты на это составили еще миллиард долларов. Для клиентов эти действия остались незаметными, зато каждое приземление в море – настоящее испытание для них. Это один из самых опасных аэропортов планеты.
Мадейры, Португалия. Гористый остров известен креплеными винными напитками. Его неровная местность категорически не подходила для строительства воздушного порта, но нескончаемый поток любопытных туристов вынудил расширить гавань. Для увеличения площади и взлетно-посадочных полос инженеры нашли выход – возведение специальной эстакады. В результате длина трека увеличилась вдвое, благодаря чему комплекс имеет возможность обеспечить прием даже дальнемагистральным машинам. Однако пилотам нужно преодолеть несколько препятствий: гористый склон – с одной стороны, а океан – с другой. Взлетать и садиться нужно с платформы. В технологическом плане это изящное решение вопроса, но такая особенность сделала объект одним из самых опасных аэропортов мира топ 10.
Кранебиттен, Австрия. Каждый год тысячи поклонников лыжного спорта, прибывших для катания по Альпам зимой, принимает крупнейшая площадка Тироля. Еще до прибытия сюда, в полете, у пассажиров начинаются приключения. Кранебиттен – сложное место для посадки самолета, но и одно из самых живописных. Это долина возле гор, для приземления на которую пилоту нужно направлять воздушное судно по кругу, плавно снижая скорость и высоту. При переходе к снижению машина разворачивается на 180 градусов, а пилотам нередко требуется справляться с порывистыми альпийскими ветрами, так как в низине образуется тот же эффект, что и в аэродинамической трубе.
Сочи, Россия. Территория порта зажата между горами и берегом, а потому посадить судно возможно лишь со стороны воды, а осуществлять взлет в противоположном направлении. После преодоления дистанции в 4 км от полосы пилоту приходится приземлять машину, поскольку горная местность не позволит выйти самолету на второй круг. Эта задача усугубляется при плохих погодных условиях, характерных для России. Приближенность к морю и сильные порывы ветра требуют от пилота максимальной концентрации внимания в целях безопасности экипажа. Однако не всем это удается. В 2006 г. произошло крушение Airbus A320 из-за сложных метеоусловий.
Паро, Бутан. Если смотреть на фото единственного аэроузла Бутана, выявить даже малейшую опасность не получится, так как она таится в деталях. Экипажу приходится лавировать между гималайскими пятитысячниками в непосредственной близости, что немало шокирует пассажиров в момент приземления. Для взлета используется иная схема: набор высоты возможен только по спиралевидной траектории. Так продолжается до тех пор, пока судно не сможет подняться над горами, окружающими аэродром. Перелеты на международном аэропорте происходят исключительно в дневное время, а требуемыми навыками для осуществления стремительных маневров обладают немногие пилоты.
Лукла, Непал. В расположенном около Бутана государстве Непал тоже есть экстремальный порт. Он гораздо меньше, но эмоции от прибытия сюда еще сильнее. Эти небесные врата Эвереста ближе всех прочих к вершине мира. К услугам площадки постоянно прибегают профессиональные альпинисты и обычные путешественники, стремящиеся забраться на самую высокую точку земного шара. Для прибытия сюда самолету приходится лавировать между гималайскими хребтами, а посадка осуществляется на ВВП, имеющую наклон. Она из поперечных границ полосы упирается в трехкилометровую гору, а другая сосредоточена на самом краю обрыва. Протяженность пути 527 метров, что не дает пилоту права на ошибку.
Матекане, Лесото. Здесь ВВП еще меньше – всего 416 метров. Она располагается на границе горного ущелья. Высота площадки 2,3 км, поэтому до взлета самолет опускается на 600 метров, словно падая в пропасть. Поднять машину в воздух можно только по направлению ветра и под гору.
Впечатляющие фото и ощущение адреналина каждой клеточкой кожи от полетов многотонных машин в нескольких метрах гарантированы. При взлете ударная волна сбивает отдыхающих с ног, а иногда и угрожает здоровью.
На видео можно посмотреть приземление самолета в аэрокомплексе Сен-Марсен.
Другие опасные аэропорты
Несмотря на новейшие технологии, используемые современными аэроузлами, которые позволяют экипажам приземляться автоматически, ряд факторов создают серьезные трудности. С ними приходится справляться пилотам. Чаще сюда относят рисковое местоположение, малую протяженность посадочного трека и природные особенности.
Хуанчо, Саба
Комплекс находится на острове Саба в Нидерландах в Карибском бассейне. ВВП этого порта не превышают 400 метров. Конец полосы врезается в морские воды. По причине большого риска официальный статус аэропорта закрытый, однако, иногда управляющий состав гражданской авиации делает исключения.
Экипаж должен полностью сосредоточиться для произведения посадки, так как неправильный подсчет может стать причиной гибели всех пассажиров. Вероятность срыва судна в пропасть очень высока. Большинство пилотов отказывается пользоваться площадкой, в том числе и профессионалы, предпочитая более безопасные аналоги. Маневрирование при взлете и посадке достаточно трудны даже для небольших машин. Опасность является причиной снижения потока приезжих, хоть этот райский уголок и славится своей красотой и уединением.
Густав III, Сен-Барт
Площадка для авиаперелетов расположена на территории острова в Карибском море. Она названа в память о короле Швеции, купившего Сен-Барт у французов. В 78 г. XVIII века остров перепродали. Особенность порта – короткая ВВП, приемлемая для посадки только небольших самолетов, максимальная вместительность экипажа составляет 20 пассажиров. Узел начинается у склона и достигает пляжа. Взлет происходит прямо над загорающими здесь людьми, поэтому назвать аэропорт безопасным нельзя.
Барра, Шотландия
Воздушный причал международного класса осуществляет авиаперевозки на западных шотландских островах. Это единственный порт, использующий пляж в качестве взлетно-посадочной полосы. Бронирование полетов производится заранее, так как зону приземления заливает водой во время приливов.
Конгоньяс, Бразилия
Аэрокомплекс находится на втором месте по загруженности среди бразильских аэропортов. Площадка расположена в южной центральной части Сан-Паулу. Открытие воздушной пристани произошло в 1936 г., позднее здесь случились 2 аварии – в 1996 и 2007 гг. Первое происшествие было вызвано неисправностями самолета механического характера. Во втором случае машина врезалась в топливный склад в результате выхода за пределы ВВП, что стало причиной смерти 199 человек.
Тонконтин, Гондурас
Аэробаза обслуживает военные и гражданские самолеты. Ее полоса гораздо короче стандартных треков международных аэродромов. Она составляет 1 км 863 м. Территория порта очень тесно прилегает к гористым склонам. На счету воздушной гавани тоже 2 катастрофы. В общей сложности погибли 12 пассажиров, а 7 были ранены.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
10 самых опасных аэропортов мира
Как бы ни пытались ученые и статистика убедить нас, что самолет – самый безопасный способ путешествовать, в глубине души каждый, наверное, слегка побаивается. Если вы страдаете аэрофобией, этот список не для вас.
Легкий страх может запросто перерасти в панический ужас, если вам предстоит приземлиться на одном из 10 самых опасных аэропортов мира, видео которых мы и предлагаем вам посмотреть.
Конгоньяс (Бразилия)
Сан-Паулу. Естественно, столь крупный населенный пункт не мог обойтись без аэропорта, но построить его в самом центре города — это, пожалуй, слегка перебор. Любое неосторожное движение пилота может привести к, в буквальном смысле, катастрофическим последствиям.
Открывшись в 1936 году, этот опасный воздушный узел длительное время был международным, но сейчас он обслуживает только внутренние рейсы. Не считая мелких инцидентов, здесь произошло две серьезные аварии. В 1996 году это случилось из-за технической неисправности, а в 2007 пилот промахнулся мимо посадочной полосы и врезался а административное здание своей же авиакомпании, что привело к гибели 199 человек.
Барра (Шотландия)
Расположенный на Внешних Гебридских островах, аэропорт интересен тем, что в мире он является единственным, где в качестве взлетного трека используется пляж. Самолеты садятся на песок, где якобы расположены три полосы, хотя на видео одного из самых опасных аэропортов мира кажется, что они приземляются просто где придется.
Аэропорт сертифицирован только для дневного обслуживания, но часто случаются экстренные ночные посадки. Можете представить себе это зрелище: приземление на отрезок песка, освещенный всего несколькими переносными фонариками.
Чубу (Япония)
Этот аэровокзал считается одним из современнейших в мире и крупнейшим в Японии. Опасность в том, что он построен на крошечном искусственном островке в заливе Исэ, вблизи города Токонамэ. Он обслуживает как внутренние, так и международные рейсы. Наверняка у всех пассажиров при посадке в головах единственная мысль: «эх, только бы не промахнуться и не оказаться в воде».
Куршевель (Франция)
Всемирно известный горнолыжный курорт обладает одним из самых опасных аэропортов мира, видео которого может надолго отбить желание не только летать, но и кататься на лыжах.
Размеры его взлетной полосы — 545 на 40 метров. К тому же, она имеет перепад по высоте в 18,5%. Определенно, если вы боитесь и летать, и высоты, то не отдыхать вам в Куршавеле.
Неудивительно, что аэропорт, в основном, принимает лишь вертолеты и небольшие частные самолеты, пилоты которых должны обладать большим опытом, чтобы сманеврировать в таких экстремальных условиях.
Мадейра (Португалия)
Этот самый опасный аэропорт в Европе расположен в скалах между Атлантическим океаном и горами. Его трек – один из наиболее сложных на планете, в основном, из-за турбулентности, вызванной постоянными ветрами, часто превышающими 10 м/с.
Пилоты должны иметь специальную лицензию для работы в этом аэропорту, а к ночным посадкам и взлетам допускаются только те, кто обладает достаточным опытом дневных маневров.
Гибралтар (Великобритания)
Считается вторым по сложности аэропортом в Европе (после Мадейры) и одним из самых опасных в мире. Небольшая посадочная полоса (всего 1800 метров) расположена между городом Гибралтар и горами. Кроме того, она пересекает оживленную дорогу, которую перекрывают перед каждым взлетом и посадкой.
Пикантности придает еще и то, что аэропорт расположен на перешейке, являющимся частью британской территории, однако периодически оспаривается Испанией, у границ которой он обустроился.
Сан-Бартоломе (Франция)
Известный также как аэропорт Густав III, он расположен на карибском острове с одноименным названием и принадлежит Франции. Короткая взлетная полоса начинается на склоне и заканчивается на пляже. Таким образом, едва успев разогнаться, самолеты взлетают прямо над головами загорающих туристов. Повсеместно расставлены знаки, запрещающие находиться напротив взлетно-посадочной полосы, но кто ж их читает. А зря. И следующее видео – прямое тому доказательство.
Принцесса Юлиана (Карибы)
Здесь похожая ситуация. Короткая посадочная полоса, торец которой упирается в общественный пляж. Разница в том, что это полноценный международный аэроузел, который принимает большегрузные самолеты, как Боинг 747, например. Туристы-экстремалы, находящиеся на пляже во время взлета или посадки, могут наблюдать пролетающие в 15-20 метрах над головой самолеты, но сами рискуют улететь в море из-за работы мощных турбин.
Матекане (Лесото)
Этот опасный африканский аэропорт имеет одну из самых экстремальных ВПП в мире. Мало того, что ее длина всего 400 метров, так еще и заканчивается она обрывом 600-метровой глубины.
Как правило, здесь садятся представители международных гуманитарных организаций и врачи, для оказания помощи в отдаленных районах Африки.
Поля Пегаса (Антарктида)
Последний из самых опасных аэропортов мира, видео которого мы предлагаем посмотреть, используется преимущественно для обслуживания полярной станции Мак-Мердо. Посадка здесь происходит прямо на лед, который круглый год способен выдержать многотонные нагрузки.
Именно здесь, в 2008 году, самолет ВВС США первым успешно совершил посадку в Антарктиде, используя приборы ночного видения. До этого, в темное время суток воздушный транспорт использовался лишь в экстренных случаях, а для освещения взлетно-посадочной полосы использовали зажженные бочки с горючим.
Топ 10 самых опасных аэропортов мира
Представление обычного пассажира об аэропорте – огромный терминал, бетонная взлетная полоса, уходящая к горизонту, и разноцветные самолеты на ней. Даже те, кто много летает, могут не подозревать, что аэродромы бывают опасными и их боятся даже опытные пилоты. Например, взлетная полоса засыпана песком или покрыта льдом. Сам аэродром расположился на плоском пятачке ровной земли между двумя обрывами или прямо в море на сваях. В статье представляем рейтинг 10 самых опасных аэропортов мира.
10. Аэропорт Бамда (Тибет, Китай)
Аэродром, построенный в 1994 году, расположен в округе Чамдо. Бамда занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый высоко расположенный аэропорт в мире, 4334 м над уровнем моря. На такой высоте давление воздуха 60% от нормального. Люди испытывают кислородное голодание, и техника тоже работает на пределе возможностей.
Скорость отрыва (скорость, при которой самолет может взлететь) при низком давлении значительно больше нормальной. Чтобы самолет успел набрать такую скорость, взлетная полоса тоже должна быть длиннее, чем на обычных аэродромах. Полоса была построена, её длина – 5500 м – стала рекордной среди всех аэродромов Китая.
Кандидаты на работу в этом месте проходят строгий отбор не только по профессиональным качествам, но и по здоровью.
9. Аэродром Нарсарсуак (Гренландия)
Когда его строили в 1941 году, это была военная база США. Сейчас он гражданский. Только этот аэропорт международного класса на юге страны способен принимать большие современные самолеты.
Нарсарсуак – типичный пересадочный аэровокзал. Прилетающие сюда издалека на больших лайнерах пассажиры улетают дальше в свои пункты назначения уже на маленьких самолётах.
Длина его взлетно-посадочной полосы (ВПП) всего 1850 м, при определенных погодных условиях этого может оказаться недостаточно. Климат этого места определяется находящимися рядом горами и фиордом. Неблагоприятный фактор – повышенная турбулентность воздуха.
Аэропорт всегда был убыточным, в последние годы положение только обострилось. Хотя уже выбрано место для нового аэродрома, вопрос о закрытии бывшей военной базы пока не стоит.
8. Аэропорт Куршавель (Франция)
Аэропорт знаком многим любителям горных лыж, ведь он – воздушные ворота одноименного курорта, самый быстрый способ попасть туда. Он окружен горами, высота 2000 м над уровнем моря. Здесь очень опасная наклонная (18.5 градсуов) взлетная полоса протяженностью 525 м. Она не имеет курсоглиссадной системы (КГС), радионавигационного оборудования, необходимого для посадки по приборам. В результате в плохую погоду аэропорт становится слишком опасным и просто закрывается.
7. Аэропорт Паро (Бутан)
Бутан – маленькое государство в Гималаях, быстро добраться туда получится только воздушным путем. Но вас ожидает опасное приземление на аэродром Паро. Он расположен довольно высоко (2237 м над уровнем моря), вокруг горы с высотами до 5500 м. При посадке самолету приходится буквально пробираться между хребтами, взлёт тоже сопряжен с трудностями из-за повышенной турбулентности воздуха.
Летчиков, получивших разрешение садиться на этот аэродром, всего 8. Это люди со стальными нервами.
6. Международный аэропорт Гибралтар
Крохотное государство (кстати, бывшая военная база Великобритании) видно в иллюминатор самолета целиком. Места действительно мало (6.5 кв. км), и взлетная полоса частично идет по насыпи, окруженной морем. А потом пересекается с автомобильной трассой. Перекресток регулируется светофорами. Нет, самолётам не приходится останавливаться на красный свет. Зато машины и пешеходы стоят, пока идет взлёт или посадка. Местным всё это давно привычно, а приезжие восхищенно глядят на проносящиеся мимо самолёты.
Аэропорт стал гражданским в 2003 году. Никаких инцидентов, связанных с таким необычным устройством аэропорта Гибралтар, зафиксировано не было, спокойно прилетайте сюда.
5. Международный аэропорт Криштиану Роналду (Португалия, Мадейра)
Открытый в 1964 году аэропорт с 2016 года носит имя человека, которого там (а может и во всём остальном мире) знает каждый. В 1977 году из-за слишком короткой ВПП (1600 м) самолет при посадке не успел затормозить и столкнулся со скалой, 131 человек погибли. А вскоре другая авария (самолет не долетел и сел на воду) унесла 31 жизнь.
Начались работы по удлинению взлетной полосы, на первом этапе до 1800 м, а потом до 2777 м. Это была задача исключительной технической трудности. Значительная часть новой взлетной полосы проходит по железобетонной эстакаде из 180 опор высотой до 50 м.
Теперь аэропорт Криштиану Роналду полностью безопасен, он четвертый по трафику в Португалии.
4. Взлетно-посадочная полоса Матекане (Лесото)
Матекане – это ВПП длиной 400 м, обрывающаяся в глубокое ущелье. Впрочем, для Африки это еще не худший вариант. Предполагалось, что самолёт как в известном кинофильме – немного разгонится, при падении в пропасть наберет нужную скорость и в последний момент всё-таки полетит.
До 2009 года, когда Матекане всё-таки закрыли, сюда прилетали самолеты – не только местного сообщения, но и из соседних государств. Сейчас взлетка полоса открыта для маленьких самолетов частной авиации, которые чувствуют себя там вполне комфортно.
3. Аэропорт Принцессы Юлианы (Синт-Мартен)
Остров Святого Мартина на Карибах разделен пополам между Францией (о. Сен-Мартен) и Голландией. Взлетная полоса (2300 м) аэропорта Принцессы Юлианы на голландской территории начинается всего в 50 м от местного пляжа Махо.
Садящиеся авиалайнеры пролетают всего в 10 м над пляжем. Люди массово собираются здесь, чтобы сделать сэлфи с низко летящим самолетом, несмотря на предупреждение об опасности. В 1977 году туристку из Новой Зеландии, держащуюся за ограждение аэропорта, сдуло воздушным потоком от двигателей взлетающего Боинга-737, и она погибла.
Опасность подстерегает здесь и самолеты – скала прямо по курсу, так что пилотам не приходится расслабляться.
2. Аэропорт имени Тенцинга и Хиллари (Непал)
Это единственный аэропорт рядом с Эверестом, отсюда (2860 м над уровнем моря) начинаются многие экспедиции восходителей. В 2008 году он получил имя первых альпинистов, побывавших на Эвересте – Тенцинга Норгея и Эдмунда Хиллари.
Низкая облачность и постоянный ветер – причина частого закрытия аэропорта. Если повезет с погодой, вертолет доставит туристов прямо в Базовый лагерь у подножия Эвереста на высоте 6000 м.
Взлетная полоса имеет большой уклон, разница по высоте 60 м на 527 м длины, один конец обрывается в пропасть, другой упирается в гору. Поэтому самолеты взлетают в ту же сторону, откуда садятся.
Посадку осложняет и горный рельеф. Пилоты не имеют возможности пользоваться приборами и садятся вручную, визуально контролируя положение самолета. Сюда разрешается летать только опытным лётчикам, прошедшим особую подготовку под руководством инструкторов.
Сейчас попасть в это место можно только на частном или военном самолёте.
1. Аэропорт Хуанчо-Ираускин (остров Саба, Нидерланды)
Аэропорт Хуанчо-Ираускин – самый опасный в мире. Небольшой остров Саба, вершина подводного вулкана, находится в Карибском море недалеко от острова Святого Мартина и тоже относится к Карибским Нидерландам. Круто уходящие под воду берега не позволяют построить здесь защищенную гавань для безопасного подхода судов.
Министр финансов Нидерладов, чье имя носит аэропорт, посетил остров в начале 60-х годов. Во время опасной швартовки у отвесного берега он дал клятву построить здесь аэропорт, если всё пройдет хорошо. Своё обещание он сдержал, в 1963 году строительство было закончено.
Аэропорт Хуанчо-Ираускин имеет самую короткую и опасную взлетно-посадочную полосу в мире для международных аэропортов, всего 396 м. Начало и конец ВПП круто обрываются. Осложняет движение самолетов и сильный ветер переменных направлений.
Летать сюда разрешено моделям самолетов, специально разработанным для коротких взлетных полос (КВП, или STOL, Short take-off and landing). Например, Britten-Norman BN-2 Islander или Viking Air DHC-6 Twin Otter. Частные рейсы сюда строго запрещены. Аэродром полностью закрыт для реактивных самолетов. Все полёты выполняет единственная компания — Windward Islands Airways, пилоты которой проходят особое обучение.
Есть особые ограничения для туристов, прилетающих на остров. Так, можно брать с собой личный багаж весом всего 5 кг. Но самое необычное ограничение – нельзя смотреть в иллюминатор во время посадки, так как зрелище открывается не для слабых духом. Поэтому иллюминаторы на это время просто закрывают.
Самые опасные аэропорты мира или «пристегиваться обязательно»
Представьте, какими бы были наши аплодисменты пилотам, если бы мы наблюдали их мастерство при посадке, например, на… песчаную полосу? Или на ледяную? Или при приземлении в аэропорту, который находится на высоте три тысячи метров над уровнем моря, в окружении гор с заснеженными вершинами? Или… на полосу посреди моря? А ведь такое происходит не в голливудских фильмах, а на самом деле. Британская Globehunters составила список из 13 аэропортов с самыми опасными взлетно-посадочными полосами в мире. О том, в каких условиях приходится работать пилотам воздушной авиации в этих местах – в специальном обзоре «Вестника АТОР».
1. Lukla Tenzing-Hillary Airport, Непал
Открывает список аэропорт Лукла в Непале, который назван в честь Тэнцинга Норгея и Эдмунда Хиллари – первых альпинистов, покоривших вершину Эвереста. Это один из самых опасных аэропортов в мире: ВПП аэропорта составляет всего 527 метров, к тому же расположена она под уклоном в 12%. Такой уклон способствует эффективному взлету и торможению на столь короткой полосе.
Аэропорт находится высоко в горах – 2860 м над уровнем моря. С одной стороны ВПП – обрыв около семисот метров, с другой – скала. Плюс ко всему, узкое горное ущелье, в которое влетают самолеты, заходя на посадку – достаточно сложное место для маневра. Поэтому посадка в Лукле осуществляется только вручную – по «Правилам визуальных полётов», в аэропорту есть только радиостанция, и никакого другого радиолокационного оборудования просто нет.
Из-за погодных условий посадка и взлет в этом аэропорту производится чаще всего рано утром, пока нет дымки. Поэтому самолеты в Луклу и из нее, как говорят местные, летят «стаями»: взлетают один за другим. Погода в этом месте решает все: если с ней не повезет, то можно прождать свой рейс от нескольких часов до нескольких дней.
2. Paro Airport, Бутан
Не менее опасным признан и аэропорт Паро (Paro) в Бутане. Эта воздушная гавань, затерянная в горах Гималаев, считается одним из самых сложных аэропортов для посадки и взлета и находится на высоте почти трех километров над уровнем моря.
Вплоть до 2011 года всего одна авиакомпания совершала полеты сюда. Сегодня в мире есть всего 12 пилотов, прошедших специальную подготовку по работе именно с этим аэропортом. Треть этих пилотов – греки, которые обучают и остальных. Это обусловлено тем, что в самой Греции большое количество сложных островных аэропортов, и у пилотов есть соответствующие навыки и опыт.
Полеты в Паро возможны только в дневное время и только при определенных метеорологических условиях. Тем не менее, 30 тысяч бесстрашных пассажиров ежегодно прилетают в Паро.
3. Barra International Airport, Шотландия
Аэропорт Барра (Barra International Airport) расположен на одноименном острове в составе Внешних Гебридских островов (Западных островов) в Шотландии. Это единственная воздушная гавань в мире с песчаными взлетно-посадочными полосами. Она обслуживает рейсы лишь во время отливов.
Из Барра не выполняются ночные рейсы, однако в экстренных случаях посадка в ночное время все-таки возможна – тогда полосу подсвечивают автомобильными фарами, а вдоль берега раскладывают специальные светоотражающие ленты.
Всего же здесь три взлетно-посадочные полосы, средняя протяженность которых составляет 800 метров. Несмотря на свои особенности, этот островной шотландский аэропорт обслуживает до 1,5 тысяч рейсов в год, а общий годовой пассажиропоток составляет около 10 тысяч человек.
4. Ice Runway, Антарктика
Если вдруг вам доведется лететь в Антарктику, то есть вероятность, что приземляться вы будете в аэропорту Ice Runway, который работает только в летние месяцы. По признанию очевидцев, это даже не аэропорт, а отдельная взлетно-посадочная полоса. Покрытием здесь служит лед и снег, которые подготавливают особым образом к каждому сезону. На полосу приземляются самолеты, перевозящие груз и исследователей на ближайшую станцию под названием Мак-Мердо. Место вполне надежное и безопасное, но лишь до того момента, пока все не начинает таять. В таких условиях самолет может попросту увязнуть в снегу или того хуже — проломить лед.
5. Madeira Airport, о-в Мадейра
Мадейра – прекрасный португальский остров, который известен не только как родина Криштиану Роналдо, но и как место с одной из самых сложных взлетно-посадочных полос в мире. В местном аэропорту Фуншала изначально было две ВПП, протяженность каждой из которых составляла 1600 метров. Но после авиакатастрофы 1977 года, в результате которой погиб 131 пассажир, власти острова, наконец, осознали, что такой длины не вполне достаточно для маневров и удлинили обе полосы на 200 метров. Подобное преобразование не сильно улучшило условия взлета и посадки, и в 2000 году было принято решение достроить одну полосу, разместив ее на 180 железобетонных опорах. Эту футуристическую конструкцию дополняет и разнообразный ландшафт: с одной стороны аэропорта находится море, с другой — горы, что требует от пилотов немалой сноровки при выполнении маневров.
6. Princess Juliana International Airport, о-в Сен-Мартен
Аэропорт Принцессы Юлианы. Согласитесь, уже звучит романтично, не правда ли? Эта воздушная гавань не производит незабываемое впечатление на пассажиров: ее взлетно-посадочная полоса начинается сразу за пляжем Махо, поэтому заход на посадку происходит в 10-20 метрах над головами отдыхающих. С точки зрения авиации, в зависимости от погодных условий, взлет и посадка здесь «средней и высокой» степени сложности. Но и туристы, догоняющие свои полотенца и периодически обнимающие забор, дабы не улететь от воздушной волны, и пассажиры, лицезреющие из иллюминаторов такие картины, полагают, что все это делает местный аэропорт одним из самых опасных в мире.
7. Courchevel Airport, Франция
Куршевель славится не только своими горнолыжными курортами, но и сверхкороткой наклонной взлетно-посадочной полосой. Ее длина составляет всего 525 метров, а угол наклона — 18.5 %. Кроме всего прочего на полосе не установлена система ILS, что ограничивает режим работы аэропорта в условиях тумана. Кстати, сцены восемнадцатого фильма бондианы «Завтра не умрет никогда» снимали именно здесь.
8. Skiatos Airport, о-в Скиатос, Греция
Поклонникам отдыха в Греции возможно известен аэропорт на острове Скиатос. Точнее даже не сам аэропорт, а его взлетно-посадочная полоса, которая признана одной из самых коротких и опасных в мире. Она начинается почти в море и… в море же и уходит. В связи с этим есть ограничения на типы и вес самолетов, которые могут здесь приземляться. Любители острых ощущений приходят к взлетно-посадочной полосе, чтобы ощутить звук и мощь садящегося самолета. Кстати, были и случаи, когда самолеты опрокидывали своей воздушной волной автомобили, припаркованные недалеко от ВПП.
9. Narsarsuaq Airport, о-в Гренландия
Тем, кто мечтает увидеть фьорды сверху, советуем найти билет на рейс в Нарсарсуак, аэропорт, который находится рядом с одноименным населенным пунктом на юге Гренландии. При посадке самолеты пролетают над фьордом и делают U-образный разворот, что вызывает сильную «болтанку». Взлеты и приземления в ночное время там запрещены.
10. Gibraltar International Airport, Гибралтар
Этот аэропорт является одним из самых маленьких в мире, но известен он не столько этим, сколько тем, что его взлётно-посадочная полоса в прямом смысле прорезает одну из самых крупных местных дорог. Это и делает его одним из самых странных и опасных аэропортов в мире/
11. Toncontin International Airport, Гондурас
Пожалуй, один из самых печально известных аэропортов мира. Он был открыт ещё в 1934 году, когда самолёты были менее мощными и не нуждались в настолько длинных взлётно-посадочных полосах. Сегодня здесь нередко происходят ЧП с самолетами. Длина взлётно-посадочной полосы Тонкотина составляет чуть больше 2133 м., и расположена она в долине, окружённой горами. Кроме того, опасность этого аэропорта состоит в том, что у него есть только одна взлётная и одна посадочная полоса для самолётов, причем подлет требует сложной «шпильки» влево, что значительно увеличивает риск столкновения садящегося и взлетающего авиатранспорта.
12. Wellington International Airport, Новая Зеландия
Это как раз тот случай, когда совсем не стоит пренебрегать ремнями безопасности. Частые порывистые ветра и каналирующий эффект от пролива Кук (Cook Straight), приводящий к т.н. «аэродинамическому подхвату», зачастую становятся причиной очень жёстких взлётов и посадок. Кроме того, эта взлётно-посадочная полоса очень короткая и граничит с океаническим побережьем по обеим сторонам.
13. Juancho E. Yrausquin Airport, о-в Саба
Этот аэропорт – только для самых маленьких самолетов. Длина взлётно-посадочной полосы на этом небольшом острове, входящем в группу Малых Антильских островов и принадлежащем Нидерландам – всего 396 м.