Предоставление политического убежища в России
Довольно часто иностранцы запрашивают политическое убежище в России, которое регулируется законами. Претендовать на такой статус году могут жители страны, которые считают, что им на родине угрожают, преследуют по политическим мотивам или же они становятся жертвами насилия.
Как выглядит Документ о временном убежище
Стать обладателем документа, который подтвердит политическое убежище, можно только на основании решения, принятого Президентом России. При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.
Кто становится политическим мигрантом
Если глава государства подписывает указ о том, что конкретному человеку необходимо предоставить убежище, тогда иностранец получает право на переезд в Россию. Просить политического убежища в 2022 году могут следующие категории граждан:
- Иностранцы или апатриды, которые могут стать или уже стали жертвами преследования или преступления.
- Лица, преследуемые за убеждения и взгляды в рамках демократических свобод.
Как получить политическое убежище в России
Временное убежище выдается не только просителю, но и его родным, если получено их согласие. Его не нужно получать только малолетним детям.
Не имеют права обращаться за политическим убежищем такие группы иностранцев:
- Приехавшие из страны, с которой РФ подписала договор о безвизовом режиме.
- Не желающие ехать домой по экономическим и другим причинам, далеким от политических преследований.
- Привлеченные к уголовной ответственности в России.
- Представившие ложные показания или обладающие гражданством другой страны.
- Приехавшие из стран с высоким уровнем развития демократии или из государств, где им опасность не угрожает.
- Преступники, в том числе и международные.
Также читайте статью “Чем отличается статус беженца от временного убежища” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.
Иностранцы, получившие временное убежище в Российской Федерации, должны следовать определенным правилам и выполнять принятые обязательства. Кроме того, таким беженцам разрешено пользоваться правами, которыми обладают россияне. Запрещено лицам без гражданства и другим людям, пользующимся политическим убежищем в России, участвовать в выборах, занимать госдолжности, владеть землей.
Важные документы
Российское законодательство установило четкую процедуру оформления бумаг. Процесс того, как получить политическое убежище в России, предусматривает прохождение следующих этапов в 2022 году:
- Поход в миграционную службу.
- Подачу ходатайства (скачать бланк ходатайства).
Анкета ходатайствующего о политическом убежище
В первую очередь иностранцы должны составить письменное ходатайство на русском языке. Обычно это делает сам проситель. Если он не может сделать этого по ряду причин, то составлением ходатайства занимается сотрудник территориального органа по вопросам миграции.
К ходатайству прилагаются следующие бумаги:
- Паспорт или документ, подтверждающий личность человека. К нему нужно представить копии всех страниц, которые заполнены.
- Диплом об образовании.
- Трудовую книжку (если она есть).
- Две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 на 4,5 см. Запрещено фотографироваться в головном уборе, только если это не обязательный элемент приверженца той или иной религии. Таковой не должен закрывать лица, глаз.
- Анкета, составленная по результатам опроса. Иногда проводятся индивидуальные собеседования.
- Результаты дактилоскопии.
- Свидетельства о браке и рождении детей.
- Копию миграционной карты.(Скачать образец заполнения)
образец заполнения Миграционной карты России
Перед подачей ходатайства и других документов необходимо пройти медкомиссию и получить сертификат от врача о том, что человек здоров.
Все бумаги подшиваются в отдельную папку, делу присваивается номер. Если ходатайство принято, то человек должен получить справку, позволяющую временно находиться в России.
Бумаги, которые оформляются в день подачи
В день подачи бумаг в миграционную службу каждый иностранец или лицо без гражданства обязаны пройти дактилоскопическую экспертизу, собеседование и опрос. Данные процедуры оговорены в специальном регламенте, который применяется для ищущих убежище в России.
Результаты дактилоскопии регистрируются и вносятся сотрудником службы в компьютер, куда обратился для подачи ходатайства человек. Полученная информация необходима для внесения гражданина другой страны в специальную базу данных.
После дактилоскопии человека отправляют на анкетирование и собеседование, которое проводится в индивидуальном порядке. Опрос включает в себя выяснение обстоятельств у просителя, которые заставили его искать политическое убежище в РФ. (скачать опросный лист)
А также собираются следующие данные:
- Информация о самом заявителе и его семье.
- Месте, где ранее жил человек.
- Сведения по документам.
- Обстоятельства въезда в Российскую Федерацию.
- Получения или попыток получить гуманитарные статусы в других государствах мира.
Ответы вносятся в анкету, форма которой утверждена на законодательном уровне. Следом иностранец должен пройти опрос, результаты которого записываются в опросный лист.
Органы, принимающие документы
- Миграционный отдел, который расположен по месту пребывания иностранцев. Это могут быть управления, занимающиеся вопросами миграции в том или ином населенном пункте при УМВД. Сотрудники таких организаций уполномочены принять документы от заявителя и отправить бумаги на дальнейшее рассмотрение.
Вывеска миграционного отдела при УМВД
Главное управление по вопросам миграции МВД России. (ГУВМ МВД России)
Многие заявители пытаются уточнить при подаче бумаг, сколько времени занимает процедура рассмотрения документов и удовлетворения или отклонения ходатайства. На законодательном уровне не установлены конкретные сроки рассмотрения прошений от иностранцев. Есть несколько важных сроков, на которые нужно обратить внимание:
- Территориальные органы УМВД обязаны рассмотреть документы в течение пяти дней и решить, передавать или нет их дальше.
- Министерства и другие учреждения обязаны выдать заключения по иностранцу не позже одного месяца.
- Комиссия, которая занимается вопросами гражданства при Президенте РФ, и сам глава государства изучают прошения столько, сколько нужно. Сроки законом не оговариваются и не регламентируются.
Лица без гражданства, как и беженцы, обязаны в течение семи дней с момента въезда в страну или обстоятельств, мешающих вернуться на родину, встать на учет в территориальное отделение УМВД.
Положительные результаты
Заявители на политическое убежище уведомляются органами, занимающимися вопросами миграции, о принятии их прошения. Сделать это сотрудники учреждения обязаны в течение семи дней после выхода Указа Президента. Вместе с иностранцем временное убежище получают члены его семьи, если согласны на переезд в РФ.
Граждане другой страны должны получить свидетельство, подтверждающее факт предоставления политубежища. На завершающем этапе территориальное отделение УМВД обязано оформить иностранцу и членам его семьи вид на жительство.
Вид на жительство в России
Как только человек получает от миграционной службы свидетельство о временном убежище, его национальный паспорт забирают и хранят в органе исполнительной власти, который расположен по месту проживания беженца.
Лица, получившие политубежище, могут устраиваться на работу, учиться, обращаться за медицинской помощью, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в государственных программах. При этом обязаны придерживаться правил проживания в России, не нарушать законодательство, не угрожать общественному и государственному строю.
Также читайте статью “Прием на работу украинцев со статусом временного убежища” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.
При наличии свидетельства о предоставлении политического убежища иностранец и члены его семьи обязаны оповещать органы миграции о любых переменах в своей жизни. Это касается изменения фамилии, места жительства, получения гражданства РФ.
Получен отказ, что делать?
Когда гражданин другого государства не получает желаемого ответа, то должен либо выехать с территории страны, либо урегулировать свое пребывание в России, согласно законодательству. В зависимости от того, к какой категории просителей относится человек, такой и будет порядок пребывания в Российской Федерации.
Также читайте статью “Депортация украинцев из России” пройдя по данной ссылке.
Сколько действует статус?
Человек получает временное убежище сроком на один год. Потом вынужденные мигранты имеют право подать ходатайство повторно, если считают, что в родной стране им будут угрожать преследования. Или там конфликт, который будет угрожать их жизни.
Подробнее читайте статью “Продление временного убежища в России” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.
Могут ли украинцы пользоваться временным убежищем?
В последние несколько лет участились случаи обращения граждан Украины и Беларуси в органы миграции РФ с просьбой не просто поставить на миграционный учет, а предоставить убежище.
Для украинцев в 2022 году предусмотрен общий порядок оформления ходатайства на политическое убежище, а в дальнейшем предоставления российского гражданства. В первую очередь, украинцы, въехавшие в РФ со стороны своего государства или третьей страны, должны иметь 100 % доказательства и мотивы смены места жительства.
Сразу же после приезда гражданам следует обратиться в миграционную службу, которая находится там, где иностранцы остановились. Ее сотрудник объяснит, какие документы нужно собрать, в какие сроки происходит оформление убежища, когда ответы положительные и отрицательные.
Украинцы проходят стандартную процедуру получения убежища в России. Часто бывает так, что каких-то документов у лиц без гражданства или вынужденных мигрантов нет. В этом случае процесс затянется, но не становится поводом не подавать ходатайство или сдавать отпечатки пальцев.
У граждан Украины, как и у других иностранцев, есть право получить не политическое убежище, а статус беженца. Все зависит от причин миграции в Россию. Если свидетельство о временном убежище действует всего один год, то удостоверение беженца — три.
И в первом, и во втором случае граждане Украины могут подавать бумаги на продление статуса.
В Российской Федерации действует как национальное законодательство по защите граждан других стран, которые обращаются к российским властям с просьбой о политическом убежище, так и международные акты. Законодательная база и четкая процедура сокращают ожидание иностранцев и создают для них условия личной защиты, возможности жизни в России.
От заявителей требуется строго соблюдать все процедурные моменты, вовремя отмечаться в миграционной службе, сообщать об изменениях в работе, личных данных. Если заявители нарушают правила или процесс того, как получить политическое убежище в России, то этот статус могут аннулировать и попросить выехать из РФ.
В особо тяжелых ситуациях, когда человек нарушает криминальное или уголовное законодательство, его арестовывают и судят по законам РФ.
Кто и как может получить политическое убежище в России
Наряду с иными гуманитарными статусами, которые могут получить иностранцы на территории РФ, в силу ограниченного круга причин им также может быть предоставлено политическое убежище. Как и в других случаях, оно предоставляется по результатам обращения субъекта и является основанием для законного пребывания на территории России. Вместе с этим порядок получения политического убежища, в контексте ограниченного перечня оснований, сложен.
Понятие политического убежища
По сути, политическое убежище – это закрепленный Конституцией статус иностранного гражданина или апатрида, обладатель которого имеет законное право на въезд и пребывание на территории России.
Право искать укрытия на территории других стран в силу преследования закреплено за каждым человеком в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, поэтому право просить политического убежища дается иностранцам большинством конституций стран мира.
Нужно понимать, что такое политическое убежище в России является гарантией для иностранца в том, что его не выдадут властям страны гражданской принадлежности или пребывания (если он апатрид), даже если та запросила экстрадицию.
Отказ в экстрадиции в силу такого статуса в трактовке ООН не может рассматриваться как недружелюбный акт. Однако вместе с этим на обладателя статуса возлагается перечень обязанностей, выполнять которые он обязано беспрекословно: в противном случае это чревато утратой предоставленного убежища.
Понятие политического убежища следует отличать от понятий временного убежища и статуса беженцев. В то время как последние два могут быть предоставлены в силу обоснованной угрозы преследования по этническим, национальным, языковым, расовым и иным мотивам или же в результате гуманных побуждений, первое затрагивает исключительно политические мотивы и общественную деятельность.
Законодательная база
Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.
Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.
Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.
Обратим внимание, что еще в 2015 году ФМС разработала проект ФЗ о политическом убежище. Данным документом предлагалось собрать воедино и упорядочить основания и порядок предоставления гуманитарных статусов, регламентировать порядок создания центров временного размещения, закрепить единым документом права и обязанности лиц, находящихся в поисках укрытия на территории РФ, а также такие новеллы, как «очевидно необоснованное заявление о предоставлении убежища» и «заявление, носящее характер злоупотребления». Однако по прошествии двух лет документ так и не был принят.
Лица, претендующие на политическое убежище
Основания для предоставления политического убежища закреплены нормами п. 2 Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно ему, убежище может быть предоставлено иностранцу или апатриду, который ищет укрытия за пределами страны своей принадлежности или пребывания в силу преследования или обоснованной угрозы стать жертвой преследования, которое обусловлено общественно-политической деятельностью и убеждениями.
При этом политическое убежище может быть предоставлено лицу, преследуемому лишь за те убеждения и общественные позиции, которые не противоречат демократическим принципам, и лишь в том случае, если преследование прямо направлено на это лицо, то есть не имеет массового характера.
Обратим внимание, что убежище предоставляется всем членам семьи лица, которое получает укрытие, если они согласны с поданным им прошением. Согласие от малолетних лиц не требуется.
Кому не предоставят убежище
Пунктом 5 Положения определен перечень лиц, которым право политического беженца не может быть предоставлено. В число таких субъектов входят лица:
- преследуемые за деяния, квалифицируемые в РФ как преступление или противоречащие принципам ООН;
- привлекаемые или привлеченные к уголовной ответственности на территории РФ;
- прибывшие в РФ с территории страны, в которой им не грозят преследования;
- прибывшие в РФ из страны, имеющей развитые демократические институты;
- прибывшие в РФ из стран, с которыми у РФ безвизовый режим;
- предоставившие неправдивые сведения;
- имеющие гражданство третьей страны, где это лицо не преследуется;
- не желающие вернуться в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанным с политическими преследованиями.
Права и обязанности лиц, получивших убежище
Согласно п. 4 Положения, лица, получившие в РФ политическое убежище, обладают теми же правами и обязанностями, что и россияне, за исключением ограничений, установленных для иностранцев и апатридов на территории РФ в силу их правового положения. Такие исключения, в частности, касаются избирательных прав, занятия конкретных государственных должностей, отдельные ограничения в праве собственности, касающиеся владения землей.
Порядок предоставления политического убежища
Порядок предоставления политического убежища Российской Федерацией определен Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997, а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС № 451 от 05.12.2007. Указанные нормативные акты предусматривают поэтапное прохождение установленных законом процедур, включающих в себя обращение в миграционные органы и подачу ходатайства, анкетирование и собеседование, прохождение медосмотра и дактилоскопической экспертизы.
Куда следует обращаться
Чтоб определить, кто в России решает вопрос о предоставлении политического убежища, необходимо обратиться к разделу II Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента, иностранцы, желающие получить указанный статус, обращаются в территориальный миграционный орган по месту своего пребывания. В субъектах федерации это управления по вопросам миграции УМВД в областях и подконтрольные им территориальные подразделения. Однако данный орган проводит лишь первичные процедуры и принимает решение о принятии обращения лица к рассмотрению.
В дальнейшем, в соответствии с пп. 36, 37 Административного регламента, решение вопросов предоставления политического убежища осуществляет Главное управление по вопросам миграции МВД, куда материалы направляются территориальными подразделениями.
ГУВМ рассматривает обращения и запрашивает заключения по этому вопросу в Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел и Федеральной службе безопасности. Заключение ГУВМ основывается на заключениях других органов и представленных заявителем материалах.
В случае положительного заключения все необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Согласно п. 11 Положения, комиссия рассматривает все поступившие материалы, вносит свои предложения и передает их Президенту РФ, ведь предоставление политического убежища в РФ относится к компетенции именно Президента. Все дальнейшие решения принимаются именно им, а предоставление убежища фиксируется указом Президента.
Обратим внимание, что конкретные сроки рассмотрения законом не предусмотрены, однако территориальные органы УВМ должен принять решение и передать обращение в течение 5 дней, а ГУВМ, ФСБ, МВД и МИД дают свои заключения на протяжении месяца. Сроки рассмотрения вопроса Комиссией при Президенте и самим Президентом законом не регламентированы.
Как подается ходатайство
То, как попросить политического убежища в РФ, определено в п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента. Согласно им, иностранцы и апатриды, желающие получить политическое убежище, обращаются в вышеуказанные органы посредством подачи ходатайства.
Указанное ходатайство не может быть подано в свободной форме или форме электронного документа – требуемая форма определена Приложением №1 к Административному регламенту. В документе указываются анкетные данные, данные о гражданстве и личных документах, данные о членах семьи и их отношении к ходатайству, а также собственно просьба предоставить политическое убежище.
Как установлено п. 22 Административного регламента, заполнение формы осуществляется на русском языке, поэтому, если заявитель не может заполнить его самостоятельно, оно заполняется компетентным сотрудником миграционных органов. Документ подается на имя Президента РФ лично самим заявителем.
Сроки подачи ходатайства
Согласно п.п. 19, 25 Административного регламента и п. 8 Положения, ходатайство подается иностранцами и апатридами в течение недели с момента прибытия в РФ или возникновения обстоятельств, которые препятствуют выезду в страну принадлежности. Однако каких-либо санкций за нарушение этого срока указанными НПА не предусмотрено.
Пакет документов
Лица, желающие получить политическое убежище в России, согласно п. 14 Административного регламента, при подаче ходатайства обязаны предоставить:
- паспорт иностранного государства либо иной документ, удостоверяющий личность;
- документ, удостоверяющий личность апатрида, или РВП, или ВНЖ, полученные в РФ;
- две личные фотографии.
Фотографирование при наличии технической возможности может производиться непосредственно в миграционных органах.
Отсутствие документов, удостоверяющих личность, не является основанием для отказа в приеме ходатайства. В таком случае заявитель объясняет причину отсутствия документов и подтверждает свою личность иными способами, в том числе свидетельскими показаниями.
Обратим внимание, что согласно п. 26 Административного регламента, заявитель вправе представить компетентным органам любые другие документы, которыми он обоснует свое прошение предоставить убежище.
Дактилоскопическая экспертиза
Согласно п. 31 Административного регламента, после подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации, которая заключается в предоставлении отпечатков пальцев. Указанная регистрация проводится сотрудниками миграционных органов по месту подачи ходатайства.
Опрос и собеседование
Кроме прочего, схема предоставления политического убежища в РФ предусматривает проведение анкетирования и индивидуального собеседования с заявителем. Опрос с заполнением анкеты, согласно п. 27 Административного регламента, проводится сразу после подачи ходатайства.
Анкета является составной частью ходатайства – в ней отображаются:
- обстоятельства, которые породили мотивы для обращения;
- автобиографические сведения, касающиеся самого заявителя и членов его семьи;
- прежние места проживания;
- данные о документах лица; обстоятельства въезда на территорию РФ;
- факты представления гуманитарных статусов другими государствами.
Анкета должна соответствовать форме, установленной Приложением №1 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.
После заполнения анкеты и перерыва проводится индивидуальное собеседование, результаты которого фиксируются в опросном листе. В нем, в частности, отражаются вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя, а также ответы на эти вопросы. Опросный лист должен соответствовать форме, установленной Приложением № 2 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.
Свидетельство
По результату рассмотрения ходатайства в территориальных управлениях УВМ, ГУВМ, МИД, МВД, ФСБ, Комиссии по вопросам гражданства и Президентом выносится решение, в результате которого президент подписывает соответствующий указ о предоставлении убежища или отклоняет ходатайство.
В случае предоставления статуса, согласно п. 39 Административного регламента, лицу выдается свидетельство о предоставлении политического убежища. Оно заполняется в соответствии с требованиями регламента по форме, установленной Приложением № 5 к Административному регламенту.
Срок действия статуса
Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление убежища, не регламентируют сроков действия данного статуса. В силу этого логично предположить, что политическое убежище в России для граждан Украины и других стран предоставляется бессрочно – до появления обстоятельств, свидетельствующих об устранении причин его предоставления.
Что делать после получения убежища
Как уже сказано, лица, которым предоставлено политическое убежище, обладают равными с россиянами правами, за исключением ограничений, предусмотренных российским законодательством для иностранцев и апатридов. Таким образом, имеющие данный статус лица наделены правом на:
- трудоустройство,
- получение образования,
- реализацию своих предпринимательских способностей,
- получение медицинской помощи,
- участие в государственных программах,
иными правами, необходимыми для полноценного обустройства и обеспечения жизнедеятельности на территории РФ.
Утрата и лишение статуса
Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:
- вернулся в страну принадлежности или пребывания;
- выехал для постоянного проживания в третью страну;
- добровольно отказался от статуса;
- приобрел гражданство РФ или другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.
Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:
- этого требует государственная безопасность;
- лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
- лицо совершило преступление и осуждено за это.
Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.
Самые простые способы получения российского гражданства: Видео
Право политического убежища в РФ
Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.
Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:
- лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
- лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
- лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
- лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
- лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
- лицо представило заведомо ложные сведения;
- лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
- лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.
Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.
Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.
Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам вид на жительство.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ — предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства.
Предоставление П.у. означает:
– разрешение на въезд в данное государство;
– право данного лица на законном основании пребывать на территории государства;
– гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.
Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу:
а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;
б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;
в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование;
г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;
е) представившему заведомо ложные сведения;
ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.
Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.
Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство.
Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям:
а) по соображениям государственной безопасности;
б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;
в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Политическое убежище в России: правовой и политико-дипломатический аспект Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаяхметова Анна, Тихомирова Мария Андреевна
Данная статья демонстрирует механизм работы института политического убежища как с юридической точки зрения на территории Российской Федерации, так и описывает конкретные примеры, которые позволяют понять насколько действенна и эффективна структура предоставления политического убежища в России, а также каковы причины уникальности ее характера в сравнении со статусом беженца .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаяхметова Анна, Тихомирова Мария Андреевна
Political asylum in the Russian Federation: the legal, political and diplomatic aspect
This article demonstrates the mechanism of work of the institution of political asylum , both from a legal point of view in the territory of the Russian Federation. It describes concrete examples that makes it possible to understand how effective the structure of granting political asylum in Russia is and what are the reasons for it having such a uniqueness in comparison to refugee status .
Текст научной работы на тему «Политическое убежище в России: правовой и политико-дипломатический аспект»
Политическое убежище в России: правовой и политико-дипломатический аспект Political asylum in the Russian Federation: the legal, political and diplomatic aspect
Студентка 3 курса Факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный Университет
Россия, Санкт-Петербург oannal [email protected]
Student 3 term Faculty of International Relations St Petersburg University
Russia, St.Petersburg oannal 08@mail. ru
Тихомирова Мария Андреевна
Студентка 3 курса Факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный Университет
Tikhomirova Mariya Andreevna
Student 3 term Faculty of International Relations St Petersburg University
Данная статья демонстрирует механизм работы института политического убежища как с юридической точки зрения на территории Российской Федерации, так и описывает конкретные примеры, которые позволяют понять насколько действенна и эффективна структура предоставления политического убежища в России, а также каковы причины уникальности ее характера в сравнении со статусом беженца.
This article demonstrates the mechanism of work of the institution of political asylum, both from a legal point of view in the territory of the Russian Federation. It describes concrete examples that makes it possible to understand how effective the structure of granting political asylum in Russia is and what are the reasons for it having such a uniqueness in comparison to refugee status.
Ключевые слова: право убежища; политическое убежище; Сноуден; Янукович; статус беженца
Keywords: right of asylum; political asylum; Snowden; Yanukovych; refugee status
Предоставление политического убежища и его нормативное обоснование является серьезным шагом, утверждающим государство на международной арене, которое, обладая внешним и внутренним суверенитетом, действует с учетом своих государственных интересов, однако в то же время отстаивает права и свободы человека.
Российская Федерация руководствуется следующей законодательной базой в области политического убежища:
1) Конституция Российской Федерации – Статья 63 [4], где говорится, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права, а также не допускает выдачу другим государствам лиц,
преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
2) Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» закрепляет право Российской Федерации на предоставление политического убежища на основе общепризнанных принципов и норм международного права, которые закреплены конституционно в качестве ее составной части правовой системы [7].
3) Международные соглашения
Федеративная Республика Германия, Италия, Испания, Португалия, Франция, Венгрия, Болгария, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, Вьетнам, Монголия, Азербайджан, Беларусь, Туркменистан, Украина, Молдова, Бразилия и другие современные и экономически развитые страны закрепили на различных законодательных уровнях институт политического убежища, что является положительной тенденцией, к которой примкнула и Российская Федерация, присоединившись 13 ноября 1992 года к Женевской Конвенции от 1951 года о беженцах и Протоколу 1967 года [8].
Таким образом политическое убежище может быть предоставлено, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:
1) Ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными мировым сообществом, нормами международного права.
Не может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства или таковое лишается права политического убежища, если оно:
1) Становится угрозой государственной безопасности или занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций [7], то есть совершило военное преступление [2] или преступление против человечества [1].
2) Обвиняется в совершении общеуголовного преступления на территории другого государства; сроки давности привлечения к уголовной ответственности не истекли; на территории Российской Федерации лицо не привлекалось к уголовной ответственности за это преступление;
3) Имеются соответствующие международные договоры, в том числе соглашение о безвизовом пересечении границ
4) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
5) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
6) лицо представило заведомо ложные сведения;
7) лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [9].
Таким образом, правовая база, предназначенная для регулирования предоставления политического убежища в России, предусматривает не только защиту универсальных прав человека, но и включает в себя механизм защиты национальной безопасности
Процедура получения политического убежища регламентирована специальным приказом ФМС, который называет все нормативные документы, которым руководствуются ФМС России и территориальные органы ФМС России при рассмотрении ходатайств о предоставлении Российской Федерацией
политического убежища, их порядка 30: международные конвенции, федеральные законы и указы президента РФ [9].
Для получения политического убежища, лицо должно подать ходатайство в отделение Федеральной миграционной службы Российской Федерации. К ходатайству лицо прикладывает документ, удостоверяющий личность, два фото, заполняет анкету и опросные листы; а также проводится с лицом собеседование. После чего оно рассматривается в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, срок рассмотрения – не более месяца в каждом ведомстве. Затем, после прохождения всех инстанций ходатайство направляется в Комиссию по вопросам гражданства при президенте РФ, где составляется указ о предоставлении политического убежища, который подписывает Президент [5].
Сегодня предоставление политического убежища является важным атрибутом для государства, которое желает быть активным актором в международных отношениях, что не раз подтверждено примерами, которые мы можем обнаружить в политической и дипломатической практике.
В практической реализации политическое убежище требует не только соблюдения международного и внутреннего законодательства, но и волевого решения Президента, так как, принятие лица, которому необходима подобная помощь, оказывает значительное влияние как на отношения между принимающим государством и страной, из которой это лицо прибывает, так и в целом на международную обстановку, на отношение других субъектов мировой политики к данному шагу.
В данной статье, анализируя примеры предоставления политического убежища в России, мы обратимся именно к тем из них, которые привлекли наиболее пристальное общественное внимание и еще довольно свежи в памяти.
Наиболее масштабным в данном контексте событием было дело Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника Агентства Национальной Безопасности (АНБ) США. В политической системе его родного государства названная организация играет серьезную роль и имеет значительное влияние. АНБ занимается вопросами обеспечения как физической безопасности государства, так и связанной с киберугрозами [18].
Основная деятельность и цели Эдварда Сноудена. Он занимал должность системного аналитика в АНБ. Во время исполнения своих обязанностей собирал соответствующую деятельности органа безопасности информацию, связанную с внешне- и внутриполитическими действиями США. В 2013 году передал эти данные информационным агентствам The Guardian и Washington Post; в них содержались сведения о наблюдении за потоками информации между гражданами США и других стран. Высокая вероятность привлечения к следствию заставила Сноудена покинуть территорию США, так как он мог быть подвергнут аресту за разглашение государственной тайны. Впоследствии ему было предъявлено следующее обвинение: «незаконное распространение информации о вопросах национальной обороны» и «преднамеренная передача секретной разведывательной информации постороннему лицу» [17].
Причина получения политического убежища на территории РФ. Первоначально Сноуден не ставил перед собой цель получить политическое убежище в России. Ему требовалось время для того, чтобы передать накопленные сведения в соответствующие источники массовой информации, а также обдумать, каким образом реализовать данную задачу в короткие сроки. Его выбор пал на Гонконг, так как, по его словам, там ему могла быть обеспечена правовая основа для подобной работы, а также отсутствие опасности немедленного задержания. Дальнейшая ситуация вызвала противоречие между Гонконгом и Пекином. Власти Китая занимали двойственную позицию по отношению к Сноудену, в то время как Гонконг позиционировал себя однозначно в пользу защиты американского гражданина [19]. Что касается США в данном вопросе, то они имели
действующий договор об экстрадиции с Гонконгом [16] и схожую с властями Пекина позицию по отношению к Сноудену. Впоследствии Сноуден принял решение поменять свое место дислокации, решив отправиться в одну из латиноамериканских стран. В 2013 году им было запрошено разрешение на местопребывание на Кубу у местных властей. Однако, совершая перелет через Россию, он получил отказ [13], вследствие чего у него пропала возможность покинуть территорию аэропорта Шереметьево.
Процедура получения помощи от РФ и дальнейшая судьба. Оставаясь в аэропорту, Сноуден принимает решение подать заявку с просьбой на предоставление временного политического убежища в нескольких странах мира, в том числе и в России. Запрос был передан представителю ФМС и процедура проходила в рамках, установленных законодательством РФ: заполнив необходимые документы, бывший гражданин США получил временное политическое убежище сроком на 1 год. По истечении этого срока Сноудену был оформлен вид на жительство, дающий более широкие возможности лицу без гражданства на территории РФ [14].
Позиция РФ. Позиция РФ. России пришлось оперативно реагировать на сложившиеся обстоятельства и давать комментарии к каждому своему шагу, чтобы постараться смягчить возможное недовольство и повысить доверие к предпринимаемым действиям. Сразу после подачи Сноуденом прошения о предоставлении политического убежища, последовало сообщение президента РФ о том, что оно может быть рассмотрено положительно лишь в случае прекращения нанесения ущерба американским коллегам [12]. После это заявления дополнялось комментариями об отсутствии у политических кругов РФ оснований для выдачи Эдварда Сноудена, несмотря на широкий общественный резонанс.
Следующее известное дело связано с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем.
Основная деятельность и цели Виктора Януковича. О причинах окончания срока полномочий В. Януковича существуют споры по сей день. Именно прекращение его президентства связано с получением помощи от РФ. Отправной точкой в данном вопросе следует считать несостоявшееся подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. До этого этапа проводился ряд реформ, готовивших украинскую экономику к возможным новым условиям торговли с западными соседями. К установленному сроками 2012 году эту цель не удалось осуществить в полной мере, в результате правительству Януковича требовалось сделать выбор между двумя возможными путями. Первый – продолжить движение в европейском направлении и открыть путь товарам с запада на свой рынок, что в результате могло значительно повредить конкурентоспособности украинских товаров, но в перспективе сблизило бы Украину с ЕС. Второй – сосредоточиться на углублении экономических отношений с Россией, которая, в случае подписания Украиной ассоциативного договора с ЕС, обещала принять ответные меры, в том числе поднять таможенные пошлины. В данной ситуации выбор первой альтернативы грозил Украине экономическим кризисом, в результате чего правительство от нее отказалось в самый последний момент [15].
Этот шаг стал поводом к оппозиционным выступлениям, что в итоге вылилось во всем известный кризис, тлеющий до сих пор. Решение правительства спровоцировало волну недовольства, мощность которой заставила В. Януковича покинуть свой пост.
Причина получения политического убежища на территории РФ. Сложив обязанности президента, Виктор Янукович лично обратился к В. В. Путину с просьбой предоставить ему возможность приехать на территорию РФ, так как он опасался за свою жизнь [6] [10]. В результате российскими спецслужбами была подготовлена операция по содействию ему в пересечении границы двух стран.
Процедура получения помощи от РФ и дальнейшая судьба. В 2016 году В. Януковичу официально было предоставлено временное политическое убежище [11]. Согласно документу, эта процедура была
подтверждена свидетельством серии ВУ №0107999, выданном УФМС России по Ростовской области [3]. До 2016 года в СМИ многих государств поднимался вопрос о местонахождении бывшего президента Украины, так как в вопросах его судьбы была заинтересована сама Украина, проводившая следственный процесс по делу о государственной измене, а также агентство Интерпол, поставившего перед собой задачу найти В. Януковича.
Позиция РФ. В своих интервью В. Путин не раз подчеркивал характер сложившейся ситуации: предпринятые Россией действия в отношении бывшего президента Украины являются ответной мерой на личное обращение последнего. В отношении ситуации в целом РФ высказывается в пользу мнения о государственном перевороте на территории Украины, а также незаконном смещении легитимного президента в лице В. Януковича.
Приведенные примеры позволяют сделать несколько выводов:
1. Согласно информации СМИ и нормативным документам, процедура предоставления временного политического убежища двум вышеназванным лицам проводилась в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В обоих случаях решения принимались в отношении политически активных лиц. Поэтому процедура предоставления политического убежища привлекла к себе значительное внимание, критика формулировалась к каждому действию.
В третьем пункте нашего анализа необходимо отметить, что для практики предоставления политического убежища это – исключительные случаи. Сложность процесса, а также вовлеченность в него многочисленных уровней участников – от самих обратившихся лиц до глав государств других стран -показывает, что получение политического убежища требует взвешенного решения в принимающей стране, следовательно, данная процедура может проводиться только в особом порядке.
Именно по этой причине в России намного более популярным является процедура признания беженцем [12]. Этот статус может быть получен после рассмотрения соответствующего ходатайства в МВД России; на это время, а также в случае предоставления статуса беженца, обратившемуся лицу предоставляются документы, удостоверяющие личность, впоследствии обновляющиеся каждые 1,5 года.
Таким образом, говоря о политическом убежище в РФ, мы можем утверждать, что эта процедура не носит характер постоянной практики, и тому есть ряд причин, перечисленных в нашей статье: высокая доля ответственности, исключительный характер ситуации, действительно угрожающий обратившимся лицу. Современность, в которой все еще есть место притеснению универсальным свободам человека в угоду политическим интересам, требует ответных мер, которые мы квалифицируем в данной работе в качестве законодательной базы в этой области, которая, тем не менее, допуская на территорию государства преследуемых иным государством лиц и защищая их, не нарушает целостности национальной безопасности Российской Федерации, имеет определенные ограничения на пребывание таких лиц на территории России. Однако следует отметить, что вся правовая структура, которая описывает и регулирует предоставление политического убежища в России, не содержит описания правового статуса лиц, которые принимаются под ее защиту, а значит данный вопрос все еще требует доработки и изучения.
Список используемой литературы:
1.«Декларация о территориальном убежище (п. 2 ст. 1)» с. 338—339
2.«Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.» с. 785—789
3.В МВД России подтвердили предоставление Януковичу временного убежища // РБК URL: https://rbc.ru/rbcfreenews/57ffae779a79473675f06da6 (дата обращения: 21.08.2018).
4.Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // «Российская газета», № 7. – 21.01.2009.
5.Лунин С.В., Ванюшина А.Д., Божко А.П. К вопросу о процедуре получения политического убежища в Российской Федерации, СГЭУ, Аллея Науки, 2018
6.На измене: что Киев готовит Януковичу // РИА Новости URL: https://ria.ru/analytics/20170215/1488043135.html (дата обращения: 21.08.2018).
7.О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища: Положение, утв. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 (в редакции от 12.07.2012) // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». – URL: https://constitution.garant.ru/act/right/170008/ 8.О статусе беженцев: Конвенция от 28 июля 1951 г. // Официальный сайт информационно-правового портала «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/2540374/
9.Приказ ФМС РФ от 05.12.2007 г. № 451 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства
Предоставление политического убежища в России
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(с изменениями на 19 декабря 2018 года)
Документ с изменениями, внесенными:
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
21 июля 1997 года
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 июля 1997 года N 746
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предоставления Российской Федерацией
политического убежища
(с изменениями на 19 декабря 2018 года)
Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.
I. Общие положения
1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.
2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
выезда на жительство в третью страну;
добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.
7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о
предоставлении Российской Федерацией
политического убежища
8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.
9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.
10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.
11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.
12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
III. Порядок исполнения указов Президента Российской
Федерации о предоставлении Российской Федерацией
политического убежища
13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.
14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.
16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.
17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”
Оформление и получение гражданства Хорватии
Согласно статистике Министерства внутренних дел гражданство Хорватии ежегодно получают более 17 000 человек с разных уголков планеты. Возросший интерес объясняется открытием предприятий в соседних странах, которые создали программы переезда для своих сотрудников. Для жителей Европы получить паспорт Республики Хорватии в 2022 году не составляет особых сложностей, но украинцам и россиянам доведется пройти долгий тернистый путь.
Остров Хвар, центр морского туризма в Хорватии
Способы получения гражданства
Получить паспорт гражданина Хорватии намного проще, нежели в других странах Шенгенского соглашения, и многие соотечественники активно этим пользуются.
Преобладают три основных способа:
- По рождению. При зарегистрированном проживании лица, рожденного в Хорватии, в стране в течение 5 лет и более, человек имеет право получить гражданство.
- По происхождению. Вариант актуален только для детей.
- Натурализация. Данный способ самый распространенный. Путем натурализации могут получить гражданство эмигранты, приехавшие для учебы или работы и проживающие более 5 лет в Хорватии, а также лица, которые заключают брак с гражданином этой страны. Для последней категории лиц соответствие выдвигаемым требованиям необязательно, решение принимается индивидуально.
Так выглядит паспорт гражданина Хорватии
Если иностранный гражданин не отвечает ни одному из перечисленных выше способов, но имеет ценность для властей Хорватии, то ему также может быть присуждено гражданство. К примеру, лица с высокими достижениями в науке и искусстве, программисты, спортсмены и прочие. При этом супруг или супруга также считаются подданными страны.
Вышеупомянутые способы могут быть пересмотрены в индивидуальном порядке, если иностранец не отвечает выдвинутым требованиям. Но особо надеяться на подобное все же не следует.
Иностранные граждане, прямые родственники которых имели хорватское происхождение, имеют право оформить заявку на получение паспорта республики. При этом процедура натурализации, то есть экзамен для оценки владения национальным языком и отказ от гражданства другой страны, не требуется. Обычно срок оформления занимает до 1 года.
Хорватское гражданство по происхождению
Одним из способов получить гражданство Хорватии является рождение на территории данной страны. Но без нюансов не обошлось:
- Приемный ребенок подданных Хорватии. Он автоматически считается гражданином, причем с момента рождения.
- На момент рождения ребенка один из родителей должен быть подданным Хорватии. В этом случае неважно был ли рожден малыш на территории республики или в любой другой стране. Данный пункт распространяется на детей, рожденных вне брака.
- При проживании ребенка за границей родитель с хорватским гражданством должен составить заявление в письменном виде для присуждения отпрыску гражданства. Это является обязательной процедурой, и ее невыполнение карается по законодательству. Но если страна проживания и гражданство другого родителя совпадают, то заявление не всегда одобряется.
- Если ребенок рожден на территории Республики Хорватии и об его родителях ничего не известно то он признается гражданином автоматически. Но в случае выяснения до достижения им возраста 14 лет, что родители иностранные подданные, гражданство аннулируется. При переезде родителей несовершеннолетние дети автоматически получают гражданство.
Этапы получения гражданства
Хорватское гражданство достигается при прохождении трех этапов:
- Трудоустройство. Поиск работы актуален для высококлассных специалистов;
- Предпринимательство. Для ведения бизнеса нужно получить разрешение в консульстве: предоставить бизнес-план и справку из банка, подтверждающую наличие средств. Пожалуй, это самый дорогостоящий способ: только регистрация фирмы обойдется в 4000 евро;
- Приобретение недвижимости. Хорватия славится красивыми и тихими курортами, поэтому покупка небольшой виллы мечта многих. К тому же, цены на апартаменты вполне приемлемые. Также правительство планирует выдавать паспорта в обмен на инвестиции, но на данный момент их сумма не установлена;
- Брачный союз. Если через 5 лет, пара не расстанется, то иностранному партнеру будет присуждено гражданство;
Свидетельство о браке выдаваемого в Хорватии
Таким образом, можно выделить основные требования для получения гражданства:
- достижение 18 лет;
- отличное владение хорватским языком;
Алфавит хорватского языка
Министерство внутренних дел страны рассматривает каждый случай индивидуально. Поэтому получение гражданства – это длительный процесс. Как показывает практика, в большинстве случаев он занимает около 10 лет. Данный срок можно сократить, если получиться исключить получение ПМЖ.
Гражданство Хорватии базируется на законе «О гражданстве Хорватии», который был издан в 1991 году. С тех пор вносились небольшие поправки, но они не повлияли существенно на процедуру.
Государственные власти Хорватии не признают двойное гражданство.
Это означает, что вне зависимости от того, какое второе гражданство человека, он рассматривается только как законный житель республики и в правах приравнивается к другим гражданам согласно пункту 2 ст. 8 закона о гражданстве.
Хорватское гражданство подтверждается карточкой удостоверения личности, паспортом и воинским билетом (для мужчин).
Хорватский паспорт
С 1 июля 2013 года Хорватия стала членом Евросоюза. На данный момент для внутренних целей и путешествий гражданам достаточно иметь удостоверение личности. Для международных поездок за пределы Евросоюза необходимо иметь биометрический паспорт. Он действует 5 или 10 лет и не возобновляется. По истечении срока нужно оформлять новый документ.
Иностранное лицо, которое имеет паспорт Хорватии, автоматически получает права гражданина Евросоюза, в том числе на свободное проживание в странах Шенгена. На данный момент уровень жизни в самой Хорватии также является достаточно высоким.
Подробная карта Шенгенской зоны
Разрешено ли двойное гражданство Хорватии и России
Иметь двойное гражданство в Хорватии с Россией и другими иностранными государствами запрещено в 2022 году. Страна не признает двойного гражданства. В виде исключения от предыдущего гражданства не придется отказываться этническим хорватам и женам и мужьям граждан этой страны.
Утрата хорватского гражданства
Отказ от гражданства возможен только по собственному желанию, в том числе при получении паспорта другой страны. Принудительный отказ запрещен законодательными актами.
Для оформления документов на аннулирование гражданства необходимо соответствовать нескольким критериям:
- Достижение совершеннолетия, то есть 18 лет.
- Отсутствие военных обязанностей. Для мужчин прохождение службы в армии обязательно.
- Документальное подтверждение наличия гражданства другой страны. Желательно иметь нотариально заверенный перевод.
Заявление на отказ отклоняется, если гражданин имеет какие-либо задолженности перед государством или семьей. В таком случае смена гражданства невозможна.
Карточка вида на жительство в Хорватии
С одной стороны, получение гражданства Хорватии кажется простой и несложной процедурой. С другой, учитывая многочисленные нюансы налогообложения, порой встречаются трудности, и страну не назовешь лучшим выбором для переезда. Правила получения гражданства ежегодно ужесточаются и, по мнению многих экспертов, они строже, нежели в Швейцарии.
Гражданство Хорватии для россиян — инструкция по получению в 2022 году
Расположенная на Юге Европы Хорватия, притягивает эмигрантов не только хорватским паспортом со всеми правами гражданина Евросоюза. Здесь можно выбрать для жительства Адриатическое побережье, Среднедунайскую низменность либо Динарское нагорье. К тому же экономика Хорватии показывает хорошие темпы развития, особенно туристическая отрасль.
Хорватия на карте
Хорватское гражданство. Основная информация
В Хорватии действует Закон о гражданстве от 1991 года. В него были внесены изменения и дополнения в 1992, 2011 и 2015 годах.
Основания для получения гражданства Хорватии
Законодательство предполагает смешанную систему приобретения гражданства. Базовым принципом является происхождение (лат. Ius sanguinis, принцип крови), а второстепенным – место проживания (лат. Ius salt).
Натурализация
Получение хорватского гражданства путем натурализации предполагает постоянное проживание в республике минимум 8 лет. Также нужно будет показать хорошее владение хорватским языком, принимать культурные традиции и быть законопослушным.
Воссоединение семьи и брак
Супруги хорватских граждан могут претендовать на гражданство через 5 лет проживания в стране. При этом они не должны надолго покидать территорию республики (10 месяцев за весь период и единоразово не более чем на 6 месяцев).
Гражданство могут получить родственники по прямой линии, приехавшие к гражданам Хорватии или легально проживающим здесь иностранцам. Для этого нужно получить ВНЖ, ПМЖ и пройти натурализацию на общих основаниях.
По рождению
Автоматически хорватское гражданство получают младенцы, если:
- Оба родителя подданные Хорватии;
- Один из родителей хорват и ребенок рожден на территории республики;
- Один из родителей хорватский подданный, а второй без гражданства или неизвестен, а ребенок родился заграницей.
Рожденные за пределами Республики Хорватии, у которых только один из родителей ее гражданин, а другой — иностранец, также могут получить гражданство. Для этого специальное заявление должен подать родитель либо лично заявитель, если ему 18 лет и он проживает минимум 5 лет в Хорватии.
Бизнес в Хорватии, инвестиции в экономику
В Хорватии нет каких либо льгот для инвесторов при получении гражданства. Бизнесмены должны зарегистрировать компанию в республике, стать ее директором и получить разрешение на работу, ВНЖ. Далее все идет как при натурализации.
Покупка недвижимости в Хорватии, влияет ли это на получение гражданства?
Владение недвижимостью не является значимым преимуществом при получении гражданства. Зато ее покупка позволяет достаточно просто получить первый ВНЖ и продлевать его впоследствии.
Физическому лицу необходимо получить разрешение от Министерства юстиции, что требует времени. Юридические лица, зарегистрированные зарубежом, также могут оформлять сделки с недвижимостью после получения разрешения. Юрлица с регистрацией в Хорватии могут делать это без ограничений.
Процесс получения хорватского гражданства в 2022 году
Заявление о предоставлении хорватского гражданства подается в отделение полиции либо в консульское представительство зарубежом. Решение принимается министром МВД, после чего публикуется поименный список в официальном СМИ.
Требования для претендента на гражданство
Претенденты на хорватское гражданство должны:
- быть старше 18 лет;
- иметь статус ПМЖ и проживать в республике необходимое количество лет;
- знать хорватский язык и латинский алфавит;
- иметь базовые знания о культуре и общественном устройстве Хорватии;
- предоставить гарантии, что откажется от гражданства страны происхождения при положительном решении.
Отказываться от гражданства страны происхождения не обязательно рожденным в Хорватии, супругам граждан Хорватии и лицам, предоставившим республике особые заслуги.
Среди требований к претенденту на гражданство Хорватии есть и субъективное: «из поведения заявителя можно сделать вывод, что он уважает правопорядок и обычаи в Республике Хорватии и что он принимает хорватскую культуру».
Получение ВНЖ и ПМЖ
Первый ВНЖ иностранцам выдают на 1 или 2 года, что зависит от причины обращения за ним. ВНЖ можно несколько раз продлевать. Через 5 лет проживания в республике на основании продлеваемого ВНЖ можно подать заявление на бессрочный ВНЖ или сразу на ПМЖ.
Для одобрения прошения о ПМЖ иностранец должен отсутствовать в стране за предыдущий 5-летний период не более 10 месяцев. Также придется доказать наличие места жительства, медицинской страховки и стабильного дохода, достаточного для покрытия базовых потребностей.
Сбор и подача документов
Хорватские уполномоченные лица принимают только документы на хорватском языке или заверенные переводы на него иностранных документов.
К заявлению на приобретение хорватского гражданства нужно приложить:
- резюме с обоснованием причины обращения;
- загранпаспорт или другое удостоверение личности с указанием гражданства;
- свидетельство о рождении, о браке;
- справку о несудимости из страны происхождения и страны постоянного проживания.
Дополнительно могут потребовать трудовой договор, медицинскую страховку, спонсорское письмо супруга, подтверждение доходов (кроме официальной зарплаты) и другие документы.
Тест на знание языка и истории Хорватии
От тестирования освобождаются получившие диплом об образовании в Хорватии. Также освобождение получают лица, предоставившие справку из иностранного ВУЗа о прохождении программы на хорватском либо предоставлении сертификата знания языка на уровне В1.
Как проходит тест?
Тестирование претендентов на гражданство проводится непосредственно в момент обращения в полицейский участок. Так, заявителю предлагается ответить на 15 вопросов по культуре, истории и общественному устройству Республики Хорватия. Вопросы выбирает чиновник на свое усмотрение из рекомендуемого перечня. Они могут предполагать выбор одного правильного ответа из представленных или написание правильного ответа. Нужно дать правильные ответы минимум на 10 вопросов.
Проверка знания языка происходит путем заполнения заявления на гражданство. Сделать это необходимо самостоятельно, без консультаций чиновника либо сторонних лиц.
Рекомендации по подготовке к тестированию
При подготовке к тесту на знание культуры и общественного строя рекомендуется внимательно изучить рекомендуемые 100 вопросов в приложении к Указу о проверке знаний.
Язык на базовом уровне после нескольких лет проживания в Хорватии знают все. Вначале для его изучения обычно идут на курсы, а затем практикуют в повседневной жизни.
Сроки оформления гражданства
Среднее время рассмотрения документов на гражданство Хорватии составляет 2-3 месяца. В некоторых случаях время изучения основных и дополнительно затребованных документов может растянуться до года.
Затраты на получение гражданства
Пошлина за обработку документов на предоставление хорватского гражданства оплачивается после принятия решения. Квитанцию на оплату заполняет инспектор в отделении полиции при оглашении решения. Если гражданство предоставлено, то пошлина составит 1050 кун. В случае отказа, нужно оплатить 35 кун за обработку документов.
Разрешено ли в Хорватии двойное гражданство?
Двойное гражданство в Хорватии разрешено не для всех. Оставить гражданство страны происхождения могут супруги хорватов.
Отказ в получении хорватского гражданства, какие причины?
В основном в хорватском гражданстве отказывают при отсутствии стабильного источника доходов либо отсутствия в стране больше разрешенного срока. Также иногда принимается промежуточное решение: двухлетняя гарантия предоставления гражданства. Это происходит, если соискатель хорватского подданства соответствует всем требованиям, кроме отказа от гражданства страны происхождения. Такой заявитель может получить хорватское гражданство, если откажется от предыдущего в течение 2 лет.