Опубликован план мер правительством в рамках первого этапа стратегии развития туризма в РФ
“Утвердить прилагаемый план мероприятий на 2021-2024 годы по реализации первого этапа Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации плана, представлять в Ростуризм раз в полугодие, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о ходе его реализации. Ростуризму ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным, представлять в правительство РФ доклад о ходе реализации плана”, — следует из проекта распоряжения председателя правительства РФ Михаила Мишустина об утверждении документа.
Согласно плану, Ростуризм продолжит реализацию механизма льготного кредитования инвесторов, которые инвестируют средства в туристическую инфраструктуру. За счет субсидирования части процентной ставки по кредитам должны быть построены или реконструированы отели, санатории (в том числе объекты санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), многофункциональные комплексы. Также ведомство будет поддерживать региональные программы субъектов РФ по проектированию туристского кода центров городов, созданию кемпингов и автокемпингов.
До четвертого квартала 2022 года Минстрой России, Ростуризм и АО “Корпорация Туризм.РФ” будут заниматься поддержкой и софинансированием инвестпроектов с длительным сроком окупаемости.
“Совместно с регионами Ростуризм ежегодно будет обеспечивать поддержку общественных инициатив в форме межбюджетных трансфертов на обустройство пляжей; формирование локальных точек притяжения в деревнях, селах, городках; поддержку доработки существующих и создаваемых национальных брендовых туристических маршрутов (формирование дополнительных точек притяжения, санитарных зон, навигации, другой необходимой инфраструктуры)”, — говорится в документе.
Кроме того, Ростуризм и субъекты РФ должны разработать туристические территориальные проекты (четвертый квартал 2022 года – ежегодно), субсидии на них предоставит госкорпорация развития ВЭБ.РФ. В свою очередь, АО “Корпорация Туризм.РФ” займется разработкой мастер-планов туристских территорий: не менее трех должно быть представлено до конца 2021 года, количество реализуемых в этом году инвестпроектов – не менее 50.
До 2024 года запланирована грантовая ежегодная поддержка общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Продолжится также внедрение мер по стимулированию межрегиональных турпоездок разного формата (и в межсезонье), в том числе программа распродажи туров с кешбэком и субсидирование чартерных рейсов по России. До четвертого квартала 2024 года Ростуризм должен представить в правительство РФ программу поддержки и продвижения событийных мероприятий (не менее 12 событий в год), а также комплекс мер, направленных на популяризацию внутреннего туризма (рекламные кампании, формирование трендов) и развитие портала Russia.Travel.
В соответствии с планом, МИД РФ к третьему кварталу 2024 года должен реализовать комплекс мер по облегчению визового режима для иностранных туристов и упросить выдачу электронной визы. Ростуризм же продолжит заниматься продвижением межправительственных соглашений по безвизовым групповым поездкам с иностранными государствами. Стратегия также включает меры по продвижению российского турпродукта на зарубежные рынки, в том числе, субсидии туроператорам, привозящим иностранным туристов.
Запланирована также разработка комплекса мер по созданию и модернизации инфраструктуры особо охраняемых природных территорий для развития экотуризма. Кроме того, на первом этапе правительство рассчитывает заняться разработкой мер по развитию инфраструктуры водного, автомобильного туризма и других видов туризма.
Среди мер первого этапа стратегии развития туризма – обеспечение повышения защиты интересов туристов и прозрачности туристской индустрии путем запуска в эксплуатацию Единой информационной системы “Электронная путевка”. Срок реализации этой задачи – четвертый квартал 2024 года. Как сообщалось, общественные организации в сфере туризма неоднократно выступали против внедрения системы, которая предполагает сбор данных обо всех продаваемых туроператорами путевках, включая параметры и стоимость поездок.
Утверждена Стратегия развития туризма в России до 2035 года!
Одним из принципов, который необходимо учитывать при решении задач развития туризма является обеспечение его безопасности!
Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №2129-р утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия).
Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.
Стратегией, в частности, предусматривается комплексное развитие и благоустройство туристских территорий, включая развитие туристской, коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов, обходов крупных городов, железных дорог и участков водных путей).
Разработчики Стратегии учли важнейший фактор и условие развития туризма – Безопасность!
Учтена также и непосредственно безопасность туристов, особенно при занятии ими активными и экстремальными видами туризма, организация их информирования, страхования, поиска, спасения и оказания помощи. А еще, что не менее важно, – комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объектов туристской, обеспечивающей и транспортной инфраструктуры, территорий, курортов и туристских кластеров, подготовка персонала этих объектов.
Для туристической отрасли Безопасность – многогранная задача, охватывающая практически все аспекты туристской деятельности.
Она в различных вариациях входит в компетенцию сразу множества федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, владельцев объектов и территорий, а также различных профессиональных объединений, союзов и ассоциаций.
Это ставит на повестку необходимость организации их четкого межведомственного взаимодействия и информационного обмена. При этом важны согласованность действий всех вовлеченных в этот процесс структур, их координация и контроль.
Отрадно, что обеспечение безопасности в сфере туризма определено (и это впервые!) в качестве одного из важнейших принципов реализации Стратегии! В Стратегию включен специальный раздел № 14 “Обеспечение безопасности в сфере туризма”.
Хотя отдельные, специфические моменты в части обеспечения безопасности различных направлений туристской деятельности и перевозок нашли свое отражение и в других разделах Стратегии.
Минэкономразвития России уже разработан проект плана реализации Стратегии, в котором дана детализация и конкретизация положений Стратегии.
Стоит напомнить также, что в Санкт-Петербурге в рамках 23-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO) состоялось заседание Координационного совета по развитию туризма в РФ под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец. Координационным советом по предложению Ольги Юрьевны сформированы 12 рабочих групп. Их ближайшей задачей станет доработка проекта плана мероприятий по реализации Стратегии. А в последующем эти группы будут осуществлять разработку предложений по совершенствованию законодательного и нормативного правового регулирования в сфере туризма по основным направлениям, организовывать мониторинг, осуществлять меры по координации и взаимодействию. Рабочим группам пределен срок (до 4 октября 2019 года) для рассмотрения проекта плана мероприятий реализации Стратегии, по его дополнению и корректировке.
И очень важное – с учетом рекомендаций Ассоциации “Безопасность туризма” была также создана Рабочая группа по безопасности в сфере туризма. В соответствии с регламентом работы Координационного совета председатель Правления Ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь назначен руководителем рабочей группы «Безопасность в сфере туризма».
Эта рабочая группа на сегодня фактически уже сформирована и приступила к исполнению возложенных задач.
Ближайшее установочное заседание рабочей группы по безопасности в сфере туризма в полном составе намечено на 4 октября 2019 года, которое состоится на базе Правительства Российской Федерации.
А перед этим, исходя из жестких сроков, на базе Минэкономразвития России и Ассоциации “Безопасность туризма” пройдут рабочие встречи и обсуждения с участием отдельных её членов и экспертов предложений в план мероприятий по реализации Стратегии.
________________________________________
Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, скачать >
Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма
Министерство культуры Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Минкультуры России разработаны методические рекомендации с целью оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.
Особенность регионального уровня развития туристско-рекреационного комплекса (далее – ТРК) связана с реализацией следующих основных принципов:
-принципы обратной связи, предполагающий учет степени удовлетворения потребностей при выработке управленческих решений;
-принципы системности и комплексности, утверждающие взаимозависимость элементов ТРК; в соответствии с чем функционирование и развитие элементов ТРК осуществляется в результате взаимодействия их друг с другом и с окружающей их средой.
Эффективность развития регионального туристско-рекреационного комплекса определяется решением двух основных задач:
1. Удовлетворенность потребностей людей в качественном отдыхе, лечении, реабилитации, воспроизводстве интеллектуальных и эмоциональных сил.
2. Стимулирование устойчивого социально-экономического развития региона.
Удовлетворение потребностей людей в качественном отдыхе, лечении, реабилитации, воспроизводстве интеллектуальных и эмоциональных сил
Развитие инфраструктуры туристско-рекреационной сферы региона
Развитие трансп. инфраструктуры
Прямые гос. инвестиции
Развитие оздоровительных и культурных центров
Разработка мер налогового регулирования
Повышение качества туристско-рекреационных услуг
Стандартизация туристско-рекреационных услуг
Разработка национальных стандартов
Классификация средств размещения
Проведение классификации в соответствии с порядком классификации гостиниц и иных средств размещения
Обеспечение условий для личной безопасности туристов
Формирование целевых программ для правоохранительных органов и частных охранных предприятий.
Создание условий для увеличения объемов частных инвестиций и роста конкуренции
Формирование системы налоговых льгот.
Развитие малого предпринимательства
Упрощение порядка регистрации и ведения хозяйственной деятельности.
Стимулирование устойчивого социально-экономического
Сохранение и воспроизводство природных и культурно-исторических
Осуществление природоохранной деятельности
Государственное финансирование развития ООПТ
Правовое обеспечение и государственный контроль развития ТРК на ООПТ.
Осуществление охраны и рациональной эксплуатации объектов культурного наследия региона, развитие народных промыслов и ремесел
Государственное финансирование культурно-исторических объектов
Контроль за использованием объектов в туристско-рекреационной сфере
Поддержка местных промыслов и народных ремесел
Разработка, принятие и контроль соблюдения градостроительных регламентов
Правовое обеспечение, общественный и государственный контроль
Расширение рынка труда и повышения занятости населения
Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для туристско-рекреационной сферы
Разработка гос. обр. стандартов.
Формирование непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров для туристской индустрии
Регулирование миграционной активности населения при реализации крупных инвестиционных проектов
Активизация въездного и внутреннего туризма
Формирование и реализация государственной маркетинговой стратегии продвижения туристских продуктов
Разработка и выполнение целевых программ, развитие сетей туристско-информационных центров и продвижение туристских продуктов в сети Интернет
Создание туристско-рекреационных кластеров
Целевое выделение земельных участков, правовое обеспечение, налоговые льготы.
Одним из важных показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма является показатель туристской привлекательности региона. Туристская привлекательность региона зависит от множества факторов, на которые можно воздействовать с помощью выработки правильных и грамотных управленческих решений в сфере туризма на региональном уровне.
В представленной таблице приведены основные факторы, по которым оценивается привлекательность туристского региона (дестинации). Каждый фактор рекомендуется характеризовать набором показателей, которые имеют ряд признаков.
Факторы, определяющие привлекательность туристской дестинации.
Наличие туристско-рекреационных ресурсов, обладающих привлекательностью для потенциального туриста, формирующих туристский интерес, определяющих цель путешествия и туристские ожидания
Наличие выдающихся природных объектов
Народные промыслы, фольклор
Объекты религиозного туризма
Проведение известных культурных мероприятий
Проведение музыкальных и фольклорных фестивалей
Организация и проведение ярмарок, выставок
Доступность туристской дестинации
Территориальная (транспортная) доступность
Удаленность от места проживания туриста
Разнообразие (количество) видов транспорта для доставки туристов в дестинацию
Среднее время в пути
Наличие беспересадочных вариантов доставки
Необходимость оформления визы или безвизовый режим
Упрощенный порядок оформления визы
Сроки оформления визы
Стоимость оформления визы
Стоимость турпродукта (тура) в дестинацию
Стоимость доставки туриста
Стоимость сопутствующих услуг
Наличие достаточного количества информации по дестинации в интернете, печатных СМИ и других источниках
Наличие информации на языке, доступном для туриста
Язык общения в дестинации
Инфраструктура туристской дестинации
Наличие гостиниц определенной звездности, интересующих туриста
Наличие свободных мест в интересующий гостя период
Инфраструктура общественного питания
Наличие ресторанов, кафе и т.п.
Интерес туриста к национальной кухне
Наличие «брендовых» национальных блюд
Транспортная инфраструктура внутри дестинации
Наличие общественного транспорта
Загруженность дорог (пробки)
Наличие специфической туристской инфраструктуры в зависимости от специфики вида туризма
Наличие пунктов проката спортивного снаряжения
Наличие сопутствующих услуг
Наличие привлекательных для туриста объектов развлечений
Наличие необычных развлечений (участие в национальных обрядах и т.п.)
Уровень цен в дестинации (соотношение цена-качество)
Цена основного турпродукта
Цена сопутствующих товаров и услуг
Уровень цен на товары и услуги, потребляемые в процессе путешествия
Уровень цен на товары, приобретаемые в дестинации и потребляемые в месте постоянного проживания туриста
Природные условия туристской дестинации
Природные туристско-рекреационные ресурсы и условия
Климатические и погодные условия
Особенности рельефа и геологического строения
Безопасность пребывания в дестинации
Уровень преступности в дестинации
Возможность получения необходимой медицинской помощи
Общая экологическая и эпидемиологическая обстановка в дестинации
Безопасность багажа и т.п.
Уровень преступности в дестинации
Сохранность багажа на транспорте и в гостинице
Комфортность пребывания туриста в дестинации
Отношение местного населения к приезжим
Степень доброжелательности местного населения к туристам
Готовность местного населения к коммуникации с туристом (знание языка общения)
Родной или знакомый язык общения
Знание местных обычаев и особенностей
Исходя из концепции эффективности развития туристско-рекреационного комплекса регионов Российской Федерации, анализа региональных программ развития туризма, а также использования Плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержден Правительством Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 2246-р) и «Дорожной карты» по предоставлению отчетности о выполнении Плана реализации Стратегии по развитию туризма до 2020 года был разработан набор критериев (индикаторов) и показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти.
Разработанный набор критериев характеризует как объективные показатели привлекательности и конкурентоспособности туристской дестинации и возможности предоставления качественных туристско-рекреационных услуг различным категориям потребителей, так и отражает роль туризма в социально-экономическом развитии субъектов. Каждый критерий (индикатор) представлен набором показателей, имеющих количественное выражение.
В основе методических рекомендаций по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере туризма лежит мониторинг субъектов на основе разработанной системы критериев (индикторов).
Мониторинг оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма предполагает сбор и обработку информации, необходимой для проведения расчетов основных показателей, совершенствование системы показателей (индикаторов) развития туризма в регионах, разработка рекомендуемых мер по совершенствованию состава показателей на основе результатов мониторинга.
Задачей мониторинга также является анализ основных тенденций и проблем развития туризма в регионах.
Алгоритм проведения мониторинга:
– сбор и обработка информации по основным показателям, включенным в систему показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
– анализ основных тенденций изменения показателей;
– выявление основных проблем развития туризма в регионе на основе полученных данных;
– совершенствование системы показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
– совершенствование системы государственной и ведомственной статистической отчетности в части формирования системы показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма.
Основными критериями формирования системы показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма являются:
– формирование актуального информационного поля о динамике развития туризма в регионе;
– оценка развития туризма в регионе на основе количественных и качественных показателей;
– достижение целевых показателей реализации отдельных региональных программ развития туризма;
– улучшение динамики основных показателей развития туризма в регионе.
В соответствии с Постановлением Правительства России от 03.11.2012 N 1142 (ред. от 26.11.2015) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», комплексная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма будет определяться по формуле:
Ик1 – сводный индекс значения критерия «Туристский поток»
Ик2 – сводный индекс значения критерия «Туристские услуги»;
Ик3 – сводный индекс значения критерия «Гостиничные услуги»;
Ик4 – сводный индекс значения критерия «Трудовые ресурсы»;
Ик5 –сводный индекс значения критерия «Объекты туристкой инфраструктуры»;
Ик6 – сводный индекс значения критерия «Рекламная деятельность регионов по продвижению туристских продуктов и услуг»;
Ик7 – сводный индекс значения критерия «Образование в сфере туризма»;
Ик8 – сводный индекс значения критерия «Программные мероприятия»;
Ик9 – сводный индекс значения критерия «Развитие «безбарьерного туризма»;
Ик10 – сводный индекс значения критерия «Роль туризма в экономике региона»;
Ик11 – сводный индекс значения критерия «Оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере развития туризма
Сводный индекс значения каждого из критериев определяется как сумма сводных индексов каждого из показателей.
Сводный индекс значения каждого из показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма определяется по формуле:
Ип = 0,6 х Ист + 0,4 х Исо,
Ист – ранжированный индекс среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
Исо – ранжированный индекс среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Индекс среднего темпа роста показателя эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется:
Т – значение среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
Тмин – минимальное значение среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
Тмакс – максимальное значение среднего темпа роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному.
Индекс среднего объема показателя эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется по формуле:
О – значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
Омин – минимальное значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному;
Омакс – максимальное значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному.
Средний темп роста показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
Пj – значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный период;
Пj-1 – значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному;
Пj-2 – значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за год, предшествующий на 2 года отчетному;
Пj-3 – значение показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за год, предшествующий на 3 года отчетному.
Значение среднего объема показателя критерия эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за отчетный год и 2 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма заполняют форму направляют в Министерство культуры Российской Федерации для дальнейшей обработки.
В целях получения комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма необходимо учитывать их индивидуальную оценку, которая присуждается на основе экспертного мнения комиссии, формируемой Министерством культуры Российской Федерации.
Комплексная оценка эффективности деятельности региональных туристских администраций может являться основой для составления рейтинга регионов. В основу составления рейтинга должны быть положены официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Федерального агентства по туризму, а также данные, полученные по запросам Министерства культуры Российской Федерации от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма для осуществления мониторинга реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, отражающие их деятельность по созданию условий для продвижения туристских возможностей региона.
Показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма в_________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
Музей мадам Тюссо в Лондоне
Музей мадам Тюссо в Лондоне (Madame Tussauds)
Музей мадам Тюссо в Лондоне, расположенный в фешенебельном районе Мэрилебон, заслуженно считается одним из символов столицы Великобритании наряду с Биг-Беном, Букингемским дворцом, Гайд-парком и другими. Его еще называют «достопримечательностью с человеческим лицом». Точнее, с тысячей лиц – по числу выставленных здесь восковых фигур известных деятелей разных эпох, включая ныне живущих. В залах Музея мадам Тюссо всегда находится место и для восходящих звезд политики или искусства: не успевает иной отпраздновать победу на выборах или успех своей премьеры, как его фигура тут как тут, уже установлена – на радость фанатам и поклонникам!
Сэкономь на путешествии!
Видео: Музей мадам Тюссо в Лондоне
Основные моменты
Каждый год знаменитый лондонский музей посещает порядка 2,5 млн человек. Этот показатель говорит сам за себя: интерес к уникальной коллекции огромен. Персонажи, представленные в Музее мадам Тюссо, всегда актуальны. Они отражают наше прошлое и настоящее, оставаясь при этом над временем и воспринимаясь как часть общемировой истории. Собранные мадам Тюссо и ее последователями коллекции учат нас толерантности, способности оценивать разные эпохи со стороны и делать это объективно и непредвзято.
Конечно, экспозиция не носит познавательного характера, и в этом плане Музей мадам Тюссо в Лондоне уступает Лувру в Париже или Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Но посетители со всех уголков планеты приходят сюда не за новыми знаниями, а чтобы посмотреть на известных деятелей и собственных кумиров. Причем для многих это не развлечение, а единственная возможность воплотить сокровенную мечту увидеть их если не вживую, то хотя бы в копиях, максимально приближенных к оригиналам, посмотреть им в глаза. Человек так устроен, что он всегда стремится к звездам. И неважно, что они на Земле и сделаны из воска…
Кто такая мадам Тюссо?
Рассказать о музее и при этом не поведать о его основательнице – это было бы неправильно. Кто же она, мадам Тюссо? Как оказалось, личность с самобытной и насыщенной биографией.
Мария Тюссо, урожденная Анна Мария Гросхольц, появилась на свет 1 декабря 1761 года в Страсбурге, в бедной семье. Ее отец погиб в Семилетней войне незадолго до рождения дочери. В этом городе в ту пору жил и творил доктор Филипп Кёртис, в доме которого мама нашей героини работала экономкой. Он занимался изготовлением моделей из воска, целиком отдаваясь любимому делу. Девочка наблюдала за ним, проявляла интерес. Он с готовностью делился с ней секретами мастерства, обучал и наставлял, видя, что у нее не просто детское любопытство.
В 1765 году мсье Кёртис изготовил поистине шедевр – восковую фигуру любовницы «короля-солнце» Людовика XIV Марии Жанны Дюбари. Через пять лет учитель Марии представил на суд публики свою первую коллекцию, впоследствии пользовавшуюся большой популярностью. Следующие выставки были организованы в Париже: в 1776 году во дворце Пале-Рояль, в 1782-м – на бульваре дю Тампль. Примерно в это же время начала заявлять о себе и будущая мадам Тюссо. Ее первой работой стала восковая копия Вольтера, изготовленная в 1777 году. За ней последовали модели Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина.
Она же создала посмертные слепки членов королевской династии Бурбонов, свергнутой во время Великой Французской революции 1789 года. В 1794 году случилось событие, ставшее поворотным в ее судьбе: скоропостижно умер Филипп Кёртис и богатое собрание восковых фигур перешло к ней. Это стало наградой за тридцатилетнюю преданность, за помощь в организации выставок доктора, ведении его дел. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. В браке родились два сына: Жозеф и Франсуа. Однако счастливым этот союз не стал. Ее супруг стал злоупотреблять алкоголем и пристрастился к картам, в которые проигрывал практически всё, что она зарабатывала на выставках.
В 1802 году, решив оставить безнадежно опустившегося мужа, мадам Тюссо вместе с коллекцией перебралась в Лондон. Но через год началась очередная англо-французская война, которая закрыла ей путь к возвращению на родину. Мария решила гастролировать со своей выставкой по Великобритании и Ирландии, и так продолжалось вплоть до 1835 года, пока по настоятельному совету сыновей не решила «осесть» по постоянному адресу. Известный скульптор скончалась во сне 18 апреля 1850 года в возрасте 88 лет, оставив после себя единственный в своем роде музей восковых фигур. Впоследствии филиалы Музея мадам Тюссо открылись в таких городах, как Амстердам и Вашингтон, Нью-Йорк и Гонконг, Лас-Вегас и Копенгаген, Берлин и Шанхай, Вена и Лос-Анджелес.
Экскурс в историю музея
Власти Лондона в 1835 году выделили Марии помещения на знаменитой улице Бейкер-стрит, известной нам по произведениям Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Одно из центральных мест в музее занимал так называемый «Кабинет ужасов», предшественником которого стала уже упомянутая выставка на парижском бульваре дю Тампль. В соседних помещениях расположились фигуры павших в ходе Французской революции, а также убийц и других преступников, имена которых были тогда на слуху. В дальнейшем коллекция пополнилась моделями других известных людей. Например, постоянную «прописку» тут получили всемирно известный писатель Вальтер Скотт и именитый британский вице-адмирал Горацио Нельсон (разумеется, восковые).
Первоначально общее количество фигур не превышало трех десятков, и они смотрелись как живые. Однако потом реалистичность стала теряться, поскольку с течением времени ухудшалось качество материала. Поиск способа, как продлить жизнь моделям, стал задачей номер один. И он был найден и запатентован. С тех пор фигурам ничего не угрожало, если не считать большого пожара, который случился в 1925 году, и разрушительных бомбардировок немецкой авиации в 1941-м. После этого музей пришлось восстанавливать из руин, этим занимались правнуки Тюссо. Тогда он находился уже по новому адресу – в районе Мэрилебон.
Музей мадам Тюссо: что посмотреть?
Первое, с чем придется столкнуться посетителю знаменитой сокровищницы восковых шедевров, это. очередь. Она поистине огромна и кажется нескончаемой. Но всё же слишком долго ждать не придется: минут 30-40, и вот вы уже у кассы, где можно приобрести заветный билет. На входе гостей встречает фигура худощавой пожилой женщины в черном, но с добрым лицом и круглыми очками на носу. Знакомьтесь: это сама мадам Тюссо. Точнее, скульптура-автопортрет, которую основательница музея собственноручно изваяла из воска – только не удивляйтесь! – в 81-летнем возрасте. Она как бы приглашает войти.
Итак, входим… Перед нами несколько тематических залов, по которым рассредоточены экспонаты. Осмотреть все за короткое время не получится, на это понадобится часа два-три, а то и больше. Все фигуры в Музее мадам Тюссо настолько примечательны, что буквально каждую хочется сфотографировать на память. Также можно сделать собственный снимок на фоне той или иной знаменитости, поэтому еще до экскурсии позаботьтесь, чтобы в фотоаппарате хватило заряда. И постарайтесь не израсходовать его на «Мировой арене» – самом большом зале, где собраны фигуры политиков и деятелей культуры, охватывающие период от Средних веков и до наших дней. Особый трепет вызывают старейшие из них, ведь их изготавливала сама мадам Тюссо.
Оскар Уайльд и Вильям Шекспир, королева Великобритании Елизавета II и ее супруг принц Филипп, принцесса Диана и ее сыновья принцы Уильям и Гарри, герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон – это далеко не полный список известных людей, фигуры которых находятся в этом зале. Тем более что в другой его половине «поселились» главнейшие политические и религиозные деятели, чьи решения оказали заметное влияние на ход человеческой истории. Среди них самый известный британский премьер Уинстон Черчилль и одиозный нацистский лидер Адольф Гитлер, погибшая от пуль сикхских сепаратистов Индира Ганди и бывший французский лидер Николя Саркози. Вокруг фигуры 44-го президента США Барака Обамы даже воссоздана обстановка знаменитого Овального кабинета в Белом доме. Слева от американского коллеги стоит фигура российского президента Владимира Путина, сохраняющего спокойствие и уравновешенность.
Самым известным залом Музея мадам Тюссо в Лондоне является «Комната ужаса». Уже название говорит о том, что детям до 12 лет, будущим мамочкам и лицам с лабильной психикой предпочтительнее сюда не заглядывать. Собранные здесь экспонаты являют перед нами мрачные и откровенно кровавые страницы человеческой истории. Орудия средневековых пыток – самое безобидное, что можно здесь увидеть. Настоящий ужас вселяют отрубленные головы всех восьми жен английского короля Генриха VIII Тюдора, фигуры отъявленных убийц и маньяков, «прославившихся» ужасными преступлениями на весь мир.
Адреналина и острых ощущений добавляют и сотрудники музея. Они, одетые в черное, внезапно выныривают из темноты и хватают за руки посетителей. Если попадают на женщину, то громкий визг гарантирован. Впрочем, подобные «спецэффекты» не останавливают иных туристов, которые в погоне за острыми ощущениями изъявляют желание… остаться тут на ночь. 100 фунтов стерлингов в кассу – и мечта исполняется. И таких смельчаков, говорят, предостаточно.
Отвлечься от политики и ужасов поможет другая часть зала «Мировая арена». Она посвящена музыке и музыкантам. Вот на диванчике расположилась знаменитая ливерпульская четверка «Битлз». Робби Уильямс и Фредди Меркьюри в компании с Джимми Хендриксом и Бейонсе словно смотрят куда-то в зрительный зал и ждут аплодисментов. А вот и кокетливая Кристина Агилера, готовая дать автограф. Во взгляде Джастина Тимберлейка, девятикратного призера «Грэмми», читается недоверчивость: может, показалось? Пласидо Доминго, как и подобает легенде оперной сцены, аристократично расположился чуть поодаль от всех.
Заглянем в следующий зал Музея мадам Тюссо. Он носит название «Вечеринка списка А». Здесь словно в элитном клубе для избранных собрались мировые селебрити. Неразлучные Анджелина Джоли и Брэд Питт сидят за одним столиком с Джорджем Клуни. Рядом – звездная пара Дэвида и Виктории Бэкхем. Поклонники нашумевшего фильма-катастрофы «Титаник» с удовольствием жмут руку Леонардо ди Каприо, который исполнил роль Джека Доусона. Немало желающих получить фото с Робертом Паттинсоном, сыгравшем Эдварда Каллена в вампирской саге «Сумерки». Нет отбоя и от желающих поближе рассмотреть эротичные формы американской актрисы Дженнифер Лопес.
Настоящей меккой для киноманов стала «Ночь премьеры» – зал, в котором собраны восковые фигуры звезд американского Голливуда. Взгляд сразу фокусируется на Арнольде Шварценеггере, который представлен в образе своего культового героя Терминатора. Здесь же находятся копии Майкла Дугласа, Джима Керри, Харрисона Форда. Не обделены вниманием и звезды индийской «фабрики грёз». Знаменитый Болливуд представлен фигурами таких актеров, как Амитабх Баччан, Айшварья Рай, Шахрухк Кхан, Матхури Дикшит, Салман Кхан, Ритик Рошан. Последний, один из наиболее сексуальных актеров Индии, входит в десятку самых зацелованных скульптур Музея мадам Тюссо в Лондоне.
С изваяниями реальных актеров соседствуют копии мультипликационных героев: Человека-Паука, Халка, Шрека. В Музее мадам Тюссо можно увидеть и других персонажей комиксов Marvel Comics. Их сняли в 10-минутном 3D-фильме, который полюбился как детям, так и взрослым. Реалистичности анимационному действу добавляют движущиеся кресла, ветер и даже настоящие брызги.
Особенности создания фигур
Восковые фигуры в Музее мадам Тюссо не просто впечатляют – они буквально потрясают своей реалистичностью. Знаменитости нередко фотографируются здесь со своими двойниками и выставляют снимки в социальные сети. Рассматривая их, отличить живого человека от музейного клона получается далеко не всегда. Такое сходство является результатом кропотливого труда коллектива талантливых мастеров, руками которых создаются настоящие произведения искусства.
Перед тем, как приступить к работе, они тщательно снимают все мерки. Звезды политики и искусства, бывает, задерживаются у скульпторов по несколько часов. Но они стойко выдерживают эту рутину, ведь быть увековеченным в воске почитается за честь.
А как быть, если прототипа будущей модели уже нет в живых? С кого снимать мерку? В таких случаях на помощь приходят фотографии.
Непосредственно изготовление скульптуры начинается с выбора позы и ее закрепления. Этот этап обходится без воска: ноги делают из твердых металлов, а руки – из податливого алюминия. Через неделю, когда каркас будет готов, его покроют слоем глины. Со слепков на ее основе потом отливают восковые детали. Чем качественнее слепок, тем реалистичнее будущий экспонат.
Затем в глиняные формы заливают очищенный и подогретый до 74 градусов пчелиный воск, в который подмешивают краситель, чтобы придать ему естественный оттенок человеческой кожи. Заключительный этап называют «косметическим»: с остывшей поверхности фигуры удаляют неровности и заусенцы. Работа над одной моделью обычно длится больше месяца, поэтому коллекция Музея мадам Тюссо в Лондоне пополняется медленно, всего по 15-20 экземпляров в год. Стоимость каждой – 50 тысяч долларов и выше.
Время работы, как проехать, билеты
Местоположение Музея мадам Тюссо остается неизменным на протяжении почти полутора века, это район Мэрилебон – один из самых фешенебельных в столице Туманного Альбиона. Полный адрес на английском языке: Marylebone Road, London, NW1 5LR.
Здание, в котором располагаются экспонаты, прежде занимал планетарий, и находится оно недалеко от Риджентс-парка (Regent’s Park), раскинувшегося между историческим районом Вестминстер и лондонским боро Камден.
Ближайшая станция метрополитена: улица Бейкер-стрит (Baker Street). Доехать можно на автобусе. Номера маршрутов: 3, 13, 18, 27, 30, 74, 82, 113 и 274.
Музей мадам Тюссо в Лондоне принимает посетителей ежедневно. В будни он работает с 10:00 до 17:30, по субботам и воскресеньям с 9:30 до 17:30, а в праздники – до 18:00. Свои коррективы в график вносит туристический сезон: в июле-сентябре он открыт до 19:00.
Стоимость посещения разная и зависит от многих обстоятельств. На официальном сайте www.madametussauds.com билеты можно приобрести со скидкой 25%. Если будете платить в кассу, то придется выложить полную стоимость.
Существенная экономия ждет тех, кто решит побывать в музее вечером. С чем это связано, трудно сказать, но факт остаётся фактом. Экскурсия после 17:00 обойдется всего в 15 фунтов стерлингов.
Музей восковых фигур мадам Тюссо
Встретиться со звездой… недосягаемая мечта? Уже нет, благодаря популярному во всем мире Музею восковых фигур мадам Тюссо. В сегодняшней статье мы узнаем историю самого знаменитого музея в мире и прогуляемся по 3 филиалам музея мадам Тюссо: в Амстердаме, Вене, и Праге.
Немного истории
История музея восковых фигур мадам Тюссо насчитывает уже более 200 лет. Всё началось в Париже в 1770 г., где основательница музея – Мари Тюссо – осваивала тонкости создания восковых фигур у своего наставника – доктора Филипа Кёртиса, увлекавшегося восковыми фигурами. Первыми созданными ей фигурами стали Вольтер, Бенджамин Франклин, и Жан-Жак Руссо.
В 1835 г. мадам Тюссо обосновалась на Бейкер-стрит в Лондоне и открыла собственный музей восковых фигур. Кстати, некоторые фигуры, созданные ей, сохранились до наших дней. Изначально в музее было выставлено около 400 различных фигур. Однако в результате пожара в 1925 г. и бомбежек в 1941 г. большинство фигур было разрушено. Самая старая фигура, выставляемая в музее мадам Тюссо в Лондоне – фигура Мари Дюбарри, фаворитки французского короля Людовика XVI.
Интересно то, что в 1842 г. мадам Тюссо сделала собственную фигуру, которая располагается по сей день у входа в музей в Лондоне.
Филиалы музея
Сегодня существует 20 филиалов Музея восковых фигур мадам Тюссо по всему миру. Среди выставленных фигур можно встретить спортсменов, звезд шоубизнеса, политических деятелей, членов королевских семей разных времен и эпох, и даже известных убийц, которым выделена отдельная комната страха в музее в Лондоне.
Пожалуй, во всех филиалах музея вы обязательно встретите членов английской королевской семьи (естественно, восковых:) и политических деятелей времен СССР.
В зависимости от местоположения филиала музея в нем выставляются также известные уроженцы конкретно этой страны. Например, в музее восковых фигур в Праге можно встретить бравого солдата Швейка или хоккеиста Яромира Ягра.
В музее в Амстердаме – основателя знаменитой голландской пивоваренной компании Хайнекен, Фредди Хайнекена.
В музее мадам Тюссо в Вене – известного австрийского архитектора и живописца Хундертвассера.
Фигуру Эйнштейна я встречала во всех посещенных мной музеях, это один из самых популярных экспонатов музея.
В разных филиалах музея объектом повышенной охраны является фигура Адольфа Гитлера, т.к. она не раз подвергалась нападкам вандалов. В пражском филиале музея, например, эта фигура убрана за стекло в отличие от остальных фигур, к которым можно без проблем подойти сфотографироваться.
Один из музеев восковых фигур мадам Тюссо обязательно надо посетить, чтобы получить незабываемые впечатления. Фигуры изображены очень реалистично и точно, и можно сфотографироваться в обнимку со своим кумиром. В филиалах музея в Амстердаме и Вене фигуры не просто сидят или стоят, а находятся в окружении определенной атрибутики.
Кроме того, есть движущиеся фигуры. Например, этот великан в музее мадам Тюссо в Амстердаме рассказывает про историю Голландию, а дверцы на его теле открываются.
Вне всяких сомнений, самая крупная коллекция фигур собрана в музее восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Фигуры постоянно обновляются, а их создатели следят за веяниями моды и трендами, благодаря чему музей не теряет свою популярность уже многие годы. Например, совсем недавно появились фигуры Дэвида и Виктории Бэкхем. Готовится выставка фигур из Звездных войн.
Больше всего мне понравились филиалы музея в Амстердаме и Вене, коллекция в Праге была намного скромнее и не такой интересной. В Амстердаме и Вене под музей отданы огромные площади, и можно сделать много интересных кадров с Анджелиной Джоли, Обамой, Мэрилин Монро, Рианной, и еще много кем…
Причем в некоторых случаях сделать не просто статичные фото, а такие веселые снимки.
Билеты в музей
Советую покупать билеты в музей заранее онлайн на официальном сайте, т.к. в кассах они достаточно дорогие (до 25 Евро!). При покупке онлайн можно существенно сэкономить и фактически купить билет вполцены. Музей устраивает разные акции, сезонные скидки, скидки по праздникам, поэтому проверяйте страничку музея в интересующем вас городе перед походом туда. Советую приходить в музей к открытию и в будний день, т.к. народу в музее восковых фигур собирается традиционно много.
Адреса и стоимость входа во все музеи Мадам Тюссо
Город (страна) | Адрес | Стоимость входа в кассе | Цена билета онлайн |
---|---|---|---|
Амстердам | Dam 20, Amsterdam, Netherlands | € 22,50 | € 19,50 |
Бангкок | 989 Rama 1 Road Bangkok 10330 Thailand | THB 850 (€ 22) | THB 680 (€ 18) |
Берлин | Unter den Linden 74, Berlin, Germany | € 22,95 | € 13,77 |
Блэкпул | 89 Promenade, Blackpool FY1 5AA, England | £15,95 | £12,50 |
Вашингтон | 1001 F Street Northwest Washington, District of Columbia | $ 22,00 | $ 16,50 |
Вена | Riesenradplatz 1022, Vienna, Austria | € 20,50 | € 14,35 |
Голливуд | 6933 Hollywood Boulevard Hollywood, California 90028 | $ 29,95 | $ 20,95 |
Гонконг | Peak Road, 128, The Peak, Hong Kong | HK$240 (€ 26) | HK$135 (€ 15) |
Лас Вегас | 3377 Las Vegas Blvd. South, Suite 2001 Las Vegas, NV 89109 | $ 29,95 | $ 23,96 |
Лондон | Marylebone Road London NW1 5LR, United Kingdom | £30,00 | £22,50 |
Нью-Йорк | 234 West 42nd Street, New York, NY 10036, United States | $ 37,00 | $ 29,60 |
Орландо | 8329 International Drive, Orlando, Florida 32819 | $ 25,00 | $ 18,00 |
Пекин | Madame Tussauds Beijing QianMen Street 100051 Beijing | 170 Yuan (€ 24) | |
Прага | Celetná 6, 110 00 Prague-Praha 1, Czech Republic | 160 Крон (€ 6) | |
Сан-Франциско | 145 Jefferson Street San Francisco, California 94133 USA | $ 26,00 | $ 22,00 |
Сидней | Madame Tussauds Sydney Aquarium Wharf, Darling Harbour NSW 2000 | $ 40,00 | $ 28,00 |
Сингапур | Imbiah Road Singapore | $ 35,00 | $ 32,00 |
Токио | Odaiba 1-6-1 Decks Tokyo Beach Island Mall 3F Minato-ku, Tokyo, 135-0091, Japan | ¥2,000 (€ 15) | ¥1,500 (€ 11) |
Ухань | Madame Tussauds Wuhan, 21 Han Street 430000 Wuhan | 135 Yuan (€ 19) | |
Шанхай | 10/F, New World Building, No.2-68 Nanjing Xi Road, Shanghai 200003 PRC | 170 RMB (€ 24) | 150 RMB (€ 21) |
Таким образом, музеи мадам Тюссо раскиданы в самых популярных туристических местах мира. Не пропустите этот уникальный и интересный вариант проведения досуга!
Вам также может быть интересно
Сайты для экономии в путешествиях!
Hotellook — Честное сравнение цен и скидок на отели и апартаменты в 50 системах бронирования (Booking, Agoda, Ostrovok.ru итд). Планируйте путешествие заранее и экономьте до 40%!
✈ Поиск самых дешевых авиабилетов без накруток у надежных агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.
От Джека Потрошителя до британской королевы
История музея мадам Тюссо.
Самый известный музей восковых фигур появился в Англии в середине 19 века. Сегодня — это одна из главных достопримечательностей Лондона, которую в год посещают почти 2,5 млн гостей, а с момента основания в музеях мадам Тюссо побывало около 500 млн человек.
Знаменитая мадам Тюссо, основавшая одну из популярнейших британских достопримечательностей, была вовсе не англичанкой, а француженкой. И если бы не неудачный брак — музей стал бы визитной карточкой Парижа, а не Лондона.
Мария Гросхольц, самая успешная бизнесвумен 19 века, родилась в 1761 году в Страсбурге. Её мама была домоправительницей у доктора Филиппа Куртиуса, который делал анатомические копии человеческих тел из воска. Юная Мария, в отличие от своих сверстниц, мало интересовалась рисованием и игрой на пианино. Её больше увлекали работы Куртиуса.
Доктор, заметив талант девушки к скульптуре, начал обучать её всему, что знал сам. Именно в то время воск становился весьма популярным. Предполагалось, что этот материал проще, чем глина. Поэтому такой вид скульптуры считали в основном женским. В отличие от других сфер, публика благосклонно и доверительно относилась к мастерам-женщинам.
Однако профессионализм доктора Куртиуса был неоспорим. Именно под его руководством состоялась первая выставка восковых фигур в Париже, которая имела оглушительный успех. Кроме того, доктору пришла в голову идея выставлять напоказ фигуры знаменитых преступников и имитации казней. Так зародилась первая «комната ужасов», которая впоследствии стала одним из самых популярных аттракционов среди посетителей музея.
Вдохновленная успехом своего учителя Мария поняла, что готова посвятить скульптуре всю свою жизнь. Уже в 16 лет девушка создала восковую фигуру писателя и философа Вольтера.
А в 19 лет она была приглашена в качестве учителя искусств к сестре французского короля Людовика XVI и переехала жить в Версаль.
Французская революция вернула её в Париж. Восковые фигуры пользовались большой популярностью среди революционеров. Особенно восковые головы. Они крепились к манекенам и устанавливались в парижских салонах с целью напомнить о политической ситуации в стране. Сам доктор Куртиус был далек как от политики, так и от военных действий, происходящих рядом с ним. Поэтому всё чаще он посылал Марию для того, чтобы снять маску смерти с очередной жертвы революции.
В 1793 году девушка была арестована и попала в тюрьму. Согласно разным источникам, там она оказалась то ли со своей матерью, то ли с Жозефиной Богарне — будущей женой Наполеона. Тем не менее от казни её спас только талант.
Она была лучшей в восковом деле, поэтому именно Марию пригласили снять маску смерти с лидера революции Робеспьера и его убийцы. Также она изготовила восковую копию головы королевы Марии-Антуанетты сразу после того, как её отрубили.
Через несколько лет Мария вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Брак не спасло появление двух сыновей, муж пил и проигрывал все деньги в карты. К тому времени умер доктор Куртиус, оставив ей в наследство свои восковые фигуры. Немало у Марии накопилось и собственных скульптур.
Однако мадам Тюссо понимала, что все деньги, заработанные за показ фигур, будут тут же спущены мужем в карты. Поэтому в начале 19 века она оставила младшего сына на попечение своей матери, а сама, забрав старшего, уехала в Великобританию.
Главной достопримечательностью её коллекции стали посмертные маски. Тюссо не изобрела их, но ей первой пришло в голову начать на них зарабатывать. Публике всегда было интересно заглянуть в «лицо смерти». Более 20 лет она возила экспозицию восковых фигур по Англии и Шотландии. Война с Наполеоном окончательно поставила крест на планах Тюссо вернуться во Францию.
Марии было уже 74 года, когда она вместе с сыновьями наконец решила открыть постоянную выставку в Лондоне. Музей мадам Тюссо в 1835 году поселился на легендарной Бейкер-Стрит, заняв площадь в 465 квадратных метров. В салоне были установлены кресла, чтобы посетители могли спокойно разглядывать восковые скульптуры.
Мария Тюссо понимала, что публике прежде всего интересно всё, что связано с королевскими особами и знаменитыми преступниками, — им и была посвящена большая часть экспозиции.
В экспозиции была представлена коронация Георга IV, карета Наполеона, запечатлен момент свадьбы принца Альберта с королевой Викторией. С разрешения самой королевы была создана точная копия ее свадебного платья, которая обошлась в 1000 фунтов ($1315).
Комната ужасов была в основном посвящена Французской революции. Особое внимание было приковано к гильотине, выполненной в натуральную величину, и головам казненных Людовика XVI, Марии-Антуанетты и Робеспьера.
Также в ней были представлены самые известные британские преступники, в том числе Джек Потрошитель.
Одной из важных бизнес-идей мадам Тюссо было использование в музее для достоверности оригинальных артефактов. Например, в комнате ужасов она установила коляску, на которой перевозили останки жертв после убийств.
В 1850 Мария Тюссо умерла, оставив самый популярный в то время туристический аттракцион Англии сыновьям. После её смерти даже саркастический журнал Punch написал: «В наши дни никто не может считаться популярным до тех пор, пока он не попадет в качестве фигуры в музей мадам Тюссо на Бейкер-Стрит. Единственный способ оставить мощное, неизгладимое впечатление у публики — это быть выполненным из воска».
После смерти матери бизнес перешел в руки её сыновей и внуков и долгое время оставался семейным делом. Потомки Тюссо занимались как скульптурным делом, так и управлением компанией.
Количество восковых фигур росло вместе с арендной платой помещения на Бейкер-Стрит. Поэтому внук Марии Тюссо перевез музей на Мерилибон Роуд. Первая экспозиция открылась там в 1884 году и имела грандиозный успех. С тех пор музей мадам Тюссо расположен на этом месте.
Несмотря на популярность у публики, денег постоянно не хватало. Новое строительство и выкуп половины акций музея у кузины Луизы привели к тому, что в 1888 году для привлечения капитала была создана компания с ограниченной ответственностью. Однако семейные разногласия между акционерами привели к её роспуску.
В 1889 году дело было продано группе бизнесменов под руководством Эдвина Пойсера. Продажа семейного дела окончательно рассорила потомков Тюссо. Один из внуков Джон Теодор остался в компании, заняв сразу два поста — главного художника и менеджера музея. По легенде, художник Эдвард Уайт послал Джону бомбу в отместку за то, что тот уволил его из музея в целях экономии средств.
В отличие от брата, скульптор Луи Джозеф Тюссо покинул бизнес после сделки. Он ушел, но в 1890 году открыл собственный музей восковых фигур под своим именем. Однако удача не сильно сопутствовала новому начинанию. Музей много раз переезжал с места на место, часть экспозиции была уничтожена пожаром.
Открывать новые филиалы наследнику помогала громкая фамилия. Многие не замечали разницу в названии. Так, восковые музеи Луи Тюссо появились в Копенгагене, Флориде, Санкт-Петербурге.
Но они не имели ничего общего с оригинальными выставками его прабабушки. Один из филиалов музея Луи Тюссо даже был назван худшим музеем восковых фигур в мире, так как созданные модели совершенно не были похожи на свои прототипы.
Долгое время основой экспозиции Музея мадам Тюссо оставались фигуры, выполненные ею самой. Но пожар в 1925 году и бомба, сброшенная немцами в 1940 году, уничтожили 352 модели из 400 оставшихся.
Одной из сохранившихся до нашей дней фигур оказалась скульптура Марии Тюссо, которую та создала сама незадолго до смерти. Сейчас она встречает посетителей у входа в музей.
Интересно, что Комнате ужасов удалось пережить все разрушения практически без потерь. Большинство уцелевших восковых фигур принадлежат убийцам и их жертвам.
В 1972 году владельцы музея решились на рискованный шаг — открыть филиал выставки за пределами Англии — в Амстердаме.
Это противоречило принципам музея, который ценится за уникальность и неповторимость своих экспонатов и считается национальным достоянием. Кроме того, он является местной достопримечательностью и привлекает туристов.
Уникальные фигуры, созданные ещё самой основательницей, — не главное, ради чего публика посещает выставку. В каждой стране есть свои местные герои, которые интересны только своей аудитории.
Результаты этого эксперимента далеко не сразу удовлетворили собственников бренда — между появлением второго и третьего филиалов прошло более 25 лет. Следующий музей восковых фигур мадам Тюссо был открыт только в 1999 году в Лас-Вегасе.
На сегодняшний день филиалы можно посетить более чем в 20 городах мира. В 2016 году корпорация открыла два новых музея в китайском Чунцине и турецком Стамбуле. Последний, по словам представителя бренда, обошелся в сумму около 10 млн фунтов ($13,5 млн). Музей включает себя чуть менее 60 восковых фигур, расположенных на двух этажах здания, площадью в две тысячи квадратных метров.
Каждый музей имеет собственную коллекцию моделей, как мировых, так и национальных. Например, в Вашингтоне в музее представлены фигуры всех американских президентов. Единственное общее между филиалами — это техника изготовления фигур. Мастера пользуются той, что изобрела Мария Тюссо.
Следующая громкая сделка вокруг музея была совершена в 2005 году. Бренд купила Dubai International Capital за $1,5 млрд. Уже через два года новые собственники заключили сделку о передаче бренда Blackstone Group за $1,9 млрд.
Компания была объединена с Blackstone’s Merlin Entertainment. После продажи бренда Dubai International Capital получила 20% акций Merlin Entertainment. Группа Тюссо как отдельная организация перестала существовать.
Каждая восковая фигура в среднем изготавливается четыре месяца, над ней работает около 20 художников, и она стоит 150 тысяч фунтов ($198 тысяч). Со времен Марии Тюссо ничего не изменилось — по-прежнему мастера пользуются её техникой: проволочная сетка, газета, глина. Для изготовления парика используются настоящие волосы, которые прядь за прядью вставляют в искусственный скальп.
По правилам бренда, за изготовление восковой копии никто никому не платит. Руководство музея само решает, кому предложить стать следующей моделью. А знаменитости считают за честь позировать мастерам. Около двух часов они принимают свыше 200 поз для измерения и съемок.
Мастерские музея — одно из немногих мест, где даже женщины-знаменитости разрешают снять с них мерки. Каждая скульптура превышает реальный размер того, кто позирует, на 2%, так как воск тает, теряя в объёме, и фигура приближается к реальным показателям.
Нередко звезды передают в дар музею собственную одежду. Например, будучи мэром Лондона, Борис Джонсон после всех измерений отдал мастерам свой деловой костюм, в котором позировал. До сих пор на брюках можно увидеть небольшой порез от велосипеда, на котором политик любил добираться до работы.
Некоторые звезды ставят условия использования своих восковых копий. Например, голливудские актеры Мел Гибсон и Том Круз не разрешают прессе фотографировать их модели, а также использовать любые снимки их фигур в рекламных целях.
Единственным человеком, который отказался позировать мастерам музея мадам Тюссо, была Мать Тереза. Она объяснила это тем, что время, которое для этого потребуется, она может потратить с большей пользой.
Самой спорной восковой фигурой музея является копия Адольфа Гитлера. Впервые его модель в качестве лидера Германии была выставлена в музее в 1933 году.
С тех пор она постоянно подвергалась вандализму — посетители плевали на фигуру, кидали в нее яйца, втыкали булавки в сердце. Сотрудники музея говорят, что ни одна другая копия не подвергалась такому количеству нападок, не привлекала столько ненависти и агрессии.
В 1942 году руководство музея приняло решение поставить восковую фигуру Гитлера за стекло. Теперь работникам галерее приходилось тщательно следить за стеклом, которое ежедневно оказывалось заплеванным.
Сотрудники музея с опаской устанавливали также фигуру Саддама Хусейна, которая поначалу, как и ожидалось, вызвала шкал недовольства. Однако ажиотаж быстро сошел на нет. В отличие от копии Гитлера, которая простояла за стеклом 60 лет, и только после этого была представлена в зале.
Еще одним «наказанием» для фигуры стало её местоположение. Модель долгое время была установлена в переходе из комнаты с политиками в комнату ужасов с убийцами и преступниками.
В 2008 году, в день открытия музея мадам Тюссо в Берлине, один из посетителей в знак протеста обезглавил фигуру Гитлера. Полиция задержала нарушителя, который был оштрафован. Модель была отремонтирована и снова выставлена в музее. Сейчас Гитлер представлен в сидячей позе за столом в бункере. С восковой скульптурой из-за её расположения нельзя сфотографироваться.
Фигура Гитлера является исключением — в большинстве своем копии знаменитостей вызывают у публики положительные эмоции. Сотрудники музея рассказывают, что в конце дня им приходятся доставать нижнее белье из карманов моделей популярных артистов и оттирать следы от женской помады с лиц копий любимцев публики.
Одной из самых популярных фигур лондонского филиала считается модель актера Роберта Паттинсона — звезды саги «Сумерки».
Самой посещаемой восковой фигурой лондонского музея по-прежнему является копия Британской Королевы Елизаветы. В отличие от большинства остальных моделей, с ней, как и со всей королевской семьей, можно сфотографироваться, но нельзя потрогать.
В 1993 году в музее мадам Тюссо был открыт аттракцион «Дух Лондона», позволяющий увидеть историю города из легендарного черного кэба. Маленькие машинки передвигаются по лондонским улицам, чтобы показать самые яркие события столицы Великобритании.
Несмотря на приверженность традициям, музей идёт в ногу со временем. Некоторые восковые фигуры могут двигаться, краснеть, моргать и даже говорить. Музей реагирует на любые изменения в интересах публики — будь то появление новой голливудской звезды или смена президента.
Нередко фигуры отправляются на доработку или полностью обновляются в случае, когда прототип сделал что-то с собственной внешностью. Рекордсмен здесь певец Майкл Джексон — за весь период в музее было выставлено 13 его различных копий.
В 2012 году в музее Мадам Тюссо появились восковые фигуры героев саги «Звездные войны». 180 скульпторов представили 11 сцен фильма, что стало первым столь масштабным опытом бренда по воссозданию не конкретного героя, а целых сюжетов. Всего на эту идею собственники музея потратили около 2,5 млн фунтов ($3,3 млн).
Герои музея и сами не прочь подшутить над своими копиями. В 2010 году певец Оззи Осборн разыграл посетителей музея Мадам Тюссо в Нью-Йорке. Притворившись восковой скульптурой, он пугал подошедших к нему сфотографироваться людей. Это акция состоялась в рамках промо-тура его нового альбома Scream.
В 2015 году актер Арнольд Шварценеггер в образе «Терминатора» разыгрывал посетителей музея мадам Тюссо в Голливуде в рамках продвижения благотворительного мероприятия.
Мастера музея отмечают, что с ростом популярности пластических операций и ботокса художникам и скульптурам становится всё проще добиться сходства при создании восковых двойников, которых насчитывается уже около двух тысяч по всему миру.
Мало кто знает, что происходит с восковыми фигурами после того, как их прототипы становятся неинтересны посетителям. Некоторые говорят, что такие копии отправляются на переплавку для новых скульптур. Существует версия, что на западе Лондона, в местечке Актон, есть огромный склад, где хранятся все вышедшие в утиль «звезды», на случай, если кто-то из них снова станет восстребован публикой.
Летом 2017 года первый музей мадам Тюссо был открыт в Индии в Дели, где 60% восковых фигур представили национальных знаменитостей и только 40% — мировых. Всего в этом регионе Merlin Entertainment планирует потратить в ближайшие десять лет около 50 млн фунтов.
На сегодняшний день корпорация Merlin Entertainment, помимо музея мадам Тюссо, владеет различными тематическими парками и аттракционами, в их числе — «Леголенд» в Виндзоре и колесо обозрения в Лондоне. Компания является вторым по величине оператором развлекательных объектов после Walt Disney Co. Рыночная стоимость корпорации составляет 4,7 млрд фунтов.
Согласно информации на официальном сайте, лондонский филиал музея мадам Тюссо в год посещает около 2,5 млн гостей. При минимальной цене за билет в 29 фунтов, только на этом корпорация ежегодно получает более 75 млн фунтов ($99 млн). В 2016 году доход всей группы Merlin Entertainment составил почти 1,46 млрд фунтов ($1,92 млрд) по всему миру.
Лондонский музей мадам Тюссо
Метро | «Baker Street» |
Автобус | ост. «Baker street station», № 18, 27, 30, 205, 453, N18, N27, N205. |
Пригородная электричка | станция «Marylebone» |
Один из самых известных музеев и символов Лондона — музей восковых фигур открылся в 1835 году. Он назван именем Марии Тюссо, в девичестве Гросхолтц. Она родилась в 1761 году в г. Страсбург, но после гибели отца семья перебралась в Берн. Мать девочки устроилась на работу к доктору Филиппу Кюртиусу, который мастерски создавал из воска фигуры известных людей. Эта встреча стала судьбоносной. Мария начинает обучаться у него, проявляет живой интерес к созданию восковых фигур и уже в 16 лет создает первую свою работу — точную копию Вольтера. Впоследствии эта и другие ранние ее скульптуры войдут в коллекцию музея мадам Тюссо в Лондоне.
В 1802 году, пережив революцию, тюрьму и неудачный брак, Мария с сыновьями перебирается в Великобританию, где много лет ездит с выставкой по стране. Это приносит ей все большую популярность, а число восковых скульптур ежегодно растет. И в 1835 году сыновья убеждают Марию открыть первую постоянную экспозицию на Бейкер-стрит, и выставка тут же завоевывает любовь горожан. В 1845 году в музее появляется Кабинет ужасов, в котором были выставлены фигуры серийных убийц и посмертные маски казненных. В 1884 году музей восковых фигур переехал на Мэрилебон Роад, где находится и по сей день. В 1925 году большую часть коллекции уничтожил пожар, но были сохранены восковые формы, и многие экспонаты удалось восстановить.
На сегодняшний день музей мадам Тюссо имеет 19 филиалов по всему миру, наиболее известные из которых — в Амстердаме, Вене, Берлине, Сингапуре, Нью-Йорке и Гонконге.
Восковые фигуры
Первые фигуры музея Тюссо в Лондоне были недолговечны, могли храниться всего несколько лет. После смерти Марии Тюссо ее сыновья озаботились сохранением фигур и созданием более долговечного способа их изготовления, но в целом технология почти не изменилась. Однако современные технологии подарили скульпторам широкие возможности для совершенствования фигур — искусственный кожный покров, визуально приближенный к настоящему, пластины глаз и ногтей. Над улыбкой фигур трудятся стоматологи, а парикмахеры и мастера вживляют волосы, делая прическу.
В настоящее время для большего эффекта используют не только костюмы, соответствующие эпохе, но и компьютерное моделирование голоса, анимацию на фонах композиций и движение самих восковых фигур.
Экспонаты музея мадам Тюссо
Музей мадам Тюссо сегодня — это множество тематических выставок восковых фигур, каждая из которых содержит уникальные работы. Экспозиция музея включает залы «Party» и «Music», где можно увидеть почти всех известных певцов, актеров и музыкантов прошлого и настоящего таких, как Майкл Джексон, Леди Гага, Мадонна, Николь Кидман, а в зале «Fashion week» можно попасть с закулисье Недели моды и встретить фигуры известных личностей этой области.
Залы «Film» и «Bollywood» познакомят посетителей с величайшими фигурами из истории мирового кино — Одри Хепберн, Мерлин Монро, Стивеном Спилбергом и другими. Есть и тематические залы, посвященные героям современных блокбастеров («Чужой: побег», «Конг: остров Череп»), где представлены не только фигуры главных героев, но и созданы фоны и спецэффекты, погружающие в сюжеты кино.
Также в музее представлен зал с фигурами видных деятелей науки и культуры (зал «Culture»), в числе которых Альберт Энштейн, Уильям Шекспир, Пабло Пикассо и прочие. Здесь же можно увидеть и саму мадам Тюссо, склонившуюся над очередным восковым экспонатом.
Кроме того, в музее есть зал «Sport», фигуры которого — выдающиеся спортсмены мира.
Для детей музей мадам Тюссо приготовил немало интересного: помимо залов с героями фильмов здесь есть экспозиция с фигурами героев знаменитых комиксов и фильмов «Marvel» и «Звездные войны» («Star Wars»). Дети могут сфотографироваться с Человеком-Пауком, Халком и супергероями, а 4D-кинотеатр, расположившийся внутри купола музея, увлечет юных посетителей реалистичной анимацией и современными спецэффектами.
Также для детей и родителей открыт зал, посвященный Шерлоку Холмсу. В нем проходят интерактивные экскурсии в мир литературного героя по известным местам Лондона.
Музей мадам Тюссо предлагает посетителям путешествие по страницам истории Лондона («Spirit of London Ride»), где можно встретить свидетелей исторических событий, воссозданных из воска.
Наибольшую популярность имеют залы музея, связанные с политическими деятелями мира («World leaders»), в числе фигур которых — Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, Дональд Трамп, Владимир Путин и, собственно, королевская семья Великобритании («Royal»). Посетителей здесь всегда много.
Из новшеств музея, созданных совсем недавно, выделяется экспозиция, посвященная свадьбе принца Гарри («Harry and Meghan»), где можно увидеть фигуры молодоженов и атрибуты церемонии.
Билеты и режим работы
В музее мадам Тюссо есть несколько видов билетов (цены указаны в фунтах стерлингов, 1 фунт=1,42 евро):
детский (от 3 до 15 лет) — £30.50 (при покупке онлайн — £27)
взрослый (от 16 лет) — £34 (при покупке онлайн — £30.50)
семейный — £32 — взрослый (от 16 лет), £28 — ребенок (3–15 лет), при покупке онлайн — £30 и £25 соответсственно. Действителен до 5 человек — не более 2 взрослых и не менее 2 детей, включает в себя вход в «Star Wars» и «Marvel Super Heroes» (можно приобрести только онлайн)
Fast Track — £44 (онлайн — £39), детский — £40,50, включает в себя быстрый проход в музей через отдельный вход.
Также музей мадам Тюссо проводит акции: при покупке комби-билета — скидка на посещение музея. Комби — это билет в музей мадам Тюссо и дополнительно на 1,2 или 4 достопримечательности, включая London eye — знаменитое колесо обозрения.
Примеры комби-билетов:
£73 (онлайн — £45) — музей мадам Тюссо + 1 аттракция на выбор: колесо обозрения «London eye», аквариум «SeaLife», музей средневековых ужасов «London dungeon», парк аттракционов «Shrek’s Adventure».
£104 (онлайн — £50) — музей мадам Тюссо + 2 аттракции на выбор,
£134 (онлайн — £60) — музей мадам Тюссо + все 4 аттракции.
Режим работы музея мадам Тюссо — ежедневно, с 9.00 до 16.00-18.00, варьируется в течение года и зависит от сезонности и турпотока. Актуальную информацию и часы работы рекомендуем уточнять на официальном сайте музея.
Как добраться до музея мадам Тюссо в Лондоне
Музей мадам Тюссо расположен в одном из центральных районов Лондона, поэтому добраться до него не составит труда.
Есть несколько способов:
- на метро: музей находится всего в двух минутах ходьбы от станции метро «Baker Street». Линии метро «Bakerloo», «Circle», «Jubilee», «Metropolitan» и «Hammersmith & City».
- на пригородной электричке: до станции «Marylebone», потом — 10 минут пешком.
- на автобусе: остановка «Baker street station», маршруты № 18, 27, 30, 205, 453, N18, N27, N205.
- на такси, используя мобильные приложения Gettaxi и Uber.
Музей Мадам Тюссо в Лондоне — панорама Google Maps
Видео: виртуальный тур по музею мадам Тюссо в Лондоне