Виза в Грецию
Виза в Грецию необходима россиянам для туристического отдыха на курортах страны и знакомства с ее достопримечательностями, бизнес-визитов, транзита, чтобы посетить близких родственников — граждан Греции.
Оформлять греческую визу не нужно, если у вас есть открытая Шенгенская виза: страна входит в число государств-участников Шенгенского соглашения, поэтому ее можно посетить в рамках поездки по Европе.
Соответственно, основные требования к документам — общешенгенские.
Туристическая виза в Грецию для россиян в 2022 году
Получить визу в Грецию самостоятельно можно, обратившись напрямую в консульство или в один из сервисных визовых центров, работающих от Генерального Консульства Греции в крупных городах России. Пакет документов на визу в Грецию:
- Заполненная и подписанная заявителем стандартная анкета на получение визы. Язык заполнения — английский, буквы — большие, печатные. Написание фамилии и имени — как в загранпаспорте. Подать заявление на визу оналйн — на странице. Скачивание образцов анкет — по ссылке;
- Загранпаспорт (в списке — проездной документ), копия первой страницы загранпаспорта. Ограничения по сроку действия: минимум три месяца после завершения поездки, не менее двух чистых страниц;
- 2 цветных фото с соблюдением стандартов ICAO (подробно — ниже);
- Визовый сбор, при обращении в сервисный визовый центр дополнительно оплачивается сервисный сбор;
- Туристическая медстраховка, сумма покрытия — от 30000 € (срочная медицинская помощь, оплата возвращения или транспортировки на родину по медицинским показаниям). Страховка должна быть выписана на весь срок поездки и действовать на территории стран Шенгенского соглашения.
Для групп: документы предоставляются на каждого заявителя отдельно, подтверждения групповых бронирований жилья выделяются маркером.
Обратите внимание, что для оформления визы по брони отеля в сервисных центрах от Генерального Консульства Греции в Новороссийске, необходимо предоставить подтверждение оплаты проживания в размере не менее 50% от суммы, если срок пребывания превышает 10 дней.
Виза в Грецию для ребенка
Консульский отдел Греции в праве запросить пакет дополнительные документы для выезда несовершеннолетнего, а также запросить присутствие заинтересованного лица.
Виза в Грецию по приглашению от частного лица
- Базовый пакет документов для туристической визы (анкета, 2 цветных фото, загранпаспорт, медстраховка, подтверждение финансового обеспечения, подтверждение маршрута — билеты, авиабилеты);
- ОРИГИНАЛ приглашения от гражданина Греции/ЕС с официально заверенной подписью. Срок действия приглашения — 3 месяца с даты подписания.
- Сведения о приглашающем частном лице: фамилия, имя, адрес, контактный телефон, подтверждение гражданства, наличие родственных связей (если имеются), копия удостоверения личности, сведения из налоговой декларации за последний год.
Заявитель должен присутствовать при подаче документов. Консульство вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие родство с приглашающей стороной.
Бизнес-виза в Грецию (кроме рабочей)
Визовый центр Греции (либо консульство — при обращении) имеет право отправить запрос на дополнительные документы для уточнения цели и обстоятельств поездки, а также потребовать личное присутствие заинтересованного лица. На официальном сайте Генерального Консульства Греции можно скачать перечень документов для деловой визы в Грецию.
Транзитная виза
Транзитная виза (тип визы — B) дает право находиться на территории стран Шенгенского соглашения в течение 5 дней в рамках проезда в страну назначения, находящуюся за пределами Шенгенской зоны. Транзитная виза действует только на территории стран Шенгена и не может использоваться для посещения других государств.
- Анкета;
- 2 цветных фото по ICAO;
- Заграничный паспорт сроком действия от трех месяцев с момента завершения поездки, наличием двух свободных страниц и более; копии страниц;
- Общегражданский паспорт с копиями страниц;
- Действующая виза страны назначения (если необходима);
- Билет на самолет (либо подтверждение бронирования билета);
- Бронирование отеля либо приглашение от принимающей стороны;
Консульство может запросить дополнительные документы для получения транзитной визы.
Требования к фотографии на визу в Грецию
- Размер — 35×45 мм;
На официальном сайте консульства Греции можно скачать требования к фото.
Консульский сбор
Консульский сбор при подаче документов на визу категории C составляет 35 €, национальная долгосрочная D — 90 €. Указанная стоимость визы в Грецию (консульский сбор) оплачивается в рублях во время подачи документов.
От оплаты сбора освобождаются:
- Близкие родственники граждан РФ, проживающих на законных основаниях на территории Греции;
- Близкие родственники граждан ЕС;
- Школьники, студенты высших учебных заведений, аспиранты и сопровождающие их преподаватели (при условии, что целью поездки является обучение);
- Дети до 6 лет;
- Дети, вписанные в паспорт родителей.
Сервисный визовый сбор
Сервисный сбор в размере 30 € дополнительно оплачивается в день подачи пакета документов на визу при обращении в сервисный визовый центр, распространяется на каждого заявителя, кроме детей до 6 лет и детей, вписанных в паспорт родителей.
Срок оформления визы в Грецию
Срок оформления визы в Грецию — от 3 рабочих дней. Но лучше закладывать минимум неделю — консульские отделы гарантируют выдачу паспорта с визой в течение 14 дней.
Дактилоскопия (сдача отпечатков пальцев)
С 14 сентября 2015 года в число обязательных процедур для получения греческой шенгенской визы ходит дактилоскопия — процедура сдачи отпечатков пальцев для граждан старше 12 лет. Обратите внимание: данные о заявителе хранятся в базе в течение 5 лет, при обращении за шенгенской визой в Грецию или любую другую страну Шенгенской зоны в меньший период повторная дактилоскопия не требуется.
Виза в Грецию для ребенка
Как сдать документы на визу для ребенка?
Сдать документы на визу для несовершеннолетнего ребенка может только родитель (или законный опекун). На подаче потребуется предоставить оригинал свидетельства о рождении ребенка для подтверждения родства.
Нужно ли ребенку сдавать отпечатки пальцев?
Детям до 12 лет не требуется сдавать отпечатки пальцев при оформлении виз, а тем, кто старше необходимо будет лично присутствовать на подаче документов.
Какие документы нужны для визы во Грецию для ребенка?
- заграничный паспорт ребенка (если ребенок вписан в заграничный паспорт родителя, необходимо наличие 2 чистых страниц для каждой визы — для визы родителя и для визы ребенка);
- копия заграничного паспорта — страница с фото и персональными данными;
- копия всех страниц заграничного паспорта с отметками и визами;
- 1 фотография 3,5 х 4,5 см;
- подтверждение брони проживания. В брони отеля должны быть указаны данные всех лиц, проживающих в номере;
- билеты;
- медицинская страховка + копия;
- старые заграничные паспорта;
- заполненная анкета на визу (за детей до 18 лет, анкету подписывают оба родителя);
- согласие на обработку персональных данных, заполненное и подписанное одним из родителей;
- копия всех страниц российского паспорта с отметками (при наличии).
Более подробно ознакомиться с требованиями к основному комплекту документов можно в общем списке документов на туристическую визу. Дополнительно потребуется предоставить:
Оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка
Справку из детского сада/школы (если имеется)
Справка должна быть заверена подписью уполномоченного лица, а также печатью организации. Срок действия справки — 1 месяц с даты оформления.
Брони билетов родителей
Спонсорское письмо
Спонсорское письмо оформленное одним из родителей, подтверждающее оплату всех расходов несовершеннолетнего по поездке. К спонсорскому письму следует приложить копию паспорта спонсора.
Обратите внимание, что спонсором может выступать строго близкий родственник. Кроме родителей это может быть еще бабушка или дедушка (потребуется подтверждение родства).
Финансовые гарантии спонсора
Родитель, берущий на себя спонсорство, должен подтвердить наличие достаточных средств для оплаты поездки. Для этого, необходимо предоставить: справку с места работы И выписку с банковского счёта.
- Справка с места работы должна содержать информацию о занимаемой должности, дате начала работы в компании, ежемесячном заработке. Справка оформляется на фирменном бланке компании-работодателя и заверяется подписью уполномоченного лица, а также печатью компании.
- Выписка с основного банковского счета / выписка со сберегательного счета / выписка со счета кредитной карты. Выписка должна быть составлена на бланке банка с указанием адреса и телефона банка. Заверяется выписка печатью банка и подписью авторизованного сотрудника.
Нотариально заверенное согласие на выезд ребенка
Согласие на выезд потребуется оформлять если:
- ребенок путешествует с одним из родителей,
- даты поездки ребенка и любого из родителей не совпадают.
Необходимо будет предоставить нотариально заверенное разрешение на выезд от того родителя, который не сопровождает ребенка в течение всей поездки, а также ксерокопию страницы с личными данными общегражданского паспорта родителя.
Если ребенок сопровождается не родителями, а третьим лицом, необходимо предоставить согласие от обоих родителей, а также ксерокопии страницы с личными данными общегражданского паспорта родителей.
Визы родителей
Если ребенок едет с родителями / одним из родителей, а у них / него уже есть визы — предоставляются копии виз родителей. К копии визы следует прикладывать копию страницы заграничного паспорта в котором стоит данная виза — страницу с персональными данными.
Не забудьте, поездка ребенка должна быть застрахована.
Оформите страховой полис по лучшим тарифам прямо сейчас.
Как получить туристическую визу в Грецию во время пандемии?
Хочу получить греческий шенген. Интересует, как это сделать во время пандемии: понадобятся ли какие-то дополнительные документы, которые раньше не требовали. Нужно ли заранее выкупать билеты или можно без них?
Мы с семьей получили греческую визу в конце мая 2021 года в Москве. Документы подавали я, муж, ребенок и отец мужа. К заявлению я приложила бронь билетов и гостиницы — это требует визовый центр. По моим ощущениям, список документов довольно стандартный. Сложности возникли только с записью на прием. Расскажу обо всем подробнее.
Какая виза нужна в Грецию
Греция принимает документы на туристические визы у россиян. Работают центры в Москве, Санкт-Петербурге, Новороссийске, Екатеринбурге, Калининграде, Казани и других городах. До пандемии этот список был больше — сейчас некоторые центры обработки документов временно закрыты. Например, они не работают в Иркутске, Вологде и Хабаровске.
Чтобы посетить страну, нужна шенгенская виза. Туристы получают краткосрочную визу типа C. Она позволяет находиться в стране до 90 дней в течение 180 дней.
Если у вас есть действующая шенгенская виза другой страны, по ней в Грецию тоже должны впустить.
Где отдохнуть за рубежом в 2022 году?
Какие документы понадобятся
Чтобы получить туристическую визу, нужно собрать пакет документов. Помимо загранпаспорта и его ксерокопий туда входят:
- Заполненная анкета.
- Две фотографии.
- Медицинская страховка с суммой покрытия от 30 000 €.
- Ксерокопии страниц внутреннего паспорта.
- Подтверждение проживания в стране.
- Подтверждение маршрута.
- Подтверждение финансовой состоятельности.
- Для несовершеннолетних детей — копия свидетельства о рождении и согласие на выезд ребенка от обоих родителей.
Список документов для греческой визыPDF, 305 КБ
Объявление для тех, кто подается на греческую визуPDF, 109 КБ
Расскажу о каждом пункте подробно.
Анкету заполняют на сайте ru-gr.gvcworld.eu, а после — распечатывают заявление. Еще можно скачать анкету на сайте визового центра, распечатать, заполнить и принести с собой вместе с другими документами.
В визовом центре помогают заполнить анкету за 300 Р . Мы подавали документы в премиум-зале, поэтому за нас это бесплатно сделали сотрудники.
Загранпаспорт должен быть действителен в течение трех месяцев после предполагаемой даты возвращения в Россию. Еще в нем должно быть не менее двух пустых страниц.
В визовом центре попросят ксерокопии действующего паспорта — страницы с личными данными и всех страниц с ранее выданными визами. Если есть старый загранпаспорт, нужно сделать копию первой страницы и шенгенских виз за последние три года.
Рекомендую подготовить их заранее: в самом визовом центре ксерокопии стоят дорого — 15—20 Р за одну страницу.
Фотографии. На визу требуют два фото размером 3,5 × 4 см. Человек должен быть сфотографирован на светлом фоне и смотреть прямо в камеру. Подробные требования к снимкам есть на сайте визового центра.
Снимки сделают в любом фотоателье за 150—200 Р . В визовом центре в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и других городах есть фотокабина — 6 кадров стоят 300 Р .
Медицинскую страховку оформляют в любой страховой компании, у которой есть представительство в странах Евросоюза. Минимальная сумма покрытия — от 30 000 € ( 2 587 305
Р ). Она должна действовать на всей территории Шенгенского региона, а не только в Греции, и покрывать весь период поездки.
Если подаете заявление на мультивизу, предоставьте копию страховки на первые даты въезда. Еще полис должен покрывать все непредвиденные расходы: возвращение на родину по медицинским показаниям, оказание срочной помощи, репатриацию.
Я оформила страховку с покрытием 50 000 € ( 4 312 175
Р ) и опцией отмены поездки в приложении Тинькофф-банка. Полис на четырех человек обошелся в 8858 Р .
Ксерокопии внутреннего паспорта. Понадобятся копии страниц с личными данными, пропиской, семейным положением и сведениями о ранее выданных паспортах.
Подтверждение проживания в стране. Подойдут данные о бронировании отеля или письмо-приглашение от гражданина Греции. Оплачивать бронь не обязательно. Но в примечаниях на сайте визового центра написано, что если их не устроит зарезервированное место проживания, они могут потребовать оплату.
Мы частично оплатили гостиницу в прошлом году. Тогда наша поездка в Грецию отменилась, и хозяин отеля выдал документ о том, что принял у нас деньги. Срок действия этого ваучера — 18 месяцев. Мы приложили его к заявлению, а вместе с ним — новый документ, который запросили у хозяина. В нем он указал свое и наши имена, адрес гостиницы и новые даты бронирования.
Подтверждение маршрута — например, купленные авиабилеты или путевка. Еще можно приложить описание предстоящей поездки. Мы просто распечатали из личного кабинета авиакомпании билеты на рейсы туда и обратно.
Подтверждение финансовой состоятельности. Подойдет справка с места работы с информацией о зарплате, выписка с банковского счета, гарантийное письмо от спонсора.
Этот пункт вызывал у меня самые большие вопросы. За неделю до подачи документов я уволилась с прежней работы. На новую уже устроилась, но там в справке написали, что работаю всего неделю. Я побоялась, что такого короткого срока будет недостаточно, поэтому дополнительно заказала справку о том, что сотрудничаю с Т—Ж.
В комплект документов на ребенка приложила справку о налогах, которую получила при увольнении. Муж тоже заказал на работе две справки: одну в свой пакет документов, другую — чтобы подать заявление на визу для своего отца. Еще он написал гарантийное письмо. В нем муж сообщил, что обязуется оплатить расходы родителя во время отдыха в Греции. Дополнительно свекр заказал выписку с банковского счета.
Ребенку мы сделали копию свидетельства о рождении и затем пошли к нотариусу за согласием на выезд. Будьте внимательны — согласие на выезд ребенка в Грецию нужно от обоих родителей, даже если вы летите все вместе. Такому странному требованию удивилась даже нотариус. Два бланка обошлись нам в 2000 Р .
Визовый сбор в 35 € ( 3045
Р ) я оплатила в визовом центре. Еще по 1740 Р с человека ушло на сервисный сбор визового центра. От уплаты визового сбора освободили детей до 12 лет, сервисного сбора — детей до 6 лет.
Срочные визы сейчас не делают.
Как записаться на подачу документов
Заявление на визу подают не раньше чем за 6 месяцев и не позже чем за 15 дней до даты въезда.
Во время пандемии визовые центры документы принимают только лично. Для этого нужно предварительно зарегистрироваться на сайте и записаться на определенный день и время.
Я три недели каждый день пыталась найти свободный слот для четырех человек, но мест не было даже на одного. Судя по отзывам туристов, на начало августа 2021 года сложности с записью по-прежнему есть.
Каждый раз, когда я заходила на сайт визового центра или звонила им, то видела или слышала предложение подать документы в премиум-зале. Это платная услуга — в Москве одно заявление стоит 70 € ( 6440
Р ). Визовый и сервисный сбор при этом оплачивают дополнительно.
Впервые увидев это предложение, мы удивились: платить 70 € ( 6440
Узнали, что для семей из двух взрослых и одного-двух детей действует специальное предложение. За подачу в премиум-зале просили 150 € ( 12 954
Р ). Премиум-зал работает по субботам, а простая подача документов возможна только по будням. Два отгула за свой счет обошлись бы нам с мужем минимум в 9000 Р от зарплаты. В итоге мы решили, что это того стоит.
Но даже это оказалось не так просто. В премиум-зал через сайт не удалось записаться: свободных дат не было. Мне пришлось писать письмо на электронную почту премиум-службы . В нем я указала наши имена и фамилии, номера паспортов, желаемые даты. Через полтора часа мне перезвонили и предложили запись на ближайшую субботу.
В назначенное время мы приехали в визовый центр. С собой взяли только распечатанные документы — анкету не заполняли и фото не делали: нам сказали, что все это сделает сотрудник визового центра.
Сам зал небольшой: четыре рабочих стола, диван с креслами, фотокабина и маленький детский стол с карандашами. Я помогала сотруднице центра разобраться с нашими документами, а свекр, муж и ребенок в это время просто отдыхали. С диванов им пришлось встать только два раза — поставить подпись в заявлении и сфотографироваться.
Сотрудница визового центра сама заполнила за нас анкеты, сделала нужные ксерокопии, сфотографировала нас и сняла отпечатки пальцев. На столиках в визовом центре стояли бутылочки с водой и вазочка с леденцами. Еще желающие могли сделать себе кофе — для клиентов премиум-зала это входит в стоимость сбора.
Так как мы собираемся путешествовать в условиях пандемии, нас попросили подписать особое уведомление. В нем говорилось, что получение шенгенской визы не дает права автоматического въезда в страну назначения. Все зависит от эпидемиологической обстановки. Еще нас предупредили, что услуга премиум-зала не означает автоматического одобрения визы.
Как получить паспорт с визой
Когда подадите документы на визу, ход ее изготовления можно отслеживать по специальному ID — его скажут в визовом центре. Обычно визы выдают в срок от пяти дней до недели. Но в центре предупреждают, что заявление могут рассматривать и 30 дней.
Есть два способа получить готовый паспорт: в визовом центре или с курьерской доставкой.
В визовом центре заявитель должен показать удостоверение личности и квитанцию об оплате. Получить паспорт можно лично или через доверенное лицо. В таком случае ему придется взять оригинал своего паспорта и паспортов родственников, квитанцию и документ, который подтверждает родство, или нотариальную доверенность.
Мы могли получить паспорта с визами самостоятельно или заказать доставку. Выбрали второй вариант. Курьерская доставка за Мкад обошлась в 1050 Р за четыре документа. За самостоятельную дорогу из Подмосковья в визовый центр заплатили бы чуть меньше, зато потратили бы три часа.
Готовые паспорта с визами привезли домой уже через пять дней. Мне, мужу и сыну визы дали на год, свекру — на месяц.
Во сколько обойдется виза в Грецию
За оформление документов в общей сложности мы отдали 35 500 Р : за премиум-зал , консульский и сервисный сборы и курьерскую доставку. Если бы подавали документы в обычном зале, заплатили бы примерно 14 355 Р .
Переплата огромная. Зато мы не тратили время, не брали отгулы, не заполняли сами анкеты и не делали фото. Поэтому о своем выборе не пожалели.
Р , оплатила картой сразу в визовом центре. То, что суммы визового и сервисного сборов немного отличаются от указанных на сайте, я заметила только во время работы над ответом” loading=”lazy” data-bordered=”true”>
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты отвечают
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Задуманный как мекка современного искусства Музей Гуггенхайма в Бильбао за два десятка лет существования превратился в мекку туристическую. Во-первых, здание, авангардная архитектура которого одним напоминает рыбу, другим — корабль, а третьим — цветок, давно включено в списки must-see для всех гостей Испании, решивших посетить и Страну басков.
Во-вторых, музей пополняет коллекцию за счет имен, известных не только ценителям современного искусства, но и более широкой аудитории. Например, тут есть работы Энди Уорхола и Йоко Оно. В-третьих, в последние годы на временных выставках здесь можно увидеть произведения, созданные задолго до XX века. В частности, в «нулевых» тут выставлялись рисунки Микеланджело, шедевры из Санкт-Петербургского Эрмитажа, гравюры Дюрера.
Оставаясь филиалом Музея современного искусства, созданного в Нью-Йорке промышленником и меценатом Соломоном Гуггенхаймом, музей в Бильбао обрастает такими формами взаимодействия с аудиторией, которые позволяют привлечь как можно больше посетителей. Так что здесь будет интересно не только знатокам современного искусства, но и туристам, желающим разнообразить впечатления от посещения Испании.
Экспонаты Музея Гуггенхайма в Бильбао
Постоянная коллекция Музея Гуггенхайма в Бильбао формируется из работ как местных, так и зарубежных авторов. Периодически выставляются произведения искусства, «прописанные» в Нью-Йоркском музее Гуггенхайма. Картины и скульптур здесь немного — акцент в отборе выставочных объектов делается на инсталляции и цифровые аудиовизуальные работы.
Имеется ряд экспонатов, которые составляют ядро постоянной экспозиции и тесно ассоциируются с музеем даже у тех, кто в нем не бывал. Среди них фигура гигантской паучихи — скульптура «Мама» авторства Луизы Буржуа. Это один из экземпляров серии «Пауки», за которую в 1999 году французская и американская художница получила «Золотого льва» на Венецианской биеннале. В необычном образе Буржуа стремилась передать не страх и неприятие, а чувство защищенности, происходящее от взаимодействия с терпеливой и заботливой, «обертывающей» матерью.
Другой известный экспонат — 12-метровый «Щенок» Джеффа Кунса, представителя течения нео-поп, возникшего как реакция на концептуализм. В Музее Гуггенхайма есть и другие его работы, в частности, композиция «Тюльпаны».
Символом музея в Бильбао стала инсталляция «Суть времени» американского скульптора-минималиста Ричарда Серра. Фактура работы — композиции из 8 металлических фигур — повторяет фактуру внешней отделки необычного здания.
Местное искусство в блоке наиболее важных экспонатов представляют произведения баскского скульптора Эдуардо Чильиды. Наиболее известна скульптура Lo profundo es el aire. Также значимой частью постоянной экспозиции является картина «Земля двух рек» Ансельма Кифера, немецкого художника, посвятившего жизнь осмыслению мифов самосознания немецкого народа, приведших к катастрофе в первой половине XX века.
Завершает серию наиболее известных экспонатов Музея Гуггенхайма в Бильбао «Инсталляция для Бильбао» неоконцептуалистки Дженни Хольцер. Она известна крупномасштабными работами, которые размещаются на билбордах и фасадах зданий. Отличительная черта — частое использование светодиодов. «Инсталляция для Бильбао» — не исключение.
Помимо упомянутых, в музее выставлено множество других экспонатов. Они расположены в 20 галереях, а площадь, отведенная под выставки, составляет больше 10 тысяч квадратных метров, что делает Музей Гуггенхайма самым большим в стране. На сайте музея советуют перед его посещением решить, какая тематика будет наиболее интересной, и убедиться в том, что зал с представляющими ее экспонатами не будет закрыт в связи со сменой экспозиции. При посещении музея с гидом также лучше предупредить специалиста, о каких аспектах современного искусства хотелось бы услышать подробнее.
Здание
Представители музея утверждают, что во внешнем облике здания нельзя найти ни единой плоской поверхности. Все оно состоит из изогнутых, скрученных объемов и практически лишено прямых линий и углов. Архитектура создает удивительный эффект: со стороны Риа де Бильбао, на берегу которой и располагается музей, он выглядит грандиозно, тогда как его вид со стороны города вписывается в общую панораму, не рождая ощущения вычурности и отделенности.
Если взглянуть на концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, также созданный по проекту Гери, можно обнаружить немало сходства с музеем в Бильбао. А все потому, что предложение поработать над зданием для фонда Гуггенхайма архитектор получил во время разработки идей для концертного зала. Поскольку контракт с представителями из Лос-Анджелеса еще оставался под вопросом, Гери решил воплотить в Испании часть задумок, возникших ранее.
Для создания проекта для Бильбао понадобилось разработать специальную компьютерную программу, что составило значительную часть финансирования. Характерная черта стиля Гери — использование органических форм. Позднее автор признавался, что, работая над внешним обликом здания, искал вдохновения в материалах, которые использует природа для покрытия живых объектов похожей формы. Так родилась идея серебристых «чешуек» — титановых пластин, закрепленных друг над другом.
Интерьер музея не столь сложен, сколь внешний вид, но в нем также преобладают изогнутые элементы. Здание является трехэтажным. Войдя в него, посетители попадают в просторный атриум с расположением потолка на высоте 55 метров. От него изгибающимися лепестками расходятся галереи, внутри которых анфиладой следуют залы с выставками.
Билеты и часы работы
Билеты в Музей Гуггенхайма в Бильбао можно забронировать через Интернет и по телефону, купить онлайн или в кассе. Предварительное бронирование необязательно, но стоит учитывать, что в выходные и праздники здесь всегда много посетителей, а в остальное время очередь в кассу скапливается в период с 11:00 до 13:00.
Взрослому билет обойдется в € 15, а также учащимся в возрасте до 26 лет — в € 7,5, пенсионеру и посетителю старше 65 лет — также в € 7,5. При покупке билета онлайн стоимсть ниже — € 13 и € 6,5 соответственно. Дети до 18 лет включительно могут посетить музей бесплатно. Если вы идете в составе группы из не менее, чем 20 человек, билет для вас будет стоить € 13.
Музей Гуггенхайма в Бильбао открыт со вторника по воскресенье включительно с 11:00 до 19:00, понедельник выходной. Правда, в июне, июле и августе, когда наступает пик туристического сезона, музей переходит на ежедневный график работы. Нерабочими являются 25 декабря и 1 января независимо от того, на какой день они выпадают. За день до этих дней музей работает до 17:00.
Как добраться до Музея Гуггенхайма в Бильбао
Музей расположен на берегу Риа де Бильбао в районе, называемом Abandoibarra, рядом с мостом Ла-Сальве. Это центр города, поэтому сюда легко добраться на общественном транспорте. Рядом с музеем расположено несколько автобусных остановок. Подойдут автобусы следующих маршрутов (линий):
- № 01, 10, 13, 18 и А7 до остановки «Museo 1/Henao»;
- № 13, 27, 38 и 48 до остановок «Alda, recalde 31 y 11» и «Alda, recalde 12»;
- № 11 и 71 до остановок «La Salve/Igogailua» и «Campo Volantin/La Salve».
Также можно сесть на трамвай и проследовать до остановки «Гуггенхайм» (Guggenheim). В Бильбао всего одна трамвайная линия, так что заблудиться и уехать не туда, куда нужно, не получится.
Третий вариант — использовать метро. Нужная остановка называется «Moyua». Метро в Бильбао также незамысловатое: состоит из 3 линий. До упомянутой остановки следуют поезда линии 1 (оранжевая) и линии 2 (черная). Чтобы не запутаться, воспользуйтесь картой метро Бильбао.
Также можно воспользоваться такси. Помимо Uber здесь работают компании Teletaxi, Class Taxi Bilbao, Radio Taxi Bilbao и другие. Заказать автомобиль можно по телефону или через сайты перевозчиков.
Видео о Музее Гуггенхайма в Бильбао:
Панорама внутри Музея Гуггенхайма в Бильбао, позволяющая отправиться на виртуальную прогулку по галереям:
Экскурсия по музею Гуггенхайма в Бильбао с героями романа Дэна Брауна
После экранизации книги « Код да Винчи» в образе главного героя нового романа все так же видится актер Том Хэнкс. Прототип друга Лэнгдона , компьютерного гения Эдмонда Кирша – наверняка Стив Джобс , один из основателей корпорации Apple. Героиня романа , красивая и умная невеста принца Испании , еще и директор музея Гуггенхайма , получила имя Амбра. Очевиден реверанс супруге нынешнего короля Испании Филиппа VI — Летисии , работавшей до замужества журналисткой.
Слева: афиша Sony Pictures Releasing GmbH ( ravepad.com). Стив Джобс ( 3DNews). Королева Испании Летисия ( corriere.it).
Эдмонд Кирш , один из первых студентов профессора Лэнгдона — гениальный бизнесмен и футуролог , сколотивший огромное состояние на компьютерных технологиях , приглашает своего давнего друга на торжественное мероприятие. В ходе презентации Кирш собирается сделать некое объявление , которое призвано « изменить лицо науки навсегда». Местом презентации Кирш выбирает здание Музея Гуггенхайма в Бильбао. А ведет гостей по залам музея персональный аудиогид по имени Уинстон , который оказывается компьютерной программой , созданной гениальным Киршем.
Ошеломительная способность компьютерного интеллекта Уинстона ( названного в честь британского премьер-министра Уинстона Черчилля) к анализу современного искусства проявляется в ходе экскурсии. Читателям предоставляется возможность взглянуть на экспонаты Музея Гуггенхайма глазами героя , предпочитающего классическое искусство современному , а Дэн Браун в диалогах Уинстона и профессора Лэнгдона дает обзорную лекцию , в которой предметы , созданные художниками нашего времени , оживают и предстают в совершенно ином свете. Пройдемся и мы по изящным изогнутым галереям роскошного Музея и посмотрим на его экспонаты глазами героев книги Дэна Брауна « Происхождение».
Задержавшись у странной скульптуры , Лэнгдон двинулся дальше — по нисходящей террасе хаотически переплетенных лестниц , разнокалиберные ступени которых постоянно сбивали с шага и ритма. Ну вот и все , пару раз проносилась мысль , когда , запнувшись на неровных ступеньках , он чуть было не полетел вниз.
Источник фото: bestprivateguides.com
У подножия он остановился и , задрав голову , устремил взгляд на то , что высилось над ним.
Так вот ты какая.
Огромная железная паучиха — «черная вдова». Тонкие лапы поддерживают овальное тело на высоте девяти метров. К животу подвешена камера для яиц из крупноячеистой металлической сетки , туго набитая стеклянными шарами.
— Ее зовут Маман, — услышал вдруг Лэнгдон.
Опустив взгляд , он увидел перед собой щуплого человека со смешными усами а-ля Сальвадор Дали , одетого в темный парчовый кафтан шервани.
— Я Фернандо. Добро пожаловать в наш музей.
И только Лэнгдон собрался пойти дальше , как водная гладь вдруг покрылась мелкой рябью. С ревом взлетающей ракеты из воды поднялись пять огненных столбов , пронизывая светом туманный воздух и дробясь отражениями на титановой чешуе здания.
Конечно , Лэнгдону больше по душе была традиционная архитектура , скажем , Лувра или Прадо. Но глядя на феерию огня и тумана , он подумал: трудно подобрать более подходящее место , чем этот ультрасовременный музей , для выступления человека , который в равной степени любит искусство и современные технологии и словно открытую книгу читает будущее.
Источник фото: guggenheim-bilbao.eus
— Перед вами , профессор , самая большая картина в нашем музее, — вежливо объяснял Уинстон. — Хотя множество посетителей не сразу замечают ее.
Лэнгдон честно смотрел вперед , но видел только водную гладь за стеклянной стеной атриума.
— Жаль , но я принадлежу к большинству. И тоже не вижу картины.
— Дело в том , что она необычно расположена, — засмеялся Уинстон. — Холст не на стене , а на полу.
Мог бы и сам догадаться , сказал себе Лэнгдон. Он прошел чуть вперед и увидел под ногами растянутый на полу огромный прямоугольник.
Он был закрашен одним цветом — насыщенным синим. Казалось , что стоящие по периметру зрители смотрят на небольшой прудик.
— Площадь этого произведения около пятисот шестидесяти квадратных метров, — сообщил Уинстон.
Следуя по музею и беседуя с Уинстоном , профессор Лэнгдон получает от него , что называется , квинтэссенцию определения современного искусства. И звучит это так:
В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора , то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй. Например , написать сорокаминутную симфонию из одного аккорда и двадцати минут тишины теперь может каждый. Но сама идея принадлежит Иву Кляйну.
— …Скульптура из тумана — идеальный пример концептуального искусства. Художник предлагает идею — расположить перфорированные трубки под мостом и пустить волну тумана по воде. А вот осуществление идеи — это уже дело местных техников. — Уинстон выдержал паузу. — Хотя я снимаю шляпу перед художницей , которая смогла так изящно использовать материал в качестве кода.
— Туман это код?
— Да. Закодированное посвящение архитектору музея.
— Фрэнку Гери?
— Фрэнку О. Гери, — поправил Уинстон.
— Остроумно.
Лэнгдон подошел к стеклянной стене.
— Отсюда прекрасный вид на паучиху, — произнес Уинстон. — Вы обратили внимание на Маман по дороге в музей?
Лэнгдон задумчиво смотрел на огромную « черную вдову» на площади.
— Знаете , ее трудно не заметить.
— Судя по интонации , вы от нее не в восторге.
— Я старался изо всех сил. — Лэнгдон помолчал. — В классическом искусстве я как рыба в воде , а тут меня будто вытащили на берег.
— Интересно, — сказал Уинстон. — А я думал , вы скорее других способны оценить Маман по достоинству. Она — прекрасный пример классического контрапоста. На нее вы можете ссылаться , когда будете объяснять этот прием своим студентам.
Лэнгдон смотрел на паучиху , но не очень понимал , о чем речь. Рассказывая о контрапосте , он обычно приводил в пример более традиционные произведения.
— Я предпочитаю « Давида».
— О да. Микеланджело — эталонный образец, — с улыбкой согласился Уинстон. — Эта знаменитая поза , динамический контрапост , женственные линии. Плавно вывернутое запястье, небрежно спадающая праща — все это выражает женскую мягкость и уязвимость. И в то же время суровый взгляд, напряженные сухожилия — в этом уже сквозит отчаянная решимость поразить Голиафа. Давид одновременно мужествен и женствен. Нежен и неумолим.
Лэнгдону понравилось , как рассуждает Уинстон. Хотел бы он , чтобы все его студенты так понимали шедевр Микеланджело.
Музей Гуггенхайма в Бильбао: сомнительная достопримечательность
Музей Гуггенхайма в Бильбао является самым известным туристическим объектом этого баскского города. Причем сам музей появился сравнительно недавно — в 1997 году, но за эти годы Бильбао в сознании так тесно сросся с музеем Гуггенхайма, что, когда говоришь, что был в Бильбао, неизменно слышишь вопрос: «Ну, и как музей?». Какой – можно не уточнять: Гуггенхайма, разумеется.
История возникновения музея
Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.
В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.
Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.
Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.
Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.
Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.
В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).
В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.
За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.
Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.
Музей снаружи
Бытует мнение, что главный экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – само здание музея. Оно имеет совершенно невообразимые очертания и представляет собой соединение самых немыслимых объемов. Здание обязательно надо обойти, поскольку с каждой новой точки оно предстает совершенно в другом виде.
Его очертания напоминают и рыбу, и корабль, и цветок розы, и некое взвихренное пространство. Большая часть поверхности музея покрыта титановыми пластинами, которые придают зданию разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Много стекла. Часть музея, повернутая к деловому центру города, имеет более строгие очертания и облицована известняком из Гранады.
Пожалуй, самый выигрышный вид на музей Гуггенхайма — с противоположной стороны реки, от университета Деусто.
Вокруг музея расположены арт-объекты, дополняющие облик этого фантасмагорического строения. Во-первых, с музеем соединяется высокий мост Салве – мост буквально пронзает музей. Опора моста – ярко-красного цвета.
Под мостом на берегу реки возвышается металлическая паучиха Луизы Бурже – знаменитая скульптура под названием «Мама». В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Первый раз эту паучиху я повстречала в Стокгольме перед входом в музей современного искусства. Потом – в Москве, перед выставкой Луизы Бурже. И вот – третья встреча. Почему-то с каждым новым разом она мне нравится все меньше и меньше.
С другой стороны музея Гуггенхайма – со стороны городских кварталов – сидит симпатичный 12-тиметровый Щенок (Puppy). Вместо шерсти у него – цветы, и свой цвет Щенок меняет в зависимости от времени цветения тех или иных растений. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция создана американским скульптором Джеффом Кунсом. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. Щенок, безусловно, очень мил. Я бы сказала, что это самая позитивная часть музея Гуггенхайма в Бильбао.
Еще одна поделка Джеффа Кунса – букет разноцветных тюльпанов из нержавейки. Тюльпаны лежат на набережной и похожи на надувные.
Там же, на набережной – конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.
Около моста – оригинальный памятник уходящему в никуда человеку.
Экспозиции музея
Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.
Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.
Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.
Вид вниз с третьего этажа:
План музея Гуггенхайма в Бильбао
Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)
Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.
Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.
С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.
Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.
На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.
Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.
Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.
Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки
Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.
Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.
Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.
Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.
Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.
Путешествие по Испании (август 2016) — оглавление
МУЗЕЙ ГУГГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО
Взгляд на мир глазами современных художников
Историческая справка
Здание музея расположено на берегу реки Нервион, в самом центре города. Его двери были открыты для посетителей в 1997 году, после чего музей Гуггенхайма стал главной достопримечательностью и визитной карточкой Бильбао.
Музей посвящен современному искусству ХХ века и обладает внушительной коллекцией работ выдающихся мастеров новой эпохи. Это один из 6 подобных филиалов, работающих от фонда Соломона Гуггенхайма. Здесь проводятся как постоянные экспозиции, так и временные выставки испанских и зарубежных художников.
Здание, музея Гуггенхайма в Бильбао, было построено по проекту американо-канадского архитектора Фрэнка Гери с использованием передовых достижений системы автоматизированного проектирования CATIA.
Пожалуй, это самый большой и главный экспонат комплекса, впечатляющий своим инновационным дизайном и дерзкой конфигурацией. Уникальный образец революционной архитектуры современности стал великолепным фоном для выставленных в нем экспонатов.
Зрелищное строение по праву считается одним из лучших зданий в стиле деконструктивизма. Оно будоражит воображение самыми невероятными сравнениями. Многие видят в нем воплощение футуристического космического корабля, распускающейся розы, необычного морского судна или даже – артишока.
По словам известного архитектора ХХ столетия Филипа Джонсона, музей Гуггенхайма в Бильбао это «величайшее здание нашего времени». Хаотично искривленные металлические конструкции музея обшиты более чем 30 тыс. титановых пластин, которые переливаются матовым металлом днем и сияют золотом на закате, словно рыбья чешуя.
Главный атриум, высотой 55 метров, напоминает футуристический собор в форме огромного металлического цветка, от которого отходят «лепестки» из анфилад выставочных залов, общая площадь которых составляет 11 тыс. кв.м.
По периметру музея расположилось несколько причудливых скульптур, которые гармонично дополняют внешний облик здания.
Уличные экспонаты
Уличные арт-объекты, музея Гуггенхайма в Бильбао, сходу завораживают внимание гостей, как бы намекают на то, что впереди их ждут не менее замысловатые экспонаты, – чего только стоит гигантская скульптура паука, точнее паучихи с ласковым названием «Маман».
Паучиха – «Маман»
Ее высота – почти 9 метров, а миниатюрное тело с большим мешком яиц на брюшке парит на длинных, изящно тонких ногах. Образ самки Черной вдовы создает весьма контрастное впечатление: с одной стороны выступает мощь жестокого хищника-убийцы, а с другой ощущается хрупкость и уязвимость матери, готовой на все, чтобы дать жизнь своему будущему потомству.
Автор этой работы живописец и скульптор Луиза Буржуа испытывала большую страсть к паукам. К тому же мать Луизы была реставратором гобеленов, что натолкнуло художницу на создание столь необычного шедевра в дань ее уважения, ведь пауки так же ловко управляются с нитями, как и ткачи.
«Щенок»
Экспонат «Щенок», по кличке Пуппи, – главный охранник музея и негласный символ Бильбао. «Маленький песик», высотой 13 метров, продолжает расти не только образно, но и буквально. Его «шерсть», – это пестрый газон из благоухающих растений.
Гигантская цветочная собака шотландской породы вест-хайленд-терьер, окутывает зрителей ароматом разноцветных магнолий, ноготков, петуний и других цветов. Образ Пуппи наполняет радостью и оптимизмом, а по словам его автора прививает «доверие и безопасность».
Создатель данного экспоната, Джефф Кунс, использовал современные технологии компьютерного моделирования, чтобы сотворить нечто, подобное европейскому саду XVIII века. Благодаря его стараниям, щенок Пуппи появился на свет в 1992 году, успев побывать в Германии и Австралии, пока «не прибыл на службу» в Бильбао, к вратам музея Гуггенхайма.
«Тюльпаны»
Еще один шедевр современного искусства, работа известного американского художника Джеффа Кунса – «Тюльпаны». Букет из ярких воздушных шаров разного цвета выполнен из нержавеющей стали, покрытой цветной глазурью.
На вид конструкция выглядит легкой, хрупкой и воздушной, как будто вот-вот взлетит в воздух! Сочные краски, впечатляющие объемы, в сочетании с ощущаемой невесомостью «тюльпанов» создают праздничное настроение и восторг.
«Высокое дерево и глаз»
Прямо возле реки Нервион разместилась 14-метровая инсталляция скульптора Аниша Капура «Высокое дерево и глаз». Монументальное сооружение выполнено из 73 отражающих стальных сфер диаметром один метр, закрепленных вдоль трех осей.
Зеркальные поверхности шаров причудливо отражают, преломляя окружающее пространство, создавая и в то же время растворяя новые формы и изображения. Парящие сферы напоминают цепь ДНК, вызывая иллюзию центра притяжения всех объектов и предметов вокруг.
Прямо на пруду, у здания музея Гуггенхайма, можно полюбоваться великолепной работой художницы Фудзико Накая «Туманная скульптура». Эта инсталляция необычна тем, что она неосязаема и непостоянна, так как создается не человеком, а…. туманом!
Искусственно созданные волны «видимого воздуха» расстилаются над водной гладью, окутывая все вокруг молочными облаками. В зависимости от ветра и погодных условий, туманная пелена каждый раз рисует новые образы и формы, завораживая своего зрителя особым шармом и красотой.
Выделяющаяся необычным дизайном и ярким цветом красная арка над мостом Ла Сальве – это тоже арт-объект и экспонат музея Соломона Гуггенхайма. Работа выполнена художником концептуалистом Даниэлем Бюреном специально к 10-летию открытия филиала в Бильбао.
Конструкция арки спроектирована таким образом, что она изящно отражается как в воде, так и в титановом покрытии музея, а также делает силуэт моста менее жестким, но более заметным.
«Суть времени»
В крупнейшей из 19 галерей, под названием Арцелор, размещен самый тяжелый и масштабный экспонат музея Гуггенхайма – инсталляция из 8 монументальных скульптур Ричарда Серра «Суть времени». Это центральная работа коллекции музея, отмеченная престижной наградой Принца Астурийского.
Над ее созданием автор трудился целых 9 лет. Скульптуры высотой более 4,5 м. представляют собой разные текучие формы от длинных волн и незамкнутых цилиндров до спиралевидных лабиринтов. Каждый элемент инсталяции – это, стоящие на ребре, листы атмосферостойкой стали, слегка тронутые ржавчиной и плавно изогнутые по замыслу художника.
Ричарда Серра специально организовал выставочное пространство так, чтобы оказать многогранное влияние на восприятие движения, а также создать незабываемое ощущение пространства в динамике. Так, экспонат «Материя времени» порождает чувство нестабильности, а 30-метровый узкий коридор «Змея» вызывает страх и дискомфорт у тех, кто боится тесных, замкнутых пространств. В целом, экспозиция напоминает параллельную вселенную, поражая своим размахом и оригинальностью.
«150 разноцветных Мэрилин»
В музее Гуггенхайма в Бильбао, представлено одно из наиболее знаменитых полотен Энди Уорхола – «150 разноцветных Мэрилин», посвященное популярной актрисе, секс-символу 50-х годов Мерилин Монро. С помощью шелкографических акриловых чернил художник создал одно и то же лицо знаменитости, разными цветами и оттенками.
Один из залов музея, занимает поучительная инсталляция Цай Гоцяна «Прямолинейность». 99 волков вслепую мчатся навстречу стеклянной стене, разбиваясь о ее поверхность.
Зрелищная экспозиция наилучшим образом демонстрирует все «прелести» стадного менталитета, который не позволяет разглядеть правильный путь в сводах общепринятых норм.
Весьма символическим смыслом наполнена работа Дженни Хольцер – «Инсталляция для Бильбао». Композиция создана из 9 светодиодных панелей высотой 12 м., по которым бегут слова больных СПИДом людей, переживающих страдания и отвержение обществом.
«Бассейн»
В одной из галерей, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, расположен самый неоднозначный шедевр современного искусства, картина «Бассейн». Однако, многие посетители замечают это творение не сразу. Все потому, что экспонат не висит на стене, а лежит на полу.
Огромное полотно насыщенного синего цвета площадью около 560 кв.м напоминает водную гладь небольшого озера, завораживая ультрамариновой глубиной, играющей яркими оттенками в лучах света. Глядя на картину, так и хочется нырнуть в эту бесконечную синюю бездну! Ее автор, – одна из наиболее значимых фигур современного искусства середины ХХ века, выдающийся французский художник-новатор Ив Кляйн.
Будучи неординарной личностью, он обладал богатым внутренним миром. Ив Кляйн доказал своим творчеством, что жест, современного художника, может быть гораздо важнее его произведений, а все гениальное – действительно просто. Шедевр можно создать не только кистью и резцом, но и роликом, телом, огнеметом, дождем, ветром и даже, – пустотой.
«Большая голубая антропометрия»
Великий мастер дал толчок развитию новых направлений в современном искусстве, таких как минимализм, концептуализм, перфоманс.
Ив Кляйн очень любил синий цвет, который считал символом мечты и бесконечности Вселенной. Именно синий становится единственным цветом его работ: картин, скульптур, инсталляций. Кляйн использовал приготовленную по собственному рецепту краску, которую даже официально запатентовал под названием «международный синий цвет Кляйна».
«Большая голубая антропометрия», – еще один экспонат и знаменитая работа художника, из постоянной коллекции музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао. Ее особенность в том, что в качестве кистей были использованы тела обнаженных моделей, которые обмазывались синей краской, после чего отпечатывали свой силуэт на холсте. Эта картина входит в группу из четырех произведений, так называемых антропометрий Кляйна.
Своими совершенно разными работами Ив ярко демонстрировал, что искусство порой, неожиданно многогранно, а бесконечность, как и нематериальное, тоже могут быть шедевром. Именно поэтому в 1960 году он совершает «Прыжок в пустоту», – самое обсуждаемое в СМИ, неоднозначно воспринятое событие его жизни.
«Прыжок в пустоту»
Современное искусство – в чем суть?
Многим посетителям, музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао, современное искусство может показаться не художественным, странным и непонятным. Большинство людей привыкли оценивать работу мастера, его талант, точность линий, чувство цвета и многие другие параметры. Такой подход применим в классическом искусстве, но неуместен в современном.
В современном искусстве, основополагающей ценностью обладает сама идея, ее оригинальность, уникальность, возможность поразить зрителя неординарностью и красотой. При этом, способ воплощения задуманного отходит на второй план, он может быть довольно простым, даже примитивным.
Казалось бы, как можно оценить туманную скульптуру Фудзико Накая, если ее нельзя даже зафиксировать, да и создается она не автором, а случайно и самой природой. Какое участие принимает Ив Кляйн в создании своих антропометрий? – никакого, но, тем не менее, это его творение, он их бесспорный автор.
Ив Кляйн, Фудзико Накая, предложили невероятно уникальные идеи, вложили в них глубокий смысл, свое внутреннее мироощущение. И уже не так важно, кем и каким образом их замысел был претворен в жизнь.
Только поняв и прочувствовав то, что хотел сказать современный художник своим произведением, можно по достоинству оценить его творение и восхититься им. А помочь в этом может книга Дэна Брауна «Происхождение», вышедшая в 2017 году. В ней необыкновенный гид проводит интересную экскурсию по музею, подробно рассказывая о каждом экспонате.