Люблин: основные достопримечательности
Город Люблин является одним из крупнейших городов центрально-восточной Польши, который пережил много исторических событий, и сумел сохранить весь свой колорит на протяжении многих лет. А благодаря территориальной близости к украинской, белорусской и русской границам, хорошего аэропорта и выгодных цен на авиабилеты, город стал любимчиком среди бюджетных туристов.
Сюда съезжаются учиться и работать жители бывших стран СНГ, предварительно оформив визу на UTA job & journey travel agency. Но если вы оказались в Люблине не в роли студента или человека, который ищет работу, а просто, как турист, будьте уверены weekend в этом городе вам точно понравится. Здесь есть на что посмотреть, и чем заняться, а официальный туристический слоган Люблина звучит следующим образом: «Люблин – город вдохновения».
Главные достопримечательности Люблина
Знакомство с городом следует начать с Люблинского замка, где также можно взять карту Старого города с описанием всех достопримечательностей, и посетить музей искусства и живописи, Исторический музей.
Обязательно стоит здесь же посетить замковую часовню св. Троицы, фрески которой выполнены в русско-византийском стиле. Кстати, часовня включена в число семи чудес Польши.
Погуляв по замку, стоит подняться на замковую башню и с высоты в 30м насладиться красивой панорамой на город. Отсюда же открывается красивый вид на Замковую площадь.
Далее стоит отправиться до старой части города, где всё пропитано духом Средневековья: узкие улочки, низкие дома. По дороге до Старого города вы пройдёте Городские (Краковские) ворота.
В исторической части города находится все самое интересное:
• костёл отцов Доминиканцев (более известен, как Базилика Св. Станислава, епископа и мученика). Это одно из самых красивых и старейших зданий Люблина;
• Тринитарская башня: самое высокое здание в городе, высота которого 64м. Потраченные силы на преодоление пути того стоят: вид с высоты просто захватывает;
• Люблинский музей;
• старинные дома, костёлы, церквушки.
Приятно провести время можно на озере Zemborzyckie.
И если у вас останется свободным один день, обязательно загляните в городок Казимеж-Дольны, 45км от Люблина. Городок очень колоритный благодаря евреям и армянам, которые здесь проживали: ренессансные каменные домики, берег реки Висла. Или другой вариант: посетить Pałac w Kozłówce, в 30 км от Люблина. Замок настолько красивый, что в один миг кажется, что вы оказались на съемках сказки «Золушка».
Если не боитесь посмотреть смерти в глаза, тогда напоследок можно посетить бывший нацистский концлагерь Майданек, который находится в 4км от Люблина. В лагере практически всё осталось в том виде, в котором его содержали в те времена: газовые камеры, бараки, на стенах следы от ногтей людей, которые пытались отсюда выбраться. В общем, место не самое приятное, и может пощекотать нервы: сложно удержаться, чтобы не пустить слезу.
Достопримечательности Люблина
Польша, расположилась на берегу Балтийского моря в Восточной Европе. Маленькие Свентокшишские горы, Татры и Судеты, цепь уникальных Мазурских озер, Беловежская пуща и первозданные национальные парки – составляют природные богатства страны. В каждом старинном городе есть костелы, средневековые замки и памятники истории, органично соседствующие с современными стеклянными небоскребами. Одним из таких старожил является Люблин, достопримечательности которого исходят из его счастливых, но больше трагических исторических событий.
Исторические факты
Люблин, это столица воеводства на юго-востоке Польши, граничащего с Украиной и Белоруссией. Первое селение тут было уже в 6 веке, но письменные упоминания датируются только 1198 годом. Развивающийся город, был центром торговли, пока в 1241 году основательно не был разорен монголо-татарами. Не успев оправиться от ига, через три года на него напали литовцы, затем князь Галицкий подчинил себе люблинские земли.
В 1317 году Люблин получает Магдебургское право, дающее самостоятельно управлять экономикой и социально-политической жизнью. Благодаря удачному расположению между Европой и Черным морем, он снова расцветает. Во время объединения Литвы и Польши, образования Речи Посполитой в 1569 г., именно в нем происходит подписание унии. Но ужасный пожар 1575 г., эпидемия чумы в 17 веке, унесшая большую часть населения и завоевание в 1655 году воеводой Петром Потемкиным неблагоприятно сказываются на развитии города.
Люблин был завоеван русскими, австрийскими войсками, входил в состав Российской империи. Две мировые войны не обошли его стороной, особенно досталось во время Второй Мировой Войны, когда фашистами была уничтожена основная масса еврейского населения.
Претерпев за свои века расцвет, упадок он смог сохранить исторические памятники, передающие атмосферу своей страны.
Главные достопримечательности
Он давно стал излюбленным местом для бюджетных туристов с России, Украины и Белоруссии, этому способствуют дешевые авиабилеты, новый современный аэропорт, находящийся в 10 км от центра, хорошие автомобильные дороги, близость границы. В Люблине есть возможность посмотреть множество памятников старинной архитектуры (многие из которых сохранились, другие очень хорошо отреставрированы), посетить большое количество музеев, ботанический сад, побродить по Старому городу или под Люблином по подземным ходам.
Все достопримечательности Люблина на карте
Люблинский замок
Во времена Казимира, в 12 веке началось его строительство, вначале он выполнял всего лишь оборонительную функцию. Постепенно достраивались каменные башни и крепостная стена с мощными воротами. Когда была возведена часовня Святой Троицы, достоверных сведений нет, но ее роспись была завершена в 1418 году. Знаменитые древнерусские византийские фрески сохранились до наших дней, это один из ценнейших памятников древневекового искусства Польши.
В 1520 году польский король Сигизмунд, решил облагородить замок, отстроив его в стиле ренессанс, но в результате войны он был разрушен и разобран. На его месте в 1826 г. построили тюрьму (здание в стиле неоготика) для политических заключенных, функционирующую на протяжении 128 лет.
Сейчас здесь можно посетить музей в котором собраны этнографические и военные артефакты, предметы изделий из янтаря и живопись. Поднявшись на круглую оборонительную башню донжон, полюбоваться панорамой города. На территории Люблинского замка можно бесплатно приобрести карту-путеводитель по Старому городу.
Мемориальный музей Майданек
Это страшное место, оставившее доказательства преступлений нацистов во время Второй Мировой Войны, не для слабонервных туристов. Здесь в том же виде сохранились бараки в которых держали людей, сторожевые вышки, газовые камеры и крематорий. По обе стороны длинного коридора в огромных битком набитых клетях, осталась обувь погибших узников. Тесные пыточные камеры со столами для препарирования, ужасают воображение.
Второй по величине лагерь смерти Третьего Рейха, в стенах которого погибло по официальным данным, 43 000 из 50 000 люблинских евреев (всего 60 000) и 20000 советских солдат занимал территорию в 270 га. Изначально, в 1941 году, он создавался для эксплуатации военнопленных в 227 заводских и производственных цехах. Поняв, что победы не будет фашисты с 1943 г., стали массово уничтожать заключенных, все это время работало два крематория и семь печей.
Летом 1944 года, Майданек прекратил существование, но советским солдатам удалось освободить всего 2 500 человек. В наши дни, территория бывшего лагеря сократилась до 90 гектар, туристам не боящимся окунуться в жуткое прошлое, тут будет небезынтересно.
Старый город
В Люблине, как во всей Польше достопримечательности архитектуры сосредоточены в старинной части города. Осмотрев Люблинский замок, поднявшись вверх по вымощенной брусчаткой дороге и пройдя через Городские ворота, попадаешь в средневековье. Эта часть соединила в себе готику, барокко и традиции Ренессанса. Маленькие разноцветные дома, одни из которых украшены лепниной, другие с портретами уважаемых жителей, когда-то жившими в них, окружают Рыночную площадь.
Прогулка не займет много времени, максимум 10 минут и оказываешься возле Краковских ворот. Во времена набегов татар, вместе с каменными стенами и рвом перед ним, выполняли функции укрепительного сооружения. В верхней их части сейчас находится Исторический Музей.
Что еще посмотреть в Люблине?
Немного в стороне от Старого города, можно увидеть остатки от костела Святого Архангела Михаила (XIII-XIV век), это фундамент, плитка, ступени и макет собора. Он был разобран по указу головы еще в 19 веке, во избежание обрушения.
В Люблине есть две ратуши, одна в самом центре Старого города на Рыночной площади. Здание дважды перестраивалось в 16 и 17 веках. Ранее тут находился Коронный трибунал, теперь загс. Вторую возвели вместо сгоревшего монастыря в 1828 году, сейчас это городской административный центр.
Также стоит посмотреть в Люблине: музей под открытым небом, обязательно побывать в Ботаническом саду от университета Марии Кюри-Склодовской, посетить множественные соборы и костелы.
Как добраться до Люблина, где остановиться, когда лучше поехать?
Из России попасть в Люблин можно: самолетом, на своем автомобиле, поезде или автобусом.
- Всем кто ценит свое время, рекомендуется воспользоваться услугами авиакомпании, билет обойдется от 235-333, а путешествие займет от 4 часов 30 минут до 8 часов в зависимости от рейса и компании. С аэропорта до города, заплатив чуть больше 1 евро, можно доехать на поезде за 15 минут.
- Отправившись на своем авто, есть возможность попутно любоваться живописной природой Белоруссии и Польши. Времени на дорогу понадобится 16 часов, расстояние со столицы составляет 1200 км, расходы на бензин в пределах 125 евро.
- Поездом ехать и удобно и не так накладно, как на самолете, дорога в 7-8 часов не утомит, 74 евро не такая уже большая сумма. Доехав до станции Бяло-Подляска и пересев на комфортабельную электричку, через три часа окажешься в Люблине. А если доехали до Варшавы, можете купить билет на автобус 2-7 евро и через несколько часов окажетесь в пункте назначения.
Рейс Москва-Варшава весьма популярен среди туристов, им пользуются намного чаще, чем самолетом или поездом. Есть маршруты прямые, есть через Ригу по цене 4500-5000 рублей. Выехав в 21:30 вечера, в 19:00 следующего дня попадете в столицу Польши, как оттуда добираться до Люблина писали выше.
Прямо в центре города можно найти недорогие хостелы или ночлеги от 5-29 евро за сутки, которые желательно забронировать заблаговременно. Для более требовательных туристов, подойдут Hotel Europa, IBB Grand Hotel Lublinianka, Forum Fitness Spa & Wellness, цена колеблется 47-59 евро.
Отправляться в путешествие в Люблин, чтобы увидеть достопримечательности, лучше всего весной или летом. В это время проводится множество выставок, Ягеллонская Ярмарка, национальный студенческий театральный фест Kontestacje, Карнавал Фокусников, Международный Meting of Stales фестиваль граффити. Любителям гастрономического туризма стоит посетить город вначале сентября, когда ежегодный Фестиваль Вкуса в самом разгаре, в его рамках можно получше узнать о культуре и истории страны, попробовать массу национальных блюд.
Зимой можно покататься на искусственном катке, рядом со Спортивной ареной Глобус, расположены два лыжных подъемника, меньший из которых подойдет начинающим лыжникам. Спортивное снаряжение можно взять в пункте проката, тут же.
Рестораны, кафе, кухня
Как в любом польском городе в Люблине множество уютных кафе и ресторанов. Они разбросаны по всему городу, но большая их часть сосредоточена в центре старого города. Рядом с Краковскими воротами, можно посетить стейк-хаус Stol i Bol, тут большие мясные порции, множество сортов пива, очень интересный интерьер. Ежедневно есть часы со скидками на еду.
- Bistro Cafe MARI, где можно попробовать необычный завтрак, яичницу с гренками из авокадо и зеленым горошком, вкусные пирожные и хорошо сваренный кофе. Здесь любят проводить время не только приезжие, но и местное население.
- Ресторан Mandragora на Рыночной площади, отличается тем, что в нем подают еврейскую кухню. Меню с изюминкой, так можно охарактеризовать его, цены в нем достаточно высокие, порции небольшие.
- Sexy Dusk, итальянский ресторанчик, с хорошими порциями, вкусной пиццей, свежими морепродуктами и умеренными ценами. Его плюс наличие детской игровой комнаты, в которой малышам есть чем заняться.
В недорогих кафе, которыми город просто усеян, можно попробовать местное блюдо цебуляж, являющееся своеобразной достопримечательностью Люблина. Это лепешка из пшеничной муки с запеченным луком и маком, этот луковый пирог был привезен евреями. Повсюду в городе на улицах стоят стойки с продающимся цебуляжем. Зимой хорошо будет погреться гжанцем, пивом со специями, имеющим необычный вкус. В плане еды, Польша не дорогая страна, всего пара евро и полный желудок обеспечен.
В любое время года, посещая Люблин можно полюбоваться его древней и современной архитектурой. Еще одной знаменитостью города считается герб с изображением козлика поедающего виноградную лозу. Где только не встретишь изображения или статуи этого милого животного, в небольшом сквере даже лавочки сделаны в его форме, фонтанчик с козликом, на шпиле ратуши он тоже присутствует.
Приезжайте в Люблин, откройте для себя этот удивительный город.
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
директор академии продаж OTC.RU, эксперт в сфере закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Рассказываем, что изменится для поставщика после вступления в силу оптимизационных изменений 44-ФЗ
В начале июля 2021 года были приняты масштабные поправки в Закон о контрактной системе
(44-ФЗ) и в Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ). Новеллы вносят существенные изменения в порядок проведения закупочных процедур и участия в них начиная
с 2022 года.
В конце статьи вы найдете сводную таблицу с перечислением действующих требований при проведении электронного аукциона и для участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 года.
В конце статьи есть шпаргалка
Поставщикам, подрядчикам, исполнителям рекомендуем ознакомиться со следующими федеральными законами:
- Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ
Включает пакет следующих оптимизационных изменений: сокращение количества способов закупок, унификация сроков проведения закупок по отдельным этапам, упразднение документации закупки, новые процедурные особенности проведения закупочных процедур, изменения в части предоставления обеспечения участником закупки, новые требования
к участникам, изменения в части заключения контракта, нововведения при обжаловании действий (бездействия) заказчика, оператора электронной площадки и др.
- Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ
Предусматривает новые условия и требования при закупках у СМП и СОНКО, обновленный порядок оплаты контрактов с учетом сокращенных сроков.
- Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ
Предполагает осуществление закупок по Закону № 44-ФЗ новыми субъектами и иные изменения.
- Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128
Включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.
Основные изменения: новый порядок участия
в закупках
Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок
(44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур
В источниках права указано, что после вступления в силу поправок в закон о контрактной системе останется всего три процедуры, однако при детальном изучении вопроса можно обнаружить, что количество процедур с учетом «подвидов» закупок будет больше.
Приводим сравнительную таблицу существующих способов закупок и тех способов, которые предусмотрены с начала 2022 года.
Процедуры до 31.12.2021 г.
Процедуры с 01.01.2022 г.
Конкурентные:
Конкурентные:
- Аукцион:
- электронный аукцион
- закрытый аукцион
- закрытый аукцион в электронной форме
- Конкурс:
- открытый конкурс в электронной форме
- закрытый конкурс
- закрытый конкурс в электронной форме
- Запрос котировок в электронной форме
Таким образом, способ закупки «запрос предложений» перестанет существовать
с 2022 года. Такие «подвиды» способов закупок, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, также не будут применяться с учетом новой редакции 44-ФЗ. Эти изменения внесены Законом № 360-ФЗ.
Помимо изменений количества способов закупок предусмотрены и нововведения внутри самих процедур. Они будут рассмотрены на примере электронного аукциона.
Действующие требования при проведении электронного аукциона и для участия в нем и новые положения, которые вступят в силу
с 2022 года
В настоящее время
С 01.01.2022 г.
Структура заявки на участие
Состоит из двух частей
Единая форма заявки без разделения на части
Указание наименования страны происхождения товара
Наименование страны происхождения товара включается в первую часть заявки
Наименование страны происхождения товара с учетом классификатора стран мира включается в заявку
Декларирование принадлежности к СМП, СОНКО
Требуется в составе второй части заявки продекларировать принадлежность к СМП, СОНКО (при наличии преимуществ участия для СМП, СОНКО)
В составе заявки не требуется декларирования принадлежности к СМП
Основания для отклонения заявки
При установлении запрета на поставку иностранных ТРУ заявки направляются на рассмотрение заказчику, в том числе те заявки, которые содержат предложение о поставке иностранных ТРУ. Автоматическое отклонение не предусмотрено
Заявка будет автоматически отклонена оператором электронной площадки, если установлен запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник предлагает иностранные ТРУ
(с использованием классификатора стран мира указана иностранная страна (страны) происхождения товара)
Причина отклонения заявки, связанная с обеспечением заявки
Отсутствие основания для отклонения заявки при несоответствии банковской гарантии требованиям ст. 45 Закона
№ 44-ФЗ
Несоответствие независимой гарантии, предоставленной в качестве ОЗ, требованиям
ст. 45 Закона № 44-ФЗ
Сроки внесения изменений в извещение
Не позже чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок
Не позже чем за один рабочий день до окончания срока подачи заявок
Продление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений
До окончания срока подачи заявок должно оставаться:
- не менее 15 дней, если НМЦК превышает 300 млн руб.
- не менее 7 дней, если НМЦК не превышает 300 млн руб. либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.
До окончания срока подачи заявок должно оставаться:
Начало проведения торгов
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе
Электронный аукцион проводится через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Участие в торгах: время для подачи ценового предложения
Общее время для проведения торговой сессии
5 часов с момента начала торгов
Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения о закупке и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года предусматривается только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно включает приложения (документацию).
К таким документам относятся:
- обоснование НМЦК с указанием информации о валюте;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим федеральным законом;
- проект контракта.
Документация о закупке в стандартном виде предусмотрена только для закрытых закупок.
На всех этапах проведения закупочных процедур с начала 2022 года предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались уже в 2021 году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.
В 2022 году все стадии закупок планируется оформлять электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.
Сокращение сроков оплаты по контрактам
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Изменение доли закупок, проводимых среди МСП
Произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ) и среди МСП в соответствии с 223-ФЗ.
Изменения в обеспечении закупок
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Введение новых требований (ст. 31 Закона № 44-ФЗ)
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по такому контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Исключение информации из открытого доступа из ЕИС
о наименованиях участников закупки
Сведения по зарегистрированным участникам закупок в ЕРУЗ будут исключены из открытого доступа.
Изменения в основаниях возврата заявки участнику
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
Изменения в участии в закрытых электронных процедурах
Участнику необходимо будет направить документы оператору специализированной электронной площадки о своем соответствии закупке требованиям законодательства РФ для утверждения.
Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 344-ФЗ предусмотрена обязанность осуществлять закупки по Закону № 44-ФЗ получателей субсидий
Право на субсидии имеют коммерческие организации, 100% акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, а также государственные корпорации (компании), публично-правовые компании в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 78 и пп. 3 и 3.1 п. 1 ст. 78.3 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, в 2021 год уже вступили в силу отдельные изменения, но основной блок нововведений запланирован на 2022 год и последующие годы. Участникам закупок уже сейчас необходимо подготовиться к участию в процедурах в соответствии с новыми правилами и особенностями.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.12 . Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.12 ЗК РФ
1. Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Информация об изменениях:
Статья 39.12 дополнена пунктом 1.1 с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ
1.1. Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.
2. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 3 июля 2018 г. – Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ
3. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
5. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
6. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.
7. Заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона. Организатор аукциона обязан возвратить заявителю внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва заявки заявителем позднее дня окончания срока приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
8. Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:
1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;
4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
9. Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.
10. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.
11. Организатор аукциона обязан вернуть заявителю, не допущенному к участию в аукционе, внесенный им задаток в течение трех рабочих дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе.
12. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся.
13. В случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
14. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
15. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:
1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;
2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;
3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;
4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;
5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа).
16. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.
Информация об изменениях:
Пункт 17 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
17. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
Абзац утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ
Информация об изменениях:
18. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
19. В случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона, аукцион признается несостоявшимся.
20. Уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
21. Задаток, внесенный лицом, признанным победителем аукциона, задаток, внесенный иным лицом, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном настоящей статьей порядке договора купли-продажи или договора аренды земельного участка вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются.
22. Не допускается требовать от победителя аукциона, иного лица, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ в отношении земельного участка, являющегося предметом указанных договоров, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона.
Информация об изменениях:
Пункт 23 изменен с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ
23. Организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона в случае, если аукцион был признан несостоявшимся и лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник в течение тридцати дней со дня направления им проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры (при наличии указанных лиц). При этом условия повторного аукциона могут быть изменены.
24. Утратил силу с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Пункт 25 изменен с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ
25. Если договор купли-продажи или договор аренды земельного участка в течение тридцати дней со дня направления победителю аукциона проектов указанных договоров не были им подписаны и представлены в уполномоченный орган, организатор аукциона предлагает заключить указанные договоры иному участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.
Информация об изменениях:
Пункт 26 изменен с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ
26. В случае, если в течение тридцати дней со дня направления участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка этот участник не представил в уполномоченный орган подписанные им договоры, организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона или распорядиться земельным участком иным образом в соответствии с настоящим Кодексом.
27. Сведения о победителях аукционов, уклонившихся от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, и об иных лицах, с которыми указанные договоры заключаются в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи и которые уклонились от их заключения, включаются в реестр недобросовестных участников аукциона.
ГАРАНТ:
Об иных сведениях, включаемых в реестр недобросовестных участников аукциона, см. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ
28. Ведение реестра недобросовестных участников аукциона осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
29. В реестр недобросовестных участников аукциона включаются следующие сведения:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан), идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;
2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика (для юридического лица) или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) учредителей (участников) юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи, фамилия, имя и (при наличии) отчество (для граждан) учредителей (участников), членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в пункте 27 настоящей статьи;
3) дата проведения аукциона в случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, являющегося предметом аукциона, дата признания аукциона несостоявшимся в случае, если лицо, подавшее единственную заявку на участие в аукционе, заявитель, признанный единственным участником аукциона, или единственный принявший участие в аукционе его участник уклонились от заключения указанных договоров;
4) дата внесения указанных в настоящем пункте сведений в реестр недобросовестных участников аукциона.
Информация об изменениях:
Пункт 30 изменен с 30 декабря 2020 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ
30. В случае, если победитель аукциона или иное лицо, с которым договор купли-продажи или договор аренды земельного участка заключается в соответствии с пунктом 13, 14 или 20 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня направления им уполномоченным органом проекта указанного договора не подписали и не представили в уполномоченный орган указанные договоры, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня истечения этого срока направляет сведения, предусмотренные подпунктами 1 – 3 пункта 29 настоящей статьи, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти для включения их в реестр недобросовестных участников аукциона.
31. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников аукциона, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте.
32. Сведения, предусмотренные пунктом 29 настоящей статьи, исключаются из реестра недобросовестных участников аукциона по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных участников аукциона.
33. Внесение сведений о лицах, указанных в пункте 27 настоящей статьи, в реестр недобросовестных участников аукциона или содержание этих сведений в реестре недобросовестных участников аукциона, равно как и неисполнение действий, предусмотренных пунктом 32 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
34. Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукциона, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения данного реестра, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году
В 2022 году вступает в силу ряд законов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются налогов на недвижимость, оплаты жилищно-коммунальных услуг, строительства индивидуальных домов, размера машино-мест, кадастровой оценки и аварийных домов.
Вместе с юристами рассказываем, что это за законы.
Строительство домов
С 1 марта 2022 года будет разрешено строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства.
«Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. м, соблюдая при этом площадь застройки — не более 0,25% территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года. При этом региональные власти будут наделены правом определять территории, где строительство жилых домов запрещено», — уточнил партнер NOVATOR Legal Group, адвокат Александр Катков.
Льготы для семей
С 1 января 2022 года вступает в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Юрист практики жилищного права и социальных правоотношений «Амулекс.ру» Александр Титов уточнил: для того чтобы воспользоваться льготой при продаже жилья, должно одновременно соблюдаться пять условий:
- налогоплательщик (или его супруг) является родителем двух и более детей в возрасте до 18 лет, при их очном обучении — до 24 лет. Усыновленные дети при этом также учитываются;
- семья купила и оформила право собственности на новую недвижимость в том же календарном году, в котором продала имеющуюся недвижимость, или не позднее 30 апреля следующего года. По договору долевого участия в строительстве в этот срок должна пройти полная оплата без учета доплаты за метры в связи с увеличением площади после ввода объекта в эксплуатацию. При купле-продаже или мене нужно зарегистрировать право собственности. Причем покупателем может быть сам налогоплательщик или члены его семьи;
- общая площадь нового жилья или его кадастровая стоимость больше, чем у проданного. При этом учитываются совокупные доли членов семьи;
- кадастровая стоимость проданного жилья не превышает 50 млн руб. Если кадастровую собственность нельзя установить, то учитывается только площадь;
- на момент продажи налогоплательщику и членам его семьи не принадлежит в совокупности более 50% другого жилья, общая площадь которого больше приобретаемого.
Налоговая декларация
С 1 января 2022 года также меняется порядок представления гражданами декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества. «С нового года физлицам больше не нужно будет подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 млн руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) — до 250 тыс. руб. Указанные суммы соответствуют размерам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. То есть если вычет полностью покрыл полученный доход от продажи недвижимости, обязанности по уплате НДФЛ не возникает», — уточнил Катков.
Также подавать декларацию будет не нужно, если продажа осуществляется раньше минимального срока владения (в общем случае пять лет, а в ряде случаев — три года), уточнил юрист. По его словам, данные нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2021 года.
Сведения в ЕГРН
С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений, включаемых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В соответствии с приказом в ЕГРН начнут вносить полную информацию о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учет недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН, можно будет увидеть, кто проводил кадастровые работы, уточнил Катков.
Кроме того, с 1 февраля 2022 года вступает в силу закон, согласно которому Росреестр будет вносить сведения об аварийности многоквартирных домов. Если дом или квартира признаются аварийными, подлежащими сносу или реконструкции, а также непригодными для проживания, это должно обязательно отражаться в сведениях ЕГРН, объяснил партнер Novator Legal Group. Он отметил, что такие сведения в выписках из ЕГРН предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.
Регистрация новостроек
С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон, который позволит упростить процедуру регистрации прав на объекты капитального строительства для застройщиков. Документ был разработан для улучшения инвестиционного климата в России и направлен на снижение административных барьеров для застройщиков.
«Этот закон ускорит регистрацию прав на объекты капитального строительства. Теперь после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома девелоперы смогут поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать, не подавая заявление в Росреестр. Исключение составят многоэтажки, построенные по договорам долевого участия, так как право собственности в них возникает на отдельные квартиры», — пояснила Богданова.
Увеличение кадастровой стоимости
С 1 января 2022 года в Москве увеличится кадастровая стоимость объектов недвижимости. Она составит 181 тыс. руб. за 1 кв. м, что на 21,4% больше, чем в 2018 году, когда в последний раз проводилась государственная кадастровая оценка (ГКО), — три года назад она составляла 149 тыс руб. за 1 кв. м.
«Это является прямым следствием быстрого роста цен на квартиры в 2020 году, а кроме того, большого перерыва в проведении кадастровой оценки (в последний раз в Москве ее проводили в 2018 году). Кадастровая стоимость жилой недвижимости впервые испытает такой скачок, что, естественно, отразится на нагрузке налогоплательщиков», — пояснила юрист «Дигмар Групп».
Коммунальные тарифы
Правительство России утвердило индексы изменения платы за коммунальные услуги в среднем по регионам на 2022 год. Согласно постановлению кабмина, в первом полугодии 2022 года плату за коммунальные услуги индексировать не будут. Во втором полугодии индексация будет варьироваться от 2,9% до 6,5% в зависимости от региона.
Наименьший прирост тарифов ожидается в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Наибольшая индексация — в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (по 6%).
Отказ в субсидии на ЖКУ
С 1 января 2022 года вступят в силу поправки в Жилищный кодекс, ограничивающие возможность получения субсидии должниками по оплате услуг ЖКХ. Отказать в предоставлении субсидии могут только при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности по коммунальным платежам, если эти долги образовались за период не более трех последних лет (ранее заявитель должен был доказать отсутствие задолженности), отметила юрист компании «Дигмар Групп» Дарья Богданова.
Теперь никакие справки об отсутствии долгов предоставлять не нужно, все необходимые сведения должны быть получены компетентным органом по каналам межведомственной связи, уточнила Богданова. По ее словам, на субсидию имеют право семьи, в которых доля расходов на ЖКУ составляет более 22% доходов, а также некоторые категории льготников.
Временные участки
С 1 марта 2022 года земельные участки в статусе «временный» снимут с государственного кадастрового учета. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.
«Временный характер сведений ЕГРН об образованных объектах недвижимости сохраняется до момента государственной регистрации права или аренды на такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении данного срока сведения об участках, которые носят временный характер, будут исключены Росреестром из ЕГРН», — отметил Катков.
Квартиры соцнайма
С 1 марта 2022 года изменятся правила пользования жилыми помещениями. Согласно приказу Минстроя России, для лиц, которые пользуются государственными квартирами по договорам социального найма, вводится обязанность немедленно сообщать о неисправностях самого жилого помещения или сантехники и другого оборудования в нем, пояснил юрист из Novator Legal Group. Он уточнил, что действующие в настоящее время правила требуют сообщать об этом в муниципалитет только в случае необходимости.
Кроме того, новые правила вводят запрет на обшивку или остекление балконов нанимателями в квартирах и домах, которые используются по договору социального найма, договору специализированного жилого найма и договору найма жилого помещения из состава жилищного фонда социального использования, уточнил юрист. По его словам, чтобы получить разрешение на перепланировку, необходимо будет обратиться в архитектурную инспекцию.
Переоценка земли
В 2022 году впервые во всех субъектах России одновременно пройдет массовая государственная кадастровая оценка всех земельных участков независимо от категории. Ранее кадастровая оценка проходила один раз в четыре года, но было решено, что в 2022 году проведут ее одновременно во всей стране, отметила Богданова из «Дигмар Групп».
Государственная кадастровая оценка увеличит кадастровую стоимость участков и повысит размер налогов, отметила юрист. По ее словам, нововведение может вызвать недовольство российских граждан.
Размер машино-мест
С 2022 года вступает в силу закон, согласно которому в России изменятся размеры машино-мест. Документом отменяется максимально допустимый размер парковочного места и определяется минимально допустимый размер, который теперь составит 5,3 на 2,5 м, отметил Катков. По его словам, закон отменяет максимально допустимый размер машино-места, который сегодня составляет 6,2 на 3,6 м.
«Документ разработали из-за разнообразия транспорта, в отношения которого размеры парковочных мест не установлены, в частности сельскохозяйственной техники, транспортных и технических средств для инвалидов. Новые требования относительно размера машино-мест должны будут соблюдать в том числе российские девелоперы при проектировании зданий», — резюмировал юрист.
О земельных торгах в электронной форме
22 июля 2019 г. на рассмотрение в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 758964-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части проведения торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме).
Пунктом 4 статьи 39.13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме устанавливается федеральным законом.
Однако до настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Законопроектом предлагается изменить указанную норму и предоставить возможность осуществлять такие аукционы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных статьями 39.11 – 39.12 Земельного кодекса РФ.
Так, в Земельном кодексе РФ сохранится регулирование особенностей проведения аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка, связанных с подготовкой к проведению указанных аукционов (формирование земельных участков, определение начальной цены предмета договора), порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов и включения в него сведений.
При этом в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ будут внесены изменения, направленные на регламентацию общих положений о порядке проведения таких торгов в электронной форме, предлагается установить единые правила для проведения торгов на право аренды государственного и муниципального имущества и на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка. Полномочия по установлению перечня видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, предлагается возложить на ФАС России.
Нужно отметить, что в настоящее время порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлен приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон № 135-ФЗ новой статьей 17.2, в которой будет определен общий порядок проведения конкурсов в электронной форме и аукционов в электронной форме. В ней, в частности, будут определены общие требования к содержанию, порядку утверждения и размещения документации о торгах, требованиям к участникам торгов, правилам подачи, отзыва, изменения и содержание заявок на участие в торгах и случаи признания их не соответствующими требованиям.
Законопроектом предусматривается, что проведение торгов, а также заключение договора и (или) оформление иных документов, предусмотренных в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ, по результатам торгов или признания их несостоявшимися, обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом на Правительство РФ предлагается возложить полномочия по установлению:
• требований к формату, срокам и порядку размещения документации о торгах, изменений в такую документацию, ее содержанию, в том числе, требований к содержанию извещения о проведении торгов, требований к порядку осуществления документооборота при осуществлении торгов;
• требований к содержанию и опубликованию протоколов, которыми оформляются решения оператора электронной площадки, организатора торгов, конкурсной, аукционной комиссии при проведении торгов;
• требований к информации и документам, содержащимся в заявке о торгах, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в документации о торгах в соответствии с законодательством РФ;
• порядка организации и проведения торгов в части неурегулированной статьей 17.2, в том числе порядка и требований к проведению к процедуре подачи ценовых предложений, оценки заявок участников торгов, порядка признания торгов несостоявшимися, порядка заключения договоров и (или) оформления иных документов, заключение и (или) оформление которых предусмотрено законодательством РФ, по итогам торгов, порядка и последствий признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или оформления указанных документов.
До вступления в силу изменений и установления Правительством РФ порядка проведения торгов предлагается осуществлять проведение конкурсов или аукционов по правилам, устанавливаемым ФАС России.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть
Что такое регистрация права на участок?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»
Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».
- Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
- Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
- Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.
Как проверить статус участка?
Определить статус земельного участка можно следующим образом:
- через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
- через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
- получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.
Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.
«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».