Перевозка горных лыж в самолете

Перевозка лыж и сноубордов в самолете

Каждый зимний сезон авиакомпании открывают больше новых направлений для горнолыжного отдыха и предлагают авиабилеты по доступным ценам. Владельцы лыж или сноубордов могут комфортно путешествовать на самолетах со своим спортивным инвентарем, открывая для себя более сложные трассы и покоряя новые вершины.

В этой статье разберем базовые требования к перевозке спортивной экипировки пассажиров, перечислим какие авиакомпании бесплатно берут в багаж лыжи и сноуборды, а какие за дополнительные деньги. В конце статьи расскажем как выбирать авиабилеты на горнолыжные курорты, чтобы сэкономить.

Перевозка лыжного и сноубордического оборудования

Практически у всех авиакомпаний единые правила перевозки спортивного снаряжения. Для начала разберем базовые требования к перевозке горнолыжного оборудования всех перевозчиков вне зависимости от платного или бесплатного провоза багажа.

  • Лыжи и сноуборды должны быть упакованы отдельно от другого оборудования в чехол.
  • В одном чехле должна быть только одна пара лыж или сноуборд.
  • Нельзя провозить личные вещи, которые не относятся к горнолыжному оборудованию, в чехле.
  • Оборудование не должно превышать установленный вес и размер согласно тарифу авиабилета.
  • Если авиакомпания бесплатно не перевозит горнолыжное оборудование, то багаж должен быть оплачен до окончания регистрации на рейс.
  • Лыжи и сноуборд нельзя провозить в ручной клади, так как они не соответствуют разрешенным размерам.
  • Авиакомпании могут ограничивать бесплатный провоз горнолыжного оборудования в зависимости от сезона полетов. Сезон бесплатной перевозки длится с ноября по март.

Выбор авиакомпании для перевозки лыж и сноубордов

Перед тем как покупать авиабилеты на горнолыжные курорты, рекомендуем определиться с авиакомпанией. Проще выбрать подходящую авиакомпанию для горнолыжного отдыха в поиске дешевых авиабилетов Авианити. Поиск сравнит стоимость авиабилетов с учетом багажа. При выборе авиабилетов стоит учитывать, что иногда дешевле оплатить отдельно багаж и провоз горнолыжного оборудования, чем купить авиабилеты, где все включено.

Не рекомендуем выбирать рейсы с короткой пересадкой, если летите с горнолыжным снаряжением. Во время короткой пересадки службы аэропорта могут не успеть загрузить негабаритный багаж, а если вам придется получать багаж, то можете не успеть на следующий рейс.

Если нет прямых рейсов, то закладывайте на пересадку 3-4 часа или больше. Покупайте билеты одной авиакомпании одним бронированием, чтобы стыковку гарантировал перевозчик. В случае задержки рейса вас бесплатно пересадят на следующий рейс, где будут свободные места, а также в случае необходимости предоставят гостиницу и питание.

Авиакомпании, которые бесплатно перевозят лыжи и сноуборд

Авиакомпании предоставляют схожие условия и требования по перевозу лыж и сноубордов. Перед покупкой авиабилетов нужно дополнительно уточнить габариты на официальных сайтах перевозчиков (см. ссылки внизу).

  • Вес от 23 до 30 кг.
  • Длинна от 158 см до 300 см.
  • На 1 пассажира разрешено провозить 1 комплект.

Некоторые перевозчики в бесплатную норму провоза багажа не включают снаряжение: палки, ботинки, шлем.

Бесплатно лыжи и сноуборды можно перевозить во время горнолыжного сезона (с ноября по май) по направлениям откуда можно добраться на горнолыжные курорты.

Если авиакомпания бесплатно перевозит горнолыжное оборудование, то перевозка входит в тарифы авиабилетов с багажом. Например, если авиакомпания S7 Airlines бесплатно перевозит лыжи или сноуборд, то это не означает, что при покупке безбагажных авиабилетов пассажир бесплатно сдаст в багаж сноуборд. Поэтому сразу сравниваете цены на билеты авиакомпаний с учетом багажа.

Авианити предупреждает, что бесплатный перевоз гарантируют только данные с официальных сайтов авиакомпаний. Перед покупкой билетов рекомендуем сравнить цены билетов всех авиакомпаний.

Российские авиакомпании

Список российских авиакомпаний, которые бесплатно перевозят лыжи и сноуборды в 2020 году. По ссылкам можно ознакомиться с правилами по перевозке горнолыжного оборудования.

  • «Азимут»
  • «Алроса»
  • «Аэрофлот»
  • «Ижавиа»
  • iFly
  • «Нордавиа»
  • Nordwind Airlines
  • Pegas Fly
  • Red Wings
  • «Россия»
  • «РусЛайн»
  • S7 Airlines
  • «Уральские авиалинии»
  • Utair
  • «Якутия»
  • «Ямал»
Зарубежные авиакомпании

Список зарубежных авиакомпаний, а также авиакомпаний стран СНГ, которые бесплатно перевозят лыжи и сноуборды в 2020 году. По ссылкам доступны правила провоза багажа авиакомпаний.

  • Air Astana
  • AZAL
  • Air France
  • Alitalia
  • British Airways
  • Czech Airlines
  • Emirates Airlines
  • Ellinair
  • Finnair
  • Georgian Airways
  • Iberia
  • KLM Royal Dutch Airlines
  • LOT Polish Airlines
  • Lufthansa
  • TAP Portugal
  • Turkish Airlines
  • Vueling Airlines

Авиакомпании, которые платно перевозят лыжи и сноуборды

Платный перевоз горнолыжного оборудования предлагают бюджетные авиакомпании и лоукостеры. Лоукостеры не включают в тариф авиабилетов услуги по погрузке негабаритного багажа из-за чего цена безбагажных авиабилетов ниже, а за негабаритный багаж нужно дополнительно заплатить.

Если стоимость авиабилетов с дополнительным багажом будет выше, чем у классических перевозчиков, рекомендуем не покупать авиабилеты у лоукостеров.

Авиакомпании с платным перевозом

Список авиакомпаний, которые перевозят горные лыжи и сноуборды за деньги в 2020 году. По ссылкам доступны тарифы и правила провоза багажа на сайтах авиакомпаний. Цены указаны за перевоз 1 комплекта в одну сторону.

  • «Победа» 1 499 руб. на сайте, 4 000 руб. в аэропорту РФ или 55 € зарубежом.
  • Aegean Airlines 50 €.
  • airBaltic 35 € на сайте, 60 € в аэропорту.
  • EasyJet 45$ на сайте, 60$ в аэропорту.
  • Ryanair 45 € на сайте, 50 € в аэропорту.
  • Wizz Air 35 € на сайте, 60 € в аэропорту.

Стоит отметить, что оплачивать багаж лучше заранее на сайтах авиакомпаний, т.к. при оплате в аэропортах тарифы выше.

Читайте также:
Как купить авиабилеты подешевле

Сравнить цены на авиабилеты с багажом и без багажа

Рекомендуем сравнить цены сразу всех авиакомпаний с учетом багажа в поиске Авианити. Поиск Авианити сравнит цены не только авиакомпаний, но и билетных агентств, и предложит самые низкие цены на авиабилеты с учетом перевозки багажа.

Упаковка лыж и сноубордов

Лыжи, сноуборды и другое горнолыжное оборудование должно быть упаковано в специальные сумки или чехлы. Если лыжи и сноуборды будут без чехла, авиакомпания и сотрудники аэропорта могут отказать в перевозке, т.к. кант спортивного оборудования может повредить багаж других пассажиров и представлять опасность для грузчиков. Аналогичные требования к перевозке лыж и сноубордов действуют при поездках в общественном транспорте. Поэтому — лучше купите чехол.

В один чехол должен быть упакован один комплект горнолыжного оборудования: пара лыж, палки или один сноуборд. Ботинки, шлем, очки и другое оборудование могут быть упакованы отдельно. Сноубордистам нужно снять крепления со сноуборда.

Не рекомендуется перевозить в 1 чехле сразу несколько пар лыж или сноубордов. На каждого пассажира должен быть отдельный комплект.

Правило «один комплект на одного пассажира» действует на большинстве рейсов авиакомпаний, которые бесплатно перевозят горнолыжное оборудование. При объединении багажа нескольких пассажиров возможны дополнительные сборы. Дешевле купить отдельный чехол.

Заполните бирки на багаже с контактной информацией: имя и фамилия напишите латиницей (как в авиабилете), электронная почта и телефон в международном формате. В случае, если багаж потеряют, с вами будет проще связаться.

Сдача лыж и сноубордов в багаж

Перед вылетом лыжи и сноуборд нужно будет сдать на стойке регистрации в аэропорту. Рекомендуем сразу найти стойку регистрации, где принимают негабаритный багаж. Прежде чем вставать в очередь на регистрацию, уточните у представителей авиакомпании, где можно сдать горнолыжное оборудование. Возможно, нужно будет подойти к другой стойке.

Проконтролируйте крепко ли закреплены бирки на багаже. Уточните детали получения багажа в аэропорту прилета. Если летите с пересадкой — заранее узнайте нужно ли получать багаж и повторно его регистрировать.

Аренда горнолыжного оборудования на курортах

Если только начинаете кататься на лыжах или сноуборде, то возможно будет удобнее купить более дешевые авиабилеты, а на курорте взять оборудование в аренду. Это позволит попробовать покататься на разных лыжах и сноубордах, и не таскать тяжелый багаж. Предварительно узнайте цены на сайтах аренды горнолыжного оборудования.

Правила провоза спортивного снаряжения

  • Договор перевозки
  • Правила продажи билетов военнослужащим
  • Правила возврата авиабилета
  • Правила отказа от дополнительных услуг
  • Правила обслуживания пассажиров на борту
  • Какие нужны документы для перелета?
  • Правила перевозки детей в самолете
  • Перелет беременных на самолете
  • Правила перевозки несопровождаемых детей
  • Выбор места
  • Выбор места у аварийного выхода
  • Правила въезда в страны
  • Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности
  • Специальные тарифы
  • Онлайн-регистрация
  • Регистрация в аэропорту
  • Перелет
  • Багаж
  • Бонусная программа
  • Как указывать номер и серию свидетельства о рождении при покупке билета онлайн?
  • Чартерный рейс
  • Проверка оплаты/отправка МК
  • Отмена/Задержка рейса
  • Консультация по изменениям в билете
  • Ошибка в билете
  • Консультация по дополнительным услугам
  • Вопросы об авикомпании

Спортивное оборудование входит в норму бесплатного провоза багажа, по всем тарифным группам, кроме тарифной группы Промо (Промо-лайт/Промо/Безбагажный/Багажный). 1 комплект спортивного оборудования должен быть весом не более 23 кг, габариты по сумме трех измерений (длина/ширина/высота) не более 203 см. При провозе горных лыж/сноуборда/серфинга/водных лыж 1 комплект спортивного оборудования должен быть весом не более 23 кг, габариты по сумме трех измерений не более 350 см, одна из сторон не более 220 см. Утвержденный перечень спортивного оборудования и количество мест указаны в таблице.

Если Вы путешествуете по тарифам из группы Промо-лайт/Промо/Безбагажный/Багажный, то бесплатная перевозка любого спортивного багажа вместо забронированного места багажа или в дополнение к забронированному месту багажа не предоставляется. Спортивное оборудование оплачивается в соответствии с тарифами на сверхнормативный багаж.

Дополнительные нормы бесплатного провоза багажа, установленные элитными картами программы «Крылья», не распространяются на условия перевозки спортивного снаряжения.

Спортинвентарь Утвержденный перечень Общее количество мест багажа
Велосипед 1 обычный велосипед (без двигателя / не электровелосипед) или 1
1 специальная детская тележка для велосипеда или
1 одноколесный велосипед
Рыбалка 1 коробка для рыболовной снасти 2
1 удочка
Гольф 1 сумка для гольфа, которая содержит 1
1 комплект клюшек для игры в гольф
мячи для гольфа и подставки для мячей
1 пара обуви для игры в гольф
Хоккей 1 сумка с хоккейным обмундированием: 1 набор защитного снаряжения (для колен, рук и др.) 2
хоккейные клюшки
1 пара коньков
1 шлем
Лыжи* 1 пара лыж 2
1 пара лыжных палок
1 пара ботинок (даже при провозе в отдельной сумке)
1 шлем
Сноуборд 1 сноуборд 2
1 пара ботинок (даже при провозе в отдельной сумке)
1 шлем
Самокат*** 1 обычный самокат 1
Другое спортивное оборудование расценивается как обычный багаж

*Для провоза горных лыж/сноуборда ограничения по габаритам, установленные для регистрируемого багажа, не применяются. При совместном следовании пассажиров (кроме тарифов Промо-лайт/Промо/Безбагажный/Багажный) разрешается объединение нормы провоза лыж и сноубордов и перевозка нескольких пар лыж/сноубордов в одном чехле, при этом вес чехла не должен превышать 30 кг. Если вес чехла превышает 30 кг, перевозка такого багажа оплачивается по тарифам на сверхнормативный негабаритный багаж.

**Перевозка велосипедов разрешается при соблюдении следующих условий:

  • велосипед должен быть надлежащим образом упакован в специальную бумажную коробку или защитную пленку, для исключения перемещения вилки переднего колеса;
  • руль закреплен на велосипеде;
  • педали отсоединены.

***Самокат возможно провезти в ручной клади если: он имеет складной механизм, упаковку либо чехол и соответствует утвержденному весу и габаритам тарифа, по которому приобретен авиабилет. Осуществить провоз самоката в ручной клади можно бесплатно при условии отсутствия других единиц ручной клади.
Если самокат на батареях, то перевозка малых подвижных устройств на батареях допускается только через грузовой терминал с оформлением декларации на опасный груз.

Если дополнительно провозится чемодан, то одно из мест провозится в соответствии с тарифами сверхнормативного багажа

Правила провоза спортивного снаряжения

Спортивное оборудование входит в норму бесплатного провоза багажа, по всем тарифным группам, кроме тарифной группы Промо (Промо-лайт/Промо/Безбагажный/Багажный). 1 комплект спортивного оборудования должен быть весом не более 23 кг, габариты по сумме трех измерений (длина/ширина/высота) не более 203 см. При провозе горных лыж/сноуборда/серфинга/водных лыж 1 комплект спортивного оборудования должен быть весом не более 23 кг, габариты по сумме трех измерений не более 350 см, одна из сторон не более 220 см. Утвержденный перечень спортивного оборудования и количество мест указаны в таблице.

Если Вы путешествуете по тарифам из группы Промо-лайт/Промо/Безбагажный/Багажный, то бесплатная перевозка любого спортивного багажа вместо забронированного места багажа или в дополнение к забронированному месту багажа не предоставляется. Спортивное оборудование оплачивается в соответствии с тарифами на сверхнормативный багаж.

Дополнительные нормы бесплатного провоза багажа, установленные элитными картами программы «Крылья», не распространяются на условия перевозки спортивного снаряжения.

Спортинвентарь Утвержденный перечень Общее количество мест багажа
Велосипед 1 обычный велосипед (без двигателя / не электровелосипед) или 1
1 специальная детская тележка для велосипеда или
1 одноколесный велосипед
Рыбалка 1 коробка для рыболовной снасти 2
1 удочка
Гольф 1 сумка для гольфа, которая содержит 1
1 комплект клюшек для игры в гольф
мячи для гольфа и подставки для мячей
1 пара обуви для игры в гольф
Хоккей 1 сумка с хоккейным обмундированием: 1 набор защитного снаряжения (для колен, рук и др.) 2
хоккейные клюшки
1 пара коньков
1 шлем
Лыжи* 1 пара лыж 2
1 пара лыжных палок
1 пара ботинок (даже при провозе в отдельной сумке)
1 шлем
Сноуборд 1 сноуборд 2
1 пара ботинок (даже при провозе в отдельной сумке)
1 шлем
Самокат*** 1 обычный самокат 1
Другое спортивное оборудование расценивается как обычный багаж

*Для провоза горных лыж/сноуборда ограничения по габаритам, установленные для регистрируемого багажа, не применяются. При совместном следовании пассажиров (кроме тарифов Промо-лайт/Промо/Безбагажный/Багажный) разрешается объединение нормы провоза лыж и сноубордов и перевозка нескольких пар лыж/сноубордов в одном чехле, при этом вес чехла не должен превышать 30 кг. Если вес чехла превышает 30 кг, перевозка такого багажа оплачивается по тарифам на сверхнормативный негабаритный багаж.

**Перевозка велосипедов разрешается при соблюдении следующих условий:

  • велосипед должен быть надлежащим образом упакован в специальную бумажную коробку или защитную пленку, для исключения перемещения вилки переднего колеса;
  • руль закреплен на велосипеде;
  • педали отсоединены.

***Самокат возможно провезти в ручной клади если: он имеет складной механизм, упаковку либо чехол и соответствует утвержденному весу и габаритам тарифа, по которому приобретен авиабилет. Осуществить провоз самоката в ручной клади можно бесплатно при условии отсутствия других единиц ручной клади.
Если самокат на батареях, то перевозка малых подвижных устройств на батареях допускается только через грузовой терминал с оформлением декларации на опасный груз.

Если дополнительно провозится чемодан, то одно из мест провозится в соответствии с тарифами сверхнормативного багажа

Как перевезти лыжи и сноуборд в самолете

Азарт скорости, живописные виды заснеженных склонов гор и душевная компания единомышленников — для многих зима означает, прежде всего, горнолыжный сезон. Профильные курорты ждут своих гостей и готовы предоставить в прокат любое снаряжение — от лыж и досок до очков, шлемов и даже костюмов. Однако истинные любители этих видов спорта предпочитают брать базовый инвентарь с собой. Как провезти его в самолете и на что обратить внимание при покупке авиабилетов, чтобы перелет прошел без досадных неожиданностей и непредвиденных трат? Юнитикет.ру отвечает на все актуальные вопросы.

Перевозка лыж в самолете: что нужно знать

Есть несколько основных правил для перевозки в самолете лыж и сноуборда. Прежде всего, минимум за 48 часов до вылета нужно сообщить представителям авиакомпании о нестандартном багаже. В ином случае есть вероятность, что его просто не примут на борт. Заодно уточните еще раз правила перевозки подобного инвентаря конкретной авиакомпанией.
Естественно, лыжи нужно хорошо упаковать.

  1. Скрепить лыжи специальными связками — благодаря этому они не будут тереться между собой.
  2. Прикрепить к ним палки.
  3. Обмотать всю конструкцию специальным материалом или толстой тканью.
  4. Положить в чехол. Чехол должен быть плотный — он дает лыжам больше шансов спокойно перенести транспортировку. Стандартный легкий подходит только для перевозки инвентаря на автомобиле.
  5. Чехол обязательно замотать в пленку для багажа. Обычно об этом настоятельно просят и сотрудники авиакомпаний: лыжный чехол имеет ручки, которые могут зацепиться за что-нибудь и помешать погрузке багажа.

Лыжи и палки легко повредить, именно поэтому их упаковке стоит уделить максимум внимания. Неприятные ситуации случаются даже со «звездами». Так, призер Олимпийских Игр Иван Алыпов получил после перелета сломанные палки.

Сохранить лыжи и облегчить чемодан поможет одежда. Набейте чехол вещами или даже замотайте ими лыжи.

Ботинки, как правило перевозят в отдельном чехле. А со сноубордом все еще проще — их можно положить в чехол к доске.

Вместе со сноубордом в чехол можно положить и ботинки

Кстати, авиакомпании не контролируют количество лыж в одном чехле. Поэтому, если есть необходимость, можно упаковать две пары в один футляр, не забывая про меры безопасности для снаряжения. Но здесь нужно быть внимательными: место для перевозки лыжного инвентаря ограничено теми же цифрами, что и основного багажа, чаще всего это 23 кг.

Порядок сдачи лыж в багаж

Лыжи, палки и сноуборд считаются негабаритным багажом. Поэтому его либо во время регистрации на рейс отложат и потом отнесут на стойку для негабаритного багажа, либо попросят вас сделать это самостоятельно.
В аэропорту прибытия спортивный инвентарь не стоит ждать на багажной ленте, за ним нужно подойти в отдел выдачи негабаритного багажа. Часто это просто место в зале, куда выгружают детские коляски, самокаты и подобный инвентарь.

  • Дешевые авиабилеты ищите на агрегаторах: UniTicket, Aviasales и Kiwi.com
  • Отели ищите на RoomGuru – этот сервис сравнивает цены по всем системам бронирования, включая Booking.com и Agoda.com.
  • Сравнивать цены на прокатные авто лучше на EcomonyBookings или Myrentacar
  • Съездить в незабываемое авторское путешествие YouTravel

Стоимость перевозки лыж и сноуборда в самолете

Во время горнолыжного сезона большая часть крупных европейских перевозчиков возьмет инвентарь для лыж и сноуборда бесплатно в дополнение к классическому багажу. В расчет идет чехол с лыжами и палками и сумка с ботинками.

Вес багажа обычно варьируется от 10 до 32 кг, стандартный показатель — 23 кг.

Из платных вариантов самый удобный, когда лыжи и сноуборд считаются частью стандартного багажа, но на них предоставляется отдельное место. Стоит учитывать, что обычно подобный инвентарь весит около 10 кг.

Как перевезти лыжи в самолете бесплатно

Идеальный вариант — купить билеты у авиакомпании, лояльной к любителям горнолыжного спорта. Вот наиболее популярные перевозчики, которые возьмут инвентарь для горных лыж и сноуборда бесплатно:

  • Аэрофлот. Два места — лыжи и ботинки, общий вес до 23 кг. Только с ноября по март.
  • Ютэйр. Два места, общий вес до 20 кг.
  • S7. Два места, вес до 20 кг. Можно сумировать допбагаж нескольких пассажиров. Есть ограничения по габаритам — не более 203 см по сумме ширины, длины и высоты.
  • Уральские авиалинии. Два места, общий вес до 23 кг.
  • Nordwind. Два места, общий вес до 20 кг. С ноября по 15 мая.
  • Lufthansa. Одно место кроме рейсов в/из Канаду, США, Центральную Америку. В эконом-классе вес до 20 кг, в бизнес-классе — до 32 кг. Есть ограничения по габаритам — не более 158 см по сумме ширины, длины и высоты.
  • SWISS. Два места, общий вес до 32 кг. Есть ограничения по габаритам — не более 158 см по сумме ширины, длины и высоты.
  • Air France. Вес до 23 кг. Есть ограничения по габаритам — не более 158 см по сумме ширины, длины и высоты.
  • Czech Airlines. Вес до 23 кг. Есть ограничения по габаритам — не более 158 см по сумме ширины, длины и высоты.
  • Austrian Airlines. Одно место кроме рейсов в/из Канаду или США. Есть ограничения по габаритам — не более 158 см по сумме ширины, длины и высоты.

Учитывайте, что у каждой авиакомпании есть предложения, где опция бесплатного провоза спортивного снаряжения не действует. Обычно это эконом-тарифы.

Как разобраться в платных вариантах

Если компания не готова бесплатно взять лыжи или сноуборд, нужно внимательно изучить правила именно этого перевозчика. Варианта может быть три:

  1. Инвентарь идет в учет весовой нормы вместе с остальным багажом. Тогда все просто: тщательно взвешиваете чехол с лыжами и высчитываете, сколько килограмм у вас остается для остальных вещей.
  2. Инвентарь принимается вместо классического багажа. Вариант «вместо» часто актуален, когда ограничение действует не только на вес багажа, но и на количество багажных мест для одного билета. Среди популярных авиакомпаний такой вариант предлагают Alitalia, KLM, Finnair. Выход — распределить остальные вещи между чехлом (не выходя за весовые нормы) и ручной кладью.
  3. Перевозка лыж и сноуборда оплачивается дополнительно.

Некоторые перевозчики поступают хитро: заявляют бесплатный провоз спортинвентаря, но устанавливают нормативы, которые практически нереально выполнить. В этом случае пассажиру придется оплатить перевес или дополнительное багажное место.

Горнолыжный сезон

Если с вопросом «Как лететь с лыжами?» все понятно, то осталось решить «Куда лететь?». Смотрите в ноябре в блоге Юнитикет.ру подборку самых популярных горнолыжных курортов в России.

Перевозка лыж: Размещаем спортивный инвентарь в самолете и поезде

Какие правила нужно знать любителям горнолыжных курортов

Большинство лыжников при перевозке лыж сталкиваются с проблемами: как не запутаться в требованиях авиакомпаний, не превысить разрешенный вес и избежать дополнительной платы во время регистрации на рейс. Давайте разбираться, какие правила действуют в сезоне 2021-2022.

Перевозка лыж в самолете в 2022-2022 году

Основные документы, регламентирующие правила авиаперевозок на территории России:

  • «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 №60-ФЗ.
  • Приказ Минтранса России от 28.06.2007 №82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

Отправляясь на горнолыжный курорт, вы можете взять собственную экипировку — лыжи и прочий спортинвентарь можно провозить в самолетах и поездах.
Фото: pixabay.com

В действующие документы по необходимости вносятся поправки и изменения.

Все условия перевозки лыжного инвентаря, указанные в данной статье, относятся только к полетам внутри России и российскими авиакомпаниями.

Требования к упаковке багажа

Пункт №128 из правил указывает: «Каждое место багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность, исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров…».

То есть комплект лыж должен быть упакован в специальные чехлы с ручкой для переноски.

Сверхнормативный багаж

Комплект лыж относится к нестандартному, негабаритному или сверхнормативному багажу. Пункт №124 из правил: «Сверхнормативный багаж принимаются к перевозке только при наличии на воздушном судне свободной провозной емкости и при условии оплаты пассажиром провоза такого багажа…».

Большинство авиакомпаний предоставляют бесплатную перевозку лыжного снаряжения на определенных условиях. Обычно бесплатная транспортировка работает только в горнолыжный сезон. Границы сезона стоит уточнять у авиакомпании.

Как взвесить багаж дома: небольшой секрет

У каждого дома есть напольные весы, но если положить на них чехол или сумку с ботинками, то весы не сработают. Встаньте сначала сами на весы, запомните свой вес, потом встаньте на весы вместе с сумкой и вычтите свой вес. Так вы узнаете вес каждого багажа.

Как сдавать и получать комплект лыж

После регистрации обычный багаж сразу отправляется по ленте, а вот негабаритный, маркированный и проверенный по весу администратором, следует самостоятельно сдать на специальную стойку для нестандартного багажа. Получать багаж после прибытия также в определенном месте, а не на транспортной ленте.

Авиакомпании, которые провозят лыжи бесплатно

Данные основаны на информации с официальных сайтов авиакомпаний и относятся только к перевозке лыж. Правила провоза ручной клади и основного багажа в расчет не берутся.

Перед покупкой билетов рекомендуется заранее внимательно изучить правила перевозки лыж и другого спортивного инвентаря, особенности регистрации негабаритного багажа.

Обязательно всегда уведомлять перевозчика о предстоящей транспортировке лыж, независимо от авиакомпании. Сделать это надо минимум за 48 часов до вылета, а лучше сразу при покупке билета. Если вы не сообщите о перевозке лыж, то есть вероятность, что их не примут.

Провезти лыжи можно на самолетах любой российской авиакомпании, главное — заранее ознакомиться с условиями перевозки негабаритного багажа.
Фото: Алексей БУЛАТОВ, «КП»-Екатеринбург»

«Аэрофлот»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг
Доплата за превышение нормы: от 23 до 32 кг — 2500 руб.; от 32 до 50 кг — 5000 руб.
Условия: бесплатно с 1.11.2020 по 15.05.2021. С апреля по октябрь — 2500 руб.

«Россия»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг
Доплата за превышение нормы: от 23 до 32 кг — 2500 руб.; от 32 до 50 кг — 5000 руб.
Условия: при наличии технической возможности воздушного судна.

«S7 Airlines»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг для эконом-класса, 32 кг для бизнес-класса
Доплата за превышение нормы: уточнять стоимость у оператора
Условия: 23 кг для эконом-класса, 32 кг для бизнес-класса

«Уральские авиалинии»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг
Доплата за превышение нормы: от 10 до 23 кг для тарифов группы «Промо» — 2000 руб.; от 23 до 32 кг для тарифов групп «Эконом», «Премиум» — 2000 руб.; от 32 до 50 кг для тарифов всех групп — 10000 руб.
Условия: бесплатно, кроме тарифной группы «Промо» («Промо-лайт» / «Промо» / «Безбагажный» / «Багажный»)

«Северный Ветер» (Nordwind)
Допустимый вес комплекта лыж: 20 кг
Доплата за превышение нормы: от 1750 до 7500 руб. в зависимости от превышения веса, количества мест и объема багажа
Условия: бесплатно с 1.12.2020 по 15.04.2021 (исключение — тариф «Лайт») на направлениях: между городами России — Сочи, Минеральные Воды, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск

При перевозке в самолете — как и при любой транспортировке — лыжи между собой надо скрепить специальными связками.
Фото: pixabay.com

«ЮТэйр»
Допустимый вес комплекта лыж:
20 кг
Доплата за превышение нормы: от 2000 до 4000 руб.
Условия: бесплатно по тарифу «Премиум» и «Бизнес»; по тарифам «Минимум» и «Оптимум» доплата 3000 руб. за каждый участок маршрута

«Royal Flight»
Допустимый вес комплекта лыж: 20 кг

«Икар»
Допустимый вес комплекта лыж: 20 кг
Доплата за превышение нормы: от 1750 до 7500 руб.
Условия: бесплатно с 1.12.2020 по 15.04.2021 (исключение тариф «Лайт») на направлениях: между городами России — Сочи, Минеральные Воды, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск

«Red Wings»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг
Доплата за превышение нормы: от 1500 до 2700 руб.

«I Fly»
Допустимый вес комплекта лыж: 15 кг
Доплата за превышение нормы: рассчитать доплату за превышение можно только при покупке билета
Условия: если вес багажа, включая снаряжение, превышает 35 кг или при наличии второго комплекта снаряжения оплата осуществляется по правилам провоза сверхнормативного багажа

Чтобы наверняка успеть сдать багаж, особенно негабаритный, приезжайте в аэропорт пораньше.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

«NordStar»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг для эконом-класса, 30 кг для бизнес-класса
Доплата за превышение нормы: самостоятельно рассчитать стоимость сверхнормативного багажа можно с помощью онлайн-калькулятора багажа на сайте компании

«Аврора»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг
Доплата за превышение нормы: рассчитать доплату за превышение можно только при покупке билета

«Якутия»
Допустимый вес комплекта лыж: 20 кг
Доплата за превышение нормы: тариф за сверхнормативный багаж зависит от направления рейса
Условия: исключение составляют тарифы без багажа; перевозка спортивного снаряжения должна быть согласована с авиакомпанией не позднее, чем за 48 часов до вылета рейса

«Нордавиа»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг
Доплата за превышение нормы: от 1500 до 5000 руб.

«Алроса»
Допустимый вес комплекта лыж: 23 кг
Доплата за превышение нормы: от 2000 до 8000 руб.

Предупредите авиакомпанию о том, что планируете перевозить лыжи — так ваш багаж гарантированно улетит вместе с вами.
Фото: pixabay.com

«Ижавиа»
Допустимый вес комплекта лыж: от 10 до 30 кг в зависимости от класса
Условия: бесплатно, если общий вес одного места не превышает нормы бесплатного провоза багажа, указанного в билете (10, 20 кг в эконом-классе, 30 кг в бизнес-классе)

«ЮВТ-аэро»
Условия: вес лыжного оборудования входит в норму бесплатного багажа

«Северсталь»
Допустимый вес комплекта лыж: 1 место до 10 кг размером 3-х измерений не более 203 см
Условия: с 1.12.2020 по 30.04.2021, требуется обязательное согласование с авиакомпанией, количество мест на рейсе ограничено

Итак, комплект лыжного инвентаря допускается к бесплатной перевозке весом 20 или 23 килограмма, реже 10, 15 и 32 килограмма. Бесплатная транспортировка действует в горнолыжный сезон. Пассажирам необходимо уведомлять компанию о наличии негабаритного багажа за 48 часов до вылета.

Что еще можно положить в багаж вместе с лыжами

Есть ли особенности провоза лыж в лоукостерах

Из российских авиакомпаний к лоукостерам относится «Победа». Перевозку комплекта лыж эта компания производит платно. Допустимый вес снаряжения — 20 кг. Стоимость начинается от 1499 рублей и зависит от даты полета и маршрута. За превышение нормы до 3 кг придется доплатить 500 рублей за каждый килограмм перевеса. За превышение нормы от 4 до 9 кг — доплата 3000 руб.

Оплатить перевозку лыж лучше одновременно с покупкой билета. Это обойдется намного дешевле, чем во время регистрации на стойке непосредственно перед посадкой в самолет.

При поиске более выгодных билетов стоит сравнить цены и лоукостеров, и компаний с бесплатной перевозкой лыж. Иногда на лоукостере с платным тарифом итоговая цена на билет выйдет дешевле.

Перевозка лыж в поезде в 2021-2022 году

В правилах пассажирских перевозок РЖД сказано: «Пассажирам разрешается провозить предметы, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см». К ним относятся лыжи и палки.

Требования к перевозке лыж в поезде

  • Спортивное снаряжение размещается «на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам».
  • «Плата за перевозку данных предметов с пассажиров не взимается».
  • «Оформление перевозочных документов не требуется».
  • «На один проездной документ разрешается провозить не более одной пары».
  • «Обеспечение целостности и сохранности багажа, перевозимого с собой пассажиром, является обязанностью пассажира».

Кстати

Правила перевозки сноубордов

Перевозка сноуборда в самолете и поезде — дело не менее хлопотное, чем перевозка лыж. Рассказываем, что можно положить в дополнительный багаж, какие нормативы существуют в разных авиакомпаниях и другие правила, которые пригодятся активным туристам.

Музей Яд Вашем (Мемориал жертв холокоста)

Яд Вашем (также Яд ва-Шем) — национальный Мемориальный комплекс истории холокоста, расположенный в Иерусалиме — на западном склоне горы Герцля (точное место расположения известно как Гора Памяти).

Мемориальный комплекс основан по решению израильского правительства в 1953 году — в память о евреях, ставших жертвами нацизма в 1933–1945 годы и о практически уничтоженных еврейских общинах. Площадь комплекса — около 18 гектаров. Посещение Яд Вашем — бесплатное для всех, без предварительной записи. Ежегодно в иерусалимский мемориал приезжает свыше миллиона людей из разных стран мира, по посещаемости в стране он уступает лишь Стене Плача.

База данных Яд Вашем

На официальном сайте музейного комплекса есть базы данных жертв Холокоста и людей, помогавшим евреям во время Катастрофы. База данных Яд Вашем, посвященная погибшим, доступна только на английском языке. База праведников русифицирована.

Панорама информационного центра:

Структура мемориального комплекса

В комплексе Яд Вашем располагается несколько музеев и мемориальных объектов. Часы работы некоторых музеев могут отличаться от общего графика.

Музей истории Шоа (Катастрофы)

Музей размещается в новом здании в форме призмы (при виде сверху напоминает стрелу) площадью 4200 кв. метров. Включает центральную галерею с ответвлениями, в каждом из которых находятся постоянные экспозиции, посвященные одному из этапов жизни евреев в нацистские годы. В завершение экскурсии посетители попадают в зал Имен, затем следует зал Эпилог, из которого можно выйти на обзорную площадку музея. С территории площадки открывается вид на Иерусалим.

Экспозиции музея Яд Вашем:

  • Мир, которого больше нет.
  • Нацистская Германия и евреи.
  • Оккупация Польши и антиеврейская политика.
  • Судьба евреев Западной и Восточной Европы.
  • 1941 год: операция «Барбаросса» и начало окончательного решения.
  • Окончательное решение еврейского вопроса и восстания в гетто.
  • Сопротивление и спасение.
  • Последние евреи.
  • Возвращение к жизни: шеерит ха-плета. 1944–1949.

Зал Имен

Объект представляет собой национальный мемориал, где собраны свидетельские листы с именами жертв холокоста. Документы собраны в черные папки, которые располагаются на стеллажах вдоль стен помещения. Центральная часть зала выполнена в виде конуса. Его высота достигает 10 метров, а глубина — 7 метров. На внутренней поверхности конуса нанесены фрагменты свидетельских показаний и фотографии погибших. Основание конуса заполнено водой, в которой отражаются фотографии.

В зале Имен также имеется экран, на котором демонстрируются листы показаний и компьютерный центр, где есть доступ к базе данных Яд Вашем. Сотрудники центра помогут вам найти в базе имена погибших.

Зал Эпилог

Это единственный зал музея истории Холокоста, который не повествует об исторических событиях. Главная роль здесь отведена эмоциональным переживаниям. На стены зала проецируются отрывки писем и дневников, воспоминания и рассказы участников трагических событий.

Художественный музей

Собрание художественного музея также посвящено преследованиям евреев. В залах представлено свыше 10000 экспонатов — это самая масштабная выставка произведений искусства, затрагивающих тему Шоа. Особенность экспозиции в том, что работы выполнены жертвами Холокоста. В залах есть несколько тематических выставок, где демонстрируются портреты пострадавших, лагеря и гетто.

Выставочный павильон

Помещения павильона общей площадью 700 кв. метров используются для проведения инсталляций, временных междисциплинарных выставок, демонстрации скульптур и других крупных произведений искусства. Основное место в экспозиции отведено документальной фотографии. Авторами снимков являются еврейские фотографы, которые снимали ужасы трагедии. В выставочных залах посетители могут увидеть реплики работ.

Также при музейном комплексе Яд Вашем работают учебный и видеоцентр, действует синагога. В синагоге Яд Вашем можно увидеть экспонаты, собранные из разрушенных синагог Европы — шкафы для хранения свитков Торы и другие предметы иудаики.

Режим работы зала Имен, музея истории Холокоста, Художественного музея, выставочных залов и синагоги:

  • Воскресенье- четверг : с 09:00 до 17:00;
  • Пятница: с 09:00 до 14:00.

Зал Памяти

Здание-шатер, на каменном полу которого можно прочитать названия 22 концлагерей, в которых держали и уничтожали евреев, а также мест массовых убийств. В центре зала зажжен Вечный огонь, рядом с ним располагается памятная плита. Под ней хранится пепел, кремированных в лагерях смерти, людей.

Детский мемориал

Посвящен 1,5 млн еврейских детей, убитых в годы Шоа. Представляет собой искусственно созданную в скале пещеру, в которой звучат имена и возраст детей — жертв холокоста.

Площадь Януша Корчака

Центральным объектом площади является памятник Генриху Гольдшмидту — еврейскому педагогу и доктору, известному под именем Януш Корчак. В 1942 году он пытался спасти от смерти 200 детей, которых отправили в лагерь смерти.

Монумент еврейским солдатам и партизанам

Памятник посвящен евреям, которые боролись с фашистским режимом Германии. Автором скульптуры является Бернард Финк.

Долина уничтоженных общин

Монументальная часть комплекса на площади 2,5 акра. Памятник посвящен более чем 5000 еврейских общин, пострадавших или уничтоженных в годы Катастрофы. В центральной части долины располагается Дом Общин, где регулярно проходят выставки и демонстрируются короткие фильмы, посвященные Холокосту.

Также в состав территории Яд Вашем входят:

  • Партизанская панорама;
  • Сад Праведников мира;
  • Мемориал депортированным;
  • Мемориальная Площадь Варшавского гетто;
  • Кикар Атиква (площадь Надежды);
  • Памятник Героизму;
  • Здание Архива и Библиотеки;
  • Площадь Семьи (Кикар Амишпаха);
  • Международная школа изучения Холокоста;
  • Шведский амбуланс;
  • Памятник жителям деревни Ле Шамбон-сюр-Линьон;
  • Мемориал жителям деревни Ньюланде;
  • Аллея Праведников.

Панорама долины:

Экскурсии

Посетить музейный комплекс Яд Вашем можно в составе групповой или индивидуальной экскурсии. Заказать обслуживание можно на разных языках, для этого нужно связаться с администрацией музея и уточнить дату посещения, количество посетителей и язык, на котором будет проводиться экскурсия. Бронирование осуществляется по телефону 972-2-6443802 или через официальный сайт музея. На сайте вы можете выбрать один из вариантов экскурсии, заказать аудиогид или другие опции. Кроме того, часть выставок можно посмотреть онлайн. Презентации доступны на русском языке.

Информация для посетителей:

Инфраструктура комплекса

В Яд Вашем есть все, что необходимо для туриста — информационный центр, где можно получить справки о работе музея и выставках; кафе кошерной кухни и кафетерий; книжный магазин, в котором продается литература, посвященная Холокосту; камеры хранения для вещей и общественные туалеты.

Как добраться до Яд Вашем

Мемориальный комплекс располагается в 4–5 километрах по дороге к западу от центра Иерусалима. Добраться до него самостоятельно нетрудно: по маршруту регулярно курсирует общественный транспорт. Географический ориентир и ближайшая к комплексу остановка городских автобусов — гора Герцля (Национальное кладбище Израиля).

На общественном транспорте

До музейного комплекса Яд Вашем ходят скоростные автобусы «Эгед». Чтобы узнать расписание рейсов и маршрут зайдите на сайт транспортной компании (есть версия на русском языке).

Также можно доехать на бесплатном автобусе, который курсирует между горой Памяти и музейным комплексом.

До горы Герцля из города можно добраться на скоростном трамвае. Выйти нужно на конечной остановке «Хар Херцель». Расписание и маршрут доступны здесь.

Остановка транспорта:

На машине

Доехать до комплекса получится на автомобиле либо с организованными экскурсиями. При территории имеются оборудованные стоянки: легковой автомобиль можно оставить на платной подземной парковке. Схему проезда на машине можно посмотреть на официальном сайте.

На такси

Вызвать такси в Иерусалиме можно с помощью мобильных приложений Gett, Yango или Uber.

Яд ва-Шем на горе Памяти

Это второе по популярности — после стены Плача — туристическое место в Израиле: каждый год сюда приезжает около миллиона человек.

«Я вложу в вас мой дух, и вы оживете снова, я поселю вас на вашей земле», — эти слова из библейской книги пророка Иезекииля написаны на арке, которую видит каждый, кто подъезжает к музею Холокоста в Иерусалиме. Официально это место называется «национальный мемориал Катастрофы и Героизма». На площадку перед музеем раз в несколько минут подъезжает автобус. Обычно из него выходят дети — каждый израильский школьник хотя бы раз за время учебы должен сюда попасть. К тому же перед музеем много немецких детей — их сюда привозят по специальным программам.

Почти все евреи называют это место Яд ва-Шем, что с иврита переводится как «память и имя». Посетив музей Холокоста, нельзя сказать, что был в Яд ва-Шеме. Яд ва-Шем — это целый комплекс с парком и несколькими мемориалами. Он расположен недалеко от Иерусалима, на так называемой Горе памяти. Это второе по популярности — после стены Плача — туристическое место в Израиле: каждый год сюда приезжает около миллиона человек. К слову, билет ничего не стоит, абсолютно для любого посетителя вход в Яд ва-Шем бесплатный.

Вообще музей Холокоста существует больше чем полвека, чуть ли не с самого момента основания Израиля. При этом комплексу, который можно увидеть сейчас, не многим более 10 лет. Его по заказу израильского правительства построил на месте старого музея Холокоста Моше Сафди — канадский архитектор с еврейскими корнями. По его задумке само здание музея — вытянутое сооружение треугольной формы — проходит нависшую поблизости скалу насквозь и выходит из неё. Израильтяне убеждены, этим автор проекта хотел показать, что Холокост, как эта огромная скала, врезался в историю их народа, однако евреи, несмотря на это, продолжают жить.

Многие туристы, попав в Яд ва-Шем, сразу же направляются к музею, однако логичнее начать осмотр комплекса с парка, который называется «Аллеей праведников». Это небольшого размера тропинка, по обе стороны от которой высажены сотни деревьев. Каждое из них посвящено своему праведнику. При этом в Израиле праведником считается каждый человек, кто во время Холокоста спас хотя бы одного еврея.

На аллее деревья высажены в честь самых разных праведников — встречаются там и русские фамилии. У одного из первых же деревьев, дорожка к которому протоптана туристами, стоит табличка с именем Оскара Шиндлера. Чех по происхождению, он состоял в нацистской партии, однако при этом пристраивал евреев работать на свои заводы, чем фактически спасал им жизнь. Ещё один известный человек, в честь которого высажено одно из первых деревьев на аллее — шведский дипломат Рауль Валленберг, также спасший десятки тысяч евреев. Его впоследствии задержала советская разведка — Валленберг, как принято считать, нашёл свою смерть в застенках тюрьмы на Лубянке.

Вслед за парком открывается вид на монумент, посвященный восстанию в Варшавском гетто. Оно было единственным, которое в 1943 году, в первый день еврейского праздника Песах, с оружием восстало против власти немецких захватчиков. На гранитном монументе — варшавские евреи — кто с ножом, кто с ручной гранатой — рвутся, защищая свой народ, воевать с нацистами. Такой же монумент установлен и в Варшаве, между ними лишь одно отличие: в Израиле ортодоксальные евреи не разрешили изобразить девушку с обнаженной грудью, которая бежит на врага, словно Жанна Д’Арк. Поэтому скульптору Натану Рапопорту пришлось придумать для неё одежду.

Чтобы попасть в музей, нужно вернуться по аллее обратно. Новый музей, как говорят евреи, очень сильно отличается от старого. Как только ты пересекал порог старого музея, со всех сторон сразу же была смерть — лагеря, газовые камеры, одежда погибших и гнетущая тишина. На входе в новый музей стоит большой проектор. На архивных кадрах — чехословацкие евреи отмечают какой-то праздник и поют гимн Израиля. Это 30-е годы, они живут одной большой коммуной, а многие из них не догадываются даже о существовании слова «Холокост».

Музей устроен так: ты идешь по длинному малоосвещенному коридору — сперва спускаешься вниз, потом достигаешь дна, а затем начинаешь медленно подниматься наверх. Это что-то вроде дороги, связанной со временем. Чем ниже ты опускаешься, тем сильнее ухудшается ситуация для евреев, которые жили на территории Европы. Дно — это период 1942—1945 года, самый жестокий в истории Холокоста. Когда дорожка устремляется вверх, начинается освобождение евреев из концлагерей. От коридора в разные стороны расходятся комнаты, их называют разломами. Каждый из них — небольшой временной промежуток в несколько лет. Первая комната, в которую мы сворачиваем, — это 1933 год, приход Адольфа Гитлера к власти в Германии.

Здесь вокруг фотографии времен первых лет правления Гитлера. На одной дети вскидывают руки в нацистском приветствии, на другой — женщины устанавливают флаг с нарисованной свастикой. В том же 33 году, после поджёга Рейхстага, немцы строят первый лагерь «Дахау». В него попадают в том числе и евреи, однако не из-за своего происхождения, а из-за коммунистических взглядов. Евреев ещё не заставляли эмигрировать, однако началась их травля: сначала в прессе, где публиковались карикатуры, потом она перекинулась и на улицу — там развешивали специальные объявления. В этой комнате с потолка свисают таблички, которые были популярны в Германии начала 30-х годов. «Еврей, внимание! Дорога в Палестину не проходит через это место», «Евреям нечего искать в Архбергене» или «Исключим евреев из деревенской общины!» — такие призывы развешаны по всему первому разлому.

Следующий зал воспроизводит обстановку типичного дома немецких евреев. Почти все вещи здесь из реальных жилищ. Тех, которые так и не разграбили. В углу комнаты — массивный деревянный книжный шкаф: в нём книги и на иврите, и на немецком. Что примечательно — за стеклом традиционный еврейский семисвечник, правильно его называть менора. Пианино, печатная машинка, небольших размеров патефон — во владельце дома всё выдает интеллигента. На другую стену — она осталась пустой — выведен проектор. Он показывает, как евреи, жившие в то время, рассказывают о своём быте. Вообще, если в Яд ва-Шеме слушать все воспоминания, то само посещение музея займёт практически сутки.

Следующий разлом — 1938 год. Ситуация усугубляется. Экспозиция посвящена Хрустальной ночи, или, как её ещё называют, Ночи разбитых витрин. Тогда, в ноябре 38 года, по всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, которую инициировал лично Адольф Гитлер. Кувалдами разрушали все места, которые так или иначе были связаны с евреями. Осколки стекла от разбитых витрин лежали на улицах почти каждого немецкого города, а полиция никак не вмешивалась в ситуацию. Около 10 тысяч зданий, принадлежавших евреям, повредили или разрушили. В музее на входе в эту комнату лежит камень из основания сгоревшей в Хрустальную ночь еврейской синагоги.

Рядом с камнем — частично порванный свиток Торы. В это время, конец 30-х годов, для евреев уже начали создавать гетто — специальные районы, где им предписывалось жить. Для тех, у кого в городе гетто не было, делали специальные нашивки. В музейной экспозиции есть самые разные — начиная от звёзд Давида, обычно жёлтого или синего цвета, заканчивая просто клочками ткани, на которых написано «еврей».

Переходим в следующий разлом — на пути у нас лежат сваленные в кучу книги на иврите. Их в нацистской Германии в какой-то момент решили сжигать. Рядом почти пророческая цитата Генриха Гейне: «Там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей». 1 сентября 1939 года — дата, которая стала трагической не только для евреев, но и для всей Европы. Началась Вторая мировая война. Это наглядно иллюстрируют вывешенные карты. Оккупированная территория Польши, где впоследствии и будут строить концлагеря, на них уже обозначена словом «генералгувернаман». Эта зона специально выделяется немецким руководством, чтобы массово убивать здесь людей. Ещё одна карта — на ней немцы с предельной аккуратностью подсчитали, где сколько евреев живёт. Так, по их оценкам, в самой Германии их было полмиллиона, во Франции — чуть больше трёхсот тысяч, больше всего — несколько миллионов — в Советском Союзе. Внимание привлекает цифра 200. Речь идёт не о тысячах — в 200 человек оценили немцы еврейскую диаспору в Албании. Нацисты были настолько хорошо осведомлены о том, где сколько евреев живёт, что могли подсчитать их даже вплоть до сотен.

Следующий зал — начало 40-х годов. Этот разлом полностью посвящен геттоизации, то есть процессу создания еврейских гетто в больших городах. В центре комнаты внушительных размеров тачка, на которой те, кто попал в гетто, возили добытый уголь. Работать евреям из гетто приходилось очень много. При этом рядом экспонаты, которые рассказывают и об обычной жизни в гетто. Маленькая кукла или, например, детский рисунок. Правда, изображено на нём, как семья спит на трёхэтажных нарах.

Айнзацгруппен — надпись с этим словом висит перед входом в следующий разлом. Айнзацгруппен — это специальные отряды карателей, которых натренировали зачищать местность, убивая всех евреев на ней. Комната, повествующая об этих событиях, находится практически в самом низу музея. Вдоль всей стены список дат и городов — Добромиль, Житомир, Винница. Это всё города, где гитлеровцы устраивали массовые расстрелы евреев. На противоположной стене — неожиданно на русском языке — строки из поэмы Евгения Евтушенко «Бабий яр»: «Над Бабьим яром шелест диких трав / Деревья смотрят грозно, по-судейски / Здесь всё кричит…» На стене висят телефонные трубки. Если снять одну из них и прислонить к уху, то можно услышать исполненную на иврите песню «Тише, тише» о расстреле евреев у города Понары. Там, к слову, убили почти в два раза больше людей, чем у Бабьего яра. Дальше — портреты немецких военачальников. Они плавно переводят нас к теме следующего разлома. Рейнхард Гейдрих, Адольф Эйхман — люди, которые окончательно решили еврейский вопрос — придумали и воплотили в жизнь систему концлагерей. Эйхмана, кстати, израильская разведка Моссад уже после войны нашла в Аргентине. Его насильно увезли в Израиль и осудили за шесть миллионов смертей во время Холокоста. Эйхмана повесили в 1962 году, это была последняя смертная казнь в истории Израиля.

Самая низкая точка всего музея — разлом, который посвящен лагерям смерти. Названия и цифры. Хелмно — 400 тысяч человек, Белжец — 500 тысяч человек. Под названием каждого лагеря его схема, выполненная из металла. К каждому лагерю ведёт железная дорога, она подходит к баракам. Из них один путь — к газовым камерам. Несколько строений, где находятся охранники лагеря. Больше — ничего.

Жили и работали евреи фактически только в нескольких концлагерях, другие же создавались исключительно для уничтожения людей. Весь процесс — от прибытия поезда до смерти — занимал где-то полтора часа. Часть пола в этом разломе выполнена из стекла, под которым лежат сотни ботинок, снятых с евреев в концлагерях. Рядом — их личные вещи. У кого-то в чемодане только легкая одежда, многие, не понимая, куда их везут, брали с собой ключи в надежде вернуться вскоре домой. Тут же — книги еврейского писателя Шолома Алейхема, которые привезли с собой узники концлагерей. При этом большую часть их вещей, конечно, сжигали. То, что выставлено в музее, — уничтожить либо забыли, либо попросту не успели. По углам комнаты расставлены баллоны с газом Циклон-Б. Вопреки распространенному мнению, он не подавался через душевые отверстия. Из них как раз шла только вода, а баллоны с газом, уничтожавшим людей, скидывали сверху.

Отсюда коридор ведёт вверх, нужно подниматься. Следующий разлом рассказывает уже об историях освобождения евреев, о тех самых праведниках, которые помогали евреям выживать. Здесь, например, висит фото освобождения Бухенвальда американскими войсками. На нём — маленький мальчик, который сейчас стал главным раввином Израиля. На выходе из разлома — фотографии тех же праведников, в честь которых высажены деревья на аллее. Вдоль стен — телевизоры. Евреи, которые прошли через концлагеря, рассказывают о своём освобождении. Один из них вспоминает, как первый раз смог досыта поесть после мучительного голодания в лагере. Уже на выходе из разлома над потолком висит металлическая надпись «Труд освобождает». Её сняли с ворот одного из концлагерей. Последняя в музее карта даёт представление о том, сколько всего евреев уничтожили за время войны. Почти миллион — в Советском Союзе, три миллиона — в Польше, чуть более 500 тысяч в Венгрии. Рядом количество тех, кто смог освободиться из концлагерей. Хелмно — один человек, Белжиц — три человека, Треблинка — ни одного, Собибор — несколько сотен, Освенцим — около ста пятидесяти тысяч.

Музей заканчивается, у последней его комнаты вновь играет гимн Израиля. Тут же на иврите слова из библии: «Помни, что тебе сделал Амалек». Амалек — это библейский неопределённый враг. Не какая-то нация или народ, а просто враг. При этом последний разлом сильно отличается от всех других. Это круглая комната, в центре которой зияет огромная бездна. Яма, у которой не видно дна. Над ней потолок сделан в виде купола. Там 600 фотографий тех, кто погиб во время Холокоста. Стены этой большой комнаты — архивные полки. В них хранится 4 миллиона личных дел евреев, которых уничтожили нацисты.

До конца полки так и не заполнены. В музее до сих пор собирают информацию о погибших. Ещё где-то о двух миллионах жертв Холокоста нет никакой информации. Эта комната единственная в музее, где царит полная тишина.

Выйдя из Яд ва-Шема, сразу оказываешься на смотровой площадке. Внизу, под горой, раскинулась столица Израиля, древний город Иерусалим.

Фотографии Музея Яд ва-Шем

В Иерусалиме, среди множества примечательных и памятных мест, есть один музей, который по посещаемости лишь немного уступает знаменитой Стене Плача, однако по значимости является самым важным музеем в мире. Находится это заведение в западной части города на 804-метровом холме, именуемом горой Герцля, неподалеку от Иерусалимского леса. Он назван Яд вашЕм и посвящен памяти жертв нацистских преследований периода тридцатых-сороковых годов ХХ столетия. Данные события впоследствии получили обобщенное наименование Холокост. Вход в музей, который ежегодно принимает в своих стенах свыше 1 миллиона посетителей из разных стран, бесплатный.

Официальное название этого заведения – израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Основан он в 1953 году благодаря единогласному решению Кнессета, решившего увековечить память о павших от рук германских нацистов и их пособников из других стран евреях. Однако сама идея организации музея возникла гораздо раньше. Это произошло в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году. В сентябре месяце во время встречи Еврейского национального фонда ее озвучил Мордехай Шенхави, представлявший кибуц Мишмар-ха-Эмек.

Идея была принята во внимание, хотя и не получила дальнейшего развития в связи с существующей на тот момент тяжелой обстановкой. Однако как только она изменилась в лучшую сторону, создание мемориального комплекса вновь приобрело актуальность. План организации музея был детально обсужден в августе 1945 во время сионистской встречи, происходившей в Лондоне. Тогда же был учрежден и временный комитет, в который, помимо самого Шенхави, предложившего саму идею, вошли видные сионистские лидеры: Давид Ремез, Шломо Залман Шрагаи и Барух Цукерман. Ремез стал его председателем.

Дальнейшее развитие идея получила спустя несколько месяцев, когда в феврале 1946 года офис музея открылся в Иерусалиме, а его филиал – в Тель-Авиве. В течение последующих полутора лет работа по организации мемориала набирала обороты, однако ей помешала разразившаяся в 1948 году война. Только после того как закончились активные боевые действия, парламент Израиля приступил к разрешению вопроса создания музейного комплекса на законодательном уровне. Официально Закон о Яд ва-Шем был принят кнессетом в 1953. В нем было закреплено место для будущего музея и его официальное название – Яд ваШем. Дословно оно означает «память и имя», и взято из высказывания пророка Исайи, некогда обращенного к евнухам. Место же, западная сторона горы Герцля, в археологическом плане не представляло большой значимости, поэтому там можно было производить серьезные строительные работы, не нанося при этом какого-нибудь ущерба историческому наследию страны.

Почти сразу же начавшиеся строительные работы завершились в 1957 году, когда музей и открылся для широкого круга посетителей. Поначалу в нем было лишь несколько залов, экспозиции которых были наполнены экспонатами, отражавшими моменты сопротивления в Варшавском гетто, события, связанные с восстаниями в Освенциме и Треблинке (наиболее «прославившихся» лагерях смерти), а также трудности, возникавшие на пути в Израиль выживших евреев.

Однако со временем выяснилось, что при всей востребованности мемориала, его формат перестал удовлетворять нынешнее поколение людей. Кроме того, появлялись новые факты по Холокосту, возрастали технические возможности человечества. По этой причине, начиная с 1993 года, в Израиле была начата подготовка к возведению на этом же месте нового современного музейного комплекса, который бы превосходил старый не только по количеству залов и экспонатов, но и по технологическим возможностям.

Над проектом нового здания музея начал работать архитектор с израильско-канадским гражданством Моше Сафди. О грандиозности замыслов зодчего можно судить по тому, что на строительство современного комплекса в течение десятилетия было потрачено 100 миллионов долларов. Торжественное открытие обновленного музея состоялось 15 марта 2005 года. На это, казалось бы, рядовое для страны событие приехало огромное количество представителей иностранных государств. Всего, помимо президента Израиля Моше Кацава, было представлено 40 различных стран, а от ООН присутствовал бывший ее руководитель Кофи Аннан.

Обновленный мемориальный комплекс раскинулся на площади 18 гектаров. В него вошли только наиболее значимых 20 залов и различных объектов. В каждом из них – отражение конкретных особенностей Холокоста, включая его общую историю и героические поступки отдельных людей, оставивших заметный след в истории человечества. Помимо экскурсий, в процессе которых рассказывается об ужасах планомерного уничтожения евреев, в музее ведется активная просветительская работа. Здесь разрабатываются учебные программы и пособия, рассчитанные на использование, как в самом Израиле, так и за его пределами, организовываются различные курсы, предназначенные для работников образовательной сферы, а также регулярно проводятся масштабные выставки, посвященные теме Холокоста.

Помимо этого музеем производится фиксация имен погибших евреев, сбор фотографий, документов и вещей, лично принадлежавших жертвам репрессий. Сотрудники заведения собирают Листы Свидетельских показаний, благодаря которым увековечиваются имена жертв Холокоста. В музее стараются записать не только имена погибших людей, но и названия еврейских общин, уничтоженных нацистами. Среди других направлений музейной работы следует отметить проведение различных церемоний воспоминаний и увековечения памяти, поддержание исследовательских проектов, посвященных Холокосту, подготовка и координация проведения симпозиумов, семинаров и международных конференций. Также регулярно публикуются мемуары, альбомы, документы, дневники и новые исследования, связанные с Холокостом. В музее не забывают людей нееврейской национальности, активно помогавших в трудные годы представителям этнической нации.

В настоящее время музей Яд ва-Шем ежегодно проводит обучение в стране и за ее пределами 10 тысяч учителей. Не забываются и новые технологии: организован собственный сайт, где ведутся записи, публикуются новости, другая информация на иврите, русском и английском языках. Кроме того, сейчас активно продвигается веб-сайт музея на арабском языке, у которого уже есть 2,4 миллиона арабоговорящих пользователей, проживающих в различных странах мира.

В свое время на открытии нового комплекса Яд ва-Шем израильский президент Моше Кацав сказал, что этот музей служит постоянным напоминанием человечеству, насколько коротким бывает расстояние между ненавистью и убийством, расизмом и геноцидом. Люди во всех странах должно помнить уроки Холокоста, стараясь никогда больше не повторять подобных страшных действий по отношению к любым другим нациям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: