Американская система оценок в школах
Нет времени? Сохрани в
Hey guys! Данная статья расскажет вам об основных различиях американской системы оценок в школах от российской. А также о важности оценок в школах США, плохих отметках и их последствиях, и контроле за учениками. Let’s get to it!
Содержание статьи:
- Похожа ли американская система на российскую?
- Основные отличия систем оценок
- Насколько важны школьные оценки в Америке?
- Насколько важен контроль за учениками?
- Заключение
Похожа ли американская система оценок на российскую?
Не очень. Одно из основных отличий — соблюдение конфиденциальности при оценивании. Оценки за работу в классе и домашнее задание — личное дело студента в США. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И все. Только еще раз в полгода домой приходит табель успеваемости.
Если у нас с 1 по 12 класс обучаются вместе, в одном здании, то в Штатах начальная, средняя, старшая школы находятся в разных зданиях, с автономным управлением.
В США считают, что гораздо безопаснее содержать детей разных возрастных групп раздельно друг от друга. И это имеет определённый смысл в заботе о личности, безопасности и развитии учащегося. Согласны?
Также у американских школьников есть одноклассники только в начальной школе. В средней и старшей же школах на различных уроках формируются уже другие коллективы. Индивидуальный подход к образовательным запросам ребенка, видите ли.
Например, ваш ребенок хорош в математике, и ему жутко скучно на биологии. Логично, что не стоит нагружать его ей — гораздо эффективнее для него углубиться в алгебру и геометрию. Productive strategy!
Американское общество убеждено: ничто не должно препятствовать получению ребенком образования.
Для детей с особенностями учебных навыков существует специальная программа, где их обучают элементарной грамоте, учат считать деньги. Обычное дело, если учитель возьмет в магазин такого студента, покажет, как выбирать продукты, а потом, вернувшись в школу, научит приготовить обед из купленного.
В противоположность таким ребятам существуют дети, которые опережают в развитии сверстников. Таких студентов включают в специальные программы для талантливых и одаренных. Часто с ними работают приглашенные из вузов и колледжей преподаватели.
Интонация в английском — нисходящий тон
Какие оценки в американских школах? Основные отличия
На первый взгляд может показаться, что глобализация разнесла англо-саксонскую пяти- (или шести-) бальную систему с оценками от «A» до «F» по всему миру. Но, присмотревшись, понимаешь, что на планете, скорее всего, не найдутся две одинаковых реализации любой из этих систем. Хотя вот в США как раз вышеупомянутая.
В алфавитной системе буквами «A», «B», «C» и «D» обозначаются проходные баллы в порядке убывания. Роль неудовлетворительной оценки выполняет «E», но обычно «F». Это двойка. В пользу первой говорит алфавитный порядок, но вторая — понятное сокращение от «fail» (провал), что делает ее более логичной.
«D» – удовлетворительно (3);
«С» – достаточно (3);
«B» – хорошо (4);
«A» – очень хорошо (5);
«A+» – отлично (5+).
Конечно, плюсы и минусы используются даже в Соединённых Штатах, но там они работают примерно как у нас — скорее, декоративно.
Интересно, что даже на самой родине этой системы оценивания нет полного согласия по поводу набора букв. В некоторых школах, например, вместо «F» используют «N» (no credit) или «U» (unsatisfactory, неудовлетворительно).
Насколько важны школьные оценки в Америке?
В США же учитель никогда не вызовет родителей в школу и не попросит их повлиять на свое чадо. Американская школная система нацелена на то чтобы воспитать в учениках привычку самостоятельно отвечать за себя, делать осознанный выбор, думать о будущем и искать мотивацию.
Кстати! На наших уроках английского по Скайпу оценка проводится только для того, чтобы ты понял свои сильные и слабые стороны!
Разумеется, что при дальнейшем поступлении в университет оценки будут учитываться и успеваемость важна.
Вполне обычный факт, что по окончании школы, студент имеет уже специальность, или часть его кредитов переводится в учебное заведение по выбору, что существенно экономит деньги и время, так как школа сама оплачивает обучение своих студентов.
Те умники, которые попали в первые 10% лучших студентов, получают грамоту «High Honors» (аттестат с отличием). Этот документ станет существенным преимуществом при дальнейшем поступлении в выбранное высшее учебное заведение.
Вторая и третья десятки студентов получают диплом «Honors», что также похвально. А остальные получают сертификат о среднем образовании.
Насколько важен контроль за учениками?
Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость. Хотя вся информация о ней и содержится в электронном кабинете на сайте школы. Но, никто не зачитывает список с оценками после контрольной работы, к примеру.
Вспомните родительские собрания в наших школах, где учителя разбирают по косточкам каждого и во всеуслышание. Не с этого ли начинается неуважение к ученику?
В отношениях с учениками и родителями американский учитель максимально корректен и вежлив и подчеркнуто формален. Совершенно невозможно представить его задающим вопрос вроде: «А голову ты дома не забыл?», не говоря уже о тыкании указкой или пальцем в голову. В таком случае, тут 200% вероятности, что учителю попадет в судебных разбирательствах и он лишится лицензии.
Мафия в бутылке — о сериале Подпольная империя
Заключение
Разумеется, американская система образования, как и все в этом мире, не идеальна. В ней есть свои недочеты и слабые места. Но очевидно одно —
ученик должен являться центром школы.
Может, когда-нибудь и наше общество сместит акценты в организации учебного процесса на обучающихся, и результатом этого станет мотивированный и подготовленный к жизни выпускник, уверенный в своем будущем и убежденный в себе как личности.
Система оценок в США
С годами меняются способы и качество обучения. Учителя стараются идти в ногу со временем и ставить только справедливые оценки. В разных странах традиционно сложились свои системы оценки знаний. Например, американские отличники получают вовсе не пятёрки.
Система оценок в США
Отличия американской системы от российской
В России школьники, открывая тетради с проверенными сочинениями или контрольными, с волнением смотрят на красные цифры. В США дети радуются или огорчаются из-за написанных рукою учителя букв.
Ещё одно отличие школ США от российских заключается в том, что слово «одноклассники» там имеет несколько иное значение. В американских школах нет общего расписания, у каждого студента свой график занятий. На одном уроке подросток может обучаться с одними ребятами, на другом коллектив уже новый. Вот почему в голливудских фильмах часто встречается фраза: «Я ходил с тобой на английский». В то время как у нас говорят просто: «Мы с тобой учились в одном классе».
У каждого ребенка в Америке свое расписание
Буквенная система оценок
Первыми оценивать знания с помощью букв начали преподаватели Гарвардского университета. В 1883 году одному из студентов поставили «В» — «хорошо». Затем подобная система оценки знаний школьников и студентов распространилась по всем учебным заведениям Америки.
США | Российский эквивалент | Балл | Значение | Процент выполнения работы |
---|---|---|---|---|
A | 5 | 4 | Отлично | 90-99% |
B | 4 | 3 | Хорошо, выше среднего | 80-90% |
C | 3 | 2 | Удовлетворительно | 70-80% |
D | 2 | 1 | Плохо | 60-70% |
F | 1 | Неудовлетворительно | 0-59% |
Все буквенные оценки, кроме F, могут быть с плюсом или минусом. A+ ставится в том случае, если задание выполнено на 100%. Вместо F используют и букву E, ведь она идёт следующей за D. F же — сокращение от fail («провал»). Согласно статистике, большинство школьников учатся на В и C. Те, кто получают D и ниже у нас бы назывались двоечниками.
Система буквенных оценок в США
В некоторых колледжах в качестве оценок используют и другие буквы латинского алфавита:
- P — зачёт;
- S — средний показатель;
- N — не зачтено;
- U — неудовлетворительно.
Педагоги выставляют итоговые оценки по результатам устного и письменного тестирования. Точнее, учителя проводят тесты, а обработкой результатов занимаются компьютерные программы. Учитывается и участие школьника в общественной жизни класса и школы. Буквы переводятся в баллы, чтобы определить средний бал успеваемости. Если баллов не хватает, школьника ожидают дополнительные занятия во время летних каникул. Альтернатива — повторное прохождение курса в следующем году.
Особенности школьного обучения в США
Важность оценок в американских школах
Если ребёнок хочет учиться с целеустремлёнными, умными ребятами, то ему нужно постараться. Класс не в последнюю очередь формируется по таким параметрам, как успеваемость, поведение. Строгие требования учителя предъявляют не столько к оценкам (хочешь на второй год — твоё конституционное право), сколько к прогулам. Без уважительной причины разрешается пропустить не больше 5 занятий. За невыполненное домашнее задание студенты автоматом получают F.
История американской системы оценок
Раз в неделю учителя проводят проверочные тесты по своим предметам. Также ежегодно учащиеся сдают тест на IQ (оценка интеллекта), тест «Хенмон–Нельсон» по определению умственных способностей и прочие общеобязательные тесты. Результаты учитываются при вычислении среднего балла за год. На итоговую оценку также влияет дисциплинированность ученика и то, как он в течение всего учебного процесса справлялся с домашней работой. При одинаковых оценках за итоговый тест годовой балл прогульщика будет ниже, чем у его примерного одноклассника.
Система оценок знаний в США
Родители могут узнать об успехах своего ребёнка непосредственно от него или на сайте школы, в личном электронном кабинете. Школы следят за приватностью информации о своих учениках, в том числе об их оценках. Наибольшую важность результаты тестов приобретают перед поступлением в вуз. Для продолжения обучения требуются оценки от B и выше: B+, A, A-, A+.
10 процентам лучших выпускников выдают грамоту High Honors (аттестат с отличием). Она намного упрощает поступление в выбранное заведение. Те, кто учился недостаточно хорошо, довольствуются обычным сертификатом о получении среднего образования. Информация об успеваемости школьников передаётся во все высшие учебные заведения, откуда после лучшим присылаются приглашения для продолжения обучения.
Существует минимальный кредит для поступления в определённую школу или колледж. «Личный кредит» необходим даже для посещения подготовительных курсов. Размер стипендии зависит от этого кредита. Иногда он настолько большой, что его хватает на получение двух высших образований. В то время как абитуриентам с гораздо более низким кредитом без материальной поддержки родителей высшее образование не светит вовсе.
Стоимость американского обучения
На заметку! Тесты и учебные программы для всех штатов одинаковые. Ребёнок при переезде в другой регион может свободно включиться в процесс обучения. Хотя в выборе методик и пособий учителя не ограничены.
Выбор предметов
В отличие от России, в учебных заведениях Америки отсутствует единый учебный план для всех обучающихся. В старшей школе есть несколько обязательных предметов:
- естественные науки (биология, химия, физика — на каждый предмет тратится год);
- литература;
- математика (сюда же входят алгебра и геометрия);
- социальные науки (история, география, социология, основы демократии);
- физкультура.
В учебных заведениях Америки отсутствует единый учебный план для всех обучающихся
В качестве иностранного языка обычно изучают испанский. Что касается остальных дисциплин, их каждый волен выбирать по своему вкусу. Причём изучать можно как основы, так и более глубокий материал. К факультативным относят дополнительные занятия по основным предметам или курсы, связанные с творчеством (театральный кружок, художественная фотография, хореография и т. п.). Учёт объёма по предметам идёт в кредитных часах (или баллах), как в колледже.
В дополнение школьник может выбрать себе факультатив или кружок
Пример набора одного ученика американской старшей школы: в 9 классе он изучал американскую литературу, физику, введение в химию, алгебру, географию, испанский. В качестве физкультуры ходил на секцию по плаванию. В 10 классе осталась только литература. Остальные предметы заменились историей, геометрией, биологией, испанским языком, информатикой и дисциплиной под названием «Здоровье человека».
Реакция родителей-американцев на плохие отметки детей
Наши родители часто ругают детей за плохие оценки. В США учебная программа построена так, что родителям отводится роль тех, кто мотивирует ребёнка лучше учиться. Отца или мать могут вызвать в школу, только если ребёнок совершил серьёзный проступок. Если же обеспокоенная мама сама потребует встречи с учителем, тот посоветует дать ребёнку больше свободы или разрешить выбрать тот предмет, в котором он разбирается лучше.
Из-за плохой успеваемости ребенка, его родителей направляют в кабинет психолога
По окончании беседы родителя, скорее всего, отправят в кабинет школьного психолога. Там объяснят, что завышенные требования — источник стресса. Страх разочаровать родителей не улучшает успеваемость детей — наоборот, ухудшает. Важен не контроль, а правильная мотивация. Давление и принижение умственных способностей категорически не приветствуются.
Тестирование знаний в начальной школе
Каждое утро в начальной школе дети практикуются в чтении, письме, общении на родном языке. Спустя 2 урока переходят к изучению математических премудростей. Помимо этого малыши осваивают литературу, ИЗО, музыку, географию, гигиену, труд, физкультуру, естествознание. Не обязательно всё перечисленное, но физическая культура — предмет обязательный.
В начальной школе уроки проходят без учебников
Это интересно! Уроки проходят без учебников. Родители узнают о том, как протекают школьные дни их ребёнка, из кратких посланий от учителей. Там рассказывается о пройденных темах, приводятся примеры задач и рекомендации по закреплению знаний дома.
Распределение по классам идёт после тестирования, нацеленного на выявление не столько уровня дошкольной подготовки, сколько природного потенциала ребёнка и уровня IQ. Как и у нас, в «А» классе учатся самые способные, в «В» — средне одарённые, в «С» — дети со способностями ниже среднего. С одарёнными учениками учителя занимаются более усердно, побуждают к получению хорошего образованию и дальнейшему обучению в вузе.
Система оценивания в США придерживается буквенной системы оценивания
Оценки — причём не буквами, а цифрами — малышам ставят исключительно хорошие, определяя степень усвоения базовых знаний:
- 1 — в процессе освоения;
- 2 — освоил;
- 3 — прекрасно освоил и понял;
- 4 — освоил и способен передать своими словами.
«Четвёркой» могут похвастаться немногие. Эту оценку ставят за «сверхдостижения». Иногда рядом с оценкой — обычно около «двойки» — учителя пишут «замечательно» или «отличная работа». Так ребёнку показывается, что он делает успехи по сравнению с более ранними результатами.
«Четвёрку» ставят за «сверхдостижения»
По завершении семестра и учебного года ставятся итоговые оценки — в том числе за поведение. Одарённых детей учителя с согласия родителей отправляют сдавать тест, после успешной сдачи которого ребята обучаются по программе «Gift and talented».
На заметку! Тесты отражают достижения учеников и работу, проделанную учителями и школой. Проверяются знания по искусству общения (что-то вроде умения построить диалог на английском в наших школах) и математике. Результаты влияют на финансирование и рейтинг учебного заведения. От этого зависит улучшение или — при низких результатах — ухудшение получаемого в данной школе образования.
Одаренные дети обучаются по программе «Gift and talented»
Современные эксперты всё чаще критикуют буквенную систему оценки знаний. Считают, что она устарела. К тому же разные преподаватели фактическую ценность букв оценивают по-разному. «А» у одного учителя равняется «B с плюсом» у другого. Нет единообразия в этом вопросе. Буквенным оценкам не хватает точности.
И всё-таки большинству американских преподавателей буквенная система кажется весьма удобной. Они не желают переходить на описательную систему, где нужно вместо оценок оставлять подробные отчёты. Всё равно у родителей и студентов нет ни времени, ни желания их читать.
Видео — Оценивание знаний в США
Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика
Рассказываем про опыт тех, кто отказался от стандартной балльной системы или модифицировал её.
Из этой статьи вы узнаете:
- четыре примера альтернативного оценивания: по спецификации, по портфолио, на основе самооценки и в формате геймификации;
- в чём основные сложности с применением альтернативных вариантов в наших условиях.
Почему современные педагоги часто призывают отказаться от привычной системы оценивания, мы уже рассказывали. Теперь посмотрим, какие альтернативы существуют в педагогической практике.
Прежде всего, уточним, о каких отметках пойдёт речь. Радикально настроенные педагоги призывают отказаться от баллов полностью в пользу куда более гуманной и полезной обратной связи, которая стимулирует учиться, — это называется формирующим оцениванием.
Но чаще звучат призывы отказаться лишь от отметок промежуточных, сохраняя финальные (годовые, например). И примеров таких практик гораздо больше, чем совершенно безоценочных. Не потому, что всё зло в промежуточных отметках, а финальные полезны — просто перекраивать целиком всю систему очень трудно, и это компромиссный вариант.
Ещё один компромисс — переход к системе «зачёт/незачёт» (когда знания и умения ученика либо соответствуют положенным критериям, либо нет, но градация по баллам не применяется).
Педагоги разных стран придумывают различные альтернативы — мы расскажем про несколько любопытных вариантов из школьной и вузовской практики в США. Тем, кто работает в неформальном образовании, эти идеи тоже пригодятся — вне обязательной системы их применить гораздо проще.
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Оценка по спецификации (specifications grading)
Преимущества: система ориентирована на формирование навыков, а не на зубрёжку, у неё ясные критерии оценки, меньше давления на учащихся, больше времени для обратной связи.
Недостатки: жёсткие рамки. Те педагоги, которые ратуют за полный отказ от оценок, критикуют эту систему как ещё одну вариацию обычной шкалы измерения знаний.
Это вариант похож на знакомую нам систему «зачёт/незачёт». В зарубежном образовании, правда, используется иная формулировка — «соответствует ожиданиям / не соответствует ожиданиям». Однако эта версия сложнее для учителей или методологов, чем обычная зачётная, поскольку отметки в ней всё же присутствуют. В ней выделяют три компонента.
1. Понятные условия задания (clear assignment specifications)
Преподаватель подробно описывает необходимые для обучающегося условия, то есть критерии оценки. Те, кто применяет этот метод, считают его преимуществом жёсткие, но при этом понятные рамки: твой финальный результат либо соответствует необходимым критериям, либо нет. Середины не предполагается, и это, по мнению Линды Нельсон, педагога и автора книги « Оценка по спецификации », позволяет избежать плохо выполненной работы. Той самой, которая сделана «на троечку» просто ради оценки. Кроме того, критерии просты для проверки, и педагог может сосредоточиться на качественной обратной связи, а не выбирать между отметками. Соответственно, студент либо получает положенные баллы за выполнение задания, либо не получает их вообще.
2. Набор задач (bundles of assignments)
Этот компонент может применяться и вне самой системы. Суть его заключается в том, что учитель заранее готовит подробные инструкции, что и в каких объёмах ученику нужно будет сделать (тот самый набор задач), чтобы получить ту или иную оценку.
Проще говоря, оценка как таковая здесь всё-таки есть, но с чётко конкретизированными, понятными ученикам критериями. Тут стоит пояснить, что отсутствие таких чётких критериев — как раз одна из причин, по которым критикуют традиционную систему. Учеников (а особенно детей) это демотивирует.
В некоторых образовательных учреждениях используют оценочные контракты (grading contract). Система фактически та же: педагог составляет подробный список того, что должны сделать учащиеся для получения оценки.
Например, Аарон Блэквелдер, американский учитель по литературе в старших классах, предлагает такой контракт своим студентам. В нём обычно указываются условия, которые должны быть выполнены для получения той или иной оценки. Допустим, все студенты Блэквелдера создают собственный небольшой сайт, посвящённый греческим мифам. Чтобы получить высшую оценку, им необходимо опубликовать материалы по шести темам, а чтобы получить тройку — по четырём. При этом в «контракте» объясняется, как часто можно пропускать занятия, когда необходимо сдавать задания и так далее. Проще говоря, преподаватель просто заранее оповещает студентов обо всех условиях оценивания.
3. Токены (tokens)
Это поблажки или послабления — например, возможность пересдать задание или сдать его на день позже и так далее. Преподаватель «выдаёт» от одного до пяти токенов каждому ученику в начале семестра или, например, курса. Учащиеся могут обменять токены на конкретное послабление или же сохранить их неиспользованными. Линда Нельсон пишет, что тем учащимся, кто не воспользовался своими токенами, можно предложить какой-то простой приятный бонус, пусть даже это будет всего лишь шоколадка.
В системе оценок по спецификациям есть два важных нюанса. Прежде всего, педагоги или методологи, которые её используют, концентрируются на результатах обучения — не просто на получении знаний, а на наборе умений и навыков. Обучающиеся должны их продемонстрировать, а не механически зазубрить что-то или правильно ответить на вопросы в тесте. Во-вторых, сами критерии оценки могут быть очень разными.
Такая система применима и в школах, и в вузах (например, её используют в Университете Джонса Хопкинса).
Портфолио и конференции
Преимущества: система достаточно гибкая, позволяет педагогу давать обратную связь и отслеживать процесс обучения, а ученику даёт возможность самостоятельно оценивать свои успехи.
Недостатки: требуется значительное время для реализации.
Эта система куда более альтернативная и менее жёсткая, чем предыдущая. Суть в том, что ученики (любого возраста) хоть и получают промежуточные оценки, но общая «стоимость» таких оценок не влияет на финальную. К концу обучения (четверти, семестра, года) учащиеся создают портфолио, состоящее из выполненных заданий и примеров прогресса в обучении. Например, в портфолио по школьной литературе будут сочинения, эссе, впечатления о прочитанных книгах. А в портфолио по физике — отчёты о проведённых опытах.
Кейтлин Джиордано, педагог одной из школ Чикаго, объясняет: в рамках последней «оценочной» недели учащиеся проводят «конференцию» с учителем, показывают своё портфолио, анализируют всё сделанное с момента начала занятий. Они обсуждают с педагогом свой прогресс за это время, анализируют полученные знания, чтобы выяснить, достиг ли ученик поставленных для обучения целей, чего ему потенциально может для этого не хватать, есть ли моменты, которые ему до сих пор неясны, нуждается ли он в помощи. В итоге учитель не просто выставляет оценку — обучающийся сам участвует в её формировании и обсуждении. Для этого у него опять же есть определённые критерии.
В итоге подопечные Джиордано настроены на получение знаний и личностный рост, чувствуют себя более независимыми, учатся рефлексировать и анализировать результат своего обучения.
Кстати, Аарон Блэквелдер рекомендует использовать для создания портфолио Google Forms — этот онлайн-инструмент позволяет учащимся быстро загружать свои работы и давать обратную связь, а педагог получает уже сформированное портфолио без необходимости собирать его «по кусочкам».
Опросники и самооценивание
Преимущества: показывают, что на самом деле выучил ученик и как он сам себя оценивает, развивают метакогнитивные навыки.
Недостатки: подход требует времени, понимания работы сервисов Google и потенциально — финансовых вложений.
Про эту форму оценивания пишет, например, педагог по естественным наукам Рэйчел Кеттлер-Томпсон: « Буквенные оценки не отражают пути ученика, они только „сортируют“ студентов по тому, что невозможно измерить, — обучению. Если ты хочешь знать, что знает ученик, — спроси у него».
Каждую неделю её ученики заполняют Google Forms и рассказывают, чему научились за это время, что узнали о самих себе, что бы им хотелось подтянуть или узнать, как они оценивают собственную работу. Результаты этого анкетирования проходят через сервис Form Publisher, а затем в виде отдельных файлов отправляются родителям. Таким образом и взрослые, и сам ребёнок могут понять, как проходит процесс обучения.
В конце четверти дети заполняют ещё один опросник из трёх основных элементов:
- процесс обучения (школьники оценивают свои сильные и слабые стороны);
- прогресс в обучении (какие навыки удалось «прокачать»);
- продукт (ученики самостоятельно оценивают, соответствуют ли их знания и умения заданным критериям, причём критерием может быть как знание ответа на конкретный вопрос по предмету, так и способность применить это знание в реальной жизни).
Преподаватель одного из американских университетов Джесси Стоммел отказался оценивать своих студентов ещё в начале 2000-х. Но поскольку вуз всё же требует от него баллов, Стоммел просит учащихся оценить себя самостоятельно. Для этого два-три раза в семестр он предлагает им порефлексировать и заполнить опросник. Анкета содержит конкретные вопросы, а вот в качестве последнего задания студенты пишут эссе.
«Я обнаружил, что просьба дать оценку самому себе превращает вопросы об оценках „как“ и „зачем“ в полезное обсуждение — полезное, потому что студентов будут оценивать и на других занятиях», — объясняет преподаватель.
Наверняка сейчас кто-то усмехнётся: ну конечно — так они все наставят себе высших баллов. Но тут есть важный нюанс: Стоммел и сам даёт подопечным подробную обратную связь, только без баллов. После этого нерадивому студенту, конечно, психологически не так уж просто оценить себя на отлично. Кроме того, преподаватель сразу предупреждает группу, что может и изменить оценку, если посчитает нужным. По его словам, происходит это редко и в основном в сторону повышения, а не наоборот.
Визуализация и геймификация
Преимущества: наглядность и повышение мотивации благодаря игровым элементам, персонализированный подход к обучению, возможность для учеников оценить себя.
Недостатки: может потребовать много времени.
Этот способ проще всего показать на конкретном примере. Так, учитель математики в старших классах одной из школ Бронкса Бен Сигел придумал методику, которую проще всего перевести как «Сладкая дорога» (Candy Land Pass). Он практически визуализировал программу по своему предмету: его класс украсили этапы-станции (темы, задания, тесты и проверочные), а ученики отмечали стикерами, на каком этапе они находятся.
Это, конечно, не избавило от необходимости выставлять оценки, но они уже не играли прежней роли: ребята видели собственный путь и успехи других, понимали, нужно ли им «догонять» одноклассников. Мы разбирали этот опыт подробнее.
Идеей Сигела вдохновилась его канадская коллега Лорен Турбер, педагог по математике в средней школе. Правда, вместо «сладкой» дороги на стенах её класса (а потом и в онлайне) появилась дорога, стилизованная под компьютерную игру. Турбер также стала использовать классификацию игроков из мира игрофикации, которая строится на основе ключевых факторов их внутренней мотивации. Она добавила элементы для каждого типа игроков-учеников, чтобы облегчить для них переход от обучения со стандартной системе оценок к развивающему оцениванию.
Где ещё почитать про иностранный опыт
Стоит отметить, что большинство упомянутых в статье американских примеров связаны с таким обучением, где в фокусе — овладение мастерством или компетенциями. Организация из США, сосредоточенная на продвижении такого типа обучения (она называется Mastery Transcript Consortium), приводит в пример целые школы, которые изменили свои подходы к оценке.
«Все школы хотят сфокусироваться на обучении, а не на оценках. На уровне старшей школы это становится особенно сложным из-за необходимости среднего балла (GPA) для поступления в колледжи, получения стипендии или поступления по спортивным программам. Когда это требуется, школы трансформируют принятую систему оценивания в оценки, затем в средний балл. Однако они стараются не заострять на этом внимания», — говорится в отчёте этой организации.
В этом отчёте также приведены конкретные примеры, как трансформировали системы оценивания в трёх разных школах:
- в одной показывают ученикам их оценки только три раза в год;
- в другой вообще не превращает принятые оценки в средний балл, но для поступления в колледж создают некую приблизительную величину этого среднего балла;
- в третьей от оценок отказались полностью, используя только систему «соответствует ожиданиям — близок к соответствию ожиданиям».
А ещё есть два хороших иностранных источника идей по альтернативному оцениванию:
- сайт Teachers Going Gradeless (он на английском языке, но можно воспользоваться автоматическим переводчиком в браузере);
- сообщество Teachers Throwing Out Grades (на английском языке, можно воспользоваться автоматическим переводом постов от Facebook).
Даже если не рассматривать новые варианты оценивания, можно воспользоваться полезными лайфхаками для учителей — они помогут снизить стресс от оценок у учеников и получить максимум пользы от процесса. В среде американских педагогов популярна книга Кена О’Коннора «Ремонтный комплект для оценивания: 15 исправлений для „поломанных“ оценок» — она как раз об этом. На русском языке она, к сожалению, пока не издавалась.
В чём основные сложности альтернативных систем в наших условиях
В России вопрос поиска альтернативных вариантов оценивания, разумеется, тоже давно волнует педагогов. И у нас тоже есть свои наработки. Так, одна из самых известных наших развивающих систем обучения — Эльконина — Давыдова — тоже базируется на том, что система оценивания должна быть абсолютно понятной ученикам, а главное, она должна научить их самооценке.
Эта система применялась, в частности, в экспериментальном учебном комплексе «Школа развития», которым руководил педагог и кандидат педагогических наук Алексей Воронцов. В опубликованной в 2009 году статье «Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка» он описал схему, которая не была лишена «балльности», но позволяла приучить детей к самооценке и рефлексии:
- На первом этапе первоклассники учатся сравнивать и соизмерять выполненную работу с неким шаблоном и соотносить свою оценку с оценкой учителя.
- На втором этапе (со 2-го класса по 4-й) школьники привыкают находить «ошибкоопасные» места и учиться корректировать свои промахи, классифицировать и выбирать задания по сложности, а также формализовать свою оценку с помощью баллов по разным критериям.
- На последнем этапе происходит переход к рефлексивному контролю. В итоге к шестому классу ученики начинают самостоятельный перевод своей собственной шкалы оценки в общепринятую. Для этого автор предлагает конвертировать полученные ими баллы в проценты: таким образом можно видеть прогресс ученика, например, даже того, который в обычной системе не вылезал бы из двоек.
Но автор этой статьи предупреждал, что внедрить такую систему можно не в каждой школе, а в одиночку (отдельным учителям) за такие реформы лучше и вовсе не браться. По словам эксперта, необходимы усилия всего педагогического коллектива, поскольку это продолжительный процесс, не ограниченный одним учебным годом и одним предметом.
Кроме того, педагоги должны ощущать внутреннюю потребность в изменениях и готовность «постепенно передать контрольнооценочный „инструмент“ из своих рук в руки учащихся». А к этому готовы, конечно, не все.
Некоторые учителя пытаются творчески подходить к задаче оценивания, но сталкиваются с трудностями в государственных школах. Тяжело строить нечто новое в рамках системы, которая вся базируется на оценках, — например, нравится это учителю или нет, но по правилам в четверти ребёнок должен получить несколько промежуточных оценок, которые будут объединены в итоговую. Ещё труднее, если нет понимания и поддержки от коллег. К тому же обычная балльная система оценок привычна как самим ученикам, так и их родителям. Поэтому и тем, и другим требуется значительное время, чтобы перестроиться под новые критерии, а родителям — ещё и поверить, что это работает.
Обычно вопрос отказа от отметок рассматривается в контексте начального школьного образования. Однако с внедрением не только альтернатив, но и официально принятых стандартов возникают проблемы. Так, исследователи отмечают, что педагоги не всегда понимают сам смысл запрета на выставление отметок первоклассникам и обходят его с помощью рисунков. Вместо пятёрок в тетрадях появляются солнышки, а вместо двоек — тучки. Заменить их могут и рожицы, и самолётики, и другие графические элементы, но суть не меняется: дети быстро осознают происходящее и относятся к рисункам как стандартной шкале, а педагоги соответствующим образом относятся к своим ученикам.
Американская школа: система оценок
Похожа ли американская система на российскую?
В США используется пятибалльная система оценок. Возможно, кто-то сейчас подумает «Как в России» и будет не прав. На самом деле российская система – четырехбалльная, поскольку «1» и «2» – это, по сути, одна и та же оценка, непроходной балл. Но если «2» означает лишь «неудовлетворительно», «1» выражает еще и отношение – «неудовлетворительно, к тому же ты мне не нравишься и я хочу тебя дополнительно унизить».
В США оценки обозначаются не цифрами, а буквами, и их действительно пять: А (отлично), В (хорошо), С (удовлетворительно), D (слабо) и F (неудовлетворительно). А соответствует нашей «5», B – «4», С и D – это «3», обе они являются проходным баллом, а вот F – это «2».
Как и у нас, учителя нередко добавляют к оценкам плюс или минус, хотя эти пометки, строго говоря, не влияют на официальные академические результаты.
Насколько важны школьные оценки?
Отметки учеников в американской школе считаются информацией практически приватной – по крайней мере, учитель не станет объявлять всему классу, что Кирстен написала работу на A+, а Джон – на D-. Оценки сообщаются только ученикам и их родителям. Скармливать дневник собаке бесполезно – в очень многих школах вся информация об успеваемости содержится в электронном кабинете на сайте школы. Традиция устраивать из учебы соревнование по количеству хороших оценок сейчас сохраняется разве что в небольших городах.
Хотя это вовсе не означает, что оценки – вещь малозначимая. Наоборот – при поступлении в университет будет учитываться, в какой процентной десятке по успеваемости находится абитуриент. Те, кто попал в первые 10% лучших учеников, получают грамоту High Honors (аналогия нашего аттестата с отличием), и эта бумажка станет существенным преимуществом при поступлении в ВУЗ. Вторая и третья десятка дает право на получение диплома Honors, что тоже неплохо. Остальные получат лишь сертификат о среднем образовании.
Ругают ли школьников за плохие отметки?
Что делает американский родитель, когда чадо приносит из школы полный рюкзак позорных D или F? Хороший родитель не делает ничего. Американская школа гораздо активнее, чем российская, старается воспитать в детях привычку отвечать за себя, делать осознанный выбор, думать о будущем и искать мотивацию. Участие родителей в учебном процессе не поощряется – американский учитель никогда не вызовет родителей в школу и не попросит из повлиять на отпрыска. А если родитель, обеспокоенный низкой успеваемостью, сам напросится на аудиенцию, ему порекомендуют слезть с ребенка и, возможно, позволить ему отказаться от нелюбимого предмета в пользу того, что у него получается лучше. Впрочем, такое стремление контролировать детей свойственно в основном семьям выходцев из Китая и Японии, где подобный прессинг считается благом и необходимостью. Американские педагоги с этим не согласны – стресс и страх не оправдать надежд приводит к тому, что школьник учится не лучше, а даже хуже, чем мог бы. Это подтверждается множеством научных работ, в частности, исследованием профессора психологии Ко Мураямы из Университета Рединга. Поэтому основная цель американской школы – не заставлять и контролировать, а давать выбор и мотивировать.
А как же без контроля?
Тут следует упомянуть о том, что студенты американских школ сами могут выбирать предметы и глубину их изучения. Существует определенный набор обязательных предметов, и совсем увильнуть от основных дисциплин – математики, английского, науки (этот предмет объединяет в себе химию, физику и биологию), социальных наук (смесь истории, экономики и социологии) и физкультуры – не выйдет. Но ученик может выбрать степень погружения в предмет. Например, изучать социальные науки «по верхам», а математику – углубленно.
Факультативные уроки можно выбирать – это либо курсы, связанные с искусством (танец, живопись, лепка, театральная студия), либо дополнительные классы по основным дисциплинам.
Так что программа выходит очень гибкой, и ее можно адаптировать под интересы каждого конкретного ученика уже в средней школе. Со свободой выбора приходит ответственность. Отношение к дисциплине в американской школе похоже на ситуацию в ВУЗе. Учителя не ругают и не стыдят учеников за неуспеваемость, не требуют объяснений и не шлют родителям записки. Но и вытягивать в следующий класс они тоже никого не будут. При этом требования к поведению очень жесткие – в год без уважительной причины можно пропустить не более 5 уроков, несделанная домашка автоматически считается F, а при вычислении итогового годового балла засчитываются не только результаты домашней работы, но и активность на протяжении всего года. То есть отпетый лентяй и прогульщик и ученик, весь год трудившийся на благо своего аттестата, напишут итоговый тест одинаково хорошо, годовая оценка лентяя все равно будет ниже.
Примерить американскую систему оценок можно в Skyeng Camp в Подмосковье! Команда Skyeng Travel подготовила языковой лагерь, в котором дети максимально приблизятся к атмосфере и традициям настоящей American High School.
С 1 по 14 июня пройдет первая смена лагеря, где ребята будут общаться на английском в формате 24/7 и смогут попробовать на себе американскую свободу и ответственность за образование.
Записаться на смену или больше узнать о Skyeng Camp можно здесь.
Как оценивают знания школьников в разных странах мира?
Анна Коледа
Споры по поводу возвращения к пятибалльной системе оценки знаний в нашей стране не утихают. Кто-то говорит, что пяти баллов достаточно, чтобы оценить уровень знаний школьников, а кому-то хочется иметь выбор и вместо 4+ или 5- поставить 8 или 9 баллов соответственно. Но если взглянуть на мир широко открытыми глазами, мы поймем, что выбор шкалы оценки – это вопрос общемировой…
Пятибалльная система
- 1 – отлично;
- 2 – очень хорошо;
- 3 – хорошо;
- 4 – удовлетворительно;
- 5 – неудовлетворительно, плохо.
Пятибалльная система используется, например, в Германии. Но не в совсем привычном для нас виде. Здесь пять баллов – это эквивалент нашей единицы:В таком виде пятибалльную систему используют также в Чехии, Австрии, Словакии.
А вот в привычном нам варианте, где пятерка – высший балл, система используется в Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане, Монголии, Парагвае. В качестве минимального проходного в этих странах достаточно набрать 2 балла.
Десятибалльная система
Является самой близкой и понятной для нас. Думаю, не стоит объяснять, что 10 – это круто, а 1 – это не просто плохо, а очень-очень плохо. Такая же система оценок в Латвии, но здесь могут поставить и 0 баллов при совсем уж нулевых знаниях. И в этом Латвию поддерживают Литва, Молдова, Румыния, Албания, Нидерланды, Италия, Исландия, Греция (в высших учебных заведениях и начальной школе), Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор.
А вот в Нигерии используют обратную десятибалльную шкалу. Здесь наивысшим баллом является 1, а 9 и 10 – неудовлетворительные оценки.
Двеннадцатибалльная система
Не где-нибудь, а в Украине отличником себя может считать ученик, в дневнике которого превалируют баллы 10, 11 и 12.
Двадцатибалльная система
На средней ступени образования в Греции (в лицеях и гимназиях) используется 20-балльная шкала оценки знаний, при которой допустимо использование дробных чисел:
- 18,5-20,0 – отлично;
- 15,5-18,4 – очень хорошо;
- 12,5-15,4 – хорошо;
- 10,0-12,4 – удовлетворительно;
- 0,0-9,9 – неудовлетворительно.
Франция тоже считает, что 20 баллов – это диапазон, достаточный для оценки знания школьников. Только вот получить высший балл в этой стране не представляется возможным. По мнению французов, на 19 баллов предмет может знать только учитель, а на 20 – один Бог. А для того, чтобы быть уверенным хорошистом, достаточно получать 10-14 баллов.
Также двадцатибалльная система оценок характерна для Марокко, Ирана, Ливана, Туниса, Мали, Перу, Республики Конго, Чада.
Так что не везде 10 баллов – это оценка успеха.
Стобалльная система
Максимальные 100 баллов (или %, если речь идет о рейтинговой системе) могут получить, например, школьники в Турции. Хотя негласно есть и пятибалльная.
- Оценка отлично – 85-100 – 5 баллов;
- Хорошо – 70-84 – 4 балла;
- Приемлемо – 55-69 – 3 балла;
- Удовлетворительно – 45-54 – 2 балла;
- Посредственно – менее 44 – 1 балл.
Такая же система характерна для Иордании, Ирака, Сирии, Йемена, Индии, Кубы, Египта. Но в этих странах кардинально отличаются минимальные проходные баллы. Если для Турции и Иордании, например, это 50%, то для Индии – 35%, а Кубы – 70%. В Сирии для всех предметов, кроме родного языка, этот балл составляет 40% (для арабского языка – 50%).
Буквенная система
Такую форму выражения оценки знаний избрали в США. «Оценки» здесь варьируют от А до F:
- А – отлично;
- В – хорошо;
- C, D – удовлетворительно;
- F – неудовлетворительно.
Кроме того, к буквам могут добавляться знаки «+» или «-». Подобная система характерна также для Норвегии, Швеции, Тайланда, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Монголии, Пакистана, Малайзии, Бразилии, Кении.
Смешанная система оценок
Некоторые страны решили не ограничивать себя и используют и буквы, и цифры.
В Великобритании не только нет единой системы оценок для всей страны (скажем, оценки в Шотландии отличаются от Северной Ирландии, Англии и Уэльса), так еще и разные экзамены, которые сдаются по окончании очередной ступени образования, оцениваются по-разному.
Экзамен на получение GCSE (General Certificate of Secondary Education) оценивается буквенно – A*-A-B-C-D-E-F-G. Соответственно, A* – самая высокая оценка, G – самая низкая. А если кто-то увидел букву U (Unclassified), пиши пропало – экзамен не сдан.
A-level оценивается не только буквенно, но и согласно таким понятиям, как:
- raw mark (балльная оценка каждой конкретной работы, максимум которой зависит от важности предмета);
- uniform mark (фиксированная оценка, получаемая путем суммирования и конвертации raw mark по отдельным предметам).
Таким образом, конечная оценка зависит от того, сколько предметов было включено в A-level. Например, ученик выбирает 2 предмета – при сдаче которых максимум можно заработать 200 баллов. Если 4 предмета, то, соответственно, 400 баллов. Выбрал 6 предметов – 600 баллов. Все просто, казалось бы. Если бы все предметы оценивались одинаково. Но нет, идет еще перераспределение по важности.
Например: ученик проходит обучение по 4 предметам, из которых основной – изучение основ бизнеса. Доля этого предмета в общей оценке составляет 30%, значит за нее максимум можно получить 120 баллов (30% от 400).
В Японии используют сочетание буквенной (от А до F) и цифровой (100-балльная) системы оценки знаний. Как правило, в 100-балльной системе оценки знаний минимально допустимым является уровень 60 баллов. Бывает и так, что для отдельных предметов устанавливаются специальные лимиты, которые могут составлять и 90 баллов.
Китай использует смесь букв (от А до F) и процентов (0-100%), но в строго определенных рамках, без вариаций, как в Японии. Здесь проходным являются 60%.
В Чехии используют не только оценки, но и слова: 1 – Vyborny (отлично); 2 – Chvalitebny (похвально); 3 – Dobry (хорошо); 4 – Dostatecny (достаточно); 5 – Nedostatecny (недостаточно).
Такая же система оценок в Испании: 9 – 10 – Sobresaliente (SB) (превосходно); 7 – 8 – Notable (NT) (очень хорошо); 6 – Bien (B) (хорошо); 5 – Aprobado/Suficiente (AP) (удовлетворительно); 0 – 4 – Suspenso/Insuficiente (S/I) (неудовлетворительно).
В Польше до 1991 года использовали для оценки знаний школьников отметки от 2 до 5. После 1991 года диапазон увеличился, и ученикам может быть выставлена одна из шести отметок:
- 5- Celujacy – отлично;
- 4 – Bardzo Dobry – очень хорошо;
- 4 – Dobry – хорошо;
- 3 – Dostateczny – удовлетворительно;
- 2 – Miemy – слабо – неудовлетворительно;
- 1 – Niedostateczny – плохо.
Новая система оценок
Существует довольно странная система оценок. По-другому и не скажешь, когда речь заходит о Дании. До 2007 года они пользовались 13-балльной системой. Но в результате проведенной реформы датчане, посредством урезания, определили для себя 7 оценок, которые посчитали достаточными для своих школьников. Итак, в Дании ставятся такие оценки: -3, 00, 02, 4, 7, 10, 12.
Если смотреть еще шире, то окажется, что в некоторых странах могут по-разному оцениваться знания учеников младшей и старшей школы, различные административные округа могут самостоятельно выбирать свои оценки (как в Канаде).
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК и будь в курсе свежих новостей!
Система оценок знаний в США
Истоки системы оценивания знаний посредством присвоения баллов исходят от иезуитских школ XVI-XVII веков. Первая же система оценивания состояла из трех баллов, и была основана в Германии. Позже была сформирована пятибалльная шкала, где единица считалась высшим показателем успеха, а пятерка – худшим.
Согласно 10-й поправке к Конституции США, каждый отдельный штат вправе формировать свою образовательную школьную систему, единая государственная система не установлена. При этом утверждается, что образование составляет основу политической и экономической мощи США. Единого стандарта для учебных заведений высшего образования в США также не существует.
Именно в США появилась тенденция оценивания не только школьных успехов учащихся, но и участия в школьной жизни в целом (участие и победа в олимпиадах, занятие в кружках и секциях и так далее), что позже было заимствовано многими странами.
В школах США, как и в России, существует пятибалльная система оценивания. Однако в США она представлена не цифрами, а первыми пятью буквами английского алфавита: A (отлично), B (хорошо), C (удовлетворительно), D (плохо), F (неудовлетворительно). Буквенная система оценивания впервые стала использоваться в конце XIX века и впоследствии завоевала всеобщее признание. Как и в России, с целью учета всех нюансов, а также достижения более точного результата, широко применяется практика добавления к оценке (соответствующей букве) знаков «+» или «-» (например, «B+» – это очень хорошо, но еще не отлично).
Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке. Как правило, эти соответствия следующие:
Как мы уже отметили выше, каждый штат утверждает свою образовательную систему. На основе этого, отдельные школы также могут минимально модернизировать систему оценивания. Некоторые школы, например, не используют «A+» вообще, объясняя это тем, что оценка «A+» численно равна оценке «A», либо не использовать оценку «D». Данные числовые значения (так называемые «points») полезны для вычисления среднего балла учащегося – Grade Point Average (GPA).
Система оценок в США является единой для среднего и для высшего образования. Оценки в вузах обычно выставляются по итогам семестра. Главным образом они зависят от результатов экзаменов, защиты проектов, рефератов и от выполнения заданий по самостоятельной подготовке. Оценки не сообщают в классе, только родителям и ученику. В американских университетах существует несколько систем оценки знаний студентов, в зависимости от предмета, от пожеланий студентов, от вида и продолжительности курса:
- Буквенная система, о которой мы говорили выше.
- Система I-U, где оценка «I» (incomplete — незаконченная работа) ставится, когда требования курса студентом выполнены не в полной мере, однако студент работает, и преподаватель дает шанс закончить работу. Оценка «W» (withdrawal — отказ от курса) ставится, когда студент больше не хочет проходить курс до конца (в этом случае средний балл по данному курсу не вычисляется, а предмет не учитывается в перечне пройденных курсов). Причин отказа студента от дальнейшего прохождения курса может быть несколько, например, студенты чаще всего отказываются от курса, если грозит оценка «FN» (Failure for Non-Attendance) — не аттестован за непосещение. R (thesis in progress) — работа над диссертацией (либо научным проектом) продолжается, P (pass) — сдано, N (no-credit) — не сдано, S (satisfactory) — удовлетворительно, U (unsatisfactory) — неудовлетворительно.
Также, студенты могут записаться на те курсы, по которым оценки не ставятся. В этом случае, в ведомости будет стоять аббревиатура «AUD» (audited course — прослушал курс).
- Студент также может выбрать курсы, которые будут оцениваться по системе S/U — удовлетворительно/неудовлетворительно. Оценка «S» (удовлетворительно) ставится, если студент получил A, A-, B+, B, B-, C+, C, C- в течение курса, а оценка «U», если студент получил D+, D, D-, F.
- Оценка «P/N» (сдано/не сдано) даётся за курсы, которые либо трудно оценить, либо нет необходимости оценивать по системе A-F. В основном это курсы, связанные с практикой.
- В США так же существует «процентная» система оценивания знаний. Процент определяется по количеству правильных ответов на экзамене и переводится в буквенную отметку. Отметка «А» ставится, если обучающийся набрал от 90 до 100 процентов, «B» – от 80 до 89 процентов, «C» – от 70 до 79, «D» – от 60 до 69 и «F – от 0 до 59 процентов. Данная система оценивания применяется в точных науках, где необходимо оценить объективные знания.
- Иногда используется шкала оценивания «по кривой», которая известна также как «кривая распределения Гаусса». Оценки обучающихся зависят от всей группы: Каждый студент оценивается на фоне знаний более сильных товарищей. Данная система оценивания порождает дух соперничества. В данное время она практически не используется.
Таким образом, можно сделать вывод, что в США используется несколько систем оценивания знаний. Выбор каждой из них зависит от политики штата, учебного заведения или предпочтений преподавателя. В целом, среди экспертов в области современных образовательных систем существует мнение о том, что система оценивания знаний обучающихся в Америке самая точная, демократичная, и может быть образцом для других стран.
Система оценок знаний в США
Система оценивания в школах США и других странах Корень положения системы оценки знаний посредством присвоения баллов берет начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Первая же система оценивания состояла из трех баллов, и была основана в Германии. Позже была сформирована пятибалльная шкала, где единица – высший показатель успеха, а пятерка – худший. В России основалась противоположная система, коей придерживаются и по сей день. Но, однако, не всегда было так.
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 г.) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: “учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального”. Вторая группа обозначает успехи средние: “учения посредственного, мерного, нехудого”. Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: “учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого”.
В сфере современных образовательных систем бытует мнение о том, что система оценивания знаний школьников в Америке что ни на есть самая точная, демократическая, и является « образцом истинно – образцовой системы образования». В целом же, для других стран Европы она кажется странно основанной и имеющей массу нюансов.
Пятибалльная система оценивания школьников, кажущаяся нам традиционной и неотъемлемой принята не во всех странах мира. Большинство стран «щедро размахнули рукой» и утвердили ученикам на радость более широкую шкалу оценок, на что имеют полное законное право. В соответствии с 10-й поправкой к Конституции США, право формировать образовательную систему имеет каждый отдельный штат, единой установленной государственной системы нет. Следует отметить, что границы цифрового оценивания необъятны, это как от 5 баллов, до 100. Но в настоящее время, помимо численных отметок, имеет место существовать и численная интерпретация – буквенная система оценивания. Данной системы до сего дня придерживается США. Данная программа именуется как “Национальная Оценка Прогресса в Образовании” (National Assessment of Educational Progress) (аббревиатура – NAEP).
Суть программы заключается в том, что проверка знаний школьников осуществляется главным образов посредством тестирований стандартизованного формата , а так же зачетов и тестирований внутриклассового провидения по усмотрению педагога. Система оценивания успеваемости осуществляется по первым буквам алфавита (В этой системе, А означает “отлично”, B – “хорошо”, C – “удовлетворительно”, D – “плохо” и F – “провал”). Бонусом к каждой оценке на усмотрение учителя может полагаться плюс или минус, кроме как к оценки «F». Это позволяет учителю более точно оценить знание школьника и определить тонкую грань между « хорошо, но не достаточно отлично». Но так как закон располагает самостоятельность учебных заведений в определении системы оценивания, некоторые школы не используют оценку «D» или например «А+», равной по своей значимости с просто оценкой «отлично». Ко всему прочему некоторый школы присваивают буквенной оценке числовые соответствия (именуемые points ) использующиеся далее для вычисления среднего балла успеваемости что позволяет определить ситуацию в академической успеваемости студента.
Соответствие буквенной и числовой значимости:
А+ = 4.0
B+ = 3.33
C+ = 2.33
D+ = 1.33
F = 0
A = 4.0
B = 3.0
C = 2.0
D = 1.0
A- = 3.67
B- = 2.67
C- = 1.67
D- = 0.67
Каждый пройденный семестр полученные вами оценки суммируются и делятся на уроки, которые вы брали. Результат – ваш средний балл успеваемости в течение семестра обучения. Далее в конце года аналогично считается средний балл каждого семестра и определяется по окончанию колледжа. Строгие требования успеваемости обязывают учащихся брать минимальную планку успеваемости – иметь средний балл не менее 2.0. Если же вы не дотягиваете до данного уровня, то автоматически встаете на контроль вашей успеваемости со стороны администрации. Вы обязуетесь посещать специализированные факультативы, что бы догнать сверстников, и если результаты не последуют – рискуете попасть под отчисление.
Данная система общенациональных тестов, впервые зародилась в конце 1960-х годов. Пожалуй, очевидным минусом представленной системы оценки знаний является то, что она затормаживает и подавляет в морально развивающемся ученике способность к неординарному мышлению и не стимулирует к умственному развитию и обучению.
Для сравнения стоит привести пример оценивания знаний в других странах мира. Например в Украине некоторое время назад приняла силу система оценивания по 12 бальной шкале. Средне четвертные оценки «10», «11» и «12» достойны медали по окончанию школы.
Подобной системы придерживается и Латвия – оценивание по 10 бальной шкале. Успехи ученика прослеживаются посредством устных и письменных зачетов, оценивание которых следует – 10 – превосходно; 9 – отлично; 8 – очень хорошо; 7 – хорошо; 6 – почти хорошо; 5 -посредственно; 4 – почти посредственно; 3 – слабо; 2 – очень слабо; 1 -очень, очень слабо. Подобные системы, по мнению педагогов, позволяют по достоинству и с учетом всех нюансов знаний оценить способности ученика. А такие промежуточные позиции как « почти хорошо» стимулирует ученика на достижение высших целей, и дает ему толчок к старанию. По сравнению с пятибалльной системой это служит большим мотивационным и уточняющим фактором.
Как нам известно, будучи, проживая в России, действует пятибалльная система оценивания, где 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – не удовлетворительно. В Германии же принята подобная система, лишь с одной поправкой – значения оценок стоят в обратной градации, где 1 – предельная высшая оценка, 6 – наихудшая.
Самыми изощренными системами оценивания, следует признать Великобританию и Японию. В Великобритании наперекор всем границам и условностям принята не отметочная форма оценивания, а словесная. Что означает что ученику дается более развернутый и внятный отзыв о его успеваемости, с точностью указывая на недочеты и промахи . В Японии же напротив, используется 100-балльная система, суть которой в том, что балл определяет уровень знаний всего класса, а не отдельно взятого ученика, что плохо тем, что данный способ подавляет индивидуальность ученика, ставя его в строй толпы остальных детей.
ИЗ всего вышесказанного формируется заключение, новоявленной системе оценивания знаний в США еще многого нужно достичь для совершенства, несмотря на то, что называют ее « уникальным решением». Исторически сложенной системе образования Америки, сформировавшейся под натиском неких внутриполитических, экономических и социальных факторов, еще предстоит множество изменений – под влиянием новых исторических особенностей и изменений. Читайте также