Единое гражданство особое положение по гражданству Разъяснение правовых понятий

Понятие и принципы российского гражданства. Правовое регулирование гражданства РФ

Понятие и принципы российского гражданства

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство – устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «поддан­ство», который формально устанавливает личную верность мо­нарху, но фактически равнозначен гражданству.

Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ­ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона­ми. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста­новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде­ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа­ции экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру­гую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, рас­пространенные и в РФ, а также браки, за­ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных го­сударствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия нало­гового, уголовного, семейного законодательства). Такое положе­ние характерно и для РФ.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жите­лей всегда являются гражданами данного государства, но значи­тельные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами . Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

См. также Приказ МВД России от 03.05.2018 N 267 “Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве” Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51718.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отно­шении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое граж­данство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобре­тение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), приня­той в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам пре­доставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за соверше­ние тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, ус­танавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатри­дов регулируется международной Конвенцией о статусе апатри­дов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим между­народно-правовым актам, РФ способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Во многих странах, в том числе в РФ, пра­вовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приоб­ретение своего гражданства лицами без гражданства и не препят­ствует приобретению ими гражданства другого государства.

Принципы российского гражданства

В РФ основополагающие принципы граж­данства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции). Установлены следующие принципы гражданства:

    1. гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);
    2. гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
    3. граж­данин России не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству(ст. 61 Конституции РФ);
    4. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровитель­ство за ее пределами (ст. 61 Конституции РФ);
    5. проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»);
    6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ»).

Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежела­тельного для властей гражданина. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Читайте также:
Погода в Турции в октябре 2022 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. РФ, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим зако­нам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его го­сударству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, предоставляются защита и покровительство РФ. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содейство­вать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нор­мами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств прожива­ния или пребывания граждан РФ, а также возможность защи­щать свои права и охраняемые законом интересы.

Правовое регулирование российского гражданства

Вопросы гражданства в РФ регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.

Гражданство РФ, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который отно­сит гражданство в РФ к ведению РФ.

Договором о создании Союзного государства России и Бело­руссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих госу­дарств являются одновременно гражданами Союзного государст­ва (ст. 14). Однако до принятия союзного нормативно-правового акта правовое положение граждан регулируется национальными нормативно-правовыми актами и соглашениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства РФ. В нем за­креплены полномочия государственных органов, ведающих дела­ми о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Двойное гражданство

Такое правовое состояние возможно, когда, например, жен­щина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданст­во. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только пра­ва, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам (если двойное налогообложение не исключа­ется двусторонним соглашением), в каждом из них нести воин­скую службу, лишается права занимать некоторые должности (судья, адвокат). Ни одно государство, признающее двойное гра­жданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в от­ношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное граж­данство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором. Следовательно, и иностранный гра­жданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между дан­ным государством и РФ). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекра­щение гражданства РФ.

Конституция ясно указывает, что приобретение граждани­ном РФ иного гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из россий­ского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допуска­ются отступления от этого общего правила в соответствии с фе­деральным законом или международным договором РФ. Но пока таких законодательных норм или договор­ной практики нет.

Гражданство и брак

Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей извест­ные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. в целях защиты интере­сов женщин предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранцем, как и перемена гражданства мужем во вре­мя существования брачного союза, не должны автоматически от­ражаться на гражданстве жены.

Для современной России данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся все более распространенными. В связи с этим Федеральный закон «О гра­жданстве РФ» (ст. закрепил три важные нормы:

    1. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.
    2. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
    3. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

На защиту интересов детей направлены положения Закона на случай изменения родителями своего гражданства. Установлено общее правило: гражданство ребенка при приобретении или пре­кращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяет­ся в соответствии с рассматриваемым Законом. Для приобрете­ния или прекращения гражданства ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицом без гражданства. Граж­данство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, ли­шенных родительских прав.

Ряд норм гарантирует право на гражданство детей по усынов­лению, при опеке и попечительстве.

Читайте также:
Можно ли выписать человека из квартиры без его согласия в 2022 году - если я собственник, прописанного, муниципальной, дома

Гражданство как особый правовой статус

Понятие гражданства Российской Федерации

Институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством и влияет на объем прав и обязанностей. Конституция РФ перечисляет большой объем прав человека, но к этому объему дополняются и права гражданина, которые лицо, не обладающее статусом гражданина Российской Федерации, реализовать не может.

Конвенция ООН, регулирующая вопросы коллизий правовых норм, регулирующих гражданство, установила, что государства вправе самостоятельно определять на основании внутригосударственного законодательства критерии и требования относительно данного правового статуса.

Объем и содержание термина «гражданство» – явление динамическое. В частности, термину «гражданство» предшествовал термин «подданство», на сегодняшний день применимое в монархических государствах в соответствии с государственно-правовой традицией. Исследователи, в попытках разделить эти два понятия, аргументируют, что «гражданство» осуществляется по отношению к государству, а «подданство» – по отношению к монарху. В современном мире фактическая разница между содержанием этих двух терминов отсутствует Комментарий к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2005. С. 12..

В связи с тем, что гражданство непосредственно влияет на осуществление политических прав граждан в государстве, а, следовательно, оказывает влияние на участие гражданина в управлении государством, правовые нормы, регулирующие вопросы гражданства, всегда непосредственно связаны с основными направлениями внутренней и внешней политики государства. Политизированность правовых норм можно проследить и на примере отечественного законодательства: в Российской империи подданные разделялись на категории, обладающие различным правовым статусом, что в целом соответствовало сословной стратификации общества; в советском государстве лишение гражданства выступало в качестве меры наказания за деяния, несоответствующие званию «советского гражданина».

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Европейская конвенция о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) // Консультант+. определила гражданство как устойчивую правовую связь лица и государства без указания на этническое происхождение данного лица. Эта норма связана со все повышающейся степень полинациональности состава современных государств, а не только традиционно политэтнических.

В юридической науке существует плюрализм мнений относительно содержания понятия «гражданства». В общем их можно свести к следующему:

– гражданство определяется как принадлежность физического лица к государству;

– гражданство рассматривается в виде правовой или политико-правовой связи физического лица с государством;

– третье направление объединяет предыдущие, т.е. гражданство трактуется как юридическая связь физического лица с государством с признаком принадлежности лица к государству;

– гражданство также определяется как состояние физического лица в государстве Российское гражданство. / Под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. М., 2005. С. 72-73..

Таким образом, гражданство – многостороннее явление. Это одновременно и объективное право как институт конституционного права в виде совокупности правовых норм, регулирующих вопросы гражданства. При этом гражданство – это и субъективное право человека находится в правовой связи с конкретным государством, а также право изменить или прекратить данную правовую связь. Именно институт гражданства отражает весь объем связей, существующих в социуме между гражданином и государство: политических, экономических, социальных, психологических и др. Варлен М. Новые аспекты института российского гражданства. // Законность. 2002. №12. С. 42.

Некоторые исследователи рассматривают гражданство как особое правоотношение См.: Михайлова Е.В. Право на гражданство в российской федерации: конституционно-правовые аспекты. / Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008.. В результате дедуктивного анализа структуры данного правоотношения, выделяют в качестве субъектов данного правоотношения гражданина и государство, объектом выступают интегрирующий фактор, содержание составляют их взаимные права и обязанности, а юридическим фактом для возникновения данного правоотношения выступает юридическое оформление данной правовой связи. Т.е. российское гражданство, в отличие от других правовых связей, нуждается в юридическом оформлении и это оформление должно соответствовать правилам, установленным государством. Перечень документов, определяющих правовую связь лица с Российской Федерацией, установлен в ст. 10 Федерального закона «О гражданстве РФ»: документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указания на гражданство.

Особе внимание современное российское законодательство обращает на зависимость правового статуса лица от территории проживания. К данной проблеме относится правовой статус граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории РФ, и правовой статус иностранных граждан и апатридов, проживающих на территории РФ. В качестве базового принципа гражданства РФ установлено, что проживание лица вне территории РФ не влечет за собой прекращение его гражданства. Статус иностранных граждан и апатридов урегулирован не только с точки зрения надлежащего объема их прав и обязанностей по отношению к Российской Федерации, но и относительно права лиц данной категории на приобретение гражданства РФ.

Федеральное законодательство устанавливает критерий устойчивости по отношению к статусу гражданства. Это означает, что объем прав и обязанностей не только не зависит от конкретного временного и территориального нахождения гражданина, но и длительность действия данного статуса: гражданство – преимущественно длящееся правоотношение, несмотря на право гражданина его изменить. Подавляющее большинство граждан не меняют гражданство и не выходят из него, даже если действия конкретных политических сил в государстве вызывают у них неодобрение.

Таким образом, гражданство – это отношения не с конкретными лицами, осуществляющими государственную власть, а с государством как непосредственным участником данного правоотношения. При этом гражданство относится к институту публично-правовых норм и изменение объема прав и обязанностей зависит от решения государства как властвующего субъекта государственного управления. В целом, отношения гражданства строятся по принципу «власти-подчинения», что является вполне оправданным с точки зрения значимости данного института для общества в целом. Но ограничительным принципом выступает запрет односторонних решений не только со стороны гражданина, а и со стороны государства – на основании ч. 3 ст. 6 Конституции РФ гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Таким образом, закрепленные в действующем законодательстве принципы гражданства выражают иную, нежели советскую, концепцию гражданства Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 214..

Читайте также:
Виза в Румынию для россиян в 2022 году: нужен ли Шенген, документы, стоимость, сроки

Гражданство представляет собой не просто институт конституционного права, но и носит межотраслевой характер: объем прав и обязанностей зависит от наличия или отсутствия российского гражданства по отношению к любым правам, урегулированным законодательством РФ Балакина А.П. Гражданство и резидентство как элементы правового статуса налогоплательщика. // Финансовое право. 2004. №5. С. 18.. Например, в отношении иностранных граждан действуют повышенные налоговые ставки при осуществлении деятельности на территории РФ.

Гражданство влияет не только на объем прав и свобод гражданина, но и на объем обязанностей государства, т.к. правоотношению свойственен корреспондирующий порядок осуществления прав и обязанностей субъектов. В качестве обязанностей Российской Федерации на первое место выступает обязанность предоставления защиты граждан РФ как на территории РФ, так и за ее пределами. На осуществление данного правила и направлен принцип запрета экстрадиции Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 214-215..

Таким образом, можно принять за основу в рамках настоящего исследования терминология действующего законодательства Российской Федерации и согласиться с легальным вариантом содержания данного термина, определяющим гражданство РФ как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей 2 . В данном случае в качестве дополнения термина можно предложить включить в определение необходимости взаимной ответственности, что будет соответствовать принципам правовой государственности.

Гражданами РФ признаются:

а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального «О гражданстве РФ»;

б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом.

Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретений, граждане РФ имеют равные гражданские права и несут равные гражданские обязанности.

Гражданин РФ, имеющий иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ. Исключения составляют случаи, предусмотренные международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Таким образом, федеральный закон разделяет понятие «иного» («множественного») и двойного гражданства: под двойным гражданством понимает только такой вариант, когда заключен международный договор или соглашение с государством иного гражданства гражданина. В этом случае обязанности, выполненные перед одним из государств-участников такого соглашения, второе государство-участник засчитывает как выполненное и перед ним. Статус двойного гражданства в целом неудобен для государств, поэтому в настоящее время идет постепенное сокращение таких договоров и соглашений.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства, а также автоматического изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных супругами детей. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой автоматического изменения гражданства другого супруга. Таким образом, реализация субъективных прав граждан, иностранных граждан или лиц без гражданства на заключение брака окончательно отнесена к сфере частной жизни и не влияет на публично-правовой статус гражданства.

Единое гражданство особое положение по гражданству Разъяснение правовых понятий

  • Бизнес-планы
  • Дипломы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Лекции
  • Эссе

Гражданство — это сложное многоаспектное явление. Для понимания его сущности важно разграничивать гражданство как конституционно-правовой институт и гражданство как правовое отношение.

Гражданство как конституционно-правовой институт — это система правовых норм, закрепляющих принципы гражданства и регулирующих отношения, возникающие в связи и по поводу приобретения и прекращения гражданства.

Источниками института гражданства РФ являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, и другие нормативные правовые акты.

Гражданство как правовое отношение

Гражданство — это особое правовое отношение, именуемое правовым состоянием. Отличительными чертами правового состояния гражданства являются длительный период существования, относительная устойчивость (стабильность), экстерриториальность. Часто гражданство возникает с момента рождения и прекращается со смертью человека, то есть длится в течении всей его жизни.

Гражданство не меняется, если гражданин выезжает из своей страны или даже постоянно проживает за ее пределами.

Гражданство — это правовое отношение, содержанием которого являются взаимные права и обязанности человека и государства. С одной стороны, государство признает и гарантирует права и свободы гражданина, обеспечивает его защиту и покровительство за границей. С другой стороны, гражданин выполняет определенные обязанности перед государством, участвует в управлении государством.

Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Закона о гражданстве).

Гражданство следует отграничивать от ряда смежных понятий.

Гражданство и подданство

Гражданство существует в государствах, имеющих республиканскую форму правления. Оно представляет собой связь человека и государства. В отличие от гражданства подданство существует в монархиях и означает связь человека с монархом, а не с государством в целом. Национальное гражданство, наднациональное гражданство, совмещенное гражданство.

Читайте также:
Город Алматы: история возникновения и интересные факты, достопримечательности, памятники и красивые места

Наднациональное гражданство

Наднациональное гражданство — это гражданство некоторых межгосударственных образований. Например, согласно ст. 14 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства», граждане России и граждане Республики Беларусь являются одновременно гражданами Союзного государства России и Республики Беларусь. Наднациональным является и гражданство Европейского Союза. Согласно ст. 9 Маастрихтского договора, «Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его». Наличие у лица одновременно национального и наднационального гражданства не является случаем множественного (двойного) гражданства. Данное правовое состояние правильнее было бы назвать совмещенным гражданством. Множественное гражданство, двойное гражданство, второе гражданство.

Множественное гражданство

Множественное гражданство — это особое правовое состояние лица, характеризующееся пребыванием одновременно в гражданстве двух или более государств. Следует разграничивать такие случаи множественного гражданства, как двойное гражданство и второе гражданство.

Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Это означает, что гражданин РФ признается бипатридом (лицом с двойным гражданством) лишь при условии наличия международного договора РФ о двойном гражданстве. В настоящее время действует всего один такой договор — Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г.

Во всех иных случаях приобретения гражданином России гражданства иностранного государства, с которым Российская Федерация не заключала международных договоров по вопросам двойного гражданства, он приобретает второе гражданство. При этом, согласно ч. 1 ст. 6 Закона о гражданстве, такое лицо рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.

Гражданство и безгражданство

Безгражданство (апатризм) — это правовое состояние лица, характеризующееся отсутствием у него гражданства какого-либо государства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства по-другому называются апатридами или аполидами.

Состояние безгражданства может возникать по разным причинам: лишение гражданства; распад государства; прекращение гражданства, если оно было приобретено вследствие мошеннических действий, представления ложных сведений или сокрытия каких-либо важных фактов и так далее.

Особым случаем безгражданства является правовое состояние русскоязычных жителей Латвии и Эстонии, так называемых «неграждан». Лица, которые прибыли в эти страны после присоединения к СССР, были исключены из круга лиц, которым после распада СССР было предоставлено гражданство. Таким образом у них сформировался особый правовой статус. С одной стороны, эти люди не являются гражданами Латвии и Эстонии. С другой стороны, они, как и граждане, подлежат дипломатической защите за границей; обладают правом постоянного проживания в стране, не запрашивая вида на жительство; имеют право беспрепятственного возвращения в страну.

Принципы гражданства России — это исходные начала правового регулирования отношений, возникающих в связи и по поводу гражданства.

Принцип единого гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Данный принцип означает, что несмотря на федеративную природу Российского государства, гражданство на всей его территории является единым. Субъекты РФ не вправе устанавливать собственное гражданство. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Принцип равного гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Объем правового статуса граждан России не зависит от основания и времени приобретения гражданства. Отечественное законодательство не делит граждан на «коренных» и «некоренных», «прирожденных» и «натурализованных». Определенное ограничение данного принципа установлено ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ, не имевший ранее гражданства иностранного государства. Таким образом натурализованный гражданин РФ не вправе претендовать на пост главы государства.

Принцип сохранения гражданства РФ за лицами,проживающими за пределами РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве). Проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства, независимо от длительности такого проживания.

Недопустимость лишения гражданства России или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Конституционный запрет на лишение гражданства РФ является абсолютным, не предполагающим каких-либо исключений. Ничто не может служить основанием для лишения гражданина РФ его гражданства. Данный принцип был закреплен в Конституции РФ в противовес порочной практике советского периода нашей государственности, когда лишение гражданства использовалось для борьбы с инакомыслием.

Принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы территории РФ или его выдачи иностранному государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).

Запрет на высылку (экспатриацию) граждан РФ за пределы территории РФ означает, что они не могут быть выдворены за границу в принудительном порядке. Депортация и административное выдворение — это меры государственного принуждения, которые могут быть применены только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Запрет на выдачу (экстрадицию) граждан России иностранным государствам является таким же абсолютным, как и запрет на лишение гражданства. Однако это не означает, что российские граждане освобождаются от ответственности за преступления, совершенные за рубежом. Граждане Российской Федерации, совершившие вне ее пределов преступление, подлежат уголовной ответственности на территории России по российскому законодательству, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Принцип сокращения безгражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Хотя Россия и не является участником Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., многие ее нормы в той или иной форме воспроизводятся Законом о гражданстве. Например, ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12 Закона о гражданстве).

Читайте также:
Грузия запустит новые двухэтажные поезда по маршруту Тбилиси — Батуми Как С Добром Добраться!

Принцип защиты и покровительства граждан России, находящихся за рубежом (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Обязанность содействовать тому, чтобы гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами и свободами, а также защищать их права и охраняемые законом интересы возложена на органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Государственным органом, чьи задачи, функции и полномочия ближе всего связаны с защитой и покровительством граждан России, находящихся за рубежом, является Министерство иностранных дел РФ (МИД России). В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, задачами данного министерства в числе прочего являются: защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом; обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан за рубежом; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками. МИД России выполняет данные задачи как непосредственно, так и через дипломатические представительства, консульские учреждения, а также представительства РФ при международных организациях. При этом основной объем работы ложится на консульские учреждения и консульские отделы дипломатических представительств РФ.

Согласно Консульскому уставу РФ, к консульским функциям относится, в частности, оформление и выдача временных документов, дающих право на возвращение в РФ; принятие мер по охране прав и законных интересов граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ в реализации их избирательных прав, и другие.

Принцип сохранения гражданства России при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона о гражданстве). Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Образовательный блог Магомедовой Аиды Абасовны

Архив блога

  • ▼2021 (46)
    • ►ноября (4)
    • ▼октября (2)
      • Лекция “Правовое государство” по Теории государств.
      • Лекция №5 по КП РФ. Гражданство Российской Федерации
    • ►сентября (9)
    • ►мая (2)
    • ►апреля (4)
    • ►марта (14)
    • ►февраля (11)
  • ►2020 (75)
    • ►декабря (4)
    • ►ноября (4)
    • ►октября (6)
    • ►сентября (11)
    • ►июня (2)
    • ►мая (15)
    • ►апреля (18)
    • ►марта (15)
  • ►2019 (3)
    • ►февраля (3)

понедельник, 18 октября 2021 г.

Лекция №5 по КП РФ. Гражданство Российской Федерации

1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации

Находящиеся на территории РФ физические лица могут относиться к одной из следующих категорий:

1) российские граждане — лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству Российской Федерации;

2) иностранные граждане (иностранцы) — лица, обладающие документами о принадлежности к другому государству (российским гражданам разрешено иметь также гражданство другого государства — двойное гражданство; однако обладание двойным гражданством не делает россиянина иностранцем — с конституционно-правовой точки зрения это гражданин РФ);

3) лица без гражданства — лица, не имеющие документов о принадлежности ни к российскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств.

Исходные начала, посвященные гражданству, помещены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. В ст. 6 Конституции закреплено:

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерацией.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»

Кроме того, в Конституции РФ имеется ст. 62, ч. 1 и 2 которой также имеют отношение к гражданству — они определяют возможность двойного гражданства для гражданина РФ: «1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Основным специальным правовым источником по вопросам гражданства является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Этот акт пришел на смену Закону РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации».

Итак, гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Под «равным гражданством» понимается два аспекта его регулирования Законом. Во-первых, гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Во-вторых, это означает, что все граждане государства равны перед Законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства.

Читайте также:
Чем отличаются международные водительские права от обычных

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Это означает, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Тем самым государство лишается исключительного права решать по своему усмотрению данные вопросы, которые в свое время не исключали произвол. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Данный принцип закреплен в ст. 4 (ч. 5) Закона о гражданстве Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Однако Конституция Российской Федерации не называет никаких условий возможной выдачи и однозначно запрещает ее. Известно, что при коллизии норм следует применять Конституцию. Поэтому, если российский гражданин, совершивший преступление за границей, вернется в Россию, он не будет выдан иностранному государству для привлечения его там к уголовной ответственности. Необходимо отметить, что данный принцип ни в коем случае не должен рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Во многих международных договорах, посвященных борьбе с преступностью, в том числе и тех, в которых участвует Российская Федерация, предусматривается правило: «или выдай, или суди». Согласно этому правилу государство — участник, не имеющее возможности выдать собственного гражданина другому участнику, обязано его судить по своим законам и проинформировать о результатах заинтересованную сторону. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника.

Единое гражданство особое положение по гражданству Разъяснение правовых понятий

  • Бизнес-планы
  • Дипломы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Лекции
  • Эссе

Гражданство — это сложное многоаспектное явление. Для понимания его сущности важно разграничивать гражданство как конституционно-правовой институт и гражданство как правовое отношение.

Гражданство как конституционно-правовой институт — это система правовых норм, закрепляющих принципы гражданства и регулирующих отношения, возникающие в связи и по поводу приобретения и прекращения гражданства.

Источниками института гражданства РФ являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Закон о гражданстве, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, и другие нормативные правовые акты.

Гражданство как правовое отношение

Гражданство — это особое правовое отношение, именуемое правовым состоянием. Отличительными чертами правового состояния гражданства являются длительный период существования, относительная устойчивость (стабильность), экстерриториальность. Часто гражданство возникает с момента рождения и прекращается со смертью человека, то есть длится в течении всей его жизни.

Гражданство не меняется, если гражданин выезжает из своей страны или даже постоянно проживает за ее пределами.

Гражданство — это правовое отношение, содержанием которого являются взаимные права и обязанности человека и государства. С одной стороны, государство признает и гарантирует права и свободы гражданина, обеспечивает его защиту и покровительство за границей. С другой стороны, гражданин выполняет определенные обязанности перед государством, участвует в управлении государством.

Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Закона о гражданстве).

Гражданство следует отграничивать от ряда смежных понятий.

Гражданство и подданство

Гражданство существует в государствах, имеющих республиканскую форму правления. Оно представляет собой связь человека и государства. В отличие от гражданства подданство существует в монархиях и означает связь человека с монархом, а не с государством в целом. Национальное гражданство, наднациональное гражданство, совмещенное гражданство.

Наднациональное гражданство

Наднациональное гражданство — это гражданство некоторых межгосударственных образований. Например, согласно ст. 14 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства», граждане России и граждане Республики Беларусь являются одновременно гражданами Союзного государства России и Республики Беларусь. Наднациональным является и гражданство Европейского Союза. Согласно ст. 9 Маастрихтского договора, «Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его». Наличие у лица одновременно национального и наднационального гражданства не является случаем множественного (двойного) гражданства. Данное правовое состояние правильнее было бы назвать совмещенным гражданством. Множественное гражданство, двойное гражданство, второе гражданство.

Множественное гражданство

Множественное гражданство — это особое правовое состояние лица, характеризующееся пребыванием одновременно в гражданстве двух или более государств. Следует разграничивать такие случаи множественного гражданства, как двойное гражданство и второе гражданство.

Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Это означает, что гражданин РФ признается бипатридом (лицом с двойным гражданством) лишь при условии наличия международного договора РФ о двойном гражданстве. В настоящее время действует всего один такой договор — Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 г.

Во всех иных случаях приобретения гражданином России гражданства иностранного государства, с которым Российская Федерация не заключала международных договоров по вопросам двойного гражданства, он приобретает второе гражданство. При этом, согласно ч. 1 ст. 6 Закона о гражданстве, такое лицо рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.

Читайте также:
Как живут русские эмигранты в Аргентине?

Гражданство и безгражданство

Безгражданство (апатризм) — это правовое состояние лица, характеризующееся отсутствием у него гражданства какого-либо государства. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданства по-другому называются апатридами или аполидами.

Состояние безгражданства может возникать по разным причинам: лишение гражданства; распад государства; прекращение гражданства, если оно было приобретено вследствие мошеннических действий, представления ложных сведений или сокрытия каких-либо важных фактов и так далее.

Особым случаем безгражданства является правовое состояние русскоязычных жителей Латвии и Эстонии, так называемых «неграждан». Лица, которые прибыли в эти страны после присоединения к СССР, были исключены из круга лиц, которым после распада СССР было предоставлено гражданство. Таким образом у них сформировался особый правовой статус. С одной стороны, эти люди не являются гражданами Латвии и Эстонии. С другой стороны, они, как и граждане, подлежат дипломатической защите за границей; обладают правом постоянного проживания в стране, не запрашивая вида на жительство; имеют право беспрепятственного возвращения в страну.

Принципы гражданства России — это исходные начала правового регулирования отношений, возникающих в связи и по поводу гражданства.

Принцип единого гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Данный принцип означает, что несмотря на федеративную природу Российского государства, гражданство на всей его территории является единым. Субъекты РФ не вправе устанавливать собственное гражданство. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Принцип равного гражданства Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ). Объем правового статуса граждан России не зависит от основания и времени приобретения гражданства. Отечественное законодательство не делит граждан на «коренных» и «некоренных», «прирожденных» и «натурализованных». Определенное ограничение данного принципа установлено ч. 2 ст. 81 Конституции РФ: Президентом РФ может быть избран только гражданин РФ, не имевший ранее гражданства иностранного государства. Таким образом натурализованный гражданин РФ не вправе претендовать на пост главы государства.

Принцип сохранения гражданства РФ за лицами,проживающими за пределами РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве). Проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства, независимо от длительности такого проживания.

Недопустимость лишения гражданства России или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). Конституционный запрет на лишение гражданства РФ является абсолютным, не предполагающим каких-либо исключений. Ничто не может служить основанием для лишения гражданина РФ его гражданства. Данный принцип был закреплен в Конституции РФ в противовес порочной практике советского периода нашей государственности, когда лишение гражданства использовалось для борьбы с инакомыслием.

Принцип недопустимости высылки гражданина РФ за пределы территории РФ или его выдачи иностранному государству (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ).

Запрет на высылку (экспатриацию) граждан РФ за пределы территории РФ означает, что они не могут быть выдворены за границу в принудительном порядке. Депортация и административное выдворение — это меры государственного принуждения, которые могут быть применены только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Запрет на выдачу (экстрадицию) граждан России иностранным государствам является таким же абсолютным, как и запрет на лишение гражданства. Однако это не означает, что российские граждане освобождаются от ответственности за преступления, совершенные за рубежом. Граждане Российской Федерации, совершившие вне ее пределов преступление, подлежат уголовной ответственности на территории России по российскому законодательству, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ч. 1 ст. 12 УК РФ).

Принцип сокращения безгражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве). Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Хотя Россия и не является участником Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., многие ее нормы в той или иной форме воспроизводятся Законом о гражданстве. Например, ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12 Закона о гражданстве).

Принцип защиты и покровительства граждан России, находящихся за рубежом (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ). Обязанность содействовать тому, чтобы гражданам РФ, находящимся за пределами РФ, была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами и свободами, а также защищать их права и охраняемые законом интересы возложена на органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Государственным органом, чьи задачи, функции и полномочия ближе всего связаны с защитой и покровительством граждан России, находящихся за рубежом, является Министерство иностранных дел РФ (МИД России). В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865, задачами данного министерства в числе прочего являются: защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом; обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти безопасности граждан за рубежом; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками. МИД России выполняет данные задачи как непосредственно, так и через дипломатические представительства, консульские учреждения, а также представительства РФ при международных организациях. При этом основной объем работы ложится на консульские учреждения и консульские отделы дипломатических представительств РФ.

Читайте также:
Как заполнить анкету для визы в Болгарию в 2022 году

Согласно Консульскому уставу РФ, к консульским функциям относится, в частности, оформление и выдача временных документов, дающих право на возвращение в РФ; принятие мер по охране прав и законных интересов граждан РФ, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу либо задержанных, а также мер по розыску пропавших без вести граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ в реализации их избирательных прав, и другие.

Принцип сохранения гражданства России при заключении или расторжении брака (ст. 8 Закона о гражданстве). Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

Как снять запрет на регистрационные действия в отношении недвижимости

Пошаговая инструкция, как снять запрет судебного пристава на регистрационные действия в отношении недвижимости.

Как подать жалобу о снятии запрета на регистрационные действия в отношении недвижимости вышестоящему приставу

Обратиться с такой жалобой может не только должник, но и иное лицо, чьи права и интересы нарушил пристав (ч. 1 ст. 121, ст. 122, ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве). Подать ее можно в течение 10 рабочих дней после того, как пристав вынес постановление о наложении запрета.

Если вас не известили о запрете, этот срок начинается со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нем. Для подачи жалобы определите, кому ее адресовать, а затем составьте и подайте ее по общим для всех жалоб правилам.

Вышестоящий пристав рассмотрит жалобу в течение 10 рабочих дней и в течение трех рабочих дней после этого отправит вам копию своего решения. Если решение будет положительным, по общему правилу пристав должен будет снять запрет в течение 10 рабочих дней после того, как к нему поступит постановление руководителя (ч. 1 ст. 126, ч. 4, 6 ст. 127, ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).

Как оспорить постановление о запрете на регистрационные действия в суде

Для этого подайте в суд заявление об отмене постановления пристава о запрете. Сделать это можно в течение 10 рабочих дней после того, как вам стало известно о нарушении ваших прав и законных интересов. Госпошлину платить не нужно (п.п. 11, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве).

В какой суд обратиться для снятия запрета на регистрационные действия

В какой суд обращаться – арбитражный или общей юрисдикции – указано в ч. 2, 3 ст. 128 Закона об исполнительном производстве. К примеру, если исполнительный лист выдал арбитражный суд, обращайтесь туда.

• в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения пристава, то есть по адресу подразделения УФССП России, в котором пристав служит (ч. 6 ст. 38 АПК РФ);

• в районный суд общей юрисдикции того района, где пристав исполняет обязанности. Учтите, что этот район может отличаться от того, где расположен отдел, в котором служит пристав.

Если пристав служит в межрайонном отделе, заявление подают в суд того района, где исполняется оспариваемое постановление (ч. 1, 2 ст. 22, ч. 5 ст. 218 КАС РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Как составить и направить заявление в суд о снятии запрета на регистрационные действия

Составьте заявление и направьте его в суд в бумажной или электронной форме. Предъявить заявление вы должны двум ответчикам. Составлять заявление нужно по специальным правилам, которые установлены ст. 199 АПК РФ (для подачи иска в арбитражный суд) и ст. 220 КАС РФ (для подачи в суд общей юрисдикции). В частности, укажите должность и Ф.И.О. пристава, чье постановление вы оспариваете, номер и дату постановления, а также сведения об исполнительном документе.

Главное – приведите основания, по которым считаете постановление о запрете неправомерным. Например, укажите, что стоимость вашей недвижимости, на которую наложили запрет, значительно превышает сумму долга.

Приложите к заявлению документы, определенные ч. 2 ст. 199, ч. 1 ст. 126 АПК РФ или ч. 3 ст. 220, ч. 1 ст. 126 КАС РФ.

Если вы подаете иск в суд общей юрисдикции, то обязательно укажите, обращались ли с жалобой о снятии запрета к вышестоящему приставу. Если да, то приложите его ответ (ч. 3 ст. 220 КАС РФ). Рекомендуем поступить аналогично и при обращении в арбитражный суд.

Образец заявления в арбитражный суд о снятии запрета пристава на регистрационные действия с недвижимостью.

Образец заявления в суд общей юрисдикции о снятии запрета пристава на регистрационные действия с недвижимостью.

В какой срок суд рассмотрит заявление о снятии запрета приставов на регистрационные действия

И арбитражный суд, и суд общей юрисдикции должны рассмотреть заявление в течение 10 дней со дня его поступления. Этот срок исчисляется в рабочих днях, если вы подали заявление в арбитражный суд, и в календарных днях – если заявление подано в суд общей юрисдикции (ч. 1 ст. 200, ч. 3 ст. 113 АПК РФ, ч. 3 ст. 226, ст. 92 КАС РФ).

Читайте также:
Озеро Лохнесс, Великобритания — подробная информация с фото

При этом решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иной срок не указан в самом решении (ч. 7 ст. 201 АПК РФ). А в суде общей юрисдикции, как правило, надо еще ждать месяц, пока решение вступит в законную силу. Хотя вы можете попробовать убедить суд, что исполнить решение нужно немедленно, иначе вашим интересам будет причинен значительный ущерб (ч. 5 ст. 227, ч. 1 ст. 298, ч. 2 ст. 188, ст. 228 КАС РФ).

Как снять запрет со своей недвижимости, если вы не должник

Если вы не должник, а пристав наложил запрет на ваше имущество, в отношении которого с должником есть спор о праве, вы можете защитить свои интересы только путем подачи иска об освобождении имущества от запрета. Если спора нет, вы можете обжаловать постановление пристава о запрете вышестоящему приставу или оспорить его в суде (ч. 1 ст. 119 Закона об исполнительном производстве, Определение Верховного Суда РФ от 29.06.2018 по делу N А04-1546/2017).

Если в отношении имущества есть спор о праве

Подать иск об освобождении от запрета вы можете в пределах общего трехлетнего срока исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Подавайте иск по месту нахождения недвижимости (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). При этом нужно заплатить госпошлину 6 000 руб. (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

В качестве ответчиков будут выступать должник, с которым вы спорите о принадлежности имущества, и взыскатель, поскольку запрет на распоряжение наложен в его в интересах. Судебного пристава рекомендуем указать в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Составьте иск по общим правилам. Главное – четко обоснуйте, почему имущество принадлежит вам, а не должнику, и приложите соответствующие доказательства. Например, если вы купили имущество у должника, но из-за спора с ним не смогли зарегистрировать переход права в ЕГРН, приложите договор купи-продажи.

Направьте заявление в суд в бумажном или электронном виде. Арбитражный суд должен рассмотреть иск в течение трех месяцев, а суд общей юрисдикции – в течение двух месяцев (ч. 1 ст. 152 АПК РФ, ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).

Снятие запрета на въезд в РФ

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Запрет на въезд в Российскую Федерацию устанавливается для иностранных граждан в качестве ответной меры за совершенные ими правонарушения. Специальная отметка в базе управления по вопросам миграции МВД РФ не позволяет пересекать границу России, что исключает пребывание в стране в любом статусе — от туристического до делового.

При наличии запрета иностранцу придется либо отказаться от поездки в РФ на установленный законом срок, либо попытаться снять его в административном или судебной порядке.

Запрет на въезд в РФ может серьезно осложнить жизнь иностранцу, особенно если он вынужден работать или имеет родственников в России. Чтобы снять его раньше срока, гражданину другой страны придется не только точно установить причину, но обратиться в соответствующую инстанцию с заявлением и документами, подтверждающими наличие оснований для обжалования решения российских органов власти.

Вопросы о наложении и снятии запрета на въезд в России регулируются ст. ст. 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, а также ГК РФ, регламентами и постановлениями Федеральной миграционной службы (ФМС), Министерства внутренних дел (МВД), Роспотребнадзора и других государственных инстанций. Согласно им ограничение может быть установлено в следующих случаях:

  • нарушение срока пребывания в России, обозначенного визой, и несвоевременный выезд из страны. Чем дольше будет длиться задержка, тем более длительный срок запрета получит нарушитель;
  • неоднократное привлечение к административной ответственности, в том числе и за такие мелкие нарушения, как распитие алкоголя в общественных местах, нарушение правил дорожного движения и др.;
  • нарушение таможенных правил, санитарных норм при пересечении границы РФ;
  • предоставление фальшивых документов, ложных сведений о себе или цели своего пребывания на территории РФ;
  • неуплата установленных законом налогов, патентов, штрафов и сборов в обозначенный законом срок во время пребывания на территории России;
  • однократное или многократное вынесение иностранному гражданину решения о депортации.

Получить запрет на въезд в РФ граждане других стран могут и по ряду других причин, обозначенных в Законе №144-ФЗ. Установить его может не только управление по вопросам миграции МВД РФ, но и другие органы, в том числе ФСБ, Роспотребнадзор и Росфинмониторинг. Причем уведомлять иностранца эти инстанции вовсе не обязаны, а значит, узнать о действующем запрете на въезд гражданин может только по факту, когда исправить ситуацию уже нельзя.

Заранее уточните информацию о наличии или отсутствии ограничения иностранцы и россияне могут на сайте управления по вопросам миграции МВД России.

Необходимо всего лишь заполнить отмеченные поля в онлайн-заявке: фамилию и имя, дату рождения, пол, гражданство, указать номер удостоверения личности. После этого система проведет сверку с базой данных и выдаст информационную справку. Единственный минус такой проверки — не получится посмотреть причину установления запрета, а также органа, его наложившего. Выяснять это иностранному гражданину придется самостоятельно. Кроме того, если запрет был наложен иной службой, система может не отобразить его.

Читайте также:
Как уехать на работу волонтером в Германию в 2022 году

Основания для снятия запрета на въезд в РФ

Снять запрет на въезд в РФ иностранцу довольно сложно, особенно если причина была серьезной, например, совершение преступления на территории России.

Для снятия необходимы действительно весомые основания. К последним будет относиться ошибка ФМС, управления по вопросам миграции МВД РФ или иного органа, установившего запрет, что еще придется доказать.

Другими основаниями для отмены ограничения могут стать:

  • факт совершения правонарушения по независящим от иностранного гражданина причинам, например, невозможность покинуть страну вовремя в результате стихийного бедствия или иного форс-мажора, смерти или серьезной болезни проживающих в России родственников и т.п;
  • официальная работа или учеба в государственно аккредитованном заведении РФ со всеми необходимыми для этого разрешениями. При этом должны быть уплачены все налоги, сборы и патенты, установленные законом;
  • наличие в России близких родственников, которые являются гражданами страны: родителей, детей, супругов, находящихся на иждивении братьев или сестер. При отсутствии гражданства у последних должен быть хотя бы вид на жительство на территории РФ;
  • подтвержденная необходимость экстренного лечения в России;
  • наличие разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство.

Все перечисленные основания для отмены запрета должны иметь документальное подтверждение, которое не вызовет вопросов у сотрудников УМВ МВД РФ.

Кроме того, любое основание может быть принято ко вниманию органом власти при рассмотрении заявления, однако не является гарантией положительного для иностранного гражданина решения.

Порядок снятия запрета на въезд в РФ

Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ четко определен порядок действий иностранного гражданина, желающего снять наложенный на него запрет на въезд в РФ. Первое, что ему или его представителю в России необходимо сделать, — подать официальный запрос в управление по вопросам миграции МВД РФ с просьбой уточнить точную причину запрета на въезд со ссылками на законодательную базу РФ, а также период его действия.

Необходимо узнать, какой именно орган или его территориальное представительство установило ограничение, чтобы в дальнейшем обращаться с обжалованием именно туда.

После получения официального ответа от управления по вопросам миграции МВД РФ иностранному гражданину необходимо подготовить документальное подтверждение оснований на снятие запрета, естественно, при наличии таковых. Важно отметить, что все документы должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены, чтобы иметь юридическую силу при рассмотрении дела.

Затем следует подать заявление установленного образца в инстанцию, наложившую запрет, приложив к нему документы, являющиеся основанием для пересмотра установленного ограничения. Если иностранный гражданин располагает доказательствами того, что в отношении него были совершены неправомерные действия со стороны управления по вопросам миграции МВД РФ, необходимо также подать жалобу руководителю вышестоящей инстанции с доказательствами ошибки при принятии решения о наложении запрета. В последнем случае шанс отменить его более высокий.

В случае получения неудовлетворительного ответа можно попытаться обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ в суде. Вся процедура займет не меньше месяца, так что придется запастись терпением.

Стоить отметить, что обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ или иного госоргана о запрете на въезд в РФ — довольно сложный процесс. Важно не только иметь серьезные основания, но и грамотно оформить все необходимые документы, соблюсти процедуру подачи заявления в инстанции и др. А проживающему за границей гражданину сделать это будет довольно трудно. Вот почему оптимальным выходом станет обращение за помощью к юристу, имеющему большой опыт миграционной работы.

Заявление на снятие запрета въезда в РФ

Для снятия запрета на въезд в РФ иностранному гражданину необходимо подать заявление в управление по вопросам миграции МВД РФ, наложившее его. Составлять заявление необходимо на имя начальника. В обращении следует указать имя и фамилию провинившегося, данные документа, подтверждающего его личность, высказать просьбу снять запрет, упомянув его номер и дату, и указать основания для этого. Если инстанцией была совершена ошибка в отношении иностранного гражданина, необходимо упомянуть и об этом.

К заявлению следует приложить нотариально заверенные копии документов, являющихся основанием для снятия ограничения или способных положительно повлиять на решение органа власти.

Подписывать заявление должен сам иностранный гражданин или его законный представитель.

Форму заявления можно взять в управление по вопросам миграции МВД РФ, в которое будет направлен запрос, или на его официальном сайте. Естественно, чем более грамотно будет составлено заявление, тем больше шансов на успех, особенно при наличии подтвержденных оснований.

Более развернутое заявление придется составлять в том случае, если возникнет необходимость обращаться в суд. В нем необходимо указать конкретное управление по вопросам миграции МВД РФ, установившее запрет, четко и грамотно изложить основания для его снятия. Форму обращения также можно получить в канцелярии суда.

Снятие ограничений на въезд в РФ — процедура вполне реальная при наличии весомых оснований, грамотном оформлении бумаг и соблюдении правил их подачи в соответствующую инстанцию. При отказе попытаться оспорить решение органа можно также в суде, доверив проблему опытному юристу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: