Иностранные работники «на патенте»: рассчитываем НДФЛ и страховые взносы
эксперт Контур.Школы, профессор, государственный советник налоговой службы III ранга
Инструкция, примеры и шпаргалка для бухгалтера
В конце статьи есть шпаргалка
«Шпаргалка» в конце статьи — это таблица с тарифами страховых взносах, которые следует начислить на выплаты иностранным гражданам, находящимся в РФ, в рамках трудовых отношений.
Кто из иностранцев обязан получить патент, а кто нет
Одни категории временно пребывающих на территории России иностранных граждан должны получать патент, а другие нет. Это зависит от режима пребывания на территории России: установлен ли для въезда граждан данной страны безвизовый режим въезда или нет (Письмо МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд).
- Обязательно получить патент должны граждане, пребывающие на территорию России, в порядке, не требующем получения визы, и достигшие 18 лет:
- граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Украины и др.
- Не нужно получать патент:
- гражданам стран, которым для пребывания на территории России требуется получение визы;
- гражданам государств — членов ЕАЭС: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия. Налогообложение граждан этих государств во многом приравнивается к налогообложению граждан России.
Иностранный работник «на патенте» получил разрешение на временное проживание
Если временно пребывающий иностранец, работающий на основании патента, получает разрешение на временное проживание (РВП), то его статус меняется:
- был временно пребывающий;
- стал временно проживающий.
Дата смены статуса иностранца — день, когда орган в сфере внутренних дел принял решение о выдаче иностранному гражданину РВП.
Разберем особенности расчета НДФЛ и страховых взносов.
Расчет НДФЛ
Ситуация 1
Категория: временно пребывающий иностранный гражданин из страны (кроме ЕАЭС) с безвизовым режимом.
Патент: должен иметь.
НДФЛ с доходов исчисляется по ставкам:
- 13% независимо от того, является он налоговым резидентом России или нет (п. 3 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.06.2017 № 03-04-05/36673);
- 15%, если его доходы превысят 5 млн руб. в год (п. 3.1 ст. 224 НК РФ).
Ситуация 2
Категория: иностранный гражданин, который имеет РВП.
Патент: получать не нужно.
НДФЛ с доходов: ставки могут быть различными.
Зависят от того, является гражданин налоговым резидентом России или нет:
- 13% (15%) — стандартная ставка для налоговых резидентов;
- 30% — для лиц, которые не являются налоговыми резидентами России (п. 3 ст. 224 НК РФ).
Налоговые резиденты — это физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ст. 207 НК РФ):
- эти 12 месяцев могут приходиться на разные календарные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году;
- наличие статуса налогового резидента определяется на каждую дату получения им дохода (Письмо Минфина России от 22.01.2020 № 03-04-05/3343).
Как исчислять НДФЛ, если временно пребывающий иностранный гражданин, имеющий патент, получает разрешение на временное проживание (РВП)
Иностранный гражданин может одновременно иметь и патент, и РВП.
- Получение РВП не приводит к аннулированию патента.
- Патент может аннулировать территориальный орган в сфере внутренних дел только в случаях, указанных в п. 22 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Аннулирование патента в связи с получением иностранным гражданином РВП в этом пункте не поименовано.
- Патент продолжает действовать до того срока, на который уже были заранее уплачены фиксированные авансовые платежи НДФЛ (п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002
№ 115-ФЗ).
Вывод: и после получения иностранным гражданином РВП продолжает действовать порядок, предусмотренный абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ:
- Доходы иностранных граждан облагаются по ставке 13% (15%) с зачетом внесенных по патенту фиксированных платежей НДФЛ. Это касается и тех случаев, когда иностранный гражданин, получивший РВП, не является налоговым резидентом России.
- В тех случаях, когда иностранный гражданин оплачивает фиксированные авансовые платежи за патент не вперед, а ежемесячно, то после получения РВП у него уже нет оснований вносить очередной платеж, так как он не должен иметь патент. Он является временно проживающим, а не временно пребывающим лицом, и патент ему не нужен. Ведь патент — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, временно пребывающего в России в безвизовом порядке, на временное осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
- После того как иностранный гражданин перестает вносить платежи за патент, его действие прекращается (п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
- Доходы после прекращения действия патента облагаются исходя из того, является ли иностранный гражданин налоговым резидентом России или нет: по ставке 13% (15%) или 30%.
Пример
В организации работает временно пребывающий иностранный гражданин на основании патента:
- работник оплатил патент за 6 месяцев на период с 20 апреля 2021 года по 19 октября 2021 года.
- 25 июня 2021 года принято решение о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. В этот день иностранный гражданин приобрел статус временно проживающего.
Несмотря на это, до окончания срока действия патента, то есть до 19 октября 2021 года, НДФЛ рассчитывается в прежнем порядке, действующем для иностранных граждан, работающих по патенту: по ставке 13% (15%) с зачетом уплаченных фиксированных авансовых платежей.
- Если после 19 октября 2021 года иностранный гражданин является налоговым резидентом России, то есть его срок пребывания в России в течение 12 месяцев превысил 183 календарных дня, то НДФЛ продолжает рассчитываться с применением ставки 13%, но прекращается зачет ранее уплаченных фиксированных авансовых платежей.
Расчет страховых взносов
Независимо от того, есть у иностранного гражданина патент на работу или нет, порядок исчисления страховых взносов с выплат этим гражданам общий:
- исключение: граждане государств — членов ЕАЭС.
В отношении граждан государств — членов ЕАЭС страховые взносы начисляются независимо от их статуса (временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий) всегда по одинаковым тарифам, установленным для российских граждан.
Как и по каким тарифам облагать страховыми взносами выплаты временно пребывающим гражданам:
- см. пп. 15 п. 1 ст. 422, ст. 425 НК РФ, Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, п. 1 и 4.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Выплаты временно пребывающим иностранным гражданам, то есть не имеющим РВП, облагаются страховыми взносами по тарифам:
- Взносы на ОПС: 22% с выплат, не превышающих предельную базу, 10% — с выплат сверх базы.
- Взносы ФСС (по временной нетрудоспособности): 1,8%.
- Взносы на ОМС: не начисляются.
Ставки страховых взносов для временно проживающих иностранных граждан (имеют РВП) установлены такие же, как и для российских граждан (п. 2 ст. 425 НК РФ):
- Взносы на ОПС: 22% с выплат, не превышающих предельную базу, 10% — с выплат сверх базы.
- Взносы в ФСС (по временной нетрудоспособности и в связи с материнством): 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу. Выплаты сверх предельной базы не облагаются.
- Взносы на ОМС: 5,1%.
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве
и профзаболеваний установлены по тем же тарифам, что и для российских граждан
(п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
При смене статуса иностранного гражданина с временно пребывающего на временно проживающего база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продолжает определяться в общеустановленном порядке, поскольку тариф страховых взносов не меняется.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с даты принятия решения о выдаче иностранному гражданину РВП уплачиваются по тарифу 2,9%. Также с указанной даты на доходы иностранного гражданина начинают начисляться страховые взносы на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%, в то время как до этого они вообще не начислялись.
При получении РВП нужно разделить сумму доходов иностранного гражданина на две части: с начала месяца по день, предшествующий дню принятия решения РВП, и со дня принятия решения о выдаче РВП до окончания месяца (Письмо Минфина России от 06.08.2019 № СД-4-11/15529@).
Пример
В организации работает временно пребывающий иностранный гражданин на основании патента с заработной платой 30 000 руб.
- 23 июня 2021 года принято решение о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
- Количество рабочих дней в июне 2021 года по календарю пятидневной рабочей недели составляет 21 рабочий день. Для расчета страховых взносов за июнь 2021 года необходимо разделить доход иностранного гражданина за период с 1 по 22 июня (15 рабочих дней) и с 23 июня по 30 июня (6 рабочих дней).
- Доход иностранного гражданина до получения разрешения на временное проживание:
30 000 : 21 день х 15 дней = 21 429 руб. - Доход иностранного гражданина после получения РВП: 30 000 : 21 день х 6 дней =
8 571 руб. - Взносы на ОПС за весь месяц составляют 30 000 х 22% = 6 600 руб.
Страховые взносы иностранного гражданина до получения РВП:
- Взносы ФСС (ВН): 21 429 руб х 1,8% = 385,72 руб.
- Взносы на ОМС не начисляются.
Страховые взносы иностранного гражданина после получения РВП:
- Взносы ФСС (ВНиМ): 8 571 х 2,9% = 248,56 руб.
- Взносы на ОМС: 8 571 х 5,1% = 437,12 руб.
Итого общая сумма страховых взносов иностранного гражданина за июнь 2021 года при смене статуса с временно пребывающего на временно проживающего составит:
- Взносы на ОПС: 6 600 руб.
- Взносы ФСС (ВНиМ): 385,72 + 248,56= 634,28 руб.
- Взносы на ОМС: 437,12 руб.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Тарифы_Страховые взносы иностранцам 613.7 КБ
Какие налоги платит работодатель за иностранного работника в 2021 году
В настоящее время почти в каждой сфере можно встретить иностранного работника. В отличие от российских граждан налогообложение в отношении иностранных граждан исчисляется по другим правилам.
Иностранные работники в России
Российское законодательство не запрещает иностранным гражданам трудоустраиваться в нашей стране. Иностранный специалист может приехать в Россию по приглашению работодателя. Либо по прибытию в страну начать поиски вакансий, это преимущественно для жителей СНГ и других государств, с кем налажен безвизовый режим. Для достаточно оформить трудовой патент и путем уплаты авансовых платежей по НДФЛ продлевать его действие и тем самым свое законное пребывание в России (на один год), без посещения ФМС.
Трудовой контракт с иностранным специалистом
Официальное трудоустройство можно подтвердить подписанным трудовым договором, это касается и иностранных граждан. Трудовой кодекс РФ гарантирует иностранным специалистам, возможность требовать от работодателя заключение контракта без срока ограничения его действия. Договор теряет свою силу, по истечении действия разрешения на работу или патента. Однако, трудовое законодательство предполагает лишь на период продления или переоформления документов, отстранение от работы.
Налогообложение иностранных граждан в 2021 году
Налогообложение иностранных граждан в 2021 году зависит от статуса иностранца – резидент и нерезидент. А также установлен визовый режим между Россией и той страной, из которой прибыл специалист. И наличие между государствами соглашения об устранении двойного налогообложения
Налоги на доходы иностранного работника
На доходы иностранных специалистов, кроме высококвалифицированных, необходимо начислять и уплачивать в бюджет взносы на соцстрахование:
– от производственного травматизма (по классу профессионального риска).
Не освобождаются иностранные работники от уплаты налога с доходов физического лица.
Ставки НДФЛ для иностранцев
Ставка налога с доходов, поступивших в пользу иностранного гражданина из российских источников, составляет 30%.
На практике используются следующие ставки:
Категория | Размер ставки |
Налоговые резиденты | 13% со всех доходов |
Иностранные граждане со статусом беженца, с РВП, из стран ЕАЭС | 13% с заработной платы, 15% – с дивидендов |
Дивиденды юридического лица РФ, учредителем которого является подданный другого государства, постоянно проживающий на своей родине | уменьшат на 15%, а все остальные доходы на 30% |
Если статус иностранного работника меняется в течение календарного года с нерезидента на резидента, то ранее удержанный НДФЛ будет пересчитан по льготной ставке в 13%.
Статус налогового резидента
Нерезиденты не могут пользоваться налоговыми вычетами, такая возможность только у тех, кто пребывал на территории России 183 и более дней за предшествующий год и получил статус резидента. Посчитать количество дней можно, основываясь на данных загранпаспорта с визовыми отметками.
Налоги для граждан стран-участников ЕАЭС
Граждане из стран, входящих в Евразийский экономический союз, прибывшие для трудоустройства или для занятия бизнесом в Россию получают наибольшее количество льгот и привилегий (к примеру, для них упрощен миграционный учет, не нужно получать трудовой патент).
Для граждан из стран ЕАЭС предусмотрен упрощенный порядок во всем. Не нужно легализовывать документы о получении специальности. Порядок трудоустройство для лиц из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии приближены применительно к россиянам, но тем не менее, они остаются иностранными гражданами, т.е. работодатель должен уведомить налоговые органы и миграционные службы о заключении трудовых отношений с иностранцами.
НДФЛ из доходов ВКС
- Заработанная плата облагается НДФЛ по ставке 13% без присвоения статуса налогового резидента.
- Доходы освобождены от социальных взносов на пенсионное страхование, только до получения вида на жительство.
- Остальные доходы, уменьшатся на 15, 30% в зависимости от вида поступлений.
Налог с доходов для беженцев
Доходы иностранцев, получивших статус беженца в РФ, также облагаются по сниженной ставке.
Статус налогового нерезидента
Иностранный гражданин–нерезидент начинает свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения. К нему применима ставка НДФЛ в размере 30% от заработной платы, т.к. суммарное количество дней пребывания в России менее 183 дней. Ставка НДФЛ для нерезидентов, работающих на основании патента, составляет 13%.
НДФЛ и страховые взносы с доходов иностранного работника
Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п.1 ст. 207 НК РФ). Работодатель является налоговым агентом, который исчисляет и удерживает НДФЛ в бюджет. Для определения размера ставки НДФЛ необходимо разобраться, является ли он налоговым резидентом, т.е. нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев.
Ставки НДФЛ и страховых взносов с иностранного сотрудника в зависимости от его статуса
Поскольку именно работодатель платит за своих работников страховые взносы, а также выступает налоговым агентом физлица по подоходному налогу, важно знать необходимые ставки, которые не всегда бывает просто найти в их многообразии. Рассмотрим все возможные варианты.
Временно пребывающий с разрешением на работу
По трудовому договору
Подоходный налог (183 дня), % | Подоходный налог (после 183 дней), % | ПФР, % | Соцстрах (от несчастных случаев и профзаболеваний), % | Соцстрах (временная нетрудоспособность и материнство), % |
30 | 13 | 22 | от 0,2 до 8,5 в зависимости от класса профриска | 1,8 |
Важно! В отношении ставки подоходного налога играет роль, является ли лицом налоговым резидентом России. Если иностранец живет в РФ не менее 184 дней в течение одного календарного года, то он признается резидентом и уплачивает налог наравне с другими резидентами-россиянами.
По гражданско-правовому договору
Изменяются только размер отчислений в ФСС: по умолчанию наниматель не делает никаких перечислений, и только если в самом договоре такая обязанность прописано, то он делает отчисления в установленном размере.
Временно пребывающий с патентом
По трудовому договору
- Налог на доходы – 13%.
- Пенсионные взносы – 22%.
- Выплата в соцстрах – в соответствии с общими тарифами + 1,8% по нетрудоспособности.
По гражданско-правовому договору
Размеры отчислений идентичны, но в соцстрах могут не выплачиваться, если это прямо не указано в самом договоре.
Временно пребывающий из ЕАЭС
По трудовому договору
Подоходный налог (183 дня), % | Подоходный налог (после 183 дней), % | ПФР, % | Соцстрах (от несчастных случаев и профзаболеваний), % | Соцстрах (временная нетрудоспособность и материнство), % |
30 | 13 | 22 | от 0,2 до 8,5 в зависимости от класса профриска | 1,8 |
По гражданско-правовому договору
За сотрудников по договору оказания услуги или выполнения работ не делаются отчисления в соцстрах.
Временно пребывающий высококвалифицированный специалист
По трудовому договору
За таких иностранцев придется заплатить только 1/13 зарплату в качестве налогообложения и в соответствии с действующими тарифами отчисления в соцстрах на случай получения профессионального заболевания.
По гражданско-правовому договору
Уплачивается только 13% подоходного налога.
Временно пребывающий высококвалифицированный специалист из ЕАЭС
По трудовому договору
Помимо 13-процентного налога на доходы должны быть сделаны следующие отчисления:
- отчисления на случай ВН – 2,9%;
- на случай производственной травмы или заболевания – по тарифам;
- медицинская страховка – 5,1%.
По гражданско-правовому договору
Отличие от работников по ТД – не нужно платить за социальное страхование.
Дистанционный работник вне РФ
По трудовому договору
Делаются отчисления только в ФСС (несчастные случаи и профзаболевания).
Важно! Во избежание двойного налогообложения подоходный налог в России с такого лица также не должен удерживаться (если работник не является российским налоговым резидентом).
По гражданско-правовому договору
Поскольку работник не проживает в России и не может воспользоваться ни пенсией, ни социальным или медицинским страхованием – никакие взносы он не платит.
Беженец
По трудовому договору
НДФЛ, % | ПФР, % | ФСС (несчастные случаи), % | ФСС (нетрудоспособность), % | ФОМС, % |
13 | Да | 2,9 | 5,1 |
По гражданско-правовому договору
Платежи те же, но в соцстрах они выплачиваются, только если это прописано в договоре.
Иностранец, получивший временное убежище
По трудовому договору
- Налог на доходы – 13.
- ПФР – 22.
- ФСС – 1,8 + тариф (по профессиональному классу риска).
- Медстрах – 5,1.
По гражданско-правовому договору
Те же, за минусом фонда социального страхования.
Иностранец с РВП
По трудовому договору
Подоходный налог (нерезиденты), % | Подоходный налог (резиденты), % | ПФР, % | Соцстрах (от несчастных случаев и профзаболеваний), % | Соцстрах (временная нетрудоспособность и материнство), % | ФОМС, % |
30 | 13 | 22 | по тарифу | 2,9 | 5,1 |
По гражданско-правовому договору
Размеры начислений соответствуют трудовым отношениям, но если этого не прописано в договоре, могут не проводиться взносы на социальное страхование.
Иностранец с РВП из ЕАЭС
По трудовому договору
Аналогичны расходам по работниках не из этого союза, но НДФЛ выплачивается в любом случае по ставке 13%.
По гражданско-правовому договору
Дополнительно по сравнению с трудовым договором можно сэкономить на платежах в ФСС.
Высококвалифицированный специалист с РВП
По трудовому договору
Помимо 13% НДФЛ и 22% – в ПФР, требуется оплата социальной страховки 2,9% + тариф (по несчастным случаям).
По гражданско-правовому договору
Оплачивается только налог и пенсионное страхование по указанным выше нормативам.
Высококвалифицированный специалист с РВП из ЕАЭС
По трудовому договору
Полностью как за российского работника, т.е. 13% подоходного налога и минимум 30,2% отчислений, включая
- 22 – пенсионная страховка;
- 5,1 – медицинская страховка;
- 3,1 – социальная страховка (2,9 + тариф от 0,2 до 8,5).
По гражданско-правовому договору
Размеры те же, но социальную страховку можно не платить.
Иностранец с ВНЖ
По трудовому договору
НДФЛ, % | Пенсионный фонд, % | ФСС (НС), % | ФСС (ВТ), % |
13 | 22 | + | 2,9 |
По гражданско-правовому договору
Среди расходов – только первые два столбца из предыдущей таблицы.
Высококвалифицированный специалист с ВНЖ из ЕАЭС
По трудовому договору
См. таблицу в отношении специалистов не из экономического союза (+5,1% – на обязательное медицинское страхование).
По гражданско-правовому договору
- налог на доходы – 13;
- пенсионный фонд – 22;
- фонд медицинского страхования – 5,1.
Лицо без гражданства, временно пребывающее, с патентом
По трудовому договору
Должны производиться следующие платежи:
- тринадцатипроцентный налог;
- пенсионная страховка – 22%;
- социальное страхование – от 2 до 10,3%.
По гражданско-правовому договору
Только налог и пенсионное страхование в указанных выше размерах.
Лицо без гражданства, временно пребывающее, с разрешением на работу
По трудовому договору
Расходы в этом случае составят:
- По налогу – 30 и 13 процентов для нерезидентов и резидентов соответственно.
- Пенсионный фонд – стандартный платеж.
- Соцстрах – 1,8% + тариф.
По гражданско-правовому договору
Первые два платежа по указанным в списке выше тарифам.
Лицо без гражданства с РВП
По трудовому договору
В полном объеме как на российского работника, но с нерезидентов необходимо удержать налог в размере 30% от заработка.
По гражданско-правовому договору
Те же условия, но если это не указано в договоре ГПХ, взносы на социальное страхование не начисляются.
Лицо без гражданства с ВНЖ
По трудовому договору
Идентичны перечислениям с работников, имеющих разрешение на временное проживание.
По гражданско-правовому договору
НДФЛ граждан ЕАЭС в России
Нормы международного права связывают гражданство физлица и ставку для расчета НДФЛ. В Налоговом кодексе РФ ставка НДФЛ и льготы зависят от статуса налогового резидента. Статус налогового резидента автоматически определяет и налоговую ставку 13%, и право на льготы. Обратное неверно: 13-процентная ставка НДФЛ не обеспечивает статуса резидента и права на налоговые вычеты.
Противопоставление прав граждан ЕАЭС правам граждан РФ кажется неправильным, ведь Российская Федерация входит в состав ЕАЭС. Сложности добавляет употребление в Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (в ред. от 15.03.2018), понятия «работа по найму», не определенного ни российским законодательством, ни международным правом.
Зная о противоречиях применения ставки НДФЛ к доходам работников из стран ЕАЭС, работодатель получает возможность принять взвешенное решение при исчислении налога и применении вычетов.
Статус резидентства РФ
Как выясняется статус резидентства РФ
Пункт 2 статьи 207 НК РФ определяет порядок выяснения наличия или отсутствия у налогоплательщика статуса резидента РФ. Резидентом РФ становится человек, который фактически находится в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Примечание
О налоговом статусе физлица, о начислении НДФЛ у нерезидентов и учете в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 читайте в статье «НДФЛ у нерезидентов: учет в 1С:ЗУП 8».
Следовательно, иностранец может стать налоговым резидентом РФ только спустя полгода после въезда в Россию, а россиянин может утратить статус резидента РФ, уехав из страны на полгода.
Письма Минфина России от 06.06.2014 № 03-04-05/27351, от 22.11.2012 № 03-04-06/6-331, от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и др. разъясняют особенности исчисления 183 дней пребывания на территории РФ.
Для определения статуса физического лица суммируются все календарные дни, в которых физическое лицо фактически находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 12 месяцев могут начинаться в одном налоговом периоде и завершаться в другом. За эти 12 месяцев следует сложить все календарные дни нахождения налогоплательщика на территории РФ. Законодательство не содержит требований непрерывности периода. В расчет 183 дней кроме непосредственного пребывания на территории РФ включаются дни (в соответствии со ст. 207 НК РФ):
- лечения или обучения за границей, если срок не превышает полугода;
- работы на морских месторождениях углеводородного сырья за границей;
- приезда в РФ и дни отъезда из РФ.
Для некоторых категорий граждан (например, командированных за рубеж российских военнослужащих и сотрудников органов госвласти) налоговое резидентство определяется независимо от времени нахождения в РФ.
Что дает статус резидентства РФ
Статья 224 НК РФ устанавливает для большинства видов доходов резидентов РФ ставку НДФЛ 13%, а для нерезидентов РФ – 30%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ применяются к доходам только резидентов РФ.
Когда и зачем пересматривать статус резидентства РФ
Пересмотр налогового статуса необходим для выяснения правомерности применения ставки НДФЛ и вычетов по налогу.
Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2016 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.
1С:ИТС
В разделе «Консультации по законодательству» см. подробнее о том, нужно ли пересчитывать НДФЛ, если статус физического лица изменяется в течение календарного года: с резидента на нерезидента ; с нерезидента на резидента – по ссылке .
Статус гражданина ЕАЭС
Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах – участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.
Так, при работе в России граждане ЕАЭС уплачивают НДФЛ, как и россияне – налоговые резиденты, по ставке 13% и имеют привилегию по сравнению с иностранцами из других стран – нерезидентами, доходы которых облагаются по ставке 30%.
Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ – статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).
Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Когда следует применять НК РФ, а не нормы Договора о ЕАЭС
Контролирующие органы РФ считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса, что не противоречит букве Договора о ЕАЭС. Минфин России в письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 напоминает, что порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства. Для случая, когда к концу года гражданин ЕАЭС приобретает статус налогового резидента РФ, пересмотр налогового статуса позволяет применить налоговые вычеты и пересчитать в связи с этим НДФЛ. Очевидно, что если гражданин ЕАЭС не успевает в налоговом периоде получить статус налогового резидента, то в соответствии с требованиями Минфина в конце года НДФЛ пересчитывается по ставке 30%. Налог по возможности следует удержать, а при отсутствии соответствующего дохода – сообщить о невозможности удержания в отчете по форме 2-НДФЛ.
Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2019 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% – это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.
Одновременно с разъяснениями необходимости пересчета НДФЛ в конце налогового периода в соответствии с налоговым статусом Минфин России в своем письме от 22.01.2019 № 03-04-06/3032 сообщает, что указанное письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.
В письме ФНС России от 28.11.2016 № БС-4-11/22588@ отражена противоположная позиция об отсутствии необходимости пересчета налога.
Ни мнение Минфина России, ни ФНС России нельзя считать более или менее выгодным для граждан ЕАЭС. Пересмотр налогового статуса приведет к увеличению ставки НДФЛ к доходам нерезидента, а отсутствие пересмотра повлечет неприменение положенных резидентам вычетов.
1С:ИТС
Рекомендации по выбору варианта расчета НДФЛ граждан ЕАЭС для налоговых агентов, осторожных и готовых отстаивать свою позицию, см. в разделе «Консультации по законодательству» .
Независимо от выбора варианта расчета в конце налогового периода в отчетности следует отражать фактические данные – ставку НДФЛ, гражданство и налоговый статус физлица.
Так, в случае когда нерезиденту – гражданину ЕАЭС налог исчислен по ставке 13%, в справке 2-НДФЛ следует указать гражданство нерезидента РФ и код статуса налогоплательщика «2».
Налоговый статус сотрудника и НДФЛ в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 предусмотрена возможность расчета НДФЛ в соответствии с Договором о ЕАЭС. Возможность управлять налоговым статусом сотрудника в программе позволяет осуществлять перерасчеты НДФЛ.
Пример 1
Сотрудник А.М. Клубника, гражданин Беларуси (входит в состав ЕАЭС), приехал в РФ и работает в России с 10.07.2018 по трудовому договору.
При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2018 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны – участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).
Рис. 1. Заполнение данных в карточке сотрудника
Пример 2
Сотруднику А.М. Клубнике работодатель компенсирует стоимость оплаты фитнеса в клубе в соответствии с трудовым договором и оплачивает не предусмотренные трудовым договором посещения бассейна.
Для соблюдения нормы Договора о ЕАЭС о доходах от работы по найму в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 при таком налоговом статусе нерезидента ставка 13% применяется только к доходам в виде оплаты труда. Для регистрации вида дохода в программе используется понятие Категория дохода. Ставка 13% применяется в программе для категорий Оплата труда и Прочие доходы от трудовой деятельности, Оплата труда в натуральной форме. Для категории Прочий доход для нерезидентов (в т. ч. и граждан ЕАЭС) в программе применяется ставка 30 %.
В Примере 2 оплата фитнеса предусмотрена трудовым договором, потому при настройке начисления «Оплата фитнеса» на закладке Налоги, взносы, бухучет следует выбрать для кода дохода 4800 категорию дохода Прочие доходы от трудовой деятельности. Оплата бассейна трудовым договором не предусмотрена, и, соответственно, при настройке начисления категорию дохода необходимо указать Прочие доходы. При расчете НДФЛ на доход в размере 1 000 руб., предусмотренный трудовым договором, применена ставка 13%, и сумма налога составила 130 руб., а для дохода в том же размере, не указанном в трудовом договоре, применена ставка 30%, и сумма налога составила 300 руб. (рис. 2).
Рис. 2. Зависимость ставки НДФЛ нерезидента от категории дохода
Пользователю предоставлена возможность самостоятельно настраивать начисления. Обратите внимание, если для некоторых сотрудников выплата (например, «Оплата фитнеса») предусмотрена трудовым договором, а для других – не предусмотрена, то в программе необходимо настроить два различных вида расчета.
Пользователю «1С:Зарплаты и управления персоналом 8» редакции 3 следует помнить, что в программе недостаточно сведений для определения необходимости изменения налогового статуса сотрудника. При получении статуса резидента гражданином ЕАЭС, как и при утрате, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в программе. Если бы в Примере 2 А.М. Клубника в налоговом периоде получил статус резидента, то при очередном расчете зарплаты НДФЛ, исчисленный ранее по ставке 30%, зачелся бы по ставке 13%. При утрате статуса резидента гражданином ЕАЭС в программе следует отменить примененные ранее вычеты, и при очередном расчете будет доначислен НДФЛ по ставке 13%.
От редакции. На лекции 11.07.2019 «1С-Отчетность за полугодие 2019 года – особенности формирования, новое в отчетности» эксперты 1С рассмотрят вопросы, связанные с подготовкой зарплатной отчетности в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3, в том числе и для нерезидентов с особым статусом. Зарегистрироваться не мероприятие можно в 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть
Что такое регистрация права на участок?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»
Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».
- Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
- Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
- Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.
Как проверить статус участка?
Определить статус земельного участка можно следующим образом:
- через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
- через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
- получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.
Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.
«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Получение права бессрочного пользования землей
Перейдет ли к нам право постоянного (бессрочного) пользования всем земельным участком в связи с переходом по решению суда 1999 года права собственности на жилой дом, для строительства которого и выделялся этот участок в начале прошлого века?
С момента вступления в силу 30 октября 2001 г. Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки гражданам в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение уже не предоставляются.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие ЗК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) права на объекты недвижимости, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:
– если земельный участок был предоставлен до 30 октября 2001 г. для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок;
– в случае если в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, не указано право, на котором он предоставлен, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности;
– граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 49 Закона о регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 49 Закона о регистрации вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае если указанный земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Подводя итог вышеизложенному, в конкретной ситуации у автора вопроса есть возможность использовать предоставленное ЗК РФ право и оформить право собственности на земельный участок.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду
Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.
С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.
С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)
Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).
Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования гражданами.
Право на переоформление
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:
- для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
- для огородничества или садоводства;
- для индивидуального гаражного и жилищного строительства.
Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.
Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.
Порядок переоформления для граждан
Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:
- Акт о предоставлении данного земельного участка;
- Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
- Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
- Иные документы.
Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:
1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;
2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:
1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.
В случае, если земельный участок находится в собственности:
- Российской Федерации – обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
- Субъекта Российской Федерации – обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
- Муниципального образования – обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.
Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.
Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет – до 1 месяца.
2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования юридическими лицами
Обязанность переоформления
Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Сроки переоформления
Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.
Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).
Ответственность за нарушение сроков переоформления
В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.
Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.
Порядок переоформления для юридических лиц
Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:
1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе “Порядок переоформления для граждан”) с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).
Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;
2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);
3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.
Похожие статьи
Данная статья расскажет вам о том, что может послужить поводом для отказа от права собственности…
Как оформить в собственность земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения)?
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения) в собственность на земельный участок физических лиц
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Алексей Николаевич Таушкин
В соответствии с ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 вышеуказанной статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями данной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Для переоформления постоянного (бессрочного) пользования (пожизненного наследуемого владения) в собственность на земельный участок необходимо обратиться в территориальное Управление Росреестра.