Коллекция религиозных сооружений народов мира
Во все века храмы для поклонений и богослужений отличались своим величием. Предлагаем вам посмотреть на самые красивые храмы мира. Религия занимает важнейшее место в жизни и истории человечества. Неудивительно, что религиозные памятники всегда отличались красотой и размахом. Храмы и церкви, мечети и соборы, часовни и синагоги – неважно, какую религию исповедуют в них – все они являются архитектурными достопримечательностями, интересными своей многовековой историей или современными идеями.
Действующий Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь, расположенный в Республике Мордовия, является памятником архитектуры XVIII века и святым местом.
Все, что необходимо знать об известном храмовом комплексе Понагар во Вьетнаме: история, архитектура и важная туристическая информация.
- Буддийские и индуистские храмы
- Вьетнам
Храмовая архитектура это всегда повод для удивления, а кызыльский Буддийский храм Цеченлинг — повод для погружения в Нирвану.
- Буддийские и индуистские храмы
- Россия
Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь в Коломне расположен на территории Коломенского кремля и является объектом культурного наследия федерального значения.
- Монастыри
- Россия
Новоспасский монастырь в Москве – одно из самых старых в городе, его святыни чтят во всем мире, а уникальная архитектура впечатляет самобытностью.
- Монастыри
- Россия
Монастырь Балыклы – православная святыня Турции с древней историей. На территории действующей обители находится источник, обладающий целительной силой и чудотворная икона.
- Монастыри
- Турция
Софийский собор в Киеве уникален древними мозаиками и фресками интерьера, 19-купольный храм – жемчужина украинской столицы.
- Соборы
- Украина
Казанский собор в Петербурге – место, куда на поклонение чудотворной иконе Казанской Божьей Матери стекаются тысячи паломников.
- Соборы
- Россия
Александровский мужской монастырь – одна из архитектурно-исторических достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли.
- Монастыри
- Россия
Если вы находитесь в Баварии, то не стоит упускать возможности совершить паломничество в церковь Вискирхе, которая является ярким представителем баварского рококо.
- Храмы
- Германия
Главный собор Римской католической церкви – самое вместительное религиозное сооружение в христианском мире. Произведение многих выдающихся итальянских мастеров.
- Соборы
- Ватикан
Визит в Пюхтицкий женский монастырь. Желающие побывать в обители познакомятся с историческими моментами развития православной религии, с бытом монахинь.
- Монастыри
- Эстония
Истории церкви Санта-Мария-делле-Грацие и фрески да Винчи «Тайная вечеря», находится в самом центре Милана и представляет собой выдающееся архитектурное сооружение.
- Храмы
- Италия
Церковь Святого Олафа или Олевисте — одно из старейших зданий Таллина. Главная ее особенность — высокий шпиль, который можно увидеть из любой точки города.
- Храмы
- Эстония
Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело. Они изображают прошлое и будущее человечества.
- Храмы
- Ватикан
Храм Истины в Паттайе заслуженно считается одним из наиболее популярных, впечатляющих сооружений в мире. Выполнен он из дерева и поражает размерами и красотой.
- Буддийские и индуистские храмы
- Таиланд
История храма Спаса на крови считается одной из судьбоносных для России. Поэтому архитекторы старались создать особый, исконно русский стиль, отличающийся от остальных.
Популярные храмы, соборы и мечети Потсдама
Потсдам справедливо считается одним из самых красивых городов Германии. В городке много различных достопримечательностей, а храмы, соборы и мечети Потсдама известны всему миру. Ежегодно их посещают миллионы туристов.
- Основные религиозные достопримечательности в Потсдаме
- Церковь Дружбы в Потсдаме
- Церковь Святого Николая
- Церковь Александра Невского
- Гарнизонная церковь
- Архитектура Потсдама
- Заключение
- Русская церковь в Потсдаме: Видео
Основные религиозные достопримечательности в Потсдаме
Гостей города впечатляет красивый вид храма Александра Невского, старейшего строения Русской православной церкви Германии.
Очень популярна церковь Святого Николая, находящаяся в центре исторической части Потсдама.
Также к городским достопримечательностям относится церковь Святых Петра и Павла. Она вторая по значимости и размерам после храма Святого Николая.
Привлекает туристов лютеранская Церковь Дружбы (Friedenskirche), образцом для ее постройки стала римская базилика святого Климента.
Есть здесь и мечеть Аль Фарук, ведь в городе имеется мусульманская община.
Всего в Потсдаме более десятка известных всему миру религиозных достопримечательностей.
Церковь Дружбы в Потсдаме
Церковь, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси, построена в XIX веке во время правления Фридриха-Вильгельма IV. Возводили ее десять лет, с 1845 по 1854 годы.
Проектировали храм на основе королевских рисунков. Строительством руководил придворный архитектор Людвиг Персиус, а после его смерти – Август Штюлер. Освятили церковь в сентябре 1848 года.
В основе идеи римская базилика Святого Климента, поэтому сооружение выполнено в виде трехнефной колонной базилики. Рядом расположена 42-метровая колокольня. Внутри храма – барельефы, мозаика и гравировки.
Апсиду украсили средневековой венецианской мозаикой, которой некогда была выполнена внутренняя отделка храма на острове Мурано. В церкви есть небольшой колоннадный дворик и монастырь.
Во внутреннем дворе установлена статуя Христа Спасителя – мраморная копия скульптуры Торвальдсена в копенгагенском храме Божьей Матери.
В 1864 году в королевскую усыпальницу было помещено тело Фридриха IV. Через несколько лет рядом упокоилась его супруга Елизавета.
Впоследствии в храме производилось захоронение и других Гогенцоллернов. С северной части к церкви примыкает мавзолей Фридриха III, возведенный Ю. К. Рашдорфом, по проекту которого построен Берлинский кафедральный собор.
Церковь открыта с понедельника по субботу:
- весной и осенью ‒ 11.00-17.00;
- летом – 10.00-18.00.
В воскресенье работает с 12.00.
Зимой: в субботу с 11.00 до 16.00, в воскресенье с 12.30 до 16.00.
Храм расположен рядом с главным входом в Сан-Суси. От железнодорожного вокзала Потсдама к нему можно добраться автобусом № 695 до остановки Schloss Sanssouci, № 605, 606 до Luisenplatz. Также до Luisenplatz едет трамвай № 91, 94.
Церковь Святого Николая
Протестантская церковь Святого Николая возведена в 1837-1850 годы по проекту К. Ф. Шинкеля. Вместе с куполом высота храма составляет 77 м.
В горизонтальной проекции церковь выглядит как греческий крест с одной расширенной, через закругленную апсиду, поперечиной. При виде поддерживаемого колоннами портала вспоминаются древние храмы.
Авиационные налеты Второй мировой войны разрушили церковь, но в 1981 году ее восстановили и повторно освятили. Теперь она является символом города, ее ежегодно посещают сотни тысяч туристов.
Привлекает их сюда и смотровая площадка, расположенная на высоте 42 метров. С нее открывается великолепный вид на город.
Попасть в церковь можно с понедельника по субботу: летом – 9.00-19.00; зимой – 9.00-17.00. По воскресеньям в церкви в 10.00 совершаются молебны, поэтому посещение в эти дни возможно с 11.30.
Адрес: St. Nikolaikirche, Am Alten Markt, 14467 Potsdam. Находится в центральной части города на площади Alten Markt (Старый Рынок).
От ж/д вокзала можно дойти пешком: порядка 350 м на запад по Friedrich-List-Straße/B1 в направлении Lange Brücke/B2, повернуть налево на Lange Brücke/B1/B2, пройти 230 м и свернуть на Humboldtstraße, пройдя 200 м, повернуть на площадь. Слева на ней находится церковь.
Также можно добраться трамваями № 91, 92, 96, 99 и автобусами № 16, 631, 695.
Церковь Александра Невского
Храм, выполненный в стиле позднего ампира, находится на холме Капелленберг. Розово-белое здание в форме куба двадцатиметровой высоты завершается пятью куполами. Над входом иконы, изображающие Спасителя, великомученика Стратилата и святого Александра Невского.
В 1813 году российский император Александр I подарил шурину, королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, русских военных песенников. Через пару лет в 1-м прусском гренадерском полку стали служить несколько русских гвардейцев.
В 1827 году, после смерти императора, Фридрих-Вильгельм решает в память об их дружбе основать недалеко от Потсдама русскую колонию и в ней поселить русских, находящихся у него на службе. В проекте поселения, названного «Александровкой», предусмотрели православную церковь.
Архитектор Стасов В. П., проектируя ее, за основу брал здание киевской Десятинной церкви. Закладку однопрестольного храма, рассчитанного на 50 человек, 30 августа 1826 г. произвел протоиерей И. Б. Чудовский из церкви в российском посольстве. При этом присутствовал король Пруссии.
Строительство и убранство церкви обошлись российской казне, императору Николаю I и прусскому королю в 400 тыс. рублей. Работами руководил придворный архитектор К. Ф. Шинкель.
В июле 1829 года построенная церковь была освящена в присутствии российского императора, прусского короля, местных властей и лютеранского епископа. До 1831 года службы в ней проводились собственным священником, впоследствии – священниками из Берлина. В 1935 году здание отреставрировали и закрыли до 1941 года.
После войны церковь находилась в советской оккупационной зоне. С 1949 года на протяжении двадцати лет богослужения совершал протоиерей Н. Маркевич, присланный Московской Патриархией. После его смерти до 1986 года постоянного настоятеля не было.
К 1000-летию Потсдама, в 1991-1993 годы, здание отреставрировали. В 1993 году храм был освящен архиепископом Калужским и Боровским Климентом. С 1999 года церковь числится в списке Всемирного культурного наследия и охраняется ЮНЕСКО.
Сегодня Православная церковь святого Александра Невского относится к Берлинской епархии Московского патриархата. Молятся в ней в основном русские, болгары и немцы. В приходе насчитывается порядка ста человек.
Служба совершается на церковнославянском языке с добавлением немецкого. Проповедь читают на русском, синхронно переводя на немецкий язык. “Евангелие”, “Апостол”, “Отче наш” читаются на обоих языках.
- суббота – 17.00;
- воскресенье – 10.00.
Адрес: Kapellenberg, 14469 Potsdam. От вокзала добираться трамваем № 96 или 92.
Выйти надо на остановке Puschkinallee. От нее идти по направлению движения около 400 м. Если ехать автобусом № 639 или 638, выходить необходимо на Am Schragen. Затем по направлению движения пройти примерно 300 м.
Гарнизонная церковь
Гарнизонную церковь в Потсдаме возвели в 1735-1735 годах во время правления короля Фридриха Вильгельма I. Автор проекта в стиле барокко – Филипп Герлах.
Здание снаружи было украшено изображениями винтовок, сабель, а внутри него хранились знамена побежденных армий. В богослужениях участвовали солдаты и офицеры. Они молились о даровании Германии победы в войнах.
В 1740 году здесь похоронили Фридриха Вильгельма I, а в 1786 году – его сына Фридриха Великого. Здесь производилось захоронение погибших солдат и приведение к присяге новобранцев.
В 1806 году в церкви побывал Наполеон Бонапарт, гарантировавший ей свою защиту, а позже в ней скрепляли свой союз Александр I и Фридрих Вильгельм III.
В марте 1933 года здесь во время первого заседания нового рейхстага принес присягу рейхсканцлер Гитлер.
Во время бомбежек 1943 года королевские останки вывезли из церкви. Бомбардировки 1945 года спровоцировали в здании пожар, превративший его в руины.
В 1949 году храм был переименован в церковь Святого Креста, а в июне 1968 года в рамках кампании по уничтожению символов нацизма руины снесли, а на их месте построили Вычислительный центр (Rechenzentrum).
В 2008 году с целью реконструкции церкви был создан специальный Фонд, в 2011 открыта временная часовня. Сегодня, в ходе восстановления исторической части города, происходит строительство Гарнизонной церкви. Ожидается ее появление на городской карте в 2019 году.
Адрес: Dortustraße 46, 14467 Potsdam (на пересечении Breite Strasse и Dortu Strasse). От железнодорожного вокзала можно проехать автобусами № 695, 605, 614 или трамваями № 99, 92, 93, 96 до остановки Alter Markt, затем пройти пешком около полукилометра.
Или же автобусом № 580 до Schloßstr и пешком 400 м.
Архитектура Потсдама
Городская архитектура интересна гармоничным слиянием в одно целое различных эпох и стилей. С особняками в стиле модерн удачно соседствуют здания в стиле классицизма эпохи Просвещения.
Парк и дворцы Сан-Суси известны интерьерами, выполненными в стиле рококо. Дворцы выполнены в различных стилях: Шарлоттенхоф напоминает римскую классическую виллу, замок Schloss Babelsberg построен в неоготическом стиле, а дворец Сан-Суси относится к рококо.
Несмотря на такое архитектурное разнообразие, Потсдам не выглядит мозаичным набором, ведь все городские кварталы и сооружения органично соединены между собой.
Заключение
Потсдам красив и самобытен. В городе много привлекательных для туристов объектов. Поклонники религиозных достопримечательностей получат настоящее удовольствие, посетив городские храмы – настоящие памятники архитектуры. Все они находятся в прекрасном состоянии. Единственное исключение – Гарнизонная церковь, которая сейчас восстанавливается. В Потсдаме бережно относятся к своему прошлому и берегут его для потомков.
Русская церковь в Потсдаме: Видео
Культовые сооружения: церкви, соборы, монастыри, мечети, синагоги
Культовые сооружения – это специально построенные здания для того, чтобы превозносить молитвы Богу. Такие помещения имеются во всех странах мира. Все они имеют внешние отличия как в архитектуре, так и во внутреннем убранстве. Зависит это от веры людей данного народа, от исторических и культурных особенностей страны. Но во всех культовых сооружениях проводятся ритуалы служения Богу, читаются молитвы, произносятся проповеди.
В разных странах относятся к сооружению таких зданий по-своему. Некоторые четко придерживаются традиций, а другие используют современные технологии и тенденции строительства. Много культовых сооружений являются старинными уникальными зданиями, которые относятся к культурному мировому наследию.
Поражает красота церквей, мечетей, соборов, буддистских храмов. Туристы со всего мира любуются древними монастырями и деревянными резными церквями Руси. Миллионы паломников совершают ежегодные походы через половину земного шара, чтобы приобщиться к Богу и помолиться в самых значимых для каждого вероисповедания сооружениях.
В статье рассмотрим несколько примечательных культовых сооружений, расположенных на территории Российской Федерации и других стран мира.
Казань
В Казанском Кремле на берегу могучей реки Волги располагается самая красивая и значимая мечеть Татарстана под названием Кул-Шариф. Многие приезжают в Казань полюбоваться такой достопримечательностью города. Хоть это и современная постройка (начались работы в 1996 году), но воссоздавалась она по чертежам и сохранившимся сведениям про легендарную мечеть, которая существовала в столице Казанского ханства еще в 16 столетии. Мечеть в Казани была разрушена в 1552 году во время штурма города войском Московского царя Ивана Грозного.
Воссозданный вновь храм получил название в честь последнего правителя, имама и начальника оборонительных действий столицы.
Мечеть в Казани состоит из здания с многочисленными минаретами, двумя павильонами по бокам храма, дворика в виде площади и рядом находящегося помещения хозяйственного назначения. Все сооружения объединены общей стилистикой и смотрятся комплексом. Здание отлично просматривается с набережной реки Казанки. На всех открытках города можно увидеть фотографии этого прекрасного сооружения. На службу приходят около 1,5 тыс. человек. На площади перед храмом помолиться и послушать службу смогут еще 10 000 мусульман.
Ангкор-Ват
Это не просто храм в Камбодже, это огромный комплекс, состоящий из красивейших сооружений. Его постройка относится еще к 12 столетию, когда страной правил король Сурьяварман II. Находится Ангкор-Ват недалеко от современного города Сиемреапа. Площадь храмового комплекса – 200 км 2 . Однако раскопки и свидетельства историков, изучающих Камбоджу, говорят, что ранее он мог достигать 3000 км 2 .
Принадлежал он городу с 500 тыс. жителей. Можно его назвать самым огромным поселением людей древности. Индуистский храм построен для прославления бога Вишну. Имеет форму горы Меру из мифов страны. Это гора, на которой обитали боги. Храмовый комплекс окружен стеной и большим рвом с водой. Центральное сооружение достигает 65 метров в высоту. С 15 века считается буддийским культовым сооружением.
Сейчас храм заброшен, хотя к нему ежегодно приезжают толпы туристов со всего мира и на флаге страны имеется его изображение.
Пагода Шведагон
Это священный буддийский храм, расположенный в Мьянме. Блеск 27 тонн золота, покрывающих пагоду, виден за много километров. В башне высотой 98 метров хранятся главные реликвии страны – части одежды, посоха и волосы Бога, которые спрятаны под камнем из золота.
Эти волосы имели по легенде необыкновенную силу. От них исходил необычайный блеск. Когда лучи попадали на тело человека, он исцелялся от болезней, а под ноги сыпался град драгоценных камней. На этом месте благодарные Богу жители воздвигли пагоду в форме золотой ступы.
Православные соборы
Собор – это особый храм, который относится к христианским культовым помещениям. Особый статус получают главные храмы страны, города, монастыря. Давайте рассмотрим соборный храм, расположенный на Красной площади столицы России. Это знаменитый собор Василия Блаженного.
Построен храм по личному указанию царя Ивана Грозного в 1561 году. Строился собор шесть лет. Заложение храма было посвящено победе над старым врагом Руси – Казанским ханством. Во-первых, было захвачено целое государство, а это случилось за всю историю Руси впервые, во-вторых, поход проводился и с религиозной целью (против неверных).
Соборное сооружение имеет уникальную конструкцию, автор которой доподлинно не известен. Десять куполов имеют разную структуру. Вокруг центрального здания располагаются церкви, которые символизируют все имеющиеся на период сражения праздники. Луковичные купола поражают воображение всех людей. Это символ Москвы и России вообще. Часто собор изображают на открытках достопримечательностей столицы.
Языческие святилища
Мнения историков о языческих верованиях восточных славян разделились. Одни считали, что молитвы приносили люди на поле, в лесу, на берегах рек, в общем, на природе. Другие убеждены, что все-таки существовали у древних славян и культовые постройки, которые были представлены вырезанными из дерева или камня изображениями богов. Эти идолы располагались в отдельно отведенном месте, и руководили службой жрецы.
Археологи часто находили вдалеке от жилища людей особые языческие культовые сооружения с ямой для жертвоприношений. Это были круглые капища, выложенные камнями и огороженные по кругу. В поселениях славян имелось длинное строение для общественных сборов, так вот, чаще всего капища находили возле таких домов.
Древние церкви Руси
Одной из самых известных деревянных церквей мира считается красивейшая постройка на острове Кижи. Подплывая по Онежскому озеру на лодках, кажется, что купола сверкают серебром. Это Церковь Преображения Господня. Построена жемчужина Карелии в 1714 году умельцами деревянного зодчества на том месте, где ранее сгорела в огне от молнии старая церквушка.
22 купола с “чешуйками” поднимаются на высоту 37 метров. Это сооружение используется для служб только летом. Зимой его не используют во избежание пожаров. Купола располагаются разными ярусами, что добавляет своеобразия храму, который собран умельцами без гвоздей. Только украшающие луковицы куполов “чешуйки” из деревянных резных дощечек прибиты небольшими гвоздями.
Синагоги
Самое старое еврейское культовое здание синагоги находится в столице Чехии – красивейшем городе Праге. Недалеко от центральной части города размещается еврейский квартал с кладбищем и, естественно, синагогой. Это молитвенный дом евреев, исповедующих иудаизм.
Построена она в готическом стиле в 1270 году. Это старейшее молельное помещение, к тому же активно действующее по сей день. Название у него интересное – Старо-новая. После того как церковь была построена в Йозефов (квартал в центре Праги), то ее называли Новой. Но в 16 веке начали строить еще еврейские молельные дома, так что эта стала называться по-другому – Старо-новой.
20 главных храмов Казани
Казань – это город, в котором удивительным образом переплелись традиции Востока и Запада. На протяжении нескольких столетий после завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году на территории этого города мирно сосуществовали православие и ислам. Мечети стоят на одних улицах с православными храмами, а жители Казани с одинаковым почтением относятся ко всем религиям.
Главные православные храмы столицы Татарстана располагаются в историческом центре города. В первую очередь, это Благовещенский собор, построенный в XVI веке и долгое время бывший кафедральным собором Казанской епархии. Другим уникальным памятником архитектуры и ярким образцом русского барокко является красочный Петропавловский собор. В настоящее время в городе не только активно реставрируются старые храмы с многовековой историей, но и ведется строительство новых.
Действующие церкви и соборы Казани
Список самых известных и популярных храмов города.
Благовещенский собор Казанского кремля
В 1552 году по приказу Ивана Грозного был построен деревянный храм, а уже спустя 9 лет началось строительство каменного собора под руководством известных зодчих Бармы и Постника. На протяжении веков храм многократно перестраивался, пережил 8 пожаров. В XX веке собор удалось сохранить благодаря тому, что его передали Госархиву, но многое было разграблено. Некоторые уцелевшие иконы и предметы из ризницы собора стали музейными экспонатами. Комплексная реставрация проводилась в 1995-2005 годах.
Адрес: г. Казань, Кремль, стр. 2
Никольский кафедральный собор
Архитектурно-храмовый комплекс из двух церквей, часовни, «падающей» колокольни и нескольких церковно-административных зданий является одной из главных достопримечательностей Казани. Первый деревянный храм на месте нынешнего Никольского собора был построен еще в 1565 году, на его месте в конце XVII века возвели Николо-Низскую и Покровскую церкви. С 1930 года собор был закрыт, а в 1946-м году вновь открыт уже в статусе кафедрального.
Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 5
Богоявленский собор
Каменный храм во имя Богоявления Господня вместе с другими зданиями архитектурного комплекса был построен в конце первой половины XVIII века на средства казанских купцов-меценатов. В 1873 году в Богоявленском соборе крестили Ф. Шаляпина. В 1935-м году собор закрыли, а затем стали использовать как склад, в колокольне устроили торговые павильоны и мастерскую. В 1996-1997 годах храм был возвращен верующим. На колокольне, высота которой составляет около 74 метров, в 2016 году была открыта смотровая площадка.
Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 78, корпус 1
Петропавловский собор
Великолепный образец регионального зодчества, построенный в 1726 году в стиле петровского барокко, стал одним из символов Казани. В XVIII-XIX веках храм много раз горел, постепенно разрушался и ветшал, поэтому в конце XIX века была проведена серьезная реконструкция, благодаря которой удалось сохранить первоначальный облик собора до наших дней. Храм действовал до 1939 года, после закрытия получил статус охраняемого памятника архитектуры, позднее там размещался планетарий. В 1989 году храм вернули верующим. До наших дней сохранился семиярусный иконостас.
Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, 21
Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы
Храм ведет свою историю с деревянного храма Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенного в 1566 году. Через 13 лет он сгорел, а каменная Пятницкая церковь на его месте была заложена только в 1726 году. Она также много раз горела и перестраивалась. В 1923-1937 годах храм принадлежал «обновленцам», затем был превращен в тюрьму, где исполнялись смертные приговоры. Тела убитых закапывали прямо на территории церкви. Храм и снесенную в 50-е годы колокольню восстановили в конце 90-х годов.
Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 1, корп. 2
Храм святой великомученицы Варвары
Варваринский храм был построен в конце XVIII века, однако в начале XX века его разобрали и построили на его месте новый храм в русском стиле. В нем бывали многие известные писатели – Н. Г. Чернышевский, А. Н. Радищев, В. Г. Короленко. Здесь крестили поэта Н. Заболоцкого, а на клиросе храма пел Ф. Шаляпин. В 30-е годы XX века церковь закрыли и устроили в ней сначала клуб работников трамвайного парка, затем мастерские и кафедру института. Храм был возвращен верующим в 1994 году и отреставрирован в 2000 году.
Адрес: г. Казань, ул. Карла Маркса, 67
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Тихвинский храм был построен во второй половине XVII века и долгое время был всего лишь обычным приходским храмом. Его возвышение началось в 1844 году после того, как находившаяся в храме Тихвинская икона Божией Матери была прославлена как чудотворная. К храму потянулись паломники. На собранные средства храм удалось дважды капитально отремонтировать и расширить. В советские годы храм был разорен. С 1990-х годах отдан кряшенской общине.
Адрес: г. Казань, ул. Михаила Худякова, 4
Крестовоздвиженская церковь
Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был устроен в купольном этаже Крестовоздвиженского корпуса Казанского Богородицкого монастыря. В 1929 году церковь решено было закрыть, а имущество ликвидировать. Долгое время, вплоть до 2005 года, в здании размещался пединститут. В 90-х годах началось постепенное возрождение обители. В 2004 году Крестовоздвиженскую церковь передали обновленному монастырю.
Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 5
Храм Серафима Саровского
Строительство храма началось в 2000 году на средства прихожан и спонсоров. Открытие и освящение храма состоялось в январе 2006 года. Рядом с храмом прп. Серафима Саровского возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» и несколько церковно-административных зданий. Все они представляют собой единый комплекс, построенный по проекту казанского архитектора А. А. Спориуса, которому удалось соединить традиционность и многофункциональность.
Адрес: г. Казань, ул. Сафиуллина, 7
Церковь святой великомученицы Евдокии
Имя св. Евдокии Идиопольской носит боковой придел храма. Сам он освящен в честь Спаса Нерукотворного, однако с момента постройки в 1735 году храм называют Евдокиевским. Предполагается, что он был построен на деньги, пожертвованные Евдокии Михляевой. Храм представляет собой образец русского барокко. В 1930-е годы храм закрыли и превратили в тюрьму. Возвращение полуразрушенного храма верующим произошло в 1998 году, после чего были проведены реставрационные работы.
Адрес: г. Казань, ул. Федосеевская, 46
Храм Сошествия Святого духа
Двухпрестольный храм был построен в Суконной слободе Казани в 1731-35 годах на средства Евдокии Михляевой, чей муж владел суконной мануфактурой. В XIX веке церковь несколько раз перестраивалась. До революции Святодуховский храм имел самый многочисленный приход в Казани – до 4 тысяч человек. В 1931 году храм закрыли и приспособили под клуб, позднее на втором этаже был кукольный театр, а на первом – квартиры. Реконструкция храма проводилась в 2012-2015 годах, после чего он был передан Казанской епархии.
Адрес: г. Казань, ул. Туфана Миннуллина, 21
Молодежный Храм Сергия Радонежского
При освящении храма в 2015 году митрополит Казанский и Татарстанский Феофан нарек храм молодежным, поскольку именно там планировалось открыть вторую в городе площадку молодежного православного клуба «Азбука». Храм введет свою историю с 1850 года, когда в здании богадельни, построенной на средства купца В. М. Ложкина, была обустроена домовая церковь. В конце XIX века храм перевели в новый пристроенный корпус. В 1918 году храм был закрыт, а богадельня стала домом престарелых. Реставрация началась в 2014 году.
Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле был построен в 1906-1909 годах путем полной реконструкции молитвенного дома старообрядцев-белокриничников. В 20-е годы XX века святыни храма и церковная утварь были изъяты, а сам храм закрыт. После восстановления в 1997 года Казанско-Вятской епархии РПСЦ началась реставрация Покровского храма, которая длится до сих пор. Предполагается, что после восстановления храму будет присвоен статус кафедрального собора.
Адрес: г. Казань, ул. Старая, 17
Храм Александра Невского
Невероятно красивый и необычный в архитектурном плане храм был воздвигнут в микрорайоне Азино в 2015 году, хотя закладка первого камня состоялась еще в 2007 году. Толщина храмовых стен составляет 1,85 метра, а потолок сделан в виде классических сводов без перекрытий, как в древнерусских храмах. Строительство храма велось на частные пожертвования. Храм может вместить около 800 человек. При храме создано приходское общество «Трезвение».
Адрес: г. Казань, ул. Академика Сахарова, 16 Б
Храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Храм строился в 2005-2007 годах. на средства генерального директора ЗАО «Банк Заречье» Н. В. Девятых. Освящение храма состоялось 29 сентября 2007 года. Его провел архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Двуглавый шатровый храм с колокольней стал украшением Кировского района. При храме работает воскресная школа, издается приходская газета.
Адрес: г. Казань, ул. Окольная, 1 Б
Собор Успения Пресвятой Богородицы
В середине XVI века на территории Зилантова монастыря было построено два деревянных храма – Успения Божией Матери и Всех Святых. Каменный Всехсвятский храм был воздвигнут лишь в конце XVII века. В течение XIX века он многократно перестраивался, а в 1898 году его полностью разобрали и возвели по новому проекту. Именно в таком виде в 1998 году после десятилетий запустения и был восстановлен Всехсвятский храм, только освятили его уже в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Адрес: г. Казань, ул. Московская, 3
Архиерейское подворье Кирилла Казанского
Храм на территории Ново-Савиновского района Казани был заложен в 2009 году и освящен в сентябре 2012 года. Строительство финансировалось частными благотворителями, основные средства были выделены «Банком Заречье» и Казанским вертолетным заводом. Подворье включает в себя кирпичный храм во имя свмч. Кирилла и вместительное административно-церковное здание, в котором размещается воскресная школа, библиотека, актовый зал. Расписывали храм художники из Сергиева Посада.
Адрес: г. Казань, ул. Чистопольская, 30
Владимирская церковь
Надвратная церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира была построена в 1690 году в стиле московского барокко. Позднейшие перестройки сильно изменили облик храма. В 1918 году Кизический монастырь был закрыт и разорен. В 1930-е годы многие строения были разрушены, в оставшихся расположились склады и гаражи. Восстановление монастыря началось в 2001 году. Наряду с другими строениями обители, Владимирский храм был отреставрирован и возвращен Казанской епархии. Освящение состоялось в 2010 году.
Адрес: г. Казань, ул. Декабристов, 98
Храм святителя Варсонофия Казанского
Небольшой одноглавый храм был возведен в 1901 году на территории больницы для слепых. Деньги на строительство пожертвовала Л. А. Кауль в память о своем муже, известном казанском меценате И. И. Алафузове на средства, которые перешли к ней по наследству. Церковь построена по проекту московского архитектора К. М. Быховского и стилизована под древнерусскую архитектуру. В 1918 году храм был закрыт, а все иконы и утварь утрачены. Вторая жизнь храма началась в 2010 году.
Адрес: г. Казань, ул. Толстого, 4/47
Храм Сергия Радонежского
Приход нового храма был образован по инициативе православной общины Кировского района в 1999 году. Под строительство был выделен участок с домом XIX века. В 2003 году дом переделали под храм. Примерно в это же время, в 2003-2004 годах, разработали и утвердили проект нового храма. Деньги на строительство пожертвовала гендиректор «Банка Заречье» Н. В. Девятых, благодаря которой в Казани появилось свыше двух десятков новых храмов. Храм был открыт и освящен в честь прп. Сергия Радонежского в 2009 году.
Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101
Зачем христианский собор Святой Софии превратили в мечеть, и Почему это важно для атеистов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На днях в Турции суд разрешил сделать из собора Святой Софии мусульманскую мечеть. Собор имел статус музея последние 85 лет. Государственный совет Турции пришёл к выводу, что собор Святой Софии в его нынешнем статусе противоречит закону. Те, кто сделал Святую Софию музеем, сделали неправильно, нарушили закон. Правительство утверждает, что теперь они осуществляют своё суверенное право.
Статус музея для византийского собора был установлен Кемалем Ататюрком, первым президентом Турецкой Республики. Построен храм был ещё императором Константином I в период с 324 по 337 год. Это была базилика для греческих православных христиан. Эта церковь сгорела во время восстания в 404 году. Восстановлено здание было императором Юстинианом в 6 веке. В 537 году строительство было закончено. На Рождество состоялась первая служба. В течение 9 столетий собор был резиденцией православного Константинопольского патриарха. Здесь проводились все главные религиозные церемонии. За это время храм дважды подвергался землетрясениям и его купол разрушался. Его восстанавливали и всё возвращалось на круги своя.
В 11 веке в Святой Софии произошло знаковое религиозное событие — Церковь разделилась на католическую и православную. Храм пережил множество стихийных бедствий, восстаний и войн. В начале 13 века собор захватили и разграбили крестоносцы. Храм смогли отреставрировать лишь к концу 13 века. Функция собора была в демонстрации могущества христианства и его зависимости от государства.
Конец христианской истории храма положил Мехмед Завоеватель, захватив его в 1453 году. Так собор Святой Софии начал свой путь от христианского храма к мечети. После падения Византии Святая София оказалась полностью утраченной для христианского мира. А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной. Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство.
Впечатлиться было от чего. Собор Святой Софии — это классическая базилика с прямоугольным основанием. У неё два уровня – нижний этаж и галерея. Первый ярус был предназначен для представителей духовенства и императора, а также для прихожан-мужчин. Женщины должны были находиться наверху. В здании храма девять выходов. Главный — это знаменитые Императорские ворота. Расположены они с западной стороны. Легенда гласит, что созданы ворота из остатков Ноева ковчега. Их использовали только по большим праздникам, а проходить через них имели право лишь правители и патриархи.
Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты. Многие расценили его, как попытку укрепить централизованную власть. Религиозные деятели и политики заявляют о том, что данное древнее сооружение — это часть мирового наследия. Оно принадлежит всему человечеству. Турция в ответ попросила «не указывать».
Это похоже на ещё один шаг к тому, чтобы светское государство превратилось в религиозное. У нынешнего президента хорошая поддержка в лице религиозных консерваторов и турецких националистов. А ведь это настоящая граница между Европой и Азией, Западом и Востоком. Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города. Теперь это изменится.
Собор Святой Софии является объектом Всемирного наследия с 1985 года, и ЮНЕСКО входит в число организаций, выступающих против решения превратить собор в мечеть. Стоит ли говорить о том, какое глубокое смятение это решение вызвало среди православных христиан?! Находящийся в Женеве Всемирный совет церквей, в состав которого входят протестантские и православные церкви, говорил о своём «горе и смятении».
Критика звучит с самых высоких уровней. Во время публичного выступления Папа сделал очень краткое импровизированное замечание, сказав: «Я думаю о Софии и мне очень больно». Эрдоган заявляет, что тем, кто боится изменения статуса храма, на самом деле страшиться нечего. «Двери Святой Софии будут широко открыты для местных жителей и иностранцев, мусульман и немусульман». Также правительство обещает, что христианские символы не будут удалены.
Собор Святой Софии открылся, как мечеть для молитвы 24 июля. За последние 1500 лет в этом культовом здании произошло слишком много драматических событий. Может это последнее? Или не столь уж драматичное? Не стоит забывать, что Бог всё-таки не обитает в строениях, а в сердцах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 красивейших религиозных памятников
На протяжении всей истории цивилизации возводили религиозные памятники в честь своих богов. К сожалению, далеко не все святые творения прошлого дожили до наших дней. От многих остались только руины, другие были разрушены во время многочисленных войн.
Ани, который иногда называют “городом 1001 церкви”, является ярким примером и того, и другого. Город, который сейчас находится в пределах границ Турции, был когда-то процветающей метрополией. Христиане собирались в шумном городе для того, чтобы посетить его многочисленные церкви, памятники, монастыри и гробницы. Ани процветал на протяжении нескольких веков, но с течением времени, войны постепенно начали уничтожать его. Землетрясение, которое произошло в 1319 году, опустошило город, и, несмотря на то, что все же небольшое количество населения осталось там, город теперь очень пустынный и медленно рушится.
Но многим религиозным памятникам повезло больше, поэтому в ниже представленном списке мы рассмотрим некоторые из наиболее захватывающих произведений искусства, которые сохранились до наших дней.
10. Костехранилище в Седлеце
Костехранилище в Седлеце (Чехия) построено под кладбищем цистерианского монастыря. Когда аббат вернулся с баночкой земли со Святой Земли в 1278 году, кладбище стало популярным местом для захоронений. Позже, когда по Европе прошла Черная Смерть, многие люди совершили паломничество в Седлец, надеясь, в конечном счете, быть похороненными на этом святом месте. К примеру, только в 1318 году около 30000 человек были похоронены в Костнице Седлеца.
В результате стало накапливаться огромное количество тел, причем даже после расширения кладбища оно быстро заполнялось до отказа. В 1400-х годах в центре кладбища была построена церковь, а под ней расположился склеп. Затем, в 1500-х годах один монах начал извлекать кости и перевозить их к склепу. В 1870-х годах Франтишек Ринт (Frantisek Rint), местный резчик по дереву, собрал все кости особым образом (получилось собрать кости около 40000 человек!), и сегодня каждый желающий может посмотреть на них. Используя массивные люстры и великолепные гербы, украшающие могущественные стены, Ринт создал красоту смерти уникальным и незабываемым образом.
9. Пантеон
Маркус Агриппа создал Пантеон для того, чтобы он служил храмом для всех богов и богинь, которым поклонялись в Древнем Риме. Сегодня это одно из наиболее хорошо сохранившихся зданий из всех, построенных во времена расцвета Римской империи, хотя с тех пор оно и было освещено как христианская церковь. Эта религиозная трансформация и помогла спасти Пантеон от разрушения в Средние века, однако, его структура претерпела некоторые изменения в переходный период. Сейчас все стены и все ниши украшают картины, фрески, скульптуры и статуи.
Тем не менее, архитектура по-прежнему выглядит знакомой: Пантеон послужил прототипом создания многих известных зданий, таких как Базилик Святого Петра в Риме, пантеоны в Лондоне и Париже, Капитолий Соединенных Штатов, Мемориал Джефферсона и других.
8. Храм – комплекс Карнак
Пожалуй, неудивительно, что самый впечатляющий религиозный памятник в мире можно найти в Египте. Карнакский храм – комплекс в Фивах является крупнейшим из когда-либо построенных человеком. Храмы, святыни, часовни и дворцы посвящены различным богам и богиням, но самым ярким цветком комплекса является храм Амона. Также в комплексе вы найдете множество обелисков, резных рельефов и столбцов, священное озеро и каменных сфинксов.
Карнакский комплекс, безусловно, не был построен сразу, большая его часть появилась со временем, потом была разрушена, снова восстановлена и перестроена. Невозможно точно восстановить его первоначальный внешний вид, но, даже осматривая руины, становится понятно, что место было невероятно красивым.
7. Храм Карни Мата
На северо-западе Индии есть особый индуистский храм, почитатели которого могут быть застигнуты врасплох именно теми животными, которые там почитаются. А все потому, что поклоняются там крысам, в общей сложности их там проживает около 20000. Причем люди не только исследуют храм вдоль и поперек, путешествуя по нему, они на самом деле взаимодействуют с крысами самым удивительным образом.
Вы посчитаетесь счастливчиком, если крыса пробежится вам по ногам, однако, самой большой удачей будет тот момент, когда вы увидите знаменитых белых крыс, в целом храме их живет только около пяти особей, поэтому это большая редкость.
Построенный в начале 1900-х годов, храм посвящен Карни Мата, которая, по мнению ее последователей, была воплощением богини Дурги. Легенда несколько отличается в зависимости от местности, где вы ее услышите, однако, в самом простом виде она говорит о том, что Карни Мата заключила сделку с богом смерти Ямой, который пообещал ей, что члены ее клана после смерти реинкарнируют в виде крыс и будут ее охранять в храме до тех пор, пока клан не возродится. А крысы там навечно будут защищены. Заходить в храм в обуви строго запрещается!
6. Храмовая Гора
Нет никаких сомнений в том, что Ближний Восток является координационным центром всех религиозных памятников, а в Иерусалиме больше святых мощей, чем где бы то ни было. Чего только стоит Храмовая Гора: практикующие и ислам, и иудаизм почитают данное место по многим причинам.
Для евреев Храмовая гора – это место, где произошел ряд принципиально важных событий, которые сделали его святыней. Например, евреи верят, что именно в этом месте Бог собирал землю, которую он использовал, когда создавал Адама, именно на этом месте Адам, Каин, Авель, Ной и Авраам делали жертвоприношения Богу, а также это именно то место, где отдыхал царь Соломон.
Мусульмане почитают Авраама, Давида и Соломона как пророков, но это не главная причина их интереса к этому религиозному памятнику. Они полагают, что Мухаммед именно при подъеме из ущелья горы и сформировал образ рая. Храмовая гора является также местом, где расположена мечеть Аль-Акса: одна из старейших и красивейших в мусульманском мире, причем она считается третьим по важности священным местом для молитв.
5. Храм Ягуара
Храм Ягуара часто упоминается как храм №1 или пирамида №1 и является одним из многих впечатляющих храмов майя, расположенных на вершине высокой пирамиды в джунглях Центральной Америки. Расположенный в древнем городе Тикаль (ныне территория Гватемалы), он был построен в качестве гробницы для одного из самых успешных правителей города.
На самом деле в Тикале очень много руин религиозных памятников, поэтому ведущие ученые предполагают, что духовные ритуалы и благочестивые обряды играли фундаментальную роль в древней цивилизации майя. Храмы, святыни, церемониальные платформы и могилы разбросаны по всему поселению Тикаль, помимо Храма Ягуара, там вы найдете Храм Маски и Храм Двуглавого Змея.
4. Ангкор-Ват
На сооружение древнего храма, известного сегодня как Ангкор-Ват, ушло около 30 лет упорного труда, причем судя по развалинам, сохранившимся на сегодняшний день, это время не было потрачено впустую. Это самый большой из храмов метрополии Ангкор (современная Камбоджа), который славится своей архитектурой и прекрасными художественными произведениями искусства.
Подробные сцены из Рамаяна и Махабхарата (священные индуистские тексты) украшают огромные, вырезанные из камня стены храма. Сам храм и большинство фресок были созданы в 12 веке, во время правления короля Сурьявармана II, хотя и в 16 веке было добавлено несколько скульптурных работ более низкого качества. Стены украшают некоторые легендарные исторические сражения, такие как битва Курукшетра и битва Ланки.
3. Великая мечеть Дженне
Первая и настоящая Великая мечеть Дженне в Мали начала “функционировать” в 13 веке, однако, большая часть всей структуры была снесена в 1830-е годы, осталась лишь ее незначительная часть. То, что мы видим сегодня, было достроено в 1906-1907 годах.
Пожалуй, самый интересный факт о мечети – это то, что это самое большое здание в мире, построенное из сырцового кирпича. Может показаться немного странным, что мечеть до сих пор стоит, поскольку свирепые наводнения в сезон дождей, а также колебания температуры и влажности уже давно бы сделали свое дело, если бы не ежегодные заботы о его содержании.
2. Собор Святого Павла
Собор Святого Павла является важной частью Лондона, а также местом постоянного пребывания епископа. Церковь существовала в нескольких воплощениях с момента своего основания в седьмом веке. С тех пор многие важные мероприятия проводились в этом месте, в том числе 80-й день рождения королевы Елизаветы, брак принца Чарльза с леди Дианой, похороны Уинстона Черчилля и т.д.
Однако, во время Второй мировой войны собор «бездействовал». Его несколько раз поражали бомбы, но, к счастью, повреждения были незначительными. Во время одного воздушного военного налета Черчилль выступал защитником памятника: когда бомбы посыпались на город, он сосредоточил большинство ресурсов пожаротушения вокруг собора. Он подчеркнул тогда, что этот религиозный памятник слишком важен для того, чтобы потерять его в пламени, и если он будет потерян, то с ним уйдет и боевой дух страны. Граждане, среди которых было много известных интеллектуалов, художников, историков, вызвались помочь и защищали собор, организуя регулярные дежурства возле него, поэтому, как только возникала угроза пожара, ее сразу же ликвидировали.
1. Монастыри Метеоры
Монастыри Метеоры – это “коллекция” православных греческих монастырей, которые выглядят как птичье гнездо, расположенное на вершине гигантского песчаника. Около тысячи лет назад аскетические отшельники поднялись на вершину этого песчаника и стали первыми людьми, поселившиеся в них. Фактически монастыри были созданы в период между 14-16 веками, причем в случае угрозы монахи были в состоянии с легкостью защитить свои жилища, поскольку единственным способом добраться до них была длинная лестница из веревки. Если монахи видели опасность, они быстро собирали свои лестницы.
Из 24 существовавших монастырей, шесть продолжают функционировать и по сей день. Кроме того, инфраструктурные достижения, в том числе каменные лестницы и мосты, помогли этим местам стать популярным туристическим направлением. Однако, если вы решите отправиться туда, знайте, что там строгий дресс-код: плечи должны быть закрыты, мужчины допускаются только в длинных широких брюках, а женщины в длинных юбках.
Для чего Эрдоган превращает церкви в мечети
Спустя месяц после решения о преобразовании Собора Святой Софии в мечеть последовал указ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о передаче в пользование Управлению по делам религии другого христианского храма — Церкви Христа Спасителя в Полях (Монастырь Хора). Это означает открытие его для мусульманского богослужения. Первая молитва в этом храме будет совершена с участием турецкого президента.
Редакции Telegram-каналов «Балканская сплетница» и «Стамбульский волк» разбирались, какое значение имел Монастырь Хора для православного мира, чем турки аргументируют преобразование церквей в мечети, и продолжится ли эта тенденция.
Монастырь Хора
Церковь Христа Спасителя в Полях (ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ), которую Эрдоган вслед за Собором Святой Софии переделал в действующую мечеть, была наиболее сохранившим свой первозданный вид византийским храмом. Православная святыня входит в перечень стамбульских памятников Всемирного наследия UNESCO.
Уникальные мозаики и фрески были заказаны византийским премьер-министром, гуманистом и поэтом Теодором Метохиитом в период с 1315 по 1321 год. Через полвека после осады Константинополя, в 1453 году, турки заштукатурили все изображения византийского периода и обратили церковь в мечеть «Карие-джами». С 1948 года она функционировала как музей. Хора — не просто самый полный ансамбль поздневизантийского зодчества, сохранившийся в Стамбуле — это одно из наиболее выдающихся художественных произведений Византии во всем Средиземноморье.
Решение о преобразовании Хоры в мечеть Эрдоган принял спустя всего пару месяцев после того, как аналогичный указ лишил статуса музея другую православную святыню — Собор Святой Софии. Несколько лет назад подобным образом исламской общине были переданы храмы Святой Софии, расположенные в городах Изник и Трабзон. Патриарх Варфоломей тогда лично попытался отстоять христианскую святыню у руководства города, но потерпел поражение.
Бесплатное посещение
Турецкие власти обещают, что посетители будут иметь доступ к византийскому наследию в перерывах между намазами. Однако обеспокоенность сложившейся тенденцией выражают во всем православном мире. Главным критиком действий Эрдогана вновь стала Греция, которая очень трепетно относится к объектам православного культурного наследия.
«Это еще один вызов мировому сообществу. Несмотря на периодические заявления об уважении прав меньшинств и многоконфессиональный характер своего общества, Турция нарушает международные обязательства в отношении объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных на ее территории. Мы призываем Анкару вернуться в XXI век — век взаимного уважения, диалога и понимания между представителями разных культур», — говорится в официальном заявлении МИД Греции.
Изменение статуса церкви ведомство рассматривает как провокацию не только против православных всего мира, но и против международного сообщества, «уважающего памятники человеческой цивилизации».
Реакция православного мира
Пресс-секретарь по иностранным делам и политике безопасности ЕС Набила Массрали также прокомментировал преобразование.
«Мы фиксируем решение преобразовать церковь Хора, которая функционировала как музей, в мечеть и открыть ее для поклонения. Как и Айя-София, Хора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Будучи членом Альянса культур, Турция должна быть привержена межконфессиональному и межкультурному диалогу и поощрению терпимости и сосуществования», — сказала она.
Греческие общины Стамбула уверены, что на карту поставлено гораздо больше, чем два культурных памятника. В настоящее время Константинопольская церковь насчитывает в Стамбуле около 2000 прихожан. Тем не менее, они продолжают сохранять византийское наследие, а Собор Святой Софии и Церковь Христа Спасителя в Полях всегда были особо почитаемыми христианскими святынями. Как и многие другие стамбульцы, греки опасаются, что превращение византийских церквей в мечети лишит город космополитичной идентичности. Глава Ассоциации поддержки фондов греческих общин (RUMVADER) Лаки Вингас сожалеет о решении турецкого президента:
«Не должно быть никакой конкуренции между цивилизациями, особенно в таком богатом культурном городе, как Стамбул, история которого насчитывает более 1500 лет».
По его словам, бескомпромиссная позиция Анкары приведет к дальнейшей маргинализации национальных и религиозных меньшинств.
«За последние 15 лет в Стамбул переехало много греков. Они успешно интегрировались и вносят свой вклад в жизнь общества. То, что сейчас многие размышляют над тем, чтобы вернуться в Грецию, вызывает у меня беспокойство», — признался Вингас.
Патриарх Варфоломей также сильно огорчен изменением статуса музейного комплекса Хора.
«Превращение Святой Софии, а теперь и монастыря Хора в мусульманские мечети причинило нам боль. Эти два уникальных памятника Стамбула были построены как христианские храмы, показывали истинность воплощения слова Божьего, красоту Спасителя мира. Они выражают универсальный дух нашей веры, любовь и надежду на вечность. Их мозаики и другие иконы — райская пища для души и неиссякаемая радость», — отметил он.
Озабоченность выразила и Русская православная церковь.
«Если в храме Святой Софии сохранившиеся мозаики занимают относительно небольшую площадь, то сохранность мозаик и фресок монастыря Хора гораздо лучше — практически все стены этого храма украшены мозаиками и фресками. И вот превращение этого храма в мечеть будет, конечно, означать, что все его стены и все эти уникальные образцы византийского искусства будут полностью скрыты от глаз людей: их либо завесят шторами, либо замажут штукатуркой, либо их собьют молотками, как это делалось неоднократно в прошлом», — заявил Председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Его заместитель протоиерей Николай Балашов считает, что свободного доступа к христианским объектам на практике не будет:
«Бесценные мозаики остаются закрытыми для обзора в течение всего дня. Женщины имеют ограниченный доступ в помещение храма, обращенного в мечеть, и из доступных им мест увидеть главные культурные достопримечательности древнего собора просто невозможно. Хоры с ценнейшими мозаичными изображениями закрыты для прохода».
Собор Святой Софии как политический козырь
История с требованием преобразовать собор Святой Софии в мечеть длилась многие годы. Однако наиболее активная фаза пришлась на правление нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В 2019 году в преддверии выборов мэра Стамбула он дважды менял свое решение по этому вопросу, а за две недели до выборов категорически отверг подобные предложения, назвав их провокацией.
«Вначале нужно заполнить мечеть Султан Ахмет (находится напротив Святой Софии — ред.), а потом мы уже поговорим о Святой Софии. Все это провокации, не поддавайтесь им», — сказал Эрдоган.
Во второй раз, уже за несколько дней до местных выборов, он сказал, что власти намерены предпринять некоторые шаги в направлении возвращения статуса мечети Святой Софии.
«Республиканская народная партия изменила статус Святой Софии. Таков их менталитет. А мы вернем Софии статус мечети», — сказал турецкий президент.
Однако эти два противоречащих друг другу заявления не помогли кандидату Эрдогана победить на выборах, и мэрия Стамбула впервые с середины 90-х перешла к оппозиции — Республиканской народной партии, чей менталитет критиковал турецкий президент.
Отсюда можно сделать вывод, что тема собора Святой Софии придерживалась в рукаве, как один из крупнейших козырей турецкого руководства. Оно решило использовать его летом этого года, однако преобразование христианского храма в мечеть не добавило политических очков турецкому президенту — об этом свидетельствуют данные опросов.
С другой стороны, этот шаг турецкого президента можно оценить как часть комплексных действий по постепенному уничтожению наследия основателя Турецкой Республики Ататюрка и вызов западным ценностям. Об этом в июле, после решения Госсовета о смене статуса музея Святой Софии, заявил нобелевский лауреат по литературе, турецкий писатель Орхан Памук:
«Превратить Собор Святой Софии в мечеть означает, что «мы больше не уважаем светский образ, секуляризм Кемаля Ататюрка». Турецкие власти хотят быть популистами. Своими действиями они говорят всему миру, что им не нравится Запад», — заявил он.
Прецедент Святой Софии
Ассоциация фондов по обслуживанию исторических памятников в 2005 году подала иск в Государственный Совет с требованием отменить решение Совета Министров, в результате которого Собору Святой Софии был присвоен статус музея в 1934 году — до этого с 1453 года храм использовался османами как мечеть. Адвокаты ассоциации утверждали, что министры не имели права распоряжаться имуществом фондов, а потому их решение должно считаться недействительным. Но Госсовет отклонил иск, после чего истец обратился в Конституционный суд, где ему было также отказано. Спустя 11 лет, в 2016 году, ассоциация вновь обратилась в Госсовет. Высшая судебная инстанция Турции не принимала решение по этому вопросу до тех пор, пока тема неожиданно не стала ключевой спустя четыре года. Госсовет отменил решение Совета министров от 1934 года о присвоении статуса музея и вернул Святой Софии статус мечети.
Аргументы турецкой стороны
Если в вопросе Святой Софии главным аргументом турецкой стороны было то, что храм являлся символом завоевания Константинополя, то в отношении других церквей-музеев решение по Святой Софии стало прецедентом, и отказывать на дальнейшие обращения истцов с теми же требованиями суды просто-напросто не смогут. Тут стоит отметить, что собор Святой Софии стал прецедентом для того, чтобы музей открыли для мусульманского богослужения. Однако для того, чтобы отменить решение Кабинета министров о присвоении статуса музея с формулировкой «власти не имеют права распоряжаться собственностью фонда» стало именно решение Госсовета в ноябре 2019 года по музею Церкви Христа Спасителя в Полях (монастырь Хора). Тогда-то мусульманская общественность стала требовать открытия Святой Софии, потому что ранее власти все время ссылались на решение Госсовета.
В турецких СМИ для аргументации решения по преобразованию христианских святынь в мечети пользуются одобрением экспертного сообщества. Так турецкое агентство Anadolu в поддержку решения руководителя страны изменить статус православного собора Святой Софии в мечеть опубликовала статью, в которой рассказывалось о том, что в европейских странах более 300 объектов османских турок были преобразованы в христианские церкви.
В статье рассказывается о турецком ученом Эмине Йылмазе, который в течение 10 лет занимался сбором информации по бывшим владениям Османском Империи и обнаружил, что в 18 странах бывшей империи 239 объектов были переделаны из мечетей в христианские храмы. Статья была перепечатана десятками турецких новостных изданий.
Впрочем, самый популярный пример, который в Турции приводят в свое оправдание, — это римско-католический собор Мескита, расположенный в андалусском городе Кордова. В Средневековье это сооружение было второй по величине мечетью в мире.
После решения турецкого суда о том, что Святой Софии будет возвращен статус мечети, на эту тему высказался Папа Римский Франциск, заявив, что он «думает о Святой Софии и ему больно».
Турецкая газета Hurriyet опубликовала статью с заголовком «Не больно ли Папе Римскому за Кордову», в которой профессор теологии Али Косе напомнил, что до турок в 13 веке сами католики насильно преобразовали православную церковь Святой Софии в католическую. Другой ученый, историк Эрсин Адыгюзель, в том же интервью рассказал о том, что испанские католики после отвоевания Пиренейского полуострова от маврских эмиратов переделали Кордовскую соборную мечеть, построенную в 8 веке, в церковь. Именно этот эпизод и это строение часто преподносится турецкими специалистами и СМИ в качестве примера аналогичной практики в европейских странах.
Реакция турок на решение о смене статуса Монастыря Хора
Был ли Монастырь Хора таким популярным, и почему именно с него началась эпопея преобразования музеев в мечети? Судя по реакции сторонников Эрдогана, создается впечатление, что это действительно было важно. Однако, часть общества выразила недовольство.
«Слава Богу вместе с Святой Софией цепи разбиваются и для других мечетей. Мечеть Карие избавлена от того, чтобы быть музеем», — пишет Эрдоган Ток, член правящей Партии справедливости и развития.
#AyasofyaiKebirCamiiSerifi ile birlikte zincirler birbir kırılıyor Elhamdülillah
İstanbul Fatih ilçesinde bulunan #KariyeCamii müze deposu olmaktan kurtuldu, aslına rücu etti.
Известный историк Мустафа Армаган обвинил кемалистскую партию в том, что она стала причиной преобразования мечетей в музеи и заявил, что мечеть Карие была спасена.
«Есть много других исторических объектов, которые ожидают спасения, но мы пока не осмеливаемся это сделать», — написал он.
Tek Parti devri
1950 senesinde bitti zannedin siz
Hala bu millete kök söktürüyor
Geçen ay #AyasofyaiKebirCamiiSerifi ni kurtardık paslı pençelerinden
Dün de #KariyeCamii ni
Daha kurtarılacak koskoca bir TARİHimiz var ki ona henüz cesaret edemiyoruz pic.twitter.com/3Z6OSdE54M
Мэр Шанлыурфа Зейнал Абидин Бейзагюль уверен, что все позитивные изменения в Турции начались после преобразования Святой Софии в мечеть.
«И теперь мы наблюдаем как открывается мечеть Карие. Что нас ждет дальше. Нам еще много есть что сказать миру», — заявил он.
Ayasofya Camii’nin müjdesiyle başladı her şey. Minarelerinden okunan ezanlar titretti kalbimizi. Tarihi Kariye Camii açtı kapılarını hemen sonra. Şimdi sırada ne mi var? Dünya’ya söyleyecek yeni sözlerimiz var!
Если в случае Святой Софии мало кто открыто высказывался негативно, то к изменению статуса монастыря в мечеть Карие не все отнеслись однозначно.
Никчемные амбиции во вред искусству
К примеру, известная телеведущая Бану Гювен, комментируя решение властей, уверяет, что мало кто из тех, кто рад новой мечети, знает, где она находится.
«Спросите тех, кто так радуется тому, что Карие становится мечетью, где она, сколькие из них смогут ответить? Сколькие из них побывали там? Мозаика и фрески этой маленькой церкви, название которой Монастырь Хора, посвященный Иисусу, очень ценны как с точки зрения истории религий, так и с точки зрения уникальности красивых и редких произведений искусства», — пишет она.
Kariye “Camii” nerede diye sor, Twitter’da bayram yapan kaç kişi cevap verebilir? Kaç kişi orayı ziyaret etmiştir? Adı Chora manastırından gelen, İsa’ya adanmış bu küçük kilisenin mozaik ve freskleri hem dinler tarihi açısından çok önemlidir, hem de çok güzel, nadir eserlerdir. pic.twitter.com/X7HjUZuw1G
А студентка исторического факультета турецкого университета Мармара Бейза Ирмак посетовала на то, что решение было принято в политических целях.
«Печально осознавать, что из-за никчемных амбиций, мы станем свидетелями медленного исчезновения этого исторического здания, которое пережило много испытаний, и которое с большей вероятностью сохранилось бы лучше в условиях музея», — написала Ирмак.
Birçok badireler atlatmış bir yapının gereksiz bir hırsa dönüşüp, müzeyken korunması daha muhtemel olmasına karşın yavaş yavaş yok oluşuna tanık olma gerçekliği çok üzücü olacaktır.. #Kariye pic.twitter.com/zafjiAOZdN
Что дальше?
30 октября мечеть Хора впервые за 75 лет откроет свои двери для мусульман. В торжественном намазе примет участие лично президент Турции. В день, когда мусульмане впервые за 86 лет молились в Святой Софии, по всей Греции был слышен траурный звон церковных колоколов, а флаги были подняты на полмачты в знак протеста. Это «день траура по всему христианству», сказал архиепископ Иеронимос.
Сотни людей тогда собрались на площади Колокотрони в Афинах с плакатами «Нет неоосманизму» и «Это второй захват Константинополя». Еще один митинг с участием около 150 человек был организован в Салониках, втором по величине городе Греции.
Пока рано судить о том, как потеря музейного статуса повлияет на будущее религиозных и культурных памятников в долгосрочной перспективе. Хочется верить, что уважение к истории и верованиям других людей, а также универсальная ценность культурного наследия будут преобладать независимо от новой религиозной функции зданий.
Оправдает ли себя обращение к религиозному национализму с целью возрождения популярности среди электората — покажет время. Однако решение Реджепа Тайипа Эрдогана и его показательные молитвы в некогда православных святынях, скорее всего, повлекут за собой новый виток напряженности в отношениях не только с соседней Грецией, но и со всем православным миром.