Как заменить или восстановить общегражданский паспорт
1. В каких случаях меняют паспорт?
Заменить общегражданский паспорт нужно при достижении 20 и 45 лет, при смене фамилии, имени или отчества, даты и места рождения, изменении внешности и пола. Вы также можете восстановить паспорт, если он утерян или украден, а также заменить паспорт, если нашли в нем ошибку или если он стал непригодным . Подать заявление на оформление нового общегражданского паспорта необходимо в течение 30 дней в случае смены ФИО, даты и места рождения, изменения внешности или пола, и в течение 90 дней — при достижении 20 и 45 лет. Если вы подадите документы позже, на вас наложат штраф.
2. Что делать, если потерял паспорт или его украли?
Если вы потеряли паспорт или его украли, первым делом необходимо сообщить об этом в полицию. Узнать адрес ближайшего отделения можно на сайте МВД. После того как вы напишете заявление, вам выдадут талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии. Таким образом вы предотвратите возможные преступления и получите документ, необходимый для восстановления паспорта.
3. Какие нужны документы для замены паспорта?
Для замены паспорта вам понадобятся:
- заявление о выдаче паспорта;
- паспорт, подлежащий замене (если он не утерян или украден);
- личные фотографии (две фотографии размером 35 на 45 миллиметров с четким изображением лица строго анфас без головного убора, черно-белые или цветные — значения не имеет. Не допускается представление фотографий с линзами, изменяющими натуральный цвет глаз; фотографий с отредактированным изображением для улучшения внешнего вида лица или его художественной обработки. На изображении должны быть достоверно отображены все особенности лица). При необходимости оформления временного удостоверения личности представляется дополнительная фотография;
- документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет) — для проставления отметки в паспорте;
- документ, подтверждающий смену фамилии, имени или отчества (свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельство о перемене имени, повторное свидетельство о рождении), — если вы меняете паспорт из-за смены фамилии, имени или отчества;
- документ, содержащий верные сведения, — если вы меняете паспорт из-за того, что в нем содержатся ошибки;
- документ, подтверждающий изменение пола (копия заключения органа ЗАГС Российской Федерации о внесении исправления или изменения в свидетельство о рождении), — если вы меняете паспорт из-за смены пола.
Отметки о браке и детях в паспорте необязательны и вносятся только по вашему желанию. Если вы хотите, чтобы эти сведения были отражены в вашем паспорте, дополнительно понадобятся:
- заявление о внесении отметок в паспорт гражданина Российской Федерации;
- документы о заключении или расторжении брака (при наличии такого факта) — если они выданы заграницей;
- свидетельства о рождении детей (если дети имеют гражданство РФ, и их возраст меньше 14 лет) — понадобятся, если выдавались заграницей.
По желанию вам могут выдать справку о приеме документов. На срок оформления паспорта вы также можете получить временное удостоверение личности . В этом случае потребуется дополнительная фотография. Оригиналы документов вам вернут вместе с готовым паспортом.
4. Какие нужны документы для восстановления утраченного паспорта?
Для восстановления утраченного паспорта вам понадобятся:
- заявление об утрате (похищении) паспорта. В нем указываются ФИО гражданина, паспорт которого утрачен, подробная информация о дате и месте рождения заявителя, месте жительства (проживания), дате, месте и обстоятельствах утраты паспорта, а также известные заявителю данные (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший документ) утраченного паспорта;
- заявление о выдаче (замене) паспорта;
- две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 на 4,5 см;
- документы воинского учета (при наличии факта постановки на воинский учет) — для проставления отметки в паспорте.
Отметки о браке и детях в паспорте необязательны и вносятся только по вашему желанию. Если вы хотите, чтобы эти сведения были отражены в вашем паспорте, дополнительно понадобятся:
- заявление о внесении отметок в паспорт гражданина Российской Федерации;
- документы о заключении или расторжении брака (при наличии такого факта) — если они выданы заграницей;
- свидетельства о рождении детей (если дети имеют гражданство РФ, и их возраст меньше 14 лет) — понадобятся, если выдавались заграницей.
5. Как оплатить госпошлину со скидкой?
Размер госпошлины и реквизиты для ее уплаты можно узнать на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России. Квитанцию на уплату госпошлины за выдачу или замену общегражданского паспорта можно получить в том центре госуслуг «Мои документы», в который вы планируете обратиться. Оплату можно произвести в любом банке.
Если заявление на замену паспорта вы будете подавать онлайн, уплатить госпошлину можно на портале государственных услуг Российской Федерации. В этом случае вам предоставляется скидка в размере 30%. Счет будет выставлен в личном кабинете после подачи заявления.
При подаче документов квитанция об уплате госпошлины предоставляется по желанию заявителя.
6. Куда подавать документы?
Вы можете подать документы:
- в любой центр госуслуг «Мои документы», предоставляющий услугу выдачи общегражданских паспортов, заявление у вас примет сотрудник центра;
- в любой отдел Главного управления по вопросам миграции МВД России по месту проживания или нахождения (предварительная запись на прием в подразделения Главного управления по вопросам миграции МВД России на выдачу общегражданского паспорта не ведется);
- онлайн, через портал государственных услуг РФ. В этом случае вам все равно придется прийти в центр «Мои документы» или отдел ГУВМ МВД, но один раз — чтобы представить оригиналы документов и получить готовый паспорт. Документ вам должны будут сделать в течение одного часа. Однако в некоторых случаях с вашего согласия для получения готового паспорта вам могут предложить другой день.
Некоторые отделы ГУВМ МВД располагаются в зданиях центров «Мои документы», они работают по своему, отличному от работы центров, графику. Узнать, принимает ли удобный вам центр «Мои документы» заявления на выдачу паспортов гражданина РФ, можно по телефону Единой справочной службы Москвы 8 (495) 777-77-77. Также вы можете обратиться на горячую линию ГУВМ МВД России по Москве по телефону: +7 (495) 587-07-87.
Если у вас украли паспорт или вы его потеряли, обращаться нужно только в ГУВМ МВД. В отдел по вопросам миграции также следует обращаться , если изменились личные данные (фамилия, имя или отчество, внешность, пол), но с этого времени прошло больше 30 дней или вам исполнилось 20 или 45 лет, но с этого времени прошло больше 90 дней.
7. Когда будет готов новый паспорт?
Если вы меняете паспорт гражданина РФ по месту жительства, он будет готов в течение 10 дней с момента подачи заявления в подразделение Главного управления по вопросам миграции МВД России. В этот же срок готовится и паспорт взамен утраченного, если заявление на его выдачу подается в то же подразделение ГУВМ МВД, где был выдан первичный документ.
В противном случае паспорт гражданина РФ готовится в течение 30 дней с момента подачи заявления.
Кафедральный собор в Милане (35 фото)
Первые камни в строительство этого готического храма заложил Джан Галеаццо Висконти в 1386 году, а проект фасада утвердил в 1805 году Наполеон. Собор является единственным в Европе построенным из белого мрамора.
На месте строительства Дуомо (так называют собор в Милане), в ранние времена стояло святилище кельтов, во времена Римской империи – храм Минервы, позже церковь Санта-Текла (IV-VI века), с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре (её снесли, чтобы расчистить место под новый собор).
Специалистов для постройки храма в готическом стиле пригласили из Германии и Франции, хотя сначала проектом занимался итальянский архитектор Симоне де’Орсениго. В 1470 году на пост главного архитектора пригласили Джунифорте Солари. Он пригласил себе на помощь Браманте и Леонардо да Винчи, и они предложили совместить готический стиль с ренессансом, в результате чего появился восьмиугольный купол.
В 1417 году недостроенный собор освятил папа Мартин V. Открытие храма состоялось в 1572 году, его торжественно освятил святой Карл Борромео.
В 1769 году был сооружен 104-метровый шпиль с позолоченной статуей Мадонны на конце. После этого в Милане приняли закон, что ни одно здание не должно заслонять покровительницу города. В XIX веке был построен «каменный лес» из 135 мраморных шпилей направленных в небо.
За время строительства Собора сменилось много поколений людей, участвовавших в его воздвижении. И ведь они прекрасно понимали, что окончание строительства им увидеть не суждено.
Не только итальянские мастера принимали участие в строительстве этого великолепия, но и французские и немецкие архитекторы. Да и сейчас там постоянно можно увидеть леса и прочие сооружения – ведь Собор приходится постоянно подновлять.
Сооружение это просто грандиозное, по всему верху украшенное многочисленными шпилями и башенками, резными украшениями, отчего выглядит, словно невесомое кружево. Фасад Собора впечатляющий, нежного бело-молочного цвета с легким розоватым оттенком.
В высоту здание собора достигает 157 метров. Это второй в мире готический Собор по вместимости, после Севильского Собора, который был перестроен из мечети. Внутренняя площадь Миланского Собора – 11700 квадратных метров.
Посвящен Миланский Дуомо – Святой Мадонне. Её позолоченная статуя установлена на самом высоком шпиле, на высоте 108,5 метров.
Милан значительно пострадал во время немецких бомбардировок Второй Мировой Войны. Разрушено было более 60 процентов городских построек. Среди уцелевших и нетронутых зданий был и Собор «Санта-Мария Нашенте».
Церкви готической эпохи традиционно украшаются многочисленными скульптурами, ведь бесконечные детальки считаются главными украшениями готических сооружений.
Так вот Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.
Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада весьма похожи на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются её прообразами.
Ещё одна потрясающая особенность Миланского Собора это то, что на его крышу, оборудованную как террасу, можно подняться на лифте или по лестнице. Вокруг возвышаются все 135 шпилей – настоящий каменный лес.
Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этим настоящим искусством.
Десятки реликвий собраны в Миланском Соборе. Среди них деревянное распятие, специально выполненное к процессии 1576 года, во время нашествия чумы. Впечатляет и надгробный памятник-мавзолей Джана Джакомо Медичи, выполненный скульптором Леони Леони. Это самая знаменитая гробница в этом Соборе, которую заказал Папа Римский Пий IY, брат Джакомо. На усыпальнице между двумя аллегорическими фигурами Мира и Войны, изображен сам Джакомо Медичи, живший с 1495 по 1555 гг.
В Миланском Соборе хранится реликвия – один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Три гвоздя всего было. Один из них, брошенный в море, усмирил бурю. Второй гвоздь находится в Соборе в Монце. Третий гвоздь был переделан в лошадиные удила для императора. Позже император Феодосий подарил Святой гвоздь, переделанный в удила епископу Медиоланскому Амвросию. Сейчас эта реликвия находится над главным алтарем в самом центре Собора, помещенная в драгоценную дарохранительницу, состоящую из купола с фигурой торжествующего Христа над восьмью бронзовыми позолоченными колоннами.
Как устроен собор Дуомо в Милане снаружи и внутри
Duomo di Milano — главная цель миланских туристов, достойная бесконечных хвалебных возгласов. Чтобы получить более осознанные эмоции от встречи, хорошо бы узнать о нем побольше.
Мы уже рассматривали долгую историю создания кафедрального собора Милана, подивились его грандиозным размерам и вспомнили несколько интересных фактов о соборе в этой статье. Давайте попробуем разобрать миланский Дуомо по косточкам, заглянем в дальние уголки и раскроем хотя бы часть его секретов. Ну, а если информации будет недостаточно, можно заказать увлекательную экскурсию с русскоязычным гидом.
Фасад Дуомо: как он стал таким, какой есть
Итак, входим на площадь пьяцца-дель-Дуомо, и перед нами предстает грандиозный фасад собора: кружевной, беломраморный, с устремленными ввысь шпилями и многочисленными иглами каменного леса на крыше.
Согласитесь, проще представить себе это здание где-нибудь во Франции или на берегах Рейна. Подобная архитектура, особенно в сочетании с помпезностью и выбранным материалом, вообще не свойственна Италии.
Готические церкви итальянские зодчие обычно строили из обожженного кирпича, в гораздо более приземленной манере. Но герцог Висконти захотел, чтобы будущий великий храм Милана был не хуже, чем у французов и немцев (вспомним — к тому времени уже построен знаменитый Нотр-Дам-де-Пари, достраивается Кельнский собор).
И тогда итальянская Фактория, руководившая постройкой Дуомо, решает пригласить для консультации иностранцев. Ясности это не прибавило: каждый мнил себя единственным сведущим в этом вопросе и стремился обосновать герцогу свою точку зрения.
Впрочем, в то время строительство храмов начинали традиционно с алтаря, и вопрос внешнего вида Дуомо оставили до лучших времен. А пока решили, что строящийся собор будет закрыт фасадом старой базилики Санта-Мария-Маджоре — все равно ее собирались сносить. Использование кирпича на тот момент даже не обсуждалось: мрамор и только мрамор!
Шли века. Существующий проект изменялся и дополнялся в соответствии с новыми веяниями архитектуры, придумывались новые, альтернативные проекты. Один из них предполагал даже классический портик с колоннами и обелисками. Старый фасад базилики пришлось снести, и целых сто лет собор простоял с голыми стенами, достойными большой конюшни…
Решающую точку поставил Наполеон. Ему не терпелось стать королем Италии, а процедуру коронации он решил провести в главном храме Милана. Строительные работы резко ускорились, и за каких-то 8 лет собор получил стрельчатые окна, шпили со статуями и основную часть декора.
Правда, потом Фактория порывалась переделать фасад миланского Дуомо: слишком уж он получился неоднородным, эклектичным.
Эклектика — сочетание различных стилей в архитектуре.
Однако, Миланскому собору, за исключением незначительных переделок, суждено было остаться именно таким. Интересный коктейль получился:
- окна с треугольными карнизами и порталы заимствованы из римской классической архитектуры;
- малый шпиль — Ренессанс;
- основная скульптурная отделка в стиле барокко;
- стрельчатые арки, витражные окна и все шпили, включая шпиль Мадонны — пламенеющая готика и неоготика.
Пламенеющая готика — самая витиеватая и избыточная из всех разновидностей готической архитектуры. Если вы видите стремящиеся ввысь линии фасадов, орнаменты, контуры и силуэты, похожие на языки пламени — это она!
Последняя деталь была добавлена к облику собора уже в XX веке. Это великолепные бронзовые двери: центральные и две пары боковых. Они выполнены в технике горельеф, и с потрясающей детализацией показывают сцены из жизни Святой Девы и Христа, деяния епископов и монархов и исторические события.
Горельеф — скульптурный рельеф, выступающий над плоскостью более чем наполовину.
Кстати, обратите внимание: некоторые особо выдающиеся детали горельефа, находящиеся на уровне вытянутой руки (например, нога одного из мучителей Иисуса), натерты до блеска. Туристы всего мира неплохо справляются со своей задачей!
Скульптуры Миланского собора
Еще одно любимое дело каждого уважающего себя туриста — поиски интересных и забавных скульптур на фасаде. Особенно умиляют так называемые педуччи — маленькие скульптурные украшения, поддерживающие арки-трилистники. Их сотни, и ни одно не повторяется. Чего здесь только нет: животные и птицы, фантастические существа и реальные исторические фигуры, маски и цветы, и даже спортивные снаряды.
Крупных скульптур на фасаде собора еще больше. Некоторые стоят в вольных позах, другие — непринужденно поддерживают колонны, а третьи изображают сцены из Священного писания. Даже не зная его в подробностях, можно угадать изгнанных из Рая Адама и Еву или уставшего после победы над Голиафом Давида в костюме ремесленника. А на краю центрального балкона стоит женская фигура с поднятой чашей и венцом на голове. И напоминает она… ну конечно, американскую статую Свободы!
Миланский собор внутри
Полные благоговения, через боковые двери заходим в прохладный сумрак собора. Здесь много интересных… нет, поистине уникальных вещей.
Орган
Самому большому органу Италии меньше сотни лет, но надо признать, что он значительно превосходит своего предшественника по мощи и звучанию. Шутка ли, в инструменте установлено 5 клавиатур, при помощи которых маэстро-органист командует этим «космическим кораблем», и 15 тысяч органных трубок.
Некоторые из них — толщиной с водопроводную трубу, другие — как соломинка для коктейля. Почти все сделаны из металла, но есть и деревянные — для передачи звуков гобоя, кларнета и флейты. Воздух к органу нагнетают мощные меха, расположенные в подвале.
И со всем этим соседствуют аккуратные связки кабелей, ведь природа этого чуда — электромеханическая.
Послушать орган миланского Дуомо можно на службе в субботу или воскресенье. Иногда в соборе проходят концерты светской музыки, о которых можно узнать на сайте Дуомо.
Статуя Святого Варфоломея
Самая примечательная скульптура внутри собора — это статуя Св. Варфоломея, погибшего мучительной смертью: с него живьем содрали кожу. Традиции Возрождения предписывали изображать его укрытым, словно плащом, собственной кожей. Именно так и поступил скульптор Марко д’Аграте.
Сложно сказать, что больше восхищает в этой статуе: то ли мужество христианина в борьбе за веру, то ли потрясающее мастерство художника, передавшего в подробностях анатомию мышц человека.
Солнечные часы
В Миланском соборе нет настоящих часов со стрелками и циферблатом, как в цюрихских храмах. Вместо этого на полу вдоль одной из стен проложена золоченая латунная полоса, разделенная двенадцатью зодиакальными созвездиями. Это — полуденный меридиан.
Каждый день в 12 часов луч солнца, проходящий сквозь отверстие в крыше, падает точно на полуденную линию, на уровне действующего в тот момент знака зодиака. Точности этих часов можно только позавидовать: после всех реставраций или прокладки линий метро их «настраивали» заново. Вот только сейчас они не работают, мешают строительные леса на крыше.
Мавзолей Джана Джакомо Медичи
В Дуомо не так много гробниц и саркофагов. Самый известный среди них — мраморный мавзолей Медичи, прозванного Медегино. Человек он был неоднозначный, как и все члены его клана. Видимо, поэтому на надгробии соседствуют аллегорические скульптуры Войны и Мира.
Киворий
Самый заметный христианский объект поклонения в соборе — киворий, выполненный в стиле образцового европейского барокко. Это особая беседка над алтарем, своего рода «церковь в церкви». Под ее сенью укрыта башня-скиния, символизирующая тело Христово в образе хлеба и вина. Купол десятиметровой беседки украшают 8 ангелов, а вершину — статуя воскресшего Христа.
Витражи
Грандиозные витражные окна Дуомо считаются крупнейшими в мире по площади. Большинство из них находится сразу за алтарем. Это подлинная Библия в картинках: английский поэт Шелли любил читать в их мягком золотистом свете «Божественную комедию» Данте.
Самые древние панели из цветного стекла XV в. посвящены Св. Иоанну Дамасскому, покровителю аптекарей. Они недавно отреставрированы и вот-вот займут постоянное место. А наиболее молодые витражи появились ровно через 500 лет после первых. Довольно неожиданно увидеть на них трубы заводов и современное сельское хозяйство.
Священная реликвия Дуомо
Истинный гвоздь из распятия Христа — гордость миланского храма. Сейчас он хранится в реликварии под куполом собора, но каждый год 14 сентября предъявляется верующим для поклонения.
Раньше шествие со Священным Гвоздем проводили в качестве меры по борьбе с чумой. Видимо, помогало, потому что обряд стал ежегодным, хоть и видоизменился со временем. В ход пошло техническое новшество — подъемник на тросах, который поднимает епископа на высоту 40 метров к дарохранительнице с гвоздем.
Нет-нет, это не опасно, а красиво и удобно. Священнослужитель в этот момент сидит в круглой корзине, разрисованной ангелами и облаками. Называется она Нивола, от слова «облако».
Реликвия находится на земле 40 часов, после чего возвращается на место до следующего года.
Рассматривать Собор изнутри можно часами. Здесь есть еще семисвечный канделябр Тривульцио, драгоценная ризница, купель, а ниже уровня пола — зона раскопок базилики Санта-Текла и баптистерия. Главное — не забудьте после такого обилия сокровищ подняться на крышу Дуомо.
Путь на крышу
Можно взлететь на смотровую площадку на лифте, но гораздо интереснее подняться пешком, по узким винтовым лесенкам, пройти по лабиринтам переходов, останавливаясь на бесчисленных балкончиках.
Шпили и статуи
Начиная с нижнего уровня смотровой площадки путника окружает настоящий каменный лес. Башни, статуи, резные столбики, кружевные фризы и прочие элементы с загадочными архитектурными названиями…
Заметно, что некоторые мраморные детали светлее по оттенку. Что ж, их реставрируют, обновляют, а раз в 10 лет еще и чистят.
Лучше всего можно рассмотреть мелкие элементы декора, расположенные прямо перед глазами. Скульптуры архангелов и святых на уровне глаз тоже хорошо различимы, а иногда даже подписаны. А вот для крупных статуй на вершинах шпилей нужен бинокль.
И венчает миланский Дуомо главный 104-метровый шпиль над куполом.
Мадонна поднимает флаг!
На большом шпиле Миланского собора светится четырехметровая позолоченная статуя Мадонны. Гордая, в развевающихся одеждах и с нимбом над головой, уже 250 лет она устремляет свой взор к небу. Правда, был небольшой перерыв: в годы Второй мировой войны статую закрыли мешковиной, потому что она была слишком удобной прицельной точкой для бомбардировщиков.
В правой руке Мадонны — алебарда с крестом, и в дни гражданских и церковных праздников на ней развевается национальный флаг.Миланцы любят Святую Деву, называют ее ласково — Мадоннина. А она, в свою очередь, защищает город от всяческих напастей.
Панорама
Высшая точка смотровой площадки находится на высоте около 60 метров. Если глянуть вниз через парапет, можно увидеть гаргульи-водостоки, людей-муравьев на площади и внушительную арку галереи Виктора Эммануила II.
На фоне бесконечной череды крыш выделяются красная колокольня церкви Св. Готтарда и похожая на гриб башня Торре Веласка. Бурлящий жизнью Милан с группой небоскребов вдали простирается почти до горизонта, а в ясные дни можно увидеть Альпы и Апеннины.
Но лучше всего побывать здесь вечером, чтобы увидеть, как лучи заходящего солнца отражаются в белом мраморе и мягко освещают дремлющий город. Можно заранее спланировать свой визит, и заказать билеты по этой ссылке в Миланский собор с подъемом на крышу на закате.
Смотровая площадка настолько большая, что всем хватит места отдохнуть, посидеть и даже позагорать в ясную погоду. Кстати, сто лет назад на крыше собора было устроено самое настоящее кафе. Пусть никто не сочтет это кощунством, но на верхней террасе разместились столики, навесы от солнца и даже пальмы в горшках, а посетителей угощали мороженым и шампанским.
Сколько секретов накопил собор за шесть веков существования, и сколько тайн еще осталось нераскрытыми! Стоить съездить в Милан и увидеть все собственными глазами. А практическую информацию о посещении собора вы найдете в этой статье.
Желаем незабываемых впечатлений от встречи с миланским Дуомо!
Миланский собор
Миланский кафедральный собор или Дуомо (Duomo di Milano) находится на знаменитой Соборной площади (Piazza del Duomo) и является неподражаемым шедевром итальянской архитектуры в стиле пламенеющей готики.
Фасад Дуомо украшают множество изумительных скульптур, тонких колонн, башен и шпилей, что придает главному собору в Милане столько изящества и утонченной готической красоты.
Внушительные размеры делают его одним из самых больших христианских храмов в мире: вместительность достигает 4000 человек. Выстроенный из белоснежного мрамора, восхитителен в любое время суток. А его убранство — кладезь бесценных сокровищ.
История возникновения Миланского собора
Само место, на котором воздвигнут Миланский собор, было застроено гораздо раньше. Во времена кельтской культуры здесь было святилище, а в период Римской империи – храм Минервы.
Известно, что римский храм был обращен к форуму и находился в центральной части города. Об этом свидетельствуют планировки города прошлых веков.
Баптистерий (Battistero Paleocristiano), который располагается под современным собором, был построен в 335 году. Он имел форму восьмиугольника в основании.
С 355 года на этом месте существовала церковь Санта-Текла (Santa Tecla), однако она была уничтожена в 6 веке. Затем, в 7 веке, построили церковь Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore), а рядом с ней базилику.
В результате пожара в 11 веке строения значительно пострадали. Во время создания нового собора прежние церковь и базилику объединили.
Строительство
Возведение храма началось в 1386 году при Джане Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti) – первом миланском герцоге, который происходил из династии Висконти. При нем Милан достиг значительного прогресса в развитии.
Работы осуществлялись под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo). Первоначальный проект здания в готическом стиле принадлежал итальянцу Симоне де Орсениго (Simone da Orsenigo).
Фото: Andrea Izzotti / Shutterstock.com
Далее архитекторы часто менялись. Среди них был Николя де Бонавентура (Nicolas de Bonaventure) французского происхождения, назначенный главным инженером.
Он дополнил план здания французскими готическими элементами. Именно с его подачи сооружение, выполненное из кирпича, было полностью облицовано мрамором.
Другой архитектор из Франции, участвовавший в создании собора, – Жан Миньо (Jean Mignot). Его пригласили специально для оценки строительства. По мнению архитектора, применяемые мастерами инженерные методы устарели. Внедрение новых технологий позволило ускорить работу.
В 1402 году Джан Галеаццо Висконти скончался. К этому времени храм уже был воздвигнут наполовину.
Работы постепенно продолжались: в 1424 году были созданы гробницы Папы Мартина V и Марко Карелли, в 1452 году достроили проходы и главный неф, а в 1470 году появилось окно апсиды.
В 1470 году был приглашен архитектор Джунифорте Солари (Guiniforte Solari). В то же время в создании облика собора участвовали Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) и Донато Браманте (Donato Bramante).
Благодаря этим мастерам, на фасаде появились декоративные элементы ранней эпохи Возрождения и восьмиугольный купол.
Завершение работ
Торжественное открытие Миланского собора состоялось в 1572 году при участии кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo).
В 1769 году собор был дополнен шпилем высотой 106 метров. На нем находится важная достопримечательность — статуя Мадонны, изготовленная из позолоченной бронзы. Общая высота собора составляет 158 метров.
Завершение строительства в начале 19 века проводилось уже под руководством архитекторов Джузеппе Занойя (Giuseppe Zanoia) и Карло Амати (Carlo Amati) по заказу Наполеона. Хотя основные работы были закончены в начале 1813 года, создание некоторых элементов продолжалось до 1965 года.
Храм воздвигнут в честь Рождества Пресвятой Девы Марии, поэтому также носит название Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente). В настоящее время открыт для всех желающих.
Архитектура Дуомо
Фасад Миланского собора поражает изумительной красотой каждого, кто впервые увидел это творение. Выполнен в стиле пламенеющей готики (Flamboyant) – с витиеватыми элементами, многочисленными украшениями, причудливым орнаментом и удлиненными фронтонами.
В длину собор достигает 158 метров, а в ширину – 92 метра. Внушительные размеры ставят его на второе место среди всех готических после Севильского собора (Catedral de Sevilla). Если сравнивать с итальянскими, то больше Дуомо только Собор Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro).
Фасад
Осматривать фасад можно бесконечно: удивляет количество шпилей, башен, статуй святых, пророков, мучеников, различных декоративных элементов. А на самом верху возвышается главная статуя — фигура Мадонны (La Madonnina).
В общей сложности в экстерьере и интерьере собора насчитывается 3400 статуй.
Фото: Andrea Izzotti / Shutterstock.com
Миланский собор представляет собой единственный в Европе храм, выстроенный полностью из белого мрамора. Благодаря этому выглядит восхитительно в любое время суток – отражает солнечные лучи днем и выглядит мистически лунной ночью.
Интерьер
Внутреннее убранство представляет собой шедевр искусства: устремленные ввысь монументальные колонны, высокие своды, тонкая лепнина и изумительная роспись. От увиденного буквально захватывает дух!
Здесь хранятся важные религиозные реликвии, в том числе священный гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа.
Ежегодно 14 сентября, когда верующие празднуют Воздвижение Честного Креста Господня, архиепископ опускает гвоздь вниз с помощью специального лифта в облаке, а по окончании празднества поднимает его на место.
Также в соборе располагается мавзолей Джан-Джакомо Медичи (Gian Giacomo Medici). Мавзолей украшен тремя статуями, мраморными плитами и изящными колоннами. Его автором является Леоне Леони (Leone Leoni).
В числе других достопримечательностей также выделяются статуя мученика Святого Варфоломея, египетская ванна 4 века, которая в настоящее время используется для крещения, бронзовый подсвечник длиной 5 метров.
Стоит обратить внимание на искусно вырезанные деревянные хоры и изумительные витражи 15 века, придающие собору таинственность и величие одновременно.
Днем непременно стоит подняться на крышу дуомо — террасы, откуда открывается самый потрясающий вид на Милан. Подъем можно совершить или на лифте, или пешком по лестнице со стороны улицы.
Фото: Beautiful landscape / Shutterstock.com
Если вы оказались в Милане в ноябре или декабре, то вам повезло вдвойне.
Именно в это время каждый год в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео (Quadroni di San Carlo), выполненных итальянскими художниками в 17 веке. Это ряд из 54 картин, изображающих сцены из жизни архиепископа Карло Борромео.
Как добраться до Миланского собора
Собор находится на Piazza Duomo и виднеется издалека. Добраться легче всего на метро по первой и третьей линиям – необходимо выйти на станции Duomo.
Часы работы
Кафедральный собор открыт ежедневно с 8.00 до 19.00 (последнее посещение в 18.10).
Войти в Археологическую зону и Баптистерий Сан Джованни алле Фонти (Baptistery of San Giovanni alle Fonti) можно с 9.00 до 18.00. Последнее посещение в 18.10. Вход находится внутри собора.
Подняться на террасу на крыше можно с 9.00 до 19.00, последнее посещение в 18.10.
Крипта открыта по следующему расписанию:
- с понедельника по пятницу с 11.00 до 17.30;
- в субботу с 11.00 до 17.00;
- в воскресенье с 13.30 до 15.30.
Церковь Сан-Готтардо можно посетить каждый день, кроме среды, с 10.00 до 18.00. Последний вход в 17.10.
Баптистерий Святого Стефана (Baptistery of St. Stephen) открыт с 9.00 до 18.00.
Стоимость билета
По состоянию на 2020 год билет в Миланский собор стоит 3 Евро.
Подъем на террасу на крыше дуомо обойдется:
- 23 Евро на лифте без очереди (fast-track access by lift);
- 14 Евро на лифте (access by lift);
- 10 Евро пешком по лестнице (access by stairs).
Комбинированный билет
Также можно приобрести один из комбинированных билетов:
- Culture Pass: включает посещение Кафедрального собора, Крипты, Археологической зоны, Музея Дуомо, церкви Сан-Готтардо и выставок. Стоит 8 Евро.
- Duomo Pass Lift: включает посещение собора, Крипты, Археологической зоны, Музея Дуомо, церкви Сан-Готтардо, подъем на крышу на лифте, выставки. Цена — 17 Евро.
- Duomo Pass Stairs: то же самое, что предыдущий билет, только подниматься на террасу нужно пешком. Стоимость — 13 Евро.
- Fast Track Pass: действителен для прохода в собор, Археологическую зону, Музей Дуомо, церковь Сан-Готтардо, подъем на крышу на лифте без очереди, выставки. Стоит 25 Евро.
Кроме того, можно отдельно купить билеты для посещения Музея Дуомо и церкви Сан-Готтардо:
- 6 Евро с посещением временных выставок;
- 3 Евро без осмотра временных выставок.
Расписание и цены на билеты могут меняться: уточняйте информацию на официальном сайте.
Где лучше купить билет
Билеты без больших очередей можно приобрести в Info Point в соборе или в Museo Duomo, расположенном в Королевском дворце справа от Миланского собора.
Кроме того, можно купить билеты заранее через официальный сайт Миланского собора www.duomomilano.it/en/. При покупке необходимо выбрать дату визита: билет действителен в течение трех дней с даты, выбранной для посещения.
Посетите также
На Соборной площади также расположены другие важные достопримечательности. Налюбовавшись внешним и внутренним убранством Миланского собора, стоит посетить роскошный Королевский дворец (Palazzo Reale — Milano).
Пройдя через стеклянную галерею, вы окажетесь перед оперным театром Ла Скала, расположенном на Via Filodrammatici, 2. Здесь можно провести незабываемый вечер, наслаждаясь спектаклем и познакомившись с историей знаменитого театра в его музее.
Безусловно, провести день на Соборной площади в Милане – это мечта каждого ценителя искусства и поклонника итальянской архитектуры.
Экскурсии по Милану
Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Милана?
Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Началось все вот с этой фотографии. Специалисты по Европе может быть в курсе, а я пытался представить, что это за сооружение такое. Обычно так рисуют фантастическую архитектуру другой цивилизации. Однако, все оказалось намного ближе
Древнее капище кельтов было разрушено на этом месте. Та же участь постигла и храм Минервы, стоявший здесь во времена Римской империи. Какое-то время здесь стояли две церкви (Санта-Мария Маджоре и Санта-Текла), которые сменила грандиозная постройка в готическом стиле.
Самым знаменитым памятником Итальянского Милана стал впоследствие этот Собор, полное название которого «Санта-Мария Нашенте». Это великолепное сооружение готической архитектуры называют даже символом Милана, ведь и расположен он прямо в центре города. Увидеть Миланский Собор собственными глазами – это не то, что увидеть на фотографии, хотя и они передают его изящество и красоту.
Первые камни в строительство этого готического храма заложил Джан Галеаццо Висконти в 1386 году, а проект фасада утвердил в 1805 году Наполеон. Собор является единственным в Европе построенным из белого мрамора.
На месте строительства Дуомо (так называют собор в Милане), в ранние времена стояло святилище кельтов, во времена Римской империи – храм Минервы, позже церковь Санта-Текла (IV-VI века), с VII века – церковь Санта-Мария-Маджоре (её снесли, чтобы расчистить место под новый собор).
Специалистов для постройки храма в готическом стиле пригласили из Германии и Франции, хотя сначала проектом занимался итальянский архитектор Симоне де’Орсениго. В 1470 году на пост главного архитектора пригласили Джунифорте Солари. Он пригласил себе на помощь Браманте и Леонардо да Винчи, и они предложили совместить готический стиль с ренессансом, в результате чего появился восьмиугольный купол.
В 1417 году недостроенный собор освятил папа Мартин V. Открытие храма состоялось в 1572 году, его торжественно освятил святой Карл Борромео.
В 1769 году был сооружен 104-метровый шпиль с позолоченной статуей Мадонны на конце. После этого в Милане приняли закон, что ни одно здание не должно заслонять покровительницу города. В XIX веке был построен «каменный лес» из 135 мраморных шпилей направленных в небо.
За время строительства Собора сменилось много поколений людей, участвовавших в его воздвижении. И ведь они прекрасно понимали, что окончание строительства им увидеть не суждено.
Не только итальянские мастера принимали участие в строительстве этого великолепия, но и французские и немецкие архитекторы. Да и сейчас там постоянно можно увидеть леса и прочие сооружения – ведь Собор приходится постоянно подновлять.
Сооружение это просто грандиозное, по всему верху украшенное многочисленными шпилями и башенками, резными украшениями, отчего выглядит, словно невесомое кружево. Фасад Собора впечатляющий, нежного бело-молочного цвета с легким розоватым оттенком.
В высоту здание собора достигает 157 метров. Это второй в мире готический Собор по вместимости, после Севильского Собора, который был перестроен из мечети. Внутренняя площадь Миланского Собора – 11700 квадратных метров.
Посвящен Миланский Дуомо – Святой Мадонне. Её позолоченная статуя установлена на самом высоком шпиле, на высоте 108,5 метров.
Милан значительно пострадал во время немецких бомбардировок Второй Мировой Войны. Разрушено было более 60 процентов городских построек. Среди уцелевших и нетронутых зданий был и Собор «Санта-Мария Нашенте».
Церкви готической эпохи традиционно украшаются многочисленными скульптурами, ведь бесконечные детальки считаются главными украшениями готических сооружений.
Так вот Миланский Собор насчитывает 2245 различных и весьма примечательных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и диковинные фантасмагоричные животные. На украшающих здание деталях изображено много лиц средневековья. Логично можно предположить, что большинство из них – это спонсоры строительства и их семейства.
Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада весьма похожи на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются её прообразами.
На шпилях также много фигур. Именно такие детали отлично передают особенность Собора, даже лучше, чем общие стандартные виды.
Ещё одна потрясающая особенность Миланского Собора это то, что на его крышу, оборудованную как террасу, можно подняться на лифте или по лестнице. Вокруг возвышаются все 135 шпилей – настоящий каменный лес.
Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этим настоящим искусством.
Великолепный фасад Собора скрывает за собой не меньшее великолепие. Центральный вход в Собор чаще всего закрыт, так что входить нужно через правый боковой портал. Там находится гробница архиепископа Милана 1018-1045 годов Ариберто да Интимиано.
Вдоль всей передней стены тянется латунная полоска. В полдень открывается её секрет – это меридиан, на который в это время через проделанное в крыше отверстие падает солнечный луч.
Тут же находится спуск в останки ранней базилики Санта-Текла, стоявшей на этом месте до строительства Кафедрального Собора. На этом месте в 387 году епископ и покровитель Милана святой Амвросий крестил будущего отца церкви святого Августина.
Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца Пеллегрино Тибальди.
Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Вот в таком натуралистичном виде, напоминающем анатомическую модель, святой Варфоломей и запечатлен скульптором Марко д̀Аграте.
Поражают высокие потолки и своды, колонны и знаменитый огромный орган Дуомо, который включает в себя 180 регистров и 13200 труб.
Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, этот витраж один из самых красивых — он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно — в 1988 году. Искусно выполнен и витраж с изображением святой Елены, матери императора Константина I Великого, который находится над малой часовней Креста. Находятся в Миланском Соборе и самые большие из всех витражей Средневековья – созданные братьями Бертини в 19 веке витражи в апсиде, изображающие сцены из Ветхого Завета, Нового Завета и Апокалипсиса.
Десятки реликвий собраны в Миланском Соборе. Среди них деревянное распятие, специально выполненное к процессии 1576 года, во время нашествия чумы. Впечатляет и надгробный памятник-мавзолей Джана Джакомо Медичи, выполненный скульптором Леони Леони. Это самая знаменитая гробница в этом Соборе, которую заказал Папа Римский Пий IY, брат Джакомо. На усыпальнице между двумя аллегорическими фигурами Мира и Войны, изображен сам Джакомо Медичи, живший с 1495 по 1555 гг.
В Миланском Соборе хранится реликвия – один из гвоздей, которыми был прибит к кресту Христос. Три гвоздя всего было. Один из них, брошенный в море, усмирил бурю. Второй гвоздь находится в Соборе в Монце. Третий гвоздь был переделан в лошадиные удила для императора. Позже император Феодосий подарил Святой гвоздь, переделанный в удила епископу Медиоланскому Амвросию. Сейчас эта реликвия находится над главным алтарем в самом центре Собора, помещенная в драгоценную дарохранительницу, состоящую из купола с фигурой торжествующего Христа над восьмью бронзовыми позолоченными колоннами.
Дважды в году Святой гвоздь доступен для обозрения прихожан. При помощи специального устройства, которое изобрел ещё Леонардо да Винчи, поднимается миланский епископ к нише за гвоздем. В остальное время гвоздь символизирует красный луч на стене.
Главный алтарь, созданный из мрамора и бронзы, создан Пеллегрино Тибальди. Позади него в 1560 году воздвигнут балдахин в форме храма, покоящийся на символизирующих апостолов двенадцати колоннах.
Недалеко стоит шедевр лотарингского мастера Никола да Вердуна 12 века – знаменитый бронзовый подсвечник пятиметровой высоты. Подсвечник опирается на четырех драконов, являющихся центром композиции. А бронзовую ножку великолепного канделябра украшают аллегорические фигуры и библейские персонажи.
На одной из стен Собора висит огромная каменная таблица, с выгравированным перечнем имен и фамилий всех архиепископов Милана начиная с 51 года настоящее время. Остались свободные места на ней и для имен будущих архиепископов.
Важно отметить, что женщины не могут посетить главную достопримечательность Милана с непокрытыми плечами и футболке с глубоким вырезом.
В первые дни лета время для посещения изменено
- 1 июня 07:00-12:00;
- 2 июня 14:00-19:00;
- 3 июня 09:00-19:00.
Режим работы смотровой площадки
Закрыта на Рождество и 1 мая.
Стоимость посещения на лифте
взрослый – 12 €, льготный – 6 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).
Стоимость посещения пешком
взрослый – 7 €, льготный – 3,50 € (дети 6-12 лет, лица старше 65 лет, группы студентов).
А вот фотографии 1900 года :
источники
Лилия Юрканис – https://inflora.ru
https://arrivo.ru/
https://worldjourney.ru/
Напомню вам еще некоторые величественные соборы Европы: Собор Святого Семейства (La Sagrada Familial) и Собор святого Петра в Ватикане (Basilica Sancti Petri). А вот футуристическая Хатльгримскиркья
Миланский кафедральный собор Дуомо – внешний облик (часть I)
Миланский собор Дуомо является символом не только этого многогранного города, но и Италии в целом за рубежом, поэтому говорить о нём не так-то просто.
Строительство Дуомо было начато в 1388 году и продолжалось до начала XIX столетия из-за постоянных приостановок и изменений проекта. В результате чего Миланский собор – это не один исторический стиль, а своеобразная смесь. Реинтерпретация готики, которая получила в последующем название пламенеющей готики.
Красота Миланского собора Дуомо, а также история, факты и легенды его возникновения – всё это вы узнаете ниже.
Чтобы рассказ не получился слишком монотонным, мы разбили его на две части, одна из которых посвящена внешнему облику собора, а другая – внутреннему. Начнем!
Миланский собор Дуомо – история возникновения
Легенда о происхождении Дуомо
История Собора начинается как сон, причем страшный сон. По легенде, однажды ночью в 1386 году во сне к Джану Галеаццо Висконти явился дьявол и приказал ему построить здание, украшенное множеством демонических изображений. В случае неповиновения, душа правителя будет обречена на вечные муки.
Джан Галеаццо Висконти, терзаемый адским пламенем, с ведома архиепископа Антонио Да Салюццо начал строительство архитектурного произведения искусства, содержащего сатанинские изображения. К сожалению, Джан Галеаццо умер в 1402, так и не увидев завершенную работу, для которой понадобилось более 500 лет упорного, невозмутимого труда.
Миланский собор, конечно, был построен не в честь дьявола, а в честь Святой Девы Марии. Но по своей тематике, внутреннему и внешнему оформлению. Благодаря тому, что 96 скульптурных композиций из 3400 были демонического характера, он напоминает о своем мистическом происхождении.
Место строительства Дуомо
Собор вырос на месте, где до него стояли собор Санта Марии Мадджоре, или зимний собор, и базилика Санта Текла, или летний собор (сегодня частично заметные в подвальной части Собора).
Выбор такого места для строительства, преимущественно, основывался на невозможности реставрации церкви Санта Марии Мадджоре, колокол которой, сорвавшись, разрушил часть нефа и фасад. Также на желании архиепископа построить новый большой собор в самой древней религиозной части города.
Многие сразу же начали перечислять деньги на строительство; на самом деле, многие делали это не из религиозных побуждений, а для того, чтобы получить индульгенции сначала от архиепископа, а затем от Папы Бонифация IX. Этот обычай не менялся веками. Даже сегодня можно перевести средства, которые запишут в Реестр Пожертвований, хранящийся в архиве Почетного Строительства Собора, основанном в 1387 и занимающимся проектированием, строительством и – в настоящее время – реставрацией Собора.
Дуомо и мрамор Кандолья
Собор целиком сделан из мрамора. Сам Джан Галеаццо Висконти пожелал, чтобы будущий Собор был построен не из кирпича, а из мрамора, чтобы у каждого, кто его увидит, захватывало дух. Для этих целей был выбран мрамор из карьеров Кандолья, расположенных более чем в ста километрах от Милана, но имеющих мрамор наивысшего качества, известный еще во времена Римской империи, но не используемый ранее в полной мере из-за сложности транспортировки. Эти трудности не смутили миланцев, и для транспортировки в эпоху судоходства стали использовать Великий Флот.
Напомним, что до середины 19в. Милан был крупным судоходным городом, пересеченным каналами, которые, в основном, использовались для перевозки грузов, так что огромные глыбы мрамора переправляли по воде и выгружали неподалеку от озера Сан Стефано. Именно там, где сегодня проходит улица Лагетто (одна из многих других улиц, свидетельствующих о каналах, находящихся сегодня под землей), мрамор специальными механизмами поднимали и на телегах перевозили к докам вблизи
Собора, так называемую сыроварню каменотесов, где им занимались уже разработчики, архитекторы, скульпторы.
На самом деле, сложность представляла не только доставка материала, но и его добыча, которая занимала много времени и даже в некоторой степени была связана с риском. Но и тогда никто не опустил руки! Вблизи карьеров построили хижины, где жили рабочие и куда доставляли продукты питания и необходимые инструменты. Только в 1874 году там была построена проезжая дорога.
В память об истории карьеров сегодня в Кандолья установлены две мемориальные плиты, целиком из мрамора. Зона добычи мрамора закрыта для посетителей, однако два раза в год для желающих устраивают экскурсии. Во время которых есть возможность посетить также реставрационные мастерские, куда доставляют пострадавшие от времени и под воздействием окружающей среды частички Миланского Собора, чтобы сделать копии. Отслужившие свой век частички не просто реставрируют, а уничтожают.
Небольшой исторический факт: мрамор Кандолья использовался только при строительстве Миланского Собора, следовательно, его экономическая ценность невероятно высока.
Проектирование Дуомо: Леонардо да Винчи, Браманте и Амадео
Архитекторов, инженеров и проектировщиков, работавших на строительстве Собора, было множество. Среди историй, связанных с долгим процессом строительства, вспомним проблему с тибуриумом (определенной архитектурной конструкцией куполов, типичных для эпохи Возрождения), который присутствовал в планах 14в., но не был реализован из-за технических проблем: при попытке его построить, он все время рушился.
Тем не менее, Людовико Моро все-таки удалось добиться осуществления его постройки.
В 1487 году герцог Миланский объявил конкурс среди инженеров и архитекторов на поиск решения проблемы строительства тибуриума. На призыв, среди прочих, откликнулись Леонардо да Винчи и Браманте, представившие деревянный макет проекта, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Воплощавший их идею, по которому впоследствии был написан трактат Opinio super Domicilium seu Templum Magnum. Это единственный теоретический текст, частично дошедший до нас в переводе. Выиграл конкурс проект Джованни Антонио Амадео, близкий по решению к ломбардской традиции.
Миланский собор Дуомо – внешний облик
Скульптуры, гаргулии, шпили и Музей Дуомо
Миланский собора поражает количеством скульптур внешне, гаргулий, шпилей, которые невозможно оценить. К счастью, внутри Музея Собора можно наблюдать шпили Дуомо вблизи – зрелище непередаваемое.
Невозможно представить, насколько богаты элементы, пока не увидишь их с близкого расстояния и, возможно тогда вы сможете заметить изображение боксеров. Среди прочих скульптур выделяются четыре пары боксеров в процессе поединка. Эта композиция посвящена Примо Карнера, первому итальянскому чемпиону мира в тяжелом весе 1933 года и Эрминио Спалла, первому итальянскому чемпиону Европы. Спалла, известный также как скульптор и оперный певец, снимался в картине «Чудо в Милане».
Кроме боксеров можно увидеть и изображения самых «коренных» завсегдатаев Собора и площади – голубей!
Внутри Музея можно найти и материалы, связанные с историей строительства Собора, Сокровища, собранного из литургических предметов и предметов культа в период с 5 по 17в и принадлежавшего Почтенному Капиталу. Если вам удастся туда заглянуть, обязательно посмотрите на митру, сделанную из разноцветных перьев колибри (кажется, в мире существуют всего четыре таких).
Загадка колокольни
За всеми многочисленными украшениями Собора вы, скорее всего, не обратите внимание на отсутствие колокольни – одного из главных элементов классической церкви.
Однако знайте, что колокола есть и были здесь на протяжении 500 лет!
Их три, и спрятаны они в свободном пространстве тибуриума главного шпиля, между внешней и внутренней стеной, звонят в них с помощью подвижных молотков. До 1866 года колокола находились в колокольне, здании на террасе над центральным нефом, впоследствии разрушенной. По поводу строительства новой колокольни велись жаркие споры, которые так ни к чему и не привели.
Был один грандиозный проект Вико Вигано в 1938 году, включавший множество самых немыслимых архитектурных решений. Он даже был одобрен Муссолини. Однако, к сожалению или к счастью, идею раскритиковали, так как в противном случае по сложности и даже по высоте колокольня могла превзойти Собор.
Мадонна
Один из самых знаменитых элементов Собора – конечно же, Мадонна. Свое настоящее расположение – на центральном шпиле – она заняла только в 1774. Это творение скульптора Джузеппе Перего, резчика Джузеппе Антиньяни и ювелира Джузеппе Бини.
Поражает то, что статую Мадонны на шпиль водружали без всяких церемоний и ритуалов. Более того, говорят, что некоторые, а среди них и Пьетро Верри, миланский философ, историк, имели серьезные опасения, что под весом статуи может обрушиться церковь. А также и то, что сделанная из металла, она будет притягивать молнии.
Рассказывают также, что во время Второй мировой войны Мадонну завешивали тряпьем, чтобы ее позолоченная поверхность, отражающая лучи, не привлекала к церкви бомбардировщиков.
Уже в 1848 году, во время Пяти Миланских Дней Луиджи Торелли и Шипьоне Багадджи подняли трехцветный флаг над статуей Девы Марии. Он пробудил угасший дух борцов на баррикадах после пятидневного затишья, приведя их к победе. До сих пор во время религиозных и светских праздников на алебарде справа у Ассунта развевается итальянский флаг.
Статуя Мадонны высотой 4,16 м и весом около 399 кг, 585 кг весит несущая плита из нержавеющей стали, а 6, 75 кг – листы золота, которыми облицована статуя.
Самая знаменитая и любимая миланцами песня посвящена Мадонне с Собора. Ее написал Джованни Д’Анци одной из ночей в 1935 году. он подумал, что настало время сочинить песню для миланцев, равную аналогичным неаполитанским и римским, наводнившим улицы в тридцатые годы.
Вплоть до строительства Пиреллоне Собор с Мадонной оставался самым высоким зданием в Милане. Согласно закону, вышедшему в 30-е гг, башня Бранка Ди Джио Понти и башня Веласка должны стоять на почтительном расстоянии в 108,5 м от Мадонны. Возможно, из опасения просадки грунта – несколько метров земли у поверхности представляет собой пласт грунта, испытывающий давление каменных оснований построек. Только в 60-х построили Пиреллоне, который стал выше Собора. По традиции и из уважения к Деве Марии на небоскреб поместили копию статуи Мадонны с Собора.
Террасы Дуомо – захватывающая панорама Милана
Миланский собор конечно впечатляет своей красотой внешне, но это ещё не всё. Вы можете также насладиться захватывающим панорамным видом на город с террасы Дуомо. Обязательно уделите час вашего времени, чтобы подняться нас террасы, поверьте оно того стоит.
Подняться наверх можно как на лифте, так и пешком: 201 ступенька отделяет землю от возможности насладиться панорамой Милана. Во время визита вы сможете увидеть 135 шпилей, более 180 статуй и кончено же главную золотую статую Дуомо – Мадонину.
С террас Дуомо можно также увидеть самые высокие вершины города. Небоскреб Кадорна, замок Сфорца в Милане, башню Веласка, башни Порта Гарибальди и Пирелли, небоскребы площади делла Репубблика.
Полезная информация о Дуомо
Адрес
Площадь Дуомо (Piazza del Duomo, Milan)
Как добраться
На автомобиле: для передвижения по Милану вы можете арендовать автомобиль или воспользоваться кар-шэрингом.
Миланский собор Дуомо расположен в историческом центре Милана, поэтому добраться до самого собора на машине не получится. Тем не менее, вы можете доехать до площади Фонтанов и после всего в 400 метрах по направлению к площади Дуомо пройти пешком.
На метро: добраться на метро до площади Дуомо, пожалуй самый удобный вариант. Остановка Миланский собор обслуживается красной линией (M1) и желтой (М3).
На трамвае: линии, которые достигают площади Дуомо следующие:
- трамвай 15, остановка на площади Фонтанов
- трамвай 2 и 14, остановка на улице Виа Торино
- трамвай 16, 24 и 27, Остановка на улице Виа Мадзини
Время работы
Дуомо: без выходных, с 7.00 до 19.00.
Террасы: без выходных, с 9.00 до 19.00.
Как купить билеты
Обратите внимание, что вы можете купить как отдельные билеты для посещения собора, музеев и террас (на лифтом или подняться по лестнице), так и накопительный билет (Duomo Pass), который разрешает доступ ко всем областям. Приобрести билеты вы можете заранее на Ticketone.it.
Пожалуй о внешнем облике Дуомо мы рассказали всё, что знаем. Теперь осталось раскрыть тайны внутреннего убранства этого древнего величественного собора в статье Миланский кафедральный собор Дуомо – внутренний облик (часть 2).
Миланский собор
3400 статуй, 200 барельефов, 135 шпилей, 96 водосточных труб, а так же 55 витражей с 3600 персонажами, всего 11700 м² внутренней площади и 635 лет истории — это цифры последнего, по времени начала строительства, из великих готических соборов Европы — Миланского собора, Duomo di Milano. Но величие его не только в цифрах.
Классики литературы о Миланском соборе
Миланский собор всегда очаровывал великих путешественников.
«Куда бы я ни посмотрел, со всех сторон, из-за каждого шпиля, которыми пронизано здание, выглядывали мраморные фигуры… Здесь торжествовал удивительный мистический мир! Да, это была церковь Божья!»
(Ганс Христиан Андерсен, 1805-1875, о Миланском соборе)
«Все эти вечера, около часа ночи, я ходил снова и снова посмотреть на Миланский собор. Эта церковь, в освещении прекрасной луны, становится уникальным в мире зрелищем небывалой красоты. Никогда ещё архитектура не вызывала у меня таких эмоций.»
(Стендаль 1783-1842, 5 ноября 1816 года)
«Белизна и изысканность его величия придают ему вид ледника с тысячей сосулек, или гигантского отложения сталактитов; трудно поверить, что это работа выполнена рукой человека.»
(Теофил Готье, 1811-1872, о Миланском соборе)
«Тем временем, в Милане есть самое главное чудо, которое я не могу не описать: собор. На расстоянии кажется, будто он вырезан из листа белой бумаги, но, подойдя к нему ближе, мы с удивлением обнаруживаем, что эти кружево-подобные вырезы, несомненно, сделаны из белого мрамора. Если наблюдать за всей работой немного дольше, то замечаешь какая она грациозная, колоссально красивая, игрушка для гигантских детей. Но еще лучше это выглядит в полночь, при лунном свете, когда толпа белокаменных фигур спускается сверху и сопровождает тебя через площадь, шепча тебе на ухо древнюю историю.»
(Генрих Гейне, 1797-1856, о Миланском соборе)
«Какое чудо! Такой торжественный, такой грандиозный, такой огромный и, в то же время, такой хрупкий, такой воздушный, такой элегантный! Видение, призрак, гимн, воспетый в камне, поэзия, выгравированная в мраморе»
(Марк Твен, 1835-1910, о Миланском соборе)
Мрамор Миланского собора
Миланский собор — это своего рода пережиток средневековья. Дошёл он до наших дней таким, каким мы его видим благодаря материалу, из которого он создан. Это особенный вид мрамора, который, несмотря на то, что изначально очень твёрдый, со временем начинает отслаивается. Происходит это потому, что, в отличае от других видов мрамора, например каррарского, в состав его входит кварцит и пирит, которые под воздействием влажности и атмосферных осадков начинают расширяться, то есть расслаивать этот вид мрамора. Это говорит о том, что Миланский собор нуждается в постоянном уходе и реконструкции.
В XIV веке, во времена начала строительства собора, в Милане и по всей Италии основным строительным материалом был кирпич, но европейские соборы строились в основном из каменных блоков. Здесь решили не отступать от сложившейся традиции строить церкви из мрамора. Вспомним Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, собор в Пизе, в Орвието — мрамор в религиозных строениях Италии был главным действующим лицом.
Откуда везли мрамор
Мраморные карьеры были не то, чтобы за углом. Они находились в десятках километров от Милана, в карьерах Кандольи. Кандолья — это маленькое поселение, между Пьемонтом и Ломбардией. Здесь находится живой источник Миланского собора — карьеры его особенного мрамора с розовыми и серыми прожилками. Отсюда на баржах отправлялись огромные мраморные блоки на строительство собора. 100 км дороги по воде, то же расстояние, что и в современное время, но на другом транспорте, преодолевал этот ценный материал. С 1337 карьер Кандольи беспрерывно поставляет исходный материал для строительства этой архитектурной мечты.
С доставкой мрамора связан интересный анекдот, вошедший впоследствии в бытовую диалектальную речь миланцев. Когда на стройку приходили баржи с мрамором, каждая из них была подписана аббревиатурой «AUF», то есть Ad usum Fabrice, что в переводе означает «на строительство собора». Такое уточнение было важным, так как груз этот не подлежал налогообложению. Отсюда и происхождение местного выражения «A ufo», что сегодня означает «бесплатно».
Статуи Миланского собора
Джан Галеаццо Висконти , 1-й миланский герцог, первым уполномочил использовать карьер Кандольи для строительства собора.
Согласно легенде, строительство Миланского собора началось благодаря кошмару, который приснился Джану Галеаццо Висконти. Ему приснился дьявол, люцифер собственной персоны, приказавший Висконти построить храм в его честь, полный образов страшных монстров и жутких существ, в противном случае гореть ему в аду. Герцог был очень напуган ночным кошмаром. Единственным спасением своей души он видел в строительстве собора во славу Господа Бога — самого большого, самого торжественного, во славу победы добра над злом.
У Миланского собора есть еще одна особенность. Это единственный собор в мире, на крыше которого можно гулять, причем в компании 3400 статуй не только королевских особ, а и почтенных горожан. Здесь есть святые, среди которых Святая Лючия, защитница глаз каменотёсов, а так же императоры, папы римские и короли. Поскольку строительство Миланского собора заняло не одно столетие, то персонажи статуй не обязательно связаны с давней историей, одной из последних статуй была статуя итальянской звезды бокса 50-х Примо Карнера.
Не должно пугать присутствие на соборе монстров. Речь идёт о своеобразных завершениях водосточных труб, из пасти которых извергается вода. Монстры украшают исключительно внешнюю сторону и установлены там специально, чтобы отпугивать дьявола. По другой версии они воплощают кошмары, страхи и грехи, которые готовы в любой момент наброситься на вас, но от которых можно спрятаться войдя в церковь.
Стиль Миланского собора
Стиль Миланского собора принято относить к стилю поздней готической архитектуры. Он действительно заимствовал характеристики самых важных соборов Европы, которые ему, в некоторой степени, удалось превзойти. Миланский собор, например, по размеру намного больше, чем Парижский Нотр-Дам, и не только. Его протяжённость занимает 4-е место среди церквей во всём мире, а именно 11700 м².
Внутри собора представлены всевозможные воплощения человеческого гения — это и картины художников XVII века, которые рассказывают о жизни и чудесах святого Карла Борромео, и огромный свод, возвышающийся на высоте 45 метров. Но самое впечатляющее — это невероятный лес каменных столбов, пилястров, 25 м длиной, с диаметром более 3 м. Находясь внутри создается впечатление, что гуляешь среди фантастического каменного леса. У этих пилястров есть одна особенность, характерная только Миланскому собору — на каждом из них расположены капители с нишами, а в нишах находятся статуи, изображающие святых и пророков. Каждая статуя по размеру превосходит человеческий рост — высота их более 2 метров. Самое удивительное в том, что первые капители были возведены ещё до открытия Америки.
Строительство Миланского собора
Нетрудно представить, что в течении более 6 веков в строительстве собора участвовал не один десяток архитекторов, инженеров, художников, целые поколения каменотесов. Это была хоровая работа, своего рода оркестровая симфония возможностей человека. Участвовали в работах не только местные жители, но и другие итальянские архитекторы и иностранные специалисты, которые приезжали из Франции, Германии, Голландии, привозя с собой опыт строительства соборов. Именно поэтому Миланский собор смело можно считать собором Европы.
Строительство собора началось с его задней части, апсиды, постепенно продвигаясь вперед. Интенсивность строительства постоянно менялась — временами был большой всплеск, а иногда оно практически останавливалось, всё зависело от финансовых возможностей.
Главной проблемой стала реализация фасада. Причина этому была очень простая — к тому времени готический стиль уже вышел из моды. С конца XVI века было представлено огромное количество проектов, но постоянные сомнения и неудовлетворенности привели к тому, что фасад так и не был завершён вплоть до начала XIX века, оставаясь кирпичным. Точки над i расставил Наполеон — он приказал завершить строительство фасада Миланского собора к 1805 году, ко дню его коронации королём Италии.
На какие средства строился Миланский собор
Создание такой красоты на протяжении многих веков не могло финансироваться исключительно за счёт средств королевской казны. Собор стал смыслом жизни всех горожан. Кто был богатым — жертвовал немало денег, кто был победнее — кормил и поил строителей, а кому нечего было предложить — часто участвовал в качестве рабочей силы. Такая особая характеристика отношения горожан к собору продолжается и до наших дней. Например, орган в соборе — самый большой орган в Италии, но он очень хрупкий, за ним нужен постоянный уход. Сегодня, как и 600 лет назад, миланцы сами вызвались участвовать в реконструкции органа, тем самым подтверждая его звание народного собора.
Витражи Миланского собора
Витражи — одна из самых впечатляющих характеристик европейских соборов. Витражи считаются новинкой в готической архитектуре. Раньше, в романском стиле, их не использовали. Церкви строились из массивного камня, были похожи скорее на замки веры. Внутри они были практически тёмными. Это была весьма угрюмая, мистическая темнота.
Готические церкви совсем другие. В них яркое освещение, они возносятся высоко вверх, благодаря так же внешней структуре, дающей опору и делающей стены более стойкими. Поэтому сами стены могут быть более тонкими, они становятся почти что занавесями, спускающимися вниз и открывающими вид на величественные витражи.
В витражах Миланского собора изображены 3650 фигур персонажей и историй из Старого и Нового Заветов и Апокалипсиса. Во времена, когда большинство населения было безграмотным, эти световые рисунки, как фрески в большинстве соборов, служили источником просвещения. Самые первые витражи здесь относятся к XV столетию, последние были созданы совсем недавно, в 1978 году. В XIX столетии были проведены серьёзные реставрационные работы витражей, которые можно заметить невооружённым взглядом по резкому цветовому контрасту более молодого стекла. В витражах, рассказы Нового и Старого Завета, повествует не слово, а свет, и мы их слушаем не ушами, а глазами.
Самые древние витражи
Самые старинные витражи Миланского собора находятся в задней его части за главным алтарем и относятся к XV столетию. Это очень сложное произведение, и, чаще всего, теряешься в нем, начиная рассматривать детали. Но, как не стоит всматриваться в детали фасада, а стараться воспринимать его в целостности, так и витраж нужно охватить взглядом полностью.
В самом его центре выделяется гигантская розетка, солнце, испускающее лучи, которое, вместе со змеем, изображалось на гербе рода Висконти. Каждое большое окно Миланского собора было тщательно спроектировано Джаном Галеаццо Висконти и его архитекторами. Строительство собора поддерживалось спонсорством разных сообществ и организаций, что так же отображено на витражах собора, где целые разделы изображают нотариусов, часовщиков и купцов. Одним словом, витражи представляют собой миланское общество тех времен, или, как минимум, её самую авторитетную часть. Любопытно, что когда, со временем, стёкла иногда разбивались, восстанавливали их не учитывая первоначального рисунка. Стёкла лепились как попало, поэтому часто можно заметить таких себе монстров с ногами вместо лица или руками, торчащими из ушей. Но, несмотря на это, витражи своей масштабностью и зрелищностью всегда вызывали восхищение каждого, кто перед ними оказывался.
Шедевр маньеризма в Миланском соборе
Не сразу заметная взгляду, под главным алтарем, находится крипта — место, производящее ошеломляющее впечатление. 8 колон из красного мрамора создают своего рода окружность вокруг алтаря. Невероятно зрелищный здесь так же свод, полностью украшенный лепниной и фресками. И вся эта красота не какое-то спрятанное помещение, а пульсирующее сердце литургической жизни. Крипта, в свою очередь, соединена с еще одним очень важным помещением, где в драгоценном серебряном гробу хранятся мощи Святого Карла Борромео.
Раннехристианский период
Миланский собор представляет из себя воображаемую книгу истории, в которой один на другой наслоены её периоды. В самом низу находится еще один слой, который переносит нас в раннехристианскую эпоху. На глубине 3 м под центром города, а именно под папертью, находился баптистерий, от которого остался центральный восьмиугольный бассейн и периметральная структура в форме восьмиугольника. Такая форма имела важное символическое значение — цифра 8 символизировала восьмой день, Судный День, в надежде на воскресение, как воскресение Христа.
Мадоннина
На самом высоком шпиле находится самая главная статуя Миланского собора — статуя Мадонны, которую миланцы ласково называют мадоннина. Вместе с мадонниной общая высота собора составляет 108,5 м. Статуя выполнена из стали, покрытой листами золота. Блеск её настолько яркий, что во время Второй мировой войны мадоннину покрывали тканью, чтобы она не служила ориентиром для бомбардировщиков.
Очень важным заключением будет мысль о том, что тот, кто задумывал строительство собора прекрасно себе представлял, что при жизни ему не удастся его увидеть. Что же тогда объединяло всех этих людей так вкладываться в его строительство? Конечно же вера, она была главным мотором, но не только. Был определённый дух общества. Миланский собор стал символом самого города, но и это не всё. Собор должен был воплощать в себе что-то такое, чему время неподвластно. Тело разрушается, жизнь кончается, но, несмотря на это, люди надеялись, что создание собора, бросая вызов времени, никогда не остановится. Поэтому помимо веры, собор представляет из себя что-то намного более человеческое и земное. Глядя на него, сердце наполняется восторгом, а разум насыщается внутренним спокойствием. В нём помимо красоты есть что-то такое, что проходит сквозь века и становится понятием вечным — это любовь к жизни.